Святые отцы о милостыне. Нужно ли подавать церковным нищим и куда нести бабушкины сережки? Социальное значение милостыни

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:


Святые отцы о милостыне учат так: Златоуст говорит: "Великая есть вещь человек и драгоценная - муж милосердый. Это есть, т.е. подавать милостыню, большая благодать, нежели мертвых воскрешать; ибо здесь ты благодетельствуешь Христу, а тамо Он тебе" (Беседа 36 к народу). И святой Василий Великий учит: "великое дело есть милосердие: ибо приемлет Сам Христос на небеси сидящий, что получает от рук твоих бедный, на земле лежащий" (на богатящихся).

Правда ли это? Правда ли, что, подавая милостыню, мы благодетельствуем Христу? И справедливо ли, что приемлет Сам Христос, на небеси сидящий, то, что получает от нас бедный, на земле, лежащий? Знайте, что все это сущая правда, братие, ибо за истину слов вселенских учителей говорит и самое дело.

Некоторый человек, живший в Царь - граде, был милостив к нищим чрезвычайно. Когда он ходил по городским улицам, за ним всегда следовало множество нищих, и он каждому из них влагал в руки милостыню. Ближайший из друзей этого человека раз спросил его: "Что заставило тебя быть столь милостивым?" Он отвечал: "Когда я, будучи десятилетним отроком, взошел однажды в церковь, тогда в ней от старца, поучавшего народ, услышал, что кто дает нищему, тот свое подаяние влагает в руки Самому Христу. Не поверил я этому и подумал: Христос теперь на небе сидит одесную Отца, как же может Он на земле быть и принимать то, что дают нищим? С такими мыслями возвращаясь домой, вдруг я увидел нищего, над которым был Господь Иисус Христос. Я ужаснулся. И что же затем увидел? Когда один из проходящих подал сему нищему хлеб, то этот хлеб принял Сам Христос и, взамен его, подавшего благословил. Видя такое чудо, я уверовал, что подлинно дающий нищему дает Самому Христу, и с тех пор по силе, сколько могу, раздаю милостыню.

Итак, братие, справедливо святые отцы учат, говоря, что, подавая милостыню, мы благодетельствуем Христу и что то, что получает от нас нищий, на земле лежащий, то приемлет Сам Христос на небеси сидящий. А если справедливо так они учат, то и не должны мы никогда беспокоиться о том, что может быть милостыня наша пропадет, и мы воздаяния за оную не получим. Нет, если ее принимает Сам Христос, то она никогда не пропадет, и воздаяние за оную становится несомненным, - как от лица Божия и говорит Августин: "Аз, рече Господь, восприях? Аз и воздам" (В тракт. о скупости и роскоши). А если и это справедливо, то значит Сам же Христос становится порукою милостивым в том, что розданное ими не пропадет. Да, именно никогда не пропадет. Ибо верен Господь во всех словесах Своих (Пс. 144, 13), отрещися бо Себе не может (2 Тим. 2, 13). Аминь.

"Лестница, ведущая на небо" . Вряд ли в святоотеческой литерату­ре можно найти автора, относящегося к милостыне более восторженно, чем это делает св. Иоанн Златоуст. Святитель ярко и неустанно описы­вает удивительную силу и благодатность милостыни, постоянно утверж­дая ее исключительное значение среди других добродетелей:

"Милостыня есть превосходнейшая художница и покровительница уп­ражняющихся в ней; ибо она любезна Богу и находится близ Него, легко испрашивая милость тем, кому хочет, только бы мы не оскорбляли ее; а она оскорбляется тогда, когда мы делаем ее из похищенного имущества; если же она чиста, то доставляет великое дерзновение возсылающим ее к Богу... Для нее беспрепятственно отверзаются врата небесные... она есть дева с золотыми крыльями, разукрашенная и имеющая лице белое и кроткое; она легка и быстролетна и предстоит престолу царскому. Ког­да мы подвергаемся суду, она внезапно прилетает, является и избавля­ет нас от наказания, осеняя нас своими крыльями. Богу она угодна бо­лее жертвы " /XII:264-265/.

"Она (милостыня - Н.С.) есть мать любви, любви, отличающей христианство, превосходящей все знамения, служащей признаком учени­ков Христовых..., лестница, ведущая на небо " /XI:880/.

"Милостыня есть более великая жертва, чем молитва, пост и мно­гое другое " /XII:672/.

Комментируя Мф.25,40: "так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне ", Златоуст говорит:

"И вот что удивительно: ни о какой другой добродетели не упоминает Он, кроме дел милостыни... но умалчивает об этом не потому, чтобы недостойно было упоминания, а потому, что эти добродетели ниже милосердия " /II:376/.

Мысль о том, что милостыня изглаждает грехи, множество раз встречается в творениях Златоуста, например:

"Достаточно отдать серебро в руки бедных, и все грехи тотчас омоются без боли и труда... Ты даешь серебро, а получаешь отпущение грехов" /III:198/).

"милостыня стоит пред судом Христовым, и не только защищает, но и самого Судию преклоняет защищать подсудимого и произнести милости­вый приговор на него. Хотя бы он был виновен в бесчисленных согреше­ниях, она венчает его и провозглашает победителем: "дадите, - гово­рит Господь, - милостыню, и се вся чиста вам будут (Лк.11,41)" /VII:541/.

