В карелии часто встречаются гнилые камни. Внеклассное мероприятие по географии: "Знатоки географии"

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

ВОТТОВААРА

Комплекс палео-сейсмодислокаций послеледникового возраста в коренных породах, ледниковые шрамы и глыбы - отторженцы, сейды и сейдообразные валуны, наиболее высокая вершина (417,2 м) Западно-Карельской возвышенности.
Местоположение. Муезерский р-н, 18 км к ЮВ от пос. Суккозеро. Географические координаты: 63°04" с.ш., 32°37" в.д.
Гора Воттоваара является наиболее высокой вершиной Западно-Карельской возвышенности. Абсолютная высота над уровнем моря составляет 417,2 м, над окружающими равнинами до 235 м. Располагается она в северо-западной части Янгозерского синклинория и сложена преимущественно ятулийскими кварцитами и кварцито-песчаниками нижнего протерозоя. Вершина горы практически лишена четвертичных отложений, или они представлены прерывистым чехлом морены, мощностью до 1-1,5 м. Поражает обилие валунов и глыб местных кварцитов, достигающих в диаметре 3-4 м. Часть глыб расколота, часть стоит на небольших валунчиках и определяется специалистами как сейды.

Гора Воттоваара

В Карелии много интересных и красивых мест, но ни одно из них не окружено таким количеством загадок, мифов, тайн и мистических рассказов, как гора Воттоваара - наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности - 417,1 м. Расположена Воттоваара в 350 километрах от Петрозаводска в Муезерском районе. Места эти глухие, малонаселенные, изобилующие диким зверьем, добраться туда не просто. Знаменита Воттоваара обилием различных одинарных камней (в том числе стоящих на более мелких камнях), которые называются сейдами, а также скоплениями валунов, каменными лестницами и своеобразной формой растительности: деревья здесь закручены вокруг своей оси и тянутся к земле. Исследователи и ученые не один год ломают копья вокруг загадок Воттоваары, одни склоняются к тому, что все, что мы видим на горе – игра природы, другие, что это древний культовый комплекс и «место силы». Есть и те, кто считает Воттоваару «порталом в другие миры». Уфологи говорят об эскадрильях НЛО, якобы посещающих гору.

Открытие необычных объектов на Воттовааре произошло в 1978 году Сергеем Симоняном, жителем расположенного в 20 километрах от горы поселка Суккозеро. В то время он занимался поиском погибших партизан из бригады И.А.Григорьева. Как пишет С.Симонян в своих воспоминаниях, «первые наши походы на поиск следов бригады мы начали от озер Еконлампи и Кей-Вотто», расположенных в пяти километрах севернее Воттоваары. По его словам «встреча» с первым сейдом была совершенно случайной и произошла следующим образом, «недалеко от ламбин мы столкнулись с первым «сейдом». Естественно, тогда мы ничего не знали о «сейдах», тем более он был небольшой, а на его вершине была сложена пирамида из мелких плоских камней. Сначала я подумал, что это партизанский «маяк», тем более, как вскоре мы узнали, он действительно находился недалеко от партизанской тропы. Но чуть дальше мы обнаружили другой такой камень, потом третий, и стало ясно, что это - нечто другое, но определенно связанное с деятельностью человека». В тот год С.Симонян с единомышленниками до глубокой осени обследовал Воттоваару в поисках следов бригады, но безрезультатно. «Но с каждым походом расширялся район поиска, - пишет С.Симонян - Поражало место, растительность, скалы, прекраснейший вид с горы и все новые и новые «сейды»: одни - огромные «великаны», другие - плоские «лягушки», «медведь» и т.д. Потом нашли «лестницу». Не единожды бывая в Карелии, я, так или иначе, слышала про Воттоваару: в этих рассказах было огромное количество фактов и небылиц, которые сплетались в легенды. С каждым годом во мне крепло желание побывать в этом необычном месте, чтобы увидеть все своими глазами и испытать личные ощущения от пребывания на загадочной горе.

С прошлого года «первооткрыватель» Воттоваары С.Симонян начал делать на гору экскурсии, хотя правильнее было бы сказать «авторские туры». Грех было этим не воспользоваться – побывать на горе в компании человека, который знает местность как свои пять пальцев и исследует гору почти столько же времени, сколько я живу на этом свете. До Воттоваары на микроавтобусе мы добирались больше десяти часов, асфальт закончился на 150 километровой отметке, потом началась грунтовка, растворившаяся в лесовозных усах, испещренных глубокими лужами и ручьями, через которые были перекинуты полуистлевшие деревянные мостики. Конечно, устали. Однако настроение сразу улучшилось при встрече с Сергеем, он оказался улыбчивым, энергичным и деятельным человеком, к моменту нашего приезда уже был поставлен лагерь - палатки, а на костре в котелке булькало что-то ароматно-вкусное. Предвкушая завтрашнюю встречу с горой, мы забросали проводника вопросами о Воттовааре.

Сергей сам начал изучать Воттоваару, испытав разочарование от общения с учеными, изредка наведывавшимися к горе, даже провел своего рода топонимическое исследование. Название горы, по его мнению, можно перевести как «гора встреч, ожиданий». Логично предложить, что некогда населявшие окрестности горы племена использовали Воттоваару как место общих собраний, что касается второго значения, то с его осознанием Сергей предложил не торопиться и подождать до встречи с горой. Конечно, мы были заинтригованы.

На следующий день рано утром мы отправились на гору. День был теплый, погожий, ярко светило солнце. Темп движения Сергей выбрал комфортный, после каждого небольшого подъема делал остановки, чтобы группа не растягивалась по лесу. Во время одной из таких передышек Сергей, прислонившись к большому камню спиной, вдруг спросил у нас: «Ничего не замечаете?» Оглянувшись по сторонам, ничего подозрительного мы не увидели. Сергей даже рассмеялся. «У меня за спиной сейд, рядом еще один, между ними огороженный камнями жертвенник, обойдите камни с другой стороны…». Валуны, стоящие на скальной плите, оказались с «секретом»: как будто кто-то для устойчивости подложил под них небольшие камешки, таким образом, слегка приподняв их.

Традиционно считается, что сейды имели культовое значение, им приносили жертвы. Нередко им приписывают биолокационные и магнитные аномалии. Не говоря уже о саамских легендах, согласно которым сейды - не просто священные камни, это камни, которые «умеют летать». Есть и еще одна гипотеза, согласно которой сейды являются своего рода «техническими устройствами», которые усиливают и направляют потоки земной энергии в определенное место, находясь в котором, человек способен излечиться от болезни. Ученые же придерживаются версии, что причиной происхождения сейдов является ледник, который при таянии мягко и ловко поставил валуны на «каменные ножки».

Однако при взгляде на всю композицию мысль о том, что такое удачное совпадение укладывается в теорию вероятности, почему-то не приходила. Озадаченные, мы продолжили путь. Спустя короткое время подошли к лестнице, внешне напоминающей фрагмент римского амфитеатра: вверх уходящие ступени, заканчивающиеся четырехметровым обрывом. Сергей Симонян считает, что происхождение лестницы имеет естественный характер: ступени образовались путем выветривания и действия атмосферных осадков. Однако ступени довольно ровные и примерно одинаковой высоты. Поистине чудо природы… или все же результат работы древних строителей?

Размышляя о предназначении лестницы, мы даже не заметили, как вышли на великолепную обзорную точку. Надо сказать, что Воттоваара имеет несколько вершин и различные интересные объекты расположены на площади около 6 квадратных километров. С того места, откуда мы любовались окрестностями, хорошо была видна «лысая» (после пожара) высота с россыпью камней и возвышающимся над всем этим огромным камнем. К нему мы и направились, спустившись с обзорной площадки. Некоторое время под ногами что-то хлюпало, журчало и чавкало, потом начался затяжной подъем, наконец, мы вышли к «мертвому лесу». Обгоревшие деревья выглядели, по меньшей мере, странно. В старых советских фильмах-сказках такой лес характерен для места жительства Бабы Яги. Сергей объяснил происходящее сильными ветрами и обилием тяжелого снежного покрова, которые калечат деревья. По его словам, когда много лет назад он первый раз вышел сюда, вокруг камня было выложено кольцо из более мелких камней с радиально расходящимися лучами. Сейчас в окружающем пейзаже, какой бы то ни было, геометрии не наблюдается. Сергей винит в этом «дикий» отдых в Карелии.

Мы ходили на гору несколько дней, в разное время. Вечером в лагере у костра делились своими впечатлениями. Это совершенно удивительно, но человек переживает на Воттовааре именно те ощущения, испытать которые он предполагал при встрече с горой, кто-то чувствует заряд бодрости, а кто-то даже страх. Поистине гора ожиданий. Приезжайте, можете проверить!

