Отомстил за семью убил диспетчера. Авиакатастрофа над Боденским озером: причины, расследование, последствия

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

О личных достижениях Виталий Калоев отзывается скромнее и жестче: «Считаю, что зря прожил жизнь: не смог сохранить семью. Что от меня зависело - это уже второй вопрос».

Узнав о крушении самолета, Калоев купил авиабилет до Юберлингена. Боль в глазах странного русского была настолько велика, что сотрудники немецких служб позволили ему принять участие в поисковых работах.

Первое, что он нашел, - разорвавшиеся бусы дочери. Сегодня близ немецкого городка Юберлинген возвышается монумент в форме разорвавшейся жемчужной нити. Это память о Диане Калоевой и других пассажирах ТУ-154М.

«В десять утра я был на месте трагедии, - свидетельствует Калоев. - Увидел все эти тела - в столбняке застыл, двигаться не мог. Деревушка рядом с Юберлингеном, в школе там штаб был. А неподалеку на перекрестке, как потом оказалось, сын мой упал. До сих пор себе простить не могу, что рядом проехал и ничего не почувствовал, не узнал его».

«У меня чутье обострилось до того, что я стал понимать, о чем немцы говорили между собой, не зная языка. Я хотел участвовать в поисковых работах - они пытались услать меня, не получилось. Дали участок подальше, где не было тел. Вещи какие-то находил, обломки самолета. Я и тогда понимал, и сейчас понимаю, что они правы были. Они толком вовремя полицейских нужное количество не смогли собрать - кто был, половину увезли: кто в обморок упал, кто еще что».

«Я руки на землю положил - пытался понять, где душа осталась: на этом месте, в земле - или улетела куда. Повел руками - какие-то шероховатости. Стал доставать - бусинки-стекляшки, что на ее шее были. Стал собирать, потом показал людям. Позже один архитектор сделал там общий памятник - с разорванной ниткой бус».

Месть

Виталий Калоев тщетно пытался добиться справедливости. Он не раз требовал объяснений от сотрудников швейцарской компании SkyGuide, но те лишь предлагали ему материальную компенсацию. С помощью частных детективов он узнал адрес человека, который в тот вечер находился за диспетчерской пультом. Приехал в Цюрих, отыскал нужный дом, постучал в дверь.

«Я постучал. Нильсен вышел, - рассказывал Калоев репортерам „Комсомольской правды“ в марте 2005 года. - Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: Ich bin Russland. Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался… Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: „Посмотри!“ Он как хлопнул меня по руке - снимки полетели. И там понеслось».

"Шансов выжить у него было больше, чем у моих детей", - вспоминал позже Калоев. Быть может, все бы было иначе, если б Нильсена выслушал его и попросил прощения... Полицейским не составило труда найти убийцу. Нанеся швейцарцу 12 ножевых ранений, Калоев вернулся в гостиницу. Он мог бы сбежать, но не сделал этого.

Позже вина Skyguide в авиакатастрофе была признана судом, несколько коллег Нильсена получили условные сроки. Калоева приговорили к восьми годам, но освободили досрочно - в ноябре 2008 года.

О семье Питера Нильсена, где осталось трое детей, Виталий сказал следующее: «Его дети растут здоровые, жизнерадостные, жена его радуется своим детям, родители его радуются своим внукам. А мне кому радоваться?»

Виталий Калоев, подозреваемый в убийстве авиадиспетчера швейцарской компании Skyguide, из-за ошибки которого над Боденским озером столкнулись два самолета, дал первое интервью. Сейчас россиянин ожидая суда. Калоев не отрицает своей вины, но говорит, что не помнит, как совершал преступление, находясь в состоянии аффекта. В телефонном интервью "Комсомольской правде" он рассказал о том, что произошло в тот день, когда был убит авиадиспетчер Питер Нильсен.

"Я постучал. Нильсен вышел. Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: "Ихь бин руссланд" ("Я – Россия"). Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался... Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал. Понимаете, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: "Посмотри!" Он ка-а-ак хлопнул меня по руке... Снимки полетели... И там понеслось... Наверное", - сообщил Виталий Калоев, добавляя, что не помнит, как покинул дом авиадиспетчера.

Он утверждает, что пришел в дом к авиадиспетчеру для того, чтобы заставить его извиниться за свою трагическую ошибку: "Я решил заставить его покаяться. Я ему хотел показать фотографии своей убитой семьи, а потом вместе с ним пойти в Skyguide и позвать телевидение, чтобы они - Нильсен и Россье (глава компании) - перед камерой принесли мне извинения. Это мое желание не было ни для кого секретом".

Россиянин говорит, что не раз просил директора швейцарской компании устроить ему встречу с Нильсеном, однако тот отказывался: "Да, в 2003 г. я просил Skyguide показать мне Нильсена, а они его спрятали. А потом я получил факс-письмо. Skyguide попросил, чтобы я отказался от моей мертвой семьи: получил компенсацию и подписал бумаги, по которым соглашался, чтобы фирму больше не преследовали. Меня это возмутило. Я им позвонил и сказал, что хотел бы встретиться с Нильсеном и обговорить эти вопросы. Он сначала согласился, а потом отказался".

