Первое боевое применение танков. «Дьявол идёт!»

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Лекция № 1

История создания первых танков и их применения в Первой мировой войне (1914-18 гг.). Последующее развитие танкостроения и выпуск танков странами Европы и США.

Начальные годы второго десятилетия прошлого века характеризовались нарастающим обострением экономических противоречий между группами европейских стран. Экономически усиливающаяся Германия настойчиво пробивала себя в лидерство капиталистической системы. Военный конфликт назревал неминуемо. Поводом к нему послужило убийство наследника австро-венгерского престола в Сараево 28 июня 1914 года. С этого и началась Первая мировая война. Число втягиваемых в эту войну стран возрастало, что привело к возникновению или организации противоборствующих коалиций. Это страны германо-австрийского блока, и, с другой стороны, страны Антанты. Царская Россия также была на стороне Антанты.

Правящие лидеры и военные каждой из стран коалиций считали, что война будет молниеносной, и каждый рассчитывал при этом на победу, не помышляя втягиваться в затяжные военные действия. Всего в войне было задействовано 38 государств. Численность действующих армий превысила 29 млн. человек. Но, уже в первый год войны, наступающие характеры воюющих армий привели к тому, что сухопутные войска воюющих коалиций полегли в братские могилы и заполнили госпиталя. Мобилизованные людские резервы исчерпались, сил для наступлений не хватало. Наступил военный кризис, война стала нести затяжной характер, зарываясь в окопы, прикрываясь заграждениями и колючей проволокой. Для достижения успехов при наступательных действиях странам Антанты теперь еще необходимо было взламывать оборону противника, преодолевая заграждения.

Одним из первых, кому принадлежит мысль и идея создания машины с высокими показателями проходимости через окопы с проволочными заграждениями, был военный инженер, подполковник при штабе британской экспедиционной армии, Эрнест Суинтон. Уже в октябре 1914 года он обратился в Комитет имперской обороны с предложением использовать в боевых действиях шасси трактора «Холт». Однако в тот период военный министр Великобритании фельдмаршал лорд Китченер его письмо с указанным предложением оставил без ответа. В ноябре 1914 года капитан Туллок, управляющий пароходной компанией в Чильворте, обратился в тот же Комитет с предложением создания «сухопутного крейсера». Были и другие проекты.

В 1915 году уже демонстрировались некоторые переоборудованные трактора и проводились пробные испытания. Однако члены военного министерства Великобритании сочли эти проекты бесперспективными. Но неожиданно эти проекты и предложения заинтересовали первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля. А настойчивое мнение многих фронтовых военных заставило заняться решением вопросов о создании боевых машин для преодоления заграждений на полях боевых действий. Секретарем Комитета имперской обороны был назначен уже известный нам военный инженер Суинтон, который и занялся координацией работ по созданию гусеничных боевых машин. 15 июня 1915 года был образован Совместный комитет Армии и Флота, которым был выдан заказ Машиностроительной фирме в Линкольне на разработку вездеходной машины с использованием силового блока тяжелого трактора «Фостер-Даймлер» и шасси американского трактора «Буллок». Работой руководил управляющий фирмой инженер Уильям Триттон. Из действующего резерва ВМС Великобритании ему в помощь был направлен лейтенант Гордон Вильсон. Все работы шли при полной и тщательной секретности. Первая машина получила название «№1 Линкольн» и представляла собой установленный на шасси трактора «Буллок» коробчатый бронированный корпус с грубым макетом башни.

10 сентября 1915 года прошли первые испытания. Испытания показали недостаточную надежность ходовой части при нагрузках. Используя различные конструктивные варианты ходового движителя, Триттон и Вильсон выбрали лучший вариант – звеньевая гусеница с жесткой подвеской. К концу ноября 1915 года изготовили новую машину, назвав ее «Маленький Вилли» (рабочие фирмы усмотрели в этом варианте сходство с Вильсоном).

ТТХ машины:

Масса – 18,3 тонны

Размеры – длина 5,45 м (без опорного хвостового устройства), ширина 2,8 м, высота 2,41 м

Толщина стенок корпуса – 6 мм

Силовая установка – шестицилиндровый бензиновый двигатель «Даймлер» мощностью 105 л.с. при 100 об/мин. кол.вала.

Вооружение – пулемет «Винкерс» калибра 7,7 мм. По бортам корпуса имелись лючки для стрельбы из личного оружия.

