Святые апостолы Петр и Павел: день казни и день торжества над смертью. Петр, апостол Как умер апостол петр

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

По канонам католической церкви – первый Папа Римский. В христианской символике изображается стражем рая.

Детство и юность

Не все факты биографии исторических личностей известны потомкам. Вот и о дате рождения апостола Петра можно только гадать. Но в евангельских преданиях сохранилось указание на место, где родился святой – Вифсаида Галилейская, маленький городок на территории Палестины. Область Галилея располагалась дальше всех от Иерусалима. На ее территории проживали в основном язычники, ставшие впоследствии первой паствой Петра.

При рождении апостол получил имя Симон. Именем Петр, которое с греческого переводится как «камень», его назвал Иисус за особую преданность, подразумевая в верном последователе учения основу Церкви.

Петр был женат на племяннице апостола Варнавы, растил дочь и сына. На жизнь зарабатывал простым и непритязательным трудом - ловил рыбу на Геннисаретском озере. Занятие, не приносившее большого дохода, требовало упорства и терпения.

В Евангелии от Матфея и от Иоанна рассказываются разные истории того, как Петр познакомился с Иисусом и уверовал в его учение.


По одной версии, к Иисусу Симона привел брат Андрей, ставший учеником и узнавший от него о Мессии. Иисус, взглянув на Симона, назвал его Кифой (по-арамейски – «камень», Петр – по-гречески). Камень – иносказательно вера, на которой строится Церковь.

Согласно другой - Господь застал братьев во время рыбалки, на берегу озера, и обратился к ним со словами:

«Идите за мной. Я сделаю вас ловцами человеков».

Иисус показал глубокий смысл фразы, заполнив до краев рыбой лодки Петра и Андрея.


Исследователи не видят противоречий между двумя повествованиями. Они полагают, что Матфей делал акцент на жизни простых людей, занятых тяжелым трудом. Тогда как Иоанн подчеркивал, что задолго до встречи с Господом рыбакам была свойственна духовность, они слушали проповеди и готовились к приходу Мессии.

Христианское служение

Петр не сразу проникся апостольским служением, сомневался в собственных возможностях и силе Господа. Святые Писания преподносят апостола как простого человека, со своими страстями и слабостями. За любовь и преданность Иисус Христос позволял Петру чаще, чем другим, проявлять их.


Святой Петр - единственный из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу по воде, но усомнился в Божественной помощи Учителя и начал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии.

Когда Иисус предсказывал грядущие страдания, Петр прекословил и здесь, говоря, что это невозможно. Апостол уговаривал Христа отказаться от Крестного пути, за что тот назвал Петра «соблазном и сатаной», поскольку он думал «не о том, что Божие, но что человеческое». Святой Петр выслушивал адресованные ему порицания и тем не менее не покидал Христа.


Петр, несмотря на то, что часто позволял пылкому темпераменту брать верх, всегда находился рядом, наряду с и Иаковом составлял приближенный круг учеников. Иисус посвятил Петра в величайшие тайны своей жизни. Апостол был свидетелем Божественной славы на горе Фавор, молитвы в Гефсиманском саду, Божественной силы при воскрешении Христом дочери Иаира.

Более того, единственным оказался Петр, когда на вопрос Иисуса, кем ученики его считают, без колебаний и промедлений ответил: «Ты Христос, Сын Бога живаго», тем самым произнеся главный постулат веры.


Переломным моментом в жизни Святого Петра, опять же единственного из апостолов, стало троекратное отречение от Сына Божьего. После предательства Иисуса арестовали и допрашивали в доме первосвященника. Три человека из прислуги заметили апостола и сказали, что тот – один из учеников Христа. Петр, испугавшись, за свою жизнь, на каждое заявление ответил, что не знаком с Иисусом. В это время раздался петушиный крик, святой вспомнил пророчество Учителя и в слезах вышел из дома, горько раскаиваясь в содеянном.

Некоторыми богословами реакция апостола на слова слуг трактуется как проявление слабости человеческого духа, а крик петуха – как голос Божий, который не дает расслабляться и постоянно напоминает о чистоте совести.


На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. Но Господь простил любимого ученика, когда тот также трижды покаялся, восстановил в апостольском ранге и доверил паству, иными словами – учить народ христианской вере.

Более того, совершившему тяжкий грех апостолу Христос доверил ключи от Царствия Небесного, сделав посредником между людьми и Богом, наделив правом решать, чьи души достойны попасть туда. Тем самым подчеркивается, что через покаяние, бескорыстную службу и чистую веру познается истина и открываются врата Рая.

После чудесного Воскресения Христос в первую очередь явился Петру. После Вознесения Спасителя Петр, как главный среди апостолов, стал первым учителем и проповедником слова Божия.