Калоев признается, что не жалеет о смерти диспетчера: "Как я его должен жалеть? Мне, понимаете, легче не стало от того, что он умер. Мои дети не вернулись..." Находясь в тюрьме, он не имеет возможности говорить по-русски, но по-настоящему страдает лишь из-за того, что не может посещать могилу своих близких.

Подозреваемый в убийстве выходец из Северной Осетии говорит, что лучше других понимает, каково сейчас родственникам жертв бесланской трагедии: "Беслановцев лучше меня никто не понимает. Я не знаю, как им жить дальше". "Я и по телевизору смотрел, и телеграмму с соболезнованиями послал президенту Северной Осетии... И написал, какие швейцарцы сволочи, они говорили мне: "Вам так и надо!" А врач здешний сказал: "Тебе должно быть легче. Потому что таких, как ты, уже много..." - рассказывает Калоев.

Россиянин сказал, что, как и многие жители Беслана, по-прежнему не видит смысла в дальнейшей жизни: "Пока у меня планы - дожить до суда. Но я его не боюсь. И не признаю. Я им так и сказал: швейцарский суд для меня ничего не значит. Для меня выше суд моих детей. Если бы они могли, они сказали бы, что я их действительно любил, что не оставил их, не позволил, чтобы они так бесследно пропали".

В Германии произошла 2 июля 2002 г. – из-за ошибки диспетчера и экипажа российского самолета столкнулись грузовой Boeing 757 и Ту-154 "Башкирских авиалиний". На борту последнего было 69 человек. Все они, в том числе жена, сын и дочь Калоева, погибли.

Многочисленные нарушения правил безопасности, допущенные Skyguide, через два года все-таки вынудили швейцарцев . Летом прошлого года, уже после гибели Нильсена, они предложили выплатить по $150 тыс. за каждую жертву, но этот ход вызвал у родственников лишь гнев.

В результате катастрофы погиб 71 человек: два пилота, находившиеся на борту грузового «Боинга» немецкой компании DHL, а также экипаж и пассажиры рейса «Башкирских авиалиний» - всего 69 человек, в том числе 52 ребенка. Трагедия и последовавшая за ней история кровной мести легли в основу сразу нескольких художественных произведений.

Как развивались события в ночь столкновения, почему большая часть погибших в ту ночь не должна была оказаться в небе и как проходило расследование - в материале «Известий».

Случайные пассажиры

Основную часть пассажиров Ту-154 составляла группа детей из расположенной в Башкирии специализированной школы ЮНЕСКО для одаренных ребят. Все они получили путевки на отдых в Испанию за хорошую учебу.

Эта группа должна была вылететь накануне, однако опоздала на рейс. «Башкирские авиалинии» по просьбе сопровождавшей группу туркомпании в экстренном порядке организовали для группы вылет чартера. Билеты на этот рейс авиакомпания также предложила другим пассажирам, ожидавшим вылета в Испанию, - всего было куплено восемь билетов. Три из них приобрела семья Калоевых - 44-летняя Светлана летела в Барселону вместе с детьми - четырехлетней Дианой и 10-летним Костей.

В Испании их ждал отец, Виталий Калоев, бывший глава строительного управления во Владикавказе, в 1999 году по контракту уехавший в Испанию работать архитектором. Накануне он сдал заказчику очередной проект. Светлана с детьми жила в Северной Осетии, в Барселону они летели через Москву, где она и купила билет на рейс «Башкирских авиалиний».

Помимо первого и второго пилотов, в составе экипажа находился проверяющий авиакомпании - пилот 1-го класса, который в этом полете должен был в рамках стандартной процедуры проверки оценить действия КВС борта Александра Гросса. В салоне самолета помимо бортпроводников находились еще трое сотрудников авиакомпании: Шамиль Рахматуллин, авиатехник Юрий Пензин и сопровождавший рейс флайт-менеджер Артем Гусев.

Поздно вечером 1 июля самолеты оказались в воздушном пространстве над немецким Боденским озером - несмотря на то что это была территория Германии, управление полетами здесь было передано частной диспетчерской компании «Скайгайд», расположенной в Швейцарии.

Диспетчерская

На дежурстве в диспетчерском центре в этот момент находился один специалист - 34-летний Петер Нильсен. Второй диспетчер с согласия Нильсена в этот момент ушел на перерыв, и на попечении Нильсена и оставшейся с ним ассистентки остались сразу два диспетчерских терминала.

Кроме того, как впоследствии установило следствие, часть диспетчерского оборудования, которая должна информировать диспетчеров об опасном сближении между самолетами, в эту ночь находилась на техобслуживании.

