Американского стратегического бомбардировщика нового поколения и 21. National Interest: Для ядерного удара по РФ и КНР США создадут новую ракету

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

26 февраля 2016 г. на проходившем в Орландо (шт. Флорида) симпозиуме американской Военно-воздушной ассоциации (Air Force Association Air Warfare Symposium) министр ВВС США Дебора Ли Джеймс впервые публично продемонстрировала компьютерное изображение и представила официальное название одного из наиболее секретных проектов Пентагона -разрабатываемого компанией Northrop Grumman малозаметного стратегического бомбардировщика B-21, ранее известного как LRS-B (Long-Range Strike Bomber). Предполагается, что начиная с середины следующего десятилетия B-21 начнут дополнять, а в дальнейшем, ближе к середине века, полностью заменят имеющиеся на вооружении ВВС США стратегические бомбардировщики B-52H, B-1B и B-2A. Выбор названия B-21 Дебора Ли Джеймс пояснила тем, что самолет должен стать «первым новым бомбардировщиком в XXI веке».

Программа LRS-B, наряду с проектами истребителя пятого поколения Joint Strike Fighter (F-35) и перспективного самолета-заправщика KC-X, считается одним из трех важнейших приоритетов перспективного развития ВВС США. Будущий бомбардировщик должен успешно преодолевать существующие и перспективные системы ПВО при любых вероятных сценариях военных конфликтов, наносить удары по хорошо защищенным и подвижным целям (в т.ч. морским), иметь возможность доразведки целей и оценки нанесенных им повреждений.

Как заявила на симпозиуме в Орландо г-жа Джеймс, B-21 «позволит американским ВВС эффективно воевать в условиях самых серьезных угроз будущего и придаст им исключительную гибкость, обеспечивая возможность нанесения воздушных ударов в любой точке земного шара при старте из континентальной части США». Было также объявлено, что программа недавно перешла в стадию опытно-конструкторских работ (Engineering and Manufacturing Development, EMD), и ВВС США планируют, что начальной боевой готовности (IOC) первые самолеты B-21 смогут достичь в середине 2020-х гг.

Как известно, контракт на ОКР и изготовление первых установочных партий (LRIP) перспективного бомбардировщика 27 октября 2015 г. получила компания Northrop Grumman, отвечавшая и за программу B-2. Участвовавшая в конкурсе компания Boeing подала протест в главное контрольное управление правительства США (US Government Accountability Office, GAO), которое 16 февраля 2016 г., после детального рассмотрения протеста в течение 100 дней, его отклонило. Таким образом, были подтверждены права Northrop Grumman на реализацию программы, оцениваемой не менее чем в 60 млрд долл. И вот, спустя 10 дней после решения GAO, Пентагон принял решение обнародовать до этого секретный внешний вид и истинное название нового бомбардировщика.

Согласно представленному изображению, по своей аэродинамической концепции и компоновке B-21 будет в значительной степени повторять нынешний B-2A (на фото внизу). Дебора Ли Джеймс так объясняет это сходство: «B-21 с самого начала разрабатывался по требованиям, предусматривающим возможность использования лучших существующих уже хорошо отработанных технологий». Это должно позволить снизить технические риски программы, сроки ее реализации и стоимость самолета. Средняя закупочная цена одного серийного B-21 (без учета затрат на НИОКР), согласно независимой оценке американского правительства, составит 564 млн долл., по оценке ВВС - не более 606 млн долл. Всего ВВС США планируют получить начиная примерно с 2025 г. не менее 100 самолетов B-21, длительность жизненного цикла которых составит минимум 50 лет.

Никакие характеристики B-21 пока не разглашаются. По мнению экспертов, B-21, в отличие от предшественника, выполняется в несколько меньшей размерности: размах его крыла оценивается в 35-40 м (у B-2 - 52,4 м), взлетная масса - не более чем в 100 т (у B-2 -152 т, максимальная - 170,6 т). 7 марта 2016 г. Дебора Ли Джеймс обнародовала очередную порцию информации о B-21, сообщив о выборе семи компаний-субподрядчиков по программе. Среди названных фирм - Pratt & Whitney, которая, как и ожидалось экспертами, выступит поставщиком силовой установки для B-21. Считается, что она создается на базе двигателя F135, применяемого на истребителях F-35, с использованием технологий «гражданского» ТРДД типа PW1000G (заметим, что на B-2 применялись двигатели конкурирующей компании General Electric - F118-GE-100).