"Дай бедному, и, - пусть сам ты будешь молчать, - тысячи уст за­говорят в защиту тебя, потому что милостыня восстанет и защитит те­бя: милостыня есть выкуп души...о на может и загладить грехи и избавить от суда " /III:147-148/.

Давая милостыню нищим, мы проявляем любовь к самому Христу. По­этому Златоуст даже сравнивает милостыню с евхаристией:

"Ужели ты почитаешь маловажным держать ту чашу, которую будет подносить к устам и из которой будет пить Христос? Ужели ты не зна­ешь, что один только священник имеет право предлагать чашу крови? Но я на это не смотрю строго, - говорит Христос, - а принимаю и у тебя. Хотя бы ты был мирянин, Я не отвергну тебя и не требую того, что Я сам тебе дал. Я требую не крови, но студеной воды. Представь, кому ты предлагаешь питие; представь - и трепещи. Помысли, что ты сам делаешься священником Христа, когда руками своими подаешь не тело, не хлеб, не кровь, но чашу холодной воды " /VII:479/.

Благодаря милостыне ты, мирянин, "сам делаешься священником Христа ". Вот сколь высока милостыня!

Притча о десяти девах . Высоту милостыни Златоуст не раз иллюст­рирует ссылками на притчу о десяти девах (Мф.25,1-12). И везде под елеем, которого недостало у пяти юроди­вых дев, святитель понимает милостыню:

"За то они и были исключены из брачного чертога, что не имели елея; а елей есть не что иное, как человеколюбие, и милостыня, и благорасположение, и предстательство на терпящих несправедливость, и утешение плачущих; этого они не имели, потому отошли, и лишились брачного чертога " /III:346/.

"Светильниками называет Он здесь самый дар девства, чистоту святости, а елеем - человеколюбие, милосердие и помощь бедным ” /VII:785/.

Отсюда святитель заключает:

"Без девства можно видеть царствие; а без милостыни никакой нет тому возможности. Милостыня всего нужнее, в ней все заключается " /VII:494/.

Милостыня выше девства - вот, по Златоусту, смысл этой притчи. В чем же заключается,по мнению святителя, эта удивительная спасающая сила милостыни? Почему она столь благодатна?

Милостыня как путь к личному совершенству. Признаки подлинной милостыни.

Рассмотрим, какой смысл присваивает Златоуст милостыне в деле спасения индивидуальной души человеческой.

Милостыня важна прежде всего для дающего . Эту мысль святитель повторяет особенно часто:

"И сам Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы только насыщались бедные, но чтобы и подающие получали благодеяние, и - да­же больше для последних, чем для первых " /III:270/.

"Бог предписал заповедь милостыни не столько для бедных, сколь­ко для самих подающих " /X:211/.

Почему? Потому что принимающий получает лишь материальную помощь, дающий же получает душевную пользу, а это гораздо важнее:

"У них питается тело, а у вас душа делается приятной Богу. Им, когда принимают, не отпускается ни один грех, а вам прощаются многие прегрешения " /XI:230/.

"Бедные - врачи наших душ, благодетели и предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а по­лучаешь царство небесное; облегчаешь бедность, и примиряешь себя с Владыкой. Видишь ли, что воздаяние неравномерно ?" /III:308/.

Какие же духовные дары дает милостыня?

"Дающий милостыню научается презирать деньги " . Личный смысл ми­лостыни состоит прежде всего в избавлении с ее помощью от власти собственности и денег, которые упорно стараются пленить нашу душу. Иоанн Златоуст об этом говорит не раз, например:

"Милостыня есть великая красота и драгоценность, великий дар; или лучше, великое благо. Если мы научимся презирать деньги, то нау­чимся и прочему. Смотри, сколько добра происходит отсюда. Дающий милостыню, как должно давать, научается презирать деньги; научившийся презирать деньги, исторг корень зол. Посему он делает добро не столько другим, сколько себе; не только потому, что милостыне подле­жит воздаяние и награда, но и потому, что душа делается любомудрою , высокою и богатою. Дающий милостыню приучается не дорожить ни день­гами, ни золотом. А приучившийся к сему весьма великий сделал шаг к небу, и уничтожил бесчисленные предлоги к вражде, ссоре зависти и печали. Ибо знаете, знаете и сами, что все зло от денег, - и что из-за денег бесчисленные брани. А кто научился презирать деньги, то поставил себя в тихом пристанище, и уже не боится лишения. Ибо сему научила его милостыня. Он уже не желает принадлежащего ближнему. Ибо как может желать сего тот, кто уступает и свое отдает ?" /XI:222/.

В предыдущей главе достаточно говорилось о жизненной необходи­мости для богатых подавать щедрую милостыню вплоть до отдания всего имения. Поэтому ограничимся лишь одной цитатой, подтверждающей неко­торые из высказанных положений:

"Но как, скажут, все это ("оставить дом или земли") привести в исполнение? Как может восстать тот, кем уже овладела ненасытимая страсть к богатству? Если он начнет раздавать имение и разделять свои избытки, - чрез это он мало-по-малу будет удаляться от своей страсти, и впоследствии поприще для него облегчится " /VII:647/.

