Памятная доска с капсулой в честь начала строительства первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции в певеке. "ломоносов" придет и согреет

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) – проект по производству серии транспортабельных атомных электростанций малой мощности. Разработкой установок занимается госкорпорация «Росатом» при взаимодействии с ОАО «Малая энергетика», ОАО «Балтийский завод» и рядом других предприятий. Плавучая атомная станция под названием «Академик Ломоносов » является первой подобной установкой во всем мире. Энергоблок станции будет подготовлен к транспортировке и началу функционирования к сентябрю 2016 года. После этого пройдут первые испытания работы установки.

Характеристики и предназначение ПАТЭС

Энергетическая установка станции обладает тепловой мощностью 140 гигакалорий в час, максимальной электромощностью 80 мегаватт и состоит из двух реакторов КЛТ-40С. Создателем и производителем реакторных установок суммарной мощностью 300 МВт является конструкторское бюро имени И.И. Африкантова. Основой станции является несудоходное судно с гладкой палубой, на котором располагаются реакторы и прочие конструктивные элементы. Протяженность судна составляет 144 метра, ширина – 30 метров, водоизмещение достигает объема 21,5 тысячи тонн.

Плавучая АЭС была разработана на базе серийной энергоустановки атомных ледоколов, эффективность которых была проверена в Арктике по результатам продолжительной эксплуатации. Станция предназначена для обеспечения электро- и теплоэнергией различных объектов, включая:

  1. Производственные предприятия.
  2. Газо- и нефтедобывающие комплексы.
  3. Портовые города.

Плавучая атомная электростанция оптимизирована для функционирования в труднодоступных местах на побережьях морей либо рек, расположенных на большом расстоянии от единых систем энергоснабжения. На территории России к таким местам относятся Крайний Север и Дальний Восток, нуждающиеся в доступных и эффективных энергоисточниках. Мощностей станции «Академик Ломоносов» будет достаточно для того, чтобы снизить сильную потребность в размещении теплоэлектростанций, которые необходимы с целью постоянного развития экономики и достижения качественных условий жизнедеятельности.

Для прибрежных районов территорий, где периодически наблюдается засуха, создан вариант плавучего атомного комплекса, который эксплуатируется для опреснения морской воды. За 24 часа непрерывного функционирования установка способна выработать от 40 до 240 кубометров чистой воды. Водоопреснительный комплекс способен работать по технологии обратного осмоса или с помощью многоступенчатых испарительных сооружений. Данный комплекс будет особенно полезен в странах Африки, а также в некоторых азиатских и европейских государствах, где наблюдается явный дефицит питьевой воды.

Особенности плавучей станции

Строительство плавучего энергоблока осуществляется в заводских условиях, благодаря чему удается минимизировать сроки и стоимость работ, с одновременным соблюдением всех требований к качеству. Стоимость первого энергоблока составила 16,5 миллиарда рублей с учетом расходов на возведение, покупку оборудования и береговых сооружений. Цена самого энергетического блока при этом составила 14,1 миллиарда рублей.

Любые затратные строительные работы на месте расположения станции исключены. При необходимости весь плавучий энергоблок можно транспортировать с одной локации на другую.

Обогащение топлива, используемого в оборудовании плавучей станции, не превышает максимального показателя, который был установлен с целью соблюдения режима нераспространения ядерного оружия. Таким образом, использование плавучих энергоисточников будет осуществляться с учетом международного законодательства во всех странах, включая развивающиеся. Согласно актуальным нормам безопасности, плавучая атомная станция проектируется с определенным запасом прочности, который превышает максимально возможные нагрузки. Корпус гладкопалубного судна и оборудование способны выдержать сильные удары волн, столкновения с сооружениями на побережье или с другими суднами.

Продолжительность эксплуатации плавучей станции составит не менее 36 лет. Между тремя двенадцатилетними циклами будет проводиться перегрузка активных зон реакторов. Ремонт энергетического блока и перегрузка топлива будут осуществляться при помощи действующих предприятий, специализирующихся на технологическом обслуживании атомных судов. После окончания срока службы энергетического блока он будет заменен новым, а старый отправят на утилизацию. В ходе эксплуатации и по завершении работы от плавучей энергетической станции «Академик Ломоносов» не останется опасных для человека и окружающей природы веществ.

Вчера в Певеке - самом северном и труднодоступном порту на востоке России - обозначили место будущей стоянки атомного энергоблока "Академик Ломоносов". В основание защитных гидросооружений забили "лидерную сваю" и тем самым дали официальный старт строительству береговой инфраструктуры.

