Порядок вступления, символика, организационная структура комсомольской организации. Ленинский комсомол: рождение комсомола в ссср В каких продуктах содержится много кальция

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Комсомол - массовая патриотическая организация советской молодёжи. В истории нет других примеров молодёжного движения, которое бы за годы своего существования охватило более 160 млн человек и могло похвастаться реальными достижениями. Гражданская война, трудовые пятилетки, героизм в годы Великой Отечественной, целина, комсомольские ударные стройки - всё это и есть комсомол. Рождение комсомола - это не акт, насаждаемый сверху, это объединение энергии и жара сердец молодых людей, мечтающих быть полезными своей Родине.

Предыстория

Инициатором и идеологом организационного завершения попыток создания многочисленных молодёжных групп был В. И. Ленин. А создавались они ещё до революции. Сначала молодёжные первички образовывались внутри партии и объединяли рабочих и студентов. Именно студенчество было самым революционным сословием того времени. В период Двоевластия (февраль-октябрь 1917-го), когда история могла развернуться как в сторону буржуазного, так и в сторону социалистического строя, Н. К. Крупская и В. И. Ленин разрабатывали программу революционных молодёжных объединений.

В крупных городах создавались организации, ставшие базой для создания структуры общероссийского масштаба. Например, ССРМ (Союз социалистической рабочей молодёжи) в Петрограде, приближающий День рождения комсомола.

Съезд рабочей и крестьянской молодёжи

В разгар Гражданской войны (1918 год) в Москве состоялся первый съезд делегатов от разрозненных молодёжных организаций по всей стране. 176 человек прибыли отовсюду: с территорий, захваченных белогвардейцами, а также немецкой армией (Украина, Польша); из отделившейся Финляндии и самопровозглашённых Прибалтийских республик, а также из оккупированного Японией Владивостока. Их объединяло желание создавать новую державу, построенную на принципах справедливости. День открытия съезда (29 октября) войдёт в историю как День рождения комсомола, объединившего более 22 тыс. человек.

В принятых уставе и программе всероссийской организации говорилось, что она является самостоятельной, но действует под руководством коммунистической партии, что определило её идейную направленность. Основным докладчиком был Лазарь Абрамович Шацкин, автор программы. Его имя мало известно в стране, потому что в годы он будет расстрелян за обвинение в троцкизме. Как и многие другие первые секретари ЦК, возглавлявшие организацию вплоть до

Символика РКСМ

Списки делегатов первого съезда не сохранились даже в архивах. В дальнейшем встала задача идентификации принадлежности к организации, которая носила название РКСМ (Российский коммунистический союз молодёжи). Уже с 1919 года появились комсомольские билеты. В условиях гражданской войны, в ходе которой ЦК было объявлено три мобилизации, их хранили и оберегали ценой жизни. Чуть позже появились первые значки. Их выпуском, сначала в недостаточном количестве, занимался сам комсомол. Рождение комсомола было увековечено четырьмя буквами РКСМ на фоне флажка со звездой. Значки вручались и лучшим представителям организации.

С 1922 года была утверждена новая единая форма с аббревиатурой КИМ, означающей молодёжи. Форма изменится ещё и в 1947 году, приобретя окончательный вид только в 1956-м. Он уже будет вручаться всем вступающим в ряды организации вместе с комсомольским билетом.

Задачи комсомола

В 1920-м Гражданская война ещё продолжалась, но стало понятно, что Красная Армия одерживает победу. Это ставило перед партией большевиков серьёзные задачи по восстановлению разрушенного хозяйства, созданию энергетической базы страны и созиданию нового общества. Государству нужны были грамотные кадры, поэтому 2.10. 1920 на очередном (III-м) съезде комсомола с речью выступил В.И. Ленин, определивший миссию вновь созданной организации: учиться коммунизму. В её составе насчитывалось уже 482 тыс. человек.

В год рождения комсомола важно было победить, теперь же нужно было формировать то поколение, которому предстояло жить в иных социальных условиях. На смену фронту военному должен был прийти фронт трудовой. Грандиозные свершения в предвоенные годы стали возможны благодаря участию рабочей молодёжи в коллективизации, комсомольских стройках, шефстве над всевобучем, движению «тысячников» (выполнявших план на 1000 %) и получению высшего профессионального образования (рабфаки). Многие западные аналитики считали, что успех СССР в Великой Отечественной стал возможен благодаря воспитанию человека новой формации, ставящего интересы страны выше личных, в чём преуспел комсомол.