Вернувшись домой из Карелии, я специально посмотрела, сколько человек посещают мегалиты Стоунхенджа. Как посчитала Association of Leading Visitor Attractions в 2008 году это число составило 883 тысячи. Воттоваару, которую нередко называют карельским Стоунхенджем, от силы несколько сотен. Карельские власти в развитии туризма на Воттовааре перспектив не видят. Зато видят перспективы в разработке камня. Как долго продержится гора в сегодняшнем состоянии сказать трудно. Невдалеке уже пылит карьер, охранного статуса у Воттоваары до сих пор нет. И все же хочется верить, что феномен Воттоваары еще долго будет привлекать людей, стремящихся к открытиям.

Закончить свой рассказ про путешествие на Воттоваару я хочу опять же словами Сергея Симоняна: «Побывать на Воттовааре, конечно же, стоит. Уверен, большинство из вас испытает то же, что испытываю я... Лучше всего побывать на горе в период белых ночей. С западного склона горы перед вами откроется прекраснейший вид на близлежащие окрестности. Когда смотришь на это действо природы - невольно думаешь, как все таки мало нужно человеку. Столетия назад ценой огромных усилий наши предки создали этот уникальный культовый памятник. Сохраним ли мы его? И что же оставим будущим поколениям после себя?»


14.06.2010 - 15:34

Стоит только пересечь границу Карелии, как вы окажетесь в совершенно другом измерении, в зачарованном крае, где на каждом шагу ждут таинственные следы прошлого. В наше время многие части Карелии, куда ранее никого не пускали, стали доступными для туристов, которые находят здесь немало интересного, а порой и загадочного.

Самый большой

Природа здесь как будто является декорацией к съемкам исторического или фантастического фильма - огромные валуны, гранитные скалы, быстрые реки, прозрачные озера, девственные леса.

На огромной территории Карелии находится множество совершенно неизведанных мест, куда как будто не ступала нога человека. Вооружившись GPS и подробной картой местности, можно попасть в такие места, описания которых не встречаются в литературе. И найти там удивительные следы древних жителей – развалины, ямы, выложенные тысячелетними валунами, возвышения с цепочками камней.

А что это такое, спросить некого – вокруг на много километров ни одной деревни, лишь болота да леса. Ведь в Карелии такая низкая плотность населения на квадратный километр, что можно за целый день никого не увидеть.

А между тем, в этом тихом и безлюдном крае находится все самое-самое: самое большое в Европе озеро - Ладожское, самый высокий в Европе равнинный водопад - Кивач, самый большой в Европе национальный парк - «Водлозерский» и самое большое и древнее в Европе скопление наскальных рисунков-петроглифов.

Бесовы рисунки

Петроглифы (от греч. petros – камень и glyphe – резьба) – древние, высеченные на камне, изображения животных, птиц, рыб, лодок, людей, а порой совершенно загадочных и фантастических знаков и существ.

Археологи утверждают, что некоторые карельские петроглифы были сделаны еще в IV тысячелетии до нашей эры! То есть, на территории нашей страны существовала некая древняя цивилизация – задолго до шумерской и египетской…

Различные следы этой цивилизации остались во многих местах Карелии, но некоторые из них, те же петроглифы, были найдены совсем недавно – в отличие от давно изученных и описанных наскальных рисунков на территории других стран.

В Карелии петроглифы обнаружены в двух местах: на берегу Онежского озера и в низовье реки Выг. «Официальная» история карельских петроглифов началась только в прошлом веке - в 20-30-е годы. Но войны и различные социальные катаклизмы помешали более тщательному исследованию – и петроглифы Карелии до сих пор почти не изучены.

А между тем, они представляют собой поистине уникальный исторический памятник. Территория на берегу Онежского озера, где можно увидеть петроглифы, занимает около 20 километров! В основном рисунки нанесены на скалы, находящиеся на прибрежных островах и мысах.

Отличительная черта всех карельских петроглифов – обилие совершенно непонятных изображений и сюжетов. Конечно, основную массу занимают вполне реалистические картины – сцены охоты, рыбалки, сражений; звери, птицы, люди. Но над некоторыми картинами исследователи ломают головы – неизвестные знаки, люди с двумя шарами вместо головы, человеко-звери. Что значат эти странные изображения, ученые не могут объяснить…

Археолог Надежда Лобанова утверждает, что места, где находятся петроглифы, имели особое значение. «Здесь, в районах активных охотничье-рыболовных промыслов, на освоенных водных путях, люди могли собираться с определенной периодичностью как для коллективного промысла, так и для совместных празднеств.

Анализ наскальных рисунков дал нам основание предполагать, что в этих местах могли происходить таинственные обряды инициации, посвящения молодых людей во взрослую жизнь, а также ритуальная дефлорация».

Местные жители издавна не любят места, где находятся петроглифы, и стараются обходить их стороной. Неслучайно названия их несут в себе отрицательную оценку: Бесов Нос, Бесовы Следки…

Здесь ходят многочисленные легенды об исчезновении людей в этих местах, и даже существует современный фольклор, связанный уже с научным исследованием петроглифов – как исчезают целые экспедиции, гибнут родственники исследователей… И вывод напрашивается один – древние святыни не раскрывают свои тайны просто так.

Сейд - камень на ножках

Не меньший интерес вызывает и другая загадка Карелии – огромное количество сейдов. Сейд (или «сейде», «сейте», «сайво») переводится с саамского как «священный камень». Сейды – это огромные валуны, расставленные в определенном порядке и в определенной конфигурации. Иногда сейд представляет собой огромный тяжелый валун, поставленный на несколько небольших камней.

Иногда встречаются сейды в виде грубого скульптурного изображения верхней части человеческого туловища, на котором лежат камни, имеющие форму головы собак, птиц или людей. Основную часть сейдов представляют собой валуны, на которых сверху положены небольшие камешки.

Существуют целые пантеоны сейдов, например, в Кемском районе, на беломорских островах Немецкий и Русский кузов. Также сейдовые комплексы имеются на горах Вотоваара и Кивакка.

Сейды, как правило, устанавливаются на пологих склонах, с которых отлично видны море, проливы, самые рыбные или богатые зверем места.

Это дает основание полагать, что сейды были культовыми местами именно охотников и рыбаков. Сейдам поклонялись, им приносили жертвы для богатого улова, удачной охоты, хорошей погоды. Охотники отдавали в жертву ноги (крылья) и голову своей добычи. Рыбаки мазали сейды рыбьим жиром, и, когда он засыхал под лучами солнца, считалось, что жертва принята.

Но это всего лишь версии, и изучение сейдов практически зашло в тупик – неизвестно, в какое именно время они были установлены – ведь рядом нет никаких остатков человеческого жилья. Так что достоверно неизвестно, кто, когда и зачем устанавливал эти загадочные сооружения.

Самым привлекательным объектом для путешественников является архипелаг Кузовов, где находятся острова Русский и Немецкий Кузов. Интересно, что название архипелага не имеет никакого отношения к русскому слову «кузов». Оно происходит от финского слова kuusi – ель.

Острова архипелага находятся между устьем реки Кемь и Соловецкими островами. Культовые комплексы располагаются на ровных вершинах двух самых больших островов – Русского и Немецкого Кузовов, имеющих высоту 82 и 118 м над уровнем моря. На Русском Кузове выявлено 360 сейдов, а на Немецком – 339.

С сейдами Немецкого Кузова связана интересная легенда. В давние времена «немецкие люди» – так поморы называли шведов – решили захватить Соловки. По пути их застала буря, и «немцы» укрылись на Кузовах. С вершины горы они даже видели Соловецкий монастырь, но непрерывные бури так и не позволили им двинуться дальше. И однажды, когда они сидели вокруг костра, бог покарал захватчиков, превратив их в камни. И «окаменевшие немцы» с тех пор сидят на вершине горы. А остров стали называть Немецким Кузовом.

Любопытно, что эта легенда имеет историческое основание: в начале XVII века шведский отряд пытался совершить нападение на Соловецкий монастырь, но потерпел неудачу.

Лабиринт в иной мир

Еще большую загадку представляют собой каменные лабиринты Карелии. На нашей планете есть немало мест, где встречаются подобные сооружения. Расположены они только на севере Европы (в Эстонии, Швеции, Англии, Норвегии, Финляндии) и представляют собой сложные спирали от 5 до 30 метров в диаметре, составленные из небольших природных камней.

На территории Карелии тоже имеются свои лабиринты. Большинство ученых датирует их строительство III-II тысячелетием до нашей эры. До сих пор неизвестно, кто и зачем их строил, и споры о назначении лабиринтов не утихают среди археологов уже более ста лет.

В фольклоре сохранилось немало преданий, посвященных лабиринтам. Согласно легендам Ирландии и Англии, на спиралях лабиринтов в лунном свете танцевали феи; в Норвегии каменные гряды выкладывали ледяные великаны – «йотуны»; в Швеции лабиринты являлись входом в подземные дворцы карликов – двергов, владевших драгоценными камнями. Дверги изготовляли волшебные мечи, щиты и копья для героев саг.

В преданиях саамов говорится, что лабиринты создавались в честь божеств, а строили их некие мифические личности.

Ученые скептически относятся к этим сказаниям и видят связь лабиринтов с промысловой магией и обрядами похорон. По их мнению, лабиринты символизируют трудный и извилистый переход от жизни к смерти. Интересно, что некоторые этнографические обряды подтверждают эту версию.