А вместе с тем положили конец сомнениям и спорам о месте размещения первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (сокращенно - ПАТЭС). Перебрав все прочие варианты, инициаторы этого проекта вернулись к той самой точке, с которой он, собственно, и начинался, - порт и поселок Певек в Чаунском районе Чукотского автономного округа.

Инфографика: Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Александр Емельяненков

В церемонии, посвященной началу строительных работ в Певеке, приняли участие губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин, заместитель генерального директора - директор по специальным проектам и инициативам концерна "Росэнергоатом" Павел Ипатов, представитель заказчика-застройщика - руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Сергей Завьялов и другие официальные лица.

Там же, в Певеке, на оперативном совещании с участием руководства Чукотки и генерального подрядчика работ по строительству гидротехнических сооружений (компания "Запсибгидрострой") проанализировали результаты подготовительного периода. Отмечено, что с момента, когда был заключен договор на строительство гидротехнических сооружений, в Певек из Архангельска и порта Сабетта на Ямале прибыли уже три судна с первоочередными грузами. В их числе строительная техника, сваебойные и бурильные машины, много другого специального оборудования и материалов для начального этапа строительства.

Побережье Чукотки особенно славится ветром "южак", скорость которого достигает 80 метров в секунду

Согласно планам, плавучий энергоблок "Академик Ломоносов", поставленный в Певеке, обеспечит замещение мощностей выбывающей из эксплуатации Билибинской атомной электростанции. Это, заметим, единственная в мире АЭС, построенная в зоне вечной мерзлоты. И ресурс ее энергоблоков рано или поздно подойдет к концу. При этом атомную генерацию заменят атомной, что не только престижно для российских ядерщиков, но и создает важный прецедент на пути коммерческого продвижения такого рода проектов в другие страны.

Достройка и график испытаний ПАТЭС "Академик Ломоносов" синхронизированы с работами в Певеке, утверждает Сергей Завьялов и главный строитель ПЭБ на Балтийском заводе Александр Ковалев. Фото: Александр Емельяненков

По словам главы Чукотки Романа Копина, новый атомный объект помимо функций замещения Билибинской АЭС даст энергию горнодобывающим компаниям на западе Чукотке, в Чаун-Билибинском энергоузле. А это большой рудно-металлический кластер, в том числе золотодобывающие компании. "Это не значит, что ПАТЭС полностью восполнит потребность в энергии этих предприятий, - уточнил Копин, - но на первом этапе, особенно в момент замены выбывающих мощностей Билибино, она обеспечит нормальную работу и даст стимул к дальнейшему развитию".

Если говорить в самом общем виде, ПАТЭС задумывалась как мобильная атомная теплоэлектростанция малой мощности для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Основная цель - обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море. В связи с этим она разработана с большим запасом прочности, что делает ядерные реакторы неуязвимыми для природных аномалий. Ядерные процессы на таком плавучем энергоблоке отвечают требованиям МАГАТЭ и не несут угроз окружающей среде.

Применительно к головному энергоблоку "Академик Ломоносов" - это две реакторные установки КЛТ-40С (ледокольного типа), каждая из которых имеет тепловую мощность 150 МВт. А в совокупности они способны вырабатывать 70 мегаватт электрической и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что обеспечивает жизнедеятельность города с населением около 100 тысяч человек.

Два реактора ПАТЭС установлены на штатные места и уже интегрированы с другим энергетическим оборудованием. До конца 2016 года предстоит завершить все процедуры, позволяющие начать загрузку ядерного топлива. Фото: Александр Емельяненков

Еще год назад в петербургском филиале Центрального института повышения квалификации началась подготовка экипажа для плавучего энергоблока "Академик Ломоносов". В пилотную группу включили два десятка человек оперативного персонала - тех, кто будет непосредственно управлять энергоблоком. Как пояснили в концерне "Росэнергоатом", численность эксплуатационного персонала ПАТЭС "Академик Ломоносов" составит 96 человек. Из них 42 будут работать на постоянной основе (с проживанием в Певеке), остальных специалистов - эксплуатационный персонал, ремонтников и судовую команду - задействуют вахтовым методом. К этому дню на работу в качестве персонала ПАТЭС официально принят 31 человек, включая главного инженера. Директор станции пока не назначен. В течение следующего года численность персонала планируют довести до 77 сотрудников. В "Росэнергоатоме" уже дали понять, что при оформлении на работу в приоритетном порядке будут рассматриваться кандидатуры из числа работников Билибинской АЭС.