Рождение комсомола: имя В. И. Ленина

В январе 1924-го страну потрясло известие о смерти В. И. Ленина, вождя мирового пролетариата и руководителя страны. Летом того же года состоялся съезд (VI) РКСМ, на котором решился вопрос о присвоении комсомолу имени В. И. Ленина. В обращении говорилось о твёрдой решимости жить, бороться и работать по-ленински. Его книжечка «Задачи союзов молодёжи» стала настольной для каждого комсомольца.

День рождения ленинского комсомола (12.07) добавил в аббревиатуру названия организации букву "Л", и на протяжении двух последующих лет она именовалась как РЛКСМ.

Статус всесоюзной организации

Датой считается 30.12.1922, когда в состав союзного государства вошли четыре республики: РСФСР, Белорусская ССР, Украинская ССР и Закавказская СФСР. Статус же всесоюзной комсомольская организация получила в 1926-м на VII съезде. День рождения комсомола СССР - 11 марта, при этом сохранялись ЛКСМ всех союзных республик. Такая структура просуществовала до момента, пока был жив комсомол. Рождение комсомола в 1918 завершилось его самороспуском в сентябре 1991 года, что связано с распадом Союза. Несмотря на появление организаций, считающих себя правопреемниками комсомола - ЛКСМ РФ, РКСМ, РКСМ(б), такой массовой структуры в истории страны больше нет. В 1977-м её членами были 36 млн человек, почти всё население страны от 14 до 28 лет.

Всесоюзная пионерская организация была сформирована 19 мая 1922 г. Именно тогда, на Всероссийской конференции комсомола, было принято решение о создании в СССР массовой детской организации, руководство которой осуществлял ЦК ВЛКСМ. В дальнейшем, 19 мая стало считаться Днем пионерии. Ежегодно проводилось организованное и торжественное празднование этого события. Вначале пионерская организация носила имя «Спартак», а затем, после смерти лидера страны, официальное название было изменено на Всесоюзную пионерскую организацию имени Ленина. С тех пор прошло много лет. перестали принимать в пионеры, уже мало кто помнит.

Первоначально примером для пионерского движения служил скаутинг. В 1917 году в стране существовали детские скаутские объединения, охватывающие до 50 тысяч человек. Скаутами проводилась большая общественная работа по оказанию помощи беспризорным детям. Вскоре это движение разделилось на несколько направлений, основные принципы которых существенно различались. Скаутские отряды возглавляли известные деятели, такие как издатель и путешественник, редактор журнала «Вокруг света» В.А. Попов, знаменитый скульптор-самоучка и педагог И.Н. Жуков и другие. С идеей создания юк-скаутов (юные коммунисты - скауты) выступила Вера Бонч-Бруевич, активный партиец и литератор. Но в 1919 году на съезде РКСМ все скаутские отряды были распущены.

Н.К. Крупская в конце 1921 года несколько раз читала доклад «О бойскаутизме», где обращалась с призывом к комсомолу создать детское объединение «скаутское по форме и коммунистическое по содержанию». Позже была выдвинута идея о создании детского коммунистического движения. И.Н. Жуков выдвинул предложение назвать будущую организацию пионерской. Символика была выбрана следующая - красный галстук, белая блуза, девиз «Будь готов!» и ответ «Всегда готов!». Это было аналогично традициям скаутского движения, но было частично изменено. Также целью детского пионерского движения стала борьба за свободу угнетенных народов во всем мире. В дальнейшем, пионеры должны были помогать взрослым в борьбе с антисоветскими элементами, согласно гражданскому долгу каждого передового человека, строителя коммунистического общества.

К началу сороковых годов структура Всесоюзной пионерской организации была полностью сформирована в соответствии с уже оправдавшим себя школьным принципом. Каждый класс был отрядом, а школа являлась пионерской дружиной. В детских коллективах проводилась военно-патриотическая работа, образовывались кружки связистов, санитаров, юных стрелков.

Перед началом Великой Отечественной войны распространилось «тимуровское движение», названное в честь героя детской книги А. Гайдара «Тимур и его команда». Тимуровцы активно собирали металлолом, сушили лекарственные травы, оказывали посильную помощь старикам и больным людям, следили за малышами. Трудно переоценить все, что сделали пионеры в это время не только для отдельных граждан, но и для всей страны.