Однако, если подаяние делается из неправедно нажитого, то оно вменяется в осуждение:

"Разве не знаешь, что , если в великое множество имущества попадет и одна капля неправды, то все оно оскверняется ?" /III:469/.

"...часто немногое, приобретенное бесчестно, ниспровергало мно­гое, накопленное честно " /X:148/.

Милостыня как проявление христианской любви . Освободившись от ига стяжания человек с помощью милостыни может двигаться дальше ко Христу, ибо милостыня - наиболее яркое проявление любви к ближнему:

"если уничтожится милосердие, то все погибнет и истребится. Как на море нельзя плыть далее берегов, так и земная жизнь не может сто­ять без милосердия, снисхождения и человеколюбия" /VII:541/.

"Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно-то и делает его человеком " /VII:542/.

"Милостыня ценится не по количеству подаваемого, но по обилию расположения " /VII:539/.

Давая милостыню нищим, мы проявляем любовь к самому Спасителю (Мф.25,35-46). Это - одна из самых излюбленных и красивых мыслей святителя:

"Напитаем Его алчущего, напоим Его жаждущего. Подай Ему только чашу холодной воды, - Он и это примет, потому что любит тебя; приношения лиц любимых, как бы малы они не были, велики кажутся любящему. Только не покажи нерадения. Повергни пред Ним две лепты, - Он не от­вергнет и их, но примет, как большое богатство. Он не имеет недос­татка ни в чем и принимает это не по какой-либо нужде; поэтому и справедливо измеряет все не мерою даваемого, но расположением дающе­го " /VIII:134-135/.

"Ты освобождаешь рабов? Освободи Христа от голода, нужды, темницы и наготы. Ты ужасаешься, слыша это? Следовательно, еще ужаснее, когда ты этого самого не делаешь " /XII:674/.

"Ты одеваешь Христа, когда одеваешь нищего " /II:374/.

Любовь - вот что в конце концов дает милостыня. А значит - приближает к нам С амого Господа. В этом учении удивительным образом отождествляются обе главнейшие заповеди Христа (Мф.22,37-40) - о любви к Богу и о любви к ближнему: в лице нищего, которого ты возлюбил, ты даешь милостыню (и значит проявляешь любовь) Богу и одновременно совершенному человеку.

Пастырские приемы в проповеди милостыни . Как и в теме богатс­тва, святитель, приноравливаясь к экономически-приземленному мента­литету своих слушателей, одухотворяет такие житейские понятия, как "продажа", "купля", "сбережение", "прибыль", "должник" и т.д. Вот некоторые примеры:

"Доколе предлежит торг, купим милостыню, лучше же сказать - ми­лостынею купим спасение " /II:374/.

"Милуяй нища взаим дает Богови (притч.19,17). Дадим взаймы Богу милостыню, чтобы воспринять от Него милосердное воздаяние. О, сколь мудро это изречение милуяй нища взаим дает Богови !... Если Бог берет у нас взаймы, то Он уже наш должник. Итак, каким же хочешь ты иметь Его - судиею, или должником ?" /II:374/.

"Когда ты сидишь дома, приходит нищий, продающий рай, и гово­рит: дай хлеба и получи рай; дай подержанную одежду и получи небес­ное царство; и не говорю тебе, сколько (нужно дать), чтобы ты не медлил, ссылаясь на (свои) недостатки. За сколько хочешь, купи рай: дай хлеба; не имеешь хлеба, дай овол , дай чашу холодной воды; дай что хочешь, что имеешь; все принимаю, только купи рай " /XII:970/.

"Если даешь мученикам, бедным, Бог позовет, чтобы отдать долг " /XII:969/.

Признаки подлинной милостыни . Святитель говорит о целом ряде признаков подлинно христианской милостыни. Среди них наиболее важны­ми является следующие три.

Во-первых, милостыню обязаны давать все , не только богатые, но и бедные. Абсолютная величина милостыни здесь не играет значения. Златоуст пишет:

"Я часто говорил и теперь повторяю: важность милостыни измеря­ется не количеством подаваемого , но расположением подающего. Вы зна­ете о вдовице; хорошо всегда на память приводить этот пример, дабы и бедный не отчаявался , представляя ее, положившую две лепты " /VII:229/.

"Не богатым только, говорит (Апостол - Н.С.), внушаю это, но и бедным; не свободным только, но и рабам; не мужам только, но и же­нам; пусть никто не будет свободен от этого служения, ни лишен при­были, но пусть всякий делает пожертвование. И бедность не может быть препятствием к такому пожертвованию ." / III:269/.

Во-вторых, милостыню необходимо давать всем без разбора, в том числе и - по нашему мнению, недостойным. Мы не имеем право выбирать , кому дать милостыню.

"Милостыней потому и называется, чтобы мы подавали и недостой­ным. Милующий не исправного, а согрешившего милует; исправный досто­ин похвал и венцов, а грешник милости и снисхождения. Таким образом мы и в этом будем подражать Богу, если будем давать порочным " /III:294/.

"Иное - судия, иное - податель милостыни. Милостыня потому так и называется, что мы подаем ее и недостойным " /I:807/.

Златоуст обрушивается на тех, кто отказывает в милостыне из-за притворства нищих:

"Если он и претворяется, то претворяется по бедности и по необ­ходимости, по причине твоего жестокосердия и бесчеловечия, требующе­го такого притворства и иначе не преклоняющегося на милость " /X:208/.