А что же сам энергоблок, он в какой степени готовности? С июля 2016 года его содержат на плаву у достроечной набережной на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Обозревателю "РГ" удалось недавно там побывать и увидеть все своими глазами. Причем не только снаружи, но и рассмотреть изнутри, что, где и в какой степени готовности. И там же задать уточняющие вопросы представителям концерна "Росэнергоатом" и Балтийского завода.

600 метров - такова протяженность мола-причала, который нужно построить, чтобы создать защищенную акваторию базирования для ПАТЭС "Академик Ломоносов"

По их словам, сейчас на объекте завершают монтаж и наладку основного оборудования и одновременно проводят швартовные испытания. То есть проверяют работоспособность и соответствие проектным характеристикам оборудования и систем ПЭБ. Плановый срок окончания испытаний - октябрь будущего года. Готовность плавучего энергоблока к транспортировке должна быть достигнута к концу 2017-го. После этого ПАТЭС как готовый объект будет доставлена по Северному морскому пути к месту работы, раскреплена у мола-причала и подключена к береговой инфраструктуре, сооружаемой в Певеке.

В сентябре 2019 года "Росэнергоатом" планирует приступить к установке энергоблока на штатное место и той же осенью провести испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.

Прямая речь

Сергей Завьялов, руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС:

Что сейчас мы делаем на Чукотке? В этом году подписан договор на сооружение мола-причала. Это грандиозное гидротехническое сооружение протяженностью около 600 метров, которое обеспечивает возможность формирования закрытой акватории, где будет базироваться плавучий энергоблок. Сам ПЭБ будет раскрепляться с помощью особых шарнирных устройств - так, чтобы можно было обеспечить вертикальное перемещение плавэнергоблока и обеспечить передачу тепла и электричества по коммуникациям мола-причала на берег.

В июле, августе и сентябре нынешнего года мы занимались мобилизацией техники, материалов, оборудования, временных зданий и сооружений с Большой земли в порт Певек. Доставка грузов продолжается и сейчас - с тем, чтобы обеспечить задел строительных материалов на межнавигационный период 2017 года.

В текущем году обеспечим берегоукрепление на месте базирования атомной станции. Проведем отсыпку и укрепление мола-причала. Выйдем в море уже метров на 150-200, до второго водопропускного канала, что позволит в будущем году создать основание и развернуть работы по верхнему строению мола-причала.

Мы хорошо понимаем, что ждет нас в Арктике. Прежде всего это большие ледовые нагрузки, включая многометровые торосы, которые при сильных ветрах буквально наваливаются на берег. А Чукотка как раз славится своим ветром "южак", скорость которого достигает 80 метров в секунду. Он сносит 90-тонные краны, как щепки. И в этих условиях концерну "Росэнергоатом" и нашему подрядчику придется в сжатые сроки выполнить все намеченные работы.

В середине ноября у меня раздался телефонный звонок. Звонил Александр Журавлёв – инженер-ядерщик из государственной корпорации «Росатом». Первый раз с ним мы общались в 2007 году, когда «Росатом» объявил о строительстве первой в мире плавучей атомной станции «Академик Ломоносов». Уже тогда Журавлёв, будучи заместителем директора по сооружению плавучих атомных тепловых станций (ПАТЭС), увидел в чертежах моменты, которые ему показались странными, о чём доложил руководству.

Но, вместо того чтобы разобраться в ситуации, Журавлёва уволили. Так мы с Александром Дмитриевичем и познакомились – он пришёл ко мне за помощью. Именно благодаря его смелости и принципиальности в 2007 году в проект плавучей атомной станции «Академик Ломоносов» были внесены существенные изменения. А самого Журавлёва впоследствии восстановили на работе.

С тех пор прошло 10 лет. Строительство ПАТЭС входит в завершающую стадию. Однако проект, по мнению Журавлёва и других профессиональных атомщиков, получился запредельно дорогим. Как мне кажется, «Рос­атом» скрывает это от руководства страны, продолжая вбухивать бюджетные деньги в швартовые испытания, заливку ядерного топлива, а также создание гидротехнических и береговых сооружений для плавучей станции.

