Отреклись от бога значит похулить духа святого. Если ты мысленно произнёс к примеру мат на Духа Святого

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Вопрос: Что значит хула на Бога или святого духа? Как справится с Богохульными мыслями? Простит ли Бог оскорбления в свой адрес?
(Виктория)

Ответ: Это, пожалуй, самые болезненные из вопросов, которые задают себе христиане, столкнувшиеся с тяжелыми испытаниями. Из таких испытаний не всегда удается выйти с легкостью и(или) духовно неповрежденным, что доставляет пережившим их особо тяжкую боль. Наверное, в жизни каждого верного христианина бывало время, когда он задавал себе подобные вопросы и не находил ответа на них. И, несомненно, ты далеко не одинок в своих попытках найти на них ответ.

Как я понял из опыта, выпавшего на мою долю, и также из опыта тех, с кем сталкивался на своем жизненном пути, как правило, такие вопросы задают люди, столкнувшиеся с вопиющей несправедливостью. Или с каким-то иным ужасом или несчастьем, которые случились с ними или, возможно, с дорогими для них людьми. Когда такое случается с человеком, вполне возможно, что у него возникнут сомнения в Боге или даже гнев на Него. И впоследствии, всё это, вместе взятое, может вызывать у такого человека боль, не проходящую долгие месяцы и годы. Но ещё хуже, когда ситуация не исправляется и справедливость не восстанавливается, и когда кажется, что этому нет конца и что Бог будто бы отвернулся, а у тебя как будто не осталось никакой надежды.

К особому несчастью, обычно всё это испытывают люди с чуткой душой, с обострённым чувством справедливости и с ранимым сердцем. Однако, самое неприятное заключается в том, что твоей душе больно не только из-за происшедшего или происходящего. Нет, вдвойне больнее из-за того, когда кажется будто бы ты сам, по собственной вине оскорбил Дух Божий, отрезав себя и от Него, и от всякой надежды на прощение. Но действительно ли это так? Что такое хула на Святой Дух? И существуют ли библейские основания заключить, что тебе нет прощения?

В Библии описано очень много ситуаций, позволяющих понять точку зрения Бога на эти вопросы. Поэтому, забегая наперед и говоря очень кратко, нужно увидеть самое главное: Бог проводит существенную разницу между поступками разных людей, которые согрешили (в том числе своими устами) против Него . И, хотя в случае каждого согрешения право окончательного суда принадлежит только Божьей справедливости и Его милосердию, такие проступки можно разделить на две условные группы.

В первую группу проступков можно отделить случаи, когда человек находится и действует под руководством привитых ему ложных ожиданий или неточных представлений о Боге и Его замысле. Очевидно, что будучи неправильно обученным, человек не может абсолютно правильно оценить ни свои действия, ни Божьи. И, соответственно, не может поступать абсолютно безгрешно. Попадая в таком состоянии под давление непредвиденных обстоятельств, человек может придти в крайнюю степень отчаяния и даже согрешить против Бога. Но впоследствии он может горько раскаяться в сказанном или сделанном и прилагать все старания, чтобы не повторять своего греха.

Однако, совсем другое дело, когда с какого-то момента времени человек правильно осведомляется о Боге и Его замысле, но продолжает целенаправленно грешить против Бога постоянным и злонамеренным противлением, настаивая при этом на своей «праведности» (сравни Притчи 14:17,ПАМ).

Итак, теперь это можно рассмотреть на некоторых библейских примерах.

Что такое хула на Святой Дух?

Самое известное высказывание, нагоняющее страх неотвратимости наказания за хулу на Святой Дух, принадлежит Иисусу Христу. Чтобы понять, что именно Иисус назвал хулой на Дух, необходимо рассмотреть при каких обстоятельствах Он это сказал:

«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав [сие], сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: …если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие… Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфея 12:22-32).

Используемое вдохновенными апостолами греческое слово βλασφημία [бласфэмИа] , переведенное в данном тексте как «хула» имеет значения «хула, поношение, богохульство, злоречие, укоризненное злословие» . (см. также Марка 3:28, Луки 5:21, Иоанна 10:33). Например, в списке пороков, приведенных в Колоссянам 3:8 это же слово переведено как «злоречие», и это не то же самое, что «сквернословие», для обозначения которого в этом же списке использовано совершенно другое слово – αισχρολογίαν [айсхрологИан], имеющее значение «сквернословие, непристойная речь, грязный разговор» .

Т.е. «хула» это не обязательно «сквернословие» или «грязная речь». Нет, слово, переведенное, как «хула», обозначает, скорее, умышленное приписывание унизительных и отвратительных качеств объекту или лицу, против которого эта хула направлена. Т.е. это слово относится именно к унижающей сути сказанного, но не к форме слов, в которые эта суть облекается. Следовательно, «хула» не обязательно может или должна прозвучать в нецензурных выражениях - нет, точно так же она может прозвучать и в общепринятых выражениях и даже вполне литературных.

[В качестве примера можно привести пророка Исаию, который до начала своего служения был «человеком с нечистыми устами». Он был с детства посвящен Иегове, как член Его народа. Но, выражаясь языком современных понятий, Исаия, (до своего призвания) живя «среди народа с нечистыми устами», попросту матерился вместе со всем своим окружением. И когда ему явилось великое видение от Иеговы, Исаия до смерти испугался именно из-за этой своей грешной склонности. Однако, Иегова видел гораздо дальше, чем «нечистые слова», которые произносил этот человек. Под этой неприглядной оболочкой Бог увидел его доброе и отзывчивое сердце, и без всяких упреков повелел Своему ангелу «очистить» уста Исаии (Исаии 6:5-7). А затем Бог призвал Исаию служить одним из самых великих пророков, которых когда-либо знал этот мир (Исаия 6:8).

Этот пример помогает нам понять две утешительных вещи. Во-первых, «нечистая речь» не всегда является богохульством или хулой на Дух. И, во-вторых, в этом примере можно увидеть, что отношение Бога к человеку может сильно отличаться от отношения этого человека самому себе. Ведь, в первую очередь, Бог смотрит не на то, как человек себя повел, но на то, что этим человеком движет, и как он относится к своим проступкам. ]

Поэтому, возвращаясь к словам Христа из Матфея 12:22-32, становится очевидным, что в данном случае «хулой на Святой Дух» Иисус назвал именно умышленное приписывание нечистой силе дел, которые были сотворены силой Бога. Иными словами, сила Бога представлялась обвинителями Христа, как сила нечистая, демоническая.

Например, если бы какой-нибудь неосведомленный язычник не увидел, но услышал о чудесах Иисуса, которые тот творил в среде Своего народа, то, не зная тонкостей происходящего, мог бы и всерьез принять заявления противников Иисуса, будто бы Его чудеса являются демоническими. Более того, по своей неосведомленности, такой язычник мог бы и сам (вслед за противниками Христа) до какого-то времени повторять, что эти чудеса - от демонов. Однако, такое мнение было бы, скорее, вызвано невежеством, а не сознательным противлением, как это было в случае оппонентов Иисуса. Потому что противники Христа видели проявление силы Духа воочию. В связи с этим Иисус говорил, что если бы в языческих городах «в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в (Иудее), то давно бы они во вретище и пепле покаялись» . Этим Он тоже подчеркивал явную злонамеренность противления своих оппонентов.

Итак, почему Иисус отнёс этот проступок к грехам, которые не имеют прощения? Чтобы понять это, нужно ответить на два вопроса: к кому были адресованы эти Его слова? (1) И по какой причине? (2)

Во-первых, эти слова Христа были адресованы к закоренелым противникам Его деятельности.

Во-вторых, евангельские писатели сообщают, что противники Иисуса проявляли такой противящийся настрой постоянно . Да, Иисус явно не вписывался в их ожидания, связанные с появлением Мессии. Но ведь и чудеса, которые Он творил, были явно от Бога! Да и всё, чему Он учил, соответствовало справедливому Духу Писаний, которые они знали с детства. Это было настолько очевидным для всех участников событий, что у каждого из них были все возможности изменить свои неправильные представления о Боге и Его замысле. Но противники Иисуса упрямо отвергали всё это. В связи с этим очевидно, что в их противлении ясно прослеживалось злое и укоренившееся намерение отрицать все очевидные факты как из жизни, так и из Писаний.

Более того, весь контекст описанного показывает, что их негативный настрой был осознанным , а в его основе лежало абсолютное нежелание признавать свою неправоту перед Писаниями, а также гордыня, ненависть и зависть к чудесам Иисуса. Ведь в действительности эти чудеса выявляли черствость и злобу их сердец.