При этом святой прекрасно понимал, что за любовь и веру придется заплатить спокойствием и жизнью, распятие Сына Божия, которое он наблюдал – наглядный тому пример. Мученическая смерть была своего рода условием апостольства. Но при этом Петр приобрел чудодейственную силу, подобную той, что свойственна его Учителю.

После событий Святой Пятидесятницы, когда вместе с другими учениками Петр принял благодать Святого Духа, апостол начал служение. Благодаря его первой проповеди к христианской общине присоединились три тысячи человек.

Он превратился в неутомимого и неустрашимого проповедника евангельского учения, начал являть чудеса: умертвил словом за ложь и святотатство супружескую пару Анания и Сапфиру, воскресил девушку по имени Тавифа, встретив у храма хромого, вернул возможность ходить.


От болезней излечивала даже тень святого: когда апостол проходил по улице, больных выносили из домов, чтобы упавшая на них тень даровала исцеление. Когда по приказу царя Ирода Святой Петр попал в заточение, ночью явился ангел и освободил апостола из заключения.

Поначалу Петр проповедовал среди иудеев. Но потом на апостола сошло откровение, пришли люди с удивительным рассказом о том, что одному язычнику явился ангел и велел пригласить Симона, которого называют Петром.

«Он скажет слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».

Святой поделился новостью с другими апостолами, которые расценили ее как знак, что нести веру Христову надобно не только среди евреев, но и прочих язычников. Первым крестившимся язычником оказался римский сотник Корнилий и члены его семьи.


Тем не менее, апостол Павел позже сказал, что ему «вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных». Предполагалось, что Петру, выходцу из Галилеи, с трудом давались иностранные языки, на которых говорили представители разных народов, проживавшие в Восточном Средиземноморье. Соответственно, обращение в христианство не евреев – задача Павла.

Церковные историки насчитывают шесть апостольских путешествий Петра. Апостол проповедовал в Иудее и Самарии (современный Западный берег реки Иордан), Сирии и Антиохии (здесь впервые появилось слово «христиане»), на территории современных Турции и Греции, в Риме и Вавилоне, Трое и Вифинии. Наиболее верных учеников Петр рукополагал в епископы.


Легенда говорит, что, покинув Иерусалим, апостол на протяжении двадцати лет жил в Вечном городе, где и возглавлял Церковь. Находясь в Риме, Святой Петр изобличил Симона-волхва, не с чистым сердцем принявшего крещение и выдававшего себя за Христа. В Прологе и Великих Минеи-Четьи описаны деяния, которые Симон и Петр приводили в доказательство своей силы. С помощью молитвы Христовой апостол воскресил юношу из царского рода, Симону же удалось только заставить его повернуть голову.

По указанию святого человеческим языком изъяснялась собака. Затем Симон, угрожая народу Рима, пообещал вознестись на небо и сделал этого при помощи бесовских сил. Петр же обратился за помощью к Иисусу, моля, чтобы бесы оставили волхва. Симон упал и разбился. А граждане Рима, наблюдавшие за событиями, уверовали в единого Бога, проповедуемого Петром.


В посланиях к новообращенным святой учил не бояться угроз и преследований, не отказываться от христианских устоев в угоду язычникам, обличать лжепророков, не понимающих принципов христианской свободы и отрицающих сущность Спасителя.

Проповеди Святого Петра – не просто рассуждения, а конкретные наставления, изложенные к тому же простым языком. Апостол призывает уважительно относиться друг к другу, любить ближнего, потому что любовь искупает грехи, бояться Бога, не посягать на чужое.

«Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».

Уже две тысячи лет, обращаясь в молитвах к иконам первоверховного апостола Петра, люди просят твердости в вере, о возвращении в лоно Церкви попавших в секты, помощи в учебе и излечении от болезней.

Смерть

Последним местом земной жизни Апостола Петра стал Рим. О том, что в этом городе ждет смерть, святого известил ангел, и Петр воспринял весть с благодарностью. С помощью апостола в Христа уверовали любимые наложницы и решили вести целомудренный образ жизни. По приказу римского правителя Петра схватили.


Апостол уговорил палачей распять его вниз головой, поскольку считал себя недостойным умереть так же, как Сын Божий. Поэтому перевернутое распятие называется Петровским крестом. Предположительный день смерти святого – 29 июня по юлианскому календарю. Похоронен Святой Петр на склоне Ватиканского холма учеником Климентом Римским.

Сохранилась легенда, что, прежде чем попасть в руки римлян, Петр намеревался покинуть город, но по дороге встретил видение Христа. Апостол спросил, куда тот направляется, и получил ответ, что Спаситель идет в Рим, чтобы дать вновь распять себя. Петр устыдился и вернулся.