Дорогая игрушка «Росатома»

Мы встретились в Доме журналиста. На встречу Александр Журавлёв привёз документы о результатах целевой инспекционной проверки плавучей атомной станции «Академик Ломоносов». После ознакомления с ситуацией у меня сложилось мнение, что проект провалился, но государственная корпорация «Росатом» продолжает и продолжает вкладывать в него миллиарды, пытаясь реализовать проект любой ценой.

– «Росатом» строит плавучую атомную станцию, как вы знаете, больше 10 лет, – начал наш разговор Александр Журавлёв. – За это время стоимость референтного образца постоянно менялась.

Похоже, что сегодня цена атомной баржи не 30 млрд рублей, как продолжает утверждать государственная корпорация «Росатом», а уже около 121 млрд рублей.

Именно в такую сумму, по-видимому, вылилось многолетнее строительство. Как мне кажется, за такие деньги эта плавучая АЭС никому не нужна, она фатально нерентабельна, поэтому патент вроде как быстренько продали в Китай. Подобное не должно было произойти без распоряжения первого заместителя главы «Росатома» Кирилла Комарова. А в структуре Сергея Завьялова в дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС чуть ли не идёт процесс ликвидации бухгалтерии. Эта плавучая АЭС будет создана в одном-единственном экземпляре и скорее всего будет обречена на убыточность, хотя ТВ-каналы продолжают гонять новости о прорывных достижениях «Росатома» в строительстве целой «флотилии» плавучих АЭС.

Вот это новости! Дабы концы не ушли в воду, я сразу же обратилась в Службу экономической безопасности ФСБ, а также в пресс-службу Владимира Путина. Отдельное обращение было адресовано администрации президента РФ. Далее, насколько мне известно, оттуда был сделан запрос в государственную корпорацию «Росатом» .

Как я понимаю, в «Росатоме» после этого сильно заволновались и забегали и, хотя навигация уже закончилась, начали спешно готовить экспедицию на Чукотку. Не заставил себя ждать и запрос в пресс-службу губернатора Чукотки Романа Копина о строительстве береговых и гидротехнических сооружений. Однако оттуда так и не ответили.

Чукча в чуме ждёт АЭС

Напомним читателю, что первоначально плавучая атомная станция предназначалась для Северодвинска. Однако что-то не заладилось, и проект перенесли на Камчатку. Но местные жители, по-видимому, выступили резко против ядерной пришелицы. В результате атомную баржу решено было установить на якорь на Чукотке.

Но нужна ли в маленьком Певеке такая огромная ядерная «батарейка»? Даже в рекламных брошюрах «Академик Ломоносов» обещает обогревать город с числом жителей 200 тыс. человек. Хотя вся Чукотка имеет численность населения всего-то 50 тыс. человек. В Певеке живут 4733 человека.

Обратить внимание нужно и вот на какой момент: как сообщается, плавучая АЭС должна заменить в работе Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ. Но один из самых серьёзных оппонентов «Росатома», известный физик-ядерщик Андрей Ожаровский интересуется: если плавучая атомная станция собирается стоять «на мёртвом якоре» в Певеке, как она сможет заменить АЭС в Билибине? Как это возможно чисто технически, учитывая, что расстояние между Певеком и Билибином составляет 239 километров?

–Это действительно странно, – удивляется Александр Журавлёв. – Плавучая АЭС не сможет заменить Билибинскую АЭС. Насколько я понимаю, там нет сетей, а сети эти никто строить не собирается.

Сегодня в Певеке не требуется такого объёма электроэнергии. К тому же оба мощных ядерных реактора (а на ПАТЭС должны работать два ядерных реактора) в этом малолюдном регионе, по всей видимости, будут работать в режиме пониженной мощности. А это очень опасный режим, поскольку это может увеличить риски!

Похоже, что для Чукотки атомная баржа действительно оказывается малопригодной. Видимо, именно по этой причине в коридорах «Росатома» ещё в апреле 2016 года могла гулять идея кардинально изменить проект новых плавучих АЭС. В ведомстве, похоже, решили: строить плавучие АЭС по образцу «Академика Ломоносова» очень дорого, а потому стоит перейти к более дешёвой модели – без жилого модуля и без хранилища облучённого ядерного топлива (ОЯТ). Однако о том, что постройка судна-сборщика для ОЯТ также обойдётся в копеечку, в «Росатоме», вероятно, опять промолчали.