Некоторые считают, что лабиринты ­– могильные знаки над местами погребений. Но эта версия имеет ряд противоречий. Под некоторыми из лабиринтов действительно находят кости людей, но другие оказываются совершенно пустыми. Исследователи карельских лабиринтов полагают, что они служили для запутывания душ умерших, дабы воспрепятствовать их возвращению на землю. Для этого иногда рядом с одним лабиринтом сооружался другой - если душа умершего все же выберется из одного лабиринта, то тут же попадет в следующий.

Это лишь маленькая часть карельских чудес. Некоторую трудность для их исследования представляет погода. В Карелии очень суровая и долгая зима, сырая весна и дождливая осень. Лишь в короткое северное лето можно попытаться проникнуть, к примеру, на Вотоваару, но если лето дождливое, то сделать это очень сложно. Создает препятствие и сложный рельеф местности. До части карельских сокровищ можно добраться только имея специально – оборудованный лебедками и шнорхелем, или же на катере или вертолете. Но если вы преодолеете все эти трудности, то попадете в места, где лежат нетронутыми нераскрытые тайны древних цивилизаций…

  • 5398 просмотров

"Знатоки географии"

(внеклассное мероприятие)

Задачи:

    расширение кругозора учащихся;

    заинтересованность в познании нового;

    привитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой;

    развитие находчивости, смекалки;

    интеграция знаний по географии с историей, биологией, физикой.

Жюри: учителя географии, биологии, физики, истории, старшеклассники.

Ход игры

I. Вопросы, предложенные участникам игры

    Известно, что география зародилась еще в глубокой древности. Кто первым употребил термин «география»?

    В Карелии часто встречаются «гнилые» камни (валуны).Ударьте такой камень палкой, и он рассыпится, превратится в красноватую труху. Почему «сгнила» эта крепчайшая горная порода гранит?

    Где на Земле может замерзнуть вода даже при положительной температуре?

    Какие широты принято называть «ревущими», какие «конскими»?

    Установлено, что дождевая вода всегда содержит некоторое количество солей. Откуда берутся соли в атмосфере?

    Многие знают, где находятся географические и магнитные полюса Земли, полюса холода и жары. Существует и полюс ветров, о котором один из путешественников писал: «Мы нашли здесь царство пурги и ветров (самое ветряное место на Земле), где порывы ветра - это мстительный кошмар. Средняя скорость ураганного ветра 80-240 км/ч. Где же находится полюс ветров?

    По безводной пустыне идет караван. Неожиданно впереди появляется большое озеро. Уставшие путешественники спешат к нему... Но проходит немного времени, и озеро исчезает. Как называется это явление?

    Почему облака не падают на Землю?

    Когда начинается лето «метеорологическое», «астрономическое», «природное»?

    Кто открыл хребет Московский и гору Кремль, находящиеся на северной окраине Тибета?

    Водится ли рыба в Луже? А в Тазе?

    Где в СНГ находятся остров Медный, гора Железная, мыс Золотой, море Гнилое, озеро Зеркальное, станция Оловянная, поселок Соломенное?

    В каком географическом названии надо поменять места ми две буквы, чтобы название вершины потухшего вулкана, расположенного в одной стране, превратилось в название горного хребта, расположенного в другой стране?

    Я оглянулся. Все, что произошло дальше, я до сих пор не могу представить себе как действительность. Море горело серебряным пламенем. Казалось, его дно состоит из хрусталя, освещенного снизу лунным сиянием. Свет разливался до горизонта, и там, где всегда сгущается тьма, небо сверкало. Я зачерпнул воду в ладонь. Сквозь пальцы полились с плеском струи жидкого «магического света». Как называется это явление?

    Почему летом сумерки в экваториальных областях короче, чем в полярных странах?

ОТВЕТЫ

    Греческий ученый Эратосфен. Он написал книгу «География», состоящую из трех томов. В ней даны размеры Земли, довольно близкие к действительности (длина земного меридиана, по вычислению Эратосфена, 39 500 км), и описание известных в то время частей суши и морей; говорится в книге и о форме нашей планеты.

    Камень «сгнил» под влиянием лишайников, которые на нем поселились. Эти растения выделяют вещества, разъедающие даже такие горные породы, как гранит.

    В тропических пустынях. Там большая сухость воздуха вызывает интенсивное испарение, что, в свою очередь, способствует сильному охлаждению верхнего слоя испаряющей поверхности. Ученые неоднократно наблюдали такое явление: термометр показывал температуру +3 °С, +5 °С, а вода в сосудах покрывалась тонким слоем льда.

    «Ревущие» широты (англичане называют их «рычащие сороковые») находятся в районе 40-й параллели Южного полушария, где большую часть года господствуют сильные западные ветры и циклоны. «Конские» широты расположены в зоне относительного затишья между 40° и 30° южной и северной широты. Это название дано испанцами после открытия Америки, так как при перевозке лошадей на вновь открытые земли в этих областях часто господствовал штиль, происходила задержка в пути.

    Ветер срывает с гребней морских волн брызги воды и уносит их в воздух. Вода при этом испаряется, а мелкие кристаллики солей долго носятся в воздухе. Этими солями и осолоняется атмосферная вода.

    В Антарктиде, на земле Адели.

    Мираж - явление аномального преломления и отражения световых лучей в атмосфере, при котором над или под предметом либо сбоку от него видны его мнимые изображения. Мираж вызывается необычным распределением плотности воздуха. При сильном солнечном нагревании земной поверхности и перегреве приземного слоя воздуха замедленное падение плотности с высотой создает нижний мираж: предмет кажется приподнятым и отражающимся в водной поверхности.

    Потому, что их поддерживает восходящий ток воздуха, постоянно наблюдающийся на земной поверхности.

    «Метеорологическое» лето начинается с 1 июня (календарное время), «астрономическое» - с 22 июня (со дня летнего солнцестояния), «природное» лето имеет разные сроки. Одни ученые считают, что началом лета является время цветения лиловой сирени и рассеивания плодов вяза, другие - цветение красного лугового клевера.

    Н. М. Пржевальский.

    В Луже - реке в бассейне Оки - и Тазе - реке, впадающей в одноименный залив Карского моря, - рыба водится.

    Остров Медный находится в группе командорских островов, гора Железная - недалеко от Пятигорска, мыс Золотой – на берегу Татарского пролива, море Гнилое - залив Азовского моря (Сиваш), озеро Зеркальное - в Республике Горный Алтай, станция Оловянная - в Читинской области, поселок Соломенное - на берегу Онежского озера.

    Эльбрус - вершина потухшего вулкана на Кавказе. Эльбрус - горный хребет, опоясывающий с юга Каспийское море в Иране.

    Свечение моря. Наблюдается оно тогда, когда в морской воде скапливается огромное количество светящихся микроскопических малых морских организмов, главным образом простейших.

    Обычно сумерками называют время, в течение которого солнце опускается за линию горизонта до 18°. Вблизи экватора видимый путь солнца представляет собой более крупную дугу, чем в полярных странах. Время, затрачиваемое солнцем для пересечения линии сумерек (18° за горизонтом), в экваториальных странах гораздо меньше, чем в умеренных, или, тем более, в полярных, отсюда и сумерки в странах, лежащих в экваториальной зоне, короче. Это необыкновенное природное явление носит название «брокенские призраки», которое оно получило по имени горы Брокен в горном массиве Гарц (в Германии), где его часто наблюдали. Долго оно внушало людям суеверный страх. Только в конце XVII века удалось раскрыть тайну «броненских призраков». Воздушные гигантские фигуры были тенями людей и животных, которые проецировались на небосвод. Они появляются, когда солнечные лучи освещают человека или какой-нибудь предмет и потом падают не на землю, а на облака, расположенные на противоположной от Солнца стороне. Размеры теней при этом во много раз увеличиваются по сравнению с ростом человека или размерами животных. Появление радужных кругов вокруг «призраков» объясняется дифракцией света, а объемный характер теней - объемным характером отражающей поверхности облаков или тумана.

Жюри подводит итоги.

II. «Загадочные страны».

Каждая команда получает конверт с буквами, из которых надо сложить название страны. Жетон получает та команда, которая сделает это быстро.

III. Блицтурнир «Угадай страну».

    Родина Олимпийских игр и марафонского бега.

    «Молочная ферма» Европы.

    «Стальное герцогство».

    Производитель почтовых марок, фешенебельный курорт,игорный рай.

    В 1990 г. эта страна увеличила свою площадь на 108 тыс.км2, а население - на 17 млн. человек.

    Страна тюльпанов.

    Страна-банкир.

    Государство - теократическая монархия.

    Страна, непрерывно воюющая с морем.

    Страна розового масла.

    «Лесной цех» Европы.

    Бывшая «мастерская мира».

    Страна, большая часть которой находится на полуострове, а столица - на острове.

    В стране работает фабрика «Кох-и-нор», выпускающая 1 млн. карандашей в день.

    Страна - родина паровозов и метрополитена.

    Страна 80 тысяч озер.

Жюри подводит итоги.

