Чем отличается каяк от каноэ. Что лучше: каноэ или каяк

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В наше время каяки, байдарки и каноэ пользуются большой популярностью, так как они очень маневренны, мало весят и обладают отличной проходимостью.

На них можно с легкостью проплыть там, где обычная лодка всенепременно застрянет. Поэтому им и отдают предпочтение как любители водного туризма, так и охотники с рыбаками.

Однако при этом мало кто знает, в чем заключается разница между этими типами лодок, часто путая не только названия, но и элементы конструкции. И не мудрено запутаться – все они обладают вытянутой формой, у них заострены нос и корма, управление осуществляется веслами, и делают их из идентичных материалов. Тем не менее, различия есть.

Разница в конструкции

Каноэ – это отдельный тип лодок. В них, например, отсутствуют упоры для ног и спины, запалубленная дека, кокпиты, в то время как в каяках и байдарках они есть. У последних также прямые носовая и кормовая части, а у каноэ они приподняты.

Каяки и байдарки больше похожи между собой, но каяк – это всегда одно- или двухместная лодка, а вот байдарки могут быть рассчитаны и на 4-х человек.

В каяках и байдарках спортсмены сидят или в кокпите, или сверху лодки, а вот в каноэ они находятся внутри. Первые управляются веслами с двумя лопастями, а каноэ – однолопастными. Также каяки и байдарки могут оснащаться отсеками для багажа, емкостями для улучшения устойчивости на воде, герметичными камерами, а в каноэ всего этого нет.

Каноэ могут управлять до 30 гребцов, среди каяков и байдарок таких габаритов не встретить никогда, так как они предназначены для более узких мест и маневров в них.

В каяке гребцу будет намного удобнее в холодную погоду, поскольку корпус предусматривает специальные фартуки и юбки, благодаря которым внутрь не попадают брызги. В каноэ такая защита не предусмотрена. Ее можно увидеть в виде специальной надстройки разве что в океанских вариантах, но таких очень немного (мало кто рискнет выходить в океан на небольшой лодке).

Разница в технических характеристиках

Часто технические характеристики ориентированы исключительно на определенные модели, коих великое множество, поэтому они часто пересекаются. Так, например, надувные каяки могут весить от 4 до 22 кг, а вот каркасные байдарки и каноэ могут весить от 40 и 70 кг соответственно. В результате этого их транспортировка может стать значительной проблемой для любителя просто поплавать на горных реках и спусках, в то время как каяк можно донести до нужного места буквально на руках.

Максимальная скорость каяков и байдарок – 7-8 км/ч с веслами, а вот каноэ можно разогнать до 12 км/ч. Солидно, не поспорить, но ведь только на каяке можно спокойно проплыть по озеру, наслаждаясь красотами природы, а не пронестись, словно стрела, на каноэ.

Область применения каяков, байдарок и каноэ

Современные модели этих малоразмерных лодок изготавливаются из самых разных материалов. Это может быть алюминий, пластик, водонепроницаемая ткань, композиты и так далее. Каяки бывают надувными, корпусными или каркасными. Именно последние, кстати, активно используются любителями туристических походов по рекам и озерам, поскольку такие модели не занимают много места, легко собираются и разбираются, а также хорошо оснащены.

Корпусные каяки и байдарки предпочитают профессионалы. Эти лодки, как правило, комплектуются дополнительными приспособлениями, которые позволяют лучшим образом контролировать их поведение на воде.

Подавляющее большинство современных каяков выпускается именно для рекреационного отдыха. В некоторых из них можно дополнительно установить еще одно сиденье, чтобы плавать в компании. Также они оснащаются дополнительными герметичными люками для багажа.

В целом же эти маломерные лодки предназначены для прохождения узких и извилистых протоков, отмелей или заболоченных мест. Ими легко управлять на волнах, даже любитель сможет сохранить нужный курс при боковом или встречном ветре. Конструкция рассчитана таким образом, что повреждения у каяков бывают очень редки, а если это даже и случилось, то их можно с легкостью отремонтировать прямо на берегу. Легкие и простые каяки с удовольствием приобретают охотники и рыболовы, которые любят богатые уловы или добычу.