Удивительное совпадение, после того, как вызывающие вопросы сведения оказались в распоряжении администрации президента, в Сети появилось примерно вот такое сообщение: «В Певеке ведётся строительство береговых сооружений, которые нужны для функционирования плавучей атомной станции». В Архангельске встали под погрузку два теплохода, которые доставят на Чукотку необходимые материалы и оборудование. Эти рейсы позволят подрядчику работать в порту до начала следующей навигации. Параллельно плавучий энергоблок проходит швартовные испытания на Балтийском заводе в Петербурге.

– Срок окончания швартовых испытаний плавучей станции, по всей видимости, был намечен на конец 2016 года, – предполагает Александр Журавлёв. – После этого, как было обещано, «Академик Ломоносов» выйдет с завода, затем будет доставлен по Северному морскому пути к месту работы и подключён к береговой инфраструктуре в порту Певек. Кстати, примерно в феврале 2017 года на борту «Академика Ломоносова», вероятно, должна начаться загрузка ядерного топлива.

Но, если проект нерентабелен, зачем нужны новые огромные траты? Похоже, что это понимают многие. Недаром свежее интервью генерального директора Балтийского завода Алексея Кадилова называется «Ещё рано говорить о серийном выпуске плавучих АЭС». «Пока «Росэнергоатом» не поставит плавучую АЭС в Певеке, не начнёт эксплуатировать, не поймёт, что и как, говорить о продолжении серии преждевременно», – сообщает Алексей Кадилов.

То есть господин Кадилов уже в курсе, что вторую плавучую станцию Балтийский завод строить не будет? Почему же не поднять вопрос на государственном уровне?

Конь не валялся

Тем временем первые дни наступившего 2017 года принесли очередные интересные новости. Почти все ведущие российские СМИ 7 января сообщили о том, что на Чукотку доставлены строительные грузы для сооружения атомной электростанции «Академик Ломоносов». Цемент, песок, щебень, трубная продукция и контейнеры общим весом почти 10 тыс. тонн прибыли в Певек на сухогрузах «Синегорск» и «Иоганн Махмосталь», которые сопровождали дизельные ледоколы «Капитан Драницын» и «Адмирал Макаров».

Зачем же погнали суда в эти опасные ледяные заторы? Навигация на Чукотке закончилась ещё 20 ноября. В дороге льды зажали корабли, так что компания вынуждена была обсуждать возможность ждать весны для продолжения пути. Почему «Росатом» пропустил навигационный сезон, а спохватился лишь в конце ноября? И сколько стоил этот ледовый бросок в Певек?

– Возникает вопрос, – удивляется Александр Журавлёв, – как составляли графики доставки грузов для береговых сооружений на Чукотку?

Кстати, незадолго до прибытия каравана в Певеке состоялась торжественная церемония забивки первого лидерного шпунта в основание береговой инфраструктуры для плавучей атомной станции. Всего для приёма плавучей АЭС нужно построить 600-метровый мол. Сколько это будет стоить бюджету? Очевидно, что недёшево. Но если проект всё-таки не удался, может быть, не надо пускать на ветер новые миллиарды?

– Сегодня строительство береговых сооружений на Чукотке идёт, – продолжает наш разговор Александр Журавлёв. – Но вот что интересно: вероятно, что все расходы на гидротехнические и береговые сооружения в сумму 121 млрд рублей, скорее всего уже потраченных на строительство ПАТЭС, не входят. В итоге весь проект плавучей АЭС вместе с береговыми сооружениями обойдётся бюджету ещё дороже! Напоминаю: огромную сумму стоит только плавучий энергоблок. Более того, в решениях и разработки и реализации проекта плавучей атомной станции, по всей видимости, не рассматривались вопросы её жизненного цикла. Предложения Росэнергоатома об использовании на период ремонта модернизированного атомного ледокола вместо плавучей АЭС, как я считаю, на текущий момент не проработаны ни с технической, ни с экономической стороны.

Далее: скорее всего не рассматривалась даже сама задача определения и создания инфраструктуры обслуживания плавучего энергоблока, а также, похоже, не вёлся разговор и об обеспечении ремонта оборудования плавучего блока в удалении от базы и др.

Тут надо сказать вот ещё о чём. В середине декабря на плавучей атомной станции неожиданно случился пожар. Пламя тушили с помощью МЧС. С верхней палубы атомной баржи были эвакуированы 150 человек. Пожар, как известно, испокон веков является хорошим способом заметать следы…

Ушла на китайскую базу

А теперь из Певека переберёмся в Китай. Наши китайские коллеги, журналисты из газеты «Наньцзао жибао», подтвердили, что ведущая энергетическая корпорация Китая China General Nuclear Power Corp уже строит плавучую атомную станцию с собственным ядерным реактором ACPR50S.