С началом Великой Отечественной войны многие дети и подростки мгновенно повзрослели. Горе и непосильные испытания тяжким грузом легли на их плечи. Пионеры состояли в партизанских отрядах, внезапные налеты которых на позиции фашистов наносили им существенные потери. Некоторые из них были удостоены звания «Героя Советского союза», высшей награды государства, а именно:

Пионеры служили в Красной Армии, им присваивали неофициальное звание «Сын полка». Они были разведчиками, связистами, подпольщиками. Большинство из них заменили ушедших на фронт отцов и старших братьев, работали за станками и на полях, ухаживали в госпиталях за ранеными, выступали перед ними с концертами. Не всем из них удалось дожить до Дня Великой Победы, дети наряду со взрослыми испытали все тяготы и ужасы военного времени.

В пятидесятые годы в пионерской организации происходили определенные процессы, которые повлекли за собой изменение активной позиции и потерю самостоятельности в принятии решений, ее работа становилась все более формальной. В 1960-е годы ленинградские педагоги во главе с И.П. Ивановым на базе нового всесоюзного лагеря «Орленок», который был открыт на черноморском побережье, пытались развить у детей творческое начало вкупе с былыми идеалами. Но коммунарское движение, дать начало которому пытались эти активисты, не смогло выйти за границы небольшой области и осталось на вооружении отдельных отрядов и пионерских дружин.

До какого года были пионеры в СССР?

С началом перестройки в стране резко активизировалась общественная и политическая жизнь. Во второй половине восьмидесятых годов прошлого века руководители детской организации пытались изменить ее цели и методы работы со школьниками. В связи с тем, что проводилась пропаганда о необходимости исключения пионерии из идеологической работы, появились детские организации различной направленности.

На десятом слете пионеров, который проходил в Артеке, 1 октября 1990 г. делегаты постановили преобразовать Всесоюзную пионерскую организацию в объединение «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций», сокращенное наименование СПО - ФДО. Но ЦК ВЛКСМ не утвердил это решение.

27 - 28 сентября 1991 г. на XXII чрезвычайном съезде ВЛКСМ было объявлено о завершении деятельности организации и ее роспуске. Вместе с комсомолом автоматически была расформирована и Всесоюзная пионерская организация имени Ленина. Здание Центрального совета в Москве частично перешло в пользование СПО - ФДО. Дворцы пионеров перешли в подчинение муниципалитетов и стали называться «Домами детского творчества», а пионерские лагеря стали турбазами и пансионатами.

На основании этих исторических данных можно с уверенностью сказать, до какого года были пионеры. Именно в сентябре пионерская организация в прекратила свою работу. Теперь уже можно точно ответить, в каком году перестали принимать в пионеры. А немного позднее, 26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР объявил о принятии декларации, в которой говорилось о прекращении существования СССР.

Порядок приема в члены ВЛКСМ:

а) Вступающие в члены ВЛКСМ представляют рекомендации двух членов комсомола, знающих рекомендуемых по совместной работе или учебе.

Примечание: При приеме пионеров в члены ВЛКСМ рекомендация совета пионерской дружины обязательна и приравнивается к рекомендации одного члена ВЛКСМ. Учащиеся общеобразовательных школ до 15 лет вступают в комсомол лишь через пионерскую организацию.

б) Комсомольская организация проверяет подготовленность вступающего на практических делах и поручениях. Вопрос о приеме в ВЛКСМ обсуждается и решается общим собранием первичной комсомольской организации. Решение первичной комсомольской организации вступает в силу по утверждении бюро райкома или горкома комсомола.

Комсомольский стаж вступающих в ряды ВЛКСМ исчисляется со дня решения общего собрания первичной комсомольской организации о приеме в члены ВЛКСМ.

3.5. Порядок учета членов ВЛКСМ и их перехода из одной организации в другую определяется соответствующей инструкцией ЦК ВЛКСМ. Выбытие из организации без снятия с комсомольского учета, а также несвоевременная постановка на учет является серьезным нарушением внутрисоюзной дисциплины.

3.6. Комсомольские органы должны контролировать своевременную уплату комсомольских членских взносов, в каждом отдельном случае выяснять причины несвоевременной уплаты и принимать соответствующие меры.

О комсомольце, в течение трех месяцев не уплатившем без уважительных причин членские взносы, ставится вопрос на обсуждение первичной комсомольской организации.

3.7. За невыполнение уставных требований и другие проступки член ВЛКСМ привлекается к ответственности. За незначительные проступки должны применяться меры комсомольского воспитания и воздействия в виде товарищеской критики, вынесения комсомольского порицания, предупреждения или указания.



В необходимых случаях на члена ВЛКСМ могут быть наложены комсомольские взыскания: постановка на вид, выговор (строгий выговор), выговор (строгий выговор) с занесением в учетную карточку. Крайней мерой комсомольского наказания является исключение из комсомола.

При решении вопроса о наказании комсомольца должен быть обеспечен максимум товарищеского внимания и объективности.