В самом деле, разве не было причин для радости, когда Иисус исцелял неизлечимые болезни, избавляя от мучений несчастных людей, страдавших до этого всю свою жизнь? Любой нормальный человек только порадовался бы за них! Но противники Иисуса приходили в еще большую злобу, приписывая сверхъестественной силе Иисуса демоническое происхождение, а самому Иисусу - мыслимые и немыслимые грехи (ср. Иоанн 9:18,19,24). Вот именно этот злой настрой и стал основой их оскорбительных высказываний, и не случайно, что Иисус назвал всё это не иначе как «хулой на Святой Дух». Наконец, Он прямо указал им на причину такого их поведения:

«Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Матфея 12:34,35).

Таким образом, их богохульная и унизительная речь была не просто каким-то случайным порывом, высказанным под давлением какого-то ужаса, внезапного несчастья или иной вопиющей несправедливости. Нет, это было проявлением лютой ненависти, которой были наполнены их сердца , и они не боролись за то, чтобы раскаяться и очистить свои сердца от злобы. Поэтому они злобно хулили сделанное Иисусом в тот момент, когда им надлежало радоваться справедливым делам, сделанным во благо человеку и во славу Бога. Это и есть хула на Святой Дух. По сути это есть то же самое, что делали ропотники во дни Моисея, когда они в упор отказывались признавать все благодеяния, сделанные для них Святым Духом Бога (Евреям 3:16-19).

Не судите себя

К сожалению, читая слова Христа из Матфея 12:22-35, раскаивающийся человек, который согрешил против Бога своими устами, тоже может обвинять себя в том, что раз он в чем-то обвинил или оскорбил Отца, то его сердце непременно было злым, а сам он «похулил Дух» и теперь не заслуживает прощения. И если ты в чем-то оступился или погрешил устами, то разве это означает, что Бог уже считает тебя согрешившим против Святого Духа и достойным только смерти?

Дело в том, что древние израильтяне, которые тяжко грешили против Бога, тоже думали именно так. Им казалось, что после их грехов у них уже нет шанса ни на исправление, ни на прощение. На основании этого они были уверены, что теперь они достойны только смерти. Об этом записал пророк Иезекииль, и очень примечательно то, ЧТО Бог ответил им на это:

И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы говорите такие речи: “на нас лежат преступления наши и грехи наши, и от них мы истаиваем: как же нам остаться в живых? ” Скажи им: жив Я, говорит Господь Иегова: не смерти беззаконника хочу, но того, чтобы беззаконник отстал от пути своего, и жил. Обратитесь, отстаньте от порочных путей своих; и к чему вам доводить себя до смерти, дом Израилев? (Иезекииль 33:10,11,ПАМ)

Как видно из этих слов, самое первое, на что Бог указал израильтянам через Иезекииля - это то, что они не знают Его в полной мере: ведь Иегова - это Бог жизни, а не смерти . Из этих слов следует, что для Бога есть вещи более важные, чем проступок человека. У Него нет ни цели, ни желания непременно умерщвлять всякого грешника. И если ты, внезапно оступившись, прилагаешь все усилия искать Божью справедливость, то у тебя есть и надежда на прощение. Бог ведь видит не только проступки, но и обстоятельства, которые к ним привели. Так же Он видит и сердца согрешивших. И для Него намного важнее, как в итоге человек относится к своему проступку, и имеет ли он готовность не повторять его.

[Нужно учесть, что в этой статье мы говорим, преимущественно о грехах против Бога, а не против людей. Понятно, что грех против людей тоже является грехом против Бога, однако такие грехи можно (и нужно) заглаживать, например, возмещая ущерб этим людям и/или попросив у них прощения. В случае же греха против Бога затрагиваются только личные взаимоотношения человека с Богом, и преимущественно таким случаям и посвящена эта статья. ]

Поэтому просто задумайся над тем, какие грехи в течении столетий терпел Иегова от Своего древнего народа. Над этим следует размышлять не для того, чтобы считать, будто бы наши грехи не так страшны, как грехи древних отступников. Нет, человек, ищущий Бога, не будет оправдывать себя проступками других людей (Галатам 6:5, сравни Луки 18:11, Бытие 3:12 ). Рассматривая отношение древних грешников к своим грехам, христианину, в первую очередь, следует задумываться о том, как милостив Бог ко всем, кто хочет найти Его благосклонность.

Ведь каких только ужасов не творили Его «поклонники», научившись этому от развращенных народов, которые жили вокруг Израиля! И каких только оскорблений эти грешники не отправили в Его адрес! (2я Паралипоменон 36:16). Тем не менее, на протяжении долгих столетий Бог терпеливо посылал к ним пророков с одной и той же вестью: раскайтесь и обратитесь от злых дел ваших !

И если их упорные грехи не имели прощения, то какой смысл было посылать к ним эти вести? Если их грехи были неисправимыми, то в чем смысл слов пророка Исаии, который тоже был послан к ним с такими же словами:

Омойтесь, очиститесь, удалите худые деяния ваши от очей Моих; перестаньте злодействовать. Учитесь делать добро; любите справедливость; восстановите угнетенного; защитите сироту; разберите дело вдовицы. Приидите, и станем судиться, говорит Иегова. Если будут грехи ваши, как алая ткань, все станет бело, как снег ; если будут краснеть, как багряница, все будет, как волна. Если хотите, и послушаетесь, то будете наслаждаться добром земли. (Исаия 1:16-19)

На эти слова нужно обратить особое внимание. Никогда не изменяющийся Бог как будто до сих пор указывает, что даже если ваши сердца кажутся вам безнадежно испорченными, а грехи – такими же неисправимыми, как крашенная ткань, то просто «обратитесь», и Он сделает вас чище белого снега. Этим Бог показывает, что Он Сам - лично - будет считать обратившегося грешника настолько чистым, как белый снег!

Задумайся, если бы не было прощения при раскаянии от самых тяжких грехов, то разве эти слова были бы правдой? Конечно, нет. Поэтому не суди себя. И, раскаиваясь перед Богом, позволь Ему простить тебя. Что бы ни случилось, каждому христианину следует прислушаться к словам апостола Петра: «смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1е Петра 5:6,7).

Ведь, отказывая Богу в прощении, мы бы свидетельствовали, что считаем наш суд на собой более праведным, чем суд Божий. И это было бы еще хуже, чем тот проступок, которым мы согрешили. Более того, этим мы показывали бы, что не знаем Его, и представляли бы Его неправедным и бесконечно жестоким. Но даже сами мысли, приводящие к таким выводам, являются невыносимо тяжкими, и, как видно из Библии, они явно исходят не от Бога. Поэтому не нужно давать им возобладать над собой. Бог видит сокрушенные раскаянием сердца и желает им помочь. Ведь, как писал псалмопевец, «сердца сокрушенного и удрученного не отвергаешь Ты, Боже» (Псалом 50:19,СинП; ср. Исаии 66:2).

«Примет ли Бог моё раскаяние?»

Но, конечно, всё выше рассмотренное касается тех, кто искренне раскаялся и полностью доверился Божьему суду, а также от всего сердца прилагает усилия, чтобы исправить своё поведение.

Но ты спросишь: разве может быть такое, что чьё-то раскаяние Он не примет? Примет ли Бог моё раскаяние?

Из древнего Закона мы знаем, что такое грех. Но так как в эпоху Нового Завета взаимоотношения с Богом зависят от поступков по Духу Закона, а не по самому Закону, то нам не нужно утруждать себя точным перечнем грехов, за которые не будет прощения. Суд по Духу подразумевает индивидуальный подход в каждом конкретном случае. Нам лишь остаётся довериться Божьему милосердию и справедливости и прилагать старания, чтобы, раскаиваясь, держаться от греха подальше и стараться узнать Бога как можно лучше - тогда у нас не будет сомнений ни в чём.

Рассматривая следующие примеры Божьего мышления и Его судов, напомним себе, что в Библии есть лишь упоминание о «книге жизни», в которую не попадут упорно нераскаивающиеся грешники . Кроме того, в Писаниях описан и целый ряд случаев, когда люди совершали самые ужасные грехи против Него - грехи, за которые должно было выносить смертный приговор, - но Он прощал, когда они раскаивались, и даже активно им помогал.

