Как бороться с гневом и раздражительностью православие. Как побороть гнев и злость? Гнев должен быть направлен против своего греха

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

«Не может быть оправдан несправедливый гнев, ибо самое движение гнева есть падение для человека» (Сир.1, 22)

«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнию, — это происходит от гордости… Раздражительность постом не укрощается, а смирением и самоукорением и сознанием, что мы достойны такого неприятного положения».

Преподобный Амвросий Оптинский

Святитель Иоанн Златоуст (347-407): «Гнев есть зверь, и сколько другие стараются над обучением львов, столько покажи старания над собою и необузданный гнев свой сделай тихим и кротким: ибо гнев имеет столь страшные зубы и когти, что истребит все, если не укротишь его. …Он не только вредит телу, но расстраивает само душевное здравие, поедая, терзая, раздробляя всю силу его и соделывая его ни к чему не способным. У кого внутри завелись черви, тот не может дышать, когда все внутренности его изъедены. Как же можем породить что-нибудь благородное, нося внутри себя сего змея (я разумею гнев), снедающего внутренности наши? Каким образом избавимся от сей язвы? Если будем употреблять питие, которое может умертвить внутренних червей и змей. Но какое питие… имеет такую силу? Честная Кровь Христова, если с упованием приемлется . Она может уврачевать всякую болезнь.

А вместе с сим – внимательное слушание Божественных Писаний и присоединяемая к тому милостыня. Всеми сими средствами могут быть умерщвлены страсти, расслабляющие нашу душу. И тогда только будем жить, а теперь мы ничем не лучше мертвых…

Ничто так не помрачает чистоту души и ясность мыслей, как гнев необузданный и выражающийся с великой силой. Гнев губит и разумныя (Притч.15, 1), говорит Премудрый. Помраченное им око души, как бы в ночном сражении, не может отличать друзей от неприятелей и честных от безчестных, но относится ко всем одинаково и, хотя бы предстояло потерпеть какой-нибудь вред, скоро решается на все, чтобы доставить удовольствие душе. Ибо пылкость гнева заключает в себе некоторое удовольствие, и даже сильнее всякого удовольствия овладевает душою, низвращая все ее здравое состояние. Он производит гордость, несправедливые вражды, безрассудную ненависть, часто принуждает без разбора и без причины наносить оскорбления и заставляет говорить и делать много другого подобного, так как душа увлекается сильным напором страсти и не может собраться со своими силами, чтобы противостать ее стремлениям.

Чтобы с дерзновением приступать к Богу, не допускай гнева, когда он хочет войти в твою душу и соединиться с нею, но отгоняй его, как бешеного пса».

Преподобный Макарий Великий (391): «Если ты, делая кому-либо выговор, придешь в гнев, то удовлетворишь своей страсти. Таким образом, чтобы спасти другого, ты не погуби самого себя».

Преподобный Ефрем Сирин (306-378): «Если хочешь препобедить гнев, приобрети кротость и великодушие и содержи в мысли, сколько зла делали иудеи Господу нашему Иисусу Христу, и, однако же, Он, как человеколюбец Бог, не гневался на них, а, напротив того, молился за них, говоря: Отче, отпусти им грех сей: не ведят бо, что творят (Лк.23, 34)».

Преподобный Максим Исповедник (662): « Ежели свойство любви есть долготерпеть и милосердовать (1 Кор.13, 4): то, очевидно, что гневающийся и злобствующий чужд любви. Но чуждый любви, чужд Бога : поелику Бог есть любовь (1 Ин.4, 8).

Когда ты оскорблен кем-нибудь, или в чем уничижен: берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти».

Преподобный Григорий Синаит (1360 г.) пишет о гневе: «Ничто так не усмиряет и не укрощает гнева, как мужество и милосердие. Они разбивают врагов, осаждающих город (души): первое – внешних, второе – внутренних».

Святитель Тихон Задонский (1724-1783) : «Как не угашается огонь огнем, так не побеждается гнев гневом, но разжигается еще больше. Отсюда восстают ссоры, войны, драки, кровопролития, убийства и прочее зло. А кротостью и любовью часто и самые свирепые враги преклоняются и примиряются».

Святитель Феофан Затворник (1815-1894): «С раздражительностью бороться надо. Первый шаг – не поддаваться… стиснуть зубы и отойти… Всякий раз молиться до слез… Смилуется Бог и исцелит».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) : «Замечательно, что люди раздражительные после агонии сильного и продолжительного гнева и после испытания всей его мучительности делаются, как говорится, шелковыми, кроткими и смирнехонькими. Что сказано о злости и раздражительности, следует сказать и о прочих страстях. Сам Господь указал для них наказание в них самих, в их крайней агонии. Так наказывается гордость, ненависть, скупость, сребролюбие. Каждая страсть есть собственный палач и вместе мучитель каждого одержимого ею человека. Душа человеческая есть свободная сила, ибо она может сделаться или доброю, или злою силою, смотря потому, какое ты сам даешь ей направление» .

