Кто, если не SpaceX? Полный обзор частных космических компаний. История успеха SpaceX: как частная американская компания становится конкурентом Роскосмосу

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
12:28 05/04/2018

👁 362

Корреспондент Тайги.инфо посетила InSpaceForum 2018, где представители обеих сторон обсуждали возможности взаимодействия частной космонавтики с государственной.

Чего не хватает частной космонавтике

Четыре года назад Павел Пушкин основал компанию туристических полетов в космос «Космокурс». «Мы пошли на новый рынок - космического туризма, где нет многих технологий, и нам самим нужно все делать, - объясняет Пушкин. - И у нашей компании есть проблемы по взаимодействию с государством. Нам нужны регламенты работы, нормальная сертификация, доступ к нормативной документации. Сейчас все просто: если есть госзаказ, значит, есть и регламент. А у нас нет госзаказа, нет и регламента. Ни у Роскосмоса, ни у Ростехнадзора, с которым мы решаем вопросы промышленной безопасности, ни у ФСБ, от которых нам нужна лицензия на экспорт ракетных технологий. Вот и оказываемся в тупике».

Основательнице частной космической компании Galaktika. Space Алие Прокофьевой тоже многого не хватает. Например, финансовой поддержки, хотя ее, наверное, хотели бы получить все космические «частники». «Мы живем в стране, где очень считают деньги, - говорит Прокофьева. - Здесь люди хотят начать зарабатывать или возвращать инвестиции сразу, а не через пару лет». Но если говорить о долгосрочных проектах, например, о добыче полезных ископаемых на орбите, то нужно рассматривать возможности применения на и просчитывать варианты заработка на самой .

Зачем мы летаем в космос

Каким должно быть государственно-частное партнерство

Взаимодействие частного космоса и государства - естественный подход в большинстве экономик мира, утверждает директор исследовательско-аналитического центра Роскосмоса Дмитрий Пайсон.

«У многих стран одинаковая схема: государство заказывает у коммерческих компаний технические решения для своих задач, но в России Роскосмос объединяет в себе функции и производителя, и государственного органа, который регламентирует космическую деятельность, - объясняет Пайсон. - С появлением коммерческих компаний это понемногу начало меняться. Раньше государство играло главную роль в целеполагании - формулировало рамки, составляло техзадание, а потом приглашало исполнителей. А сейчас частники выступают инициирующей стороной, придумывая проекты, у которых могут быть продажи как государству, так и коммерческому сектору. Частные предприятия берут на себя больше активности и обязанности; становится немного другой номенклатура проектов».

Глава московского представительства SingularityUniversity Евгений Кузнецов уверен, что для нормального государственно-частного партнерства необходимо выполнить три пункта. Во-первых, научиться договариваться о целях. Во-вторых, и государственным, и частным компаниям нужно развивать у своих сотрудников компетенции переговорщиков, которые умеют понимать другую стороны и могут адаптировать свои внутренние процессы в компании для правильного взаимодействия. В-третьих, сформировать структуру внешних инвесторов, чтобы они могли приходить и с государственной, и с коммерческой стороны, понимая, как это все работает.

«Пока инвесторов мало, и мы не понимаем, какой объем денег они готовы предоставлять, - говорит Кузнецов. - Но большой плюс для инвесторов - за последние три года стало хотя бы понятно, с кем разговаривать и к кому идти, если хочешь вложить денег в космическую отрасль».

S7 в космосе

Компания S7 в 2016 году купила плавучий космодром . Можно сказать, что сейчас это самая крупная и успешная сделка в России между коммерческой компанией и государственным предприятием. Теперь у частной компании «S7 Космические транспортные системы» есть корабль и морская платформа с установленным на них оборудованием для запуска . S7 заключила контракт на производство двенадцати с украинским предприятием «Южмаш». Компания планирует начать запуски с 2019 года. Заказанных ракет хватит до 2023 года - 3–4 стартов в год достаточно для выхода проекта на самоокупаемость.

На форуме генеральный директор S7 Space Сергей Сопов сказал, что компания готова взять российский сегмент при концессионном соглашении. «Эта идея появилась из того, что, с одной стороны, шли разговоры о затоплении МКС после завершения срока ее эксплуатации, а с другой стороны, думали, как бы ее коммерчески использовать, - отмечает Сопов. - Специалисты нашей компании решили, что можно сделать орбитальный космодром. У нас есть транспортные космические системы, у нас есть , поэтому это достаточно прозаичная задача. С орбитального космодрома можно будет отправлять грузовые корабли к и к с помощью специального буксира».

