Вопрос:
Судья вынес постановление о лишении прав сроком на 2 года за управление ТС в состоянии алкогольного опьянения. В протокол не вписаны свидетели. не присутствовали при составлении всех документов, ИДПС подъехал к ним на стоянку и записал их данные, на освидетельствовании они не присутствовали. Копию освидетельствования на руки не получал, при изучении материалов дела не обнаружил чек который должен выдавать алкотестер, в протоколе об отстранении и протоколе об АПН непонятно указано время. Подскажите, пожалуйста, если я буду обжаловать решение суда, есть ли шанс вернуть права?
Ответ:
На наш взгляд, шансы вернуть права обжаловав решение суда у Вас есть. Однако, чтобы указать какие именно пункты постановления Вам необходимо обжаловать и на что при этом надо ссылаться, необходимо изучение материалов дела, а именно: протокол об административном правонарушении, протокол об отстранении от управления транспортным средством, акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения, постановление мирового судьи о лишении Вас права управления транспортными средствами. Если у Вас нет в наличии каких-либо из указанных документов, то сообщаем Вам, что в соответствии ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела и пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП. Таким образом, Вы можете прийти в мировой суд где рассматривалось Ваше дело, заявить ходатайство (в соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ) об ознакомлении с материалами Вашего дела и методом фотосъемки сфотографировать каждый лист дела. Из текста же вопроса, мы можем определить, что при оформлении материалов дела сотрудниками ДПС допущен ряд грубых нарушений действующего законодательства. Так, недопустимо составление протокола отстранения от управления транспортным средством, акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола направления на медицинское освидетельствование в отсутствие двух . Требование о присутствии прямо установлено в ст.27.12 КоАП РФ, а также п.4, 11 «Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов» (утвержденных Постановлением Правительства РФ № 475 от 26 июня 2008 года). Также, отсутствие распечатки показаний алкотестера на бумажном носителе влечет невозможность использования этих показаний в качестве доказательства, поскольку в соответствии с п.5 указанных Правил, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в соответствии с установленным законом порогом концентрации этилового спирта в выдыхаемом воздухе осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе, разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений. Неверное указание времени совершения административного правонарушения или времени составления протоколов также могут являться основанием к прекращению дела об административном правонарушении.
С уважением, автоюристы компании «Лишению — нет!».
как по уголовно-процессуальному, так и по адми-нистративно-деликтному законодательству на территории Российской Федерации законными признаются следственные действия с участием не менее двух понятых.
Понятой исполняет роль одного из гарантов правильности непосредственного восприятия при производстве процессуальных действий того или иного должностного лица, обстоятельств и фактов, имеющих значение для дела, надлежащего их отражения в соответствующем протоколе. Законодателем понятой отнесен к группе так называемых иных участников судопроизводства наряду со свидетелем, экспертом, специалистом, переводчиком. Как и другие участники этой группы (кроме свидетеля), понятым может быть только не заинтересованное в исходе дела лицо. Но в отличие от них для понятого не требуется присутствия такого признака, как компетентность.
Понятые наделяются рядом процессуальных прав, включая, например, замечания по поводу произведенных действий. Они подлежат занесению » соответствующий протокол. Понятые должны присутствовать при производстве процессуального (следственного) действия в течение всего времени. Если впоследствии у кого-либо из представителей сторон возникнут сомнения в полноте и объективности следственного действия и в полученных при этом доказательствах, то понятые могут быть допрошены в качестве свидетелей.
В судебной практике факт неразъяснения понятым их прав и ответственности признается обстоятельством, лишающим протокол следственного действия, проведенного с их участием, доказательственного значения (см.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1998, №2, с. 11). Выявление личного интереса понятого в исходе дела служит основанием для его устранения от участия в следственном действии. Однако законом не определено, каким образом следователь должен устанавливать личность понятого и место его проживания.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г. (далее - КоАП) доказательствами по делу об административном правонарушении служат любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств и вещественными доказательствами.