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860): «Познайте и корень гнева и ярости: он есть гордость; противоположным оному смирением исторгайте его, при помощи Бога, призирающего на смиренные».

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891): «Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнию, — это происходит от гордости. А гнев мужа, по слову святого апостола Иакова, правды Божия не соделывает (Иак.1, 20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться.

Раздражительность постом не укрощается , а смирением и самоукорением и сознанием, что мы достойны такого неприятного положения.

…Раздражительное состояние духа происходит, во-первых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи, а во-вторых, и от неверия, что будто бы исполнение заповедей Божиих в настоящем месте не принесет вам никакой пользы».

Преподобный Иларион Оптинский (1805-1873): «Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце».

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894): «Жалуешься, что тебя борют страсти: ропот и гнев! Что ж нам с тобою делать?.. Куда ж нам убежать от себя? Потерпи, …и Господь поможет. А только знай, что эти страсти, то есть ропот и гнев, чисто диавольские. Святый Исаак Сирин говорит, что грешаща человека милует Бог кающагося, ропотника же не простит, если не накажет. А потому всеми силами смиряйся. А если погрешишь по немощи человеческой, скорей зазирай себя и проси у Господа прощения. А что строги к тебе иные, тем не смущайся. Строгость многих спасла, а поблажка многих погубила. И Златоуст говорит, что большая часть спасающихся спасается страхом геенны».

Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911): «Смущаешься, и в душе кипит на всех зло. Это от самолюбия и тщеславия. Старайся всегда считать себя пред Господом хуже и грешнее всех на свете и молись в это время: Господи, помилуй нас грешных, разумея и себя, и тех, на кого гневаешься».

Старец Арсений (Минин) (1823-1879): «Громоотвод. Если когда (что в прискорбии нередко бывает) ты на кого прогневаешься, то вспомни, что начальник всякого зла – дьявол, он посевает между людьми раздоры и вместо того, чтоб гневаться на ближнего, обрати свой гнев на того, кто главная причина всех зол. Человек нередко бывает слепым орудием духа злобы , а потому заслуживает снисхождения и сожаления.

Когда ты сердишься, настаиваешь на своей воле или противозаконно услаждаешься чем-либо, то бес, зауздав тебя, пляшет около тебя с торжеством , а Ангел хранитель, посуплен, отдаляется.

Быть гневливым и раздражительным есть ни что иное, как наказывать себя за чужие глупости».

Старец схиигумен Савва (1898-1980): «Не питайте, возлюбленные, ни к кому зла. Когда чувствуете, что гнев овладел вами, то скажите про себя: «Господи, помилуй!» А потом 5 раз: вздохните: «Господи» и выдохните: «помилуй», и гнев пройдет, наступит мир и тишина. Это и есть подвиг!

Второй подвиг – это неосуждение, особенно духовных лиц. Старайтесь, возлюбленные, приучаться к подвигам любви и милосердия, прощения обид и неосуждения.

Безчестие и укоризны – суть лекарства для гордой души , поэтому, когда смиряют тебя извне, смири внутренне себя, то есть приготовь, воспитай свою душу».

Видя, как страдают от греха раздражительности, гнева, отец говорил: «У некоторых бывает такой гнев, такая раздражительность, как на море волны бьют, поднимаются, шумят. Но если нас ругают, это не страшно, лишь бы мы так не поступали, не гневались сами. Представьте, как тяжело бывает разгневанному человеку, ведь у него ад в душе. Его надо пожалеть, помолиться за него».

«Важно для человека сохранить спокойствие духа, не поддаваться раздражительности и гневливости. А если раздражились, то очень важно удержать язык в эту минуту или уйти. Иисусовой молитвой или молитвой «Богородице Дево, радуйся» убивайте свою раздражительность и гнев. Почитайте в эту минуту Евангелие, если есть возможность. Хоть и ничего не понимаете в эту минуту, а все равно читайте, потому что чрез зрение лучи благодати пройдут в душу. Заметьте: после такого упражнения скоро успокоитесь. А если и опять раздражитесь и вспылите, не надо смущаться неудачами, непокорностью сердца. Старайтесь постепенно искоренять свою вспыльчивость и Господа просите о помощи».