Для Русской Православной Церкви праздник Петров день приходится на 12 июля. В церквях проводятся специальные богослужения: накануне – всенощное бдение, утром – литургия. Желающие причаститься приобщаются к Христовым тайнам. На Руси в этот день начинались Петровские гулянья, помимо дня памяти, 23 сентября чествовались Петр и Павел Рябинники.

Память

  • 1511-1514 – , «Чудесное изведение апостола Петра из темницы»
  • 1592 – , «Апостолы Петр и Павел»
  • 1601 – , «Распятие Святого Петра»
  • 1610-1612 – , «Апостол Петр»
  • 1626 – Собор Святого Петра в Риме
  • 1703 – город Санкт-Петербург («город Святого Петра»)
  • 1732 – Собор Петра и Павла в Санкт-Петербурге
  • 1762 – Гавриил Козлов, «Апостол Петр отрекается от Христа»
  • 1888 – Церковь апостола Петра в Яффе (Израиль)
  • 1910 – , «Ворота рая»
  • 1962 – Собор Нуноикэ (Япония)
  • 1990 – Вашингтонский кафедральный собор (Кафедральный собор святых Петра и Павла)

В Библии очень много противоречий, неувязок и нестыков. Это можно объяснить тем, что писали её абсолютно разные люди. Каждый из них имел своё мнение, которое не во всём совпадало с мнением других. Касается это и смертной казни. Основная заповедь гласит: «Не убий». В то же время декларируется право на месть - «око за око». Так в первой книге Моисеева «Бытие» говорится: «И сказал Господь - если кто прольёт кровь человеческую, то и его кровь прольётся рукой человека». Это можно понимать как разрешение на смертную казнь за убийство.

Библейские казни довольно подробно описываются в Новом и Ветхом Завете. Самая впечатляющая из них - казнь Иисуса Христа . На смерть его осудил синедрион. Это высший религиозный и судебный орган в иудаизме. В то время он имелся в каждом городе и состоял из 23 человек. Утверждал же приговор римский наместник, так как Иудея входила в состав Римской империи.

Наместником являлся Понтий Пилат, которому, в принципе, проповеди Иисуса Христа были на руку. Они ослабляли власть синедриона, а стало быть, способствовали укреплению власти Рима. Обвинение против Иисуса гласило, что он назвал себя иудейским царём. Пилат посчитал, что за это не стоит лишать человека жизни. Но в ходе следствия выяснилось, что Христос ругал и кесаря (римского императора). А это уже считалось серьёзным проступком в государстве, распрощавшимся совсем недавно с республикой и признавшим абсолютную власть одного человека.

Распятие Иисуса Христа и двух преступников

Поэтому Пилат не отпустил Иисуса, а приговорил его к смерти. В то же время наступал праздник Пасхи, что давало амнистию преступнику. Но выбирать пришлось из двоих. Вторым оказался злостный бандит и убийца по имени Варавва. Проку от него для римского наместника никакого не было, и он предложил синедриону помиловать Христа.

Однако иудеи, прекрасно понимая опасность, исходившую от человека, проповедующего новую религию, пришли к решению дать свободу убийце и насильнику. Блаженного же, а точнее мессию, решили лишить жизни. Для Пилата такой исход событий был нежелателен. Но синедрион поддержали жители города. Они начали фанатично кричать: «Распни его!», и римский наместник уступил.

Казнь представляла собой довольно жестокую процедуру. Проводили её на горе, которая называлась Голгофой. На ней вкопали три креста, а на них распяли приговорённых. В центре оказался Иисус, а справа и слева от него настоящие преступники, приговорённые к смерти за убийства. Всё это происходило в полдень, когда Солнце сияло в зените. То есть жара стояла неимоверная.

Сама же казнь на кресте считалась очень мучительной. Умирать можно было несколько дней. Причём смерть наступала в основном от обезвоживания организма. Чтобы ускорить кончину приговорённых, стражники перебивали им голени. Дело же заключалось в том, что делать вдох распятому на кресте можно было, лишь опираясь на ноги. Только в этом случае грудная клетка приподнималась, и воздух поступал в лёгкие. Без опоры на ноги человек быстро умирал от удушья.

Иудеи обратились к Пилату с просьбой, перебить приговорённым голени, чтобы те умерли до святого праздника. Тот согласился, но когда воины подошли к Иисусу, то увидели, что он уже умер. Видимо у мессии не выдержало сердце. Преступники же оказались физически более крепкими. Поэтому их пришлось добивать, чтобы не омрачать Пасху.