Ожидается, что в 2040-е гг. самолеты B-21 полностью заменят в ВВС США дозвуковые стратегические бомбардировщики B-52H (поставлялись в 1961-1962 гг., в настоящее время на вооружении остается 77 самолетов) и сверхзвуковые B-1B (в 1985-1988 гг. поставлено ровно 100 самолетов, сейчас на вооружении остается 60). А к 2058 г. с вооружения будут сняты и последние малозаметные дозвуковые бомбардировщики B-2A (в строю находится 20 машин, поставленных в период 1994-2000 гг.).

Американские военные показали всему миру облик нового стратегического бомбардировщика, который в будущем должен заменить давно стоящие на вооружении США B-52, B-1 и B-2.

Интрига по поводу того, как будет выглядеть американский дальний бомбардировщик будущего, сохранялась с октября 2015 года. Тогда было , что контракт на создание нового самолета для проекта Long Range Strike Bomber (LRSB, «Ударный дальний бомбардировщик». — «Газета.Ru») получила корпорация Northrop Grumman, а ее конкуренты и Lockheed Martin выбыли из борьбы.

О новом бомбардировщике, который в XXI веке должен будет выполнять стратегические задачи вдали от мест постоянного базирования, было известно немногое. Сообщалось лишь, что самолет будет выполнен по технологии Stealth, призванной усложнить его обнаружение радарами. Кроме того,

бомбардировщик способен нести водородные бомбы, ядерное и обычное оружие. Также, по некоторым данным, он сможет выполнять поставленные задачи без экипажа.

На днях в СМИ просочилась информация, что новые данные о самолете будущего будут объявлены в первую неделю марта, однако это случилось несколько раньше. Выступая на симпозиуме по вооружениям, устроенном Ассоциацией ВВС, министр военно-воздушных сил США Дебора Ли Джеймс на экране показала облик будущего самолета.

Кроме того, министр сняла интригу по поводу обозначения изделия — называться он будет B-21.

«Таким образом, у нас есть изображение, обозначение, однако чего у нас нет — это названия, — заявила министр. — И вот почему я обращаюсь ко всем летчикам сегодня: предложите имя B-21 новейшему бомбардировщику Америки».

Каким будет имя нового бомбардировщика, многие СМИ волнует больше, чем его технические особенности. Так, издание Defense News устроило голосование. Среди предложенных вариантов — Raven («Ворон»), Liberator II, Shadow («Тень»), Penetrator и даже «Банши». Последний является страшным персонажем из ирландского фольклора, появляющимся возле дома обреченного на смерть человека.

Прототип самолета пока еще не создан, поэтому его компьютерное изображение основано на первоначальных дизайнерских разработках. Название B-21 является данью тому, что самолет LRS-B станет первым американским бомбардировщиком XXI века.

Джеймс также объяснила визуальное сходство самолета с уже стоящим на вооружении США малозаметным стратегическим бомбардировщиком B-2 Spirit, также детищем компании Northman Grumman.

«B-21 проектировался с самого начала на основе того набора требований, которые позволяют нам использовать уже существующие и проверенные технологии», — заявила министр.

В своем заявлении представитель Northrop Grumman Тим Пэйнтер подчеркнул важность B-21 для будущего США. «Northrop Grumman гордится правом выступать главным подрядчиком в проекте бомбардировщика В-21 в сотрудничестве с ВВС США, чтобы добиться возможностей, жизненно необходимых для нашей национальной безопасности. Все дальнейшие вопросы стоит обращать к ВВС», — заявил Пэйнтер.

Не нужно быть экспертом в авиации, чтобы в самом деле не заметить поразительное сходство представленного макета с самолетом-невидимкой B-2 Spirit.

Самолет B-2, выполненный по аэродинамической схеме «летающее крыло», является самым дорогим самолетом в истории авиации, за что он часто критикуется авиационными экспертами.

Специалисты отмечают, что новый самолет, судя по обнародованному изображению, скорее станет эволюционным продолжением своего предшественника, чем новой разработкой с чистого листа.

Четыре двигателя B-21, главные источники излучения в инфракрасном диапазоне, повышающей заметность самолета, будут еще больше спрятаны в планер, а их воздухозаборники интегрированы с кабиной.