Есть специальные каяки и для детей. Они обеспечат не только веселое времяпрепровождение, но и физическое развитие. Во всех детских моделях безопасность в приоритете, поэтому взрослые могут не переживать за детей (однако это не значит, что ребенка можно оставлять без присмотра на открытой воде).

Что лучше купить, байдарку или каноэ.

Байдарки и каноэ имеют много схожего. Они имеют большую маневренность, обладают узкой вытянутой формой с заостренными носами и кормой, способны без труда продвигаться по заболоченным, заросшим тростником водоемам, преодолевать бурные пороги, ходить по морям. Конструкция байдарок несколько отличается от конструкции байдарок, но и те, и другие используются в туризме, водных видах спорта, для , охоты, дальних походов, семейных прогулок.

К принципиальным отличиям байдарок от каноэ можно отнести способ посадки, устройство весел и днища. У байдарок днище узкое, весла двухлопастные, посадка гребцов подразумевает расположение в кокпите или на нем с вытянутыми вперед ногами и прислоненной к упору спиной. Каноэ имеют уплощенное дно, однолопастное весло и предполагают посадку гребцов при опоре на одно колено или сидя на банке. При этом основная разница между этими двумя маломерными судами - положение центра веса людей, которое у байдарок находится ниже уровня воды, а у каноэ - выше. Именно этот фактор вместе с различиями в диапазоне габаритов обуславливает существенную разницу в технических показателях лодок. Каждая из них в сравнении с другой имеет какие-то преимущества и недостатки.

Преимущества байдарок и каноэ

Модели байдарок выпускаются в одноместных (каяки), и трехместных вариантах. Для перевозки багажа в них имеются специальные герметичные отсеки, которые вмещают грузы, объем которых зависит от модификации лодки. Каноэ превосходят байдарки по вместительности. Существуют модели, рассчитанные на семь и более человек. Однако отдельные отсеки для вещей в каноэ не предусмотрены. Багаж в них складывается на дно или в отделения, имеющиеся на аутригере, если он присутствует.

Скорость

Преимущества в скорости среди байдарок и каноэ относительны. Легкий пластиковый каяк длиной около 2,5 метров без труда обгонит такой же каноэ на сравнительно спокойной воде. Однако даже самая длинная байдарка не сможет развить такую же скорость, с которой способен идти каноэ максимальной длины.

Скорость каноэ на открытых акваториях (море, океан) уступает скорости байдарок, если суда не идут с парусным вооружением. Это объясняется тем, что парусность байдарок ниже, и они меньше подвержены влиянию направления ветра. Скорость прогулочных семейных моделей и в том, и в другом случае не превышает шести-восьми километров в час. Такие лодки обычно снабжаются дополнительными системами безопасности, утяжеляющими вес, и обладают формой корпуса, не предусматривающей быстрое движение.

Изоляция

В отношении изоляции гребцов у байдарок есть неоспоримые преимущества. Во-первых, в традиционных моделях с посадкой «сит ин» гребцы располагаются внутри кокпита вплотную к его стенкам, поэтому им не так страшен пронизывающий ветер, как открытым со всех сторон пассажирам каноэ. Во-вторых, конструкция байдарок предусматривает оснащение плотными водонепроницаемыми фартуками и юбками, защищающими внутреннюю часть корпуса от брызг и попадания воды. В каноэ обычно подобных приспособлений нет. Лишь в некоторых парусных вариантах, предназначенных для дальних переходов по морям или океанам, присутствуют закрытые надстройки. Но это отдельно стоящие маломерные суда с узким диапазоном применения.

Управляемость

Что касается преимущества в управляемости байдарок и каноэ, то здесь тоже все относительно. Каноэ управляются только веслами, имеющими одну лопасть-лопатку. В некоторых ситуациях это очень удобно - компактное весло позволяет быстро повернуть лодку и протолкнуть ее на мелководье или среди густых зарослей камышей. Байдарки обладают двухлопастными веслами, упорами, могут оснащаться рулевым и педальным управлением. Это позволяет регулировать движение лодки не только веслами, но и телом либо поворотом стоп. Однако на реках с бурным течением упоры и рулевое управление часто становятся помехой, и каноэ на них нередко имеют преимущество перед байдарками.