Одним из таких самых вопиющих грешников против Бога был древне-иудейский царь Манассия. Он не только ввел себя и древний народ Бога в разврат и кровопролитное беззаконие, но и в упрямое идолопоклонство, что является, пожалуй, наиболее тяжким грехом против Бога (4я Царств 21:1-18). Однако, впоследствии, когда Манассия, будучи наказанным Богом, попал во вражеский плен, он глубоко раскаялся и был прощен Богом. Причем Бог даже помог ему – до такой степени, что Манассия был возвращен на царский трон* (2я Паралипоменон 23:10-13). Это, пожалуй, один из наилучших примеров того, что, видя в сердце грешника искреннее раскаяние, Иегова поступает по духу - прощает полностью и бескорыстно. То есть на примере раскаяния Манассии видно, что даже его тяжкие грехи не были расценены как непростительная хула на Святой Дух и, в случае искреннего раскаяния, прощались.

Поэтому, если ты от всего сердца раскаиваешься в сделанном и стараешься исправить свои пути, то у тебя есть все основания для уверенности, что Бог простит тебя и будет к тебе благосклонен. Ведь Он желает тебе только добра, и если ты это понимаешь, то у тебя нет причин лишать себя сил непосильным беспокойством.

[*– Правда, в случае с Манассией Иегова так и не отменил уже провозглашенное наказание всему народу, хотя и отсрочил срок его наступления (4я Царств 23:26). Но это наказание не было отменено, в том числе и из-за того, что (в отличие от Манассии), большая часть народа так и не раскаялась в своих богохульных грехах и в идолопоклонстве - и это хорошо видно из других книг Библии, например, из книги Иеремии. ]

Еще одним примером Божьего прощения является случай с Давидом, который подлежал смертельному приговору за своё прелюбодеяние с Вирсавией и за убийство её мужа. Давид искренне раскаялся и смертный приговор был отменен, хотя некоторое время Давид еще пожинал тяжкие последствия своего согрешения (2я Царств 12:13,14). Однако, наилучшим подтверждением того, что после наказания Давида Иегова не вынашивал планы мести против него, является факт, что второй ребенок Давида от Вирсавии (Соломон) стал прародителем Иисуса Христа.

Таким образом, Писания показывают, что Бог готов не только прощать раскаивающегося грешника, но прощать бескорыстно и навсегда.

Простит ли Бог Иуду Искариота?

Как было рассмотрено выше, бывают настолько упрямо совершаемые грехи, что они не будут прощены никогда. И некоторых согрешивших христиан волнует: что же это за грехи, раскаяние в которых не помогает?

Обычно при этом вспоминают пример греха Иуды Искариота, о котором Иисус сказал, что «лучше бы ему и не родиться». С уст Христа это звучит как приговор Бога, Который видел сердце этого предателя.

В ситуации с Искариотом для многих непонятно лишь то, действительно ли он раскаялся, и если да, то простит ли Его Бог? Но еще вопрос, раскаялся ли он на самом деле, и перед Богом ли? или лишь перед обществом, от которого зависела его жизнь? Мы этого не знаем, потому что, в отличие от Бога, не можем увидеть, что было в его сердце.

Поэтому, учитывая сказанное об Иуде Христом, мы не можем добавить ничего более конкретного. Мы не Бог и не можем принимать судебное решение по Искариоту. Ведь на это имеет право только Он.

Никто из нас не видел и не слышал воочию всего того, что видел и слышал Искариот. Ведь Иуду обучал Сам Иисус, и у него были все шансы смягчить своё сердце, чтобы не согрешить. Идя на предательство, Иуда явно шел против ясно выраженной воли Бога и против явных проявлений силы Его Духа. Как иудей, Он знал Писания с детства. И он лично получил просвещение от Иисуса и, как подтверждение этому, воочию видел Его потрясающие чудеса. Поэтому он просто должен был понимать, Кто за Иисусом стоит. Кроме того, Иуда был вместе с апостолами, которые находились под прямой опекой Сына Божьего (Деяния 1:16,17, Иоанн 17:12), а не под действием обмана, насилия или вопиющей несправедливости. Поэтому Он сам дал себя обмануть (Иакова 1:14).

Однако, после предательства, он, казалось бы, раскаялся в сделанном и пришел в Храм, стараясь вернуть тридцать сребреников, за которые он предал Господа. А затем просто повесился.

И некоторые согрешившие христиане настолько мучаются из-за своего поступка, что пытаются сравнить свой грех с грехом Иуды, пытаясь на его примере понять простит ли их Бог и примет ли их раскаяние или нет. И нужно сказать, что это совершенно неразумно. И вот почему.

Любой грех оскорбляет Дух Бога!

Как следствие обучения, полученного от своих религиозных учителей, некоторые христиане пытаются понять, за какие именно грехи не последует прощения. Они пытаются это понять, чтобы не повторить эти грехи или чтобы вынести себе «правильное судебное решение». Но, во-первых, такие христиане берут на себя роль Судьи. И, во-вторых, они пытаются оценивать свои поступки не по Духу, но как бы по заповеди, забывая, что в эпоху служения по Духу нет особого перечня грехов, за которые непременно последует т.н. «смерть вторая»! В том-то и дело, что суд по Духу - это суд Бога по рассмотрению состояния сердца конкретного человека, т.е. по отношению его сердца к проступкам, которые он совершил.

И самое главное, чего еще не понимают такие христиане, это то, что любой грех оскорбляет Дух Бога! Это можно понять из ряда библейских высказываний.

Например, это видно в следующем отрывке из послания к Евреям:

Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим , то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет ? (Евреям 10:26-29).

Здесь следует обратить особое внимание на слово, переведенное как «произвольно [грешить]»: в этой фразе на языке оригинала это слово несло значение «[грешить] добровольно, произвольно, охотно ». Например, это же слово прямо противопоставляется поступкам под принуждением в 1м Петра 5:2. Таким образом, такое охотное и добровольное действие прямо противоположно поступкам, совершенным не вполне осознанно, например, из-за обмана при обучении в собрании (ср. Луки 12:47,48 ). Как показывают дальнейшие слова апостола, такая наглая добровольность, лежащая в основе осознанного греха, считается «оскорблением» Святого Духа (10:29). Это становится тем более верно, если такой грех осознанно и с желанием повторяется человеком снова и снова.

Более того, слово, переведенное в Евреям 10:29 как «оскорблять », имеет значение «издеваться, оскорблять, глумиться ». Такое значение во многом совпадает со значением слова βλασφημία [бласфэмИа] – «хула, поношение, укоризненное злословие ».

Таким образом снова подтверждается вышеприведенная мысль, любой грех, совершаемый вполне «охотно» и по «доброй воле» может стать таким глумлением над Святым Духом, что оно в свою очередь может быть признанным как «хула на Святой Дух». И в итоге может привести к тому, что более «не останется жертвы за грехи» и ничего, кроме смертного приговора.

Однако и здесь библейские примеры показывают серьезные различия в Божьем суде даже по отношению к сознательно грешащим. Это, например, показывают вышеприведенные примеры сознательных и добровольных грехов Давида и Манассии, которые, раскаявшись, были оправданы, хотя и потерпели некоторое наказание.

Еще один пример касается Анании и Сапфиры, которые, продав дом, принесли деньги в общую кассу, и решили утаить часть суммы. Будучи попросту жадными и лживыми, они при этом хотели выглядеть щедрыми и искренними. И солгали, говоря, что отдали всё, что имели. За что тут же были признаны, как солгавшие против Святого Духа, и умерли – сразу же после своей добровольной и сознательной лжи. (Деяния 5:1-10). При этом нужно обратить внимание, что грех Анании лежал именно там, где его мог видеть только Святой Дух, – в СЕРДЦЕ этого человека! (Деяния 5:3)

Другой пример касается брата из Коринфского собрания, который впал в разврат до такой степени, что «спал с женою своего отца». Сам факт, что при этом собрание «возгордилось» собой, показывает, что грех этого брата тоже был вполне осознанным и добровольным . За что Павел строго отчитал братьев и призвал их более не считать грешника членом своего собрания и братом (1е Коринфянам 5:1-5). Однако тот же Павел в своем 2м письме к Коринфянам писал, что брата, который осознал свой грех и глубоко раскаялся в содеянном, нужно простить и с радостью принять назад в любящую семью апостольского собрания (2е Коринфянам 2:6-11, 7:9-11). Более того, Павел написал, что это прощение исходит от имени Христа (2е Коринфянам 2:10), а значит и от Святого Духа.

Также то, что любой грех оскорбляет Дух Бога, видно, например, из ситуации перед потопом, когда земля наполнилась злодеяниями. Вот как Бог охарактеризовал происходящее:

И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть… И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время… (Бытие 6:3-7)

Как видно из этих слов, грехи людей оскорбляли Дух Бога ! Причем оскорбляло Иегову именно то, чем были наполнены их сердца !