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, можгут быть признаны, в частности, объяснения потерпевшего, свидетеля, лица, привлеченного к ответственности, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции, ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ (прежде всего знаменитое «правило Миранды» - не свидетельствовать против самого себя), а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
составления первого протокола о применении мер обеспече ния производства по делу, предусмотренных ст. 27.1 КоАП;
составления протокола или
вынесения прокурором постановле
ния о возбуждении дела;
вынесения определения о
возбуждении дела при необходи
мости проведения административ
ного расследования, предусмотрен
ного ст. 28.7 КоАП;
оформления предупрежде
ния или с момента наложения (взи
мания) административного штрафа
на месте совершения администра
тивного правонарушения в случае,
если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6
КоАП вместо протокола составляет
ся постановление-квитанция уста
новленного образца.
По аналогии с дореволюционным законодательством в современном протоколе об административном правонарушении указываются дата и место составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, повод для возбуждения дела, данные о наличии события правонарушения, статья КоАП либо закона субъекта РФ, предусматривающая за это административную ответственность. В соответствии со ст. 26.8 КоАП показания специальных технических средств отражаются в административном протоколе, а также указываются наименование измерительного прибора, его номер, дата проведения метрологической проверки, если такой прибор применялся.
Прокурор вместо протокола о совершении административного правонарушения выносит соответствующее постановление о возбуждении дела (ст. 28.4 КоАП).
Часть 1 ст. 28.5 КоАП определяет, что протокол составляется немедленно после выявления деликта. Если необходимо выяснить дополнительные обстоятельства о правонарушителе - то в течение двух суток с момента выявления правонарушения, при проведении административного расследования - после его окончания. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом; ему, а также потерпевшему вручается под расписку его копия. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются.
В соответствии со ст. 25.5 КоАП с момента составления административного протокола для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель последнего.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, гражданином или законным представителем организации, в отношении которых возбуждено дело (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ). В случае их отказа подписать протокол в нем делается соответствующая запись.
В соответствии с п. 2 ст. 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных гл. 27 Кодекса, эта глава содержит исчерпывающий перечень мер обеспечения производства с обязательным присутствием понятых (ст. 27.7, 27.10, 27.13 и 27.14 КоАП РФ).
Но не все так просто, как представляется на первый взгляд.
Так, например, постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 октября 2006 г. по делу МвАбб-4971/2006 заявление о привлечении некоего Общества с ограниченной ответственностью к административным санкциям за производство и оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, осталось без удовлетворения, так как судом было установлено, что к отбору образцов (проб) и составлению соответствующего акта понятые не привлекались, протокол об изъятии не составлялся.
Присутствие понятых во время применения других мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе и направлении на медицинское освидетельствование, Кодексом не предусмотрено. Таким образом, их присутствие в данном случае не является обязательным.
Согласно п. 3 Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов (они утверждены постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. № 930) оно проводится на основании соответствующего протокола, составленного в присутствии двух понятых и подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, а также водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера. Следовательно, без протокола, составленного в присутствии двух понятых, медицинское освидетельствование проводить нельзя. Тем не менее законодатель разрешил должностному лицу (т.е. милиционеру) разбираться с водителем без участия понятых, только на основании своего опыта.
Между прочим, Инструкция о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования от 29 июня 1983 г., утвержденная МВД СССР по согласованию с союзными Минздравом и Минюстом, действует до сих пор. По ней освидетельствование водителя на месте с применением индикаторной трубки «Контроль трезвости» либо других технических средств должно проводиться в присутствии двух понятых.
Данная процедура является относительно добровольной мерой медицинского характера. Относительной потому, что за отказ от ее прохождения установлена административная ответственность.
Итак, основаниями для медицинского освидетельствования водителя являются;
1) факт дорожно-транспортного происшествия;
2} наличие у водителя признаков опьянения;
3) заявление граждан об употреблении водителем спиртных напитков;
4) признание самого водителя в употреблении спиртных напитков.
Водитель вправе отказаться от медицинского освидетельствования на месте происшествия. В этом случае должностное лицо в присутствии свидетелей и потерпевших, если они имеются, составляет протокол о нарушении правил дорожного движения, в котором указывает визуальные признаки опьянения и факт отказа нарушителя от медицинского освидетельствования.