На каждом мероприятии, где присутствуют представители частной и государственной космонавтики, говорят о государственно-частном партнерстве. Это действительно важно в освоении космоса, потому что государство не может решить все задачи - нужно дать возможность бизнесу приходить в отрасль.

В Китае состоялся успешный запуск первой в стране частной ракеты OS-X компании OneSpace Technology. Основатель компании сравнивает ее успех с деятельностью SpaceX Илона Маска и к 2019 году планирует провести десять таких пусков.

SpaceX, США

SpaceX Илона Маска — самая известная частная компания среди всех занимающихся ракетостроением и космическими запусками. Свой первый запуск на околоземную орбиту она осуществила в 2008 году. В феврале 2018 года SpaceX запустила к Марсу сверхтяжелую ракету с вишневым автомобилем Tesla Roadster на борту. Одно из главных достижений компании — отработка технологии посадки разгонных блоков на беспилотные платформы в океане, а затем их повторное использование.

В 2019 году компания планирует осуществить первый испытательный полет космического корабля для экспедиции на Марс. Сейчас на счету компании 54 успешных запуска ракеты Falcon 9 и один запуск тяжелой Falcon Heavy. По оценкам экспертов, компания тратит около $1,25 млрд в год, и, чтобы выйти на самоокупаемость, ей нужно осуществлять минимум 20 коммерческих запусков ежегодно только для того, чтобы покрыть расходы, — именно столько компания провела в 2017 году.

Blue Origin, США

Компания, основанная главой Amazon, миллиардером Джеффом Безосом в 2000 году, специализируется на разработках в области космического туризма. В конце апреля она провела успешное испытание системы New Shepard, предназначенной для суборбитальных полетов. New Shepard — система из космического корабля и многоразовой одноступенчатой ракеты. Уже в 2018 году Blue Origin планирует провести запуск корабля с человеком внутри.

В 2016 году компания сообщила о разработке тяжелой ракеты-носителя New Glenn для запусков на орбиту спутников и космического туризма. Кроме того, компания совместно с United Launch Alliance проводит испытания двигателя, который должен заменить российские двигатели РД-180. Создание системы New Glenn, первый запуск которой должен состояться в 2020 году, Безос оценил в $2,5 млрд. По словам миллиардера, на компанию он тратит собственные деньги, прибыли она пока не приносит.

Virgin Galactic, США

Основанная британским миллиардером Ричардом Брэнсоном компания планирует работать в сфере космического туризма и занимается разработкой суборбитального корабля многоразового использования класса SpaceShipTwo. В апреле 2018 года прошли успешные испытания этого корабля. В ноябре 2017 года Брэнсон рассказывал, что его компания уже продала «билеты» желающим попасть в космос на общую сумму $225 млн.

В октябре Саудовская Аравия заявила о намерении вложить в проект около $1 млрд.

Orbital ATK, США

Orbital ATK — американская частная компания, возникшая в результате слияния Orbital Sciences Corporation (OSC) и аэрокосмических подразделений Alliance Techsystems. Первый запуск ракеты Antares, разработанной OSC, состоялся в 2013 году. У Orbital ATK есть контракт с NASA по запуску грузовых кораблей к МКС. В октябре 2014 года ракета Antares взорвалась при старте, после чего последовал двухлетний перерыв в запусках. Двигатели для ракеты в рамках контракта на $1 млрд поставляет российская РКК «Энергия».

На данный момент компания осуществила семь запусков ракеты Antares, один из которых завершился неудачей. Восьмой запланирован на 20 мая 2018 года. По итогам 2016 года операционная прибыль Orbital ATK составила $474 млн.

Rocket Lab, США

Компания основана в 2006 году новозеландцем Питером Беком, штаб-квартира расположена в Калифорнии. По словам Бека, компания «была основана для того, чтобы открыть доступ в космос, лучше понять нашу планету и улучшить ее жизнь».

В январе 2018 года Rocket Lab осуществила успешный запуск ракеты-носителя Electron с площадки в Новой Зеландии. Ракета доставила на орбиту три спутника, предназначенных для коммерческих заказчиков.

