Государство формирует народности и нации объединяет территории. Этносы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Выяснить:
    • что такое этнос,
    • какие существуют типы этносов,
    • что влияет на образование этносов,
    • какова роль этносов в истории.
  • Совершенствовать умение анализировать, сравнивать.

Тип урока: комбинированный (элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся, мультимедийная презентация).

Обеспечение урока: учебник, раздаточный материал, доклады учащихся, компьютер, мультимедийный проектор.

План урока.

  1. Что такое этнос. Признаки этноса. Типы этноса.
  2. Племя. Отличительные черты племени.
  3. Народность. Отличительные черты народности.
  4. Нация. Признаки нации.

Основные понятия урока: Этнос, племя, народность, нация, этногенез.

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся.

Многие из тех понятий, которые сегодня буду называться на уроке учащимся хорошо знакомы из курса истории (племя, народность, нация). Предлагается вспомнить, что они означают. Учитель указывает на то, что все эти понятия объединены понятием этнос.

Демонстрируется слайд 2 . Называются цели урока. Демонстрируется слайд 3 . В тетрадях учащиеся записывают план урока.

II. Изучение нового материала.

1. Что такое этнос.

Человечество всю историю своего существования состояло из различных народов (этносов). Что такое этнос?

Учащимся предлагается раздаточный материал (Приложение 1), на основе которого необходимо выполнить следующее задание: «Перед вами определения понятия «этнос», данные на различных сайтах Интернета. Что общего во всех этих определениях?»

Более широкое толкование этого термина состоит в том, что он объединяет понятия племя, народность, нация. Демонстрируются и комментируются слайды 4, 5, 6.

Развитие различных типов этноса связано с ростом производительных сил, расширением хозяйственных связей, формированием и развитием определенных социальных и культурных предпосылок. Например, род и племя, для какого общества характерны данные социальные общности? – Для первобытного.

2. Племя. Отличительные черты племени.

Племя – исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Демонстрируется слайд 7.

3. Народность. Отличительные черты народности.

Народность складывается с появлением классов и государств. Даная социальная общность свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, а нередко сюда включаются также неродственные этнические группы.

Демонстрируются слайды 8, 9.

4. Нация. Признаки нации.

На базе народностей формируются нации – высший исторический тип этноса.

Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое. Возникает нация. Демонстрируется слайд 10.

Нации более многочисленны, чем народность, они насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На почве единых территорий формируется единый национальный характер и психологический склад. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией.

Задание классу. Как вы думаете, почему именно в это время возникают национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты?

Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Крупные этносы существуют сейчас только как нация, а мелкие, сохранившиеся с древних времен, входят в нации как этнические меньшинства.

Вариант № 14717

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Правительство стра­ны Z при­ня­ло ре­ше­ние о под­держ­ке кон­кур­са хо­ро­вых кол­лек­ти­вов «Поющий мир». Дан­ный при­мер сви­де­тель­ству­ет о вза­и­мо­дей­ствии сфер общества

1) политической и экономической

2) экономической и социальной

3) политической и духовной

4) духовной и социальной

Ответ:

Инна узнала, что Зоя пригласила на пикник всех коллег по работе, кроме неё. Она не стала выяснять причину этого поступка, просто перестала разговаривать с Зоей. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?

1) уход от конфликтной ситуации

2) посредничество

3) компромисс

4) сотрудничество

Ответ:

Школьники по заданию учителя биологии провели наблюдения и определили основные источники загрязнения школьных классов. Какую деятельность иллюстрирует данный пример?

1) хозяйственную

2) исследовательскую

3) политическую

4) производственную

Ответ:

Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность проявляется в физических качествах и особенностях человека.

Б. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?

1) среднее профессиональное

2) высшее профессиональное

3) основное общее

4) среднее общее

Ответ:

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь

1) снижение налога на прибыль

2) увеличение размеров государственной пошлины

3) расширение финансирования образования

4) повышение зарплаты медицинским работникам

Ответ:

Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц, это

3) дивиденды

4) страховые выплаты

Ответ:

В каком из пе­ре­чис­лен­ных при­ме­ров речь идет о со­хра­не­нии своих на­коп­ле­ний от обесценивания?