В соответствии с п. 6.5.7 Наставления по работе дорожно-пат-рульной службы Государственной инспекции безопасности дорожно-ао движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 20 апреля 1999г. №297, сотрудник дорожно-патрульной службы обязан проводить освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, повлекших
угрозу безопасности дорожного движения, для установления факта алкогольного или наркотического опьянения либо направлять или доставлять указанных лиц в медицинские учреждения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела.
Таким образом, сотруднику ДПС для подтверждения опьянения предоставлено право освидетельствования подозреваемых, если совершенное ими преступление или административное правонарушение повлекло угрозу безопасности дорожного движения. При этом все строится исключительно на добропорядочности сотрудника (чиновника), без обязательного участия понятых или свидетелей. Но при спорной ситуации освидетельство вание должно проводиться в медицинском учреждении. Как правило, это происходит иногда по истечении довольно длительного времени, и организм может очиститься естественным путем. В этом случае медицинское освидетельствование проводить бессмысленно, но остается освидетельствование, проведенное сотрудниками милиции. Поскольку законом не установлен порядок такого освидетельствования, то в п. 25 Методических рекомендаций по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, утвержденных письмом МВД РФ от 18 июня 2003 г. № 13/Ц-72, уточнено, что по результатам освидетельствования, проведенного сотрудниками милиции с применением технических средств, составляется соответствующий акт. В нем результат освидетельствования отражается, как показатель произведенной пробы - положительный или отрицательный. Но только на первый взгляд кажется, что имеются два состояния. На самом деле противоположным трезвому является нетрезвое состояние.
Подробно это освещено в статье Л.В. Астафьева и А.И. Кузьмина «К вопросу о предмете освидетельствования лиц, управляющих транспортным средством» (Адвокат, 2005, №6). По мнению авторов, опьянение представляет собой степень нетрезвого состояния, которую законодатель признал основанием для привлечения к административной ответственности лицо, управляющее транспортным средством. Состояние опьянения не является ближайшим к трезвому. Между трезвым состоянием и состоянием опьянения - значительный промежуток времени. Но разница между употреблением алкоголя и состоянием опьянения остается довольно туманной. Каким образом она учитывается в приказе Минздрава РФ «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» от 14 июля 2003 г № 308, непонятно. Для привлечения к административной ответственности лица, управлявшего транспортным средством, достаточно констатировать наличие опьянения. Получается, что управление транспортным средством лицом, употребившим алкоголь, разрешается!
На фоне вышесказанного, в ситуации, когда водитель остается наедине с инспектором ГИБДД, можно рассмотреть типичное дело о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.26 КоАП (Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения), рассматривавшееся в г. Пушкине.
Водитель Б. в суде, как на одно из нарушений, указывал, что в силу требований ч. 3 и 4 ст. 25.5 КоАП защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола. В нарушении ч. 6 ст. 28.2 КоАП ему не была вручена копия протокола, в связи с чем инспектор использовал правовую возможность на законном основании отстранить защитника (адвоката, полномочия которого удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием} от участия в рассмотрении дела непосредственно в момент задержания. Однако Конституция РФ (ст. 2, 45 и 48) не связывает предоставление помощи адвоката (защитника) с формальным моментом принятия органом дознания, следствия или прокуратуры какого-либо процессуального акта.
Таким образом, хотя законодатель и указал на возможность привлечения к делу защитника, водитель остался в одиночестве и понял, что все зависит от воли должностного лица и его желания составить или не составить протокол об административном правонарушении.
Судом было установлено, что присутствие понятых при направлении на медицинское освидетельствование КоАП не предусмотрено, т.е. присутствие понятых при применении этой меры не является обязательным. Согласно вышеупомянутым Методическим рекомендациям в бланках протоколов предусмотрены данные о понятых (протоколы об отстранении от управления транспортным средством и о направлении на медицинское освидетельствование). Именно эти, а не иные бланки использовал инспектор.