Одной рабе Божией на исповеди, выслушав ее жалобу на свою вспыльчивость, старец сказал:

— Очень много взяла на себя. Делай все по силам своим, тогда не будешь раздражаться и возмущаться, что люди твоих трудов не оценивают. Делай все по своим силам ради Господа, а от людей не жди похвалы и благодарности. Награды жди всегда от Господа, а не от людей ! Понятно? Так избавишься от возмущения, а я помолюсь.

Духовная дочь вспоминает : «…Огорчалась я из-за детей, что они мне не помогают. Приезжаю к батюшке и спрашиваю:

— Как быть?

— Когда устанешь, то перекрестись и скажи: «Делаю ради Христа», и Христос тебе поможет.

Так и стала поступать. Исчезли мои обиды, и усталости не стало. Как почувствую, что раздражаюсь, смотрю на фотографию батюшки и прошу:

— Отец Савва, помогите, я раздражаюсь.

Приезжаю к нему, он говорит:

— Вот ты все пишешь мне: «Раздражаюсь, помогите» (а я не писала). – В руке у него иконочка Божией Матери «Неопалимая Купина», он дает ее мне и говорит:

— Она помогает не только от пожара дома, но и от пожара души. Молись Ей.

Начала я молиться Божией Матери перед этой иконой. Мне сделалось легко, я перестала раздражаться.

— Здесь все до единого больные, только в разной форме: у кого один, у кого два, а у кого и две тысячи бесов. И если мы раздражаемся, то мы больные »

Старец Паисий Святогорец (1924-1994 ):
«…Если человек кипит гневом , что бы ты ему ни говорил, никакого толку не будет. В такой момент лучше замолчать и творить Иисусову молитву. От молитвы он утихнет, успокоится, и потом можно прийти с ним к взаимопониманию. Посмотри, ведь и рыбаки не выходят рыбачить, если на море волнение. Они терпеливо ждут, пока погода не наладится».

Время начать наконец всерьез бороться со своими страстями. Особенно въедливая страсть, которая так часто отравляет нашу жизнь, - это раздражительность. Как ее победить, объясняет епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.

Как лихорадка в человеке имеет разные причины, но можно сказать, что главная из них - это некая неустроенность тела, так и раздражительность имеет разные причины, но главная - это неустроенность души. Святые отцы говорили еще прямее: "Раздражительность есть невоздержанность нрава и безобразие души" (преподобный Иоанн Лествичник).
Почему, работая в больнице, люди так часто побеждаются раздражительностью? Это случается не только в больнице, но и в любых экстремальных условиях. Когда мы сыты, когда мы выспались и нам не нужно трудиться сверх силы, когда мы находимся в каком-то приятном месте, где все радует глаз и нас окружают люди, которые от нас ничего не требуют, а наоборот, ухаживают за нами, - тут причин для раздражительности меньше (хотя бывает, что человек раздражается и в этих условиях, потому что раздражительность коренится в его душе). Но если мы устали, если вокруг нас люди, которые не только не помогают нам, но сами требуют помощи, если эти люди относятся к нам без должного уважения и сами раздражаются - а больные люди очень часто бывают раздражительны, с них нельзя требовать мирного устроения, - то, конечно, раздражительность в нас является в большей степени.

В повседневной жизни мы часто носим маску добродушия, бесстрастия, вежливости (хотя не все и это умеют). Мы умеем себя сдержать, если нужно, хотя при этом внутри нас может бушевать буря, которую мы и не пытаемся усмирить. Когда же мы оказываемся в больнице, то здесь проявляется наше истинное устроение. В больнице человек наконец может понять, что же он собой представляет. Потому что вне экстремальных условий, которые требуют, чтобы человек стал самим собой, он не может познать себя. Познать, чтобы исправить и закалить свою душу.

Поэтому удивляться появлению раздражительности не нужно. Нужно просто с ней бороться. Для начала, как говорит прп. Иоанн Лествичник, нужно научиться молчанию уст при возмущении сердца. Человек должен как бы затворить внешние выходы раздражительности и гнева. Он должен научиться говорить спокойно, не ругаться, чтобы раздражительность не проявлялась ни во взоре, ни в словах, ни в движениях. Нужно учиться сдерживаться не для того, чтобы показаться хорошим в глазах других, а потому, что если не победить в себе эту страсть, невозможно спастись. Тогда это будет не лицемерием, а первой степенью борьбы с грехом.

Вторая, средняя степень - "молчание помыслов при тонком смущении души; а конец - непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров", т.е. когда молчит уже и сердце, когда оно не раздражается и не возмущается.

Как этого достичь? Для того, чтобы победить раздражительность, нужно победить другие страсти.

Раздражительностью дает о себе знать страсть гнева, а гнев - проявление гордыни. Поэтому самым главным будет приобретение смирения, борьба с гордостью, с тщеславием.

