4 стадии жизни. Четыре стадии жизни: как избежать неудачных решений

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Каждый из нас задумывается о смысле жизни, о том, куда стоит двигаться дальше и что мешает этому движению.
Бизнесмен и блогер Марк Мэнсон рассказал о 4 этапах, на которые делится наша жизнь. Эта информация поможет разобраться во многих вопросах.

Этап 1. Мимикрия.

Ребенок рождается беспомощным, он постепенно учится узнавать мир вокруг и подражает взрослым, затем совершенствует социальные навыки и в итоге становится частью общей культуры, принимает нормы и правила общества.

Основная цель этого этапа - познать общество, научится взаимодействовать с ним, при этом развиваясь самодостаточной личностью со своими индивидуальными особенностями.

Взрослые должны помогать в таком становлении, однако так происходит далеко не всегда. Часто нас ругают за независимость, не хотят поддерживать наши решения, а в результате мы не можем научиться независимости. Из-за этого многие задерживаются с переходом на следующий этап.

Первый этап должен закончиться в подростковом возрасте, однако многие задерживаются в нем и до 35-40 лет, сами того не осознавая. Чрезмерная опека или строгость родителей не дают сформироваться нашей собственно личности, самостоятельности и независимости. Конечно, все должны вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения, но иногда необходимо проявить смелость и сделать что-то вопреки принятым стандартам и ожиданиям, если мы чувствуем, что это действительно нужно.

Этап 2. Самопознание.

На первом этапе человек должен научиться взаимодействию с обществом и культурой, в которой он живет. Второй же этап мы должны посвятить самосознанию - пониманию того, чем и почему мы отличаемся от других. Это этап принятия решений и прохождения испытаний, в результате которых мы должны осознать себя как уникальную личность.

На этом этапе допустимы пробы и ошибки, эксперименты в поиске верного пути. Для этого мы должны путешествовать, общаться с множеством разных людей, познавать другие культуры, пробовать разные социальные роли. Конечно, у каждого человека этот этап будет проходить по-своему.

Основная задача второго этапа - беспрерывное самопознание.

На этом этапе нужно пробовать разные вещи, с успехом или провалом. Так мы набираемся опыта и постепенно понимаем, что нам нравится и куда двигаться дальше.

Этот этап длится до того момента, пока вы сами для себя не начнете устанавливать определенные ограничения. Это должен быть сознательный процесс. Человек начинает отсеивать ненужные контакты, выбирать общение только с интересными ему людьми. Он осознает, что с экранов телевидения или из чужих уст нельзя услышать дельные советы, потому что никто из этих людей не знает вас и вашу ситуацию.

Человек осознанно выставляет ограничения для себя, выбирает определённую работу, питание, образ жизни с полезными или вредными привычками. Эти ограничения помогают в итоге понять, что прежние ошибки нельзя повторять все время, что жизнь не бесконечна и необходимо расставить приоритеты как можно раньше.

На этом этапе важно понять: если вы что-то можете сделать, то это необязательно необходимо делать.

Человек должен взять на себя ответственность за свою жизнь, осознать последствия своих плохих и хороших действий в будущем. Например, как пагубно влияют на ваш жизнь определенные привычки, какие черты характера нужно развивать, какие недостатки исправлять и т.д.

Если этого не осознать и не выставить себе ограничения, можно еще не один десяток лет жить в самообмане, боязни признать свои неудачи и надолго застрять на этом этапе. Такие люди годами не могут начать хорошо зарабатывать или завести семью, потому что все время ждут, что завтра появится что-то лучше. Вместо осознания своих недостатков они практикуют позитивное мышление.

Важно понять, что не все мечты и планы сбываются, но нам необходимо двигаться вперед, ведь жизнь у нас одна, и второго шанса прожить её уже не будет.

Этот этап обычно проходит в промежутке от 20-22 до 32-35 лет.

Все, кто застряли на втором этапе, большую часть жизни убеждают себя в безграничности своих возможностей, в том, что когда-нибудь они преодолеют все преграды. Однако с высоты третьего этапа становится понятно, что эти люди бегут на месте, совершенно никуда на двигаясь. В итоге к 40 годам они продолжают ждать чуда, долго и безуспешно искать себя, словно застревая в подростковом возрасте.

Этап 3. Обязательства.

Человек уже осознал свои привычки и выставил ограничения. Расставив нужные приоритеты, мы понимаем, что все успеть нельзя, и делаем выбор в пользу занятий, которые действительно важны или не принесут негативных последствий.