"Но для чего, скажешь, они обнажают изувеченные члены? Из-за те­бя; если бы мы были сострадательны, им не было бы нужды прибегать к таким средствам " /XII:669/.

Обратимся теперь к третьему свойству подлинной милостыни. Оно, по Златоусту, заключается в том, что отдать нужно всё . Требование, на первый взгляд, неисполнимое и не соответствующее нашим представ­лениям о милостыне. Но мы уже знаем, что спастись богатому можно только отдав все. Но если это возможно для богатого, то тем более возможно и для бедного. Златоуст не раз приводит пример евангельской вдовы, которая, положив в сокровищницу две лепты, отдала все. Иное, более скупое подаяние, святитель и не считает милостыней:

"Но для чего я напрасно говорю это людям, которые не хотят даже отказаться от привязанности к деньгам, считают их как бы бессмертны­ми и, если подадут только малое из многого, то думают, что уже ис­полнили все? Нет, это - не милостыня; милостыня - (подаяние) той вдовы, которая пожертвовала "все житие свое " (Мк.12,44)". /XII:233/.

Итак, подлинная милостыня - милостыня щедрая:

"Ты говоришь: я подал. Но не должно прекращать подаяний. Тогда только ты можешь иметь извинение, когда сам не имеешь, когда сам ни­чем не обладаешь. Доколе же у тебя чего-нибудь есть, то хотя бы ты подал и тысячам нищих, но пока еще есть другие алчущие, тебе нет из­винения " /X:627/.

Святитель ссылается и на ап . Павла: «Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей» (2 Кор.9,10):

"Так как он требует не просто милостыни, но милостыни щедрой, то постоянно называет ее семенем. Подобно тому, как семя, брошенное в землю, произращает тучную жатву, так и милостыня приносит полные рукояти правды и произращает бесчисленные плоды " /X:644/.

Социальное значение милостыни

Но, по мысли святителя, значение милостыни сферой индивида не ограничивается. Златоуст дает нам удивительное по своей полноте и глубине разъяснение пути милостыни не только для отдельного челове­ка, но и для всего человечества.

Вернем­ся к признакам подлинной милостыни: ее должны творить все, давать всем и отдавать всё. Казалось бы, все это вмещается в традиционные рамки строгой православной аскетики. Но давайте представим, что все эти требования выполнены, представим, что все отдали всем все. Что же произойдет? Иоанн Златоуст вполне определенен. Для него результа­том будет... христианская община, подобная первохристианской Иеруса­лимской общине, где торжествует принцип общения имуществ. Именно там реализуются упомянутые "все, всем и все". Говоря о Иерусалимской об­щине Златоуст пишет:

"Таков плод милостыни: чрез нее упразднялись перегородки и пре­пятствия, и души их тотчас соединялись: "у всех их бе сердце и душа едина " /XI:880/.

И святитель с восхищением и даже удивлением замечает, что в да­нном случае милостыня преображается в более высокую добродетель - благодатное общение имений:

"Как в доме родительском все сыновья имеют равную честь, в та­ком же положении были и они, и нельзя было сказать, что они питали других; они питались своим; только удивительно то, что, отказавшись от своего, они питались так, что, казалось, они питаются уже не сво­им, а общим " /IX:110/.

Потому-то Златоуст так высоко и превозносит эту общину, что она возникла закономерно, как благодатная реализация заповеди Христовой о милостыне. Потому-то так высоко превозносит святитель милостыню, что она является подлинным путем к совершенству, причем не только личному, но и общественному. По этому поводу Экземплярский замечает: "Милостыня, таким образом, оказывается общеобязательным путем к ув­рачеванию человечества от имущественного неравенства " /9:202/.

Однако следует особо подчеркнуть, что превознося милостыню, святитель отнюдь не считает ее универсальной панацеей от всех социальных бед. Милостыня не всесильна. Например святитель замечает:

"Уврачевать милостыней в соответствующей мере то зло, которое нанесено любостяжанием невозможно. Если ты отнял у кого обол, то тебе мало уже обола, чтобы посредством милостыни залечить рану, нанесенную любостяжанием, но потребен талант. По закону, пойманный вор должен возвратить вчетверо больше украденного им. Ни хищник хуже вора. Он должен возвратить в десять раз больше похищенного. Впрочем и тога он только получит отпущение в своей неправде, но не насладится плодами милосердия" /VII:543/.

Милостыня для святителя несовершенство, но инструмент исправления несовершенства. Святитель подчеркивает это следующим фрагментом:

"Сделаем душе золотое ожерелье,то есть милостыню,доколемы здесь. Ибо когда пройдет сей век, тогда уже не будем творить ее. Почему? Потому что там нет бедных, там нет денег, там нет нищеты. Пока мы дети,не лишим себя сего украшения.Ибо как с детей,достигших мужеского возраста, снимают прежний наряд, и надевают на них другой: так и с нами.Там милостыня будет уже не из денег,а какая-то другая, гораздо большая . Посему, чтобы нам не быть без той, постараемся сею украсить душу " /XI:222/.

Если бы милостыня была абсолютным совершенством, предназначенным для исполнения всегда, то она оставалась бы и в Царстве Небесном. Но там материальная милостыня уже не нужна, ибо «там нет бедных, там нет денег, там нет нищеты». Там Формы любви будут другими – человек как бы вырастает из милостыни, как из детских одежд.