Когда стало понятно, что самолеты двигаются на пересекающихся курсах, обратить внимание коллеги на опасную ситуацию пытался другой диспетчер, работавший в Карлсруэ. Он 11 раз пытался связаться с Нильсеном по телефону, но одна из телефонных линий также находилась на обслуживании, а запасная вышла из строя. По той же причине сам Нильсен не мог попросить аэропорт Фридрихсхафена взять на себя еще один, третий рейс, следовавший с задержкой. Переговоры с командиром этого борта несколько минут до катастрофы не позволят Нильсену расслышать сообщения от летчиков «Боинга» и Ту-154.

Сам Нильсен заметил сближение двух самолетов, двигавшихся на встречных курсах, слишком поздно. Первое сообщение командиру Ту-154 с требованием снизить высоту он отдал меньше чем за минуту до столкновения. Однако в это время в кабине второго самолета уже сработала система предупреждения о возможном столкновении TCAS-RA.

В кабине

Система TCAS была создана специально для предупреждения пилотов об опасных сближениях в ситуации, когда по каким-то причинам это не было сделано диспетчером. Для того чтобы система сработала, необходимо, чтобы на втором самолете также стоял ее датчик, - после этого каждый из лайнеров получает согласованный сигнал о маневре, который необходимо совершить, чтобы предотвратить столкновение.

По международным правилам системой должны быть оборудованы все самолеты, сертифицированные для перевозки 19 пассажиров и более. TCAS была установлена и на Ту-154, и на немецком «Боинге». Но из-за того, что диспетчер попытался предотвратить столкновение слишком поздно, его распоряжения вошли в противоречие с командами TCAS.

Почти сразу после того, как Нильсен вышел на связь с капитаном самолета «Башкирских авиалиний» и потребовал снизиться, TCAS передала российскому лайнеру команду начать набор высоты, а немецкому, напротив, - снижаться. Командир «Боинга», не получавший никаких распоряжений от Нильсена, выполнил команду компьютера. Командир Ту-154 в этот момент уже выполнял аналогичное распоряжение диспетчера и к компьютеру не прислушался. При этом экипаж немецкого грузового самолета сообщил о своих действиях на землю, но Нильсен, занятый в этот момент переговорами с третьим бортом, этого сообщения не услышал.

Два самолета одновременно перешли в снижение на встречных курсах.

Фото: Global Look Press/Anvar Galeev

Разорванное ожерелье

Пилоты «Боинга» и Ту-154 увидели друг друга уже в последние секунды - самолеты столкнулись под прямым углом, при этом хвостовой стабилизатор «Боинга» ударил в середину фюзеляжа пассажирского самолета, отчего тот развалился в воздухе. Лишившийся хвостового управления «Боинг» потерял управление и также рухнул на землю.

Катастрофа произошла около 23.30 по местному времени, однако первые сообщения о ней начали поступать уже после полуночи. Утром 2 июля о случившемся узнал Виталий Калоев, ожидавший свою семью в Барселоне. В тот же день он вылетел в Швейцарию, а оттуда выехал в немецкий город Юберлинген, рядом с которым произошла катастрофа.

Сообщив полицейским в оцеплении, что в упавшем самолете находились его жена и дети, Калоев присоединился к поисковым работам на месте крушения. Позднее он рассказал телеканалу National Geographic, что сам нашел свою дочь, четырехлетнюю Диану, - сначала увидел на земле ее порванные бусы, а затем обнаружил и тело ребенка. Именно этот образ лег в основу мемориала, установленного на месте трагедии и названного «Разорванное ожерелье».

В книге «Столкновение», также со слов Виталия Калоева, описывается другая версия развития событий - во время поисковой операции его привезли на место обнаружения тела для опознания, где он и увидел лежавшее в стороне украшение.

Расследованием обстоятельств крушения занималось Немецкое федеральное бюро расследований авиационных происшествий. В мае 2004 года было опубликовано заключение бюро. В нем говорилось, что в столкновении виновна диспетчерская компания «Скайгайд», не сумевшая обеспечить безопасность воздушного движения, и ее диспетчер. Кроме того, в документе отмечалось, что пилоты Ту-154 совершили маневр вопреки требованиям системы TCAS, а интеграция самой системы была неполной, инструкции к ней не были стандартизированы.

Авиакомпания «Башкирские авиалинии» также подала в суд на Федеративную Республику Германия, в воздушном пространстве которой произошло столкновение. В 2006 году районный суд расположенного на Боденском озере города Констанц постановил, что передача управления движением самолетов частной компании, находящейся на территории другой страны, противоречит немецким законам. Вся ответственность за катастрофу, согласно решению суда, ложилась на Федеративную Республику Германия. Это решение было оспорено ФРГ, впоследствии спор между Германией и «Башкирскими авиалиниями» был урегулирован в досудебном порядке.

В сентябре 2007 года было вынесено судебное решение по делу восьми сотрудников компании «Скайгайд» - четверо обвиняемых были оправданы, четверо признаны виновными в причинении смерти по неосторожности. Трое из них получили условные сроки, один был приговорен к штрафу.