Несмотря на то что пока публике представлен только макет будущего самолета, к его облику приковано внимание многих СМИ и авиационных экспертов по всему миру. «Китай, Россия, Иран, КНДР и все в мире, кто занимается разработкой технологии невидимости, будут вглядываться в этот рисунок, чтобы понять, куда направлена конструкторская мысль в США», — пишет .

По оценкам экспертов, новый бомбардировщик будет стоить около $511 млн.

Ожидается, что затраты на разработку самолета компании Northrop Grumman составят около $23,5 млрд. Ранее американские газеты со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, сообщали, что общая стоимость контракта составит $21,4 млрд, а общая сумма сделки — около $80 млрд.

26 февраля 2018 года министр ВВС США Дебора Ли Джеймс впервые представила широкой общественности проект нового американского «стратега», который придет на смену самолетам В-2. Новый бомбардировщик получил наименование В-21 (а не В-3), разработкой машины занимается компания Northrop Grumman, которая создала в конце прошлого столетия самолет B-2 Spirit .

Конкурс проектов нового бомбардировщика проходил с середины лета 2014 года. 27 октября 2018 года победителем была объявлена корпорация Northrop Grumman. Ее оппонентом был тандем компаний Boeing и Lockheed Martin.

По результатам конкурса Northrop Grumman получила заказ на несколько серий опытных и серийных машин (21 единицу), его сумма оценивается в 21,4 млрд долл.

Всего ВВС США планируют приобрести 80-100 подобных машин.

Это действительно знаменательное событие. Работы над созданием самолета стартовали еще в начале нулевых, несколько раз эта программа была под угрозой закрытия из-за прекращения финансирования, но теперь уже не возникает сомнения, что американские ВВС все-таки получат новый стратегический бомбардировщик.

Ранее эту перспективную машину называли LRS-B (Long Range Strike Bomber), что переводится, как «дальний ударный бомбардировщик». Американские военные надеются, что первые машины поступят в войска уже в начале следующего десятилетия.

История создания стратегического бомбардировщика В-21

Военным нужен был самолет похожий на B-2 Spirit, но с использованием более продвинутых технологий и, самое главное, более дешевый, чем предшественник. Следует напомнить, что цена одного бомбардировщика B-2 Spirit с оборудованием составляет 2,1 млрд долларов.

Новый проект получил название 2018 Bomber, военные планировали увидеть первую машину в середине 10-х годов, а принять его на вооружение в конце нынешнего десятилетия. Однако уже через несколько лет техническое задание было изменено, программу назвали Next-Generation Bomber («Бомбардировщик следующего поколения»), к ней подключились такие гиганты, как Boeing и Lockheed Martin.

В 2009 году и этот проект был закрыт, а вместо него появился новый: Long Range Strike Bomber, более известный по аббревиатуре LRS-B. Считается, что новый самолет должен быть переходным звеном к сверхзвуковой машине, которая ожидается ближе в 2030 году.

Бомбардировщик LRS-B

B-2 Spirit, без всякого сомнения, можно назвать уникальным самолетом. Однако любая техника рано или поздно устаревает. Кроме того, цена этого самолета такова, что говорить о массовом производстве не приходится. Да и требования, что выдвигаются к стратегическим бомбардировщикам сегодня, отличаются от тех задач, которые стояли перед ними во времена Холодной войны, когда и началась разработка B-2.

Сегодня стратегические бомбардировщики могут быть использованы не только в качестве носителей ядерного оружия, но и для авиационной поддержки, как средство доставки высокоточных боеприпасов.

Американские военные хотели, чтобы новый самолет LRS-B имел более высокую автономность, мог долгое время дежурить в заданном районе, умел взаимодействовать с наземными войсками и был еще менее заметным для вражеских радаров. Кроме того, цена LRS-B не должна была превышать 550 млн долларов.

Новая машина вряд ли будет качественным скачком вперед (как В-2), но, скорее всего, она будет куда более эффективной. В LRS-B будут использованы те же технологии, на основе которых был создан В-2. Только на новом самолете все должно быть выполнено с учетом последних технических достижений и опыта, полученного при разработке и эксплуатации В-2.