Впрочем, говоря о сборе пожертвований в Иерусалимской общине, святитель постоянно упоминает, что вырученные от продажи имения деньги приносились к ногам апостолов. Это - уже не обычная, неупоря­доченная милостыня, а новая, высшая форма жертвы, где Церковь стано­вится и организатором сбора и распорядителем материальных благ:

"Так как они не смели отдавать в руки (апостолов) и не с над­менностью отдавали, но приносили к ногам их предоставляли им быть распорядителями и делали их господами, так что издержки делались уже как из общего имения, а не как из своего " /IX:113/.

В случае Иерусалимской общины количество как бы переходит в ка­чество: милостыня, которая обычно важна лишь для дающего , оказывает­ся столь щедрой, всеохватывающей и организованной, что переходит в благодатное общение имуществ. Здесь, помимо решения личных нравс­твенных проблем, связанных с зависимостью от имения, решается еще и социальная проблема избавления от нищеты. Человек в таком обществе одновременно и не обладает собственным имением (добровольно беден), и в то же время недобровольная бедность побеждена общением имуществ. Это-то и приводит в такой восторг святителя. Отталкиваясь от факта наличия частной собственности, этот путь, по мысли Иоа нна Златоуста, должен изнутри привести к разрушению частнособственнических безбла­годатных отношений и созиданию подлинно христианских любовных отно­шений между людьми, экономической основой которых является общение имуществ /40/.

Итак, милостыня, является не только способом обретения личного совершенства, но и путем к социальному христианскому идеалу. Однако,

Подчеркнем это еще раз, - это путь не внешних реформ, а внутренн­его преодоления несовершенства общества необычайным возрастанием дел милостыни и благотворительности, иначе говоря, - путь возрастания христианской любви в мире. Здесь еще раз уместно вспомнить слова святителя о Иерусалимской общине: "любовь ли родила нестяжание , или нестяжание - любовь? Мне кажется, любовь - нестяжание , которое ук­репляло ее еще больше ". Любовь - первична, формы же общежития - вто­ричны. Но формы вовсе не должны остаться застывшими - их изменение, по Златоусту, и естественно, и даже необходимо ради укрепления люб­ви.

Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий

БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ

Милостыня - одна из основ-ных добродетелей христианина. Господь в Нагорной проповеди говорит: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5. 7). Т.е. от нашей милосты-ни зависит, будем ли мы, греш-ные, помилованы Богом. В поня-тие милостыни входят не только материальные вещи, но и чув-ства, настроение, расположение, с которыми человек подает мило-стыню.

Когда речь идет о размере мило-стыни, уместно вспомнить Еван-гельский сюжет о лепте вдовы. Господь был в Иерусалимском храме и, остановившись у сокро-вищницы, куда собирались пожер-твования, наблюдал. Подходили богатые люди, клали большие сум-мы денег. Подошла бедная вдова и пожертвовала всего две лепты. Господь же сказал ученикам: Эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк 12. 43-44).

Церковь выделяет два вида ми-лостыни - материальную и ду-ховную. Причем духовная мило-стыня значительно важнее.

В основе и материальной, и ду-ховной милостыни должны ле-жать любовь и сострадание к че-ловеку. Если с такими чувствами мы подадим милостыню, не ду-мая о том, на какие нужды она будет использована, данное нами непременно послужит на пользу и нуждающемуся человеку, и нам самим.

Милостыня материальная всем известна. Каждый христианин обязан в меру возможностей, и, конечно же, в меру своей веры, материально помогать нуждаю-щимся людям.

ДУХОВНАЯ МИЛОСТЫНЯ

Второй вид милостыни - мило-стыня духовная. Сейчас она, к со-жалению, менее распространена. Что к ней относится? Во-первых, молитва за человека. Например, обратился к вам человек с какой-то бедой, с какой-то проблемой, но вы чувствуете, что не можете оказать ему существенной мате-риальной помощи. Тем не менее, вы способны свое сострадание и соучастие этому человеку выра-зить через молитву. Богу ведомо, кто в чем нуждается. Поэтому не обязательно в молитве называть конкретную просьбу. Нужно просто помолиться за человека, чтобы Господь помиловал его. Милость Божия проявится в том, в чем он сегодня нуждается.

Совет, вовремя поданный, так-же является духовной милосты-ней. Когда человек делится своим опытом, как правильно жить, как правильно что-либо сделать - и это будет духовной милостыней.

Еще милостыня может выра-зиться в добром слове. Приснопа-мятный архимандрит Павел (Груздев) любил повторять: «Лас-ковое слово и в мороз согреет».

Когда человек находится в сложном положении, он особен-но нуждается в ласке и внима-нии. И если нам говорят ласковое слово от любящего сердца, оно дает положительный духовный заряд, импульс, который вдох-новляет и подкрепляет нас, что сопровождается радостью и ду-ховным подъемом.

Сострадание и соболезнование - вид духовной милостыни, ког-да у человека какая-то беда, мо-жет быть, он потерял дорогого, любимого человека, или страдает от болезни.

Молитва за усопших тоже явля-ется духовной милостыней.

Церковь рекомендует молиться за усопших такими словами «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согре-шения вольная и невольная, и да-руй им Царствие Небесное».

