Поль пуаре эскизы. «Нет ничего важнее, чем внешний вид», – король моды Поль Пуаре

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Новатор моды, создатель нового стиля и совершенно новых идей и форм. Не будь его, история моды ХХ века могла бы сложиться совершенно иначе. Поль Пуаре родился в парижской семье торговца одеждой в 1879. Его отец и мать хотели сделать из него зонтичного мастера и отдали в подмастерья к производителю зонтиков. Но Пуаре с детства интересовался модой, одеждой, рисовал эскизы нарядов для сестринских кукол. Потом начал для них шить платьица из остатков тканей для зонтиков. Он был в себе столь уверен, что направился со своими эскизами в Дом моды “Раудниц” к Мадлен Черуи и убедил купить свои наброски. Так началась его работа «фрилансера».

Уже в 1896 году Пуаре поступает на работу в Дом моды “Дусе” (Doucet). Пройдя школу Жака Дусе, он проникся духом высокой моды. По совету наставника, Пуаре сам начал перенимать манеры поведения и стиль одежды у представителей высшего общества и вскоре его можно было увидеть в английских костюмах на модных вечеринках. Роскошные муслиновые платья, шикарные клиентки, изысканная мебель XVIII века и великолепная коллекция живописи – всё это произвело на Поля такое впечатление, что по возвращению из армии он знал, что будет только модельером и самым лучшим. Пуаре устраивается на работу в самый престижный и старинный из Модных Домов – Дом Моды Ворта. Старика Ворта уже не было в живых, Поль работал с его сыновьями Шарлем-Филиппом и Гастоном Люсьеном. Достигнув определенных успехов у Ворта, Пуаре решается открыть собственное предприятие.

На занятые у мамы деньги он открывает в сентябре 1903 года свою фирму на рю Обер, 4, Париж, недалеко от Гранд Опера. Его успех был ошеломляющим. Пуаре входит в историю моды как великий реформатор. Он изменил силуэт женского платья, ввел в моду новые цвета и ткани. Пуаре создал гораздо больше, чем новая одежда – он создал новый стиль и новый образ жизни. Важным для Поля этапом в моде и стиле было то, что он освободил женщину от оков корсета с утягивающей талией. Это было в 1906 году. Он поднял талию выше, под грудь, тем самым удлинив ноги. Это заставило женщин следить за фигурой и худеть.

Годом ранее Пуаре женился на Денизе Буле, стройной 19 летней девушке. Она и стала его музой и вдохновительницей для создания новых образов и силуэтов. «Как здорово найти мужчину, являющегося вашим супругом, — говорила она, — который еще и одевает вас так, будто вы явились из волшебной страны». Вместе они создали то, что называется творческим тандемом. В каждом из ее выходов был признак нового веяния и эпатажа, который доходил до скандальности. Это были первые ростки рекламы, которые живы и по сей день.

В 1908 году Пуаре издал первый в истории моды буклет с рисунками моделей платье, и таким образом еще больше укрепил свою репутацию самого влиятельного парижского кутюрье. Благодаря своей возлюбленной и собственному новаторству, новинки моды от Пуаре сыпались как из рога изобилия. Юбка-кий, юбка-брюки и, конечно, пресловутое платье-абажур.

Дизайнер организовывал множество пышных и костюмированных вечеринок. Когда в 1911 году Пуаре придумал это платье-абажур — гости согласились надеть его, лишь бы попасть на вечеринку в стиле сказок «Тысячи и одной ночи». Пуаре был на вечеринке в роли султана, а Дениза – шахини. Газеты писали: «Одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь даже почетные супруги политиков готовы бросить всё и уехать к турецкому султану, лишь бы иметь такие наряды». Но пресса также говорила о влиянии на его творчество рисунков и эскизов Бакста, созданных для русских балетных сезонов в Париже. Хотя сам дизайнер это влияние отрицал.

В 1911 году Пуаре в очередной раз взрывает моду, представив на показ публике «хромую» юбку, которая вызвала настоящий фурор. Узкие юбки уже не были новостью, они появились еще в начале века. Но то, что предложил Поль, превзошло все ожидания. Платье спадало мягкими складками от груди до колена, а потом резко сужалось книзу, причем так, что женщина могла лишь как гейша семенить ногами. Это соответствовало его идеалу восточной женщины-куртизанки и было очень в духе Востока, который так любил Пуаре. «Хромые» юбки оказались в центре всеобщего внимания. Они стали поводом для осуждений и карикатур, но тем не менее модницы во всю носили их, добавляя к ним меха, воротники, узкие рукава и длинные узкие перчатки, которые усиливали эффект футляра.

В течение последующих нескольких лет Пуаре жил насыщенной жизнью. Он выпустил духи «Розин» (le Parfums de Rosine), названные в честь одной из дочерей, объездил всю Европу с показами, открыл Школу декоративных искусств, и назвал её в честь другой дочери «Мартин» (Atelier Martine).