Что выбрать новичку - байдарку или каноэ

Вопрос выбора между байдарками и каноэ для новичков обычно решается в пользу байдарок. Если человек имеет слабое представление о технике владения одним веслом на лодке, быстро обучиться плавать на каноэ ему будет сложно. При попеременном отталкивании от воды то с одной, то с другой стороны даже длинная лодка начнет вертеться, рыскать, постоянно сбиваться с курса. Поэтому изначально лучше освоить греблю на байдарке. Ее двухлопастные весла позволяют научиться управлять движением лодки в короткие сроки, так как в этом случае гребцам надо лишь привыкнуть к их ритмичному вращению.

08.06.11 7:37 PM

Каяк, каноэ и байдарка: терминологические нюансы

Не существует различий между конструкцией каяка и строением байдарки, но в русской словесности устоялась традиция употреблять слово «байдарка» когда речь заходит о надувных или каркасно-надувных байдарок. А слово «каяк» соотносить с категорией сборных и неразборных одноместных пластиковых байдарок.

Впрочем, одним английским словом «kayak» обозначаются оба вида лодок. В таком виде водного спорта, как гребной слалом, выделяют два типа судна – каноэ и каяк. Основной отличительной чертой, которая может сразу броситься в глаза, между этими двумя классами судов заключается в посадке гребца. Так, гребец управляет каноэ, стоя на колене, а каяком – сидя на лавке. Отличается также способ гребли – на каноэ гребут одной лопастью, а на каяке – двухлопастным веслом. Отличается каноэ от каяка и по техническим характеристикам, таким как ширина лодки и форма посадочного места. Так, внешне каноэ представляется шире, чем каяк. Между словами «каяк» и «байдарка», которые обозначают одно понятие, спортсмен выберет слово «каяк» для своего судна. Байдаркой называют туристическую лодку или судно для гладкой спортивной гребли.

Чем отличается каяк от байдарки и каноэ.

Такие лодки, как байдарки, каяки и каноэ, в наше время пользуются огромным спросом из-за своей маневренности, небольшого веса, малой осадки и чрезвычайно высокий проходимости. Они способны без труда продвигаться там, где не пройдет классическая лодка - по отмелям, заболоченным местам, заросшим камышом протокам, бурным рекам небольшой глубины. Именно поэтому байдаркам, каноэ, каякам отдают предпочтение рыбаки, охотники, любители сплава и водных путешествий.

При этом далеко не все знают, в чем же разница между этими тремя типами лодок и часто путают не только их названия, но и конструкции. Для дилетантов в таких вопросах это несложно - байдарки, каяки, каноэ обладают вытянутой узкой формой с заостренными носом и кормой, управляются веслами, изготавливаются из одних и тех же материал. Однако различия между ними все же присутствуют.

Конструкция каяков, байдарок и каноэ

Каяки и байдарки по своему устройству аналогичны, только байдарки могут быть или четырехместными, каяки вмещают не более двух человек. В прогулочных вариантах каяков может быть еще откидное сиденье для ребенка. Каноэ относится к другой категории лодок.

Разница между ними заключается, прежде всего, в конструкции. Если байдарки и каяки оснащаются упорами для ног, спины, кокпитами, запалубленной декой, то в каноэ они отсутствуют. Каяки и байдарки имеют преимущественно прямые носовую и кормовую части, килеватое днище, в каноэ оконечности приподнятые, симметричные по миделю, а днище уплощенное.

В каяках и байдарках гребцы сидят либо в кокпите, либо наверху лодки, в каноэ располагаются внутри корпуса. Байдарки и каяки управляются двухлопастными веслами, каноэ однолопастными. В первых двух случаях суда снабжаются багажными отсеками, герметическими камерами, емкостями непотопляемости, в последнем их нет, а багаж складывается прямо на дно. Многие модели каноэ имеют транцы для моторов или оборудования для их установки. Среди байдарок и каяков подобные варианты встречаются редко.