ДВЕ ЛЕПТЫ

Я хотел бы еще раз возвратить-ся к притче о бедной вдове. Бога-тые люди, как говорит Сам Гос-подь, жертвовали от избытка, а бедная женщина положила всего две лепты. Но Господь смотрит не на количество положенного, а на его качество, точнее - на то, с какими чувствами, с каким рас-положением дана жертва. У кого-то сегодня есть возможность дать милостыню в несколько тысяч, и от этого никак не оскудеет его карман, а для нуждающихся лю-дей и десять рублей - суще-ственное пожертвование.

Поэтому, когда человек совер-шает милостыню, он не должен равняться на кого-то. Главное, милостыня должна быть сопря-жена с христианским чувством любви и желанием помочь.

Часто случается сегодня, что богатые люди дают в качестве милостыни или жертвы на храм большие суммы. Но эта жертва - бездуховная, если она не име-ет сопровождения, которое назы-вается любовью, состраданием. Еще хуже, если пожертвованные деньги приобретены путем обма-на. Эти деньги, по сути, своему нынешнему владельцу не при-надлежат - он незаконно ими пользуется. Такая милостыня Господом не принимается.

Есть еще одна закономерность: чем богаче человек, тем он ску-пее, потому что страсть сребро-любия захватывает человека на-столько, что он боится даже ко-пейку потерять, несмотря на то, что у него в банке, возможно, миллионы долларов.

Вопрос о милостыне, братья и сестры, очень не простой. Мило-стыня может быть маленькой, но Богу приятной и людям полез-ной. Она может быть в денежном измерении большой, но ни Богу не приятной, ни людям не полез-ной. Все определяет, с какими чувствами и расположением че-ловек дает милостыню.

***

- Скажите, чем больше христианин творит милостыни, тем лучше он делает для себя и сво-их близких - живых и умер-ших?

Да. Я уже приводил пример, как одна женщина, провожая крестный ход, который идет из Владивостока, пожертвовала уча-стникам этого хода приличную сумму денег. «Я как будто не им, а себе дала», - сказала она по-том. В действительности, она сама получила даже больше, чем дала, ведь милостыня покрывает множество грехов.

***

- Хотелось бы задать вопрос по поводу духовной милосты-ни. Долгое время я поддержива-ла свою подругу в тяжелые мо-менты ее жизни, но постепенно стала замечать, что сама теряю душевный покой. Когда сил на помощь ей у меня совсем не ос-талось, я стала подавать запис-ки в храм о ее здравии. Однако жизнь ее стала еще тяжелее. Как это можно объяснить?

Когда вам стало тяже-ло поддерживать вашу подругу, об этом нужно было поговорить со свя-щенником или с опытным в жизни человеком. Как предположение скажу, что ваша подруга, вероятно, выбрала себе ориентиром совершенно не христианс-кие ценности. В этом слу-чае надо просто прекра-тить ей помогать, чтобы не навредить себе. Когда вы придете в себя, и в вашей душе водворится мир, тог-да вы трезво оцените происходящее и сделаете пра-вильный вывод.

***

- Меня назвали в честь моего деда, кото-рый погиб в Великую Отечественную войну, сражаясь с фашистами. Я часто подаю записки за упокой его души в церк-ви, но не знаю, был ли он крещеным. Правильно ли так поступать?

Если вы не знаете, крещен ваш дед или нет, надо употре-бить максимум усилий, чтобы узнать, был ли он крещен. Если вы не сумеете точно выяснить этого, то можете поминать его в своих домашних молитвах. Мне вспоминается такой случай. Святой Макарий Великий, идя по пустыне, увидел череп умер-шего человека. «Кто ты?» - спросил он. Череп ответил: «Я жрец идола такого-то. Мне очень плохо, я сейчас в аду. Но когда вы, христиане, молитесь, для нас - это отрада и облегче-ние». Заметьте, Макарий Вели-кий не молился за этого жреца, но слова его свидетельствова-ли, что приходят отрада и уте-шение ко всем людям, даже умершим, когда христиане мо-лятся.
Поминать на церковной служ-бе можно только того человека, который сознательно принял Святое Крещение, то есть стал членом Церкви. Это дает воз-можность молиться за него его близким, так же как и другим членам Церкви. На богослужени-ях вы можете услышать призыв священника молитвенно помя-нуть других людей: «И всех пра-вославных христиан». Причем Церковь поминает и живых, и усопших, поэтому молитва цер-ковная очень важна.
Если вы не сможете узнать, был ли крещен ваш дед, то в своей до-машней молитве поминайте его и обязательно старайтесь прово-дить свою жизнь достойно. И ваша молитва, и ваша правед-ность положительно скажутся на загробной жизни дорогого вам че-ловека.
Многое может молитва пра-ведника , - говорит Сам Гос-подь.

***

- Прочитала, что милосты-ня, поданная в женский монас-тырь, ценится в 100 раз больше, чем простое пожертвование в храм. Так ли это?