Святые отцы говорят, что гневливость и раздражительность имеют в основании страсть сластолюбия: сластолюбивый человек не может не быть раздражительным. Поэтому, чтобы победить гнев, нужно бороться с чревоугодием, с плотской страстью.

"Говорит нам гнев: "Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объядение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением" (Прп. Иоанн Лествичник).

Помогает бороться с раздражительностью сознание себя грешным, сознание, что другие люди лучше, чем я, что я хуже всех. Как говорил св. Варсануфий Великий, есть три условия, которые если кто соблюдет, то может жить и с людьми, и в пустынях, и куда ни пойдет, а именно: укорять себя, оставить свою волю и почитать себя ниже всех.

Помогает бороться с раздражительностью понимание того, что другие люди не являются твоими врагами, что у нас общий враг - дьявол, который время от времени возмущает нас и заставляет гневаться и раздражаться друг на друга. Если кто-то хочет поссорить двух друзей, он передает одному другу обидное слово, которое якобы сказал про него его друг. Так и дьявол увеличивает наши промахи, наше невнимание друг к другу, выставляет нас друг перед другом в неприятном виде и этим возбуждает между людьми вражду и раздражительность, которые приводят в конце концов к раздорам.

"Все усилия дьявола устремлены на то, чтобы разлучить нас друг от друга, ибо он ясно видит, что на нас сбывается слово Писания: брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден (Притч. 18, 10). Да не даст ему Господь исполнить в нас волю свою, но да сокрушит его, по неложному слову Писания, под ноги наши вскоре (Рим. 16, 20)" (Св. Варсануфий Великий).

Мы должны понимать, что любой другой человек, который, скажем, возмущается против нас, - такой же несчастный, болеющий страстью гнева, как и мы. И источником болезни является не сам человек, а злая сила. Сам человек может иметь доброе сердце и стремиться к добру, но у него это не получается, как это не получается и у нас. Такая вера в другого человека помогает бороться с раздражительностью. Вот как об этом говорит авва Дорофей, который и сам трудился в монастырской больнице: "Можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость, потерпев во время его смущения, видя его искушаемым от общего врага, и вместо того, чтобы сказать ему одно слово и тем более смутить его, ты можешь промолчать. Этим окажешь ему милость, избавляя душу его от врага".

В больнице человек должен помнить, зачем он туда пришел. Он пришел туда, чтобы служить другим. Что такое больница? Это не просто грязь, не просто какое-то казенное учреждение, где нет комфорта и уюта. Больница - это место, где собраны люди, нуждающиеся в помощи. И мы приходим туда именно к этим людям, приходим ради них.

Болезнь, неустроенность души и жизни в больнице вызывает у пациентов недовольство, раздражительность. Нужно быть готовым к этому и понимать, что если эти люди не обращают внимания на то доброе, что мы делаем для них, то это не из человеческой неблагодарности, а потому, что больные, несчастные люди иногда не могут выразить своей благодарности сейчас, в данный момент. Нельзя от них этого требовать.

Мы идем в больницу, чтобы научиться смирению, целомудрию, милосердию. А, по слову аввы Дорофея, "кто имеет такую цель, тот, что бы ни случилось с ним - скорбь ли извне или сам больной помалодушествует против него, - без смущения переносит все это, помня свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному".

И конечно, еще нужно помнить, что дьявол, который является нашим врагом, видя, что мы встаем на путь спасения, тут же восстает на нас и изнутри и снаружи пытается нас сбить с толку, лишить нас уравновешенности, мира, покоя душевного, и толкает нас на раздражительность и гнев. Бояться этого не нужно, а нужно помнить, что это именно его действие, и сопротивляться ему.

"Если тебя несправедливо уничижат, то не печалься. Диавол завидует благому и, желая пресечь его, возбуждает других на оскорбление тебя; но после это проходит, и Бог ведет это дело к славе" (Св. Иоанн Пророк).

Случается, что у работающих в больнице раздражение вызывают не больные, а те, кто трудится рядом. Начальники обычно раздражаются на своих бестолковых подчиненных, а подчиненные, конечно же, раздражаются на начальников, потому что начальники не могут организовать все как нужно. Мы забываем, что люди, которым мы отдаем приказания - такие же несовершенные, как и мы - они могут что-то недослышать, что-то неправильно понять. Забываем, что человек - это не автомат или инструмент, а живое существо. Не только правильно понять "с лету", но и слушаться умеет далеко не каждый, и приходится это всегда учитывать. Конечно, руководитель не должен потакать слабостям своих подчиненных, должен уметь с них спрашивать, сохраняя к ним христианскую любовь. Это очень трудно. Начальники - такие же люди, которые ошибаются, а не какой- нибудь совершенный компьютер, который может просчитать тысячу вариантов и выбрать наилучший. Поэтому нужно себя удерживать от раздражения. Просто начальнику нужно быть более собранным и уметь руководить людьми, показывая им пример, а подчиненным - как можно больше слушаться.