Планы на будущее стратегического бомбардировщика В-21

Построить первый LRS-B к 2020 году – весьма амбициозная задача, справятся ли конструкторы Northrop с ней, мы узнаем уже очень скоро. Если судить по тому эскизу, которые предоставила журналистам госпожа Ли Джеймс, этот самолет очень похож на своего предшественника.

Он также выполнен по технологии «стелс», аэродинамическая схема – летающее крыло. Вероятно, новая машина будет оснащена двигателем Pratt & Whitney PW9000, который пока еще только создается на основе двигателя F135.

Другие характеристики новой машины пока неизвестны. В-21 явно будет иметь дозвуковую скорость, основным средством его защиты разработчики избрали малозаметность.

Еще одной интригой, связанной с этим самолетом, является наличие или отсутствие у него беспилотной версии. Изначально перед конструкторами стояла такая задача, но насколько они продвинулись на пути ее выполнения – неизвестно. Скорее всего, сначала мы увидим пилотируемую версию В-21, а только потом – беспилотную. Если, конечно, у этой программы не урежут финансирование. Вероятно, мы увидим беспилотные В-21 уже в начале тридцатых годов.

Если, конечно, облик войны и роль в ней дальних бомбардировщиков к тому времени не изменятся слишком кардинально.

Видео о новом бомбардировщике В-21

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

На пресс конференции ВВС США от 27 октября 2015 г. было объявлено о том, что контракт на разработку Дальнего Ударного Бомбардировщика (LRS-B) под обозначением «В-21» выиграла корпорация «Northrop Grumman».

Проект нового стратегического бомбардировщика начал обсуждаться в США в начале 2000-х. В результате был сформирован список требований и был дан старт программе «2018 Bomber» («Бомбардировщик 2018 года»). К концу 2000-х Пентагон обновил требования к новому бомбардировщику. Программа стала называться «Next-Generation Bomber» (NGB).

Экономические проблемы и необходимость соблюдения международных договоров в сфере ядерных вооружений привели к корректировке программы и переносе сроков её исполнения. В 2009 было объявлено о закрытии проекта NGB и начале нового проекта под названием «Long Range Strike Bomber» (LRS-B - «Дальний ударный бомбардировщик»). Проект предполагал разработку самолёта во многом напоминавшего B-2 , но имеющего значительно меньшую стоимость. Фактически новый проект является незначительно переработанным проектом NGB.

Стоимость разработки составляет 80 млрд.долл.США, а стоимость одной серийной машины составит 564 млн.долл.США. (стоимость пяти истребителей «F-35»). Согласно планам разработчиков, B-21 может достичь начальной оперативной готовности к 2025 году, всего планируется построить от 80 до 100 машин. Для сравнения стоимость одного стратегического бомбардировщика «В-2 Spirit» составляет 1,157 млрд.долл.США. Бомбардировщик станет переходным звеном к новому сверхзвуковому проекту - «2037 Bomber» (Бомбардировщик 2037 года ).

Разработка бомбардировщики дальнего радиуса действия на данном этапе ведется в рамках так называемой стратегии «Third Offset», цель которой состоит в том, чтобы противостоять стратегии A2/AD (Anti-Access/Area Denial) России и Китая, которая заключается в блокировании доступа в нужные регионы. Эта стратегия была разработана CSBA (Центром стратегических и бюджетных оценок) Министерство обороны сделало ее более приближенной к реальности.

Изначально стратегия CSBA в основном ориентировалась на Китай, однако после присоединения Крыма Пентагон вновь стал учитывать возможную угрозу со стороны России, изучив российскую A2/AD в Средиземном море и авиаудары в Сирии. Поэтому объектами стратегии Offset являются РФ и КНР.

Первоначальная диспозиция состояла в том, что в дальнейшем A2/AD Народно-освободительной армии Китая будет только развиваться. В связи с этим США необходимо обеспечить себе преимущество в пяти сферах в долгосрочной перспективе: беспилотные операции, действия авиации увеличенной дальности, малозаметные действия авиации, подводные действия и комплексные системы инжиниринга и интеграции.

Получив превосходство в пяти сферах стратегии Third Offset, можно будет сформировать систему глобального наблюдения и удара.

Эта система обладает следующими свойствами:

Прочность: отсутствие зависимости от баз, расположенных недалеко от противника, возможность противостоять воздушной угрозе и действовать без поддержки из космоса

Высокая оперативность: возможность наносить удары в течение нескольких часов

Эластичность: возможность влиять на различных ситуации по всему миру.