1) Татьяна при­об­ре­ла квар­ти­ру в пре­стиж­ном районе

2) Сергей хра­нит сэко­ном­лен­ные сред­ства дома

3) Иван приобрёл новый автомобиль

4) Марина за­стра­хо­ва­ла при­над­ле­жа­щие ей дра­го­цен­но­сти от кражи

Ответ:

Верны ли следующие суждения о частной собственности?

А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.

Б. Частная собственность является основой командной экономики.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

К социально значимым признакам, определяющим положение человека в обществе, относят

1) уровень образования

2) мировоззрение

3) физические данные

4) особенности темперамента

Ответ:

Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является

1) патриархальной

2) многодетной

3) неполной

4) малой (нуклеарной)

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об этносе?

А. В от­ли­чие от народности, нация - более устой­чи­вая общ­ность людей, причём устой­чи­вость ей придаёт общ­ность эко­но­ми­че­ской жизни.

Б. Го­су­дар­ство фор­ми­ру­ет на­род­но­сти и нации, объ­еди­ня­ет тер­ри­то­рии и уста­нав­ли­ва­ет связь с эт­ни­че­ски­ми группами.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Отличительным признаком политической партии является

1) объединение людей с общими интересами

2) создание разветвленной организации

3) право законодательной инициативы

4) стремление участвовать в осуществлении политической власти

Ответ:

Во многих странах членам парламента запрещается работать в правительственных учреждениях. В этом проявляется

1) верховенство парламента

2) республиканская форма правления

3) унитарное государственное устройство

4) разделение властей

Ответ:

Верны ли следующие суждения о политике?

А. Любые властные отношения носят политический характер.

Б. Политика как сфера общественной жизни сложилась в индустриальном обществе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Что является отличительным признаком правового государства?

1) наличие системы законодательства

2) равноправие и равенство граждан перед законом

3) функционирование правоохранительных органов

4) наличие суверенитета

Ответ:

Выберите верное утверждение:

Президент Российской Федерации

2) назначается сроком на 5 лет

3) избирается Государственной Думой

4) утверждается Федеральным Собранием

Ответ:

В каком из приведённых случаев вступает в действие Закон РФ «О защите прав потребителей»?

1) Склад принял на хранение партию продуктов, не имеющих сертификата соответствия.

2) Гражданин приобрёл для личного пользования автомобиль, в котором была обнаружена бракованная деталь.

3) Гражданин приобрёл для перепродажи в другом городе партию оказавшегося недоброкачественным товара.

4) Фирма поставила аптекам города партию лекарств с истекшим сроком годности

Ответ:

Верны ли следующие суждения о семейном праве?

А. Все имущество, приобретенное во время брака, является общей собственностью супругов.

Б. Вопрос о расторжении брака в случае несогласия одного из супругов или наличия детей в семье решается только в судебном порядке.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

В при­ве­ден­ном списке ука­за­ны черты сход­ства науки и ис­кус­ства и от­ли­чия науки от искусства. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы порядковые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую колонку - по­ряд­ко­вые номера черт отличия:

1) является об­ла­стью духовной культуры

2) использует ху­до­же­ствен­ные образы

3) требует точ­но­сти и обос­но­ван­но­сти утверждений

4) создает ду­хов­ные ценности

Ответ:

Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г

Ответ:

Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Глобализация мировой экономики - это противоречивый процесс, который имеет и положительные, и отрицательные последствия. (Б) Исчезновение биологических видов является негативным последствием глобализации. (В) Сам по себе переход к информационному обществу не является глобальной проблемой.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений.