Interstellar Technologies, Япония

Японская компания Interstellar Technologies основана в 1997 году. Ее цель — осуществление коммерческих запусков спутников на орбиту на носителях собственного производства. Первый запуск своей ракеты Interstellar Technologies планировала осуществить еще летом 2017 года, однако он завершился неудачей — полет прервался через 80 секунд после запуска, а сама ракета упала в море.

Вторую попытку запуска Interstellar Technologies планировала провести в апреле этого года, однако ее пришлось отложить до лета из-за утечки азотного газа из ракеты, которую специалисты компании не смогли устранить.

OneSpace Technology, Китай

Китайская частная компания со штаб-квартирой в Пекине была основана в 2015 году. В прошлом году OneSpace заключила договор с государственной инвестиционной группой в Chongqing Liangjiang Aviation Industry о строительстве в Китае совместной научно-производственной площадки в городе Чунцин. Запуск базы запланирован на конец 2018 года, в ее состав войдут исследовательский и испытательный центры и другие лаборатории. OneSpace Technology планирует ежегодно собирать и тестировать около 30 ракет, а свой годовой доход оценивает в $240 млн. Исполнительный директор компании Шу Чан в интервью CNN сравнил OneSpace со SpaceX Илона Маска. «SpaceX — первые в США. Мы — первые в Китае», — заявил он.

В 2019 году OneSpace планирует провести десять запусков и стать одним из лидеров на рынке. «Наша миссия — создание продуктов и услуг, которые выведут людей на орбиту и в космос за небольшие деньги», — говорится на сайте компания. В качестве результата своей работы OneSpace видит «миллиарды людей в космосе».

  • Маск Илон
  • Безос Джефф
  • Virgin Group
  • SpaceX
  • Blue Origin LLC
  • Orbital ATK
  • Rocket Lab
  • Interstellar Technologies
  • OneSpace Technology
  • Китай
Связанные статьи

    Потерянная девственность. История успеха Ричарда Брэнсона

    Сэр Ричард Брэнсон прошел путь от маленького мальчика, страдающего дислексией, до миллиардера, живущего на острове в Карибском море, и настоящей рок-звезды от мира больших денег, вдохновляющей своими эпатажными выходками предпринимателей по всему миру.

    Роскосмос нюхнет "Эфир"

    Дочка корпорации — Российские космические системы — планирует к 2025 году создать глобальную спутниковую сеть "Эфир" за 299 миллиардов рублей. Пользователям сети будут доступны телефонные звонки и выход в незакрытый Роскомнадзором сегмент Интернета. Скорее всего, у российской корпорации как всегда ничего не получится.

    Россия теряет монополию на пилотируемые полеты в космос

    Прекращения монополии корпорации на пилотируемые полеты в РКК «Энергия» ждут после ввода в эксплуатацию американских космических кораблей Starliner и Crew Dragon.

    Эксперты назвали сроки окупаемости российской многоразовой ракеты

    Россия возобновила работу над проектом многоразовой ракеты-носителя. Зачем нужен проект, заработать на котором удастся не ранее чем через десять лет, выяснял РБК.

Бизнесмен Рубен Варданян опубликовал открытое письмо в ответ на расследование о сети офшорных компаний, созданной инвестиционным банком «Тройка диалог» и функционировавшей с 2006 по 2013 г. Открытое письмо Варданяна размещено на сайте фонда IDeA, соучредителем которого он является. Ранее проект по расследованию организованной преступности и коррупции – Organised Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP) – сообщил, что через созданную под руководством Варданяна сеть выводились деньги из России, в том числе с использованием «криминальных схем».

«В опубликованных материалах смешалось все: вырванная из контекста информация, интерпретации и вымысел – круглое и зеленое», – заявил он. Варданян добавил, что несмотря на отсутствие обвинений в его адрес, он, как бывший старший партнер «Тройки», чувствует ответственность за происходящее. По словам Варданяна, сейчас юристы изучают возможные правовые действия для защиты репутации.

