Объективная реальность данная. Материя, сознание

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Анашкина Эльвира Адольфовна

учитель обществознания

ГБОУ СОШ с.Кашпир


Тест «Познание»

1. Объективная реальность, данная в сознании человека , это:


2. Процесс преобразования и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется:

1) познание, 2) знание, 3) истина, 4) воображение.


3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить:

  1. мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.

4. Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить:

1)мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.


5. Субъект познания - это:
8. Выберите правильный ответ:

А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение –это формы рационального познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.


9. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей, называется:
10. Общественный чувственно – наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти :

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.


11. Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явления объективного мира называется:

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.


12. Выберите правильный ответ:

А. Ощущения, восприятия и представления существуют как самостоятельные и независимые формы чувственного познания.

Б. Ощущения, восприятия и представления можно рассматривать как последовательные этапы чувственного познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.


13. Определение « Осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных связей» относится к понятию:

1) познание; 2) мировоззрение; 3) мышление; 4) представление.


14. Понятие – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях ;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.


15. Суждение – это:

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
16. Умозаключение – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

17. Выберите правильный ответ:

А. Чувственное и рациональное являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.

Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.

18. Какая форма познания имеет большее значение?

1) чувственное и рациональное познание одинаково важны;

2) чувственное познание является более важным;

3) рациональное познание является более важным.


19. Выберите правильный ответ:

А. Интуиция является одной из форм чувственного познания ;

Б. Интуиция является одной из форм рационального познания.

Hести разлуку тяжело,
особенно когда
не знаешь, что и развело:
остуда, долг, беда?
Хоть знак какой-то был бы дан…
А то уж столько дней
тащу ее, как чемодан
без ручки и ремней.

(Майя Борисова)

Ты удивился, не увидев моих обычных слез, не услышав моих обычных слов, не ощутив обычной дрожи моих рук… Объективная реальность, данная нам в ощущениях!

До этого я целый день просидела в офисе, тупея от созерцания одной и той же картины перед глазами.

На мониторе перемигивались экранчики сетевого подключения, и я вздрагивала при каждом изменении их яркости. А рядом пульсировала стрелка антивируса. Мозг реагировал только на зрительные образы. Что может быть страшнее этого состояния?

Человеку даны пять чувств. Я вышла на улицу с одним - зрением, автоматически повернув влево. Все звуки большого города напомнили мне, что есть еще слух. Зрение безучастно отмечало: вон автомобиль белого цвета, а за ним - красного, обе машины обгоняет серебристая… Опять красная… черная… красная… Уши резал скрежет трамвая, грохот грузовиков, визг тормозов и еще - мелодии мобильных телефонов, а ведь казалось, вокруг никого, откуда тогда звонки? Вот опять верещит…

Уже внизу, когда приходилось идти то по левой стороне улицы, то по правой, вспомнилось третье чувство - осязание. Слева сосны, справа - солнце. Слева - прохладный ветерок, справа - летний зной. К мосту я подошла с тремя чувствами, но в самом начале моста возникла мысль, что их должно быть пять. Господи, я даже вспомнила, что есть шестое - интуиция. А где четвертое и пятое? И какие они?

Иду под тенью лесополосы, впереди - спиленные, но не убранные ветки, увядшие под дневными лучами летнего солнца. В ногах появилась какая-то слабость и «ватность»… Хочется не идти. Откуда это? Воспоминание детства - мы с друзьями едем вдоль поля на велосипедах. Пшеница? Рожь? Да Бог его знает. Глаза выхватывают темно-голубые головки васильков. Бросаю велосипед у обочины - и вглубь, за васильками. Это воспоминание потянуло за собой другое - скошенная трава. Ах, как она пахнет через пару-тройку часов, полежав под солнышком. Хочется не идти. Хочется упасть в траву. Но на мосту не растет трава. На мосту пахнут привядшие листья на спиленных ветках.

Обоняние! Вот оно - четвертое чувство. Но я иду дальше, и опять «теряю» его, опять помню только три…

Мост длинный, где-то посредине он пересекает речку. А я боюсь высоты. Нельзя разрешать человеку идти над водой через мост, если вместо пяти чувств, даже без шестого, у него в голове то три, то четыре. Притяжение воды внизу становится особо опасным. Подхожу поближе, хватаюсь за перила… Страшно. Речка почти не видна - с обоих берегов наклонились деревья, стоят, обнявшись ветками. Вода черная, глухая, зыбкая и одновременно неподвижная - течения почти незаметно. Внизу будто бетонное кольцо для колодца, проглядывает сквозь воду, отрезвляет. Нет, валяться в полуметре от поверхности с разбитой головой… Брр… Но чувств по-прежнему три. Четвертое опять пропало, но я его уже не пытаюсь вспомнить - пришло раз, придет и в другой.