Библейские казни нашли своё продолжение в мученической смерти апостола Петра. До встречи с Иисусом был он рыбаком и носил имя Симеон. Именно учитель и нарёк его Петром. Тот же оказался ярым последователем нового учения. Он бродил по землям Римской империи и рассказывал всем обиженным и обездоленным о новой вере. Петр обладал таким даром убеждения, что число христиан стало множиться не по дням, а по часам.

Деятельность апостола продолжалась вплоть до 64 года, когда в Риме возник пожар огромной силы. Он бушевал полторы недели и уничтожил большую часть великого города. Среди жителей, оставшихся без крова, поползли слухи, что столицу поджёг император Нерон. Он якобы хотел построить на пепелище новый город и назвать его своим именем.

Нерон, чтобы защитить себя от подозрений, обвинил в поджоге христианскую общину, которая неуклонно набирала силу и становилась всё более многочисленной. Христиан стали хватать в домах и на улицах и бросать в тюрьму.

Петр в это время находился в Риме и являлся лидером общины. В любую минуту его могли схватить, и соратники уговорили апостола покинуть столицу империи. Тот их послушал и сумел выбраться за городские стены. Но, идя по просёлочной дороге, увидел видение в виде Иисуса Христа, который шёл к нему навстречу. Петр спросил у него: «Учитель, куда же ты идёшь?»
- Я иду в Рим, - ответил Иисус.
- Для чего?
- Чтобы меня там распяли.

После этого видение растаяло в воздухе, а Пётр повернул обратно. Он понял, что не имеет права бросать единоверцев в самую трудную для них минуту.

В Риме апостола тут же арестовали и бросили в тюрьму. Причём не в простую, а подземную, да ещё вырубленную в горной скале. Представляло узилище собой длинный коридор со сводчатым потолком и темницами по обеим сторонам. В одну из них Петра и посадили.

Распятие апостола Петра вниз головой

Через некоторое время состоялся суд и верного ученика Христа приговорили к распятию. Но он попросил, чтобы распяли его вниз головой, так как считал, что недостоин умирать в той же позе, что и учитель.

Казнь состоялась 29 июля 67 года. Умирая, Петр испытывал страшные муки, но, невзирая на них, читал мучителям проповедь. Он испустил дух, когда окончил её. На месте казни впоследствии христиане построили огромный католический собор и назвали его собором Святого Петра. Сам же апостол считается первым римским папой и почитается как ближайший и верный соратник Сына Божьего.

Казнь апостола Павла

К умерщвлению людей иудеи были причастны ничуть не в меньшей степени, чем римляне. Обречённых на смерть они забивали камнями. Таким изощрённым способом был убит диакон Стефан. По решению синедриона его вывели за город и там забросали булыжниками. Вина же человека заключалась в том, что он ругал синагогу и законы Моисея.

В казни первомученика Стефана принимал участие юноша по имени Савл. По происхождению он был иудеем, но имел римское гражданство, которое перешло к нему от отца. Молодой человек яро ненавидел христиан, но только до тех пор, пока не увидел воскресшего Христа. После этого юноша пересмотрел свои взгляды и стал христианином. В историю он вошёл под именем апостола Павла.

Занявшись новой деятельностью, Павел нажил себе множество врагов среди иудеев. Несколько десятков человек поклялись, что убьют его. Но предмет их садистских вожделений имел римское гражданство. Поэтому римляне задержали вольнодумного христианина, но не посмели применять к нему какие-либо меры воздействия, а отправили в столицу империи.

В великом городе римского гражданина тут же освободили. Тот, однако, не сделал никаких выводов. Павел продолжил свою проповедническую деятельность и «заразил» идеей христианства множество людей. Но Рим был свободным городом. Любой мог высказывать свои взгляды и идеи. Поэтому на проповеди апостола смотрели сквозь пальцы.

Апостол Павел проповедует христианство

К сожалению, Павлу не повезло. Он обратил в христианство двух заложниц императора Нерона. Те тут же обрели целомудрие и отказались заниматься с кесарем любовными утехами. Сумасбродный самодержец возмутился и апостола арестовали.

Но Павел был римским гражданином, поэтому на кресте казнить его не имели никого права. Верному сподвижнику Христа отрубили голову. При этом люди стали свидетелями чуда. Отрубленная голова коснулась земли, и в этом месте забил целебный источник. Но это лишь красивое предание.

Впоследствии император Константин (272-337) повелел на месте казни построить храм. Тот получил название Сан-Паоло-фуори-ле-Мура . В наши дни это строение считается одной из 4-х величайших церковных базилик.

В Ветхом Завете иудеи представляются очень жестокими людьми. У них было в порядке вещей совершать ритуальные жертвоприношения. Причём казнили людей, и чаще всего это были дети. В Библии говорится, что иудейскому богу Яхве приносили в жертву первенцев. Но впоследствии библейские казни приобрели более умеренный характер. Вместо младенцев на алтарь жертвоприношений стали приводить животных.