Однако в протоколах об отстранении от управления транспортным средством и о направлении на медицинское освидетельствование, представленных в суд, инспектор указывает на присутствие понятых, а в копиях, написанных под копирку и выданных водителю Б., упоминание о понятых отсутствует {?!). Что хотел доказать инспектор суду и какими правовыми нормами при составлении протоколов он руководствовался, так и осталось невыясненным. Кстати сказать, понятые, записанные в протоколах, в суд не вызывались из-за их отсутствия по адресам, перечисленным сотрудником ГИБДД!
В соответствии с п. 60 Методических рекомендаций бланки временных разрешений, предупреждений, административных протоколов, протоколов об отстранении от управления транспортным средством, направлении на медицинское освидетельствование, ак-товосвидетельствования участника дорожного движения, проведенного сотрудниками милиции с применением технических средств, протоколов задержания транспортного средства и о запрещении их эксплуатации, постановлений по делу об административном правонарушении, постановлений-квитанций являются документами строгой от-четности и изготавливаются по заказам органов управления ГИБДД. Они должны иметь серию, порядковый номер и код региона. Методические рекомендации предписывают (п. 61), что получение, учет, хранение и выдача бланков осуществляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению с документами строгой отчетности. Учет их поступления и выдачи ведется в специальном реестре. Бланки, испорченные при заполнении, уничтожаются во время очередных проверок, о чем составляются соответствующие акты. В таком же порядке аннулируются временные разрешения, обнаруженные после их утраты, если взамен выданы новые (п. 63 Методических рекомендаций).
Как обычно, суд не нашел оснований не доверять показаниям свидетеля (сотрудника ГИБДД). Основанием для направления водителя Б. на освидетельствование, помне-нию суда, стали выявленные милиционером признаки опьянения. Суд признал несостоятельным и не основанным на законе довод водителя Б. и его защитника о том, что отсутствие понятых при составлении протокола о направлении на медицинское освидетельствование препятствует установлению фактических обстоятельств по делу.
Пушкинский районный суд (вторая инстанция) при рассмотрении апелляционной жалобы, заслушав свидетеля, которого указал в протоколе сотрудник ГИБДД, оставил ее без удовлетворения, отметив, что показания этого свидетеля, сотрудника милиции, не заслуживают доверия, так как он является знакомым защитника водителя Б.(!)В то же самое время Пушкинский районный суд 5 мая 2003 г. постановил прекратить производство по административному делу в отношении гражданина А. по ст. 12.26 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения. Судом было установлено, что некий гражданин Т., указанный в качестве понятого, не может проживать по записанному в протоколе адресу, так как этого адреса в действительности не существует. При таких обстоятельствах протокол о направлении А. на медосвидетель-ствование и протокол об административном правонарушении по ст. 12.26 КоАП не могут расцениваться как достоверные и допустимые доказательства.
Законодателю следовало бы внести поправку о том, чтобы протокол прочитывался лицом, его составившим, всем присутствовавшим при нарушении и ими подписывался. А уж отказ правонарушителя подписать протокол, по аналогии со ст. 167 УПК, должен удостоверяется подписью его составителя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии.
Таким образом, видно, что законодатель, стремясь облегчить работу сотрудников ГИБДД, оставил водителя без такой эффективной и объективной защиты, опробованной в России на протяжении столетий, как понятые, которые не имеют в деле личного (прямого или косвенного) интереса. В настоящее время водителям лишь остается уповать на суд и ч. 3 ст. 10 ГК. Эта норма устанавливает, что в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялис
является установление факта нарушения Правил дорожного движения (ПДД), за которое предусмотрена административная ответственность . Рассмотрим порядок составления протокола об АП при нарушении водителем ПДД. От того, насколько правильно составлен протокол по делу, зависит возможность привлечения виновника к ответственности. А составленный с процессуальными нарушениями протокол может служить одним из оснований к прекращению производства по делу.
В соответствии с требованиями статей 23.3, 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административном правонарушении за нарушения ПДД уполномочены:
- начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель;
- начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместитель;
- командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель;
- сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание.