А Б В

Ответ:

В стра­не Z был проведён опрос среди со­вер­шен­но­лет­них жи­те­лей на тему: «Кто в первую очередь дол­жен за­ни­мать­ся вос­пи­та­ни­ем детей?». Ре­зуль­та­ты опро­са в про­цен­тах от числа от­ве­чав­ших пред­став­ле­ны в таблице.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве таблицы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Практически рав­ные ко­ли­че­ство опро­шен­ных как среди мужчин, так и среди жен­щин полагают, что в первую очередь вос­пи­та­ни­ем детей дол­жен за­ни­мать­ся отец.

2) Наименьшая часть опро­шен­ных среди жен­щин полагает, что в первую очередь вос­пи­та­ни­ем долж­ны за­ни­мать­ся в шко­лах и дет­ских садах.

3) Пятая часть опро­шен­ных жен­щин считает, что в первую очередь вос­пи­та­ни­ем детей долж­на за­ни­мать­ся мать.

4) Наименьшая часть опро­шен­ных муж­чин считает, что в первую очередь вос­пи­та­ни­ем детей долж­ны за­ни­мать­ся стар­шие члены семьи.

5) Более по­ло­ви­ны как среди опро­шен­ных мужчин, так и среди опро­шен­ных жен­щин считают, что в первую очередь вос­пи­та­ни­ем детей дол­жен за­ни­мать­ся один из родителей.

Ответ:

В стране X в разные годы были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время материальное положение вашей семьи?» Результаты опросов приведены в таблице.

Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране X наблюдается медленный, но неуклонный экономический рост.

2) В среднем уровень жизни в государстве можно охарактеризовать как низкий.

3) Для экономики страны X характерен быстрый рост цен.

4) Можно констатировать усиление социального расслоения в стране X.

5) Усиление социального расслоения связано с ростом безработицы в государстве X.

Ответ:

Составьте план текста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


(По Э. Бенешу)

Опираясь на текст, на­зо­ви­те три фактора, вы­сту­па­ю­щие при­чи­на­ми де­цен­тра­ли­за­ции го­су­дар­ствен­но­го управления.


Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.

Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.

Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.

(По Э. Бенешу)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя со­дер­жа­ние текста, на­зо­ви­те три ха­рак­тер­ные черты демократии, ко­то­рые вы­де­ля­ет автор.


Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.

Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.

Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.

(По Э. Бенешу)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.

Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.

Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.


Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.

Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.

Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.

(По Э. Бенешу)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Автор пишет, что де­цен­тра­ли­за­тор­ские дви­же­ния могут при­во­дить к со­вер­ше­нию ве­ли­ко­го греха и пре­ступ­ле­ния про­тив соб­ствен­но­го го­су­дар­ства и народа. С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в под­твер­жде­ние ав­тор­ской позиции.


Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.

Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.

Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.

Этнические общности. В науке под этносом (от греч. ethnos - народ) понимается исторически сложившаяся на определённой территории общность людей, которая характе­ризуется единством происхождения, культуры, языка, а так­же сознанием своего единства. Человек осознаёт себя потом­ком ряда предшествующих поколений, принадлежавших к данному этносу. Память о предках передаётся из поколения в поколение. В результате образуется историко-культурное наследие, которое и определяет целостность этноса.

Поскольку любой этнос пополняется за счёт межэтни­ческих браков и включения в свой состав представителей других этносов, попытки делить людей по «чистоте кро­ви», различать «чистых» и «нечистых» представителей этноса лишены серьёзных научных оснований. Этническая


общность основана прежде всего не на единстве «крови», а на самосознании людей. Почти во всякой родословной, уходящей достаточно далеко в прошлое, обнаруживаются выходцы из иных народов.

В ходе исторического развития человечества этносы, по­добно людям, рождались, жили и умирали, давая начало другим этносам. Различным историческим периодам в раз­витии общества соответствуют три формы (этапа) развития этноса - род и племя, народность, нация {схема 2).

Этапы развития этноса

Род и племя характерны для первобытного общества.

Род представляет собой группу людей, связанных между собой родственными узами и имеющих общего предка. В жиз­ни рода отсутствует формальная система руководства. Раз­личные вопросы решаются либо старшим в роду, либо ду­ховным предводителем рода (шаманом), но чаще всего - собранием рода. В качестве законов используются родовые традиции, передаваемые в устной форме.