Экипаж – 4-6 чел.

Машина преодолевала препятствия:

Ров шириной 1,52 м

Стенку высотой 0,6 м

Подъем до 20 градусов

Скорость движения – 3,2 км/час.

Первые боевые применения этих машин показали недостаточные технические характеристики, и фирма продолжала работы по их улучшению. Поэтому, по другим источникам, характеристики показаны несколько отличными. И, тем не менее, появление танков на полях боев оказалось неожиданным и эффективным.

Откуда пошло название «танк»? Машины везли при соблюдении секретности, зачехленные, закрытые под макеты баков, емкостей, на английском это произносится «танк», отсюда и окончательное название.

Применение этих машин на полях сражений в Первую мировую войну в 1916 году дало молниеносный толчок развитым европейским странам и США на создание своих отечественных вездеходных боевых машин. Наиболее интересным и удачным танком того периода можно назвать французский «Рено FT-17». Принят на вооружение с лета 1918 года. Его можно назвать первым танком классической конструкции – с башней, имевшей пушечное вооружение, и полным круговым обстрелом на 360 градусов.

Мы не случайно более подробно остановились на этой машине, т.к. именно она в 20-30-х годах прошлого столетия предстала вариантом базовой машины для конструирования и создания первых советских отечественных танков.

ТТХ танка «Рено FT-17»:

Масса – 6600 кг

Размеры: длина с опорным «хвостом» 5,0 м, ширина 1,71 м, высота 2,133 м

Силовая установка - один 4-х цилиндровый бензиновый двигатель «Рено» мощностью 35 л.с.

Максимальная скорость при движении по дороге - 7,7 км/час

Запас хода – 35,4 км

Вооружение – 1 пушка калибра 37 мм или 1 пулемет

Экипаж – 2 чел.

За оставшийся период Первой мировой войны было выпущено 3000 танков «Рено». На некоторые машины уже тогда устанавливали радиопередатчики.

С целью военно-тактических познаний о боевом применении танков надо отметить их первое применение объединенным командованием массированно. Так, в одной из контратак в районе Суассона участвовало 480 танков. Насколько этот танк оказался удачным, можно судить по факту использования их на вооружении в армиях некоторых государств вплоть по 1939 год.

Танк «Уиппет» Мк А. Изготовитель - государство Великобритания. Серийное производство начато в конце 1917 года.

ТТХ танка «Уиппет» Мк А.:

Масса – 14300 кг

Длина 6,1 м, ширина 2,62 м, высота 2,74 м

Силовая установка – два 4-х цилиндровых бензиновых двигателя «Тэйлор» мощностью каждый в 45 л.с.

Максимальная скорость движения по дороге – 13,4 км/час

Запас хода 257 км

Толщина брони 5-14 мм

Вооружение – 2 пулемета «Гочкисс»

Экипаж – 4-5 чел.

Первый бой произошел в марте 1918 года. За несколько минут до боя семь английских танков неожиданно были атакованы немецкими танками А7V. Один из атакованных танков был уничтожен сразу, второй поврежден. Оставшиеся пять танков атаковали немецкие позиции. Уничтожено до 400 солдат, оставшиеся – до 2-х батальонов – обратились в бегство. Обладая хорошим запасом хода, эти танки глубоко проникали в оборону противника, наводя панику в тылу немецких войск.

Немецкий тяжелый танк А7V. Этот танк спешно разрабатывался немецкими инженерами в 1917 году в ответ на появление первых британских танков. За основу ходовой части немцы также взяли подвеску трактора «Холт». Уже в декабре немецкое командование заказало для изготовления 100 танков А7V. Однако, промышленность Германии к этому времени работала уже с перебоями. Изготовлено было всего 20 танков. Эти танки вошли в историю, как участвовавшие первыми в танковом бою (т.е. танки против танков).

ТТХ танка А7V:

Масса – 33500 кг

Длина 8,0 м, ширина 3,06 м, высота 3,3 м

Силовая установка – два бензиновых двигателя «Даймлер» мощностью 100 л.с.

Максимальная скорость при движении по дороге – 12,9 км/час

Запас хода – 40 км

Толщина брони – 10-30 мм

Вооружение – пушка калибра 57 мм, шесть пулеметов

Экипаж – 18 чел.