В соответствии с требованиями КоАП РФ, Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 (зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2009 N 14112) основаниями для составления протокола об административном правонарушении являются:
- выявление административного правонарушения, в случае если рассмотрение дела о данном административном правонарушении не находится в компетенции сотрудника;
- оспаривание лицом, в отношении которого возбуждено дело, наличия события административного правонарушения и (или) назначенного ему административного наказания;
- выявление административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет;
- выявление административного правонарушения, не влекущего предупреждения, совершенного сержантом, старшиной, солдатом, матросом, проходящими военную службу по призыву, либо курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования до заключения с ним контракта о прохождении военной службы.
При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования протокол об АП составляется по окончании административного расследования.
Обязательные требования к протоколу об АП
В соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства, телефоны свидетелей и потерпевших, если таковые имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, пункт Правил дорожного движения (ПДД) или иного нормативного правового акта, нарушение которого допущено, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Разработан универсальный образец протокола об АП, используемый сотрудниками ГИБДД, (см. ниже).
Участие понятых при составлении протокола об АП
В случае участия понятых в производстве по делу об административном правонарушении запись об этом с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, телефона, сведений о документе, удостоверяющем личность, делается в соответствующем протоколе. В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.
Согласно требованиям КоАП РФ присутствие понятых обязательно при применении по делу следующих мер (при условии, если не применяется видеозапись):
- доставление;
- административное задержание;
- личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
- изъятие вещей и документов;
- отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
- освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
- медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
- задержание транспортного средства;
- арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
- привод;
- осмотр места совершения административного правонарушения.
Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
Новое. Внесенными изменениями в КоАП РФ присутствие понятых стало не обязательным в тех случаях, когда применяется видеофиксация совершения процессуального действия.
В случае применения специальных технических средств, их показания отражаются в протоколе об административном правонарушении. При этом указывается наименование специального технического средства и его номер.
Права лиц, привлекаемых к ответственности
При составлении протокола об административном правонарушении обязательным является разъяснение процессуальных прав водителям (или иным лицам), привлекаемым к ответственности.
Такие права предусмотрены статьей 25.1 КоАП РФ, в соответствии с которой лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника
Рассмотрение ходатайства при составлении протокола об АП
Наиболее часто водителями реализуются полномочия по заявлению ходатайств. Ходатайство необходимо заявлять в письменном виде. Ходатайства лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, приобщаются к делу и подлежат немедленному рассмотрению сотрудником в пределах своей компетенции. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится сотрудником ГИБДД в виде определения. При заявлении ходатайства о рассмотрении дела по месту его жительства, данное ходатайство может быть отражено в протоколе об административном правонарушении.
Получение объяснений
При составлении протокола об АП перед получением объяснений лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу в обязательном порядке должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, о чем делается запись в протоколе.
Справочно: Статья 51 Конституции РФ. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. К родственникам относятся: супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.
Ознакомление с протоколом об АП
Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с ним. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые отражаются в нем либо прилагаются к нему. Об ознакомлении водитель должен расписаться в протоколе.
Протокол об административном правонарушении подписывается сотрудником, его составившим, и лицом, в отношении которого он составлен. В случае отказа указанного лица от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Лицу, в отношении которого составлен протокол об АП, а также потерпевшему копия данного протокола вручается под расписку.
Схема места совершения АП
При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, сотрудник, выявивший административное правонарушение, составляет подробный рапорт и (или) схему места совершения административного правонарушения, которые прилагаются к делу. Схема места совершения административного правонарушения подписывается сотрудником, ее составившим, и лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанного лица от подписания схемы в ней делается соответствующая запись.
Обжалование протокола об административном правонарушении
Действующим законодательством порядок обжалования протокола по делу об АП не предусмотрен. КоАП РФ установлена возможность обжалования только постановлений по делам об АП.
Вместе с тем по общему правилу может быть обжалован не сам документ (протокол об АП), а действия сотрудника ГИБДД, его составившего. При этом в жалобе необходимо указывать именно конкретные действия, с которыми не согласен заявитель. Обжаловать действия сотрудника ГИБДД можно вышестоящему должностному лицу, либо в суд, а также в районную прокуратуру.