Племя - более крупное образование, нежели род. Племя состоит из нескольких родов. Люди, входящие в состав пле­мени, говорят на одном языке, имеют общие бытовые прави­ла и религиозные обряды, считают людей из других племён чужаками. В племени в отличие от рода имеется формаль­ный лидер - вождь, а также совет старейшин. Разложение


родо-племенных отношении происходит в связи с появлени­ем частной собственности и обмена. При этом усиливается роль военных вождей, появляется племенная знать.

Народности обычно складывались из нескольких пле­мён, близких по своему происхождению и языку, либо из разноязычных племён, смешавшихся в результате за­воеваний. В процессе складывания народности формиру­ется общий язык (обычно это язык более многочисленной или более развитой в культурном отношении группы пле­мён). Формируется территориальная, культурная и отчасти хозяйственная общность входящих в народность людей. Становление государства способствовало упрочению народ­ностей.

Нации представляют собой более высокую ступень само­организации и консолидации этноса. Они складываются в результате соединения, перемешивания представителей раз­личных племён и народностей. Современные нации формиро­вались в период становления капиталистических отношений. В результате развития товарного производства и торговли, складывания региональных и общенациональных рынков постепенно преодолевалась средневековая обособленность на­селения. Создание централизованных государств укрепляло хозяйственную общность и ускоряло формирование наций. С этим связаны процессы создания национального языка, развития общенациональной культуры, формирования осо­бенностей национального характера и образа мыслей, воз­никновения национального самосознания.

Народности, оказавшиеся разделёнными на части госу­дарственными границами, могут дать начало нескольким нациям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембурж-цы и др.). Древнерусская общность людей явилась единым корнем русской, украинской и белорусской народностей, сложившихся впоследствии в нации.

Нация рассматривается в науке не просто как этниче­ское единство людей, а как политическая, гражданская, территориальная общность, как сообщество граждан данно­го государства, объединённых одним правлением.

Как этническая, так и национальная принадлежность человека определяется прежде всего его самосознанием.


Но если этническое самосознание зависит от происхождения человека, то национальное - от его включённости в на­циональную культуру и чувства причастности к ней. Порой этническое самосознание и национальное самосознание не совпадают. Попадая в новую этническую среду, например, в результате переезда в другую страну, люди не меняют своей этнической принадлежности. Но они могут либо сохранить свою национальную культуру и национальное самосозна­ние, либо ассимилироваться, т. е. освоить иную культуру и обрести новое национальное самосознание. В современных нациях много людей разного этнического происхождения - американские белорусы, обрусевшие немцы и т. д. Для обо­значения этнической принадлежности людей в наши дни пользуются термином «национальность», а понятие «на­ция» часто отождествляется с понятием «народ». Напри­мер, белорусская нация - это белорусский народ, объеди­няющий всех граждан нашей страны.

Как правило, у каждого народа свой язык. Но из этого правила есть исключения. Испанцы, аргентинцы, кубинцы говорят на одном языке, хотя являются разными народами. А существование во Франции кроме французского ещё че­тырёх языков - бретонского, гасконского, провансальского и немецкого не помешало образованию единого француз­ского народа. В Республике Беларусь два государственных языка - белорусский и русский.

Развитие наций и национальных отношений. Современ­ное человечество представлено примерно тремя тысячами различных наций и народностей. Большинство их них жи­вут в многонациональных государствах. Благополучие, а нередко и сама жизнь людей зависят от их способности к диалогу и взаимопониманию, от уважительного отношения к особенностям, обычаям, нравам, взглядам представителей других национальностей.

Для каждой нации характерно наличие системы извест­ных всем её представителям традиционных форм пове­дения, бытовой символики, других элементов культуры, которые обеспечивают их взаимопонимание и сходство ми­ровоззрения.


Современная Индия

В современном мире ни одна нация не может жить в пол­ной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые связи с другими на­циями. Эти связи могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими). Они могут основывать­ся либо на соперничестве, либо на сотрудничестве, быть равноправными или же неравноправными.