Поднимаюсь на гору - самый тяжелый участок пути домой. Пешеходная дорожка то повторяет рельеф горы, то вдруг идет волнами, как миниатюрная параллельная горная гряда. Крошечный спуск по этой гряде вниз при подъеме наверх, и странное чувство невесомости, но это совсем не то, что называют необыкновенной легкостью во всем теле, когда хочется взлететь. Это невесомость от слабости в ногах, когда ты пушинкой слетаешь вниз, а они не поспевают. Так было, когда в детстве я хотела спуститься на трехколесном велосипеде по скату погреба вниз, не имея представления о трении и инерции. По обеим сторонам улицы, поднимающейся в гору, частные домишки, рядом скошенная трава, поэтому чувств в сознании стабильно четыре. Увы… Пятого нет.

Но уже поднявшись, на последнем повороте к моему дому, я ловлю себя на ощущении «вкуса крови во рту». Печально улыбаюсь - это твое выражение, и с облегчением выдыхаю - вкус! Вот оно - пятое чувство! Как же мне было не забыть о нем, если во время нашей ссоры я сбросила все с трудом нажитые за зиму килограммы. Какой вкус у сигарет, если куришь по две пачки в день? Какой вкус у кофе, если глушишь его литрами?

Все же домой я вернулась со всеми пятью чувствами, позволяющими человеку воспринимать окружающую его материю, как объективную реальность, данную нам в ощущениях…

Понятие материи конкретизирует абстрактно-всеобщее содержание бытия. Неисчерпаемость рассматриваемого объекта обуславливает множество различных определений материальности, существовавших в истории философии. Существует несколько определений материи, но именно фактор ее ощутимости фиксируется в гносеологическом: "материя - это категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания" .

Современные представления о материи как философской категории в "снятом" виде содержат ее основные исторические формы (наглядно-чувственную, вещественно-субстратную, гносеологическую и другие), стремятся избежать как излишнюю релятивизацию понятия, так и его абсолютную унификацию в качестве единственно верного и окончательного. Рассматриваемая категория имеет непреходящее значение для формирования определенного мировоззрения, осуществления научно-теоретической деятельности.

Прежде всего, рассмотрим историческое развитие понятия "материя" Материальный, природный мир является одной из основных форм бытия. Поэтому содержательный анализ понятия "материя" всегда находился в поле зрения различных философских направлений. Материя как основное понятие европейской философии возникает и активно разрабатывается еще в ранней античности. Натурфилософы первыми пытались выявить некое "первовещество", составляющее основу существующего мира. Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит последовательно утверждают в качестве такового: воду, воздух, огонь, атомы. Но попытки придать конкретным видам материального мира всеобщий характер, возложить на них функцию абсолютного субстрата всего сущего не увенчались успехом, ибо не смогли объяснить, в первую очередь, многообразие действительности.

Собственно термин "материя" впервые был использован Платоном, который утверждал, что соединение идей (эйдосов) как подлинного бытия и противостоящего ему небытия (материи) образуют мир вещей, природу, сущее. Согласно Аристотелю, отвергшему мир платоновских идей, инертная и косная материя есть лишь возможность предметного многообразия. Подлинной же действительностью является форма - самодовлеющее, активное, творческое начало: глине необходим гончар - демиург. Высшая форма мира - Бог-создатель всего сущего, действительного. Аристотелевская концепция соотношения формы и материи, преобразованная в соответствии с принципами монотеизма, заняла господствующее положение в философских системах христианства и мусульманства.

В механистическом материализме Нового времени в основе определения материи лежит не вещество, а некие всеобщие свойства (протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть и другие). Чаще всего, носителем этих свойств признаются атомы как последние неделимые элементы мира. В философских учениях Бруно и Спинозы материя отождествляется с природой. Если все вещи определены внешней причиной, то природа (субстанция) в отличие от них есть причина самой себя (causa sui). Французские материалисты XVIII в. (Гельвеции, Гольбах и другие)" продолжили и развили далее механистические воззрения на развитие мира. Материя представлялась им как вечная и несотворимая, постоянно движущаяся по законам механики, основа реального мира. Опираясь на материалистический сенсуализм, утверждали первичность материи и вторичность всех форм сознания.

Гегель рассматривал материю в качестве "инобытия" абсолютной идеи, необходимого периода, одного из этапов развития бытия мирового духа.

Маркс и Энгельс в понятие материи включали всю постоянно изменяющуюся и развивающуюся картину мира. Они считали содержанием философского понятия материя не какой-либо "общий признак", а противоречивый процесс определения сознания бытием в ходе практической деятельности человека. Материя понималась как единственно существующая субстанция.

В начале XX века, в связи с открытием английским физиком Дж. Томсоном электрона первой внутриатомной частицы, некоторыми философами и учеными был сделан вывод об "исчезновении материи", так как существование последней связывалось с неделимостью атома. На смену вещественно-субстрактному представлению о материи приходит гносеологическое, одним из первых сформулированное В.И. Лениным в его работе "Материализм и эмпириокритицизм". Эта концепция получила свое дальнейшее развитие в рамках марксистского мировоззрения. Но оно оказалось лишь периодом в развитии понятия материи. Даже краткое рассмотрение истории возникновения и развития понятия материи со всей очевидностью показывает, что оно>. является результатом длительного и противоречивого процесса мироосмысления, основанного на деятельности человека по познанию и преобразованию окружающего мира.