Бизнесмен подчеркнул, что «Тройка» создавалась в начале 1990-х гг., когда «инвестиционно-банковской индустрии не существовало, да и вся страна находилась в ситуации стартапа». «Тогда мы отказались жить по «законам джунглей» и делали все возможное, чтобы создать в России цивилизованную среду с четкими правилами игры», – отметил он и призвал не оценивать деятельность «Тройки» вне исторического, экономического и делового контекста того времени. Варданян также рассказал о поддержке и благодарности со стороны партнеров, коллег, друзей, соратников и незнакомых людей со всего мира за проекты, которыми занимается он и его семья.

По OCCRP, созданная «Тройкой» сеть из примерно 70 офшорных компаний действовала с 2006 по начало 2013 г., и за это время в нее было переведено $4,6 млрд, выведено – $4,8 млрд. Выводы журналистов основаны на данных о банковских переводах компаний, которые имели счета в литовском банке Ukio (лишился лицензии в 2013 г.). В этом банке обслуживались счета около 30 компаний, связанных с «Тройкой диалог», говорилось в расследовании. Проанализировав банковские документы, OCCRP пришел к выводу, что деньги с неясными источниками происхождения в ходе множества операций смешивались с легальными денежными потоками и в обеленном виде поступали конечным получателям. Получатели могли не знать о происхождении денег, подчеркивали авторы расследования. К лючевым элементом схемы был Литовский банк Ukio, закрытый в 2013 г.

Бизнесмен, комментируя это расследование ранее, подчеркивал, что среди клиентов компании не было людей, к которым у правоохранительных органов были вопросы. В разговоре с OCCRP он не отрицал, что «Тройка» использовала для ведения бизнеса иностранные компании, у которых были счета, в частности в Ukio. При этом, по его словам, инвестбанк действовал «по правилам, в то время существовавшим на мировом финансовом рынке».

МОСКВА, 9 фев — РИА Новости. Частные инвесторы по всему миру вкладывают все больше средств в космические проекты. Как в этом участвует Россия — в подборке РИА Новости.

Многоразовый корабль

Компания "КосмоКурс" разрабатывает многоразовый суборбитальный корабль, привлекая для этого частные инвестиции. Проект рассчитан на космический туризм. Летом 2017 года компания получила лицензию "Роскосмоса" на осуществление космической деятельности.

Корабль примет на борт шесть туристов, которые проведут 15 минут в космосе, поднявшись на высоту примерно 180 километров — именно на такой орбите Юрий Гагарин впервые облетел Землю. Как рассказал РИА Новости генеральный директор фирмы Павел Пушкин, приступить к изготовлению корабля и открыть бронирование билетов на космические полеты планируется уже в этом году. Летные испытания начнутся в 2021 году.

Семейство сверхлегких ракет "Таймыр"На МАКСе представили первую частную сверхлегкую ракету-носитель Семейство сверхлегких ракет "Таймыр", которое на МАКСе представила компания "Лин Индастриал", сможет выводить в космос от 10 до 180 килограммов полезной нагрузки, заявил генеральный директор компании Алексей Калтушкин.

Разработкой семейства сверхлегких ракет-носителей занимается российская компания "Лин индастриал". Ее генеральный конструктор Александр Ильин известен как популяризатор космонавтики и автор блога "lin". Флагманский проект компании, ракету "Таймыр", впервые представили на авиасалоне МАКС в 2015 году. Ее проектируют для доставки на низкую орбиту грузов с полезной нагрузкой от 10 до 180 килограммов, главным образом микро- и наноспутников (до 10 килограммов), которые чрезвычайно популярны в мире. Семейство ракет "Таймыр" удовлетворит спрос на космические запуски со стороны научных проектов, а также частных компаний и, как уверены разработчики, сделает "космос доступным для каждого".

Много шума наделала история со взрывом разрабатываемого компанией ракетного двигателя на испытаниях в конце 2016 года, после чего проект ракеты "Таймыр" был значительно пересмотрен. В 2017-м столкнувшаяся с финансовыми трудностями "Лин индастриал" вошла в группу компаний "Галактика", где ее подключили к новому проекту — разработке зондирующей ракеты-прототипа "Тейя".

Компания рассчитывает запустить первую сверхлегкую ракету в космос в начале 2020 года.

© Лин индастриал Сверхлегкая ракета-носитель "Таймыр-3-100"


© Лин индастриал

Сверхлегкая ракета для наноспутников

Очень легкую ракету для вывода на орбиту грузов массой 1-10 килограммов конструирует компания "НСТР ракетные технологии". Как и "Лин индастриал", фирма намеревается завоевать часть быстро развивающегося рынка небольших орбитальных спутников. Прототип ракетного двигателя, действующего на смеси закиси азота и керосина, испытали год назад. Тогда в интервью РИА новости генеральный конструктор проекта Николай Дзись-Войнаровский предрекал бум космических стартапов в России.