Убийство

Первое время личность диспетчера, находившегося на дежурстве в момент катастрофы, не раскрывалась. Впоследствии представители компании «Скайгайд» сообщили журналистам, что Петер Нильсен был глубоко потрясен трагедией. Вскоре после столкновения он взял длительный отпуск, через несколько месяцев вернулся в компанию, но перешел на офисную работу и управлением воздушным движением больше никогда не занимался.

Спустя почти два года после катастрофы, однако до публикации официального заключения комиссии по ее расследованию, 24 февраля 2004 года к его дому подошел седой человек, одетый во всё черное, и попытался «привлечь к себе внимание» хозяина. Нильсен, в доме которого находились жена и трое детей, вышел к нему. После короткого разговора человек нанес ему несколько ножевых ранений и скрылся с места преступления.

Полиция сразу заявила, что «не исключает» версии мести диспетчеру за катастрофу над Боденским озером, а диспетчерская компания до выяснения всех обстоятельств усилила охрану остальных сотрудников. По подозрению в убийстве вскоре был задержан Виталий Калоев. Следователям он рассказал, что хотел добиться от диспетчера извинений. По словам Калоева, он показал Нильсену фотографию своей погибшей семьи, однако Нильсен выбил фотографии у него из рук и, согласно некоторым источникам, засмеялся. Что происходило после этого, Калоев не помнит.

В октябре 2005 года он был признан виновным в убийстве и приговорен к восьми годам лишения свободы, в 2006 году срок заключения был сокращен, а в 2007-м Калоев был освобожден досрочно за примерное поведение и отправлен в Россию. В Северной Осетии Виталия Калоева встретили как героя. Через год, в 2008 году, он занял пост заместителя министра строительства республики.

«Столкновение» и «Последствия»

Про обстоятельства катастрофы было снято сразу несколько документальных фильмов в России и за рубежом.

В апреле 2017 года на экраны в США вышел художественный фильм «Последствия», в основу которого легли события 2002–2004 годов. Роль главного героя, прототипом которого стал Виталий Калоев, исполнил Арнольд Шварценеггер. Сам Калоев после премьеры раскритиковал фильм за ряд неточностей и искажений.

Тогда же, в апреле 2017-го, в России вышла книга «Столкновение: Откровенная история Виталия Калоева». В ней со слов Виталия Калоева описываются обстоятельства проведения поисковой операции и его последняя встреча с диспетчером Нильсеном.

Я лишь требовал, чтобы люди из авиакомпании извинились перед родными погибших, как и положено по-людски, а они постоянно выкручивались…

"Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись", - писал Киплинг. Но в крохотном швейцарском городке Клотен, что неподалёку от Цюриха, сошлись не просто две цивилизации, но два совершенно разных менталитета, говоривших на абсолютно разных языках.

Россиянину Виталию Калоеву не нужны были ни компенсации, ни судебные решения, он просто хотел наконец услышать человеческие извинения от тех, кто - пусть и невольно - погубил его семью. Швейцарец Питер Нильсен думал только о правовых последствиях. "Извинение предполагает признание вины, а это может привести и к нежелательным судебным решениям", - так им говорили адвокаты.

Поэтому Нильсен не пустил Калоева на порог своего дома.

Я снова позвонил в дверь и ему сказал: Ich bin Russland, - рассказывал Калоев. - Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался… Типа как собаке: пошёл вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: "Посмотри!" Он как хлопнул меня по руке - снимки полетели на землю... В глазах у меня потемнело. Мне даже показалось, что моих детей перевернули в гробах, выкинули их из них, то есть из гробов...

Дальнейшие события восстановило следствие. Не помня себя от гнева, Калоев выхватил из кармана складной швейцарский нож Wenger - самый обычный складной нож, который можно купить в любом магазине. Длина лезвия всего 10 сантиметров.

С этим ножом он кинулся на Питера и начал кромсать своего врага, нанося удары куда попало: в грудь, в лицо, в искривлённый усмешкой рот...

Нильсен пытался сопротивляться, но тщетно - буквально за минуту Калоев нанёс жертве 17 ножевых ранений. Девять ударов попали в грудь - нож пробил лёгкие и сердце. Несколько ударов пришлись в лицо - рот был разрезан с обеих сторон почти от уха до уха, два зуба выбиты. Также Калоев перерезал своей жертве бедренную артерию и вены...

Услышав крики Нильсена, его жена Метте выскочила на террасу и увидела страшную картину: её муж лежал в луже крови, а над ним стоял страшный чернобородый мужчина с ножом в руке. С криками о помощи она бросилась к соседям.

Но Виталий Калоев, не обращая никакого внимания на крики, просто повернулся и медленно пошёл пешком прочь - словно на автомате, он шёл в отель Welcome Inn, где остановился, приехав в Клотен. Где-то на полдороге он вспомнил про окровавленный нож, который всё ещё сжимал в руке. Нож Калоев выбросил в какую-то канаву - полиция потом перерыла половину города, пытаясь найти орудие убийства. Никем не замеченный - в шесть часов улицы швейцарских городков буквально вымирают - он дошёл до гостиницы. В номере он снял окровавленную одежду и ботинки, убрал их вместе с забрызганными кровью фотографиями в пакет, который спрятал на помойке у выхода из подземного гаража отеля. Вернулся в номер и стал ждать. Чего? Он и сам не знал, чего именно. Смысла жить дальше уже не было.