Несколько позже в США был разработан и выпущен танк «Кристи», который для нас вошел в историю, как базовый вариант создания отечественных танков марки БТ в конце 20-х - начале 30-х годов.

В прошедшей войне Германия потерпела поражение. Оправдывая причины своего поражения, некоторые германские генералы считали применение силами Антанты нового вида оружия, а именно танков. Так, по высказыванию генерала фон Цвеля: «Нас победил не гений Фоша * , а генерал Танк». И хотя это прикрытие под причину поражения, но доля истины в этом есть.

Первые танки еще не обладали достаточно эффективными тактико-техническими характеристиками, но они показали – будущее за ними и огромные возможности для их совершенствования реальны и необходимы.

* Фердинанд Фош (1851-1929 гг.), маршал Франции. В Первую мировую войну командовал армией, группой армий, в 1917-18 гг. – начальник Генштаба, с апреля 1918 г. – Верховный главнокомандующий союзными войсками. (Советский энциклопедический словарь. Стр. 1422. Издание второе, Москва, 1983).

Первая мировая война принесла огромный технический прорыв в военной отрасли. Ее течение, особенно события 1915 года, показали необходимость создания более мобильных подразделений в армиях.

Танки - новое прогрессивное оружие для боя

Первые танки Первой мировой войны появились в 1916 году. Такого технического результата добились английские и французские инженеры. Прежде чем говорить об их характеристиках, надо разобраться, почему появились первые танки в Первой мировой войне. Боевые действия бурно начались, но активность продолжалась буквально месяц. После этого бои стали в основном носить позиционный характер. Такое развитие событий не устраивало ни одну из воюющих сторон. Существовавшие на тот момент методы ведения боевых действий, а также военная техника не позволяли решить задачу прорыва фронта. Надо было искать кардинально новое решение задачи.

Военное руководство Англии (да, в общем-то, и Франции) с опаской воспринимало инициативы инженеров по постройке бронированной машины на колесах или на гусеницах, но со временем генералы осознали необходимость повышения уровня технического оснащения своих армий.

Британские танки Первой мировой войны

За время войны английские инженеры создали несколько моделей бронемашин. Первый вариант получил название "Марк-1". "Боевое крещение" состоялось 15 сентября 1916 года во время битвы на Сомме. Первые танки Первой мировой войны были еще технически "сыроватые". По плану необходимо было использовать в бою 49 танков. Из-за технических проблем 17 танков не смогли принять участие в сражении. Из 32 танков 9 смогли прорвать немецкую оборону. После первого боя сразу стали видны проблемы, которые надо было устранить:

Броня должна быть более крепкой. Металл танка "Марк-1" мог выдержать попадание пуль и осколков от снарядов, но в случае прямого попадания снаряда по машине экипаж был обречен.

Отсутствие отделенного от "салона" машинного отделения. Во время движения температура в танке была 50 градусов, все выхлопные газы также шли в салон.

Что мог этот танк? В принципе, пока еще немного: преодолевать проволоку и траншеи шириной до 2 метров 70 сантиметров.

Модернизация британских танков

Первые танки Первой мировой войны модернизировались уже по ходу боевых действий. Танки "Марк-1" больше в боях не использовались, потому что сразу в конструкцию начали вносить изменения. Что удалось усовершенствовать? Понятно, что в условиях продолжения боевых действий моментально улучшить конструкцию танков не представлялось возможным. К зиме 1917 года началось производство моделей "Марк-2" и "Марк-3". Эти танки имели более мощную броню, которую обычный снаряд уже пробить не мог. Кроме этого, на танки были установлены более мощные орудия, что постепенно повышало эффективность их боевого использования.

В 1918 году началось серийное производство модели "Марк-5". Танки Первой мировой войны постепенно становились более боеспособными. Например, управлял танком теперь только водитель. Улучшились технические характеристики скорости, потому что инженеры установили новую коробку передач на четыре скорости. В этом танке уже не была температура внутри настолько высокая, потому что установили систему охлаждения. Мотор уже в некоторой степени отделялся от основного отсека. Командир танка находился в отдельной рубке. Также оснастили танк очередным пулеметом.