Тут надо сделать такое примечание. Ещё с 2014 года мы обсуждали с китайцами планы по совместному строительству плавучих АЭС – в Пекине очень давно проявляли интерес к «Академику Ломоносову». В планах даже значился выход на серийное строительство плавучих атомных станций, что могло открыть России и Китаю рынок третьих стран. Но все эти утверждения, выходит, уже не соответствуют действительности?

Между тем игра в плавучие атомные кораблики продолжается.

– Плавучими атомными станциями уже заинтересовались зарубежные страны, – заверяет начальник по строительству плавучих АЭС Сергей Завьялов. – Интерес к мобильной электротеплогенерации проявляют в Малайзии, Индонезии, Таиланде, Саудовской Аравии и Катаре. Представители из этих стран заявляли, что, как только мы достроим головной энергоблок и будут заметны первые результаты работы, они могут начать с нами сотрудничество. Поэтому чем быстрее мы сегодня продемонстрируем наши новые технологии мировому сообществу, тем скорее сможем получить заказы. Само собой, серийные плавучие АЭС реально строить с меньшими издержками и по уже усовершенствованным технологиям. Типовая плавучая АЭС может обойтись на 40–50% дешевле. Скорее всего очередную плавучую АЭС начнут строить сразу же после того, как заработает референтный образец. Подобные станции со временем придут на Таймыр и Камчатку.

Однако Камчатка однажды уже отказалась от такого подарка «Росатома». Где фантазии, а где реальность?

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Пока материал готовился к печати, стало известно, что страсти вокруг плавучей атомной станции начинают закипать и в городе на Неве, где идёт строительство «Академика Ломоносова». Депутат Законодательного собрания Петербурга Михаил Амосов направил запрос директору государственной корпорации «Росатом» Алексею Лихачёву с требованием подтвердить информацию о запуске ядерных реакторов на плавучей атомной станции. Ведь работы, относящиеся к категории ядерно опасных, были запрещены в черте города ещё четверть века назад!

– Исключение делается только для атомных ледоколов, – резюмирует Александр Журавлёв. – Но строительство плавучей АЭС – это не сооружение атомного ледокола. Почему за все 10 лет строительства атомной баржи «Росатом» не удосужился внести необходимые изменения в документацию? Полагаю, что из дирекции строящихся плавучих АЭС нужно немедленно убрать некоторых неэффективных руководителей, пока ещё можно выправить ситуацию. Всё руководство сооружения ПАТЭС необходимо перевести на ручной режим. Во главе поставить человека, который умеет принимать правильные решения.

Плавучая атомная электростанция - инновации российских конструкторов. В мире сегодня такие проекты являются наиболее перспективными для обеспечения электроэнергией населенных пунктов, для которых местных ресурсов недостаточно. А это и шельфовые разработки Арктики, и Дальний Восток, и Крым. Плавучая которая строится на Балтийском заводе, уже вызывает огромный интерес. Причем не только отечественных, но и иностранных инвесторов.

Конструкторские и технические характеристики

Плавучая атомная электростанция - это гладкопалубное несамоходное судно, на котором установлены две реакторные установки ледокольного типа КЛТ-40С. Мощность каждого реактора - до 35 МВт, тепломощность - 140 гигакалорий. Станция способна полностью обеспечить электроэнергией населенный пункт в 200 тысяч жителей. Длина судна - 144 метра, и ширина - до 40 метров. Запланированное водоизмещение - 21,5 тонн. Срок эксплуатации - до 40 лет, с периодичностью замены топлива каждые 12 лет.

Не энергией единой

Кроме получения электрической тепловой энергии, данные установки обладают мощностями по опреснению морской воды. Именно это направление ее деятельности в перспективе открывает широкие возможности для иностранных покупателей, ведь по прогнозу МАГАТЭ в 2025 году годовой дефицит пресной воды в мире составит 1,3-2 триллиона метров кубических, а это - от 2 до 7 миллиардов людей. А эта станция в сутки готова выдавать 40-240 тысяч кубометров пресной воды.