Задержание Виталия Калоева. Фото: © REUTERS/Tobias Schwarz

Виталий Калоев просто сидел в номере и ждал чего-то, глядя в одну точку на стене.

Полицейский спецназ ворвался к нему в номер лишь через сутки.

Обычный строитель

До этой чудовищной трагедии Виталий Калоев был самым обычным строителем из Северной Осетии. Родился он 15 января 1956 года в городе Владикавказе, бывшем Орджоникидзе. Его отец Константин Камболатович преподавал в школе осетинский язык, мама Ольга Газбеевна работала воспитательницей в детском садике. Ещё у Виталия было два брата и три сестры, среди них он младший. При этом родители как раз больше всего гордились Виталием, который с детства обожал читать. Уже в пять лет он свободно читал и учил стихи наизусть, а в школе учился на одни пятёрки.

После окончания школы Калоев поступил в строительный техникум, затем отслужил в армии, поступил в архитектурно-строительный институт, затем устроился на работу в строительное управление Осетии.

В 1991 году он женился на Светлане Гагиевской, работавшей директором местного отделения Сбербанка.

Вскоре у пары родились двое детей - сын Костя в 1991-м и дочка Диана в 1998 году.

Словом, это была дружная и весьма обеспеченная по осетинским меркам семья: Виталий возглавлял строительное управление Владикавказа, Светлана работала заместителем директора по финансам пивоваренного комбината "Дарьял", сын учился в самой престижной школе. Затем в стране разразился финансовый кризис 1998 года, многие местные предприятия объявили о банкротстве. И тогда Виталий Калоев решил найти работу за рубежом. В 1999 году его строительное управление заключило контракт с испанской фирмой и он уехал строить жилые дома в Барселону.

01.07.2002

Семья Виталия Калоева попала на этот рейс случайно. В Москве у Светланы с детьми была пересадка, но из-за погодных условий они опоздали на свой рейс и застряли в Шереметьево. И через три часа ожидания диспетчер предложила Калоевым три свободных места на борту Ту-154 чартерного рейса авиакомпании "Башкирские авиалинии", на котором в Испанию летела группа подростков - лучшие учащиеся спецшколы ЮНЕСКО, победители различных олимпиад, получившие бесплатные путёвки на отдых на побережье Средиземного моря. На борту было несколько свободных мест.

Ночью 1 июля 2002 года Ту-154 столкнулся в воздухе с самолётом "Боинг-747" международной логистической компании DHL, следовавшим из Бахрейна в Брюссель - на его борту не было пассажиров, только два опытных пилота. Катастрофа произошла рядом с маленьким городком Иберлинген, возле Боденского озера.

Как позже выяснилось, катастрофа произошла по вине диспетчеров частной швейцарской компании Skyguide, которая и управляла воздушным сообщением в этом районе Германии. Как выяснили эксперты, к катастрофе привело два фактора. Накануне трагедии в диспетчерской произошла смена оборудования, но новые системы работали со сбоями и ошибками, о чём диспетчеров честно предупреждали развешанные по офису плакаты. Правда, сами диспетчеры на эти предупреждения не обращали никакого внимания.

Более того, в момент трагедии в диспетчерской - в нарушение всех норм и правил - работало всего два человека, один из которых к тому же отлучился на обеденный перерыв. В итоге 34-летнему Петеру Нильсену пришлось самостоятельно справляться с двумя пультами и давать команды пилотам.

Поскольку часть оборудования в помещении была отключена, диспетчер слишком поздно заметил, что самолёты находятся в опасной близости друг от друга. За минуту до столкновения он постарался исправить ситуацию и передал на Ту-154 инструкцию о снижении, хотя автоматическая система предупреждения опасных сближений, наоборот, рекомендовала пилотам набирать высоту. На снижение пошёл и "боинг-747", но Нильсен, не услышав его сообщения, совершил и вторую роковую ошибку, перепутав стороны: он сказал пилотам Ту-154, что "боинг" находится справа, тогда как в действительности самолёт находился слева.

За секунды до столкновения пилоты самолётов увидели друг друга и предприняли отчаянную попытку предотвратить катастрофу - но было уже поздно.

Жемчужное ожерелье

Виталий Калоев, едва услышав о катастрофе в небе над Германией, бросил всё и отправился на Боденское озеро. Он был одним из первых, кто приехал на место катастрофы. Полицейские не хотели его пускать на место трагедии, но пошли ему навстречу, когда узнали, что он будет вместе с ними искать погибших.

Уже в первый день работ он нашёл в лесу разорванное жемчужное ожерелье своей четырёхлетней дочери Дианы - через несколько лет этот образ был воплощён в памятнике "Разорванная жемчужная нить", установленном на месте катастрофы.