3.8. Вопрос об исключении комсомольца из рядов ВЛКСМ решается общим собранием первичной комсомольской организации. Решение первичной комсомольской организации об исключении из рядов ВЛКСМ считается принятым, если за него проголосует не менее двух третей комсомольцев, присутствовавших на собрании, и утверждается райкомом (горкомом) комсомола или приравненным к ним комитетом.

За исключенным из комсомола сохраняется право в двухмесячный срок подать апелляцию в вышестоящие комсомольские органы, вплоть до ЦК ВЛКСМ.

3.9. Вопрос о привлечении к комсомольской ответственности членов, кандидатов в члены ЦК комсомола союзной республики, крайкома, обкома, окружкома, горкома, райкома комсомола, а также членов ревизионных комиссий обсуждается в первичных комсомольских организациях.

Символика-Положение о Красных знаменах комсомольских организаций утверждено 25 декабря 1984 года Постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ.Красное знамя первичной комсомольской организации представляло собой полотнище 110х135 см. На лицевой стороне в верхнем правом углу надпись: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", в центре золотистыми буквами в три строки: "Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи". На оборотной стороне изображен значок ВЛКСМ, размером 50 см. Знамя имело никелированное навершие

Организационная структура-Ленинско-сталинский комсомол насчитывает в своих рядах несколько миллионов юношей и девушек. Такая большая организация может успешно работать только в том случае, если в ней существует четкий порядок, если каждый комсомолец точно знает свои права и обязанности.

В основу организационного строения комсомола положен территориально-производственный принцип. Исходя из этого принципа, создаются республиканские, краевые, областные и районные комсомольские организации. На предприятиях, в колхозах, совхозах, учреждениях, вузах, школах и красноармейских частях комсомольцы объединяются в первичные комсомольские организации.

Комсомол построен по принципу демократического централизма. Демократия в комсомоле означает, что все руководящие органы комсомола, от секретаря или комитета первичной организации до ЦК ВЛКСМ, избираются самими комсомольцами или избранными ими делегатами. Руководящие органы обязаны систематически отчитываться перед избравшими их комсомольцами. Каждый комсомолец принимает активное участие в работе своей организации, имеет право на собраниях критиковать работу своей организации и ее руководителей. Комсомольцы могут отстранить, снять с работы такого руководителя, который своим нерадивым отношением к делу не оправдывает оказанного ему доверия. В этом существо комсомольской демократии.

Направления деятельности, формы и методы работы комсомола. Вклад ВЛКСМ в развитие страны.

Направления деятельности:

Идеологическое

Гражданско-патриотическое

Социальное

Культурно-просветительское

Научно-творческое

Политическое

РКСМ был активным участником Гражданской войны; он провёл три всероссийские мобилизации на фронт. Комсомольские организации прифронтовой полосы целиком мобилизовались в Красную Армию.

Значительной была роль комсомольцев в коллективизации сельского хозяйства. Комсомольцы перенесли в деревню опыт социалистического соревнования и ударничества, накопленный в промышленности и строительстве.

Комсомол, не ослабляя участия в хозяйственном и государственном строительстве, значительное внимание уделяет идеологическому воспитанию молодёжи, организации её обучения, физическому развитию юношей и девушек, подготовке её к защите социалистических завоеваний. Много сил отдаёт комсомол развитию оборонной промышленности и отраслям, связанным с ней, в частности чёрной и цветной металлургии, нефтедобыче. Посланцы ВЛКСМ участвовали в создании "Второго Баку", строительстве завода "Амурсталь", ВЛКСМ шефствует над строительством новых крейсеров, подводных лодок, эсминцев, самолётов, танков и т.п., усиливает шефские связи с Военно-морским (с 1922) и Военно-воздушным (с 1931) флотами.

На 1 июля 1940 среди офицеров Красной Армии было 56,4% коммунистов и 22,1% комсомольцев. ВЛКСМ вёл большую работу в Коммунистическом интернационале молодёжи, стремясь создать единый фронт для борьбы с фашизмом, против угрозы мировой войны. Комсомол, вся советская молодёжь по зову Коммунистической партии выступили на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. В ряды Красной Армии уже в первый год войны влилось около 2 млн. комсомольцев. трудились комсомольцы в тылу, обеспечивая фронт всем необходимым. На плечи молодёжи, пришедшей на предприятия взамен призванных в армию, легла значительная часть фронтовых заказов.