Танки Российской империи

В России, которая также принимала участие в боевых действиях, работа над созданием танка кипела полным ходом. Но стоит отметить, что российские танки Первой мировой войны так и не появились на полях боев, хотя и были очень нужны царской армии. Главная причина - абсолютная техническая неприспособленность. Российский инженер Лебеденко отметился тем, что в 1915 году создал наибольший по размерам танк в мире массой более 40 тонн. Он получил название "Царь-танк". Во время испытаний на полигоне у танка, оснащенного двумя двигателями по 240 л/с, заглох мотор. Завести его так и не смогли. Особых технических характеристик, кроме своей габаритности, модель не имела.

Немецкие танки времен Первой мировой войны

К концу Первой мировой войны своими танками обзавелась и проигравшая в войне Германия. Речь идет о модели А7В. Если просмотреть танки Первой мировой войны, фото которых есть в этой статье, можно увидеть, что по тем временам эта модель была очень современной. Передняя часть танка защищена броней в 30 мм, что усложняло задачу пробить эту машину. Командир находился на верхней площадке (1,6 метра над уровнем земли). Дальность стрельбы составляла до двух километров. Танк был оснащен 55-миллиметровой пушкой, в боекомплекте которой было 100 осколочно-фугасных снарядов. Кроме этого, пушка могла стрелять бронебойными и картечными снарядами. С помощью пушки танк мог легко разрушать боевые укрепления противника.

21 марта 1918 года состоялся танковый бой между немцами и англичанами. Немецкие первые танки Первой мировой войны, как оказалось, были намного боеспособней английских "Марк-5". Понять причину огромного преимущества немцев легко: у англичан на танках не было пушек, поэтому они не могли настолько эффективно стрелять по противнику.

Предвестник прогресса

Французский танк "Рено" 1917 года выпуска уже был похож по форме на современный. Танк, в отличие от английских моделей, мог давать задний ход. Вход и выход экипажа осуществлялся уже через люк (английские танки времен Первой мировой войны были оснащены дверьми сбоку танка). Башня танка уже могла вращаться, то есть стрельба проходила по разным направлениям (танк мог стрелять и вправо-влево, и вперед).

Первые танки Первой мировой войны и не могли быть абсолютно технически совершенными, потому что всегда к идеалу человечество двигается путем ошибок и доработок.

Полковник В. Нестёркин

В сентябре 2016 года исполняется 100 лет с начала боевого применения танков. Это произошло во время Первой мировой войны. Танки первый раз приняли участие в боевых действиях на стороне англичан в операции на р. Сомма 15 сентября, а затем, почти через полгода, в апреле 1917-го их применили французы в сражении под Краоном. В Германии первоначально недооценили значение танков. Время было упущено, и до конца войны там было произведено всего около 100 бронированных гусеничных боевых машин. Таким образом, боевые действия на р. Сомма стали отправной точкой, с которой отсчитывается появление нового вида вооружения - танков.

Британский танк "Марк-1"

Боевой эффект от английских машин на Сомме тогда оценивался весьма неопределенно, хотя следует отметить, что и количество танков, принимавших участие в боевых действиях, было небольшим - на фронте шириной 10 км действовало всего 18 машин. Англичане продвинулись вперёд на 4-5 км, но полностью задачу прорыва решить не удалось. Тактический успех не был развит в оперативный. Те танки производили в основном психологический эффект. Современники писали, что немцы "чувствовали себя совершенно беззащитными перед лицом этих страшилищ, которые карабкались на бруствер окопов, постоянно поливая их пулеметным огнем. За ними следовали небольшие группы пехоты, забрасывавшие траншеи ручными гранатами". Но в целом танки успешно выполнили роль противодействия пулеметному огню (потери в живой силе у англичан в той наступательной операции были почти в 20 раз меньше, чем в аналогичных условиях ранее) и явились средством прорыва обороны, хотя и не были надежны с технической точки зрения (из 49 машин, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32, 17 танков вышли из строя из-за технических неполадок, из 32 начавших атаку пять застряло в болоте и еще девять вышли из строя также по техническим причинам). Тем не менее даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться в глубь обороны на 5 км.

Серьезной предпосылкой того, что необходим новый вид вооружения, стало положение на фронтах. В 1915 году Германия сосредоточила главные усилия на Восточном фронте, намечая вывести Россию из войны. Но, отразив прорыв германских армий, русские войска вынудили противника перейти к позиционным формам борьбы. На Западном фронте обе стороны вели также стратегическую оборону. Боевые действия перешли в стадию окопной войны. Противники окружили себя рядами колючей проволоки, оборудовали укрытия для пушек и пулеметов. Любая атака стоила больших людских потерь, несоизмеримых с некоторыми достигаемыми результатами. Окопная война зашла в тупик в значительной мере в связи с появлением пулеметов.