Но иногда израильские цари продолжали умерщвлять людей. Причём они приносили в жертву своих детей. Так иудейский царь Ахаз не пожалел собственного сына для богов.

Чрезмерной жестокостью отличался и Саул - первый библейский царь Израиля. Во время войны с филистимлянами он приказал своему народу ничего не есть, пока враг не будет побеждён. Но сын царя Ионофан ослушался и попробовал мёда из сот. Грозный царь хотел за это казнить своего сына, но за того вступился народ.

Жизнь самого Саула закончилась трагически. Все его три сына погибли в битве с филистимлянами, а сам владыка был тяжело ранен. Чтобы не попасть в руки врагов, он приказал слуге заколоть себя мечом. Но тот не отважился этого сделать. Тогда царь сам убил себя. Враги обнаружили тело, отрубили ему голову и возили по стране, показывая жителям.

После Саула к власти пришёл Давид, который оказался не менее жестоким. Он начал войну с царём Иевосфеей. Заговорщики убили его и принесли голову Давиду, надеясь получить награды и милость. Но грозный царь приказал казнить их. По его приказу казнили и многих других людей за незначительные провинности.

Самым мудрым из всех израильских правителей считается царь Соломон. Он унаследовал трон после Давида, а своё правление начал с того, что устранил всех конкурентов на престол. Впрочем, такое решение было абсолютно правильным, так как дальнейшее правление царя протекало мирно и спокойно.

Забрасывание человека камнями

Наиболее распространённой казнью у иудеев было забрасывание жертвы камнями. Таким образом умертвили апостола Иакова. Его вначале сбросили со скалы, а уже потом начали забрасывать булыжниками. Но апостол нашёл в себе силы встать на колени. Он начал молиться Богу, умоляя его простить палачей. Кто-то из них крикнул, обращаясь к другим: «Что же вы делаете? Остановитесь! Праведник же молится за нас».

Но тут к Иакову подбежал некий суконщик. В руках он держал скалку, на которую накатывалось сукно. Именно ей он и нанёс несколько ударов апостолу по голове. Тот получил травмы, несовместимые с жизнью, и скончался.

В Иудеи широко практиковалось повешение преступников и отсечение головы. Впрочем, подобные экзекуции пользовались большой популярностью и в последующие времена. Однако надо отметить, что никаких извращённых действий к людям не применяли. Их не сажали на кол, не заливали в глотку раскалённый свинец, не выкалывали глаза и не четвертовали. Всё это стало популярным в последующие столетия. А библейские казни хоть и отличались чрезмерной суровостью, но их нельзя назвать изуверскими и патологически жестокими.

Христианство распространилось по земле большими трудами учеников Христа — апостолов. Они обходили страны и континенты, принимали мученичество, отдавая жизнь за Христа, от Которого при жизни даже отрекались по малодушию. Среди них особо выделяются двое: апостолы Петр и Павел, названные первоверховными. Расскажем о святом апостоле Петре — свидетеле земной жизни Христа и хранителе райских ключей.

Почему апостол Петр первоверховный

Петр был одним из свидетелей земной жизни Христа, его ближайшим учеником, но при аресте Христа отрекся от Него. А Павел поначалу был даже гонителем Христа — при земной Его жизни он с Христом не встречался. Однако эти двое апостолы более всех известны, потрудились ради Господа и для просвещения людей, смогли взойти на высоту святости, несмотря на свои прежние дела.

В православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Так и святой апостол Петр имеет благодать помощи в большом количестве дел, ведь его жизнь была разнообразной, насыщенной духовными подвигами и путешествиями. Путь его был более долгим и протяженным, чем у других миссионеров. Именно апостол Петр вместе с Павлом принес христианство в Рим и на многие земли Римской империи. Они оба мученически закончили жизнь в Риме, самой своей смертью проповедуя Крест Христов и учение Его.


Изображение апостола Петра

В церковных книгах осталось описание внешности апостолов Петра и Павла. Изображаются они почти всегда вместе, но в иконостасах многих храмов есть их отдельные иконы — во втором снизу ряду икон они предстают по обе стороны от Христа молящимися Ему. Все иконы святых всегда имеют подписи с их именами.

  • Образы святых апостолов Петра и Павла — это изображение двоих мужчин чуть старше средних лет.
  • У апостола Петра круглая седая борода, обычно он стоит слева, апостол Павел — с длинноватой коричневой бородой.
  • Апостол Петр имеет синюю нижнюю и желтую верхнюю одежду.
  • Часто апостол изображен на иконе во всех рост. Тогда он держит в руках свиток (как знак его писаний, учения) или книгу Евангелия.