Подготовлено "Персональные права.ру"
Дополнительная информация
1. Изменения в протокол внесены без ведома водителя
- Должностные лица не вправе самостоятельно, в одностороннем порядке исправлять процессуальные документы (протоколы, акты и прочие). В п. 4 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" от 24 марта 2005 года сказано, что если протокол об административном правонарушении составлен или другие материалы оформлены неправильно, судья должен вынести определение о возвращении этих документов в орган или должностному лицу, которыми они составлены (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП). Данные протокола не позволяли сделать вывод о конкретном месте совершения правонарушения. В ДПС уточнили адрес, подписав на документах "исправленному верить". Водитель при этом не присутствовал, и в известность его также не поставили - что нарушает требования КоАП РФ (ч. 4, 4.1, 6 ст. 28.2) (дело ВС РФ № 82-АД16-3). Возле приписок стоят печати подразделения ГИБДД и "исправленному верить", а подписей предполагаемого нарушителя - нет. Инспектор ГИБДД самостоятельно "переквалифицировал" нарушение водителя. Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу внесенных изменений в процессуальные акты.
- Копия протокола о правонарушении отличается от документа, представленного ДПС: уже в отсутствие водителя инспектор ДПС вписал в протокол слово "повторно", исправив, соответственно, запись о нарушении - с ч. 1 на ч. 4 ст. 12.8 КоАП. При этом, никаких свидетельств того, что водителю пытались вручить исправленный протокол, нет. Что подтвердилось показаниями сотрудника ДПС.
- Содержание имеющегося в деле протокола об административном правонарушении не соответствует копии этого же протокола, врученной ему сотрудником ДПС, протокол о направлении на медицинское освидетельствование и определение мирового судьи о принятии дела к производству и назначении судебного заседания не подписаны.
- Протокол потерян, а дубликат протокола в присутствии водителя не составляли, в надлежащем порядке известили его о документе, что нарушает нормы КоАП РФ (ч. 4, 4.1, 6 ст. 28.2). Оснований полагать, что дубликат протокола составлен с соблюдением требований кодекса, нет, а значит, имеющаяся в деле копия протокола не может рассматриваться, как доказательство вины водителя (дело № 44-АД16-17).
2. Протокол составлен без понятых
- В ч. 2 ст. 25.7 КоАП сказано, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и направление на аналогичное обследование в медицинское учреждение сотрудники ГИБДД должны осуществлять в присутствии 2 понятых (которые удостоверяют совершение процессуальных действий своими подписями в протоколе) или с применением видеозаписи (о чем также делается запись в протоколе). Если понятые отсутствовали, к материалам дела должно быть приложено видео, снятое автоинспектором. Когда в материалах дела нет такой записи или сведений о понятых, судья обязан вернуть их должностному лицу, составившему протокол (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП);
- Понятой пояснил суду, что сотрудники ДПС не показали ему водителя, который отказался продуть алкотестер, и что он не помнит, говорили ли при нем о том, что данный гражданин отказывается ехать на медицинское освидетельствование в больницу. Второго понятого в суд не вызывали. При этом, в протоколе содержится запись, внесенная инспектором ДПС, "от прохождения медосвидетельствования отказался", не заверенная подписью водителя, и нет пометки "от подписи отказался". Полученные при таких обстоятельствах протоколы об отстранении от управления транспортным средством и о направлении на медосвидетельствование признаны недопустимыми доказательствами по делу как полученными с нарушением требований КоАП РФ.
3. В протоколе нет обязательных сведений
- Инспектор не указал, на каком основании направил водителя на медицинское освидетельствование. Это можно сделать при отказе от прохождения освидетельствования на месте, несогласии с его результатами, наличии признаков опьянения при отрицательных показаниях алкотестера.