Следом Виталий нашёл и тело четырёхлетней дочери Дианы, которое - к удивлению всех спасателей - практически не пострадало. Но вот обезображенные тела его жены Светланы и десятилетнего сына Константина поисковикам удалось найти лишь через полторы недели работ.

"Десять дней я провёл в поисках останков своих дорогих детей и жены,- написал он на сайте, посвящённом памяти жертв катастрофы.- Жизнь моя остановилась на этой трагической дате 01.07.2002. Мне осталось жить одними воспоминаниями. Единственное утешение - это ежедневное посещение их могил на кладбище во Владикавказе, где они похоронены".

Обломки разбившегося Туполева на месте крушения. Фото: © AP Photo/Diether Endlicher

В ходе спасательных работ от немецких спасателей Калоев и услышал впервые фамилию диспетчера Питера Нильсена, ведь долгое время руководство Skyguide вообще отрицало какую-либо причастность к катастрофе над Боденским озером. После этого Виталий несколько раз подходил к руководству авиакомпании и задавал один и тот же вопрос, касающийся степени вины диспетчера в случившейся катастрофе над озером. Но с ним никто так и не захотел разговаривать.

Как заработать на трагедии

Расследование причин трагедии, которое проводилось Немецким федеральным бюро расследований авиационных происшествий, заняло 22 месяца. При этом руководство компании Skyguide изворачивалось как могло. В этом швейцарцам помогала и европейская пресса, которая с первых же минут трагедии рефлекторно обвинила в случившемся российскую сторону: дескать, всё случилось из-за того, что пилоты "Башкирских авиалиний" якобы не знали английского.

Затем адвокаты Skyguide выставили условие родственникам погибших: в обмен на денежные компенсации они должны были отказаться в пользу компании от всех претензий по отношению к другим участникам катастрофы. Калькуляция компенсаций была составлена с европейской дотошностью: родителям за погибшего ребёнка - 50 тысяч франков, супругу за супруга - 60 тысяч, ребёнку за родителя - 40 тысяч. По мнению экспертов, такое требование позволяло Skyguide выставить претензии к компании DHL и даже... заработать на этом деле!

Именно тогда российские люди с удивлением смотрели на циничную Европу и удивлялись: разве так в Европе бывает?!..

Родственники погибших в авиакатастрофе держат плакаты перед окружным судом в Буэлахе около Цюриха, 21 мая 2007 года. Фото: © AP Photo/KEYSTONE/Alessandro Della Bella

Лишь прижатые к стенке неопровержимыми фактами, швейцарцы сквозь зубы признали вину руководства компании Skyguide, которое не обеспечило диспетчерский центр достаточным количеством персонала в ночную смену. При этом никто официально не назвал Петера Нильсена виновником столкновения, а Skyguide лишь временно отстранила его от работы и отправила на психологическую реабилитацию, даже не наложив штрафных санкций.

Но Виталий Калоев всё это время жил одержимостью добиться справедливости, пусть даже иллюзорной. Он хотел, чтобы люди, относившиеся к родственникам погибших как к мусору, наконец признали свои вину и попросили прощения.

Если бы он извинился...

Спустя год после трагедии Калоев приехал на траурную церемонию в Иберлинген и потребовал разговора с директором компании Skyguide Аланом Росье.

Я подошёл к нему, достал фотографии могилы детей и спросил: "Если бы ваши дети лежали вот так, как бы вы разговаривали?" - вспоминал Калоев. - Но он не удостоил меня даже ответом. Тогда я пришёл в их резиденцию и уже поговорил резко. Я сказал: "Вы отняли у меня семью, а теперь нос воротите!" И вынудил директора говорить со мной. Спросил: "Вы виноваты?" Он сперва отрезал: "Нет. Пилоты должны были послушаться своего навигационного прибора безопасности". "Но, если бы не вмешался ваш диспетчер, самолёты могли бы разлететься?" Он кивнул: "Да". Я всё же заставил его признать ошибку. Добился того, что не смогли сделать все адвокаты и юристы!.. Потом директор пригласил меня пообедать вместе, но я подумал: "Я что, с убийцами своих детей за одним столом есть буду?!" И отказался. А другие родители согласились, и, как мне рассказали, этот Росье плакал в том ресторане… Я надеялся, что в нём проснулась совесть. Но это оказалось не так.

На письмо с предложением денежной компенсации он даже не ответил.

Ален Росье. Фото: © AP Photos/ Keystone, Walter Bieri

На это письмо я даже и не смотрел. Деньги в обмен на память?! Это было уже после той встречи с директором. Я понял: они не считают нас за людей!

Вместо этого он стал добиваться встречи с диспетчером Нильсеном, но в ответ в ноябре 2003 года он получил письмо от адвокатов Skyguide, в котором Виталий Калоев уведомлялся о том, что компании и диспетчеру не за что перед ним извиняться.