Многие военные специалисты считали, что помочь решить эту проблему помогли бы бронированные боевые машины. К тому же на фронтах уже действовали многочисленные и разнообразные бронеавтомобили, успешное применение которых подтверждало их значимость. Однако они имели существенный недостаток: проходимость тяжелых машин на поле боя была низкой.

Чтобы справиться с трудной задачей, военные инженеры предлагали устанавливать на эти боевые средства вместо колесного автомобильного шасси, гусеничное. К тому времени подобные механизмы уже активно производились в различных странах (использовались на гусеничных тракторах) и технологии изготовления гусениц в целом были отработаны. В военное ведомство Великобритании начали поступать проекты разнообразных боевых машин на гусеничном ходу.

Весной 1915 года при британском Адмиралтействе был организован специализированный Комитет по сухопутным кораблям. Создание этой организации курировала Военно-морская авиационная служба, у которой был свой интерес к бронированным боевым машинам. Они были необходимы для охраны континентальных военно-морских баз.

Окончательное решение о постройке танков было принято в 1915 году, а первый прототип боевой машины был готов в 1916-м. Танком, то есть "баком" (от английского tank - цистерна, бак, резервуар), это средство назвали для того, чтобы дезинформировать противника при его транспортировке по железной дороге. После успешных испытаний был выдан первый заказ на 100 машин и приступили к их производству. Это был танк "Марк-1" (иногда его именуют Мк.I) - довольно несовершенная, даже по тем временам, боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях - танк-"самка" ("женщина", от английского female tank) боевой массой 27,43 т и танк-"самец" ("мужчина", от английского male tank) массой 28,45 т. Впоследствии длительное время использовался термин male tank в значении "пушечный танк".

В профиль Мк.1 имел необычную ромбовидную форму. Это должно было обеспечить наибольшую длину гусеницы, что позволяло бы преодолевать проволочные заграждения и широкие окопы (2,7-3,5 м), которые преобладали на полях сражений того периода войны. Броня боевой машины защищала от огня стрелкового оружия и осколков снарядов, но не могла выдерживать прямого попадании самого снаряда.

Применение такой формы корпуса делало невозможным размещение оружия в башнях (из-за слишком большой общей высоты). В связи с этим основное вооружение было размещено в спонсонах по бортам танка (спонсон - корабельный термин, обозначающий участок верхней палубы, выступающий за линию борга). Компоновка машины не предполагала четкого разделения ее на отделения. Двигатель с трансмиссией, устанавливаемые в длину, занимали значительную часть объема внутреннего пространства. Они отделялись от бортов и спонсонов с вооружением проходами. В лобовой оконечности корпуса находилось отделение управления.

Экипаж танка состоял из восьми человек. Командир танка (младший лейтенант - лейтенант) выполнял также функции стрелка из лобового пулемета (иногда помощника водителя) и размещался, как и сам водитель, в отделении управления слева, водитель - справа. В каждом из спонсонов располагались наводчик и заряжающий (на "самцах") либо два пулеметчика (на "самках"), а в проходах в кормовой части корпуса находились двое помощников водителя. В ряде случаев в экипаж добавлялся девятый член, задачей которого было, находясь в корме танка (у радиатора), из личного оружия защищать кормовой сектор танка от пехоты противника.

На танках-"самцах" основное вооружение составляли две нарезные 57-мм пушки с длиной ствола 40 клб. Каждая представляла собой доработанный в 1915 году вариант скорострельного морского орудия (принятого на вооружение еще в 1885-м). Обе пушки монтировались в спонсонах на тумбовых поворотных установках. К вращающейся части крепились цилиндрические броневые щиты, закрывавшие амбразуру спонсона. Наведение орудия осуществлялось при помощи плечевого упора, без каких-либо механизмов. Наводчик орудия каждого борта находился слева от него, и его положение ограничивало углы горизонтального наведения. Полный боекомплект орудий включал 334 (в некоторых образцах 207) унитарных выстрела, которые находились в укладках в нижней части спонсонов и на специальных стеллажах. Максимальная дальность стрельбы пушек составляла 6 860 м, а эффективная - около 1 800 м.