Какое же определение является адекватным материи? Ответ на этот вопрос постоянно является предметом острых споров и дискуссий. Это и не случайно, потому что сам определяемый предмет (объективная реальность) неисчерпаем и содержит множество возможных определений. Понимание этого обстоятельства позволяет наметить реальный выход из, казалось бы, непреодолимого лабиринта "различных значений. Он заключается в выявлении предельно общего содержания этих значений, что позволило бы за различиями усмотреть всеобщее, единое 13 . В этом смысле анализ различных определений материи обеспечивает все более глубокое понимание целостности рассматриваемого понятия.

Существуют различные аспекты философского осмысления материи. Достаточным для нас является определение: "материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания". Это определение носит ярко выраженный мировоззренческий характер и определяет отношение человека к миру, содержит в себе возможность для индивида сопоставлять свое существование с существованием других людей, различными сторонами природного и социального бытия, познавать и практически использовать общие понятия, представления, ценности, знание в целом, общечеловеческий опыт, регулирующие его отношение с окружающей реальностью. Что следует из этого определения?

Во-первых, то, что главным свойством материи является свойство быть объективной реальностью, то есть существовать вне нашего сознания. Этим признаётся первичность материи по отношению к сознанию.

Во-вторых, если признаком материальности является свойство «быть объективной реальностью», то никакие тела, вещи, процессы, как природные, так и произведённые человеком, не могут претендовать на своё исключительное право быть материей. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Люди открывают всё новые и новые свойства природных тел и процессов, производят бесконечное множество не существующих в природе вещей. Это даёт возможность утверждать, что материя неисчерпаема.

В-третьих, материя «копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями». Этим признаётся принципиальная познаваемость материального мира, что означает согласование, совпадение между собой содержания законов мышления и законов объективного мира. Объясняется фант такого согласования следующим образом: мышление - продукт человеческого мозга; но и человек и его мозг - продукты природы, которые развиваются вместе с ней. Следовательно, в конечном счёте, мышление -продукт природы, а потому его законы совпадают с законами объективного мира. Материи приписываются те же характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожимость, несотворённость. Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного обоснования существования не только материального мира, но и духовного. Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие (а не Бог) выступает, согласно материализму, основанием мира.

Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности - объективной, материальной и субъективной, идеальной, их которых одна предшествует другой и порождает ее. Материя предшествует сознанию, или, наоборот, сознание предшествует материи? Материализм исходное берет мир, существующий объективно, независимо от сознания человека и человечества. Объяснение мира из него самого таков мировоззренческий и методологический принципы материализма. Идеализм стоит на противоположной позиции, считая, что развитие мира определяется духовным началом.

Другой стороной основного вопроса философии является не менее принципиальный вопрос о познаваемости мира. Может ли человек постичь объективные законы мира или мир не познаваем? Основной вопрос философии - это не просто вопрос об отношении мышления к бытию вообще, но и более конкретно: вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию. Его материалистическое понимание применительно к обществу выражается емко и просто: общественное бытие, в конечном счете, определяет общественное сознание, которое, будучи производно, в свою очередь, оказывает активное ^братное воздействие на это бытие. Другими словами, в вопросе о существовании здесь даётся первое и последнее слово только исключительно самым конкретным вещам. Это и есть позиция науки. Наука и материализм имеют одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования этого существования приписывается материи.

Итак, материя - это объективная реальность, данная нам в ощущении. Этот тезис делает главный акцент на возможности познания мира, воспроизводит теоретико-познавательную ситуацию и поэтому его относят к гносеологическим. Следовательно, подчеркивание возможности ощущения материальных объектов наводит нас на мысль о принципиальной познаваемости материального мира.

Объективная реальность, данная в ощущении

Дракон – это сущее

Идеальное

2. трансцендентальное

3. нереальное

4. материальное

Материя и бытие

1. материя шире

Бытие шире

3. равны по объёму

4. Движение – это

Всякое изменение вообще

2. перемещение тел

3. развитие

Пространство и время

Атрибутивны

2. трансцендентальны

3. абсолютны

Относительны

5. субстанциальны

1. субстанция

Сознание

4. небытие

Человек – это существо биологическое

3. человек – это существо социальное

Человек – это машина

8. Механицизм – это

1. идеализм

2. материализм

3. агностицизм

Редукционизм

9. Учение о бытии относится к

Онтологии

2. социальной философии

3. аксиологии

4. антропологии

5. гносеологии

10. Независимость материи от сознания утверждает

Материализм

2. дуализм

3. агностицизм

4. идеализм

11. Объективное – это

1. зависимое от сознания

2. материальное

Не зависимое от чел. сознания

4. идеальное

Общее

12. Субъективное – это

Зависимое от сознания

2. материальное

3. не зависимое от чел. сознания

4. идеальное

Индивидуальное

13. Соотнесите положение и теорию:

1.Пространство и время – субстанциальны 2 1. Философия Канта

2.Пространство и время – релятивны 3 2. Теория Ньютона

3.Пространство и время - субъективны 1 3. Теория Эйнштейна

14. Согласно материализму материя – это

1. атрибут

4. энергия

Субстанция

15. Отказ от материализма и понятия материи в к.19 – нач. 20 вв. был вызван

1. открытием сложного строения атома

Относительности пространства и времени

Кризисом механицизма

4. открытием эл.-маг. поля

16. Диалектика – это

1. искусство красноречия

2. теория познания

3. социальная философия

Теория развития

1. законы общества

Логические формы освоения всеобщих свойств мира

3. разделы теории диалектики

Атрибуты действительности

18. Принцип детерминизма раскрывает

Всеобщую обусловленность явлений

Всеобщую взаимосвязь

Всеобщее развитие

4. отсутствие развития

5. изменение действительности

19. Как можно охарактеризовать следующие стили мышления:

1. эклектика 2 1.опора на неизменные истины

2. софистика 3 2.механическое соединение разнообразных

сведений

3. догматизм 1 3.отрицание объективной истины



20. К историческим формам диалектики относятся:

Философия Гегеля

Философия Маркса

1. учение Гегеля 1 1. диалектика

2. Парменида 2 2. метафизика

3. Маркса 1

4. Гераклита1

5. механицизм Нового времени 2

22. Соотнесите закон диалектики и отражаемый им момент развития:

2. Перехода количественных изменений в качественные 2 2. механизм

3. Отрицания отрицания 1 3. источник

23. Согласно диалектике борьба за существование как фактор развития является 1. внутривидовой 2.между человеком и живым миром 3. межвидовой

24. Потеря одного волоса не делает человека лысым, но если последовательно выдергивать по волосу, то в какой-то момент потери следующего волоса (одного) можно констатировать лысину. Следовательно, потеря одного волоса ДЕЛАЕТ человека лысым. Так рассуждали софисты. На каком моменте какого закона диалектики спекулирует подобное рассуждение:

1. скачок 2. закон отрицания отрицания 3. закон перехода количественных изменений в качественные 4. противоречие 5.мера 6.отрицание 7.количественные изменения 8. спираль 9. закон единства и борьбы противоположностей

25. Диалектика предполагает, что источник развития находится

Внутри системы

2. вне системы

26. Деизм как метафизическое представление о развитии полагает, что источник изменения находится

1. внутри системы

Вне системы

27. Преформизм как метафизическое представление о развитии полагает, что изменения носят только

1. качественный характер

Количественный характер

28. Современные представления о развитии представлены

1. теорией систем

Синергетикой

3. диалектикой

29. Синергетика трактует развитие как процесс

1.однозначный 2. закрытых систем 3. нелинейный 4. линейный 5.детерминированный прошлым 6.детерминированный будущим 7.открытых систем 8. вероятностный



30. Сопоставьте идеи о развитии и теорию

1. внутренне противоречивый процесс 1 1. диалектика

2. непротиворечивый 2 2. метафизика

3. количественный и непрерывный 2

4. количественно подготовленные ка-

чественные скачки1

5. нелинейный 1

6. спиралевидный процесс2

Сознание

1. материально

2. трансцендентно

Идеально

32. При отражении передается

1. вещество

Информация

3. энергия

33. Отражение – это свойство

1. высокоорганизованной материи

2. живой материи

3. неживой материи

4. человека

Всей материи

34. Сознание – это

Свойство

2. материя

3. трансцендентная реальность

Субстанция

35. Соотнесите положение и концепцию

1. сознание – свойство материи 1 1. Идеализм

2. сознание – субстанция мира 3 2. Дуализм

3. сознание – одна из субстанций 2 3.материализм

36. Согласно вульгарному материализму, сознание

Материя

2. свойство материи

3. особая идеальная субстанция

37. Определенный комплекс безусловных рефлексов присущ

Биологическому виду в целом

2. всему живому

3. всей материи

4. отдельной особи

38. Определенный комплекс условных рефлексов присущ

1. биологическому виду в целом

2.всему живому

3.всей материи

4. отдельной особи

39. В условных рефлексах сигналом является

Условие жизни

2. физиологическое состояние организма

3. время года

4. членораздельная речь

40. Суть человеческого существования составляет

1. преобразование действительности

2. мышление о действительности

3. приспособление к действительности

41. Какое суждение верно:

1.Все действия человека являются собственно человеческими.