В соответствии с указанными свойствами перспективный бомбардировщик должен включать в себя модульные варианты полезной нагрузки для разведки, наблюдения, рекогносцировки (ISR), электронных атак (EA), и коммуникации. Также, значительно повышены требования к «выживаемости» и малозаметности. Основная ориентация проекта на стелс-технологии (B21 будет сделан по схеме «летающего крыла»), дозвуковую скорость и возможность пилотирования как с пилотом, так и в беспилотном режиме. Планируемый боевой радиус действия до 3800 км без дозаправки (9260 км с дозаправкой).

По габаритам малозаметный бомбардировщик займёт промежуточное положение между палубным беспилотным летательным аппаратом UCLASS с размахом крыла 18,9 метра и стратегическим бомбардировщиком B-2 с размахом крыла 52,4 метра.С точки зрения конструктивных особенностей следует отметить, что самолет будет лишен вертикальных поверхностей.

(Рисунок внешнего вида перспективного американского бомбардировщика «В-21»)

Специалисты корпорации «Northrop Grumman» планируют оснастить перспективный бомбардировщик аналогом турбовентиляторного двигателя «F 135». Благодаря использованию новых технологий (Heete), эффективность сжигания топлива увеличится на 35 % по сравнению с нынешними дозвуковыми двигателями установленных на малозаметных самолётах.

Вероятно, бомбовая нагрузка для «В-21» составит от 12.5 до 18 тонн, а в состав ракетно-бомбового вооружения войдут крылатые ракеты JASSM-ER, крылатые ракеты большой дальности «LRSO» с обычной и ядерной головной частью, противокорабельные ракеты большой дальности «LRASM-A», а также всевозможная номенклатура бетонобойных бомб весом до 2500 кг. Кроме того, в комплект вооружения «В-21» будут входить специальные планирующие ракеты-мишени оснащенные системами РЭБ (ADM-160 MALD или подобные перспективные системы). Кроме того, на перспективном бомбардировщике планируется установить абсолютно новую систему навигации, которая позволит экипажу бомбардировщика выполнить боевую задачу в случае нарушения противником работы системы глобального позиционирования «GPS».

Китайские аналитики полагают, что данный самолет создается специально для борьбы как со стратегическими целями в глубине территории КНР, так и на его побережье. Фактически данный самолет создается согласно концепции «хирургических ударов», заложенной Министром Обороны США Дональдом Рамсфелдом еще в начале второй «иракской кампании». Старший полковник ВВС НОАК Шэнь Цзинькэ полагает, что в случае установки на «В-21» оборудования для осуществления дозаправки в воздухе данный бомбардировщик будет способен находиться в «зоне ожидания решения» до 4,5 часов.

Следует отметить, что китайские стратеги фактически возвели воздушную «линию Мажино» вдоль восточного побережья и единственное направление удара для «В-21» это только западные территории КНР, поскольку возможности ПВО НОАК на «Гималайском направлении» недостаточны для противодействия самолетам подобного типа.

В тоже время офицеры военной разведки НОАК полагают, что перспективный американский бомбардировщик сможет уничтожать до 40 различных целей в рамках одного вылета, т.е. 25 самолетов вполне достаточно, чтобы уничтожить около 1000 первоочередных целей за один вылет. Подобное возможно при применении малокалиберных авиабомб «SDB» (GBU-39/53, вес 129/93 кг.), круговое вероятное отклонение которых составляет всего 5 метров, а эффективность сопоставима со стандартными авиабомбами.

Это особенно актуально в свете нарастающей напряженности на Корейском полуострове, поскольку известно, что ВВС США определили более 700 первоочередных целей для бомбардировочной авиации на территории КНДР.

Однако, по мнению некоторых китайских военных экспертов, основной причиной начала подобного «расточительного» проекта является неспособность американского ВПК спроектировать и производить мобильные ракетные комплексы с дальностью стрельбы от 500 до 5000 км.

Таким образом, стоит отметить, что в случае успешной реализации этого проекта, ВВС США уже в ближайшее время смогут значительно расширить возможности в нанесении глобального удара на значительном удалении от своих баз. Также, безусловно, возрастут возможности как непосредственного преодоления, так и огибания, так называемых зон «A2/AD». Невооруженным взглядом заметно, что подобного рода «инициативы» направленны, в том числе, на поиск брешей в воздушной обороне России, откуда можно было бы беспрепятственно «просочится» вглубь территории. А наличие опций «беспилотного» режима, отчетливо указывают на возможности осуществления миссий «в один конец».