О чем это говорит? Дух Бога, который пронизывает всю Вселенную, – это Дух Любви, Истины и Справедливости. Пронизывая всю Вселенную, этот Дух пронизывает и каждое сердце, видя и чувствуя, что в нём происходит. По-другому быть не может, ведь всё созданное Богом - это как бы частица Его Самого, Его необъятной силы и энергии, как и написано: «ибо [будучи родом Божиим] мы Им живем и движемся и существуем…» (Деяния 17:28,29). Поэтому всякий раз, когда кто-нибудь где-то попирает справедливость или истину, Дух Божий чувствует эту «боль» как бы «внутри Самого Себя» и оскорбляется такими поступками, ведь они противны самой Его Сущности. Вот почему христиане настоятельно призываются:

«облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте… и не давайте места диаволу… И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Ефесянам 4:24-30).

Особое внимание нужно обратить на греческое слово λυπειτε [люпЭйтэ] , которое переведено в данном тексте как «[не] оскорбляйте ». А в языке оригинала это слово несет значение «стеснять, тяготить, опечалить, огорчать, терзать, мучить» .

Это лучше всего доказывает, что, всякий раз согрешая, люди «тяготят, терзают и мучат» Дух Бога. Причем это происходит в случае любого неправедного поведения, а не только тогда, когда человек вслух обижается или гневается на Бога из-за того, чего не понимает.

Поэтому помни, что и у Него есть чувства и «боль», которая всякий раз утихает, когда Он видит сердца, стремящиеся к праведности и раскаивающиеся в своих грехах. Помни, что Иегова видит каждое «движение» твоего раскаивающегося сердца, и оно приносит невероятную радость и в Его «сердце».

Бог, как видно из всего перечисленного, невероятно долготерпелив и «не хочет, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» . Иегова очень ценит сердца людей, готовых признать свою неправоту и раскаивающихся в своих проступках . И в результате их искреннего раскаяния Бог готов их простить. Поэтому, раскаявшись, возложи свои заботы на Бога и уповай на Него. Не огорчай, и не терзай впредь ни себя, ни Дух Бога. И, тем более, не делай впредь свои грехи сознательными, чтобы не довести Дух Божий до такого гнева, чтобы в нем не осталось места для прощения (Евреям 10:26-29). И в этом тебе поможет знание о Его любви, и обо всем, что Он сделал для тебя и на какие жертвы пошел.

БОГ ЛЮБИТ ТЕБЯ!

Но, что если тебя продолжают терзать мысли, из-за которых ты обвиняешь себя и думаешь, будто твой грех против Бога самый особенный и самый тяжкий из всех грехов, какие только можно себе представить? Что, если такие мысли угнетают тебя настолько, что ты невольно начинаешь считать, что Бог жестоко отверг тебя и обрек на неминуемую смерть? Постарайся молиться об этом. Даже самая короткая молитва будет услышана Богом, который знает о твоей нужде прежде твоего прошения у Него. «…И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Филиппийцам 4:7).

Если тягостные мысли о Боге не уходят от тебя, то, скорее всего, у тебя было нелегкое прошлое, или ты был обучен неправильному представлению о личности Бога. Помни, что чаще всего такое происходит в результате обучения, полученного от своих религиозных учителей (например, в стенах Сторожевой Башни), которые приписывают свои собственные учения и дела Божьему влиянию. Такое обучение может крепко укорениться в уме доверчивых христиан, подменяя справедливость Бога заповедями и представлениями человеческих лидеров собрания. В итоге, проблемы и трудности, происходящие с человеком под воздействием такой среды, могут казаться ему, как исходящие от Самого Бога! Неудивительно, что в таком состоянии человек может обвинить и Самого Всевышнего.

В такой ситуации важно лишь вовремя остановиться и подумать: всё ли ты понимаешь правильно? Спроси себя: «А при чём здесь Бог? Имеет ли Он, вообще, отношение конкретно к этой ситуации?» Молись, или попроси кого-то, кому ты очень доверяешь, поговорить с тобой. Обязательно задавай себе логические вопросы, и попытайся с их помощью выяснить действительно ли Бог выглядит таким, как тебе кажется, или это следствие неправильного обучения твоей религии или боли, которая мешает тебе жить. И обязательно вспоминай записанное Иаковом:

Пусть никто не говорит, подвергшись испытанию: “Это Бог меня искушает”. Бога нельзя искусить злом, и Он никого не искушает (Иакова 1:13,РБО)

Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1е Коринфянам 10:13).

Бог, как никто другой, понимает боль предательства и Ему понятны чувства человека, который думает, что Бог несправедлив по отношению к нему. Однако, в силу сложившихся обстоятельств, Он невиновен в происходящем и обязательно поддержит тебя, чтобы ты смог перенести этот тяжелый для тебя период. Ведь Он понимает, что все наши беды исходят из-за влияния на нас, исходящего от нашего окружения, и частично из-за нас самих.

Но если ты по-прежнему испытываешь тягостные мысли, то подумай, как бы ты реагировал если бы против тебя кто-нибудь согрешил устами, но потом раскаялся и попросил прощения? Например, что если бы тебя оскорбил близкий человек, твой собственный ребенок или младший братишка (сестренка)? Стал бы ты, несмотря на его раскаяние и мольбы о прощении, требовать немедленной казни для него? Любому нормальному человеку даже сама мысль об этом может показаться омерзительной и кощунственной. Ведь настоящая любовь не только справедлива, но и готова прощать, надеясь на лучшее. И если ты, будучи грешным человеком, готов поступить по любви и простить раскаивающегося грешника, то какие есть основания думать, что Вечный Бог поступит менее справедливо, чем ты? Неужели ты более справедлив и более милосерден, чем Он?

Также, сожалея о сделанном, подумай и о том, что твоя боль вызвана твоим собственным отношением не только к этому греху, но и к самому себе . Но ведь это твоё отношение, а не Божье ! Если тебе неприятна сама мысль о собственном грехе, о собственной неправде, то неужели Всевидящий этого не видит и не ценит? Бог, Который смотрит на сердца, прекрасно знает не только происшедшее и что к нему привело, но и всё, что происходит в твоем сердце. И уже сам факт, что ты знаешь и любишь Его справедливость, говорит, что ты ходишь в истине и должен прислушаться к словам апостола Иоанна:

По этому мы узнаем, что мы – от истины и успокоим пред Ним сердце наше, в чём бы ни осуждало нас сердце; ибо Бог больше сердца нашего и знает всё (1е Иоанна 3:19,20, перевод Кассиана).

Поэтому нет причин думать, что Бог отвернулся от тебя навсегда. Как можно видеть из всех вышеприведенных примеров, Бог всегда остаётся верным ко всем, чье сердце стремится к Нему и к Его справедливости. И если, несмотря на твой прошлый грех, твое сердце по-прежнему любит Его и стремится к Нему, то ничто, никто и никогда не сможет отлучить тебя от Его вечной любви.

ЧТО ЗНАЧИТ ХУЛА НА ДУХА СВЯТОГО?

А.В. Карев

Источник: Карев А. Вопросы верующих / Братский вестник. 1966. №3, С. 21.

Мф. 12, 22-32; Евр. 6, 4-6
Мы знаем повествование Евангелия о преображении Христа. В чем заключалось это преображение Христа? Мы читаем в Ев. Матф. 17, 2: «И преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет». Евангелист Марк говорит, что на горе Преображения «одежды Христа сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк. 9, 3). Конечно, с таким сияющим, как солнце, лицом и в такой блистающей и белой, как снег, одежде ученики Хряста не видели еще своего Учителя. Такое преображение Христа было для них уникумом, то есть единственным, ибо оно совершилось пред их глазами только однажды.

Но, идя за Христом от Вифлеема до Голгофы, мы видим все снова и снова проявление Его вечной божественной славы. Видели всё снова и снова проявление этой славы и ученики Христа. И от имени их всех говорит апостол Иоанн: и слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Эту сияющую славу Свою Христос являл Своим ученикам изо дня в день. Каким образом? В Своих словах и делах! Каждое чудо Христа, записанное на страницах Евангелия, - это своего рода преображение Христа: сияние Его лица, блистание Его одежды.