Всего живого

2. растений

3. животных

4. человека

5. всей материи

44. Язык – это

1. система образов

2. система предметов

Система знаков

45. Важнейшим фактором формирования сознания при здоровом мозге является 1. религиозная вера 2. слух 3. зрение 4.обучение моральным нормам 5. включение в человеческую деятельность

46. Сознание человека – это

2. творческое планирование деятельности

3. материальное явление

4. рефлекторное отражение

47. Сознание в отличие от психики

1. управляет приспособительной деятельностью 2. биологически рефлекторно 3. внеситуативно 4.социально 5. управляет творческим преобразованием себя и среды 6. дает понимание отличия себя от среды 7. объединяет себя со средой 8. ситуативно

48. Деятельность животных носит характер

1. инстинктивный 2.преобразовательный 3. сознательный 4.творческий 5.приспособительный 6. целеполагающий 7. потребительский

49. Чтобы предмет являлся знаком для человека , т.е. 1. не нес информацию 2. нес информации,

он должен 3.быть предметом договоренности 4.являться знаком от природы

1-4, 2-3

50. Сознательное действие человека противоположно

51. Роль предмета или процесса как знака в человеческом общении является результатом

1. врожденных склонностей человека 2. социальной условности 3. естественных объективных законов

52. Слова как сигнальная система 1. производны от биологических программ человека 2.не зависят от условий жизни 3. привязаны к условиям

53. Соотнесите формы отражения и их основные функции

1. Безусловный рефлекс 2 1. Обеспечивает универсальное выживание путем преобразования среды

2. Условный рефлекс 3 2. Удовлетворение базовых потребностей для выживания организма в любых условиях

3. Сознание 1 3. Выживание в определенных условиях жизни

54. Примером редукционизма в понимании сознания является понимание его как 1. программы переработки информации 2. инстинкта 3.высшей формы отражения 4. условного рефлекса

Гносеология изучает

Процесс познания

2. ценностное отношение

3. социальную жизнь

4. строение мира

5. соотношение форм движения

56. Процесс, методы, формы, результаты познания изучает

1. этика 2.аксиология 3.гносеология 4. онтология

57. Возможность адекватного познания отрицает

Агностицизм

2. рационализм

3. идеализм

4. эмпиризм

58. Агностицизм – это

1. учение, отрицающее познаваемость мира 2. учение о познании 3.учение о первичности материального 4. учение о первичности идеального

59. Агностицизм считает, что мы можем иметь информацию о

1. самом процессе познания 2. объекте 3.высшем разуме 4. собственном субъективном состоянии

60. Отрицание истины характерно для

1. эмпиризма 2.идеализма 3. агностицизма 4.рационализма 5. материализма

61. Человеку в познании дан не предмет как таковой, а состояния его собственного сознания. Следовательно, он не может знать предмет. Так рассуждает агностик

62. В каждый момент развития познания наше знание о мире неполно, приблизительно, а, значит, ошибочно. Так рассуждает агностик

63. Человек в состоянии адекватно отражать в знании предмет. Так рассуждает гносеолог

64. В каждый момент развития познания наше знание о мире неполно, приблизительно, но это приближает нас к знанию, более полному и точному. Так рассуждает ….

65. Независимый субъект познания – это

1. человеческое сознание

2. человечество в целом

3. сообщество ученых

Отдельный человек

66. Истина – это

1. свойство предмета

2. свойство субъекта

3. свойство отношения субъекта и объекта

Характеристика знания

67. Объект познания – это 1. только общество 2. сам субъект 3. часть объективной реальности 4. только природа 5. вся объективная реальность

68. Активность познавательной деятельности исходит от

1. материи 2.объекта 3.метода 4.прибора 5. субъекта

69. Объективность истины означает

1. логическую доказанность 2.зависимость ее от субъекта 3. отражение объекта 4. общераспространенность 5. ее не зависимое от субъекта существование

70. Истина 1. субъективна по содержанию 2. субъективна по форме существования 3.объективна по содержанию 4. объективна по форме существования

71. Сопоставьте положение и концепцию

1. в каждую эпоху человечество имеет относительно 2 1. агностицизм

верное знание 2. гносеологический

2. в каждую эпоху все, что у нас есть, - заблуждение 1 оптимизм

3. раз нет абсолютно верного знания, то нет

истинного знания вообще 1

4. относительно верное знание приближает нас к

абсолютной истине, до конца не достижимой 2

72. Истинное знание по содержанию

1. материально

Объективно

3. идеально

4. субъективно

73. Сопоставьте позицию по вопросу о том, что считать истиной, и философское учение

1. несомненность идеи, ее логическая

доказанность 4 1. позитивизм

2. соответствие идеи чувственным данным 5 2. прагматизм

истиной, верифицируемость идеи 1 4.рационализм

4.полезность идеи 2 5. эмпиризм

5.соответствие идеи и объекта, доказываемое

Практикой 3

74. Зависимость истинного знания от условий его выработки отражается в понятии

1. относительности истины 2.конкретности истины 3.абсолютности истины 4.абстрактности истины 5. объективности истины

75. Соотнесите аспекты истинного знания и их характеристику

2. способ его существования 3 2. объективность

3. ограниченность его истинности 4 3. субъективность

4. зависимость от условий выработки 5 4. относительность

5. совершенно достоверное, неопровергаемое 1 5. конкретность

76. К уровням познания вообще относятся 1. трансцендентальный 2. чувственный 3.рациональный 4.теоретический 5.метатеоретический 6. эмпирический

77. К чувственным образам относятся 1. факт 2.представление 3.ощущение 4.суждение 5.восприятие 6.умозаключение 7. понятие

78. К формам рационального познания относятся 1. понятие 2. теория 3.ощущение 4.суждение 5.восприятие 6.умозаключение 7.факт 8. представление