Огромный труд вложил комсомол в восстановление разрушенного немецко-фашистскими захватчиками народного хозяйства, в строительство Минска, Смоленска, Сталинграда, в восстановление Ленинграда, Харькова, Курска, Воронежа, Севастополя, Одессы, Ростова-на-Дону и многих других городов, в возрождение промышленности и городов Донбасса, Днепрогэса, колхозов, совхозов и МТС. Комсомол проявил большую заботу об устройстве детей и подростков, оставшихся без родителей, о расширении сети детских домов и ремесленных училищ, строительстве школ.

В 40-50-е гг. комсомол помогал возводить крупные гидротехнические сооружения (Волго-Донской канал), мощные гидростанции (Волжская им. Ленина, Куйбышевская, Каховская и др.).

Активное участие комсомол принял в осуществлении мер, разработанных партией по подъёму сельского хозяйства. В совхозы, колхозы, МТС были направлены тысячи молодых специалистов, рабочих и служащих, выпускников средних школ.

Комсомол ежегодно организует смотры по изысканию и использованию резервов производства: конкурсы рационализаторов и изобретателей; выставки молодых новаторов; состязания молодых рабочих по профессиям на звание - лучший токарь, лучший фрезеровщик, лучший пахарь и т.п. Комсомол начал массовое движение за овладение новейшими достижениями науки и техники.

Традицией комсомольцев вузов стали студенческие строительные отряды.

Десятки млн. юношей и девушек занимаются в спортивных клубах и секциях. По инициативе комсомола проводятся творческие семинары молодых писателей, поэтов, драматургов, организуются выставки молодых художников, смотры юношеских фильмов. Молодым талантам присуждаются ежегодные премии Ленинского комсомола: за лучшие достижения в области литературы и искусства (учреждена в марте 1966), науки и техники (учреждена в июне 1967), за активное участие в научно-техническом прогрессе (учреждена в мае 1970).

ВЛКСМ является активным пропагандистом идей марксизма-ленинизма, революционных, боевых, трудовых традиций Коммунистической партии, советского народа, ведёт большую работу по воспитанию молодёжи на примере жизни и деятельности В. И. Ленина и его соратников. Широкое распространение получили "Ленинские уроки", сочетающие изучение теоретического наследия Ленина с применением полученных знаний на практике.

В 1971 ВЛКСМ имел 226 молодёжных, пионерских, детских газет и журналов на 22 языках народов СССР. Комсомол является инициатором всесоюзных походов по местам революционной, боевой и трудовой славы, в которых участвуют миллионы юношей и девушек. В 1969-70 комсомол провёл Всесоюзный смотр спортивной и оборонно-массовой работы и экзамен по физической и военно-технической подготовке молодёжи.

ВЛКСМ участвует в управлении делами Советского государства. Его представители работают в государственных, профсоюзных органах, в органах народного контроля, культуры и спорта. В состав Верховного Совета СССР в 1970 избран 281 депутат в возрасте до 30 лет, 10% всех депутатов Верховного Советов союзных и автономных республик составляла молодёжь. Большую заботу проявляет ВЛКСМ о подготовке и переподготовке комсомольских кадров.

Причины распада комсомольской организации.

Следующие причины делали невозможным дальнейшее существование ВЛКСМ. Первая - в стране сложились новые реалии, радикально изменились принципы национально-государственного устройства. Следовательно, нужно принципиально изменить все общественно-политические институты. Никакие эволюционные преобразования комсомола не могут соответствовать новым условиям. Вторая - в соответствии с законом Российской Федерации прекращена деятельность комсомольских организаций в Вооруженных силах, пограничных и внутренних войсках. Третья - численность ВЛКСМ резко упала, в нем «много мертвых душ». Четвертая - в регионах и республиках идет глубинный процесс реформирования. Отсюда следовал вывод: считать исчерпанной политическую роль ВЛКСМ как федерации коммунистических союзов молодежи.

Наташе было 14 лет, когда она с 21го на 22 июня ехала на поезде со многими сверстниками в Гродно на молодёжный слёт, где её вместе с другими должны были принять в комсомол. На ней всё ещё был пионерский галстук, пионерская походно-праздничная форма одежды со всеми своими аксессуарами - белые чистые гольфы, которые были натянуты поверх тонких колготок, потому как могло быть в пути холодно, под тонкой курткой полевого пошива была белая рубашка, которую увенчивал красный галстук и, коричневая школьная юбка с пикантными оборками.