У вас нет электричества - ПАТЭС идет к вам

В июне 2010 года плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» была спущена на воду на стапелях Балтийского завода. это был торжественный момент. Дирекция строящихся плавучих атомных теплоэлектростанций концерна «Росэнергоатом» заявила, что к осени 2019 года она будет введена в эксплуатацию, и стоимость ее составит 16,5 миллиардов рублей. С 2016 года ведется строительство береговой инфраструктуры для атомной плавучей электростанции в Певеке (Чукотский автономный округ РФ). К 2021 году «Академик Ломоносов» должен полностью заменить Билибинскую АЭС, которая будет выведена из эксплуатации.

Выдержит удар самолета

Инновационные технологии обеспечения безопасности станции соответствуют мировым стандартам. Она выдержит любые проектные динамические нагрузки. А, кроме того, обладает определенным «запасом прочности» - ей не страшны удары цунами, ветер в 45 метров в секунду, землетрясения в 8 баллов по шкале Рихтера, столкновение с судами и падение 11-тонного самолета. Реакторы проектного бюро «ОКБМ им.Африкантова» обладают высокой степенью защиты из пяти контуров, что подтвердила ситуация с подводной лодкой «Курск», когда реакторные установки выдержали взрыв. Вывели реакторы из работы и поддержали его безопасность в течении долгого пребывания корабля под водой. Экологичность станции подтверждена экспертами - на территории ее расположения ни во время работы, ни после, не появится никаких токсичных отходов.

Человеческий фактор

Когда станция будет введена в эксплуатацию, на ней будут работать вахтовым методом: на три месяца 150 человек по 50 в смене. Для их комфортного пребывания на плавучей станции есть все необходимое: комфортабельные каюты, кинотеатр, спортзал. А пока началась подготовка первых 17 специалистов, которая продлится порядка 2 лет. У станции будет директор и команда управления из пяти человек. А вот капитан судна будет нести ответственность лишь за судовую безопасность.

Южный горизонт

С недавнего времени в средствах массовой информации все чаще поднимается вопрос о размещении плавучей атомной электростанции в Крыму. Мнения специалистов по этому поводу расходятся. Предназначение этих установок - снабжение труднодоступных территорий, а Крым может получать энергию по энергомосту с материка. Проект может быть рассмотрен при серийном производстве плавучих атомных электростанций и его удешевлении.

Конкурентоспособность на поток

Для того чтобы данные станции стали покупать зарубежные корпорации, разработчикам придётся решить ряд вопросов. Модернизация станции - либо только под выработку электроэнергии, либо под опреснение, снизит ее стоимость в два раза. Это поможет и сократить срок строительства плавучих атомных электростанций. И именно «Академик Ломоносов» должен стать полигоном для испытаний технологических решений и возможностей взаимодействия с наземными энергосетями.

Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» — головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Энергоустановка ПАТЭС имеет максимальную электрическую мощность болеее 70 МВт и включает две реакторные установки КЛТ-40С. АО «ОКБМ Африкантов» является главным конструктором, изготовителем и комплектным поставщиком оборудования этих реакторных установок тепловой мощностью 150 МВт каждая — реакторов, ИМ СУЗ, насосов, оборудования обращения с топливом, вспомогательного оборудования и др.

Плавучий энергоблок, предлагаемый для энергообеспечения крупных промышленных предприятий, портовых городов, комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей создан на основе серийной энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение их длительной эксплуатации в Арктике.

Выполненные институтами и предприятиями Госкорпорации «Росатом» исследования и проектные проработки показали возможность создания на основе освоенных в России судовых реакторов энергоисточников нового класса для коммерческого производства электричества, опресненной воды, промышленного и бытового тепла - плавучих атомных энергоблоков мощностью от 3,5 до 70 мегаватт (эл.) и более.

Плавучий энергоблок (ПЭБ) - это автономный энергетический объект, который целиком создается на судостроительном заводе как несамоходное судно и затем буксируется морским или речным путем к месту его эксплуатации. Заказчику поставляется полностью построенный, испытанный и готовый к работе энергетический объект с жилыми помещениями и полной инфраструктурой, обеспечивающей проживание эксплуатационного персонала и техническое обслуживание самого объекта, то есть реализуется технология сдачи «под ключ».

Строительство ПЭБ в заводских условиях позволяет максимально сократить сроки и стоимость сооружения станции, обеспечивая одновременно самые высокие требования к качеству. Исключаются дорогостоящие строительные работы на месте размещения ПАТЭС. При необходимости ПЭБ может быть перебазирован с одной площадки на другую.