"Если ты бываешь в послушании, то никогда не верь своему сердцу, потому что оно ослепляется пристрастиями ветхого человека. Ни в чем не следуй своему суждению, и сам ничего не назначай себе без спроса и совета. Не думай и не предполагай, что ты лучше и праведнее твоего наставника, и не исследуй дел его, иначе ты часто можешь обмануться и впасть в искушение. Это есть обольщение лукавого, который желает воспрепятствовать совершенному по вере послушанию и лишить нас твердого спасения" (Авва Дорофей).

И конечно, православный христианин должен помнить, что заповеди Христовы он должен применять к себе, а не к другим. Многие, вольно или невольно, переворачивают это с ног на голову: дескать, раз вы все братья, все христиане, давайте все работайте по- христиански, чего-то у вас любви не хватает в вашей церкви... Как будто в Евангелии сказано каждому из нас, что вот тебя будут любить, тебя будут жалеть, утешать. Там сказано, что тебя будут гнать, что тебя будут преследовать, а ты должен любить.

Каждый человек должен честно выполнять свое дело, стараясь быть во всем христианином, и не быть излишне требовательным по отношению к другим, а действовать по закону христианской любви. Как говорит об этом авва Дорофей: "Во имя Иисуса Христа, брат мой, не будем ничего иметь против ближнего, ибо мы должны побеждать и покрывать это любовью. Никто не говорит ближнему своему: "Зачем ты не любишь меня?" Но сам, делая достойное любви, привлекает и ближнего к любви".

Как обуздать гнев? Если человек захочет избавиться от какой-то страсти, то Бог будет ему помогать. Говорят, что легче начать духовное воспитание своей души, когда выявишь главную страсть. И тогда надо объявить ей войну.

Допустим, Вы вечером помолились, легли в кровать с молитвой. Лежите и на завтра должны заложить программу в свой духовный «компьютер»: «Господи, завтра я буду вести борьбу с собой. С завтрашнего дня не буду раздражаться, возмущаться, гневаться. Всецело предаю себя Твоей воле, Господи».

В деле нашего спасения мы должны уступить место Богу, чтобы Сам Бог действовал в нас. Гнев — это страшный порок! Он святыми отцами приравнивается к духовному убийству. Преподобный Силуан говорит: «Косо посмотрел на брата своего — благодать Божия отошла от тебя». А какое там «косо посмотрел»! Гневаясь на ближнего, мы совершаем даже два духовных убийства: поражаем своим чувством ненависти его душу и в своей душе убиваем все живое, человеческое, доброе. Там нет места Святому Духу.

У человека много страстей, с которыми он ведет борьбу. От некоторых из них он может получить какое-то временное удовольствие, например, от чревоугодия. Но гнев, зло, ненависть — это такие страшные пороки, что не дают даже временного удовольствия ни самому согрешающему, ни окружающим. С гневом человек добровольно впускает в себя силу демоническую, разрушительную.

Но если мы сосредоточимся на желании «завтра я не гневаюсь», то в искушении найдем силы, опору устоять.

Повторяю, собраться с духом надо с вечера. И так жить в течение всего дня. Утром встали, надо помолиться: «Господи, помоги провести этот день спокойно, мирно». Когда положили такое основание, тогда все будет хорошо.

В древности жил известный философ Сократ. У него была жена, и звали ее Ксантиппа. Была она страшно сварливая. Однажды устроила ему сильнейший скандал, а закончила тем, что схватила ведро с помоями и грязную воду вылила ему на голову. Что бы мог сделать обычный человек? Схватить это ведро и им стукнуть по голове, а то и убить. А Сократ — ничего подобного! Он себя сдержал. Отер ладонями лицо, открыл глаза, улыбнулся и сказал: «Ну, вот, Ксантипушка, после бури и дождик».

Надо к этому добавить следующее. Ученики знали его как прекрасного, мудрого и сдержанного человека. Какой-то мудрец сказал им: «Сократ — жестокий человек!» Они удивились: «Как это так?» — «Да, он очень жестокий!» Ученики спросили учителя об этом. И он ответил: «Да, я действительно очень жестокий, но постоянно контролирую все свои слова и дела».

Так что человек должен постоянно себя воспитывать. У преподобного Серафима Саровского монахи спросили: «Кто в нашем монастыре достиг высот монашеского подвига?» И преподобный указал на повара. Они так и ахнули: «Отче, так это самый жестокий человек!» — «Да, от природы он неуправляемый. Если бы он дал власть своим страстям, то здесь не осталось бы камня на камне, но он держит себя в руках, старается смиряться. Конечно, ему благодать и милость Божия особо благоволят».
Господь дает Свою благодать тем, кто смиряет себя. А от тех, кто не совершенствуется, не меняется к лучшему, милость Божия отходит.