За пушками устанавливались два 7,7-мм пулемета "Гочкисс" с воздушным охлаждением ствола. Кроме этого, на танках обоих вариантов такой пулемет размещался в его лобовой части, а в некоторых случаях еще один устанавливался на корме. "Гочкисс" был съемным и вел огонь через амбразуры, закрывавшиеся в остальное время броневыми крышками.

Танки варианта "самка" вооружались только четырьмя 7,7-мм пулеметами "Виккерс", которые имели водяное охлаждение стволов. Это оружие монтировалось на тумбовых установках с поворотными щитами, подобными защите 57-мм орудий. Углы наведения пулеметов обеспечивали в целом значительный сектор обстрела, ограничиваемый лишь далеко выдающимися гусеницами танка. Патроны для них хранились в снаряженных лентах по 320 штук, при этом полный боекомплект составлял 5 760 штук для male tank и 30 080 для female tank.

Кроме этого, каждый член экипажа имел револьвер, для стрельбы из которого в разных частях танка были предусмотрены закрывавшиеся броневыми крышками порты (амбразуры). Из-за малоподвижности боевой машины и наличия закрытых секторов обстрела для основного вооружения личному оружию экипажа отводилась важная роль в качестве средства защиты в ближнем бою.

Основным средством наблюдения за местностью для экипажа были смотровые лючки в различных частях корпуса, которые закрывались броневыми крышками, позволявшими в некоторых пределах регулировать смотровую щель. Кроме этого, у командира и водителя имелись перископические смотровые приборы в крыше рубки, но из-за сложности пользования ими в боевых условиях от них вскоре отказались. С внутренней стороны смотровые щели закрывались защитным стеклом, но последнее при обстреле легко разбивалось, и танкисты часто получали ранения от их осколков или брызг свинца, попадавших через открытые щели.

Каких-либо средств внутренней и внешней связи в танке не имелось. Для внешней связи пытались использовать различные визуальные средства - флажки, фонари, однако в условиях плохой видимости на поле боя и особенно изнутри других танков они оказывались малоэффективными. На некоторых танках применялась голубиная почта, но птицы плохо переносили условия внутри машины и погибали. Предпринимались попытки использовать телефонную связь через разматываемый с танка кабель, но его длина оказывалась недостаточной. Единственно надежным, но, естественно, опасным средством была связь через пеших посыльных.

На Mk.I в средней части корпуса устанавливался рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель водяного охлаждения рабочим объемом 13 л и максимальной мощностью 105 л/с, позволявший двигаться по шоссе со скоростью до 6,4 км/ч. Два топливных бака емкостью по 114 л размещались по бортам в самой верхней части танка, так как бензин подавался в двигатель самотеком. Заправки бензина хватало на 38 км шоссейной дороги. При сильном наклоне танка во время движения подача топлива могла прерываться, и тогда один из членов экипажа вручную переливал бензин бутылкой из бака в карбюратор. Радиатор системы охлаждения двигателя размещался в корме танка, а выхлопные трубы выводились на крышу и не имели глушителей.

На танке устанавливались три коробки передач: главная двухступенчатая механическая, со скользящими шестернями и две бортовые (также двухступенчатые)" которые соединялись между собой дифференциалом. В управлении трансмиссией принимали участие одновременно три-четыре человека: водитель, управлявший главным фрикционом и коробкой передач, а также координировавший действия остальных; командир танка, управлявший бортовыми тормозами и один или оба помощника водителя, отвечавших за бортовые коробки передач.

Задние колеса выполняли в танке роль поворачивающего механизма. В одном из боев колеса были отбиты снарядом, но боевая машина не потеряла управляемости. После этого задние колеса на танки не устанавливали.

Танки Mk.I выпускались в 1916-1917 годах. Всего было произведено 75 единиц каждого вида.

Основные размеры танка (в мм): длина 8060 без задних колёс, 9910 с колесами, ширина корпуса 4 200 ("самец") и 4 380 ("самка"), высота 2 450, клиренс 420. В качестве защиты применялась стальная катанная броня толщиной (в мм): в лобовой части корпуса, борт и корма - 10-11, крыша и днище - 5-6. Танк мог преодолеть: подъем с наклоном в 22°, стенку высотой 1 м, ров шириной до 3,5 м и брод глубиной 0,45 м.