В начале пятого утра началось что то невообразимое: вокруг взрывы, налёт авиации на поезд, где наполовину он был разбомблен, крики, ужас. До Гродно было каких то 50 км. Остались в стопоре, где то в поле возле большака, который параллельно лежал железнодорожным путям.
Выжившие, в том числе и Наташа, объятые страхом, смотрели в тревоге через окна вагонов, с которых они не выходили, как с западной стороны, после наступившей тишины нарастал шум. Спустя несколько минут мимо стали проезжать по большаку танки и машины, в которых сидели немецкие солдаты. При виде всего этого в сознании пионерки, невольно, на какой - то момент вспыхнуло воспоминание о позавчерашнем дне, где она на торжественной линейке в этой же одежде, стояла на вахте у памятника герою гражданской войны. Стояла гордо, зная, что ни один враг не проберётся на её Родину и что она сама всегда будет под защитой подобных героев, у обелисков которых она тогда стояла.
Но враг прорвался. Огромная механизированная колонна, поднимая пыль, ползла на восток и не обращала никакого внимания на них. Казалось, ей не было конца, но наконец, она иссякла и все перевели дух. Солнце уже полностью вступало в свои права.

Но вот опять послышался шум моторов. На сей раз солдаты чем - то отличались от тех, что продвинулись раньше. Эти уже остановились. Кое - где с силой они выдворяли всех из вагонов. Кого-то били прикладами, нескольких человек, в том числе и детей они застрелили. Построили всех у откоса. Офицер проходил вдоль строя и оценивал каждого взглядом. Прошёл мимо Наташи, но потом вдруг вернулся и, взяв её грубо за плечо, вывел далеко в сторону. То-же произошло и с несколькими другими девочками. Всех их увели в автобус, кроме Наташи, её офицер посадил в свою машину. Он дал какие-то распоряжения, с каким-то другим офицером долго договаривался. Было похоже, что они даже спорили. Но вот этот первый возвратился и грохнулся грузно на заднее сидение к Наташе, чего-то сказал шофёру. Тот развернулся и поехал в обратную сторону. Когда они отъехали на определённое расстояние, до слуха Наташи едва донеслись уже похожие выстрелы, но они были не одиночные, а вроде залпов.

Ехали достаточно долго, около четырёх часов на приличной скорости. Сначала вокруг всё дымило, потом картина изменилась. Вдоль дороги были какие-то надписи на польском и немецком. Наконец они повернули в глубь леса. Всё это время офицер молчал, будто он был мумией. В голове девочки царила рассеянная тревога. По лесной дороге они проехали ещё около 20ти км и, наконец, въехали в какие-то ворота. Офицер вылез из машины и на ломанном русском сказал Наташе:
-Выходи! Не бойся. Здесь твой временный лагерь.

Слово «лагерь» для уха девочки прозвучало с определённой надеждой, ибо она то, изначальна и ехала в лагерь на слёт. Они пошли мимо бараков, где в определённой одежде появлялись люди. На лицах этих людей было больше печали, чем радости. Они провожали взглядом девушку с обречённым выражением.
Наташа послушно шла вперёд. Ничего другого ей на сей час было не дано. Они проследовали закоулками и вошли в помещение. Здесь офицер указал её сесть на расстоянии перед столом и, взяв что-то воде бланка, стал спрашивать:
-Как тебя зовут?-
-Наташа,- тихо ответила школьница.
-А сколько тебе лет Наташа? - вежливо спросил офицер.
-Сейчас четырнадцать-
-А куда ты ехала? - неестественно нежно спросил немец.
-Я ехала на слёт молодёжи-
-На слёт молодёжи? - участливо мягко переспросил дознаватель. - А что такое слёт и что там делают? - добавил голосом сказочника собеседник.
-Там много молодёжи, - слегка оживилась Наташа, - и там меня должны были принять в комсомол. Я сейчас ещё пионерка.
-Пионерка…?- как-то странно переспросил немец, и взгляд его скользнул в сторону колен девочки, которые были застенчиво примкнуты вплотную друг к другу.
-А, слышал!-с своеобразной мягкостью произнёс немец. - Пионеры дружные ребята! Вас учат не врать, помогать стареньким, петь, танцевать и, Родину любить……..
-Да, - с участием, однако несколько скромно ответила Наташа. На её лице появился просвет улыбки.
-Ты очень хорошая девочка, - льстиво похвалил офицер. - Но не успела вступить в комсомол, - продолжил он. Потом добавил,- А что, комсомольцы ещё лучше, чем пионеры?
-Да, конечно, - ещё более оживилась Наташа. - Они намного достойнее и сильнее…..
-Да, да, да! Сильнее! - подтвердил немец. - Я знаю. Комсомольцы честные, как ты, чистые телом и сердцем, как ты. Ты достойна, быть комсомолкой…….
Наташа слегка смутилась от похвалы и почувствовала, что дальше будет всё хорошо. Потом вдруг спросила:
-А это, не война?