В каноэ гребцы либо находятся на сиденьях-банках, либо стоят на одном колене. Точка центра тяжести людей в данном случае находится выше уровня воды. В байдарках и каяках они сидят, вытянув ноги вперед, на анатомических сиденьях, и центр тяжести опускается ниже уровня водки. В результате лодки становятся устойчивей, стабильней, и управлять ими легче, чем регулировать движение каноэ.

Диапазон длины у каноэ гораздо больше такого же диапазона длины у байдарок и каяков. Они могут вмещать до 20-30 гребцов и набирают солидную скорость, превышающую скорость самых длинных байдарок. В массовых вариантах часто встречаются каноэ для семи человек, среди байдарок такие не присутствуют вообще.

В ветреную и холодную погоду гребцам в байдарках и каяках «сит ин» уютнее, чем в каноэ. Они закрыты полипреновыми фартуками и юбками, предотвращающими попадание брызг в кокпит. У людей в каноэ такой защиты нет. Только в океанских парусных вариантах в центре судна может находиться надстройка, в которой при необходимости можно укрыться от ветра и дождя.


Технические характеристики каяков, байдарок и каноэ

Технические характеристики всех трех типов лодок ориентированы на конкретные модели и часто пересекаются. Например, масса , каноэ и байдарок находится в промежутке между 6 килограммами и 22 килограммами. В то же время максимальный вес цельнолитых и каркасных байдарок составляет 40 килограмм, а вес каноэ может достигать 70 и более килограмм.

Каяки и байдарки способны перевозить грузы от 150 килограмм до 400 килограмм, грузоподъемность каноэ может быть выше 700 килограмм. Ширина первых двух лодок - от 62 сантиметров до 96 сантиметров, длина от 2,5 метра до 5,2 метра. Ширина каноэ от 50 сантиметров (спортивные) до одного метра двух сантиметров, длина - от 2,5 до 7 -10 метров.

Наконец, длинные каноэ могут идти на веслах со скоростью до 12 километров в час, байдарки и каяки двигаются с максимальной скоростью 7-8 километров в час.

Популярные каяки, байдарки и каноэ

Сейчас на рынке существует очень много различных моделей каяков, байдарок и каноэ, обладающих совершенно разной стоимостью. Они изготавливаются из полиэтилена, пластика, композитов, фанеры, алюминия, водонепроницаемой ткани с ПХВ покрытием, бывают корпусными, каркасными, надувными, спортивными, прогулочными. Самыми популярными среди любителей рыбной ловли и охоты на водоплавающую птицу на данный момент являются надувные лодки, обладающие низкой стоимостью, компактностью, послушностью в управлении. Это и отечественные модели байдарки «Щука», и каноэ Аргус, и каяки Каньон Соло, Хатанга, Викинг, и многие другие.

Каркасные модели таких маломерных судов являются разборными и тоже пользуются немалым спросом среди энтузиастов водных мероприятий. Они быстро собираются, не создают проблем при транспортировке, хорошо оснащены и удобны для туристических путешествий по сравнительно тихим водоемам. К самым распространенным из них можно отнести модели «Турист», «Таймень», «Колибри».

Цельнолитым корпусным каноэ, байдаркам, каякам отдают предпочтение профессионалы. Это самые прочные и долговечные лодки, способные выдерживать большие нагрузки. Очень популярны сейчас каноэ «Хищник», «Пуля», «Таймыр», «Остров», каяки «Виннер», «Долли», байдарки «Пиранья», «Pure S Creeker», «Cross Club».

Область применения каяков, байдарок и каноэ

Каяки, байдарки, каноэ - это лодки, которые применяются с самыми разными целями. Они способны легко преодолевать бурные пороги, ходить под парусом, удобны для рыбной ловли, охоты, дальних переходов. Узкие длинные байдарки и каноэ широко используются в слаломе, неразборные и надувные короткие каяки подходят для экстремального сплава по горным река, родео, серфинга.