Этот этап - время консолидации сил для достижения успеха. Вы перестаете общаться с некоторыми старыми друзьями, с которыми, кроме привычки, уже нет ничего общего, забрасываете бесполезные хобби, забываете старые «наивные» мечты. Вместо этого, вы бросаете вдвое больше сил на развитие в тех областях, где вы уже добились успеха. Вы становитесь экспертом в работе, которую знаете досконально, вы готовы развивать отношения, которые действительно важны в вашей жизни.

Этот этап завершается, если:

1. Вы чувствуете, что не успеете воплотить все свои юношеские планы.

2. Вы испытываете физические ограничения. Например, быстро устаете и чувствуете, что работать в том же темпе стало тяжелее и хочется больше отдыха.

Третий этап длится в норме с 32-35 до пенсионного возраста.

Застрявшие на этом этапе долго не могут отпустить свои прежние амбиции и осознать, что времени и сил их реализовать уже не хватит. Они могут продолжать тяжело работать до 70-80 лет, так и не позволив себе спокойной старости.

Этап 4. Наследие.

Этого этапа достигают те, кто потратил много времени для достижения всех целей. Теперь они могут спокойно осознать, что не в силах двигаться дальше, что они сделали и так достаточно. У них есть дом, семья и богатый жизненный опыт.

Цель этого этапа - осознать, что вы оставите после себя что-то важное, что вы не зря потратили жизнь и ваше наследие стало результатом усилий.

Возможно, вы вырастили хороших детей или сделали много для развития фирмы. Теперь можно расслабиться и просто получить удовольствие от жизни.

Этот этап очень важен психологически. Человек чувствует приближение завершающего этапа жизни. Очень важно понять, что жизнь была прожита не зря, есть её результаты и опыт.

В чем смысл разных этапов?

Переходя на каждый последующий этап, человек становится более счастливым и благополучным. Например, на 2 этапе многие заняты карьерой, погоней за заработком и статусом. В это время тяжело расслабиться и почувствовать себя счастливым. Переходя на 3 этап, эмоции и стремления становятся более стабильными: вы уже построили определенный фундамент, теперь радоваться жизни получается чаще. Последний этап - осознание плодов своего труда позволяет получить удовлетворение от прожитой жизни.

Каждый следующий этап - переход к более яркому ощущению счастья, которое не зависит от внешнего мира.

Надо заметить, что переход от этапа к этапу никогда не бывает резким. На промежуточных стадиях происходит смена приоритетов, вы можете терять то, что было для вас важно раньше. И это нормально. Если ваши друзья упорно не хотят переходить на 3 этап, а вам уже удалось это сделать, то общение с ними само собой подходит к концу, потому что ваши приоритеты и стремления уже разные. Это и есть развитие. И иногда его стимулом могут быть какие-либо негативные события в жизни.

Что сдерживает развитие и переход на следующий этап?

Перейти на следующий этап всегда мешает чувство неполноценности, неудовлетворенность результатом.

На первом этапе не всегда получается понравиться всем, хотя этого очень хочется. На втором этапе иногда кажется, что в жизни слишком мало впечатлений, что у других их значительно больше. На третьем может казаться мало влияния или успеха, кажется, что нужно что-то делать еще больше.

В чем секрет продвижения на следующий этап?

Постарайтесь осознать то, что является необходимым результатом текущего этапа, чтобы перейти на следующий. На первом этапе важно понять, что всем нравиться невозможно; на втором - перестать жить мечтами и расставить приоритеты, выделив самое важное; на третьем - осознать, что сил уже не так много и надо сбавить обороты, дать возможность расти другим и давать им советы; для перехода на 4 этап - понять, что перемены неизбежны и что вы уже многого добились, а результаты вашей жизни останутся жить в вашем деле, в ваших детях и внуках.

Помните, жизнь продолжается. И только от вас зависит, будете ли вы и дальше стоять на месте или успешно шагать вперед.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Человек рождается и, хотим мы того или нет, умирает. Промежуток между появлением на свет и исчезновением люди проживают по-разному: у кого-то он может быть длинным, насыщенным или, наоборот, коротким и скучным.

Вариаций много. Но в любом случае каждый из нас хотя бы однажды задавался вопросом «что такое жизнь?». Для чего мы живем, какой смысл у этого мероприятия? А может его вовсе нет?