Примером сближения наций может служить Европей­ский союз (ЕС). На 1 января 2007 г. в него входило 27 госу­дарств, народы которых говорят по меньшей мере на 40 язы­ках. Введены единое европейское гражданство, единая ва­люта - евро, разработано единое европейское право. Вер­ховенство европейского права над национальным призна­ют все государства ЕС. На случай конфликтов, для реше­ния сложных проблем организована «третья власть» - Суд европейских сообществ, решения которого обязательны для всех государств ЕС. На постсоветском пространстве успеш­но функционируют такие объединения стран и народов, как



Заседание Международной организации труда


Ансамбль «Песняры», 1977 г.

Содружество независимых государств (СНГ), Европейско-Азиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Национальное самосознание. Посредством самосознания нация определяет свои коренные интересы, цели и идеалы, собственное место среди других народов и отношение к ним. Национальное самосознание базируется на историче­ской памяти и предполагает оценку прошлого своей нации, а также её современного состояния.

Человек самостоятельно причисляет себя к той или иной национальности исходя из владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему

Людям присуще чувство национальной гордости, но по­нимают они её по-разному. Например, мы по праву гордим­ся культурными достижениями белорусского народа, одна­ко при этом уважаем ценности и интересы других народов. Такой позиции противостоит другая: «Всё своё - хорошо, всё чужое - плохо». Люди, придерживающиеся такой точ­ки зрения, готовы восхвалять хорошее и оправдывать пло­хое, характеризующее прошлое и настоящее своего народа,


и чернить историю и современную жизнь другого народа. Так возникают национальная рознь и конфронтация.

Общество большинства стран разделяется не только на классы, но и на этносы. Этносы - большие группы людей, связанных общностью происхождения (биологический компонент), языка, обычаев, традиций, верований, восприятия мира (социальный компонент).

Корни современных этносов уходят в глубь веков, в родовой строй. Первым этносом был род, объединение совместно селившихся кровных родственников. Он выполнял и функцию семьи, и производственную функцию.

Затем наряду с родом появляется другой этнос - племя. Племя объединяет несколько родов, единых по происхождению (братских), но уже отделившихся друг от друга и расселившихся по соседству. Племя еще основано на кровнородственной связи, однако оно уже не выполняет хозяйственных функций. Его главная задача - охрана территории племени, регулирование отношений с другими племенами. Таким образом общество сделало первый шаг к отделению этнических связей от семейных, родовых. Еще больше этнические связи отдалились от семейных после возникновения парной семьи.

Во многих странах родовые и племенные связи сохранились до сих пор. Они играют немалую роль в государствах Средней Азии (Казахстан, Таджикистан, Киргизия и др.) и в российских республиках Северного Кавказа. Среди племен и родов есть более «высокие», влиятельные, которым когда-то подчинялись другие роды. В советские времена партийное и советское руководство среднеазиатских и северокавказских республик формировалось с учетом влияния родов. И сегодня в некоторых республиках президент представляет один из наиболее почитаемых родов. В Чечне, например, политика властей вырабатывается с учетом отношений между родами (тейпами). Гражданская война в Таджикистане 1992-1997 гг. в значительной мере была вызвана межэтническими противоречиями - борьбой между крупными кланами (родовыми объединениями).

Народность, национальность

Следующим в истории возникает более сложный тип этнической группы - народность, или национальность, а в последние годы именно эту группу называют этносом. Есть две версии происхождения народностей. Одни ученые полагают, что народность - просто разросшееся племя или объединение нескольких родственных племен, другие - что она объединяется не столько по кровнородственным, сколько по территориальным, соседским связям. Истина скорее ближе ко второй точке зрения: известно много народностей, которые образовались не только из неродственных племен (болгары, венгры), но даже из племен разных рас (итальянцы). Русская народность объединила не только славянские племена, но и несколько неславянских племен севера и северо-востока Европейской части России.

Формирование народностей - длительный процесс, завершившийся в Средние века. Признаки народности - общность языка, территории, культуры и экономических связей.