ОТВЕТЫ К БЛИЦТУРНИРУ

I. Германия, Словакия, Исландия, Норвегия.

II.

    Греция.

    Швейцария.

    Люксембург.

    Монако

    Германия.

    Нидерланды.

    Швейцария.

    Ватикан.

    Нидерланды.

    Болгария.

    Финляндия.

    Великобритания.

    Дания.

    Чехия.

    Великобритания.

    Финляндия.

V. «Знаешь ли, кто «самый-самый»?»

Перед игрой класс делится на две половины, затем ведущий по очереди задает вопросы командам. За каждый правильный вопрос команда получает одно очко. Выигрывает команда, которая наберет большее количество очков.

Примерные вопросы:

    Назовите самое большое море, у берегов Российской Федерации? (Это Берингово море, площадь которого равна 2 млн. 300 тыс. км)

    Назовите самое маленькое море? (Это Азовское море, его площадь - 38 тыс. км)

    Назовите самое глубокое море у берегов Российской Федерации? (Это Берингово море, так как его средняя глубина более 1500 м, а максимальная равна 4473 м)

    Назовите самое мелкое море, омывающее Российскую Федерацию? (Это Азовское море, его средняя глубина около 8 м, а максимальная равна 13 м)

    Назовите самое большое озеро в России (и в мире)? (Каспийское море, площадь которого - 372 тыс. км 2 )

    Назовите самое глубокое озеро в России (и в мире)? (Байкал,его глубина - 1620 м)

    Назовите самый большой полуостров на территории РФ?(Таймыр, его площадь равна 400 тыс. км 2 )

    Назовите самый большой остров на территории РФ? (Сахалин, его площадь - 76,4 тыс. км)

    Назовите самую многоводную реку в России?(Енисей, его среднегодовой сток равен17400м /с)

    Назовите самый высокий действующий вулкан на территории России? (Ключевская Сопка, его высота - 4570 м)

    Назовите самый высокий действующий вулкан в Африке? (Килиманджаро)

    Назовите самую высокую вершину Алтая? (г. Белуха)

    Назовите самое пресное море в России? (Балтийское)

Жюри подводит итоги.

VI. «Отгадай, кто я?»

Оборудование: физическая карта мира.

Перед игрой на стене или школьной доске вешают две одинаковые карты. К картам вызывают по одному ученику, в руки им дают указки. Ведущий рассказывает историю происхождения географических названий, а ученики по очереди должны отгадать, о чем идет речь и показать на карте.

Примерные вопросы:

    Название ее произошло от слова «амасуну», которое на индейском языке означает «большая вода» (Амазонка)

    Этот водопад, открыт в 1935 г. венесуэльским летчиком и на звании его именем. (Анхель)

    С языка древних выходцев из Ирана и Индии это название переводится как «Белоснежная гора». (Кавказ)

    Он назван по скале на европейской стороне пролива. (Гибралтарский)

    Название переводится с древнетюркского языка как «широкая, разливающаяся река». (Урал)

    С балкарского языка название ее переводится как «бурная река». (Терек)

    Название возникло из ненецкого языка и означает «конец Земли». (Ямал)

    С тибетского языка это название переводится, как «богиня - мать Земли». (Джомолунгма)

    В основе названия эвенкийский народный географический термин, означающий большая река. (Енисей)

    Это название образовалось из двух английских слов, переводится как «течение из залива». (Гольфстрим)

    Название какой реки образовано от названия народа коми, жившего в ее верховьях? (Кама)

    Древняя форма названия этой реки обозначает «глубокая река». (Днепр.)

    Это место в противоположность с окружающей территорией названо «земной страной». (Гренландия)

    Какое название, в переводе с якутского языка означает «море», «большая глубокая вода». (Байкал)

    Это название образовалось от инкского «анта», что означает - «медь». (Анды)

    В переводе с финского языка название переводится как «озеро, которое делает погоду». (Ильмень)

    В основе этого названия лежит слово из романского языка, на котором разговаривали в древней Италии, и означает «дым». (Везувий)

Жюри подводит итоги.

VII. «Географические ассоциации»

Участники делятся на две команды. Затем учитель читает по очереди задания, ассоциации каждой группе участников. Командам при этом необходимо угадать слово, используя предложенный логический ряд и объяснить ход своих рассуждений. Задания такого типа, как правило, очень нравятся детям.

Примерные задания:

    Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия. (Цунами)

    Река, море, испарение, облака, осадки. (Мировой круговорот воды)

    Ветер; вода, бутылка, письмо, Гольфстрим. (Течения)

    Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот. (Водопад)

    Океан, лед, гора, Титаник, опасность. (Айсберг)

Жюри подводит итоги.

VIII. «Пять подсказок»

Оборудование: географическая карта.

Учитель предлагает учащимся с помощью подсказок угадать какой-либо географический объект. Всего он прочитывает поочередно пять подсказок. Если после этого никто из ребят не отгадает и не поднимет руку, объявляется правильный ответ. При этом участники игры могут ответить после каждой подсказки. Ученик, который верно ответит на вопрос, должен так же показать названный им объект на карте.

Примерное задание:

1-я подсказка - площадь его примерно 7 млн. км 2 .

2-я подсказка - он расположен в Южной Америке.

3-я подсказка - здесь собирается вода примерно с половины территории континента.

4-я подсказка - на его площади находится река Амазонка и ее притоки.

5-я подсказка - это территория, с которой в реку Амазонку собирается вода.

(Бассейн реки Амазонки)

IX. Географические загадки - шутки

    Какой город Алтайского края «рожает волчат»? (Волчиха.)

    Какая река Тамбовской области «каркает»? (Ворона.)

    Какая река Рязанской области «плавает» и из воды выходит сухой? (Гусь.)

    Какой город Кировской области «рожает ежат»? (Ежиха.)

    Какой город Самарской области «едет по улицам мира»? (Жигули.)

    Какая станция самая холодная? (Зима.)

    Какой город Удмуртии «развлекает» не только детей, но и взрослых? (Игра.)

    Какой город Армении и река Красноярского края «носят популярное в Армении мужское имя»? (Кама.)

    Какой приток реки Онеги «покрывает тело человека, животного»? (Кожа.)

    Какой город Иркутской области «любят все»? (Мама.)

    Какой приток реки Волги «любит мед»? (Медведица.)

    Какой город Орловской области «летает»? (Орел.)

    Какой город Томской области имеет «2 конца»? (Палочка.)

    Какая река Пермской области «цвета сажи»? (Черная.)

    Каким городом татарские женщины «покрывают головы»? (Шали.)

    Какой город Ленинградской области мужчины «носят на голове»? (Шапки.)

    Какой приток реки Печоры «напоминает» русскую на родную сказку? (Щучье.)

    Какой полуостров «говорит о своей величине»? (Ямал.)

    Какой город Оренбургской области хорошо «видимый»? (Ясный.)

    Какой город Пермской области можно «нанизать на нить»? (Бисер.)

    Какой город Центрального района России «носит» мужское имя? (Владимир.)

    Какой город Тамбовской области можно «найти на дверях»? (Глазок.)

    Какой город Коми «имеется на шее некоторых животных»? (Грива.)

    Какой город Псковской области является «нижней частью посуды»? (Дно.)

    Какой город Павлодарской области носит имя покорителя Сибири? (Ермак.)

    Какой город Саратовской области является «неиссякаемым источников доходов» (Золотое.)

    Название какого города на Камчатке используется в народных загадках о карандаше? (Ивашка.)

    Назовите «сладкий» город. (Изюм.)

    Название какого города Воронежской области похоже на хлеб в форме замка с дужкой? (Калач.)

    Какая река Новосибирской области «говорит» о своей величине? (Карапуз.)

    Какой город Кировской области «смертельно жалит»? (Кобра.)

    Какой город Самарской области «ловит ведра в колодце»? (Кошки.)

    Какой город Краснодарского края - «символ христиан ского культа»? (Кресты.)

    Какой город на Камчатке «жжется»? (Крапивная.)

    Какая река Алтайского края «летает»? (Лебедь.)

    Какая река Якутии носит женское имя? (Лена.)

    Какой город в Якутии можно «найти на часах»? (Стрелка.)

    Какая река Томской области «хитрая»? (Лисица.)

    Каким мысом Камчатки можно «копать землю»? (Лопатка.)

    Какой остров Ленинградской области «указывает на свою силу»? (Мощный.)

    Какая гора Челябинской области «притягивает железо»? (Магнитная.)

    В какой реке Амурской области «живет» лиса? (Нора.)

    Какой город Пермской области «жалит»? (Оса.)

    Какую реку Хабаровского края особенно «любят охотники»? (Охота.)

    Какой город Магаданской области «атрибут туриста в походе»? (Палатка.)

    Какой город Кировской области «горит и светится»? (Свеча.)

    Какой город Магаданской области «летает»? (Сокол.)

    Какую реку Оренбургской области можно «выжать»? (Сок.)

    Какой город Пензенской области «живет рядом»? (Соседка.)

    Какую реку Тюменской области можно «перенести с водой»? (Таз.)