Перед нами одно из величайших чудес Христа. Как просто оно описано в Евангелии: «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть». В этом чуде засияла слава Христа, и эта слава вызвала удивление у всех, кто был свидетелем этого чуда. Мы читаем: «И дивился весь народ и говорил: не Сей ли Христос (то есть Мессия), Сын Давидов?» Народ, увидев это сияние славы во Христе, готов был преклониться перед Ним, как перед Мессией. В этом чуде Христа народ увидел действие неземной силы; Сын Человеческий - Иисус засиял перед народом, как Сын Божий, как Бог во плоти.

Но свидетелями этого чуда Христа были и фарисеи. И их поразил свет Христа, совершившего на их глазах это чудо. И перед ними засиял образ Христа как Мессии. В их сознании, может быть, закопошилась мысль, которую их собрат - Никодим высказал Христу, когда пришел к Нему темной ночью: «Равви! мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3, 2). Такие слова должны были бы сказать фарисеи Христу или о Христе, когда они увидели, как силою Христа слепой и немой бесноватый стал видеть и говорить.

После такого чуда Христа они должны были бы пасть к ногам Его и поклониться Ему, и призвать народ к следованию за Ним. А что они делают? Чтобы удержать народ от следования за Христом, они провозгласили о связи Его с веельзевулом, князем бесовским. Фарисеи сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». Вот после таких слов фарисеев Христос и сказал: «Всякий грех и хула простятся человекам; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». То есть хула на Духа Святого не простится никогда.

Что же это за грех - хула на Духа Святого? И почему он не простится никогда? Если бы Христос не засиял перед фарисеями как Сын Божий, как Мессия, как Царь царей и Господь господствующих, то их отвержение Христа, как человека, подобного всем человекам, не было бы грехом, которому нет прощения. Или: если бы они находились в тумане - кто Он: Сын ли Человеческий только, или Сын Божий, как это случилось с Иоанном Крестителем, который задал Христу вопрос: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11, 3), - то их грех отвержения Христа, их слова на Христа, даже их хула на Христа могли бы быть прощены. Но они отвергли Христа, они отказались принять Его, несмотря на то что, как и Никодим, они понимали и сознавали, что таких чудес, которые творит Он, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Но в то время, как Никодим принял Христа и стал учеником Его, хотя и тайным, эти фарисеи, которые похулили во Христе Духа Святого, остались без Христа, отвергнув Его сознательно. А остаться без Христа - это значит остаться без прощения и спасения, причем навеки, навсегда.

Таким образом, хула на Духа Святого является грехом отвержения Христа, Которого Дух Святой прославил перед нами не только как Сына Человеческого, но как Сына Божия, как Бога, пришедшего на нашу землю во плоти, и как нашего Спасителя. Ибо задача Духа Святого - прославлять Христа, как и сказал о Нем Христос: «Он прославит Меня» (Ин. 16, 14). Не принимать Христа, прославляемого Духом Святым, - это и значит хулить Духа Святого. Хула на Духа Святого - это не слова только против Духа Святого, это акт, действие, это отвержение Христа, прославляемого перед нами Духом Святым.
В христианстве много обсуждается вопрос: кто может похулить Духа Святого - возрожденный человек или невозрожденный? Случай с фарисеями, которые сказали о Христе, что Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского, может привести нас к выводу, что грех хулы на Духа Святого совершают невозрожденные люди, поскольку фарисеи были именно такими людьми, то есть невозрожденными.

Но вот в Послании к Евреям 6, 4-6 мы читаем о людях, которых невозможно обновлять покаянием. Мы читаем: «Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Здесь идет речь о «соделавшихся причастниками Духа Святого», но «отпадших» и дошедших до такого состояния, что они снова «распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему», то есть речь идет о возрожденных людях, дошедших до хулы на Духа Святого. И если у невозрожденных людей хула на Духа Святого выражается в отвержении прославленного перед ними Духом Святым Христа, то у возрожденных хула на Духа Святого заключается в отпадении их от Христа и в последующей ненависти к Нему.

Заметим, что речь идет об отпадении от Христа, а не о падениях христианина или христианки. Большая разница между падением и отпадением. Давид пал, но не отпал от Бога; апостол Петр пал, но не отпал от Христа. Из уст того же самого Петра мы слышим слова: «Я не знаю Его», то есть Христа (Лк. 22, 57), и слова: «…так, Господи! Ты знаешь, что Я люблю Тебя» (Ин. 21, 15). Отпадение же - это уход от Христа, причем такой далекий, уход в такую даль, что он подобен смерти.

Отпадение от Христа - это такое состояние, когда никакие увещания Духа Святого, никакие обличения Слова Божия на отпадшего больше не действуют. Мы знаем, что состояния утонувших бывают разные: иных «откачивают» и они пробуждаются к жизни - остановившееся сердце начинает биться… Но есть утопленники, на которых никакими мерами нельзя больше воздействовать, - медицина объявляет их мертвыми. Есть замерзшие, которых растиранием и теплом можно пробудить к жизни; но есть и такие замерзшие, которых никакое растирание и никакое тепло не вернет к жизни. Их медицина объявляет безнадежными. Так есть отпадшие от Христа, которые возвращаются в отчий дом, к своему небесному Отцу. Это те, которые не дошли до хулы на Духа Святого. Но есть и такие отпадшие от Христа, которые никогда не вернутся к Нему. Они окаменели настолько, что не способны больше каяться; их нельзя обновлять покаянием. Они всей своей жизнью хулят Духа Святого и распинают в себе Сына Божия - Иисуса Христа. Это те, которые навсегда отказались от Христа и тем самым лишили себя навеки прощения и спасения. Вот это и есть грех хулы на Духа Святого.

Люди,помогите,пожалуйста.Много лет назад я ходила в секту и совершила непростительный грех - хулу на Святого Духа.Господь осудил меня при жизни.Как мне жить? Я в сильном отчаянии и страхе.У меня трое детишек,их надо как-то растить,а я не могу заниматься ими,все валится из рук...Но самое страшное,что после смерти я окажусь в аду.Что мне делать и как жить?Детишек жалко.Кроме меня их некому растить.А мне кажется,что я скоро умру.
Поддержите сайт:

Татьяна, возраст: 39 / 22.11.2012

Отклики:

Вы осознали, что совершили грех, покайтесь в нем всем сердцем и душой. Найдите в себе силы пойти на исповедь в церковь, спросите совета у батюшки. ЛЮБОЙ грех можно смыть покаянием. Главное - не опускайте рук!

Ник, возраст: 24 / 22.11.2012

Здравствуй Таня. Если Господь наказывает при жизни, это хорошо, дается шанс исправить ошибки. Хорошо, что ты осознала свой грех, это уже пол-дела, теперь просто живи по совести и расти детей. За это тебе вознаградиться, пусть не сразу, но так будет. Всего доброго и хорошего тебе и твоим детям)

Виктор, возраст: 32 / 22.11.2012

Я тоже побывал в сектах (даже и не одной). Исповедовался в православной церкви. Священник сказал - туда больше ни ногой и все! Надо исповедаться и искренне попросить у Господа прощение за посещение секты. Хула на Святого Духа - это несколько другое.

Алексей, возраст: 28 / 22.11.2012

Успокойтесь, пожалуйста, Татьяна. Вы уже на правильном пути, Вы осознали собственный грех и неправоту. Кто Вам сказал, что это непростительный грех? Вообще забудьте слово "непростительный." Господь всемогущ. Понимаете, что это значит? Он может простить все и всех, если Вы впустите его в свою душу. Если Господь и наказывает, то только с одной целью, чтобы Вы осознали свой грех и прибегли к Нему, Всемогущему за помощью, чтобы Вы поняли, что сильнее Бога нет ничего. Молитесь Господу о прощении грехов, за детей.
Просто молитесь, кайтесь, ходите в церковь, падайте на колени перед иконой. Бог простит, он милостив. Бог дал человеку руки, ноги, голову, чтобы на этом свете он еще мог осознавать свои ошибки и вовремя упасть на колени перед иконой. Мы для того тут и живем, чтобы здесь, проходя все испытания, уверовать в Бога и приготовиться к вечной жизни. Молите Бога о прощении. Молитесь просто дома, найдите в интернете молитвенник и читайте молитвы каждый день. Господь Вас услышит. Помните, пока Вы живы, никогда не
поздно покаяться. Если Бог Вам подарил трое детишек, то тем более, он к Вам милосерден, у многих людей нет такого счастья. А дети - это подарок от Бога. Сил Вам, веры и терпения!

юля, возраст: 23 / 22.11.2012

По какому признаку определена дата смерти? Болезнь,предчувствие,кара небесная, что именно? Да что вы все умирать то собираетесь! А детей оставить своих -нормально.Судят по последнему поступку.Не должно быть ни страха,ни отчаяния,ни мыслей о смерти.Каждый день это маленькая жизнь...