Учился я в семинарии в первом классе. Был у нас один молодой человек, студент-семинарист. Стал он кощунствовать, читая Священное Писание. Сидел он впереди меня, и как только перемена — сразу начинал слова Господней молитвы наизнанку выкручивать. Или бежит по ступенькам: «Отче наш, Отче наш, иже еси на Небесех…» — кощунствует, как считалочку повторяет. Я как-то даже возмутился и сказал ему:
— Нехорошо! Ведь это же слова Бога и обращение Его к Отцу Небесному. Когда их читают в храме, делают земной поклон, головы склоняют. Все человечество должно преклонить голову, а ты кощунствуешь.
Он не внял словам, грубо прервал меня. Я сказал ему второй раз, третий. Он каждый раз грубил. Тогда я ему сказал:
— Ну, предоставлю тебя воле Божией.
И все. Он кощунствовал, но я ему больше ни одного слова не сказал, не возмущался. Долго он в семинарии не задержался, месяца два побыл и исчез, выгнали с треском.

Слово Патриарха Кирилла в среду первой седмицы Великого поста

Вечером 20 марта 2013, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Святоотеческая традиция свидетельствует о том, что грех, начало которому было положено в ангельском мире и который через грехопадение прародителей вошел в жизнь людей, многообразно проявляет себя в различных пороках. Более же всего природа греха являет себя в гордыне. Гордость, по словам многих святых отцов, - это мать пороков. Из нее, как из злого корня, произрастают различные проявления человеческой греховности.

Одним из таких проявлений является гнев. Святой Иоанн Лествичник прямо связывает гнев с гордостью. Гнев - это та человеческая эмоция, которая приносит страдание и самому гневающемуся, и тем более тем, кто является свидетелем или объектом гнева. Иоанн Лествичник называет гнев болезнью, и он прав: гнев - это болезнь и в духовном, и в физическом смысле.

Иногда причина гнева - это расстройство нервной системы. Это некий непорядок в физическом теле человека, и такие проявления греха нужно лечить, обращаясь к врачам, употребляя лекарства и иные способы исцеления от этой болезненной эмоции. Но нас с вами более всего беспокоит иное. А если это душевная болезнь? Если это проявление греха, то как бороться с этой болезнью?

Если гнев есть проявление гордости, то он связан с такими качествами, как себялюбие, властолюбие, самомнение. Гнев проистекает из того, что человек позволил гордыне войти в свое сердце, допустил к себе этот грех, который развиваясь, порождает тяжелейшие последствия.

Гордый человек как бы повторяет грех Денницы - того ангела, который стал сатаной. Тот не захотел быть рядом с Богом, он захотел быть на месте Бога. Так и гордый человек изгоняет Бога из центрального места в своей жизни, и это место занимает его собственное «я», которому он поклоняется, которое он превозносит и одновременно подвергает огромным испытаниям. Ведь если человек себялюбив, эгоистичен, то всякая попытка других людей сказать то, что не соответствует его мыслям, или предпринять действия, которые хоть как-то ущемляют его «я», приводит к тяжелейшим последствиям, и нередко такие люди, будто бы обиженные другими, проявляют гнев.

Когда человек страдает от гордыни, он становится очень уязвимым и слабым. Ему кажется, что он сильный, ведь чаще всего гордость проникает в сознание людей умных, образованных, удачливых. Но, изгоняя Бога из своей жизни и поставляя на это место самого себя, такой человек становится очень уязвимым. Собственно говоря, гнев - это крайняя степень несогласия человека с другими, которая выражается вовне в самых отвратительных формах.

В гневе мы словно видим лицо греха, его безобразие, его ненормальность, ведь нормой является исполнение Божиего закона, слушание Божиих заповедей, жизнь согласно этим заповедям. Это и есть Богом определенная норма жизни для людей, а грех есть нарушение нормы, а стало быть, ненормальность, болезнь, как о том говорят святые отцы.

Многие греховные движения происходят внутри человека, в глубине его сознания, в сердце. Несогласие с людьми может вызывать чувство внутреннего раздражения, но это раздражение сокрыто, от него страдает только тот, кто раздражается. Совсем другое дело гнев. Гнев - это не скрытое раздражение, а это видимая всем тяжелейшая эмоция, которая в первую очередь приводит в тяжкое состояние самого гневающегося. Через гнев он ослабляет, если не разрушает, свои отношения с другими людьми. Ну, кто будет любить гневливого? А как тяжело работать с гневным человеком. И дружить с ним невозможно, и он, считая себя сильным, в действительности слаб настолько, что оказывается в полном одиночестве.