Хотя из-за малого количества танков (которые вначале называли "наземными кораблями", поскольку в них на суше стремились воспроизвести основные характеристики морских боевых кораблей) и их несовершенства в 1916 году фронт не удалось прорвать окончательно, новый вид боевой техники показал свои возможности, подтвердив, что у него большое будущее.

К концу войны танки стали применять в значительно больших масштабах, однако им предстоял еще долгий путь до полной реализации своих возможностей. Высокие боевые качества и приемлемая технологичность производства в последующие годы явились основой того, что танк стал массовым оружием.

Несмотря на то что в те годы в России были разработаны свои оригинальные проекты боевых машин повышенной проходимости (в 1916 году В. Д. Менделеевым, в 1917-м С. П. Навроцким) и построены экспериментальные образцы (в 1916-м Н. А. Гулькевичем, в 1917-м Н. Н. Лебеденко), из-за недальновидности царского правительства собственных танков в то время русская армия не имела.

октября 25, 2013

Самоходный бронированный фургон

Современную армию невозможно представить без танков. Именно они составляют главную ударную силу сухопутных войск. А ведь история использования этих боевых машин еще даже не достигла столетнего рубежа.

Идея защиты пешего воина от огня противника разрабатывалась давно. Осадные башни, применяемые с древних времен – тому подтверждение. Но нужна была машина, которая могла бы двигаться в боевых порядках пехоты и поддерживать ее своим огнем.

Одним из прародителей современных танков можно считать великого Леонардо Да Винчи. Его самоходный бронированный фургон, по расчетам, должен был приводиться в движение мускульной силой людей, посредством рычагов и зубчатых колес. Конструкция предполагала размещение легких артиллерийских орудий и смотровой башни. Деревянная и металлическая обшивка корпуса должна была надежно защитить экипаж от стрел и огнестрельного оружия. Правда, до практической реализации проекта не дошло.

Гусеничный ход

Идея создания бронированных механизмов возродилась к жизни в XIX веке, когда уже получили повсеместное распространение двигатели, сначала – паровые, а затем – внутреннего сгорания и электрические.

Первый известный проект, совмещавший нынешние элементы танка – гусеничный ход, двигатель, артиллерийско-пулеметное вооружение и броневую защиту, был разработан французским инженером Эдуардом Буйеном в 1874 году. Его машина должна была весить около 120 тонн, и развивать скорость до 10 км в час. Планируемое вооружение – 12 пушек и 4 митральезы (предшественницы пулемета) . Поражало количество экипажа – 200 бойцов! Этот проект был запатентован, но так и остался на бумаге.

Толчок к развитию танковых войск дали сражения Первой Мировой войны. После относительно короткого маневренного периода, наступил затяжной позиционный. Налицо был кризис военной мысли. Насыщение пехоты скорострельными винтовками, пулеметами, артиллерией, инженерное оборудование оборонительных рубежей привели к тому, что ни одной стороне не удавалось прорвать фронт. Плотный ружейно-пулеметный огонь буквально выкашивал наступающие войска. Ценой огромных потерь удавалось достичь лишь небольших тактических успехов. Необходимы были какие-то совершенно новые методы взлома оборонительных порядков. Вот тогда-то на арену войны вышли, наряду с отравляющими газами, и первые танки.

Родоначальниками танков считают англичан. Именно они впервые пустили их в серийное производство и применили на поле боя. Однако вопрос первенства – довольно спорный. Дело в том, что русский инженер Пороховщиков еще в 1914 году разработал, а в 1915 – создал модель «вездехода» с гусеничным ходом, весом 4 тонны, экипажем 2 человека. Проект был высочайше одобрен, испытан, но по каким-то неясным бюрократическим причинам до серийного производства не доведен. Испытания прошли в мае 1915 года, то есть на несколько месяцев раньше англичан.

Тем не менее, официальной родиной танков считается именно Англия. Оттуда и пошло современное название. По этому поводу, кстати, существуют разночтения. По одной версии, танк (по-английски это означает цистерну, бак) был так назван в связи с внешним сходством с металлическим резервуаром. Другая версия говорит, что это произошло в ходе секретной операции по переброске боевых машин к театру военных действий, когда их перевозили под видом емкостей с жидкостями.