В большинстве стран народность поглотила и растворила родовые и племенные связи и различия - хотя, как я только что сказал, есть еще немало народностей, сохранивших родоплеменную структуру.

Конечно, современная народность (национальность, этнос) значительно отличается от средневековой. Во-первых, она вливается в более широкую этническую общность - нацию. Народность приобретает ряд признаков, характерных для всей нации. Так, у бретонской народности во Франции два родных языка - бретонский и французский(последний одновременно - язык нации). У каталонцев тоже два родных языка - каталонский и испанский.

Во-вторых, нация занимает более обширную территорию, чем каждая из влившихся в нее народностей. Поэтому неизбежно происходит расселение представителей той или иной народности за пределы коренной территории. В Москве живет больше татар, чем в Казани. На Украине живут 11 млн русских, в Латвии - 700 тыс., в Эстонии - 600 тыс. и т. д. Миллионы китайцев живут в Индонезии, на Филиппинах, в Малайзии. Возникает такое явление, как диаспора, то есть значительная группа представителей той или иной народности, проживающая за пределами своей коренной территории.

Нация

Наконец, высшая (на сегодня) форма социально-этнической группы - нация. Она формируется параллельно с образованием единого рынка (единого экономического пространства) страны и с преодолением феодальной раздробленности, то есть образованием централизованных государств.

Нация обладает следующими признаками:

1 .Общность территории. Территория нации скрепляется государственными границами. Граница отгораживает нацию и ее интересы от чужого вторжения и создает внутри границ единое пространство, в равной степени доступное для каждого гражданина.

Общность территории складывалась естественным путем, то есть в результате углубления экономических связей до такой степени, что всякие барьеры на пути таких связей исчезали сами собой. Например, устранялись таможни на границах княжеств и графств. Однако общность территории складывалась и насильственным путем - например, при образовании Российской империи или Германии.

2.Общность языка. Она складывалась веками. И сегодня еще в государствах, где нации сложились сравнительно поздно, сохраняется различие диалектов. В Германии и в Италии серьезные различия существуют между диалектами северян и южан. В Китае диалектные фонетические различия столь велики, что еще полвека назад национальный вождь южанин Мао Цзэдун ездил по северным провинциям с переводчиком. И все же каждая нация имеет общий разговорный язык, закрепленный в ее письменности и литературе. Язык скрепляет нацию в единое целое, устанавливает естественный способ общения между всеми представителями нации.

Правда, один и тот же язык может принадлежать нескольким родственным нациям. Так, английский язык принадлежит американцам, австралийцам, канадцам, новозеландцам. Но все они когда-то составляли диаспору английской нации.

  • 3.Общность экономической жизни. Данный признак сыграл большую роль в объединении нации вокруг общих экономических интересов. Однако сейчас общность экономической жизни из национальной все более становится интернациональной.
  • 4. Общие черты психического склада , закрепленные в особенностях быта, нравах, фольклоре, искусстве, символах, чертах характера. Для русских расстояние в тысячу километров - пустяк, для французов оно огромно. Русские привыкли к несметным богатствам своей земли, поэтому не очень экономны. Западные европейцы, напротив, очень рачительно относятся к земле и природным ресурсам. Нетрудно отличить русскую песню от украинской, а обе вместе - от французского шансона. Все подобные особенности складываются в национальный характер.
  • 5. Наконец, последний по счету, но сегодня, возможно, один из первых по важности признак нации - национальное самосознание. Каждый человек сам относит себя к определенной нации, мысленно сливается с ней: ее язык - его родной, на котором он думает и говорит; он воспитан на ценностях культуры данной нации, воспринимает как родную природу страны, придерживается национальных традиций в быту (в еде, например). Мы осознаем свою принадлежность к «своей» нации и границу, отделяющую нас от другой («чужой») нации. Человек обладает чувством национального достоинства, полагая, что его нация не хуже других. Он гордится достижениями своей нации в мировой культуре, в технике, в прогрессе человечества. Однако чувство национальной гордости нередко перерастает в чувство национального превосходства над другими этносами, в чувство национальной исключительности. Такие настроения неизбежно порождают национальную вражду и рознь, ведут к межнациональным конфликтам, кровопролитным войнам.