Поскольку Виталий Калоев не знал, где найти диспетчера, он обратился в московское детективное агентство "Мегре-2" с просьбой составить досье на всех работающих в Skyguide. Досье за щедрый гонорар составили сами швейцарские коллеги столичных детективов. Правда, по просьбе швейцарцев Калоев подписал гарантийное обязательство не причинять физического ущерба никому из лиц, чьи фотографии были предоставлены. Впрочем, как заявил Калоев, в тот момент у него не было намерения причинять кому бы то ни было физические страдания. Он просто хотел извинений.

Потом Калоев через знакомых во Владикавказе купил загранпаспорт на имя некоего Василия Глухова. Как он позже заявил на суде, он просто не хотел, чтобы его арестовали сразу по прилёте в Цюрих - по заказу адвокатов.

24 февраля 2004 года Калоев появился на пороге дома Нильсена и снова достал фотографии своих погибших детей: "Неужели эти дети не заслуживают того, чтобы извиниться хотя бы перед ними?!.."

Интересно, что Петер Нильсен, которого адвокаты Skyguide предупредили о настойчивом интересе, который русские проявляют к его персоне, купил себе для самозащиты швейцарский пистолет Sphix SDP, с которым он постоянно ходил на работу. Но Виталий застал Нильсена врасплох - когда он был дома, пистолет лежал в оружейном сейфе, чтобы маленькие дети случайно не нашли оружие.

От досады диспетчер ударил по руке с фотографиями, карточки с портретами Дианы и Кости упали в грязь, и Виталий в состоянии аффекта набросился со складным ножом на Нильсена.

Если бы он просто извинился, ничего бы этого не было, - раз за разом повторял он на суде.

Приговор

З6-летний диспетчер стал последней, 72-й, жертвой аварии над Боденским озером. У него остались жена и трое детей.

Диспетчер Петер Нильсен. Скриншот © L!FE

Уже через час после убийства полиция разослала ориентировку на человека восточной внешности, одетого в чёрные брюки и чёрное пальто. Были перекрыты все дороги - полицейские были уверены, что убийца постарается скрыться из страны.

Поймали же Калоева случайно - когда служащий отеля, посмотрев телевизор, решил позвонить в полицию, чтобы те на всякий случай проверили их бородатого постояльца, который уже сутки не выходил из номера.

Уже на первом допросе Калоев подписал признание в совершённом убийстве - он не видел смысла скрываться. При этом Виталий Калоев выразил возмущение тем, что в Швейцарии расследование катастрофы стоит на месте.

Так вы считаете, что виновных в убийстве по неосторожности следует сажать в тюрьму? - спросил его следователь.

Для меня самое главное, чтобы они извинились. Я не горю желанием того, чтобы они сидели в тюрьме. Моих детей всё равно не вернёшь.

Зачем вам эти извинения? - недоумевали немцы.

Президент Республики Северная Осетия Таймураз Мамсуров беседует со СМИ перед судом в Цюрихе, Швейцария, во вторник, 25 октября 2005 года. Фото: © AP Photo / Keystone, Walter Bieri

Уже после процесса журналисты спросили Калоева: если он так требует извинений от Skyguide, то не хочет ли он сам извиниться перед семьёй Нильсенов за совершённое преступление?

Я найду такую возможность, - после минутного молчания ответил Калоев. - Мне жаль его детей.

Национальный герой Осетии

Через два года - в ноябре 2007-го - решением суда Калоев был освобождён за примерное поведение.

Меня практически вся тюрьма знала, - позже вспоминал Виталий Калоев. - Когда выходил на прогулку, ко мне многие подходили поздороваться. Но пока не узнавал, как и что, я руку никому не подавал: там же сидели педофилы и насильники на сексуальной почве. Я боялся, что пожму руку такому человеку, а потом, думаю, руку не отмою.

В Северной Осетии освобождение Виталия Калоева восприняли как национальный праздник. В аэропорту Владикавказа национального героя встречал сам глава республики Таймураз Мамсуров и болельщики клуба "Алания".

Россиянин Виталий Калоев прибыл в Москву (аэропорт Домодедово). Власти Швейцарии освободили из тюрьмы россиянина Виталия Калоева, осуждённого ранее за убийство диспетчера швейцарской компании "Скайгайд". Фото: © РИА Новости / Антон Денисов

В 2008 году Калоев получил высокий пост в правительстве республики: он был утверждён на должность заместителя министра строительной политики и архитектуры республики. Именно Калоев последние 10 лет курирует все значимые проекты, например строительство телебашни на Лысой горе - с крутящейся смотровой площадкой и рестораном, чтоб как в Москве. Другой проект - Кавказский музыкально-культурный центр имени Валерия Гергиева, спроектированный в мастерской Нормана Фостера.

На этом посту он стал настоящим народным заступником - приём по личным вопросам у замминистра Калоева расписан на месяцы вперёд. Идут к нему с любыми вопросами: нужны деньги на лекарства, стройматериалы на ремонт, на операцию кого-то устроить высокотехнологичную. Знают, что народный герой республики не откажет.