Сейчас выпускается множество моделей, предназначенных для рекреационного отдыха на воде. Они оснащаются детскими сиденьями и дают возможность превосходно провести время в выходные или в отпуске всей семьей. На каяках, байдарках и каноэ отправляются в далекие экспедиции, пересекают моря и океаны, исследуют новые места.

Это универсальные маломерные суда, позволяющие проходить извилистые узкие протоки, заболоченные местности, отмели. Они послушны в управлении на волнах, держат курс при встречном и боковом ветре, редко получают повреждения и могут быстро ремонтироваться прямо на берегу. Основные преимущества каяков, байдарок и каноэ - это компактность и возможность следовать по самым труднопроходимым областям практически любых водоемов. Именно поэтому ими активно пользуются рыбаки и охотники, желающие вернуться домой с великолепным уловом и добычей.

Существуют детские лодки такого типа, обеспечивающие ребенку веселый отдых и отличное физическое развитие. На подобных каяках, байдарках, каноэ предусмотрена надежная система безопасности, благодаря которой малыши могут управлять ими самостоятельно, без помощи взрослых. Это лодки, которые дают возможность прекрасно провести время, получить массу впечатлений и решить массу задач.

Рассматривая основное плавоборудование для занятий греблей, внимание, как правило, останавливается на каноэ и каяках. Только это абсолютно два разных снаряжения, которые отличатся не только конструкцией, но и техническими показателями. Однако, самое главное отличие – это размещения центра веса гребца. В каяке это центр немного ниже, чем уровень воды, в отличи от каноэ, где гребец сидит на сиденье, высотой примерно как небольшая табуретка.

В зависимости от типа каяков, представленных на http://aquapolis.ua/ , будет зависеть скорость и безопасность на воде. Каноэ чаще всего рекомендуется использовать для спокойной воды, где нет больших волн, быстрого течения и безветренная погода.

Достоинства каяка

И если уже говорить о преимуществах каяка, то это:

Скорость. Это одно из главных преимуществ каяка, которое на три ступени выше от скорости каноэ. Как правило, классические каяки типа Sit-In немного быстрей каяков типа Sit-On-Top;
изоляция. Благодаря особой конструкции и наличию юбки, данное плавсредство обеспечивает гребцу хорошую изоляцию от воздействия внешней среды. Одевая юбку, корпус каяка закрывается герметично и не отдаёт тепло. Плавать на каяке можно в любое время года, даже в морозы, главное, чтобы водоём не был покрыт льдом;
отличная управляемость. Каяк позволяет на 100% чувствовать все движения на воде, и с максимальной точностью управлять им.

Преимущества каноэ

Каноэ никто не списывает и, как и первое плавсредство, оно также имеет свои существенные преимущества, среди которых стоит отметить:

Грузоподъёмность. Если классический каяк может поместить только двух человек, то некоторые модели каноэ способны уместить до 4-х человек и кучу нужных вещей: палатка, спальный мешок, вещи, продукты;
уровень безопасности. Начинающие спортсмены или просто любители водного спорта боятся каяков только из-за огромного опасения перевернуться на воде. Для новичков каяк кажется пугающим плавсредством, не внушающим доверия и безопасности. Однако, это скорей всего неоправданный страх, который никак не подтверждается на практике, но избавиться от него сложно.

Много моделей каяков очень устойчивы на воде, и чтобы их опрокинуть, необходимо сильно постараться. Каноэ в этом плане быстрее входит в доверие. Однако, стоит помнить, что центр вашего веса находится над водой, и потому равновесие очень важно. Чтобы увеличить стабильность, равновесие в каноэ на воде, необходимо стать на колени посреди плавсредства. К данному методу также стоит прибегать в том случае, если поднялся сильный ветер.

Стоит также отметить, что большинство людей свои первые шаги на водоёме начинают именно с каноэ. Он более легкий в управлении, и им легче маневрировать. Для детей – это идеальное плавсредство для обучения.

Таким образом, выбирая каноэ или каяк, ориентируйтесь на свой опыт, способность и физические возможности, отсутствие страха, и количество желающих людей на борту лодки, условия погоды. Единого решения: что лучше – каноэ или каяк для спортсменов нет.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»