Цифры эти не совсем объективные. Но то, что мона-стырь является сердцем Церк-ви, - верно. Есть такое свято-отеческое изречение: «Сердце мира - Церковь, а сердце Цер-кви - монастырь». Если вы по-даете милостыню для обители, конечно, в этом большая польза, ведь туда люди уходят не на какое-то время, а на всю жизнь, чтобы совершать подви-ги поста, труда, молитвы за весь мир. Т.е., подавая жер-тву монастырю, вы помогаете ему, и сами себя при этом пору-чаете молитвам насельников обители.
Но это не значит, что храму не надо жертвовать.
Святые отцы говорят, что милостыня покрывает множество грехов, поэто-му тот, кто чувствует на своей душе какую-то гре-ховную тяжесть, должен стремиться творить милос-тыню - не только матери-альную, но и духовную.

***

- Что нужно делать, чтобы сердцем чувство-вать необходимость мило-стыни?

Нужно молиться. Чте-ние утренних и вечерних молитв, Евангелия, Псал-тири - обязанность каж-дого христианина. Этим мы очищаем нашу душу, и она становится чувстви-тельной к проявлениям ду-ховного мира.
Помолившись, каждый человек ощущает, что у него появилось светлое на-строение, ему хочется де-лать что-то доброе, полез-ное. Напротив, когда чело-век сделает что-то плохое, он сразу теряет мир в душе и чув-ствует: на сердце у него потем-нело, что-то внутри наруши-лось. И тут надо также прибе-гать к спасительному средству - молитве. Она восстановит мир, и снова в душе будет светло, и мы будем видеть правильный путь.

Публикуется по: Пять вечеров с Владыкой // Православное Забайкалье. - 27 ноября 2007. - № 21(217).

Милостыня - добродетель, угодная Богу, но она теряет едва ли не всю цену, когда честолюбивый благотворитель подаёт её с гордостью, со тщеславием, любуясь в душе собственным милосердием или выставляя его напоказ, и она не будет достойна небесной награды, по слову Господа Иисуса Христа:

"Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6, 1-4).

Итак, если сердце наше милостиво, то будем творить благотворить втайне. Святитель Николай в этом случае - наш наставник.

Приняв пресвитерский сан, святой Николай прилагал труды к трудам; бодрствуя и пребывая в непрестанной молитве и посте... В это время его родители преселились в вечную жизнь. Получив в наследство их имение, святой Николай роздал его нуждающимся. Ибо он не обращал внимания на скоропреходящее богатство и не заботился о его умножении, но, отрекшись от всяких мирских желаний, со всем усердием старался предать себя Единому Богу, взывая: «К Тебе, Господи, возношу душу мою» (Пс.24:1); «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой» (Пс.142:10); «На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты – Бог мой» (Пс.21:11).

И была рука его простерта к нуждающимся, на коих она изливала пребогатую милостыню, как многоводная река, изобилующая струями. Вот одно из многих дел его милосердия.

Жил в городе Патаре некий муж, знатный и богатый. Придя в крайнюю нищету, он потерял прежнее свое значение, ибо жизнь века сего непостоянна. Сей человек имел трех дочерей, которые были очень красивы собою. Когда уже он лишился всего необходимого, так что нечего было есть и не во что одеться, он, ради своей великой нищеты, замыслил отдать своих дочерей на любодеяние и обратить свое жилище в дом блуда, чтобы таким образом добывать себе средства к жизни и приобретать и себе и дочерям одежду и пищу. О горе, к каким недостойным мыслям приводит крайняя нищета! Имея сию нечистую мысль, муж сей хотел уже исполнить свое злое намерение. Но Всеблагой Господь, не хотящий видеть человека в погибели и человеколюбно помогающий в бедах наших, вложил благую мысль в душу угоднику Своему, святому иерею Николаю, и тайным вдохновением послал его к погибающему душою мужу, для утешение в нищете и предупреждение от греха. Святой Николай, услыхав о крайней бедности того мужа и Божиим откровением узнав о его злом намерении, почувствовал к нему глубокое сожаление и решил своею благодетельною рукою извлечь его вместе с дочерьми, как из огня, из нищеты и греха. Однако он не пожелал оказать свое благодеяние тому мужу открыто, но задумал подать ему щедрую милостыню тайно. Так святой Николай поступил по двум причинам. С одной стороны, он хотел сам избежать суетной человеческой славы, следуя словам Евангелия: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми» (Мф.6:1).

С другой стороны, он не желал оскорбить мужа, бывшего некогда богачом, а теперь пришедшего в крайнюю нищету. Ибо он знал, как тяжела и оскорбительна милостыня для того, кто от богатства и славы перешел в убожество, потому что она напоминает ему о прежнем благоденствии. Посему святой Николай счел за лучшее поступить по учению Христа: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6:3).