Немец радушно улыбнулся, слегка подумал и ответил:
-Нет, конечно же, это не война. Это большие учения между Германией и Великим Сталиным. Мы договорились сделать их такими, чтобы все поверили, что это действительно так. Но всё не настоящее. Всё, как говорят у вас пионеры - всё понарошку.
Офицер вдруг сделал неряшливый вид и сказал:
-Ай, тебе проговорился…Рассказал всю тайну. Как же теперь мы будем тебя достойно принимать в комсомол, если ты всё уже знаешь. А ведь задумка была в том, что якобы враг устроил тебе испытание, даже под страхом смерти, но ты выстояла, не предала комсомол, в который ты достойно должна будешь влиться….
Глаза у Наташи заблестели:
-Так Вы меня здесь сейчас будете принимать в комсомол!? - радостно произнесла она.
-Да, товарищ пионерка! - утвердительно произнёс офицер. - Сейчас и, именно здесь! Но коль я рассказал тебе уже маленький секрет, то давай всё же, не смотря на это, с тобой отнесёмся к этому более серьёзно и, пройдём с тобой формально все те условия достойного принятия в комсомол, где ты якобы стойко выдержишь испытания и мужественно примешь звание СИЛЬНОГО и ЧЕСТНОГО КОМСОМОЛЬЦА. Я потом лично буду телеграфировать самому Товарищу Сталину о твоём высоком патриотизме…..

Наташе опять привиделся образ самой себя, где она с честью стоит у обелиска.
Немец встал. Наташа по своей чистоте не смогла обратить внимание на то, что штанина офицера в области ширинки сильно оттопырилась. Он взял пару конфет в столе и, раскрутив их фантики, подал подростку.
-Вот подсластись и подкрепись, перед экзаменом, - сказал он ей и, когда она уже стала проглатывать первую конфету, он как-то странно своей большой ладонью, почти полностью обхватил её тонкую нежную шею, двумя указательными пальцами надавил на её танцующую при глотании трахею, почувствовал её пульс, и тут же смущённо отпустил, при прямом взгляде её слегка недоумённых глаз.

У тебя крепкая шея комсомольца! - произнёс почти торжественно он, и потом чуть умереннее, - И мы будем их ломать…!
-Что ломать?-ничего не подозревая, спросила с лёгким непониманием Наташа.
-Ломать наших врагов, - уточнил немец. Потом сказал, - посиди немного здесь, я пойду кое-что сделаю. Вот тебе ещё конфетки, кушай не стесняйся. А вот и лимонад, пей. Пирожного нет. Проглатывай всё, потом будем делать всей сантехнике большую профилактику, зажимать все трубы, кое-где чистить………
Глаза Наташи ответили непониманием темы. Он это поймал и сказал: - Я так шучу, не конфузься. Завтра уже поедешь домой. Телеграфируем твоей маме, чтобы она тебя встречала……..

Немец вернулся через час. За это время он обстоятельно приготовил всё для «вступления в комсомол» и договорился с начальством, что у него ещё несколько нерешённые дела в польском тылу, где он, возможно, вернётся к предложению того, что работа его всё же продолжится на некоторое время здесь в лагере, в свете задумок и планов рейха. Он сам себе ещё точно сказать не мог, что ему делать дальше на самом деле, двигаться на восток вперёд, к великим деяниям и победам, или остаться здесь. Его вернул сюда, неожиданно для него самого импульс того, что он вдруг завладел жизнью сочной школьницы. Он никогда ещё никого не вешал лично. Расстреливал тупо всяких доходяг, как ему это казалось, и делал он это с сознанием долга. Но, вот она. Может она ему кого-то напоминала? Возможно да. Вероятно, первую безответную любовь. Она тогда владела им полностью, но он был не востребован. Он долго страдал. Готов был кинуться у её ног. Он ненавидел её и одновременно горячо любил. Время шло. Но что он мог сделать? Он часто в мыслях рвал её одежду, раздирал её ноги. Похоть всё больше вместо любви овладевала им. И наконец, однажды посетил импульс, её страстно повесить. Но закон, общество, мнения и т.п. Все эти устои. Ему оставалось её вешать только в своих фантазиях, где она оставалась всё в том же школьном возрасте, в котором он в неё впервые влюбился и влюбился безумно.
Но вот война, и он встретил её. Пусть её зовут Наташа, никакой разницы. Ведь она так похожа на неё и так же одета. Это единственный шанс. Да, он практически ещё не вешал женщин, тем более девочек. Но это - война! Здесь уже нет законов, прокурора, следствия, общества и его мнения, морали. А главное, фюрер сказал - убивайте всех!!! Я буду за это отвечать!!!