Грех не может быть приятным. Пороки могут быть только мнимо приятными, на самом же деле всякий грех несет в себе огромный ущерб для человеческой личности, и гнев являет нам пример такого ущерба. Гневающийся теряет и ничего не приобретает, потому что человек ничего не может приобрести для себя через грех.

Но есть еще что-то, что превращает этот грех в великую опасность для духовной жизни человека. Мы находим удивительные слова в послании апостола Павла к Ефесянам: «Солнце да не зайдет во гневе вашем, ниже дадите место диаволу» (Ефес. 4:26-27). То есть апостол предупреждает: если и прогневался, не выдержал, проявил эмоции недолжным образом, то сделай так, чтобы до заката солнца все прошло, сам себя освободи от груза гнева, примирись с тем человеком, на которого прогневался. А почему это нужно сделать быстро? А потому что если гнев удерживается на протяжении долгого времени, то он перерастает в другой, еще более страшный порок - в злобу. А злоба - не просто один из пороков.

По-русски слово «злоба» имеет тот же корень, что и зло, а зло - это ведь и есть дьявол. Как и в гордыне, в злобе проявляется сама природа греха, и человек злой спастись не может. Он не может быть вместе с Богом, потому что там, где зло, там нет Бога. Человек через зло связывается с дьяволом и помимо своей воли становится игрушкой в его руках, подобно тому, как через любовь человек входит в общение с Богом.

Гнев иногда списывают на свойства характера, и, действительно, он может быть каким-то образом связан с особенностями человеческого организма. Но если эта черта, этот порок не подвергается духовному лечению, то перерастает в злобу, а злобу уже ничем вылечить невозможно, потому что зло противоположно Богу - злой человек погибает.

Вот почему необходимо бороться с гневом, удерживать себя, в первую очередь, от внешних проявлений раздражения. Само по себе раздражение также опасно для человека - оно разрушает его внутренний мир и покой, путает мысли, мешает определиться, в том числе в отношениях с людьми, правильно проанализировать эти отношения, особенно если они входят в полосу конфликта. Через раздражение человек ослабляет свои способности к общению с другими, но раздражение, оставаясь внутри, не наносит такого ущерба человеку и его отношениям с окружающими, как внешнее раздражение, - это гораздо более страшное состояние.

Так вот, гнев, который входит в привычку, гнев, который превращается в природу человека, который становится его второй натурой, - это и есть путь в бездну, потому что такой гнев всегда будет перерастать в злобу, в полное отчуждение от Бога. Человек может и верить формально, и даже в Церковь ходить, но если в душе злоба, то не может быть спасения. А потому нужно останавливать этот грех, когда он еще внутри, когда появляется раздражение, досада на других людей.

Очень хорошее средство предлагают святые отцы - думать в это время о своих собственных грехах. Если нам что-то не понравилось в человеке, если мы видим соринку в его глазу, нужно посмотреть на самого себя, и, может быть, увидишь бревно, несоизмеримое с тем, что вызывает раздражение в другом человеке.

Ну, а если гнев все-таки посетил, захватил душу, выплеснулся наружу, то словами апостола Павла «до захода солнца» исторгай из себя это состояние, кайся пред Богом и примиряйся с ближним. Замечательные слова мы слышим многократно во время великопостного богослужения: «Положи, Господи, хранение устам моим».

Мы обращаемся к Богу с молитвой, чтобы Он дал нам силу контролировать наши слова, а значит, и наши эмоции, и это в первую очередь применимо к такому состоянию, как гнев. Великий пост - время раздумий над самим собой, время молитвы, время борьбы с нашими страстями и пороками, и да поможет нам Господь по милости Его освобождаться от того, что тяготеет над нашей душой, дабы сделать, может быть, не такие уж большие, но реальные шаги навстречу Богу. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Задаваясь вопросом, почему люди так часто гневаются и пребывают в состоянии раздражения, многие скажут, что от болезней, расшатанных нервов и пр, и это является справедливо. В нашей статье вы сможете более подробно узнать, о том являются ли такие суждения верными, что представляют собой эти состояния в христианской религии, какие есть молитвы от гнева раздражительности для уравновешенности, что об этом говорят священнослужители и как избавиться от этих страстей.

Как избавиться от раздражительности и гнева

Такое понятие, как гнев является пагубным пристрастием, утрата баланса души, возжелание зла, тому кто огорчил. По своей же природе это тяготение считается безразличным, то бишь оно может послужить для свершения добрых деяний, но в тоже время оно может привести к наиболее худшим действиям. Стоит отметить, что Всевышний давал запрет не на всякое исступление, а лишь напрасное.