Он так избегал человеческой славы, что старался утаить себя даже и от того, кому благодетельствовал. Он взял большой мешок золота, пришел в полночь к дому мужа того и, бросив этот мешок в окно, сам поспешил возвратиться домой. Утром муж тот встал и, найдя мешок, развязал его. При виде золота, он пришел в великий ужас и не верил своим глазам, потому что ниоткуда не мог ожидать такого благодеяние. Однако, перебирая монеты пальцами, он убедился, что пред ним в самом деле золото. Возвеселившись духом и удивляясь сему, он плакал от радости, долго размышлял о том, кто бы мог оказать ему такое благодеяние, и ничего не мог придумать. Приписав сие действию Божественного Промысла, он непрестанно благодарил в душе своего благодетеля, воздавая хвалу пекущемуся о всех Господу. После сего он выдал замуж старшую свою дочь, дав ей в приданое чудесно дарованное ему золото, Святой Николай, узнав о том, что муж сей поступил по его желанию, возлюбил его и решил сотворить такую же милость и второй дочери, намереваясь законным браком оградить и ее от греха. Приготовив другой мешок золота, такой же, как и первый, он ночью, тайно от всех, через то же окно бросил его в дом мужа. Встав поутру, бедняк опять нашел у себя золото. Снова он пришел в удивление и, пав на землю и обливаясь слезами, говорил:

– Боже милостивый, Строитель нашего спасения, искупивший меня самою кровью Твоею и ныне искупляющий златом дом мой и моих детей от сетей вражьих, Сам Ты покажи мне слугу Твоего милосердия и человеколюбивой Твоей благости. Покажи мне того земного Ангела, который сохраняет нас от греховной погибели, чтобы я мот узнать, кто исторгает нас от угнетающей нас нищеты и избавляет от злых мыслей и намерений. Господи, по Твоей милости, тайно творимой мне щедрою рукою неизвестного мне Твоего угодника, я могу отдать замуж по закону и вторую свою дочь и тем избежать сетей диавола, который хотел скверным прибытком умножить и без того великую мою погибель.

Помолившись так Господу и возблагодарив Его благостыню, муж тот отпраздновал брак второй своей дочери. Уповая на Бога, отец питал несомненную надежду, что Он и третьей дочери подаст законного супруга, снова даровав тайно благодетельствующею рукою потребное для сего золото. Чтобы узнать, кто и откуда приносит ему золото, отец не спал ночи, подстерегая своего благодетеля и желая его видеть. Немного прошло времени, как ожидаемый благодетель явился. Христов угодник Николай тихо пришел и в третий раз и, остановившись на обычном месте, бросил в то же окно такой же мешок золота, и тотчас поспешил к своему дому. Услыхав звон золота брошенного в окно, муж тот насколько мог быстро побежал вслед за угодником Божиим. Догнав его и узнав, потому что нельзя было не знать святого по его добродетели и знатному происхождению, муж сей пал ему в ноги, лобызая их и называя святого избавителем, помощником и спасителем душ, пришедших в крайнюю погибель.

– Если бы, – говорил он, – не восставил меня твоими щедротами Великий в милости Господь, то я, несчастный отец, давно уже погиб бы вместе с своими дочерьми в огне Содомском. Ныне же мы спасены тобою и избавлены от ужасного грехопадения.

И еще много подобных слов говорил он святому со слезами. Едва подняв его с земли, святой угодник взял с него клятву, что он во всю свою жизнь никому не поведает о том, что с ним было. Сказав ему еще многое на пользу, святой отпустил его в дом свой.

Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня. Когда подаешь милостыню, подавай с великодушием, с ласковостью на лице, и снабди в большей мере, нежели сколько просил.
При. Исаак Сирин

Подавая лежащему на земле, мы подаем Сидящему на Небе.
Свт. Григорий Двоеслов

Не уделять бедным из того, что остается сверх ваших нужд,- значит похищать чужое добро.
Блж. Августин

Ничем так не угашаются страсти, как милосердием.
Авва Евагрий

Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим - сном, покоем и тому подобным.
Свт. Феофан Затворник

Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас.
Свт. Иоанн Златоуст

Во Второе Пришествие Христово будут написаны все грехи наши; и только милостыня наша изгладит вины наши, написанные в книгах тех.
Прп. Ефрем Сирин

У Бога милость взвешивается милостью. Милости Божией ищи себе милостями к ближним.
Свт. Григорий Богослов

Ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение.
Авва Евагрий

Если бы человек хорошенько исследовал душевную пользу и внутреннее ликование, которое он чувствует даже в этой жизни и от одного маленького благодеяния, сделанного своему ближнему, тогда бы он упрашивал ближнего принять это благодеяние, и даже был бы ему за это благодарен.
Старец Паисий Святогорец

Однажды авва Агафон шел в город для продажи небольших сосудов и находит на дороге прокаженного. Прокаженный спрашивает его: «Куда идешь?» Авва Агафон отвечает ему: «В город, продавать сосуды». Прокаженный сказал ему: «Сделай милость, снеси и меня туда!» Старец поднял его и принес в город. Больной сказал: «Положи меня там, где ты будешь продавать сосуды». Старец сделал так. Когда он продал один сосуд, прокаженный спросил его: « За сколько продал ты?» - «За столько-то» ,- отвечал старец. Больной сказал: «Купи мне пирог». Старец купил. Потом продал другой сосуд. Больной опять спросил: « Этот за сколько? » - « За столько – то » ,- отвечал Агафон. Больной сказал: «Купи мне такой же пирог». Авва Агафон купил. Наконец, когда старец продал все сосуды и хотел идти назад, прокаженный спросил: « Ты идешь? » - « Д а » ,- отвечал старец. Больной сказал ему: «Сделай милость, отнеси меня опять туда, где взял». Старец взял его и отнес на прежнее место его. И говорит ему тогда прокаженный: «Благословен ты, Агафон, от Господа на Небе и на земле!» Агафон посмотрел - но уже никого не видел, ибо это был Ангел Господень, пришедший испытать его.
Древний Патерик

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»