Вопросы

  • 1. Гордитесь ли вы принадлежностью к своей нации? Можно ли критиковать свою нацию, свою страну?
  • 2. Какие черты русского национального характера можно отметить у героев произведений А. Пушкина «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанская дочка»?

Этнос: нации и народности

Этнос - исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация; которая проживает на определенной территории. Имеет свой язык и культуру.

Нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующихся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

Нация - территориальная культурно-политическая и социально-экономическая общность, возникающая в процессе формирования государства.

Признаки этноса:

1) кровное родство

2)устойчивая межпоколенная преемственность - Каждое поколение, с одной стороны,продолжает унаследованную деятельность, культуру в новых условиях. А другой стороны видоизменяет и дополняет старое – и так из поколения в поколение т.е. происходит преемственность между поколениями.(растили хлеб, производили металл- изменилось в современных условиях)

3)общность исторической судьбы - В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Но есть в истории мрачные страницы. Воспринимать их надо с болью и негодованием, не скрывать не удобные факты, это и есть исторический путь каждого народа. Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев.

4)общее самосознание - Национальное самосознание – это осознание что ты принадлежишь какому – то народу, не отделимая его частица, осознает историю своего народа, общие национальные ценности- письменность, язык, ценит вклад народа в мировую культуру, разделяет успехи нации и способствует ее развитию.

5)единство языка - Язык отличительный признак этноса. Этносы формируют общий язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остается прежней.

6)определенная территория - Она как язык может расширяться, обновляться. Иногда могут переселяться, осваивать новые земли. Связь между этносом и территорией очень тесная. Этносы часто борются за землю предков не на жизнь, а на смерть.

7)общая культура и традиции. У каждого народа существуют присущие только ему традиции

Племя – исторически первая ступень формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов

В IX в.формируется государство у восточнославянских племен- с центром в г.Киеве – Киевская Русь.

В конце X в. закончилось объединение этих племен в единое государство.

Подчиняясь власти киевского князя каждое племя, отправляло своё ополчение для защиты государства. В военных походах воины были объединены общей целью, чувствовали свое родство друг с другом «Мы из рода русского» заявляли с гордостью В процессе общения постепенно сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. С течением времени люди престали отождествлять себя с полянами, древлянами, стали считать себя единым целым. Так постепенно складывалась древнерусская народность.

Народность складывается с появлением классов и государств. Данная социальная общность свойственна эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории. Устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами.

В результате монголо-татарского нашествия в XIII в.древнерусская народность была разобщена. С XIV в. политический центр русского этноса сместился со степной зоны Киева на северо-восток. Северо – Восточная Русь, хотя и оказалась в зависимости от Золотой Орды, наиболее полно сохранила древнерусскую культуру и язык. Жители Юго-Западной и западной Руси оказались включены в состав владений Польши, Литвы, Венгрии. Но они не растворились среди народов этих государств, их объединяла православная вера. В тоже время не имея возможности общаться с Северо –Восточной Русью, они сохранили особенности местных диалектов, быта и культуры. В XV в. Московская Русь добилась независимости и постепенно восстановила единство русских земель Из некогда единой древнерусской народности формируется русская, украинская. белорусская народности.

Позже с образование централизованного государства и развития капиталистических отношение формируется нация - русские. На базе народностей формируется высший исторический тип этноса - нации . Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое, возникает нация.

Итак племя - это исторически первая ступень формирования этноса, народность вторая ступень, недостаточно устойчивая общность, нация – устойчивая и наиболее развитая ступень формирования этноса.(схема)

Этнос – это собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию.

Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностями и инструментами

Народность - собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию

Племя - исторически первая ступень формирования этноса; представители обладают собственным языком или диалектом, территорией, формой организаций, общими церемониями

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»