«Нет надежды в аду, ничто не собьет нас», – писал ведущий вокалист известной хард-рок группы Motorhead Лемми в своем сингле 1979 года «Bomber» (бомбардировщик). Уверенность Лемми в неуязвимости самолета может быть реализована только за счет конструкции и технологии.

В октябре 2015 года компания Northrop Grumman получила от ВВС контракт на разработку США стратегического бомбардировщика нового поколения. Этот контракт последовал после запроса предложений по новому бомбардировщику, опубликованного в июле 2014 года министерством обороны. Название нового самолета пока не выбрано, но свое обозначение B-21 (21 век) он получил на публичной презентации американских ВВС, проведенной на симпозиуме в Вашингтоне в феврале 2016 года.

B-21 станет первым стратегическим бомбардировщиком, поступившим на вооружение ВВС США после B-2A (на фото)

История до настоящего время

ВВС США не получали новый стратегический бомбардировщик с тех пор как первый бомбардировщик-невидимка B-2A Spirit компании Northrop Grumman был принят в декабре 1993 года на вооружение авиаполка, дислоцированного на авиабазе в Миссури. ВВС в настоящее время имеют на вооружении 21 машину, усиленную 62 стратегическими бомбардировщиками B-1B производства Rockwell Collins/Boeing.

Бомбардировщики B-1B ограничены неядерным вооружением, поскольку после подписания договора о сокращении стратегических вооружений в 1991 году они лишились возможности нести крылатые ракеты воздушного базирования. Сегодня стратегический ядерный флот ВВС США включает самолеты B-2A плюс 78 стратегических бомбардировщиков B-52H Stratofortress компании Boeing.

Перспективный стратегический бомбардировщик B-21 (концепция)

ВВС США сделали всё для того, чтобы усилить свою стратегическую составляющую в промежуточный период между принятием на вооружение B-2A и сегодняшним днем за счет ввода в эксплуатацию самолета Lockheed Martin FB-22A. Производитель начал в 2002 году в инициативном порядке изучать возможность разработки варианта среднего бомбардировщика своего превосходного истребителя F-22A Raptor с намерением восстановить ту роль, которую играли средние бомбардировщики F/FB-111A/D/E/F/G производства General Dynamics. Впрочем, Оборонный обзор 2006 года, в котором представляется военная доктрина США на очередные 4 года, отменил эту инициативу. В следующие несколько лет не происходило никакого движения в этом направлении, пока в июле 2014 года не был выпущен запрос предложений (см. выше).

Когда во время правления американского президента Джимми Картера в конце 70-х — начале 80-х годов в рамках программы по современному бомбардировщику Advanced Technology Bomber (ATB) началась разработка B-2A, главной озабоченностью американских стратегов была угроза советских межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Эти системы вооружения включали трехступенчатые твердотопливные ракеты РТ-2ПМ производства Воткинского машиностроительного завода (остаются на вооружении), разработка которых началась в 1977 году, и ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» железнодорожного базирования, которые предназначены для перевозки и запуска со специального поезда. Обе эти ракеты вызывали серьезную озабоченность у планирующих оборонных структур, особенно их мобильность, которая повышает их живучесть по сравнению со стационарными МБР в пусковых шахтах.

Площадь суши Советского Союза составляла 22 млн. квадратных километров и поэтому определение местоположения и уничтожение подобных целей можно сравнить с поиском движущейся иголки в стоге сена. Эту задачу позволил решить радар Raytheon AN/APQ-181 бомбардировщика B-2A, который обеспечивал высокоточное наведение за счет работы в радиочастотном Ka-диапазоне (33,4-36 ГГц), особенно подходящем для обнаружения и определения целей с высокой детализацией.