Служение апостола Петра — хранителя ключей рая

Святой Петр был сыном рыбака Ионы, братом апостола Андрея Первозванного. При рождении был назван Симоном. Апостол Андрей, которого первым позвал Христос, возвестил благую весть (именно так переводится слово «Евангелие», в общем смысле означающее учение Христа) старшему брату Симону. По свидетельству евангелистов, он стал первым человеком, который воскликнул: «Мы нашли Мессию, Имя Которого — Христос!» Андрей Первозванный привел брата ко Христу, а Господь назвал его новым именем: Петр, или Кифа — по-гречески «камень», пояснив, что на нем, как на камне, будет создана Церковь, которую не сможет победить ад.

Поэтому апостола Петра называют и хранителем райских ключей, как бы основателя Церкви.

Два простых брата-рыбака, ставшие первыми товарищами Христа в Его пути, до конца земной жизни сопровождали Господа, помогали Ему в проповеди, оберегали от нападок иудеев и восхищались Его силой и чудесами.


Апостол Петр — отречение

Горячий по характеру, апостол Петр загорелся желанием служить Христову учению, однако так же внезапно и отрекся от Него уже при аресте. Апостол Петр был в числе избранных учеников Господа, которых он собрал на Елеонской горе, чтобы рассказать о Страшном Суде и будущем человечества. Сопровождал он Христа и на закате Его земного пути: на Тайной Вечере он принял Причастие из рук Христа, затем вместе с другими апостолами в Гефсиманском саду пытался заступиться за Христа, но испугался и, как и все, скрылся. Петра спрашивали, не ходил ли он вслед за Христом, а он сказал, что не знает Иисуса вообще. Видя смерть Христа, как и другие апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, он со временем покаялся в своем предательстве Господа.

Во время Распятия апостолы из-за страха быть убитыми не подошли ко Кресту Господа, кроме одного апостола Иоанна. Однако после Воскресения Христа они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца.

При Вознесении Господнем апостол Петр с другими получил от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца — Саваофа, Бога Сына — Иисуса Христа и Святого Духа — невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя. Святой Дух и снизошел на апостолов Петра и его брата Андрея, Богородицу и других апостолов, пребывавших в Сионской горнице — месте Тайной Вечери — в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него.


Просвещение апостолов Святым Духом

После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.

Апостол Петр основал церковь в Риме и наставил множество людей в вере. Путешествуя по Империи, он обращал в христианство до пяти тысяч человек одновременно, исцелял больных и даже воскрешал мертвых. В книге Деяний апостолов написано, что в толпе люди выносили больных к ногам проходящего спешно апостола, чтобы хотя бы его тень попала на больного — так исцелялись многие люди.


Казнь и смерть апостола Петра

Император Нерон приказал схватить всех христиан, и ученики упросили Петра покинуть Рим. Но на Аппиевой дороге ему явился Сам Христос… Петр спросил его. «Куда идешь, Господи?» («Quo vadis, Domine?») — а Христос ответил, что идет вновь принять муки. Апостол Петр понял, что есть воля Божия ему оставаться до конца с верными христианами. Он был распят на перевернутом кресте римлянами — есть предание, что это произошло из-за обращения святым апостолом в христианство жены и наложниц самого императора. Этот эпизод и мученическая кончина апостола описаны в романе Генрика Сенкевича «Кво Вадис?»

Святой апостол смиренно, без ропота принимал свой жребий и волю Божию о нем; молясь ко Господу, он и сегодня ходатайствует о просьбах всех людей. Он понимал, что должен пройти через те же муки, которых испугался тогда, когда его Учитель, его Друг — а ведь у Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких — оставленный всеми умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти — апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу.

По преданию, первоверховные апостолы были казнены в один день (или в один день с разницей в год), в который сегодня все христиане отмечают их память — 12 июля (31 июня по старому стилю, в этот день их память празднует Католическая Церковь).


Молитва апостолу Петру

В этот день — 12 июля — накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти апостолов Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Их можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент.

Апостолов первоверховные, Вселенной всей учителя, Владыку всех Бога просите мир Вселенной даровать и душам нашим великую Божию милость.