    На каком городе Ставропольского края можно «отдохнуть и выспаться»? (Тахта.)

    Какая река Амурской области «бежит по проводам»? (Ток.)

    Какой город Хабаровского края «дружно поет»? (Хор.)

    Какой город Красноярского края «поднимет шум»? (Шумиха.)

    Какой город Свердловской области «не боится огня»? (Асбест.)

    Какой город Амурской области «не имеет имени»? (Безымянный.)

    Какая река Сахалинской области «вращается»? (Вал.)

    Какой город Смоленской области является «первым ростком посевов»? (Всходы.)

    Какой город Смоленской области «сочинял музыку»? (Глинка.)

    Какой город Вологодской области «символ мира»? (Голуби.)

    Какой город Тульской области - «русская народная игра»? (Горелки.)

    Какой город Саратовской области «написал известную сказку»? (Ершов.)

    Какой город Свердловской области - «драгоценный камень зеленого цвета»? (Изумруд.)

    Какой город Красноярского края «зовет на помощь»? (Караул.)

    Какой город Московской области «вышибаешь»? (Клин.)

    По какому городу Алтайского края «трудно ездить»? (Кочки.)

    Какая река Московской области «ценится дорого»? (Лама.)

    Какую реку Ленинградской области «косят»? (Луг.)

    Какой город Мурманской области «трудно плавится»? (Никель.)

    Какая река Красноярского края может «заменить все существительные женского рода»? (Она.)

    Какой город Бурятии имеет «кличку лошади»? (Орлик.)

    Название какой реки Оренбургской и Самарской областей при чтении слева направо - «бежит по проводам», а справа налево - «домашнее животное»? (Ток.)

Подведение итогов. Награждение победителей медалями: «Лучшему знатоку географии».

Список используемой литературы:

    Предметные недели в школе: География. Сост. А.Ф. Романова. – Волгоград: Учитель, 2007г.

    Занимательная география на уроках географии и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы. Сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова. – М.: Глобус, 2007г.

    Журналы «География в школе», «Воспитание школьника»

    Максимов Н. А. За страницами учебника географии. М.: Просвещение, 1996.

Школьная олимпиада по географии

8 класс.

1 тур тестовый З а каждый правильный ответ 1 балл. Всего 25 баллов

1.Какой материк пересекается экватором в северной части?

А) Северная Америка; Б) Южная Америка; В) Австралия; Г) Евразия.

2. Относительно устойчивые и выровненные участки земной коры, лежащие в основании современных материков - это:

А) материковые отмели; Б) платформы; В) сейсмические пояса; Г) острова.

3. Зеленые растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. Это пример взаимодействия:

А) гидросферы и литосферы; Б) атмосферы и литосферы;

В) биосферы и гидросферы; Г) биосферы и атмосферы.

4. Природные зоны изменяются от экватора к полюсам, так как изменяется:

А) рельеф; Б) климат; В) почва; Г) характер деятельности человека.

5. Какое растение или животное НЕ ХАРАКТЕРНО для зоны саванн?

А) бегемот; Б) горилла; В) акация; Г) баобаб.

6. Почему Аляску раньше называли «Русская Америка»?

А) ее природа похожа на природу России;

Б) она была открыта и исследована русскими мореплавателями;

В) ее коренные жители разговаривали на русском языке;

Г) Аляска – в переводе означает «русский».

7.Какие координаты имеет восточная точка России - остров Ратманова?

А. 75°30´ с.ш. 169° 00´ в.д. Б. 55°30´ с.ш. 189° 00´ в. д

В. 65°30´ с.ш 169° 00´ з.д. Г. 175°30´ с.ш. 169° 00´ з.д.

8.Каково ГЛАВНОЕ значение озонового слоя для планеты Земля?

А) защищает Землю от падения метеоритов;

Б) защищает от перегревания и переохлаждения;

В) нужен организмам для дыхания;

Г) задерживает вредное ультрафиолетовое излучение.

9. Потомков от браков негров и белых называют:

А) метисами; Б) самбо; В) мулатами; Г) индейцами.

10. В каком из названных морей Атлантического океана добывают нефть?

А) в Саргассовом; Б) в Северном; В) в Балтийском; Г) в море Уэдделла.

11.Сколько приблизительно % пресной воды Земли «заморожено» во льдах Антарктиды?

А) 40%; Б) 50% ; В) 80% ; Г) 90%.

12. Какова протяженность материка Евразия с запада на восток в градусах, если долгота самой западной точки материка 9° з.д., а самой восточной - 170 ° з.д.?

А) 161°; Б)179 °; В)199 °; Г)189 °.

13.Чем отличается национальный парк от заповедника?

А) у него большая территория; Б) в нем охраняют только животных;

В) его могут посещать туристы; Г) все перечисленное.

14. Для какой природной зоны характерно следующее сочетание природных компонентов: черноземные почвы, злаковая растительность, суслики, лисицы, мыши, зайцы, дрофы:

А) Тундра; Б) Тайга; В) Степи; Г) Пустыни.

15. С каким государством Россия имеет наименьшую сухопутную границу?

А) с КНДР; Б) с Польшей; В) с Норвегией; Г) с Латвией.

16. Слова: « Могущество Российское прирастать будет Сибирью» принадлежит:

А) Петру І; Б) М.В. Ломоносову; В) Н.М. Пржевальскому; Г) В. Татищеву.

17. Гейзеры Дальнего Востока расположены:

А) на о. Врангеля; Б) на Чукотке; В)На Камчатке; Г) на Таймыре.

18 . Выберите неправильный ответ: Благоприятными для жизни условиями являются:

А) Обилие осадков; Б) Невысокая относительная влажность;

В) Теплое солнечное лето; Г) Умеренно холодная зима.

19. Площадь какого из материков наиболее близка к площади, занимаемой Россией?

А) Австралия; Б) Антарктида; В) Северная Америка; Г) Южная Америка.

20. На Долю Байкала приходится 20% запасов пресной воды…..:

А) России; Б) Сибири; В) Евразии; Г) Мира.

21. Укажите пару стран, НЕ имеющую с Россией общую границу:

А) Казахстан - Узбекистан; Б) Киргизия - Молдавия;

В) Армения - Белоруссия Г) Грузия – Болгария.

22. В этой горной республике берут начало два рукава самой полноводной реки России.

А)Тува; Б) Бурятия; В) Коми; Г) Алтай.

23. Какие из перечисленных гор в России являются наиболее высокими?

А) Хибины; Б)Урал; В) Алтай; Г) Сихотэ- Алинь?

24. Какой субъект России является полуанклавом:

А) Чукотский АО. Б) Ненецкий АО. В) Калининградская область. Г) Адыгея.

25. По какому проливу проходит граница между Россией и Японией:

А) Берингов. Б) Шокальского. В) Корейский. Г) Кунаширский.

2 тур Аналитический. Максимум – 12 баллов.

Дайте краткий ответ.

№. 1 . После того, как Вини Пух неудачно полетал на воздушном шаре за медом, он решил заняться географией. Стоит задумать над фразой: «Кажется, дождь собирается», которую он по неосторожности сказал Пяточку. Друзья рассуждали, где на земле им понадобится зонтик от дождя. Кто рассуждал правильно?
Пятачок сказал, что лучше всего махнуть в Австралию, в самый центр, в гости к мишке коале. Давление воздуха там подходящее – в тропиках высокое, осадков в избытке.
Кролик рассуждал практически: «Я известный овощевод, и мне не безразлично, будет дождь или нет. Лучше всего в Южной Америке на экваторе побывать. Говорят там ливни каждый день. Вот что значит низкое давление и поднимающийся вверх теплый воздух». «А вот мне дождик ни к чему – перья намочит, еще чихать начну. Оставаться надо здесь в Англии, а зонтик купить», - заявила Сова . «А я бы отправился на северный полюс. Летом там хорошо, и от частых дождей зонтик пригодится», - задумчиво размышлял Ия.

№2. Что общего у карьеров и терриконов? Где они встречаются?

№3. В Карелии часто встречаются « гнилые» камни. Ударьте такой валун палкой, и он рассыплется, превратится в красноватую труху. Почему «сгнила» эта крепчайшая горная порода – гранит?

№ 4 . Когда начинается лето « метеорологическое», «астрономическое», «природное»? Ответ обоснуйте .

Итого: Максимум - 37 баллов.

Ключи.

География 8 класс.

1 раунд. Тест. Максимум – 25 баллов.

№ вопроса

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

№13

Вариант ответа.

№ вопроса

№14

№15

№16

№17

№18

№19

№20

№21

№22

№23

№24

№25

Вариант Ответа

2 раунд. Аналитический. Максимум – 12 баллов.

Дайте краткий ответ . За каждый правильный ответ 3 балла.

№1. Прав кролик. Сова тоже не без основания собирается обзавестись зонтиком: если не уезжать из Англии, он понадобится. В тропиках же осадков мало из-за высокого давления, а на полюсе – потому что высокое давление и мало испарение.

№2. Антропогенные формы рельефа. Строительные площадки и места добычи полезных ископаемых открытым способом; возле шахт терриконы образуются из отработанной породы.