Ещё телефон Калоева разрывается от звонков из колоний: зеки всей страны считают, что только отсидевший срок чиновник пойдёт им навстречу. Причём чаще всего зеки просят решить вопрос с тюремными передачами или с открытием тюремного ларька, где можно будет покупать чай и сигареты.

История Виталия Калоева уже становилась основой для художественного фильма: в 2017 году на экраны вышла голливудская драма "Последствия", в которой снялся Арнольд Шварценеггер. Правда, сам Виталий Калоев ленту раскритиковал и заявил, что остался недоволен игрой Шварценеггера: дескать, бывший губернатор Калифорнии только и делает, что старается вызвать к себе жалость, вместо того чтобы добиваться справедливости.

Кадр из фильма "Последствия". Фото: © kinopoisk.ru

Он словно просит весь фильм, чтобы его пожалели, погладили. Я скажу, что с моей стороны этого не было, я не хочу, чтобы меня жалели. Я хотел, настаивал, чтобы власти разобрались в происшедшем, чтобы виновные понесли заслуженное наказание. И всё.

Целых 16 лет прошло с того момента, когда бывший архитектор из Владикавказа Виталий Калоев, совершил убийство швейцарского авиадиспетчера. По вине этого сотрудника произошла авиакатастрофа, в которой погибли все его близкие. Многих интересует, чем сегодня занимается мужчина и есть ли у него новая семья.

Ранее

В то время Виталий Калоев работал в Испании, занимался строительством, он несколько месяцев не виделся с женой и детьми. Наконец, у семьи появилась возможность встретиться с отцом семейства. Когда происходили сборы в поездку, произошло много обстоятельств, благодаря которым, они не должны были отправиться в это путешествие.

Сначала оказалось, что нет билетов, затем детей привезли не на тот аэропорт, перед самой регистрацией потерялась маленькая дочь Диана, но они полетели вопреки всему.

Долгое время после гибели семьи, мужчина ждал, когда свершится возмездие и накажут Петера Нильсена, диспетчера швейцарской компании Skyguide, виновного в случившейся катастрофе. Однако Петер отделался штрафом и продолжал счастливую и беззаботную жизнь.

Совершив самосуд над молодым человеком, Калоев не признавал свою вину, но и не отрицал содеянного, в связи с тем, что в момент убийства он находился в невменяемом состоянии, и совершенно не помнил своих действий. Хотя когда мужчина занимался поисками Нильсена, то преследовал одну цель, он ждал извинений.

Кто знает, может поведи себя молодой человек по-другому, то все закончилось бы иначе.

Виталий был приговорен к 8 годам лишения свободы, когда он находился в тюрьме на его имя поступало огромное количество корреспонденции. За 2 года накопилось целых 20 кг писем, когда мужчина хотел забрать их с собой на родину, возникли определенные трудности. Администрация тюрьмы разрешила взять только конкретный вес, но даже освободив все письма от конвертов получалось больше положенного. В результате решили обойти инструкции и Калоеву отдали всю почту.

После освобождения

Только через несколько лет мужчина смог обрести новую семью, его женой стала Ирина Дзарасова, которая работает инженером на ОАО «Севкавказэнерго». Свадьба прошла тихо и незаметно в кругу близких людей, по осетинским законам в ЗАГСе супруги брак не зарегистрировали. Проживают они в большом и красивом доме, с лепниной и архитектурными изысками.

Когда Виталий его возводил, то надеялся, что в нем поселятся его дети и внуки, но, к сожалению, совместных малышей у супругов нет.

Практически сразу после выхода из тюрьмы Калоев занял пост заместителя министра строительства в республике Северная Осетия. Во время его правления во Владикавказе было возведено много красивых зданий, например, телебашня на Лысой горе с канатной дорогой и смотровой площадкой, которая крутится. Кавказский музыкально-культурный центр включает в себя амфитеатр и школу для талантливых детей.

Однако, несмотря на это Виталий считает, что зря провел время на этой земле, потому что не смог сохранить семью. О том, что существуют факты, которые от него не зависят мужчина воспринимать не хочет.

На вопросы журналистов, жалеет ли он о совершенном поступке, Калоев ответил не задумываясь: «Если сделал, что-то ради своих родных, то жалеть об этом нельзя, иначе быстро покатишься вниз». Когда поинтересовались, как он относится к тому, что у Петера Нильсена осталось трое малышей, Калоев сказал так: «Его жена смотрит и радуется, как растут ее дети, бабушки с дедушками счастливы, что их внуки крепкие и здоровые, а мне кому радоваться?»

Находясь на должности замминистра Калоев принимал каждого нуждающегося и старался помочь, много обращений поступало из мест лишения свободы. Сегодня Виталий находится на пенсии и больше всего желает, чтобы оставили его в покое. К тому же у мужчины проблемы с сердцем, недавно было проведено шунтирование.

Единственное что он хочет, это попасть в Москву на День Победы, взять фото отца, который был артиллеристом, и влиться в «Бессмертный полк».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»