Но в 1920–е годы для Пуаре начинается время мрачных перемен и упадка, и связано это с женской эмансипацией и новым ритмом жизни, который мастер не учел. Появились новые конкуренты, которые также стали законодателями моды: «Ланвен», «Пату», «Вионне», «Сестры Кало». Но самым большим его врагом стала Шанель. Она ненавидела его за бывшие успехи и звания императора парижских мод. А Пуаре не мог выносить ее маленькие черные платья. Шанель не только создает иные образы в моде, но и выпускает новый аромат, который приобретает широкую популярность. Это известные Сhanel №5. Однажды, встретившись в Гранд Опера Пуаре спросил Шанель: “Мадмуазель Шанель, вы вечно в чёрных платьях. Это что, траур?”. Находчивая и острая на язык, Шанель ответила: «Да, по вам!».

Но настоящий финансовый упадок Пуаре начался в 1924 году, а в1927 году ему и вовсе пришлось закрыть свой Дом моды, а в мировой моде вскоре воцарилась простота от «Chanel». Эпоха театральности закончилась, а падение великого метра показало, что удача может отвернуться даже от самого великого мастера.

В 1929 году Дениза Пуаре развелась с мужем-банкротом. Однако она сохранила коллекцию его моделей и эскизы интерьеров, а также изделия декоративно-прикладного искусства. Сам Пуаре совершенно разоренный, уезжает в Канны, где принимается за живопись, думая, что так он сможет поправить свое положение и развозит по магазинам на велосипеде бутылки марочных вин по элитным ресторанам. Собравшись с духом, он пишет книги «Одевая эпоху» и др. Это немного улучшает сложившееся положение модельера. В начале Второй Мировой войны Поль Пуаре перебирается обратно в Париж и записывается на биржу труда, где и умирает 28 апреля 1944 года в полном забвении.

Но как часто бывает, гениев вспоминают после смерти. С конца 1950-х начинается возрождение интереса к его творчеству. А в 1960-е – эпоху хиппи – возникает мода носить винтажные вещи от Пуаре. В мае 2005 года состоялась огромная аукционная продажа изделий Пуаре, где в течении 2-х дней ушло больше 500 лотов за огромные деньги. Путь Пуаре продолжает движение.

Француз Поль Пуаре, родившийся в 1879 году, сын торговца тканями, добился невероятных высот,создавая наряды для Сары Бернар, Габриэль Режан и Мистангетт, деливших между собой столичную сцену и славу элегантнейших женщин Парижа.

Работать он начинал подмастерье в ателье по производству зонтов, а в свободное время придумывал оригинальные платья для кукол и шил их из остатков шелка. В 1896 г. юный Поль, сын лавочника, поступил на работу в лучший парижский салон ― к Жаку Дусе. Здесь он провёл годы, послужившие первыми ступеньками к Олимпу моды.


«Нет ничего важнее, чем внешний вид», - вывод, к которому приходит П. Пуаре и который становится его убеждением на всю жизнь.

И именно в это время произошел его первый дебют - известность к модельеру пришла, когда он представил сценический костюм для актрисы Габриэль Режан: манто из черной тафты, расписанное розово-лиловыми и белыми ирисами, сверху покрытое черным тюлем. .


Актриса Габриэль Режан


Актриса Габриэль Режан

В 1903 г., после военной службы и недолгой работы в Доме Чарльза Ворта по приглашению его сына Жан-Филиппа (1901—1903 гг.), Пуаре открыл собственный салон на Рю-Аубер, 5.

Ни одна модница не могла зашнуровать корсет или, наоборот, освободиться от этого панциря без посторонней помощи. И только с приходом Пуаре появилась одежда, в которую можно было без особого труда облачаться самостоятельно. »


Американская миллионерша и меценатка Пегги Гугенхейм в костюме П. Пуаре из золотой парчи, расшитой разноцветным жемчугом (слева) / Ансамбль из восточных шароваров и верхней части с открытой спиной, 1926 г. (справа)

Большой интерес вызывают эксперименты дизайнера с кроем и конструкцией - тем более примечательные, что сам Пуаре шить не умел, а скорее пользовался техникой укутывания и драпировки женской фигуры. Появилась «хромая юбка» - длинная и узкая, что дамы могли в ней передвигаться лишь крошечными шажками,


Восточное платье в стиле ампир. Поль Пуаре (слева) / Ансамбль из шелка в восточном стиле. Поль Пуаре (справа)


Платье из музея «Метрополитен». Поль Пуаре. «Тысяча и вторая ночь»

Именно он предложил женщинам одевать к завтраку шаровары тогда, когда еще никто и подумать не мог, что женщины будут носить через несколько десятилетий брюки.

Привычную гамму цветов, пастельную и «неврастеничную» (по выражению Пуаре), мастер заменил фейерверком алых, зеленых, королевских синих, оранжевых, лимонных, всегда ярких и чувственных красок. Поль был первым модельером, который попытался объединить под знаком одного марки-бренда сразу и духи,и одежду, и аксессуары. Он первым из модельеров того времени создал свои духи, назвав их Rosin, в честь старшей дочери.