Антон, возраст: 29 / 22.11.2012

Православная Церковь считает, что ЛЮБОЙ грех может быть прощен Господом, если человек принес сердечное покаяние на исповеди. Если
Вы действительно порвали с сектой, то откажитесь и от заблуждений, которые проповедуются в этой секте. Зачем Вы много лет носите в себе
грехи?! - Идите в православную церковь, получите разъяснения священника по данному вопросу и по другим, если они есть.
Начинайте исповедоваться и причащаться, страх и отчаяние отступят.

ЕленаОбыкновенная, возраст: 36 / 22.11.2012

Татьяна, ну ведь точно же люди выше говорили -
нет такого греха который бы вам не смог
простить Тот Кто заплатил за вас эту цену -
сказано - за всякий грех - смерть - и Он и умер
и воскрес - для того что бы мы получили
спасение и прощение грехов наших по вере в
Иисуса Христа! Иисус смывал наши грехи Своею
святою кровью... Он сказал - всякого
приходящего ко Мне- не изгоню, .. Он не
говорил о том что бы вы были такой или там
другой, ни про дела, ни про поступки, ни про
чего там нет и слова - Он говорил что всякий
приходящий ко Мне с раскаивавшимся сердцем
получит и утешение и прощение. в этом и был
смысл Его подвига. и за это Ему слава хвала и поклонение. идите в церковь, взывайте к Нему,
говорите с Ним - Его любовь к вам - она
безусловна - потому что Сам есть любовь.и еще -
Иисус и религия - это разные понятия. где бы вы
там ни были - знайте - Господь вас любит, так
сильно, что даже умер за нас всех. это
движущая сила Его - любовь.а "Любовь
долготерпит, милосердствует, любовь не
завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не
раздражается, не мыслит зла,не радуется
неправде, а сорадуется истине; все покрывает,
всему верит, всего надеется, все переносит.
(Первое послание к Коринфянам 13:4-7)
всего вам наилучшего. храни вас Бог. вас и дом
ваш. мира, любви и благодати Божьей вам)

никита, возраст: 37 / 22.11.2012

Таня, Танечка, Татьяна. Скажи, моя родная, как ты так научилась сама разбираться в вопросах богословия, правильно толковать слова Христа о непростительности хулы на Святого Духа, когда признаешься в том, что исповедовала лишь ложную веру?
Не нужно и дальше продолжать жить в плену своих заблуждений.
Но твое счастье, твоя дальнейшая жизнь - действительно может наладиться только при содействии Божем. Я думаю ты и сама так искренне думаешь, т.к. связываешь несчастья в своей жизни - именно с Божим попущением.
Поэтому, Таня - согласись - что нужно узнать - а какова же истинная вера (вероучение) и как сам Господь нас учит правильно жить чтобы быть счастливыми.
Для это нужно уже завтра зайти в православный храм, возможно поговорить со священником, купить православную литературу и начать вести духовную жизнь - молитвы, пост, участие в Таинствах. Мы всегда так делаем - когда чего-то не знаем - обращаемся к специалистам, просим помощи.
Найди в себе силы поступить согласно моему совету, какие бы препятствия тебе не встретились на этом пути. Старайся - всеми силами - стать счастливой, разрешить свои проблемы помощью Божей и у тебя это получиться.

Светлана, возраст: 30 / 23.11.2012

Дорогая Татьяна!
Во-первых, все люди грешны. Кто больше кто меньше. Причем это меньше понятие относительное. Тайна тяжести греха и покаяние сердца человека ведомы только Богу. Мы же можем это оценить лишь примеряя на себя.
Во вторых, нет греха не прощенного, есть грех нераскаянный. В Святом Предании есть примеры, когда даже языческие колдуны, например история священномученика Киприана, который был чародеем и превзошел всех других колдунов, постигая бесовские тайны от самого диавола. Но его чародейство оказалось бессильно перед простой и глубоко верующей христианкой Иустиной. Это открыло Киприану глаза, что Христос сильнее князя тьмы. За исповедание Христа Киприан и Устина претерпели мученическую кончину. Сейчас им молятся об избавлении от чародеяний и волшебства.
Поэтому, Татьяна, все в воле Божьей! Не надо себе духовный диагноз ставить - ад, рай. Все это ведомо только Богу. Он всемогущ и многомилостив. Поэтому молитесь, исповедуйтесь, радуйтесь, что Бог помог Вам открыть глаза на ваши прошлые ошибки. Да и детки то как же без Вас? По Божьей воле будете и жить, и все будет хорошо.

Сергей К, возраст: 29 / 23.11.2012

Каяться, каяться и еще раз каяться!

1)Преп.Исаак Сирин говорит: «Нет греха
непростительного, кроме греха нераскаянного»

2)Святитель Афанасий Великий:
"Заметить же надлежит, что Христос не сказал:
не отпустится хулившему и покаявшемуся, но
хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо
достодолжное покаяние разрешает все грехи."

3)Святитель Димитрий Ростовский:
"Есть следующие шесть грехов, называемые
грехами против Духа Святого: излишнее упование
на милость Божию; отчаяние в своем спасении;
противление утвержденной истине и отвержение
православной христианской веры; зависть к
ближним, получающим от Бога духовные блага;
пребывание в грехах и коснение в злобе;
нерадение о покаянии до конца этой жизни.

…Чем побеждаются эти грехи? Добродетелями и
соблюдением заповедей Божиих, сокрушением
сердца, покаянием, исповедью и епитимией.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом
подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго
должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех
или принимающий лжеучение, содержащее его,
должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока
не отречется публично от своих заблуждений, то
есть принесет покаяние".

Думаю, хорошо, что каетесь и печалитесь о грехе
своем, но также вы должны подойти к священнику,
все ему рассказать и он вам скажет как вам
вернуться в лоно Церкви, если вы крещеная или
как стать таковой. И не печальтесь до отчаяния,
потому как самоубийство от отчаяния и есть хула
на Духа, но уповайте на милость Божью, зная,
что грешим мы перед Богом и Ему же должны и
каяться, сколько бы ни было у нас грехов, ведь
все мы очень и очень грешны. Не будьте, как
Иуда Искариот, котрый согрешив не покаялся, а
ведь Христос назвал его своим другом, даже зная
что тот поцеловал его, чтобы предать (Мф.26:48-
50 «Предающий же Его дал им знак, сказав:
Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И,
тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся,
Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал
ему: друг, для чего ты пришел? Тогда
подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли
Его ») Значит Христос хотел чтобы Иуда
покаялся. А вот апостол Петр, хоть и отрекся,
но покаялся и был прощен и доказал своей
жизнью преданность Христу.

Спаси Господи!

исторгнутая головешка, возраст: 27 / 23.11.2012

Татьяна, Господь с вами! Что же Бог зверь какой-то? Не прощается сознательное и нераскаянное противоборство Богу, насколько я понимаю. А батюшка в храме вам лучше скажет и даст наставление, как вам теперь быть.
По-хорошему, так вам с пробуждения до ночи радоваться нужно и благодарить Господа, что отвел вас от зла! Разве это не любовь к вам?! Некоторые в помрачении живут и умирают, как не рождались. А трое деток? Я вот второго жду, а третьего уже хочется, да возраст... Страшновато. А у вас - уже веселая троица!))) Не поддавайтесь унынию - это от лукавого. После раскаяния на сердце радость должна быть (как бывает на исповеди перед Богом), а если такое отчаяние - так это контора "рога и копыта" к краешку пропасти толкает, надеется погубить. Ну а у нас своя защита - молитва к Богу, Богородице, святым, ангелу-хранителю. Конечно, храм, исповедь, причастие (когда позволит батюшка)!
Желаю всего хорошего вам и вашей семье!