№3. Камень «сгнил» под влиянием лишайников, которые на нем поселились. Эти растения выделяют вещества, разъедающие такие прочные породы, как гранит. А дальше идет процесс формирования почвы, когда на разрушенных каменных породах поселяются вначале мхи. Потом кустарники, затем деревья.

«Природное» имеет разные сроки - ботаники считают от начала цветения лиловой сирени; рассеивания плодов вяза; цветение лугового клевера.


Литература:


  1. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии./И.И.Баринова, Л.Н.Елховская, В.В.Николина. М., Просвещение, 1988, с. 152.

  2. Даринский А.В. Методика преподавания географии. М. Просвещение,1975.с.368

  3. Душина И.В. Как научить школьников географии./И.В.Душина, Г.А. Понурова.
«Московский Лицей», 1996. ст

  1. Куприн А.М. Занимательная картография. М. Просвещение. 1989 с.191.

  2. Прохорчик А.Ф. Организация внеклассной работы по географии. Минск. 1980.
с.143

6. Смолин Н.К. Внеклассная работа по географии. М. Просвещение. 1979. с160.

7. Журналы «География в школе».

8.Разумовская О.К. Веселая география. Ярославль. Академия развития.

Разработки мероприятий


Вечер «Знатоки географии».
В вечере принимал участие каждый желающий ученик с 8 по 11 класс. Задачи данного вечера расширить кругозор учащимся, заинтересовать познанием нового, привить навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой. Данный вечер расширяет знания учащимся, развивает находчивость, смекалку, умственные способности школьников, учит наблюдательности, помогает глубже понять сущность отдельных явлений и процессов, позволяет интегрировать знания по географии с историей, биологией, физикой.

Для оценки результатов участников вечера было выбрано жюри, в состав которого вошли учителя, старшеклассники. Победителям были вручены призы.


Вопросы, предложенные участникам вечера.

  1. Известно, что география зародилась еще в глубокой древности. Кто первым употребил термин «география»?
(Ответ: греческий ученый Эратосфен.Он написал книгу «География», состоящую из трех томов. В ней даны размеры Земли, довольно близкие к действительности (длина земного меридиана, по вычислению Эратосфена, 39500 км.), и описание известных в то время частей суши и морей, говорится в книге и о форме нашей планеты.)

  1. В Карелии часто встречаются «гнилые» камни (валуны). Ударьте такой камень палкой, и он рассыплется, превратится в красноватую труху. Почему «сгнила» эта крепчайшая горная порода гранит? (Камень «сгнил» под влиянием лишайников, которые на нем поселились. Эти растения выделяют вещества, разъедающие даже гранит.)

  2. Где на Земле может замерзнуть вода даже при положительной температуре?. (В тропических пустынях. Там большая сухость воздуха вызывает интенсивное испарение, что, в свою очередь, способствует сильному охлаждению верхнего слоя испаряющей поверхности. Ученые неоднократно наблюдали такое явление: термометр показывал температуру +3, +5С, а вода в сосудах покрывалась тонким слоем льда.)

  3. Какие широты принято называть «ревущими», какие «конскими»?. («Ревущие широты (или, как их называют англичане, «рычащие сороковые») находятся в районе 40-й параллели Южного полушария, где большую часть года господствуют сильные западные ветры и циклоны. «Конские» широты расположены в зоне относительного затишья между 40 и 30 южной и северной широты. Это название дано испанцами после открытия Америки, так как при перевозке лошадей на вновь открытые земли в этих областях часто господствовал штиль, происходила задержка в пути.)

  4. Установлено, что дождевая вода всегда содержит некоторое количество солей. Откуда берутся соли в атмосфере?. (Ветер срывает с гребней морских волн брызги воды и уносит их в воздух. Вода при этом испаряется, а мелкие кристаллики солей долго носятся в воздухе. Этими солями и осолоняется атмосферная вода.)

  5. Многие знают, где находятся географические и магнитные полюса Земли, полюса холода и жары. Существует и полюс ветров, о котором один путешественников писал: «Мы нашли здесь царство пурги и ветров (самое ветреное место на Земле), где порывы ветра – это мстительный кошмар. Средняя скорость ураганного ветра в этом районе достигает 80-240 км/ч. Где же находится полюс ветров? (В Антарктиде, на земле Адели.)

  6. По безводной пустыне идет караван. Неожиданно впереди появляется большое озеро. Уставшие путешественники спешат к нему… Но проходит немного времени, и озеро исчезает. Как называется это явление? (Мираж – явление аномального преломления и отражения световых лучей в атмосфере, при котором над или под предметом, либо сбоку от него видны его мнимые изображения. Мираж вызывается необычным распределением плотности воздуха. При сильном солнечном нагревании земной поверхности и перегреве приземного слоя воздуха замедленное падение плотности с высотой создает нижний мираж: предмет кажется приподнятым и отражающимся в водной поверхности.)

  7. Почему облака не падают на Землю?. (Потому, что их поддерживает восходящий ток воздуха, постоянно наблюдающийся на земной поверхности.)

  8. Когда начинается лето «метеорологическое», «астрономическое», «природное»?. («Метеорологическое лето начинается с 1 июня (календарное время), «астрономическое» - 22 июня (со дня летнего солнцестояния). «Природное» лето имеет разные сроки. Одни ученые считают, что началом лета является время цветения лиловой сирени и рассеивание плодов вяза, другие – цветения красного лугового клевера.)

  9. Кто открыл хребет Московский и гору Кремль, находящиеся на северной окраине Тибета. (Н.М.Пржевальский).

  10. Водится ли рыба в Луже? А в тазе? (В Луже – реке в бассейне Оки – и в Тазе – реке, впадающей в одноименный залив Карского моря, - рыба водится.)

  11. Где в СНГ находятся остров Медный, гора Железная, мыс Золотой, море Гнилое, озеро Зеркальное, станция Оловянная, поселок Соломенное? (Остров Медный находится в группе Командорских островов, гора Железная – недалеко от Пятигорска, мыс Золотой – на берегу Татарского пролива, море Гнилое – залив Азовского моря (чаще называют Сиваш), озеро Зеркальное – В Республике Горный Алтай, станция Оловянная – в Читинской области, поселок Соломенное – на берегу Онежского озера.)

  12. В каком географическом названии надо поменять местами две буквы, чтобы название вершины потухшего вулкана, расположенного в одной стране, превратилось в название горного хребта, расположенного в другой стране? (Эльбрус – вершина потухшего вулкана на Кавказе в СНГ. Эльбурс – горный хребет, опоясывающий с юга Каспийское море в Иране.)

  13. « я оглянулся. Все, что произошло дальше, я до сих пор не могу представить себе как действительность. Море горело серебряным пламенем. Казалось, его дно состоит из хрусталя, освещенного снизу лунным сиянием. Свет разливался до горизонта, и там, где всегда сгущается тьма, небо сверкало. Я зачерпнул воду в ладонь. Сквозь пальцы полились с плеском струи жидкого магического света». Как называется это явление?. (Свечение моря. Наблюдается оно тогда, когда в морской воде скапливается огромное количество светящихся микроскопических малых морских организмов, главным образом простейших.)

  14. Почему летом сумерки в экваториальных областях короче, чем в полярных странах.? (Обычно сумерками называют время, в течении которого Солнце опускается за линию горизонта до 18 градусов. Вблизи экватора видимый путь Солнца представляет собой более крупную дугу, чем в полярных странах. Время, затрачиваемое Солнцем для пересечения линии сумерек (18 гр. за горизонтом), в экваториальных странах гораздо меньше, чем в умеренных, или, тем более, в полярных. Отсюда и сумерки в странах, лежащих в экваториальной зоне, короче.)

  15. В горах внезапно на фоне облаков, расположенных против восходящего или заходящего Солнца, появляется гигантское изображение, например всадника, животного, идущего человека. «Призраки» двигаются. Иногда вокруг головы призрачной фигуры, внезапно возникающей перед наблюдателем на близкой поверхности облаков или тумана, появляются цветные кольца. Что это за интересное и загадочное явление природы?. (Гигантские воздушные фигуры были тенями людей и животных, которые проецировались на небосвод. Они появляются, когда солнечные лучи освещают человека или какой-нибудь предмет и потом падают не на землю, а на облака, расположенные на противоположной от Солнца стороне. Размеры теней при этом во много раз увеличиваются по сравнению с ростом человека или размерами животных. Появление радужных кругов вокруг «призраков» объясняется дифракцией света, а объемный характер теней – объемным характером отражающей поверхности облаков или тумана.)

  16. Дерево равенала называют еще деревом путешественников. Почему? (Плоды его съедобны, а в пазухах листьев, образуемых расширенными черенками, скапливается вода. Сделав ножом отверстие у основания черенка, можно выпить содержимое и утолить жажду. Листья равенала расположены так, что крона растения напоминает огромный веер или распущенный павлиний хвост, в тени которого может спрятаться и отдохнуть усталый путник. Свое название дерево получило потому, что, давая приют путнику, оно кормит, поит и спасает его от зноя, как радушный хозяин. Родина его – остров Мадагаскар.)