Определения жизни - это то, чего не может быть

Дать определение понятию жизнь пытались деятели самых разных научных и ненаучных сфер. Например:


4 главных этапа жизни человека

Что такое жизнь в контексте человеческого существования? Многие ищут смысл своего пребывания на планете Земля, и не находя впадают в уныние.

Либо бывает так, что вроде бы нашел его – вот он, только руку протяни! А достать не можешь, руки коротки – и зачем тогда жить?

На самом деле не все так печально, если знать хотя бы примерную структуру жизни, ее этапы. Имея на руках готовую инструкцию и будучи готовым к будущим событиям, идти значительно веселее.

Человеческая жизнь состоит из 4 этапов :

  1. Этап подражания (длится до 18 лет) : ребенок рождается беспомощным. Он ничего не знает и не умеет – чистый лист, на котором в дальнейшем появится определенный рисунок. Каким он будет, никто не знает.

    Это зависит от множества обстоятельств – начиная от того, кто его родители, и , которые будут сопутствовать ему всю жизнь.

    Постепенно малыш учится ходить, говорить, впитывает , адаптируется среди людей. Все это приходит в его жизнь через подражание, целью которого является превращение во взрослую, самостоятельную личность ().

    Но бывает так, что физически индивид вырастает, но продолжает подражать окружающим, зависеть от их мнения и пытаться угодить.
  2. Стадия самопознания (до 25-35 лет) заключается в том, чтобы найти свое отличие от других. Кто я? И чем отличаюсь от основной массы людей? Почему я – именно я, а не кто-то другой?

    На этом этапе человек много действует, экспериментирует, и, конечно, ошибается в попытках вычленить свою уникальную природу. Мы натыкаемся на собственные запреты, привитые нам на первом этапе: какие-то из них ломаются, рождаются новые.

    Мы учимся слышать себя и свои настоящие желания, отбрасывая в сторону все ненужное и сохраняя ценное. Находим свои слабые и сильные места, стараясь укрепить первые и максимально развить вторые.

    Застрять здесь можно, если так и не научиться признавать свои слабости, ошибки и не избавиться от слепой веры в желаемое, но нереальное.
  3. Этап свершения (от 40 лет и до усталой старости) – к этому моменту человек хорошо себя знает, он честен с собой, а потому перестает грезить несбыточными мечтами и пребывать в иллюзиях.

    Рядом с ним больше нет друзей, которые только такими казались, нелюбимых супругов, ненавистной работы и всего прочего, что только тянуло вниз и не вызывало особой радости.

    Вы знаете, кто вы и что у вас получается лучше всего. Поэтому это то самое время, когда люди начинают активно раскрывать свой потенциал и самоактуализироваться. Возможно, вы придумаете что-то новое и гениальное, а может поймете, что ваше предназначение просто быть хорошим родителем. Все сугубо .

    Застревание на этой стадии происходит в том случае, если человек не смог .
  4. Последняя стадия жизни именуется наследие (после 60-70 лет) . Это период, когда люди оглядываются назад, анализируют ее содержимое, оценивают свои старания и жизненный багаж. Физическое и энергетическое здоровье уже не позволяют следовать только вперед и создавать новые глобальные цели.

    Этот период очень важен с психологической точки зрения. Если личность довольна тем, как прожила большую часть отведенного ей времени, тогда ей не страшно уходить. Чувство выполненного долга и не зря прожитой жизни успокаивают тревогу перед неминуемым концом.

    В обратном случае, человек будет страдать и сожалеть о зря потраченных годах. Так происходит по той причине, что мы осознанно или нет ищем в своем существовании какой-то смысл, который стремимся воплотить в реальность.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое мечта и зачем это нам нужно - 10 бонусов для мечтателя Что такое пафос и кто такие пафосные люди Что такое ностальгия и каковы причины ее возникновения Экзальтация - это сильное воодушевление, которое не все могут контролировать Что такое великодушие и как развить в себе это качество Что такое самоотверженность - примеры самоотверженного поведения и негативная сторона медали Что такое эгоизм и эгоцентризм - в чём между ними разница Что такое концепция Лайфхак - что это такое Сибарит - это человек стремящийся к удовольствиям или прожигатель жизни Пессимизм - что это такое и так ли уж плохо быть пессимистом Фаталисты и фатализм - это мы сами творим свою судьбу или лишь следуем предначертанному

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

Через разные этапы жизни проходит каждый человек. Его действия в каждый период времени и определяют итоговое качество существования.