Молитву Петру и Павлу, в которой совершаются прошения сначала обоим апостолам отдельно, а потом каждому из них, также можно читать онлайн:

О святые апостолы Петр и Павел, не отходите духом от нас, грешных рабов Божьих (имена), чтобы не были мы навечно разлучены от любви Божией, но сильным заступничеством вашим защитите и охраните нас, чтобы помиловал Господь всех нас по молитвам вашим, уничтожил все грехи наши, записанные на Небесах и в аду, и подал со всеми святыми Царствие Свое, чтобы вечно прославляли мы Господа Христа, которому подобает слава, честь и благодарность всех людей.Святый верховный Апостол Петр, камень веры, стоящий твердо исповеданием твоим на Христе, Камне главном Церкви! Молись Ему, чтобы и мы, мыслями и похотями плоти всегда искушаемые и сомнениями страдающие, на Самом Христе, Камне Жизни, всегда был укреплены и руководствовались Его честью, любовью и избранием, чтобы благодатью Его и мы превратились в храмы духовные, в священство святое, для вознесения жертв молитвенных трудов наших Господу Иисусу Христу.
О святой верховный Апостол Павел, сосуд избранный Христов, наполненный благодати и славы Божией! Проси Творца Вседержителя, правящего всеми творениями Его, чтобы и нас, сосуды его несчастные и слабые, сделал Он честными, освященными и готовыми на благо. Аминь.

Величание — то есть прославление апостолов в благодарность за помощь:

Возвеличиваем вас, апостолы Христовы Петр и Павел, весь мир учением своим просветивших, и все концы света ко Христу приведших.


Петрово говение — Петров пост

Перед днем памяти святых первоверховных апостолов Церковь благословляет христиан поститься, празднуя память святых апостолов как великий праздник, к которому нужно тщательно приготовиться, очистившись молитвой и постом. Так празднуется в году только еще Пасха, Рождество и Успение — величайшие праздники. Пост называется Петров, возможно, в знак особого уважения к апостолу Петру.

Петров пост считается через 50 дней после Пасхи, сразу в следующий за Духовым днем (понедельник после праздника Пятидесятницы) день. Завершается от 12 июля, в день памяти святых апостолов Петра и Павла (то есть 11 июля — последний постный день).

В дни поста нельзя

  • Мясо,
  • Молочные продукты,
  • Яйца,
  • Рыбу.

Людей, подверженных вредной привычке курения, Церковь призывает отказаться от нее или ее ограничить.

Можно входить в пост постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу. Те, кто необдуманно берутся за аскетические подвиги поста и начинают поститься строго, или становятся нездоровы, или нетерпеливы и раздражительны. Главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца объядением и пьянством. Желающие поститься могут посоветоваться со священником, рассказав ему о своем духовном и физическом состоянии и, конечно, в пост нужно исповедоваться и причаститься.


Святыни апостола Петра

По свидетельствам ученых, мощи и апостола Петра, и апостола Павла — это их останки. Есть ряд анатомических подробностей, которые подтверждают: их тела действительно сохранились до наших дней. Мощи его находятся в соборе святого Петра в Риме.

В России апостолы Петр и Павел особо почитаются в Санкт-Петербурге. Город был поручен Петром Первым его небесному покровителю — апостолу Петру, и первый собор Северной столицы был заложен и освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Сейчас здесь покоятся останки всех императоров из рода Романовых (вызывают споры останки последней Царской семьи, Николая Второго).

В Петергофе, пригороде столицы, любимом Петром Первым также существует Петропавловской собор, построенный при личном участии императора Александра Третьего в неорусском стиле, подобном храму Василия Блаженного — с шатром, изразцовыми куполами и прекрасными фресковыми интерьерами.

О чем молятся апостолу Петру

Известно, что в православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Апостол Петр имеет благодать помощи

  • В науке, учебе — студентам и школьникам, понимании Священного Писания;
  • В исцелении от недугов тела, дни и духа, избавлении от грехов.
  • В выборе, принятии важного решения.

Апостол известен своими трудами, поэтому, по свидетельствам бизнесменов, он помогает тем, кто начинает собственное дело, подавая успех.

Также апостол Петр считается помощников рыбаков и моряков, поскольку сам до апостольства много рыбачил. 
Мужчины по имени Петр обращаются к своему святому заступнику во всех нуждах. Известно, что для святых нет неважных молитв. Молитва святому Петру, если вы носите это имя, звучит так:

«Молись к Богу обо мне, святой апостол Божий Петр, ведь я со старанием прошу заступничества твоего, помощника во всем и молитвенника о душе моей».

Да хранит вас Господь молитвами святого апостола Петра!

- поклонение честны́м веригам , 29 июня - вместе с ап. Павлом , 5 сентября - воспоминание явления ап. Петра правоверному царю Юстиниану в Афире в в. (Греч. ; РПЦЗ ) и в Соборе двенадцати апостолов

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Евода). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом - в Египте , где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе , потом проповедовал в Риме , Испании , Карфагене и Британии . Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое послание Петра обращено к “пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании” - провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности.

Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2014 г. , Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2013, с. 120.