  17. Самое маленькое из морей земного шара. Названо оно по имени горной породы, которую нашли на одном из островов, расположенных в этм мире. Какое это море? (Мраморное море (турецкое «мармара» - от месторождения белого мрамора на острове Мармара). Площадь моря – 11472 кв. км.

  18. Назовите море, лежащее выше уровня океана. (Аральское море – бессточное соленое озеро, расположено оно на высоте 53 м над уровнем океана.)

Игра «Счастливый случай».


В дни недели географии провели игру «Счастливый случай» для 8-10 классов.

Игра способствует расширению кругозора, закрепляет знания, развивает мышление, пробуждает интерес к предмету и вызывает чувство гордости за свою команду.

Для музыкального оформления записали музыку, которая сопровождала всю игру.

На классной доске написали название игры, вывесили рисунки учеников: бегущие лошадки, смеющиеся рожицы, вопросительные знаки.


Ход игры.

1. Движение воздушных масс (циркуляция атмосферы)

2 Изменение горных пород под действием высокой температуры и давления (метаморфизация)

3 Погода без ветра (штиль).

4.Изменение свойств воздушных масс (трансформация).

5. Мелководная часть моря (шельф)

6. Линия на карте, соединяющие места, где отмечается одинаковая средняя температура воздуха (изотермы).

7. Сорняк для щей (крапива).

8. Птица- любительница кедровых орешков (кедровка).

9. Отношение количества осадков к испаряемости (коэффициент увлажнения).

10. Вода в твердом состоянии (снег, лед).

11. Положение какой-либо территории на карте (физико-географическое положение)

12. Количество тепла, поступающего на земную поверхность (солнечная радиация).

13. Туман на большой высоте (облака).

14. Модель Земли (глобус).

15. Сосновый лес (бор).


9 класс.

1. Укрупнение производства (концентрация).

2. Проход судов вдоль границ другого государства (большой каботаж).

3. Мероприятия по улучшению состояния земель (мелиорация).

4. Наука о населения (демография).

5. Количество груза, транспортируемого на определенное расстояние за единицу времени (грузооборот).

6. Удобрение, летающее в воздухе (азот).

7. Вода в газообразном состоянии (пар).

8. Связи с целью производства готовой продукции (кооперирование).

9. Выпуск однородной продукции предприятием, районом или страной (специализация).

10. Тот, кто дает деньги в долг (кредитор).

11. Посредник между продавцом и покупателем (брокер).

12. Место регистрации безработных (биржа труда).

13. Запасы, ценности, средства, возможности (ресурсы).

14. То, что продается и покупается на рынке (товар).

15. Отрасль экономики, осуществляющая реализацию товаров путем купли-продажи (торговля).

16. Роща из дуба (дубрава).
10 класс.

1. Карта с изображением стран мира (политическая).

2 Политика невмешательства в войны между другими государствами (нейтралитет).

3. Эмигранты, возвратившиеся на родину (реэмигранты).

4. Государство с едиными центральными органами управления (унитарное).

5. Измеритель цены (деньги).

6. Затраты на изготовление продукции (издержки).

7. Процесс обратный импорту (экспорт).

8. Снижение покупательной способности населения (инфляция).

9. Нарушение правильных соотношений между частями производства (диспропорция).

10. Срастание соседних городских агломераций (мегалополис).

11. Глава Ватикана (папа римский).

12. Она видна по полету (птица).

13. Преданность интересам Родины (патриотизм).

14. Страна, где впервые приготовили спагетти (Италия).

15. Название Бразильской фермы (фазенда).

16. Самое длинное государство (Норвегия).

17. Еловый лес (ельник).

18. Небольшие участки березового леса (колки).
Второй гейм «Гонка за лидером».

8 класс


    Понижения земной поверхности (впадины).

  1. Газообразная вода (пар).

  2. Модель Земли (глобус).

  3. Время суток после ночи (утро).

  4. Путь Земли вокруг Солнца (орбита).

  5. Нелетающая птица (киви, страус, пингвин).

  6. Период вращения Земли вокруг своей оси (сутки).

  7. Хитрый наматывает, ленивый дует (ус).

  8. Форма Земли (геоид).

9-10 классы.

1. Судоходство между портами одной страны (малый каботаж).

2. Провоз грузов или пассажиров через промежуточные пункты (транзит).

3. Лицо, занимающееся частной торговлей (коммерсант).

4. Конторский служащий (клерк).

5. Совладелец предприятия (компаньон).

6. Приспособление к изменяющимся условиям (адаптация).

7. Владелец акций (акционер).

8. Натуральный товарообмен (бартер).

9. Наличие незанятого рабочего места (вакансия).

10. Специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий (менеджер.

11. Нотариально оформленный договор купли-продажи недвижимости (купчая).

12. Самое маленькое государство (Ватикан).

13. Резкий подъем сельского хозяйства за счет новых технологий (зеленая революция).

14. Столица самого северного государства (Рейкьявик).

15. Новая столица Казахстана (Астана).

16. Биологический зачинщик гриппа (вирус).

17. Коренной житель (абориген).
Третий гейм «Заморочки из бочки».

8 класс.


1. «В седом океане, в полярной пустыне,

От края родного вдали

Четыре товарища жили на льдине,

У самой вершины Земли».

Кому принадлежат эти строки? О ком идет речь?

(Папанин, Кренкель, Федоров, Ширшов были высажены на льдину у Северного полюса в 1937 году и пробыли на ней 272 дня, проплыв 2,5 тыс.км. Автор строк – Исаевский.).

2. Поэт П.Богданов пишет:

«Ни разу не был я на океане,

Мне даже не представить никогда,

Что на каком-то там меридиане

От полюса до полюса вода».

Существуют ли такие меридианы? (Да)

3. Все мы любим поэзию А.С.Пушкина, и стихи, которые я прочту, вам известны.

«Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя». (Зимний вечер.)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась….» «Зимнее утро).

О каких атмосферных процессах идет речь? (О циклоне).

4. «Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный».

Какому атмосферному процессу дается определение? (Антициклон).

«Был новогодний день.

Праздничный. Середина лета!»

Возможно ли это? (Да. В тропических странах южного полушария.)

6. Полюс холода в южном полушарии на станции «Восток» (-88,3). Где полюс холода в северном полушарии? (Оймякон).

7. На улицах нашего города встречаются неровности, названия которых состоят из двух местоимений. Как они называются? (Ямы).

8. Писатель Н.Н.Михайлов (он был географом) в свой книге «Иду по меридиану» пишет, что день длился 180 суток. Солнце ходило по кругу почти на одной высоте и невозможно было ни угадать, который час, ни сообразить, в какой стороне юг».

1. Уважаемые Знатоки!

Я живу в Сибири, мечтаю выращивать хлеб. Ведь хлеб – всему голова. Как вы думаете, какая пшеница – яровая или озимая – будет давать у нас более высокие урожаи?.

(Озимую пшеницу в Сибири не выращивают, так как там сильные морозы и ее посевы вымерзают.)

2. Где зародилась аквакультура и что это такое?.

(Аквакультура – искусственное разведение рыбы, возникла в Китае.)

3. О каком природном явлении писал И.Бунин:

«В кипящей пене валуны,

Волна, блистая, заходила –

Ее уж тянет, тянет Сила

Всходящей за морем луны». (Прилив)
Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады».

Назовите природное явление, о котором говорится в этом стихотворении (мировой круговорот воды в природе).

5. «…В этой стране вечного льда и снега выращивают дыни, арбузы, виноград и даже бананы и ананасы! В стране случаются катастрофические наводнения, которые совершенно не связаны с изменениями погоды и сменой времен года На каждого жителя этой республики приходится 4,5 овцы».

Как называется страна и ее столица, о которой говорится в этом отрывке?.

(Исландия).


Четвертый гейм «Самое, самое»

Участник команды называет и показывает географические объекты, которые выделяются среди подобных своими размерами. Например, самое глубокое озеро (Байкал), самые высокие горы (Гималаи). Набирает больше баллов тот, кто за 1 мин ответит на большее количество вопросов.


Пятый гейм «Темная лошадка».

Под фонограмму участники игры исполняют свои частушки.

Например: Ах, подружка моя,

Как тебе не стыдно.

Географию не учишь,

Думаешь не видно!

Заключение.


  1. Звучит музыка, жюри оглашает итоги.

  2. Команды получают сувениры.

Географический конкурс эрудитов «По странам и континентам».


Цель конкурса:

  1. Углубить знания учащихся по географии.

  2. Формирование умений самооценки уровня своих знаний.

  3. Развивать познавательный интерес учащихся по географии.

Учащиеся делятся на группы – команды. За правильный ответ участник получает один балл, за неполный ответ – полбалла.


  1. Конкурс «Материки».
Каждая команда получает лист и выбирает для своего материка рекорды.

Части света.

Евразия. Африка. Антарктида. Австралия. Северная Америка. Южная Америка.

Более 90% всех запасов пресной воды на Земле.