Нередко же люди делают все наперекосяк. Это может привести к самым сложным ситуациям. Поэтому желательно, чтобы личность заранее знала то, к чему ей следует быть готовой.

sycenter

Основные ранние этапы жизни

С возрастом у людей происходит переоценка ценностей. Чаще всего это осуществляется путем внешних перемен, но иногда наступает желание двигаться вперед или замкнуться в себе и при внутреннем самоанализе. Ранний возрастной этап жизни человека состоит из двух периодов:

взрослость;
степень зрелости.

В каждом случае поведение отличается характерными манерами действий. При четком понимании жизненных установок удается добиться невероятных результатов.

Взрослость

Этот этап и период жизни человека доходит в некоторых случаях до 32 лет. При этом основная парадигма жизни - эгоизм и максимализм.

Личность стремится только брать все необходимое от окружающего мира, ничего не передавая ему взамен. Естественно, в это время не рекомендуется заводить детей.

Человек на подсознательном уровне не готов делить своими эмоциями с кем-либо еще, в результате чего возникает диссонанс психики. Итоги подобного эффекта могут быть довольно сложными в разрешении.

Степень зрелости

В большинстве случаев этот жизненный период ограничивается 42 годам. У некоторых он заканчивается немного раньше. Все зависит от мировоззрения личности и степени ее развития.

Потребность брать что-то от других людей снижается многократно, возрастает желание передать собственные знания. Отличное время для начала учительской карьеры или создания семьи.

Происходит анализ прожитых уже лет, его результаты и определят дальнейший жизненный путь каждого.

Важные поздние этапы жизни человека

Здесь ситуация немного иная. Поведенческие особенности формируются в основном по итогам прожитых ранее этапов. Однако, в ряде случаев может наступить полный слом и пересмотр системы ценностей. Период делится на два типа:

средняя зрелость;
поздняя зрелость.

Конечно, для каждой личности поведение сугубо индивидуально. Однако, общие черты существуют и в этих ситуациях.

Средняя зрелость

Ограничивается 42 и 60 годами. Продуктивность личности повышается прежде всего в плане творчества. Этот новый этап в жизни человека проходит под желанием действовать и передать опыт следующему поколению. Важно избежать депрессивного состояния. В это время его вероятность возрастает стремительно.

Поздняя зрелость

В основном посвящена анализу жизни. Желательно не замыкаться в себе, а пытаться осваивать новые навыки и учиться чему-либо нестандартному. Только такой подход даст необходимую энергию и продлит работу мозга.

Итоги

Конечно, в ряде случаев эти этапы могут протекать и по-другому. На самом деле все в большей степени зависит от поведенческих особенностей личности. Представленный же материал характеризует большинство людей.

ЭТАПЫ ЖИЗНИ В ИНДУИЗМЕ . Классика. ЧЕТЫРЕ ЭТАПА ЖИЗНИ
В основе арийского общества лежало, во-первых, разделение на сословия, или варны*, а во-вторых, представление о периодах (или ашрамах), на которые должна разделяться жизнь каждого человека. Арийское общество состояло из четырёх сословий, и жизнь каждого ария делилась на четыре этапа.

Высш ие варны отличались от низших обрядом посвящения (упанаяна). Его совершали, когда мальчику исполнялось 8-12 лет. Избежать посвящения было невозможно: без этого путь в варну, а позже и в касту, и в общину был закрыт. Обряд включал в себя несколько процедур, и главной среди них было вручение священного шнура, который с этого момента следовало носить постоянно.

БРАХМАЧАРИН. Прошедшие обряд посвящения назывались «двиджа», т.е. дважды рожденные. С этого момента начинался этап ученичества, человек становился брахмачарином. Этот период жизни рекомендовалось проходить в доме духовного наставника — гуру. Под его руководством ученик изучал священные тексты и обучался правилам доброго и правильного (т. е. предписанного традицией) поведения. Он должен был узнать принятые в его касте формы приветствия старших и формы ответа на приветствия, формы обращения к старшим и младшим, женщинам разных социальных слоев, родственникам, разным должностным лицам. Важно было выучить всё правильно и ничего не перепутать: даже самый простой вопрос о здоровье содержал подвох, т. к. в зависимости от кастовой принадлежности для слова «здоровье» следовало выбирать разные выражения.
Ученик должен был совершать регулярные омовения, возлияния воды богам и приносить топливо для очага. Брахманы обучались главным образом исполнению жреческих обязанностей, кшатрии — владению оружием, вайшьи — той профессии, которая считалась наследственной в их семье.