Плавучие энергоблоки наилучшим образом приспособлены для работы в труднодоступных районах по берегам морей или крупных рек, удаленных от систем централизованного энергоснабжения. В России это, прежде всего, районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые не охвачены единой энергетической системой и нуждаются в надежных и экономически приемлемых источниках энергии. Здесь уже в настоящее время существует острая потребность в нескольких десятках теплоэлектростанций малой мощности для стимулирования развития экономической активности и обеспечения современных условий жизни местного населения. Типичные поселки Севера имеют от сотен до нескольких тысяч человек. Потребности такого поселка в электроэнергии составляют соответственно от нескольких единиц до нескольких десятков МВт. Аналогичны промышленные потребности большинства рудников и горно-обогатительных комбинатов.

Для экспорта в прибрежные районы стран и регионов с засушливым климатом разработан вариант атомного энергоопреснительного комплекса (ПАЭОК), который производит не только электроэнергию, но и качественную питьевую воду из морской воды. В составе такого комплекса — ПЭБ и плавучий водоопреснительный комплекс, в котором может использоваться либо технология обратного осмоса (RO), либо- многоступенчатые испарительные установки (MED). Интерес к таким комплексам проявляют многие страны Африки, Азии и Европы, испытывающие острый дефицит пресной воды.

Обогащение топлива, применяемого в установках плавучего энергоблока, не превышает предельного уровня, установленного МАГАТЭ для соблюдения режима нераспространения ядерного оружия. Это позволяет использовать атомные плавучие энергоисточники в рамках международного законодательства в том числе и в развивающихся странах.

Работа станции в прибрежных районах мирового океана ставит вопрос об их устойчивости к экстремальным природным воздействиям, таким как цунами, смерчи и т.п. АО «ОКБМ Африкантов» располагает комплексом технологий для изготовления атомной энергоустановки таким образом, чтобы она выдерживала любой заданный в проекте уровень динамических нагрузок. Это подтверждено практикой: реакторные установки атомного подводного крейсера «Курск», созданные специалистами ОКБМ, не только выдержали мощный взрыв, но и автономно обеспечили вывод реактора из работы, поддержание его в безопасном состоянии. Даже продолжительное пребывание разрушенного корабля под водой не привело к выходу радиоактивности в окружающую среду.

Плавучая атомная станция – впрочем как и любая другая — согласно современным нормам безопасности изначально проектируется с «запасом прочности», превышающим предельно возможные в данной местности нагрузки, такие как удар волны цунами по станции, столкновение с другим судном или с береговым сооружением в результате такого удара.

Говоря о безопасности плавучих АЭС важно отметить, что сотни судов и военных кораблей с атомными энергетическими установками, эксплуатируются в составе флотов России, Соединенных Штатов, Китая, Великобритании, Франции. Атомные ледоколы, ракетные крейсера, авианосцы и атомные подводные лодки базируются в портах, нередко находящихся вблизи крупных городов (например, в Мурманске).

Ремонт станции и перегрузка топлива будут выполняться в условиях существующих в нашей стране специализированных предприятий технологического обслуживания атомных судов, располагающих необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом.

После 40 лет работы энергоблок будет заменен новым, в то время как старый возвращается на специализированное технологическое предприятие для утилизации. Как в процессе, так и после окончания работы плавучей АТЭС на месте ее эксплуатации не остается никаких экологически опасных веществ и материалов (принцип «зеленой лужайки»).

«Академик Ломоносов» будет иметь водоизмещение 21,5 тыс. т. Длина судна составит 144 м, ширина - 30 м. Команда будет насчитывать 69 человек. Согласно проекту ПАТЭС будет лишена собственных двигателей: ее будет транспортировать буксир. Станция будет иметь два реактора. Мощность каждого реактора - 35 МВт, тепловая мощность - 140 гигакалорий в час. Станция может также использоваться для опреснения воды. Она способна производить до 240 тыс. куб. м пресной воды в сутки.

Согласно официальным данным от разработчиков проекта, такие характеристики позволят одной плавучей электростанции снабжать электричеством и теплом город с населением до 200 тысяч человек.

Заявленный срок работы одной ПАТЭС – 40 лет. По истечении этого времени судно с атомной энергоустановкой планируется буксировать на соответствующее предприятие для замены энергоблока, отработавшего свой ресурс. На его место предполагается устанавливать новый агрегат, после чего плавучую электростанцию можно будет возвращать на старое место службы или переводить на новое.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»