¼ территории континента – зона вечной мерзлоты.

Самый сухой климат на планете (2/3 ее территории пустыни и полупустыни).

Вдоль какого материка протянулся коралловый риф?

Самый крупный материк (1/3 всей суши).

Самое крупное озеро.

Самый малонаселенный материк на Земле (менее 0,4% от всех жителей на Земле).

Самый холодный из всех материков.

Где находится величайшая на Земле река.

Самый населенный материк на Земле (3/4 всех жителей на Земле).

Грандиозный каньон, который прорыла река в горном плато на западе континента.

На этом материке две крупнейшие страны мира.

Самый одинокий материк (по удаленности от других).

Второй по величине материк Земли.

Самый высокий материк на планете (более 2000м – средняя высота).


  1. Конкурс «Угадай столицу».
Россия (Москва) Аргентина (Буэнос – Айрес)

Германия (Берлин) Китай (Пекин)

Португалия (Лиссабон) Япония (Токио)

Эфиопия (Аддис-Абеба) Мексика (Мехико)

Франция (Париж) Чили (Сантьяго)


  1. Конкурс «О путешественниках и открытиях».

    1. Кто первым осуществил плавание из Европы в Индию? (Васко-да-Гама).

    2. Английский мореплаватель, изучавший Австралию. (Дж. Кук).

    3. Английский полярник, погибший в 1912 году во время экспедиции к южному полюсу Земли. (Р. Скотт).

    4. В каком году Х. Колумб открыл Америку? (1492г).

    5. Какое открытие сделал С.И.Дежнев и в каком году? (в 1648г открыл мыс, назвал его Большим Каменным носом, открыл пролив разделяющий Азию и Америку)

    6. Кто открыл Антарктиду? (М.Лазарев и Ф.Ф.Беллинсгаузен).

    7. Русский полярный мореплаватель, участник Великой Северной экспедиции, достигший самой северной точки Азии. (Семен Челюскин, м. Челюскин)

    8. Известный путешественник, возглавивший в 1519 – 1522гг первое кругосветное путешествие. (Фернандо Магеллан).

    9. Голландский путешественник 17 века, исследовавший северные и северо-западные берега Австралии. (Абелл Тасман).

    10. Когда и кем впервые был покорен Южный полюс?. (Руаль Амундсен 1911г)

    11. Назовите имя пирата, именем которого назван самый широкий в мире пролив? (Френсис Дрейк).

    12. Этот путешественник исследовал Азию в течении 24 лет. (Марко Поло)

    13. Известно, что география зародилась в глубокой древности. Кто первым употребил термин география? (Эратосфен)

    14. Кто создал первый глобус? (М. Бехайм).

    15. Первым человеком, доказавшим предположение Пифагора о шарообразности Земли, был… (Аристотель).

    16. Кто написал книгу «Хождение за три моря»? (Афанасий Никитин)

  2. Конкурс «О какой стране идет речь».
Страна туманов. (Великобритания).

Страна восходящего Солнца. (Япония).

Страна озер. (Финляндия)

Страна «льда и огня». (Исландия).

Рай для туристов. (Франция).

Главный сад Европы. (Италия).


  1. Конкурс «Что это значит?»
Джомолунгма (с тибетского «богиня»-мать Земли).

Эверест (в честь крупного геодезиста 19в Д.Эвереста).

Гималаи (с непальского «снежная гора»).

Везувий (с древнего итальянского «Дым»).

Лабрадор (с португальского «земля пахаря»)

Камчатка (по имени русского землепроходца И.И.Камчатского).

Терек («тополь» с тюркских языков)

Миссисипи («большая река»).

Ниагарский водопад (с индейского «гремящая вода»)

Вдп. Анхель (в честь венесуэльского летчика Х. Анхеля, который его открыл.


  1. Конкурс переводчиков.
Что означают слова?

Кебрачо (дерево «сломай топоооооор»)

Ранчо (усадьба, хутор)

Гуачо (наездник, пастух).

Пончо (короткий плащ из прямоугольного куска ткани с вырезом для головы

посередине)

Самум (песчаная буря)

Бедуин (обитатель пустыни)

Гоби (монгольское пастбище).

Сельва (лес).

Пампа (пространство, лишенное древесной растительности).

Прерия (саванна Северной Америки).


  1. Конкурс «Самое, самое, самое…»
От каждой команды к доске выходят по одному ученику, задаются вопросы,

географические объекты назвать и показать на карте. Если ответа нет или

неправильный, отвечает соперник.


  1. Самый большой материк (Евразия).

  2. Самый большой полуостров (Аравия).

  3. Самое маленькое море в России (Азовское)

  4. Самая высокая вершина России (Эльбрус)

  5. Назовите океан, который пересекает все меридианы Земли (Северный
Ледовитый океан).

6 .Самые молодые горы России. (Кавказ)

7. Самый большой остров мира (Гренландия)

8.Самый сухой материк (Авсралия).

10. Самое высокое место в мире (Эверест).

11. Самое соленое озеро в мире (Мертвое).

13. Самое большое озеро мира (Каспийское).

14. Самое глубокое озеро мира (Байкал).

15. Самый большой полуостров России (Таймыр).

17. Какой город считается самым холодным в России (Оймякон).

18. Самое соленое море (Красное).

19. Самый большой российский остров (Сахалин).

20. Самое глубокое место в океане (Марианский желоб)

21. Самый влажный материк (Южная Америка).

24. Самый широкий пролив (Дрейка).

8. Конкурс «Знаешь ли ты».

От каждой команды выбирается по одному знатоку.


  1. Только одна из всех частей света носит имя путешественника. Какая это часть
света и в честь кого она названа? (Америка, по имени итальянского

мореплавателя Америго Веспуччи).


  1. Страны Центральной и Южной Америки называют Латинскими странами.
Почему их так называют? Какие языки являются государственными в странах Латинской Америки?. (Бразилия- португальский, Гаити- французский, остальные испанский. Эти романовские языки развились на основе латинского языка, отсюда и название).

  1. Название какой страны Южной Америки указывает на особенность
географического положения ее? (Эквадор)

  1. Какие государства расположены в разных частях света?.
(Россия, Турция, Дания, Египет).

  1. Конкурс «Географические загадки».

  1. Одна из жительниц небольшого аргентинского города Сан-Хусто,
расположенного более чем в 500 км к северу от Буэнос- Айрес

потому что он вдруг закричал: «Смотри, корова летит по воздуху». Я обернулась и обомлела. Действительно, по воздуху летела корова. Она

упала в метрах 30 от нас». Следствием какого грозного явления природы

могло стать описанное выше событие? Что является причиной его возникновения? (смерч, скорость170 км в час, воздух

кружится по спирали со скоростью 100км в сек.).


  1. Эти широты называют на Земле ревущими, а вторые – конскими.
Что это за широты и почему их так называют?

(40-е широты южного полушария, для которых характерны сильные

ветры, штормы – ревущие, 30-35-е широты с.ш. и ю.ш. – конские.

Корабли, шедшие в Вест – Индию, встречали здесь штиль, были длительные остановки, из-за недостатка пресной воды выбрасывали за борт лошадей,

взятых для различных работ).


  1. Конкурс «90 секунд».
В течение 1,5 мин. Участники отвечают на вопросы. Количество баллов

Определяется количеством правильных ответов.


  1. Пролетая над экватором, вы можете увидеть снег? (Килиманджаро).

  2. Как называется пустыня, если в названии ее отбросить последнюю букву,
мы часто употребляем это вещество (Сахара).

  1. Это чудесное растение произрастает на реке Амазонка, но оно часто звучит
как «победа». Назовите растение.(Виктория)

  1. Скажите, где находится на Земле Мертвое море? (на Аравийском п-ве).

  2. Что получают люди из гевеи? (каучук)

  3. Что означает слово «кенгуру» на английском языке? (не понимаю).

  4. Через какие ворота может пройти даже ледокол? (Карские)

  5. Назвать полуостров, название которого означает в переводе «земледелец»?
(Лабрадор).

9. Назовите море, которое Колумб принял за зеленую землю? (Саргассово).

10. Знаете ли реку, высокие берега которой называют «раскрытой книгой»?

(Колорадо).

11.У какого моря нет берегов? (Саргассово).

12. Соленое озеро на Прикаспийской низменности? (Баскунчак).

13. Назовите растения Антарктиды. (мхи, лишайники, водоросли).

14. Крупнейший из Японских островов. (Хонсю).

15. В каком заливе самые высокие приливы в мире? (Фанди, США)

16. Крупнейший остров мира. (Гренландия).

17.Самый восточный остров России..(Ратманова)

18. Коренные жители США? (индейцы).

19. Какие океаны омывают Антарктиду? (Тихий, Индийский, Атлантический).

20. Каким поясом не подпояшешься? (географическим)

21. Виден край, да не дойдешь. (горизонт).

22. Где в апреле и мае много овощей и фруктов? (южное полушарие,

сбор урожая)

11. Подведение итогов. Награждение лучших знатоков географии и команды, набравшей наибольшее количество баллов.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»