Елена, возраст: 35 / 23.11.2012

Добрый день, Татьяна! Я никогда не думала, что Господь кого-то осуждает. В православии мы знаем, что прощение получили все искренне раскаявшиеся - и разбойник, и сборщик податей, и предатели, и другие люди. Сходите сейчас в церковь, подготовьтесь к исповеди, исповедуйте тот грех. Кстати, не верить Господу, не надеяться на прощение - тоже грех. Это Вы сами считаете, что совершили что-то "непростительное" и сами себя уже на ад осудили. Почему Вы взяли на себя право осуждать и решать? Его воля не измеряется ни нашей логикой, ни нашим мнением. Не теряйте надежду, обращайтесь к Богу с раскаянием, рассказывайте о трудностях, просите сил, молитесь за детей. Понадобится терпение и постоянство. Для явных результатов нужно время. Каждый раз, когда Вас одолевает страх и отчаяние, обращайтесь к Нему. Этот страх не от Него. Православие - это радость, надежда, доверие, мир на душе. "Что делать" - максимально спокойно делать каждый день то, что Вам нужно делать. Заботиться о детях, выполнять повседневные дела несмотря на "валится из рук" (бесконечно валится не будет - проверено), решать проблемы по мере поступления, с рассуждением, с упованием на Его волю. Знаете, Татьяна, мне знакомо это "валится из рук", знаком финансовый крах, невозможность работать по профессии (единственной и обожаемой), знакомо полное разрушение многолетних личных отношений. Плюс у меня серьезный диагноз. Очень много трудностей. Ответственно заявляю, что у меня счастливая интересная жизнь. Все события, которые казались ужасными, оказались к лучшему. Неразрешимые ситуации решаются, пусть не сразу. Слава Богу за всё!

Маргарита, возраст: 32 / 23.11.2012

Танечка, да Вы мудрее многих нас! осознали то - над чем мы и не задумываемся.
сейчас Вам главное взять себя в руки. успокоиться. и в Божий храм. трое детишек - это, правда, такое счастье!!! как Вас любит ОН...а о смерти и не думайте - Вам некогда! Вам надо детишек подымать! и людям радость нести!

лариса, возраст: 48 / 23.11.2012

Не обвиняйте себя - мы рождены чтобы совершать ошибки и исправлять их, главное что вы вовремя осознали ошибку, а Господь простит вас ведь Он человеколюбец, как любит мать дитя и прощает если дитя сознается в шалости своей и просит прощение, и в дальнейшем не совершает его. прочитайте про святых, Священномученик Kипpиан и мученица Иустина. Он был колдуном и отрекшимся от Бога, а потом пришел к Богу и стал святым.

Елена, возраст: 26 / 23.11.2012

Таня, здравствуйте! Вот вам мои советы.
1. Вы ведете себя, как человек в дорогом
костюме, подрядившийся заниматься малярными
работами, и расстраивающийся от любого пятна на
своей одежде. Ну уронили вы на свой "дорогой
костюм" ведро краски, и что теперь - стены не
красить и костюмы не носить? Вы рассказываете
об отчаянии, мол, не смогла сохранить себя в
хрустальной чистоте,а теперь и не отмыться.
Вот вам история православного монаха, как звали
не назову, ищите, о нем очень много написано,
ищите)) Был он молодым монахом, жил в
монастыре, одиноко в келье, в огромной
строгости себя содержал, к минимуму были
сведены контакты с внешним миром. Но по
молодости был томим страстями, всякими
помыслами юношескими, но монашеским промыслом
побеждал их и говорил, я люблю грех как свинья
и тянусь к нему, я кал и грязь, но я люблю тебя
ГОСПОДЬ и не хочу в этом всем пребывать до
конца. И каялся, и трудился молитвенным
подвигом, давал обеты и опять их нарушал. Для
него это был кошмар (по его словам), борьба с
самим собой (и все это не покидая кельи). И
видимо так он был в этой борьбе усерден, что к
нему явился лукавый с упреком и говорит: "Меня
Бог отверг за мой мысленный грех (гордыню), а
ты как животное творишь разные мерзости по
моему наущению,а потом имеешь наглость Христу
молиться, а ТОТ имеет наглость тебя прощать!
Это ж какое-то беззаконие!" У дьявола есть своя
логика)) А монах ему отвечает, я здесь как в
бою: то ты по мне ударишь, то я по тебе, но
поверь, я тебя сокрушу! Потому что имею твердую
на Богу надежду, и если чего и творю, то только
по бессилию своему и до времени! И лукавый
возопил: "Придется мне тебя оставить, вижу я
своим грехам ты, по моей подсказке, еще и венец
мученика искуешь!" И от этого времени,
говорится в житии, оставил молодого монаха
похотный помысел и монах насладился миром!

Орхидея, возраст: 33 / 23.11.2012

Татьяна, я вчера прочитала ваше письмо, но не
планировала отвечать,так как было много
откликов, но сегодня утром сама не знаю почему
взяла газету, которую принесла мне моя знакомая
и сразу же наткнулась на заголовок статьи "Хула
на Бог прежде и теперь". Вы когда говорите про
хулу на Духа Святого опираетесь на то место
Писание, где Иисус исцелил бесноватого и
фарисеи увидев это сказали, что Иисус делает
это силою дьявола (Евангелие от Матфея 12:21-
32). То есть то, что Иисус сделал силой Духа
Святого назвали силой дьявола. И вот именно это
Иисус назвал хулой на Духа Святого. То есть
хула на Духа Святого состоит в том, что мы или
лишаем Духа Святого того, что Ему принадлежит,
или напротив, приписываем Ему то, что Ему не
принадлежит. Вы это сделали? Если нет, то всё
ваше состояние сегодня происходит из-за того,
что был какой-то грех и вам дьявол навязал, что
это именно хула на Духа Святого и вы поверили,
приняли это и теперь он разрушает вашу жизнь на
основании того, что вы поверили ему. В этой
статье мне очень понравилось одно предложение,
что если вы беспокоитесь и переживаете - значит
не совершали хулы, а если совершили, то не
беспокоились бы. Я думаю, что это то, что хотел
Бог вам сказать и показать. Дьявол лжец и
обвинитель и он хочет погубить вашу жизнь. А
Бог отдал самое дорогое, что у Него было Иисуса
на крест, чтобы спасти вас. вам надо придти к
Богу, не как к Судье, а как к Отцу и рассказать
Ему обо всем что было, покаяться и противостать
дьяволу. И вот когда вы противостанете дьяволу,
он убежит от вас, так написано в Библии. И всё
в вашей жизни сразу измениться. Подумайте об
этом, я думаю, что если бы для вас всё было
потеряно, то не стал бы мне сегодня Бог с утра
показывать эту газету, да и не было бы в ней
этой статьи, это еще при том, что я вчера
вообще хотела ее выкинуть. Бог любит вас
дорогая Танечка и Он хочет освободить вас от
этой лжи. Вы сами поверили лжи и открыли дверь
тому, кому не надо, теперь пора ее закрыть. Бог
вам в помощь.
Да еще кое-что вспомнила из своей жизни, я
пришла к Богу в 11 лет, а до этого была жуткой
матершинецей и никак не могла от этого
избавиться и вот что самое страшное, как
начинаю читать Библию и всё внутри одни
непристойности и тоже самое на проповеди. Я
тогда тоже была уверена, что сказала хулу на
Духа Святого и не один раз, ходила в постоянном
страхе и обвинении. Но потом стала молиться,
чтобы Бог меня освободил и слава Богу, Он дал
мне свободу от мата и все обвинения сразу
прекратились, хотя я помню, что так тряслась от
одной мысли, где мне уготована после всего
этого вечность. Но это был дьявол, который
используя мой грех лгал мне и хотел удалить
меня от Бога, чтобы я посчитала себя
недостойной, грязной и ушла. Но моя праведность
не от дел, а от Господа Иисуса и от Его святой
крови, вот когда я это поняла, всё встало на
свои места.

Нонна, возраст: 32 / 24.11.2012

Здравствуйте Татьяна, ну сколько можно повторять АД мы делаем сами себе, и не на том свете а на этом, и Вы его уже себе создали, загнали в угол, и теперь не знаете как из него выйти, что ж, могу Вам сказать так, пока Вы не поймете что, Господь это не дядька страшный и злой, и что Он не кого, ни когда, ни за что, не карает и не осуждает, поскольку этого и не надо, мы сами себя наказываем, за все что делаем, Вы так и будете в своем маленьком отдельно взятом АДу жить, совета давать не буду не за чем, просто сядьте и подумайте, Господь нас создал разумными, так не надо пренебрегать его даром, разум Вам поможет справиться с Вашими проблемами, и еще одно, секты на бушующие обходите стороной, раз Вы так зависимы от чужого мнения, и так легковерны, упражняйте свой мозг, давайте ему задачи которые он будет решать, каждый день, самые насущные, и Ваш АД закончиться. Мир Вам в Вашу душу.

Литит, возраст: 41 / 12.12.2012

Серафим Саровский сказал, что самый страшный грех это отчаяние. Надо покаяться и смириться. Господь сказал, что Он Альфа и Омега, Он есть начало и конец, и все в Его руке. Вручите свою жизнь, свою судьбу в Его руки, покоритесь душой и сердцем Ему. В конце концов, Ниневитянам сказано было, что их ожидает кара за грехи, но они покаялись и были прощены. И сходите в церковь на исповедь, обязательно!