Продолжительность обучениябыла различной; в некоторых текстах говорится даже о 48 годах. Но, как правило, обучение завершалось к 16 годам.


ГРИХАСТХА . Закончив период ученичества, юноша возвращался домой (если только он не учился дома), К этому времени он достигал физической и духовной зрелости и был готов исполнять семейные обязанности. В его жизни начинался второй этап — домохозяина (грихастхи). Теперь ему надлежало заботиться прежде всего о продолжении рода, о содержании семьи и воспитании детей.
Юноша вступал в брак. И по сей день в Индии его устраивают родители жениха и невесты после длительных переговоров и советов с астрологами. При этом должны строго соблюдаться правила, учитывающие степень родства и кастовую принадлежность. Существовало множество ограничений, из-за которых брак становился невозможным,
В древних текстах перечисляются восемь типов брака, получивших названия по именам богов и иных сверхъестественных существ: с уплатой женихом выкупа за невесту и без уплаты, с умыканием, брак по взаимной любви без каких бы то ни было материальных обязательств и т. д. Самым добродетельным считался брак, в который вступали стороны, равные по варне. Он назывался именем верховного божества Брахмы.
Браки освящались пышными, сложными и дорогостоящими обрядами, которые в основных чертах сохраняются и поныне. Одной из важнейших брачных церемоний было возжигание священного огня, с помощью которого домохозяин впоследствии должен был выполнять домашние обряды, совершать жертвоприношения и с его же помощью готовить пищу. Ему предписывалось также ежедневно исполнять пять «великих жертвоприношений»: Брахме — чтением вед, предкам — водой и пищей, богам — возлиянием на огонь очищенного коровьего масла, духам — разбрасыванием остатков пищи и, наконец, людям — гостеприимством.


ВАНАПРАСТХА — Выполнив свой гражданский долг, дожив до седин и «дождавшись детей своих детей», т.е. внуков, дваждырождённый мог оставить мирскую жизнь и удалиться в лес, став отшельником (ванапрастха). В этот период жизни ему следовало очищаться от всякой скверны и прегрешений, предаваться благочестивым размышлениям, усмирять бренную плоть и выполнять религиозные предписания. Он мог поселиться в небольшой хижине и жить подношениями окрестных сельских жителей. Так предписывалось проводить третий период жизни.


САННЬЯСИН . Перед смертью, отрешившись от всего земного, отшельник покидал свою лесную обитель и становился бездомным странником (санньясином). Он не нуждался ни в чём, кроме ветхого рубища, посоха и чаши для подаяния. Он жил, ожидая смерти, «как слуга жалованья».


Закон четырёх ашрам соотносился с главными жизненными целями. На первой стадии (ученичества) ведущей целью была дхарма — нравственный долг, обязанность, добродетель. Домохозяин следовал принципам артхи, т. е. деятельности, направленной на достижение материального благополучия, власти и т, п., а также камы — любви и наслаждения. На последних стадиях жизни главной целью становилась мокша — духовное освобождение от сансарного бытия.
Для каждого периода предлагался также предпочтительный круг чтения; для учеников — веды*, для домохозяев — брахманы*, для лесных отшельников — араньяки, а для санньясинов-аскетов — упанишады*. Каждой ашраме соответствовал определенный тип деятельности и особый тип поведения. Ученику, например, вменялось в обязанность делать всё полезное для гуру. «Законы Ману» давали подробные указания о правилах поведения: «В присутствии гуру надо всегда есть меньше, чем он, носить худшую одежду и украшения, полагается раньше него вставать с постели и позже ложиться. Нельзя ни отвечать, ни разговаривать с ним лёжа, сидя, принимая пищу, стоя или отвернувшись. Надо стоять, когда гуру сидит, приближаться, когда тот стоит, идти навстречу приближающемуся, бежать вслед бегущему».
Четверичный закон был некоей идеальной установкой, ей должны были следовать все члены высших каст. Но в реальной жизни нередки были и отклонения от него. Большая часть дваждырождённых удовлетворялась положением домохозяина и откладывала обретение высшего блаженства до следующих, более счастливых рождений. В то же время многие отшельники и аскеты Древней Индии не были старыми людьми, потому что сокращали или совсем пропускали этап домохозяина.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»