Самые первые танки назывались Mark I, и подразделялись на «самок» (с пулеметным вооружением) и «самцов» (с установленными пушками) . Вес боевой машины достигал 8,5 тонн. Высота танка составляла 2,5 метра, ширина до 4,3 , длина – до 10 метров с колесным «хвостом». Компоновка танка была осуществлена по ромбовидной схеме. Двигатель мощностью 105 лошадиных сил мог передвигать это бронированное чудо по пересеченной местности со скоростью до 6 км/час. Экипаж в составе 8 человек был защищен 12 мм лобовой броней, что в то время было хорошим укрытием от огня стрелкового оружия и пулеметов. Вооружены они были 1 орудием и 4 пулеметами («самцы») или 5 пулеметами («самки») . Серия танков составила 150 единиц.

Первое боевое применение танков состоялось 15 сентября 1916 года в ходе сражения на Сомме. Хотя сразу же были выявлены недостатки конструкции, все же эффект был потрясающий. Бронированные чудовища наводили ужас на обороняющихся немецких солдат. В течение одного дня боя англичанам удалось достичь тактического успеха, взломав оборону противника на глубину 5 км, понеся потери в 20 раз меньшие, чем это случалось ранее.

Таким образом, боевая значимость танков была доказана. Разработка бронетехники активно продолжилась во всех крупных государствах. Вскоре без танков представить вооруженные силы было просто невозможно.

Через несколько лет танковые войска отпразднуют свой столетний юбилей. Неузнаваемо изменился облик боевой бронированной машины. Но главные требования те же – это скорость, маневренность, защищенность и огневая мощь.



15 сентября 1916 года в ходе Первой мировой войны во время битвы на Сомме британцы впервые в военной практике человечества применили танки - 32 довольно примитивные и медленные машины, которые одним своим видом вызвали панику в немецких оборонительных рядах, сообщает gazeta.ua .

Весной 1915 года при британском Адмиралтействе был создан "Комитет сухопутных кораблей", перед которым была поставлена задача создать бронированную боевую машину для охраны континентальных береговых баз. Летом 1915 года контракт на разработку такой машины был предоставлен компании по производству сельскохозяйственной техники "William Foster & Co".

Строительство прототипа началось 11 августа, а уже 9 сентября первый экземпляр танка сделал пробный пробег по территории завода. Танк был назван "Little Willie" ("Малыш Вилли"), а осенью появилась его усовершенствованная версия - "Big Willie" ("Верзила Вилли"), 49 экземпляров которой под названием "Mark I" поступило в следующем году в британские военные части.

Экипаж 28-тонного танка состоял из восьми человек, двое из которых занимались его управлением, двое были стрелками, еще двое их помощниками; руководил танком офицер, в распоряжении которого было еще два механика. В качестве вооружения использовались две 57-мм пушки и два или четыре 7,7-мм пулемета. Скорость танка составляла около 6,5 км/ч, а запас хода не превышал 40 километров. Место размещения экипажа танка не было отделено от двигателя, из-за этого температура внутри корпуса достигала 50 градусов и были случаи, когда первые танкисты теряли сознание, отравившись угарным газами и парами масла. 8-миллиметровая броня должна была уберечь экипаж танка от стрелкового оружия, а для защиты от случайных осколков танкистам выдавалась кожаная кольчуга и шлем.

1 июля в районе реки Сомма (Франция) началось наступление англо-французских войск на немецкие позиции. Атаке предшествовала недельная артподготовка, которая, однако, не разрушила оборонительные позиции немцев и в первый же день боя из 100 тысяч британских солдат погибло двадцать тысяч, а сорок тысяч были ранены. Действия следующих дней также были малоэффективными и сопровождались большими потерями - за каждые десять метров немецких позиций погибало 100 французских или английских военных.

И даже 15 сентября, когда впервые в истории войн, были применены танки, изменить характер боя не удалось. Однако, несмотря на несовершенство танков, большая часть которых из-за плохой маневренности была потеряна во время немецкого контрнаступления, генерал Дуглас Хейг, командующий союзнических войск на Сомме, заказал еще несколько сотен экземляров новейшего вооружения.

Первый танковый бой состоялся 24 апреля 1918 года под городком Виллер-Бретонне (Северная Франция) - три немецкие танки A7V наткнулась на группу из трех британских танков Mark IV, два из которых были оснащены только пулеметами для поддержки пехоты. В результате перестрелки они были повреждены, а третий британский танк, оснащенный пушкой, сумел подбить один танк противника, после чего два немецких танка отступили. В тот же день немецкий и британские танки были отремонтированы и продолжили боевые действия.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»