Американский малозаметный стратегический бомбардировщик B-2А Spirit, разработанный компанией Northrop Grumman

Сравнение конструкции бомбардировщиков B-21 (вверху) и B-2

Этот радар также может работать в режиме полета с огибанием рельефа местности, что было бы необходимым, если бы бомбардировщик B-2A должен был искать и уничтожать цели на территории Советского Союза. При выполнении этих задач B-2A вынужден был бы летать в возможно самом хорошо защищенном воздушном пространстве, поэтому его способность оставаться невидимым для радаров была обязательной. За эту способность B-2A получил свое прозвище «Stealth Bomber» (бомбардировщик-невидимка), а главной его узнаваемой и отличительной чертой стало странное «прилизанное» летающее крыло, похожее на бумеранг. Форма самолета и широкое применение углеродного волокна позволили достичь эффективной площади отражения (ЭПО) 0,01 м 2 . Важно отметить, что B-2A всё-таки виден для радаров, но его сложно обнаружить и, что особенно важно, трудно поймать активными или полуактивными радиолокационными головками самонаведения ракет класса «земля-воздух» или «воздух-воздух».

Однако, конфигурация фюзеляжа – это всего лишь часть всей истории. Самолет оборудован подсистемой активной защиты AN/ZSR-63 от Lockheed Martin. Понятно, информация по подсистеме AN/ZSR-63 недоступна, хотя предположительно в нем использована технология активного радиолокационного глушения, когда входящие радиопередачи определяются и анализируются и затем ретранслируются, возможно, без доплеровского сдвига частоты (феномен, когда радиосигнал несколько меняет свою частоту после того, как он отразится от движущегося объекта). Способность манипулировать доплеровским сдвигом может ввести в заблуждение оператора радара касательно позиции самолета или его скорости при условии, что он сможет распознать слабый сигнал, отраженный от самолета B-2A. Последнее, но не менее важное, скрытные режимы полета, например, огибание рельефа местности и экранирование излучения за счёт рельефа местности, помогают увести самолет в радиолокационную тень.

F- 22A должен был послужить основой проекта среднего бомбардировщика FB-22. Впрочем, этот проект так и не пошел дальше стадии «бумажного самолетика» и, в конечном счете, был закрыт

Запрет доступа/блокирование зоны

Малая заметность сделала B-2A, возможно, самым продвинутым бомбардировщиком, созданным в эпоху Холодной войны – конфликта, в котором ему так и не довелось участвовать. Самолет поступил на вооружение уже после распада Советского Союза в декабре 1991 года. Всё же это не помешало ВВС США применять этот самолет с его довольно низким уровнем демаскирующих признаков в последующих конфликтах. Хотя его роль была ограничена доставкой обычных вооружения, он заслужил признание 24 марта 1999 года, когда атаковал несколько целей в Сербии во время операции Союзная сила (ALLIED FORCE) – воздушной кампании под командованием США, целью которой было прекращение этнических чисток в Косово.

С тех пор самолет принимал участие в боевых операциях коалиционных сил в Ираке, Афганистане и в последний раз в Ливии в 2011 году. В конце концов, бомбардировщик B-2A создавался для участия только в одном потенциальном конфликте – ядерной войне с СССР и странами Варшавского договора, но впоследствии оказался в более сложном геополитическом пространстве, в котором продемонстрировал свою довольно высокую эффективность.

ВВС США не забывают о меняющейся геополитической обстановке, разрабатывая B-21 для завтрашних боевых задач. «Бомбардировщик B-21 будет проникать сквозь современную систему ПВО и выполнять задачи несмотря на так называемое пространство с запретом доступа/блокированием зоны (ЗД/БЗ) », – отметил представитель американских ВВС майор Роберт Лиз. ЗД/БЗ является основной проблемой для ВВС США. Прежние и потенциальные противники Америки становились свидетелями способности этого самолета проходить сквозь их оборону и затем поражать особо важные цели, порой уничтожая или ослабляя систему наземной противовоздушной обороны для того, чтобы следующие следом воздушные ударные силы могли атаковать остальные цели с относительной безнаказанностью.

Серьезную озабоченность у США вызывает разработка новых систем, например зенитного ракетного комплекса производства Алмаз-Антей, который поступает на вооружение российских вооруженных сил, и который был продан в Китай. С-400 еще должен быть проверен в боевых условиях и заслужить уважение пилотов, которые будут летать в его зоне действия. Наземная панорамная радиолокационная станция воздушного наблюдения 91Н6E комплекса может обнаруживать цели с ЭПО 0,4 м 2 на расстоянии 230 км, в то время как его ракеты 40Н6Е класса «земля-воздух» с полуактивным и активным радиолокационным наведением имеют дальность действия 400 км.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»