Сергей, возраст: 38 / 16.01.2013

"Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи".

Святитель Афанасий Великий (293-373)

Хула на Духа Святого (богохульство).

В слове Божием упоминается о хуле на Духа Святого, которая не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32).

Святые отцы и учителя Церкви отнесли к этому смертному греху, подлежащему вечному осуждению и наказанию:

– грех безбожия и неверия,

– грех отвержения очевидной истины, ересь,

– грех разделения Пресвятой Троицы через отделение Святаго Духа от сущности Христовой и объявление Его тварью, а не Богом,

– грех приписывания каких-либо дарований христианина, полученных за ревностную богоугодную жизнь от Духа Святаго, действию сил бесовских,

– грех объявления воздействий Божественного Духа на подвижника, который смог достичь чистой созерцательной молитвы, прелестью бесовской или результатом опьянения,

– грех приписывания диаволу видимых всем дел и чудес Духа Божия.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние.

Святитель Афанасий Великий :

«…которые хулят Духа Святаго, то есть Божество Христово, и говорят, что о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы (Лк 11, 15), тем не отпустится ни в сей век, ни в будущий (Мф 12, 32). Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи.
…хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только соделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будущем веке».

Преподобный Ефрем Сирин пишет, что еретики хулят Святого Духа:

"Какой грех непростителен? Грех против Духа Святаго. Это грех всякого еретика, потому что еретики хулили и хулят Духа Святаго. Им не будет прощения ни в сем веке, ни в будущем, по слову Господню, потому что воспротивились Самому Богу, от Которого избавление; и кто им поможет?"

Святитель Василий Великий относит к греху хулы на Духа Святого и клевету на христианина из зависти к полученным им дарам Духа:

"Те, которые видят в ком-либо плод Святаго Духа, везде сохраняющий равную степень богочестия, и не Святому Духу его приписывают, но присвояют противнику, – те произносят хулу на Самого Святаго Духа".

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святаго.

Святитель Димитрий Ростовский:

"Есть следующие шесть грехов, называемые грехами против Духа Святого: излишнее упование на милость Божию; отчаяние в своем спасении; противление утвержденной истине и отвержение православной христианской веры; зависть к ближним, получающим от Бога духовные блага; пребывание в грехах и коснение в злобе; нерадение о покаянии до конца этой жизни.

…Чем побеждаются эти грехи? Добродетелями и соблюдением заповедей Божиих, сокрушением сердца, покаянием, исповедью и епитимией.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние".

Святитель Феофан Затворник , ссылаясь на Православное исповедание (часть III, воп. 18-42) пишет в Начертании христианского нравоучения, что к грехам против Святого Духа принадлежат: безмерное упование на благость Божию, отчаяние, противление ясной истине, зависть к духовным совершенствам других, застарение в злобе, отложение покаяния до смерти.

От таких грехов предостерегает преп. Исаак Сирин , как от лукавства перед Богом:

«Не тогда будем печалиться, когда поползнемся в чем-нибудь, но когда закосневаем в том же, потому что поползновение бывает часто и с совершенными, а закосневать в том же есть совершенное омертвение. Печаль, какую чувствуем при своих поползновениях, вменяется нам благодатию вместо чистого делания. Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично, тот лукаво поступает с Богом; неведомо нападает на него смерть и не достигает он времени, в которое надеялся исполнить дела добродетели».

Так же пишет и св. Игнатий (Брянчанинов) :

«Величайшая разница - согрешить намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу».

Архим. Рафаил (Карелин) пишет:

«Это не кощунственные поступки, не богохульные слова против Духа Святого, а то внутреннее, устойчивое состояние грешника, когда он становится уже неспособным к покаянию, а именно:

1) Духовная гордость. …Человек считает, что он может спастись без Бога, без помощи благодати, без Таинств и молитв Церкви,- одними силами человеческой природы и своими личными достоинствами.

2) Отчаяние, отсутствие надежды. Человеку кажется, что жизнь бессмысленна, что ему нет прощения, что все пути для него закрыты. Отчаяние переходит в ненависть к Богу как виновнику зла. Человек в таком состоянии не может и не хочет ни молиться, ни каяться, сердце у него окаменело. Высшая степень отчаяния - самоубийство.

3) Ложная надежда на всепрощение Божие. Человек считает, что Бог как безграничная Любовь должен простить людям все грехи и пороки независимо от их воли, по одной Своей милости, то есть без покаяния грешников и исправления их жизни.

4) … ненависть к истине и поэтому ожесточенное сопротивление ей.

Причина невозможности прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле Божией, именно, лежит в нераскаянности грешников. Как может быть прощен грех благодатью Святого Духа, когда на эту благодать изрыгается хула? Но должно верить, что и в этих грехах грешники, если они принесут искреннее покаяние, и оплачут свои грехи, они будут прощены. Св. Иоанн Златоуст говорит о хуле на Святого Духа: "Ибо и сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, кто изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено".

И Отцы Седьмого Вселенского Собора говорят о возможности прощения грехов смертных:

"Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают... В таковых нет Господа Иисуса, если не смирятся и не отрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу и с сокрушенным сердцем просить оставления греха сего и прощения, а не тщеславиться деянием неправедным. Ибо близ Господь сокрушенным сердцем (Пс. 33)".

Отвечает Денис Подорожный:

Спасибо за вопрос, Елена.

Думаю, Вы спросили его потому что читали написанное в Евангелии: "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам" (Матф.12:31).

Обычно считается, что хула - это произнесение дерзких и хульных слов в адрес Божьего Духа, но не просто сказанное в неведении или по глупости, а сознательное произнесения ругательств в адрес Святого Духа. Я уверен, что глумящийся над святыми вещами неверующий человек не может быть обвинен в совершении этого греха, так как Он вообще не знает Бога. Человек же глубоко сознающий, Кто есть Бог и Кто есть Дух Святой и при этом хулящий Его, по Писанию, не имеет оправдания.

Если грех не прощен, то человеку тяжело рассчитывать на вечную жизнь. "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа", говорит Библия (Евр.12:14) . Без этой уверенности сердце хулящего погружается в тьму безнадежности, ожесточения и озлобленности.

Могу отметить, что не раз я встречал людей, которые имели переживания по поводу своего отступничества. Они свидетельствовали, что в этот период, делали немало глупостей и грехов, которые могли бы огорчить Дух Святой, и после они осознав свою вину, переживали - не могут ли их действия стать поводом для того, чтобы не быть прощенным Богом?

Действительно, в Новом Завете сказано, чтобы мы не оскорбляли своими делами Дух Святой, но это не то же самое, что хула (Еф.4:29-31).

Слова Христа о не прощаемом грехе, хулы на Божий Дух, было бы правильно увязать с написанным в послании Евреям: «26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, 27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. 28 отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия смертью, 29 то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр.10:26-29).

Здесь становится ясна причина суровых слов Христа: нет прощения, когда человек ПОЗНАЛ ИСТИНУ (т.е. он не просто уверовал и отступил, а имел серьезные отношения с Богом, пребывал в Писании, был учеником Христа, стал свободен – см.Иоан.8:31,32), и ПОСЛЕ ЭТОГО – отступил, и стал ПРОИЗВОЛЬНО ГРЕШИТЬ, попирать Сына Божьего, пренебрегать кровью Завета и оскорблять Духа Святого.

К неверующим и большинству обычных отступников это никак не относится!

Так что, если в человеке есть желание возвратиться в общение с Господом и сожаление о со деланных грехах, то это не просто человеческое одностороннее стремление к «безответному» Богу, нет. Покаяние дает Господь! Посмотрите Деян.5:31; 11:18; Рим.2:4; И если есть в человеке сокрушение, раскаянность в содеянном, то это уже знак того, что он не отвергнут, и что Господь дает ему возможность примирения.

И наконец, хочу отметить, что, хотя это место Писания и говорит о невозможности прощения хулы на Духа Святого, все же нам не надо становиться судьями вместо Бога, и загодя решать, кто прощен будет, а кто нет. Это не наше дело. Если присутствуют сомнения о возможности обращения человека к Господу, не следует думать, что ему невозможно примериться с Ним. Сколько человек жив, столько должна жить и надежда о нем.

Божья милость превыше нашего разумения. Этим надо руководствоваться в отношении к людям. Именно так апостол Павел наставляет христиан «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим.2:25,26).

Бог да благословит Вас.

С уважением,

Денис Подорожный

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»