Раздражение же является составной частью гневения, которое подпитывает самолюбие.

Как же бороться с этими страшными недугами? В первую очередь следует сохранять молчание. Если ощущается что озлобленность уже подбирается к вашему горлу, то необходимо остановить ее, запереть в сосуде как пойманного скорпиона и ни в коем случае в этот период не вступать в диалоги, как бы трудного это не было (к примеру, как не взвизгнуть при получении ожога). Пребывая в искушенном состоянии не следует ни говорить, ни совершать ничего добродетельного, лишь помимо одного – своего успокоения.

Cвятые отцы о гневе и раздражительности

Благочестивые отцы проповедуют борьбу с гневным пристрастием, для которой единовременно применять во благо мощи немилости, помещенную в человеческую сущность Небесным Отцом. Озлобленность сбивает верующего с пути Божиего, как и , и другие пристрастия.

Вот, о том, как бороться с гневом и раздражительностью отзывались благоверцы.

Святитель Иоанн Домаскин: Всего имеется три вариации исступления:

  • злоба – представляет собой более длительное возмущение или же мстительность;
  • раздражение – являет собою недовольство, начинающееся и воспламеняющее;
  • злопамятство, которое олицетворяет исступление, выжидающее наиболее подходящее время для совершения мести.

Священнослужитель Ельчаников Александр: когда православным человеком завладевает чувство озлобленности к кому-либо, то следует представить, что оба должны скончаться и вообразив это приходит осознание того насколько является ничтожна провинность и как не верна исходящая озлобленность, какой бы она формально не считалась правильной.

Святой Фотийский Диадох: порой свирепость способна породить значительную пользу. В этот период человек бесстрастно использует ее наперекор неправедным или же каким бы то ни было способом цинично действующих, дабы они устыдились или получили спасение.

Святитель Великий Василий: возмущенность является самозабвением душа, также оно способно лишить спокойствия душу, подобно вину.

Затворник Вышенский – священнослужитель Феофан: исступление и раздраженность приходят от эгоистичности, по которой человек признает себя немало стоящим; посему, когда кто-то позволит себе не воздать должного ближнему своему, наступает ярость и приходят злые помыслы об отмщении. Дабы разорить самоцен, необходимо постараться держать себя в руках, причем нельзя ни на минуту терять свое самообладание. Следуйте законам:

  • Когда свершается что-то что может принести огорчение и недовольство, следует как можно скорее внимать к сердцу и сколько это возможно стараться не допустить возрождения такого душевного порыва. Сильтесь и взывайте в молебне. Если же допустить порождению тех чувств, всему настанет конец; ибо все происходит от эмоций.
  • Ждите каждое мгновение неудачи, и когда они придет встретить ее как долгожданного гостя.
  • Для сих молотков добавьте: ласковый тон голоса, удерживание нежного взгляда, теплое обращение и главным образом старайтесь во что бы то ни стало избегать любыми способами напоминаний об человеке, который поселил в душе обиду и чувство несправедливости.
  • Не глядите на обиду и обидчика, ибо здесь можно лишь найти великую опору мстительности и обидчивости; а лучше всего избавить свой разум от этого, что будет правильным решением. Яко с его не будет, но чувство никогда не сможет улечься.

Святитель Иоанн Златоуст: яко человеческий желудок не смог бы принимать твердой и здоровой еды, когда он ослабленный, таковой и является и душа, она импульсивна и высокомерна, делается расслабленной и обессиленной, не способной воспринимать духовное красноречие. Искрення поможет укрепить веру и избавиться от греховных помыслов, вразумит и успокоит.

Преподобный авва Дорофей: Немыслимо кому-либо проявлять озлобленность по отношению к ближнему своему, если сначала его душа не превлзгесется над ним и, если он не уничтожит ее, и не посчитает себя выше всего этого.

Молитва от раздражительности и гнева (аввы Дорофея):

«Боже милосердый и человеколюбивый! По неизреченной твоей благости сотворивый нас из ничего, для наслаждения Твоими благами, и кровию Единородного Сына Твоего, спасителя нашего, призвавший нас, отступивших от Твоих заповедей! Приди и ныне, помоги немощи нашей, и как Ты некогда запретил волнующемуся морю, так и ныне запрети возмущению сердец наших, чтобы Ты не лишился в один час нас обоих, чад Своих, умерщвленных грехом, и дабы не сказал нам: «коя польза в Крови Моей, внегда сходити Ми во истление», и: «аминь глаголю вам, не вем вас», потому что светильники наши погасли от недостатка елея. Аминь».

Господь всегда с Вами!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»