Да! - повторил офицер себе. - Фюрер сказал так! И он, а не я, будет перед БОГОМ за это отвечать.
Он не мог дальше размышлять. Его уже сжигала страсть. Член буквально рвался сквозь галифе. Уже был слышен запах первых поллюций.
Она сидела на том же месте и доверительно смотрела на него. Было видно, что она даже чуть-чуть соскучилась. Для неё не было войны, была только мысль о том, как хитро-мудро устроили власти для неё и всех остальных сверстников приём в комсомол. Она уже предвкушала, как будет хвалиться своим ребятам.
Он подошёл к ней. Теперь, несмотря на то, что он убедил себя решиться на это, одновременно стал стесняться её. Ведь перед ним была ОНА! Но чувства и мысли лихорадочно стали меняться. То грязные славяне, то вдруг опять ОНА. На какой-то момент им завладела паника, что он её вот-вот упустит. Он бережно поднял её от стула за плечи и сказал слегка дрожащим голосом, - Хельга, пора………

После победы Октябрьской революции в различных городах возникли красные детские организации, группы и объединения. 19 мая 1922 года 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

В первые годы советской власти пионеры помогали беспризорникам и боролись с безграмотностью, собирали книги и устраивали библиотеки, занимались в технических кружках, ухаживали за животными, ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг.

"АиФ" вспоминает, как в советское время принимали в октябрята, пионеры и кто мог стать комсомольцем.

С какого класса принимали в октябрята?

Октябрятами становились школьники 1–3-х классов, объединяемые на добровольных началах в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.

При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок - пятиконечная звезда с детским портретом Ленина. Символом был красный октябрьский флажок.

В честь победы Октябрьской революции с 1923 года школьников называли «октябрята». Октябрята объединялись в звёздочки (аналог пионерского звена) - 5 октябрят и ещё «серп» и «молот» - вожатый звёздочки и его помощник. В звёздочке октябрёнок мог занять одну из должностей - командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.

В последние десятилетия советской власти в октябрята принимали всех подряд учеников начальной школы, обычно уже в первом классе.

Кого принимали в пионеры?

В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Формально приём осуществлялся на добровольной основе. Отбор кандидатов производился открытым голосованием на сборе пионерского отряда (обычно соответствовавшего классу) или на высшем - на уровне школы - пионерском органе: на Совете дружины.

Ученик, вступающий в пионерскую организацию, на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза (текст обещания в 1980-х годах можно было увидеть на задней обложке школьных тетрадей). Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал новичку красный пионерский галстук и пионерский значок. Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей её знамени. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров; пионер был обязан заботиться о своём галстуке и беречь его.

Приветствием пионеров был салют - поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных. «Будь готов!» - призывал пионеров вожатый и слышал в ответ: «Всегда готов!»

Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, например 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.

К членам организации, нарушившим Законы пионеров Советского Союза, применялись наказания: обсуждение на сборе звена, отряда, совета дружины; замечание; предупреждение об исключении; как крайняя мера - исключение из пионерской организации. Исключить из пионеров могли за неудовлетворительное поведение и хулиганство.

Сбор металлолома и макулатуры и другие виды общественно-полезной работы, помощь младшеклассникам, участие в военно-спортивных «Зарницах», занятия в кружках и, конечно, отличная учёба - вот чем были наполнены пионерские будни.

Как становились комсомольцами?

Комсомольцами становились с 14 лет. Приём проводили индивидуально. Для подачи заявления нужна была рекомендация коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если не считали подателя достойной фигурой.

Тем, чьё заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Чтобы пройти собеседование, нужно было выучить устав ВЛКСМ, имена ключевых вождей комсомола и партии, важные даты и главное - ответить на вопрос: «Почему ты хочешь стать комсомольцем?».

Любой из членов комитета мог на испытательном этапе задать каверзный вопрос. Если кандидат успешно проходил собеседование, ему вручали комсомольский билет, в котором документировалась уплата взносов. Школьники и студенты платили 2 коп. в месяц, работающие - один процент от зарплаты.

Исключить из комсомола могли за разгильдяйство, посещение церкви, за неуплату членских взносов, за семейные неурядицы. Исключение из организации грозило отсутствием хорошей перспективы и карьеры в будущем. Бывший комсомолец не имел права вступить в партию, уехать за границу, в некоторых случаях ему грозило увольнение с работы.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»