- Согласия или несогласия водителя с результатами освидетельствования в акте не оказалось, не было там и ни одной подписи водителя - во всех графах, где ее наличие необходимо, стояла отметка "отказался". Протокол, которым водитель направлялся на обследование в наркодиспансер, не одержал согласие водителя на прохождение этой процедуры, отсутствуют подписи водителя и понятых. При этом по времени протокол составлен раньше, чем акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, в нарушение порядка, установленного п. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ. Приведенные обстоятельства не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом ГИБДД предусмотренного законом порядка установления факта нахождения лица, которое управляет транспортным средством, в состоянии опьянения, и свидетельствуют о наличии неустранимых сомнений в виновности Э. А. в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Здравствуйте, мы не будем говорить о том, что надо было делать когда остановил сотрудник ГИБДД, как нужно было себя вести и что писать, говорить.
А поговорим с Вами об уже свершившемся факте. Вот Вы сидите и перед Вами протокол об административном правонарушении скажем ч.4 ст.12.15 КоАП РФ. И главный вопрос – Что делать дальше?
Нет, не спешите бежать к адвокату или юристу , возможно их помощь не понадобиться. Прежде всего, необходимо успокоиться, любое решение лучше всего принимать с холодной головой.
Скажем сразу, что легко не будет. Придется пролистать КоАП РФ, комментарии и нормативно – правовые акты. Настраиваемся на серьезную работу и идем до конца.
Хотелось бы отметить сразу, мы затронем только некоторые узловые моменты, так скажем на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. Разумеется, в рамках данной статье все изложить невозможно.
Прежде всего, давайте посмотрим на составленный протокол:
Заполнены ли все графы? Дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела, соответствуют они действительности?
Например, известны такие случаи, когда инспектор перепутал адрес проживания водителя, место (время, дата) составление совсем иное, нежели указано в протоколе и т д
Все это нарушения, которые влекут отмену протокола, а следовательно и Вас не привлекут к административной ответственности.
Понятые. Про них, что называется отдельный разговор. Считаю здесь необходимо привести всю норму права целиком:
Статья 25.7. Понятой
1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
2. Присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 КоАП РФ. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
3. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.
4. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.
5. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 25.6 КоАП РФ.
Скажем честно, на нашем опыте в протоколах, где должны быть указаны понятые - либо их там нет вообще, либо это заинтересованные лица, либо были вписаны гораздо позже, либо в начале и соответственно ничего подтвердить (если их вдруг вызовут в суд) не смогут. Все это является нарушением КоАП РФ. Понятые (два человека) должны присутствовать от начала и до конца, более того личности их должны быть установлены. А кто в наше время носит паспорт с собой? Протокол, в который вписаны такие понятые не является надлежащем доказательством.
Теперь посмотрите повнимательнее, внизу протокола Вы поставили подписи? Во всех графах? Если в графе о разъяснений Ваших прав не расписались – это уже основание для отмены протокола. Так как в данном случае протокол будет являться не допустимым доказательством. Дело в том, что при возбуждении дела об административном правонарушении и соответственно составления протокола должны быть разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ. Если такой подписи нет, то согласно п.18 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года №5 это влечет невозможность использования доказательства. Также при обжаловании этого протокола будем ссылаться на ст.26.2 КоАП РФ, а именно не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Уважаемый читатель, подобные судебные прецеденты уже есть – протокол отменяется.
Есть схема нарушения ПДД? Подписана Вами? А соответствует данная схема реальности? То есть дорожная разметка, знаки правильно отображены и есть ли они вообще? Однако хотелось бы здесь заметить, что мало сообщить свои суждения в зале судебного заседания о том, что разметка по факту на той самой улице была прерывистая, а инспектор на схеме изобразил ее сплошной. Данные суждения необходимо будет подтвердить фотографиями. Поэтому возьмите свой фотоаппарат и сфотографируйте со всех ракурсов, в том числе проведите панорамную и узловую съемки. То что будет не лишне – это точно.
Вообще уважаемый читатель, раз у нас речь зашла о знаках и разметки, то здесь можно пойти вот по какому пути. Такая ситуация – не для кого не секрет, что некоторые знаки установлены с нарушением ГОСТ 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Поэтому если вдруг у Вас появился червь сомнения на счет этого злополучного «кирпича», то смело заявляйте в суде ходатайство об запросе в соответствующий орган.