Компания "НСТР Ракетные Технологии" развивает также сеть роботизированных наземных телескопов, управляемых через интернет. Идея в том, чтобы любой желающий смог присоединиться к сети и воспользоваться телескопом для наблюдений за космическими объектами.

Морской старт

Осуществлять космические запуски с морской платформы намерена фирма "S7 space", принадлежащая одноименной российской авиакомпании. В 2016 году "S7 space" приобрела плавучий корабль-космодром, построенный еще в 1990-е для запусков ракет "Зенит" украинского производства. Компания планирует совершить 70 коммерческих пусков в течение 15 лет. После 2023 года предполагается использовать новые ракеты среднего класса "Союз-5", разрабатываемые РКК "Энергия".

Малые спутники для ДЗЗ

Пример успешной российской частной компании, уже реализовавшей ряд проектов, — "Даурия Аэроспейс". В 2014 году она успешно вывела на орбиту два малых спутника Perseus для зондирования Земли и затем продала их американцам. Чуть позже на орбиту отправили спутник DX1. Еще два малых космических аппарата "МКА-Н" N1 и N2 постигла неудача — они не вышли на связь после запуска 14 июля 2017 года.Кубсаты "Спутникс"

Кубсаты — маленькие спутники массой несколько килограммов — разрабатывает компания "Спутникс", входящая в космический кластер "Сколково". Это первая коммерческая фирма в России, успешно запустившая аппарат на орбиту. К созданию семейства кубсатов U привлекают студентов различных российских вузов. Компания располагает также платформой наноспутников — OrbiCraft-Pro.

Выбрав образовательное направление в довольно пестрой области частной космонавтики, "Спутникс" придумывает проекты, вовлекающие в отрасль школьников и молодежь: например, настольный конструктор, с помощью которого даже ребенок сможет собрать микроспутник, или распечатывание наноспутников на 3D-принтере прямо на МКС.

Постоянно слышу о том, что Американсцы после закрытия программы с Шатлами не имеют своего корабля, ракето-носителя и т.д., и пользуются услугами России, что Лохи и вот тут мы их и "сделали". Я решил немного разобраться в теме, и посмотреть какие сейчас есть разработки в США.

Давно слышал о такой компании как Space-X , которая разработала разработала ракето-носитель Falcon и корабль Dragon .

21 декабря 2015 года они успешно вывели корабль с грузом и успешно посадили ракето-носитель на мыс Канаверал.

После недолгого изучения Википедии, выяснилось, что у США есть программа Commercial Orbital Transportation Services (COTS)
Там же пишут, что цели программы следуюшие:


NASA планирует потратить 500 млн долларов (меньше, чем стоимость одного запуска Шаттла) до 2010 года для финансирования разработки и демонстрации коммерческими компаниями транспортных средств для доставки грузов, а впоследствии и экипажа, на Международную космическую станцию. В отличие от прошлых проектов NASA, созданные корабли будут находиться в собственности самих компаний-разработчиков и будут использованы в рамках коммерческих контрактов Commercial Resupply Services с NASA по снабжению МКС.

Частные космические корабли и их провайдеры конкурируют за четыре области обслуживания:


  • Уровень А: доставка груза в негерметичных отсеках корабля и утилизация;

  • Уровень B: доставка груза в герметичных отсеках кораблей и утилизация;

  • Уровень C: доставка груза в герметичных отсеках кораблей и возврат его на Землю;

  • Уровень D: транспортировка экипажа.


Согласно информации, сейчас есть 2 контракта с частными компаниями Space-X и Orbital Sciences Corporation

Компания Orbital Sciences Corporation , имеет огромную историю за плечами, изготовили более 560 ракето-носителей, которые используются до настоящего времени, разработали космический корабль Cygnus и ракетоноситель для него Антарес .
Cyrnus - корабль для доставки грузов на МКС, а вот Антарес - одноразовый ракето-носитель, разрабатываемый Orbital Sciences Corporation и Украинской компанией КБ "Южное", на данный момент ракето-носитель использует двигатель РД-181 разработанный Российской НПО «Энергомаш» .