79. Отдельные свойства предмета отражаются в 1. восприятиях 2.представлениях 3. ощущениях 4. моделях 5. фактах

80. Непосредственное действие на органы чувств необходимо для наличия 1. восприятия 2.ощущения 3. представления

81. Сопоставьте образ и его определение

1. отражение отдельных свойств предмета, 1 представление

2 2.ощущение

2. отражение комплекса свойств предмета, 3. восприятие

действующего на органы чувств 3

3. отражение целого предмета, ранее

действовавшего на органы чувств 1

82. Соотнесите уровень познания и его характеристики:

1. чувственное познание 1.отражение единичного предмета 1

2. рациональное познание 2. отражение обобщенное, класса предметов 2

3. отражение случайных черт 1

4. отражение конкретности 1

5. отражение необходимых, закономерных

Черт 2

6. отражение сущности 2

7. в знаковой форме 2

8. наглядное 1

9. абстрактное 2

83. Какое отношение правильное:

Слово выражает понятие

2. понятие выражает слово

3. слово и понятие – одно и то же

84. Понятие – это

1. образ 2. знак 3.система знаков 4.идеальная модель сущности явления 5.способ выражения мысли 6.связь суждений 7. слово

85. К уровням научного познания относятся

1. онтологический 2.метатеоретический 3.эмпирический 4.рациональный 5.теоретический 6.тансцендентальный 7.гносеологический 8. чувственный

86. Эмпирический уровень науки

1. объясняет

2. описывает предмет

Чувствует объект

4. предсказывает

87. Модель в науке

Замещает

2. преобразует

3. обозначает предмет

4. выражает

88. К метатеоретическому уровню научному познания относятся

Научная картина мира

Эксперимент

2. факт науки

Наблюдение

5. закон науки

6. стиль постановки задач

90. Периодический закон Менделеева

1. теоретический

Эмпирический

3. статистический

91. Соотнесите элементы научного познания и уровень:

1.эмирический 1. факт науки 1

2.теоретический 2. сущностный закон 2

3.метатеоретический 3. Эксперимент 1

4. данные 1

5. теория 2

6. научная картина мира 3

92. Основным элементом теории является

Гипотеза

5. понятие

93. Примером теоретических законов науки являются

1. закон Бойля-Мариотта

Законы Ньютона

3. закон Ома

4. закон Гука

94. Образование льда при 0˚ С является

1. гипотезой 2. эмпирическим фактом 3.теорией 4. законом

95. Расставьте по порядку расположения в ходе развития научного познания

1. эмпирическое исследование 2.гипотеза 3.теория 4.проблема

96. Парадигма – это

1. научные данные 2.закон 3.метод 4.факт5.стиль мышления и исследования 6. теория

97. Разделение науки по дисциплинам проводится по

1. способам применения знания 2.роли в обществе 3.предмету изучения 4. характеру знания

98. Наблюдение и эксперимент – это явления эмпирического уровня научного познания.

99. Закон о сущности изучаемого явления формулируется на теоретическом уровне научного познания.

100. Научная революция – это явление метотеоретического уровня научного познания.

101. Общество – это

1. государство 2.личное общение 3.система надличных отношений 4.договор 5. большая группа людей

102. «Мнение правит миром», - писал Вольтер. Это положение соответствует идеалистической модели общества.

103. «Общественный строй зависит от типа водных ресурсов, которыми оно располагает», - считал Мечников. Это положение соответствует материалистической модели общества.

104. «Общественное бытие определяет общественное сознание», - считал Маркс. Это положение соответствует собственно материалистической модели общества.

105. Гражданское общество – это взаимодействие людей 1. вне права 2.вне государства 3.вне морали 4.внутри политики 5. вне экономики

106. Рассмотрение истории как совокупности несвязанных историй отдельных общественных организмов соответствует цивилизационный подходу к истории.

107. Рассмотрение истории как единого процесса общечеловеческого развития соответствует формационный подходу к истории.

108. Формация – это

1. стадия развития общества 2.группа людей 3.тип общества 4.часть общества 5. Цивилизация + тип производства

109. Общество образуется

1. волей свыше 2.самодостаточностью в обеспечении жизни 3. господствующими идеями 4.природными условиями 5. количеством людей

110. Соотнесите понимание исторического процесса и название теории:

1.формационный 1.челочество – единый субъект 1

2.цивилазиционный 2.человечество состоит из независимых организмов 2

3.каждое общество имеет свои законы развития 2

4.законы общественного развития едины для всех 1

111. Что относится к (1)лично-психологическим и что к (2)социальным отношениям :

1.драка болельщиков

2.выборы в ГосДуму

3.забастовка на заводе за повышение зарплаты

4.разборка в общественном транспорте

5.отношения студент-деканат

6. политическая демонстрация

112. Выделение традиционного, индустриального, постиндустриального общества проводится на основе