Далее, самое интересное – посмотрим норму права КоАП РФ и пункты ПДД, которые вменил нам сотрудник ГИБДД. В настоящее время в связи с ужесточением наказания за некоторые административные правонарушения вплоть до лишения права на управления транспортным средством сотрудники милиции стараются использовать такие статьи по любому поводу и что самое интересное и без повода.
Чтобы было лучше понятно разберем эту ситуацию на практике:
Из нашей практики. Человек проехал знак «Въезд запрещен», через 100 метров его останавливает сотрудник ГИБДД. Составляет протокол по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, -влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. Правильно ли была применена норма права милиционером? Ответ – нет.
Адвокат в суде доказывал следующее: объективная сторона административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, состоит в нарушении правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона. В разделе 9 установлены общие требования к расположения транспортных средств на проезжей части, а в разделе 11 – обгон и встречный разъезд в Постановлении Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения».
Из выше сказанного делаем вывод, формулировка ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ применима, только когда в пункте Правил, который нарушил водитель, говориться прямо выезде на сторону проезжей части дороги, предназначенной для встречного движения. Это пункты 9.2, 9.3,9.6,11.5.
Если висит знак 3.1. – «въезд запрещен», то должна применяться стаья 12.16 КоАП РФ Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
И подобных «не стыковок» очень и очень много. Здесь необходимо, прежде всего, взять ПДД внимательно посмотреть все пункты, которые вписаны в протокол, если вдруг инспектор ошибся, то найти правильные. Затем правильно применить норму права КоАП РФ к указанному пункту ПДД. Как в примере пункт 3.1 ПДД соответствует ст.12.16 КоАП РФ. К слову здесь еще уместно сказать, что участников дорожного движения могут наказать только по Кодексу об административных правонарушениях, только там прописана ответственность за нарушения (есть еще Уголовный кодекс РФ, но я никому не желаю до него дойти). Поэтому, если еще в протоколе сделана ссылка на приказы – не обращайте внимания. Кодекс – закон прямого действия, большинство норм права в нем трактуются буквально, а другие нормативно – правовые акты не должны противоречить закону.
Еще полезно прочитать определения некоторых понятий, так как из определения можно выявить соответствует ли фактические обстоятельства вмененной статье. Опять пример из практики: на стоянке один водитель стукнул случайно дверью другой автомобиль. Другой водитель настоял на вызове сотрудников ГИБДД. Прошло достаточно продолжительное время, а сотрудники милиции все не появлялись. Виновный водитель решил отлучиться на 15 минут. Приехавшие сотрудники ГИБДД вынесли определение о возбуждении административного дела по факту оставления места ДТП. Был составлен протокол по ч.2. 12.27 КоАП РФ Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Смотрим определение ДТП, итак согласно п 1.2 Правил – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо применен иной материальный ущерб.
Два автомобиля находились в состоянии покоя на стоянке. Следовательно, в данном случае произошедшие событие не может считаться ДТП. В данном примере на самом деле много других моментов, но речь сейчас не о них.
Не мало важным является в административных делах и сроки привлечения к административной ответственности. А именно – два месяца с момента вынесения протокола. Если предположим Вы пересекли «сплошную» где-нибудь к примеру в Черняховске, а живете в Калининграде, то всегда можете ходатайствовать перед судом о перенесении дела по месту Вашего жительства. При этом сроки продолжают течь. Если учесть как работает наша почта, плюс Вас должны надлежащем образом уведомить. Не исключено, что два месяца пройдут. В таком случае можете ходатайствовать перед судом о прекращении в отношении Вас дела об административном правонарушении в связи с истечением сроков и суд обязан будет ходатайство удовлетворить.
Это были пожалуй одни из основных моментов на которые необходимо обратить внимание. Разумеется, в каждом конкретном случае необходимо разбираться отдельно. Возможно также можно было разобраться по подробнее по статье 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, но думаю, что это тема для отдельного разговора.
Также помните, что если суд вынесет решение в Вашу пользу, можете подать заявление на компенсацию материального и морального ущерба, в том числе на услуги представителя.