Пётр, брат Андрея. Служил больше евреям, но посетил Коринф. Вавилон, Антиохию и Рим, где и был убит. Во время гонений, начатых императором Нероном, Пётр хотел убежать из Рима. Выйдя за ворота города, он встретил Иисуса. Удивлённый Пётр сказал тогда знаменитую фразу: «Quo vadis, Domine?» (куда идёшь, Господи?), на что Иисус ответил, что идёт в Рим, чтобы Его снова распяли. Пристыженный Пётр вернулся в Рим, где был схвачен и посажен в тюрьму где-то на 9 месяцев. После этого он был подвергнут бичеванию, а потом распят вниз головой, так как он не считал себя достойным умереть так, как умер Иисус.

Иаков, сын Зеведея, рыбак из Галилеи, старший брат любимого ученика Иисуса Иоанна. Он первый из апостолов, кто ответил за свою веру кровью. Около 44 года Ирод, который был поставлен императором Калигулой над Иудеей, начал гонения на христиан. Когда Иакова вели на казнь, один человек, лжесвидетельствовавший против него, шёл рядом с ним, ожидая увидеть его устрашённым. Но, видя его светлое лицо, сам стал христианином. За это его осудили на смерть, после чего их обоих обезглавили.

Филипп, родом из Вифсаиды Галилейской, был послан миссионером в языческие страны Азии. Он путешествовал по Фригии, дошёл до Герополиса, где обнаружил, что люди поклоняются большой змее. Он проповедовал им и даже убил змею. Разозлив этим жрецов, которые зарабатывали много на этом, он был брошен в тюрьму, жестоко избит, а потом распят. Это произошло около 52 года.

Матфей, родился в Назарете, но жил больше в Капернауме, автор первого евангелия. Матфей нес миссионерское служение в Эфиопии. Он основал там много церквей и привёл множество людей к Христу. Около 60 года Матфей был убит мечём.

Марк, помощник апостола Петра, автор второго евангелия. Он основал церковь в Александрии, потом путешествовал в Ливию, где многих обратил к Христу. По возвращении в Александрию, некоторые египтяне, которые завидовали его силе, осудили его на смерть. Ему связали за ноги и таскали его по улицам города, после чего, окровавленного и разбитого, кинули в тюремную камеру. На следующий день он был сожжён.

Иаков Алфеев, один из апостолов Иисуса, был миссионером в Египте. Там он был осуждён на смерть, его распяли, а потом его тело было перепилено пилой.

Матфий – был избран апостолом вместо Иуды Искариота. Традиция говорит, что он проповедовал в Иудее, был убит в Иерусалиме. Его побили камнями, а потом обезглавили.

Иуда, сын Иакова. У него было 3 имени: Лука его называет Иуда, Матфей – Левий, а Марк – Фадей. Он был миссионером в Эдессе, на реке Евфрат. Там он сотворил много чудес и многих исцелил. Многие пришли ко Христу, но это разозлило остальных. Он ушёл дальше проповедовать и был убит в Арарате стрелами.

Симон Зилот, был ярым националистом, непримиримым врагом Римлян. После его призвания Христом он научился любить всех. Он служил между евреями, много перенёс, в итоге был распят.

Андрей, брат Петра, был родом из Вифсаиды Галилейской. Он проповедовал многим народам из Азии, потом перешёл в Грецию, где совершил много чудес. З а проповедь Андрея приговорили к распятию, но он попросил, чтоб крест имел форму буквы «Х», чтобы отличался от креста Иисуса. Его просьба была выполнена, но для того, чтобы он мучился дольше, его не пригвоздили ко кресту, а просто привязали к нему веревками. Он висел на кресте в страшных мучениях 3 дня, но всё это время он проповедовал людям о любви Христа. Многие уверовали и попросили разрешения у губернатора снять его с креста. Губернатор согласился, но когда верёвки перерезали, Андрей упал мёртвым на землю.

Фома, прозванный Фома Неверный, за сомнения в воскресение Христа. Он проповедовал в Персии и дошёл до Индии, где проповедовал брахманам. Говорят, что даже царь Гундофорус покаялся. Но успех Фомы вызвал недовольство жрецов, и он был убит копьём.

Варфоломей, один из 12 апостолов, родом из Канны Галилейской. По традиции, Варфоломей проповедовал в Персии, Месопотамии, Египте и Армении. Был убит за веру в Албанополисе, в Армении. Точно неизвестно как он умер, некоторые говорят что он был распят, другие – что обезглавлен, а некоторые – что с него содрали кожу живьём.

Павел, великий апостол язычников, много пострадал за Христа. Во втором послании к Коринфянам он коротко говорит о своих страданиях:

…Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.

От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;

три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;

(Второе послание к Коринфянам 11:23-25)

Он предстал перед Нероном, и был осуждён на смерть через обезглавливание около 64 года.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»