1.социальных групп

Типов способа производства

3.ведущей сферы производства

4. способа культурной преемственности

113. Собственность – это

Отношения человека и вещи

2.отношения внутри вещественных элементов производства

3.отношения между людьми по поводу вещей

4. совокупность вещей

114. Человек – это существо

1.сугубо животно-материальное

Духовно-природное существо

3. сугубо духовное

115. Культура – это

1. знания 2.духовность и совершенство 3.противоположность природе 4.система ценностей 5. общество

116. Цивилизация – это

1. знания 2. степень материального развития 3.наличие правовых регуляторов 4. целостное конкретно-историческое образование 5.культура 6. общество

117. Соотнесите идею и концепцию:

1.натурализм 2 1.человек создан обществом и создает

2.социологизм 3 общество

3.соц. конструирование 1 2.человек создается обществом

3.общество создает человека

118. Личность – это

1.социальная сущность человека

2.неповторимость человека

3.единичный представитель человеческого рода

объективная реальность, данная в ощущении

Дракон – это сущее

Идеальное

2. трансцендентальное

3. нереальное

4. материальное

Материя и бытие

1. материя шире

Бытие шире

3. равны по объёму

4. Движение – это

Всякое изменение вообще

2. перемещение тел

3. развитие

Пространство и время

Атрибутивны

2. трансцендентальны

3. абсолютны

Относительны

5. субстанциальны

6. Противоположность материи -

1. субстанция

Сознание

4. небытие

7. С точки зрения редукционизма

1. человек – это существо биосоциальное

Подборка по базе: Субъективная и объективная реальность.doc .
Знание представляет собой систематизированные результаты человеческой познавательной деятельности. Благодаря знаниям человек имеет возможность рационально строить свою жизнедеятельность, опираясь на опыт предыдущих поколений.

Совокупность методов и процессов приобретения знаний является познанием. Познание – это изучение всех процессов и закономерностей объективного мира. Наукой, изучающей процесс познания , является гносеология.

Знание - Объективная реальность, данная в сознании человека

Познание - Процесс преобразования и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование

познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)

чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)

мировоззрение

направленность личности

Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:


  1. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

  2. Пути формирования: стихийный, осознанный.

  3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

  4. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

  5. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

  6. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становлен
Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Типы мировоззрения:


  • Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

  • Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

  • Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
Виды знаний :

  • Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию)

  • Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

  • Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

  • Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы)

  • Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

  • Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях ; не подчиняется законам логики и науки.

  • Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
Формы знаний :

  • Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание

  • Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

  • Донаучное – прототип, предпосылки научного знания

  • Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

  • Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

  • Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

  • 1. Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер)

    2. Различия деятельности человека и активности животного


Деятельность человека

Активность животного





Целеполагание в деятельности

Целесообразность в поведении





Деятельность человека

Активность животного

Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че­ловек сохраняет свою природ­ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об­раз жизни.

Приспособление к условиям среды прежде всего путем пере­стройки собственного организ­ма, механизмом которой явля­ются мутационные изменения, закрепляемые средой

Целеполагание в деятельности

Целесообразность в поведении

Сознательная постановка це­лей, связанных со способно­стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следст­венные зависимости, предви­деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо­собы их достижения)

Подчинение инстинкту, дейст­вия изначально запрограмми­рованы

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:

  • социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)

  • отрасль духовного производства (НИОКР);

  • особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).

2. Классификации наук:

  • по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;

  • по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.

3. Функции науки:

  • культурно-мировоззренческая,

  • познавательно-объяснительная,

  • прогностическая,

  • социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.


5. Модели развития научного знания:


  • постепенное развитие науки;

  • развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);

  • развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;

  • развитие через интеграцию научного знания.

6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе


7. Особенности:


  • объективность;

  • развитость понятийного аппарата (категориальность);

  • рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);

  • проверяемость;

  • высокий уровень обобщения;

  • универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);

  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

8. Уровни, формы и методы научного познания


Эмпирический

Теоретический

Формы

- научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании;

Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами.


- вопрос

Проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая);

Гипотеза – научное предположение;

Теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений.

Концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.


Методы

(строгость и объективность)


  • наблюдение;

  • эксперимент;

  • измерение;

  • классификация;

  • систематизация;

  • описание;

  • сравнение.

  • Единство исторического и логического

  • Восхождение от абстрактного к конкретному

  • Формализация

  • Математизация

  • Математическое моделирование

9. Универсальные методы научного познания:

  • анализ – разложение целого на части;

  • синтез – воссоединение целого из частей;

  • дедукция – выведение общего положения из фактов;

  • дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;

  • аналогия – сходство нетождественных объектов;

  • моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

  • абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;

  • идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.

10. Социальные науки
– форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.


11. Классификация социальных наук:


  1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология

  2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика

  3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
1) Чувственное познание: Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах:

а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов.

б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.

в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.

2) Рациональное познание: /От лат. ratio – разум/ Необходимый этап познавательной деятельности человека.

а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие.

б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках.

в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.

Истинное и ложное: Истина – достоверное правильное знание. Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию). Критерии истины: В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения разделились:

1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания.

2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт.

Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания. Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент. Практические нужды вывели к жизни многие отросли научных знаний. Знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью можно сделать те или иные вещи.

Особым видом эксперимента считается мыслительный эксперимент. В процессе такого эксперимента заданные условия являются воображаемыми но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания , а их мыслительными образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания - теоретическим и эмпирическим.

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов.

Основными принципами научного познания являются:

1. Принцип причинности.

Содержание этого принципа может быть передано известным высказыванием древнегреческого философа Демокрита: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании в силу необходимости». Принцип причинности означает, что возникновение любых материальных объектов и систем имеет некоторые основания в предшествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. Все в мире связано друг с другом причинно-следственными связями, и задача науки - установить эти связи.

2 Принцип истинности научного знания Истиной называется соответствие полученных знании содержанию объекта познания. Истина проверяется (доказывается) практикой. Если научная теория подтверждена практикой, следовательно ее можно признать истинной.

3. Принцип относительности научного знания Согласно этому принципу любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени. Поэтому задача ученого состоит не только в том, чтобы познать истину, но и в том, чтобы установить границы соответствия полученного им знания действительности - так называемый интервал адекватности, Основными методами, используемыми в процессе - эмпирического познания, являются метод наблюдения, метод эмпирического описания и метод эксперимента.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах. Особое место среди вышеперечис-ленных методов занимает метод эксперимента. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Выделяются следующие виды эксперимента: 1) исследовательский (поисковый) эксперимент, который направлен на обнаружение новых, неизве ных науке явлений или свойств предметов;

2) проверочный (контрольный) эксперимент, в хо-де которого осуществляется проверка каких-либо те оретических предположений или гипотез;

3) физический, химический, биологический, со циальный эксперименты и др.

Особым видом эксперимента считается мыслительный эксперимент. В процессе такого эксперимента заданные условия являются воображаемыми но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их мыслительными образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания - теоретическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, можно выделить метод гипотезы, а также формулирование научной теории.

Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называются объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие собой предположения о существовании таких явлений, которые еще неизвестны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева).

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов.

1. Объективная реальность, данная в сознании человека, это:


2. Процесс преобразования и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется:

1) познание, 2) знание, 3) истина, 4) воображение.
3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить:


  1. мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.

4. Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить:

1)мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.
5. Субъект познания - это:


6. Объект познания – это:

1) совокупность методов и средств, которые способствуют познанию; 2) познающий человек; 3)то, на что направлено познание.
7. Выберите правильный ответ:

А. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения, восприятия и представления.

Б. Понятие, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.


8. Выберите правильный ответ:

А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение –это формы рационального познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.
9. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей, называется:


10. Общественный чувственно – наглядный образ действительности , сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти:

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.
11. Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явления объективного мира называется:

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.
12. Выберите правильный ответ:

А. Ощущения, восприятия и представления существуют как самостоятельные и независимые формы чувственного познания.

Б. Ощущения, восприятия и представления можно рассматривать как последовательные этапы чувственного познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.
13. Определение « Осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных связей» относится к понятию:

1) познание; 2) мировоззрение; 3) мышление; 4) представление.
14. Понятие – это:


15. Суждение – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
16. Умозаключение – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

17. Выберите правильный ответ:

А. Чувственное и рациональное являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.

Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.

18. Какая форма познания имеет большее значение?

1) чувственное и рациональное познание одинаково важны;

2) чувственное познание является более важным;

3) рациональное познание является более важным.
19. Выберите правильный ответ:

А. Интуиция является одной из форм чувственного познания;

Б. Интуиция является одной из форм рационального познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.

Наука

Наука - это:

1) Совокупность знаний об окружающем мире

2) Система исследований для получения новых знаний

3) Специфические организации и учреждения

4) Все вышеперечисленное

2. Верны ли суждения?

Под наукой понимают:

А. Систему знаний.

Б. Производство знаний. Варианты ответов:


  1. 1)Верно только А 3) Верно А и Б

  2. 2)Верно только Б 4) Оба неверны

3. Науки, изучающие законы природы , называются:

1) Физическими 3) Математическими

2) Гуманитарными 4) Естественно-техническими

4. Законы развития общества изучают науки:


  1. 1)Философские 3) Гуманитарные

  2. 2)Экономические 4) Исторические

5. Образование предполагает:

1) Получение знаний об окружающем мире, обществе, человеке

2) Создание новых знаний

3) Усвоение этических норм и ценностей

4) Изучение чужого опыта

6. Человек получает образование в результате:

1) Адаптации 3) Взросления


  1. 2)Социализации 4) Старения

7. Система образования регулируется:


  1. 1)Государством 3) Социальной группой

  2. 2)Обществом 4) Отдельными людьми

8. Гуманизация образования - это:

1) Отказ от выставления низких отметок

2) Свободное посещение занятий в школах

3) Большее внимание к индивидуальным особенностям личности

4) Уменьшение учебной нагрузки

8. Перечислите виды образования в современной России

Ответы:

9.Дошкольное, начальное, основное, среднее, средне-специальное, высшее

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»