С Space-X и Orbital Sciences Corporation - всё понятно, но я еще натолкнулся на компанию Blue Origin и мне стало интересно кто они такие и какова их цель?

Blue Origin- является частной компанией, наверняка зарабатывающей на том, что выводят на орбиту спутники, но помимо этого они ведут разработку нового пилотируемого корабля New Shepard который сможет доставлять как грузы так и людей в космос.
Совсем недавно они успешно произведи запуск корабля, добравшись на 100 километровую высоту и вернули оттуда как сам корабль, так и ракето-носитель.

В Википедии пишут про данный корабль следующее:


Разрабатываемый компанией трёхместный корабль New Shepard рассчитан на осуществление вертикальных взлётов и посадок. Космический аппарат конической формы имеет около 15 метров в высоту и 6 метров в диаметре у основания. Аппарат состоит из двух модулей — моторного отсека и капсулы экипажа, в которой могут находиться три и более человек.
Общая масса топлива — около 54 тонн. Тяга двигателей, работающих на концентрированной перекиси водорода и керосине, должна составить приблизительно 100 тонн. За 110 секунд они должны поднять аппарат на высоту 40 километров, далее двигатели выключатся, а подъём продолжится по инерции.Корабль должен подниматься на высоту около 100 километров, после чего; переходить на посадочную траекторию. Повторный запуск двигателей проводится для посадки на космодром Корн Ранч (англ. Corn Ranch). Длительность полёта составит около 10 минут. Интервал между полётами должен составлять не более недели.
Предполагается, что создаваемый корабль будет основан на концепции разрабатываемого компанией McDonnell Douglas многоразового корабля с вертикальным взлётом и посадкой Delta Clipper DC-XA.


Есть и другие компании в США, которые занимаются постройкой многоразовых транспортных кораблей: «Орион», CST-100 и Dream Chaser.

Получается, что Американсы стараются создать многоразовый ракето-носитель, что бы уменьшить стоимость доставки грузов, так же они решили не заниматься разработкой и постройкой на государственном уровне, а передать этот этап в руки частных организаций, создав между ними конкуренцию за тендер на доставку грузов и людей в космос. На мой взгляд, это отличнейшая стратегия, которая даст плоды уже в ближайшие 10-15 лет.
Я так же уверен, что частные компании благодаря своей мобильности и коммерческой заинтересованности способны привлечь в свои ряды лучших специалистов/фанатиков со всего мира в свои ряды. Почему это важно? Новые люди, новые идеи, силы, подходы, при должном финансировании - успех обеспечен.

--------------------
Если сравнить статегию развития космической отрасли США с Россией, то станет понятно, что в Российской космической отрасли действительно имеется кризис.
На данный момент есть три крупнейших государственных компании, которые занимаются проиводством ракето-носителей и кораблей.
Со времен СССР производит пилотируемые космические корабли "Союз" и безпилотные космические корабли "Прогресс" . Имеют контракт с НАСА на доставку экипажей и грузов на МКС. Много где участвуют, много каких разработок делают. Совсем недавно заявили о разработке частично-многоразового корабля "Федерация" , который заменит Союзы и Прогрессы. Пока корабль планируют доставлять на тяжолом ракето-носителе "Ангара-5" . Вообще история с новым кораблем пока мутная, экономический кризис, непонятные цели и задачи, и уж очень далекие планы.
Как и НПО "Энергия" предприятие было создано еще во времена Советского Союза, и во время развала выживало как могло. Сейчас предприятие стабильно производит ракето-носители: "Протон-К", "Протон-М", и является производителем нового семейства ракето-носителей "Ангара". Из информации на сайте , становится понятно,что основным заказчиком является Министерство Обороны, и носители "не обязательно" возвращать на землю, после запуска.
Именно они были создателями корабля на котором Юрий Гагарин полетел в космос. Предприетие с большой историей и наследием.
На данный момент, они являются производителем семейства ракето-носителей "Союз", и в дальнейшем его переработанный вариант " Союз-2-1В".

После поверхностного анализа, мне стало жаль, что космосом у нас занимаются только государственные компании привыкшие получать огромные средства из бюджета страны. Американская стратегия развития космоса через частные компании и талантливых людей мне нравится больше.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»