Эманюэль Буле и Поль Пуаре на парфюмерной фабрике "Розина", Корбевуа, около 1925 года. Фотограф Борис Липницки

Забота о создании фирменного стиля привела Пуаре к мысли о собственных «эксклюзивных» тканях.

Огромную роль в костюме играли дополнения: туфли, перчатки, зонтик, ювелирные украшения (серьги, броши, браслеты, цепочки, кольца).



Поль Пуаре состоялся не только как художник, но и большой и талантливый организатор в мире моды. В 1912 году он учреждает самый эпатажный журнал того времени - Газетт дю бон тон («Журнал изысканного тона»).

С женой Дениз они регулярно устраивали костюмированные маскарады.


Дениз


Поль Пуаре (в центре справа) среди актеров и друзей на празднике святой Екатерины. 1925 г.


Поль Пуаре и актриса Жозефина Бейкер во время шуточной вечеринки 1925

Ему принадлежит идея создания школы искусств, которую он назвал именем другой дочери, Мартины. Пуаре отобрал в муниципальных школах парижских предместий небольшую группу - 15 художественно одаренных девочек 12-13 лет. Детская школа декоративных искусств на улице Сент-Оноре стала первой школой такого рода во Франции. Пуаре берет девочек на пансион и даже платит каждой небольшую сумму денег. Система преподавания в школе, так же как и принципы обучения персонала в Доме Пуаре, была новаторской. Пуаре не спешил, как когда-то Чарлз Ворт, «учить руки», он хотел развить душу, воспитать личность, обострить зрение, пробудить любовь к прекрасному.
Продукция этой школы - ковры, вышитые покрывала, обои, абажуры и прочая мелочь для оформления домашнего интерьера — продавалась в небольшом магазине. Еще до Первой мировой войны филиалы «Мартины» появились в Берлине, Лондоне и даже в Новом Свете, в Филадельфии.

Через шесть месяцев после открытия детской школы Пуаре создает на ее базе профессиональную декоративно-прикладную студию, где детским рисунком придается стилистическая завершенность. Как и школа, студия называется «Мартина». Пуаре рассылает рисунки «мартинок» на текстильные предприятия, на фабрики декоративных тканей, обоев и ковровые производства; он отсылает их и в Севр, где по ним выполняются росписи по фарфору.
В 1912 году он добивается участия учениц в выставке Осеннего Салона. Исследователи отмечают, что Пуаре первому пришла в голову оригинальная мысль соединить авангардистское мышление в области декоративно-прикладного искусства, столь впечатлившее его в Вене и Берлине, с примитивизмом - то есть создать на новой основе творческий синтез разума и чувства. Детская школа и декоративная студия «Мартина» внесли существенный вклад в историю развития декоративно-прикладных искусств Франции.

Начавшаяся 1 августа 1914 года мировая война разом меняет все. Движимый чувством долга, Поль Пуаре уходит в армию. Но война оборачивается для Пуаре не ужасами окопной жизни, а личными унижениями, тяжело переносимой безликостью и бесполезностью далеко не героического существования. Для невежественного полкового начальства Пуаре - всего лишь ремесленник-портной, «нагло заявляющий, что не умеет шить». В качестве дисциплинарного взыскания он принужден пришивать пуговицы к солдатской амуниции. Это унизительное для Пуаре занятие позволяет ему детально изучить армейскую униформу, громоздкую, с обилием ненужных деталей, и внести предложение по усовершенствованию ее кроя и значительному сокращению расхода ткани и времени на пошив. Более того, благодаря проявленной энергии ему удается довести свои предложения до конкретных результатов.

После Первой мировой войны он перестал быть модным, его модели были слишком вычурны для этого времени.



Пуаре, как и Жак Дусе, не смог приспособиться к демократизации моды. Безудержная энергия и фантазия художника далеко не всегда подкреплялись трезвым деловым расчетом. Многие интересные начинания были крайне невыгодными в финансовом отношении. В результате накопился огромный долг. В 1926 г., надеясь спасти свое предприятие, он распродал личную коллекцию - десятки полотен Матисса, Кеса ван Донгена, Вламинка и Пикассо, драгоценности жены. Но вырученных денег катастрофически не хватало, и прославленный Дом Пуаре пришлось закрыть. Но деятельность П. Пуаре на этом не заканчивается. Он работает в театре, издает мемуары, книги по кулинарии, занимается любимой им живописью.

Титул «Короля моды» парижанин Поль Пуаре (1879-1944) присвоил себе сам, но для этого у него были веские основания. Недаром многие историки костюма склоны считать его отцом моды ХХ столетия. Хотя в истории моды он, в первую очередь, остался не как создатель ошеломляющих нарядов из «плотоядных восточных шелков», а как «освободитель» из плена корсета, нижних юбок и панталон.


Пуаре перед отъездом в Данию со своими манекенщицами, портным Кристианом и продавщицей Рен. Из альбома фотографий 1925 года "На память о путешествии Поля Пуаре в Копенгаген." Музей Гальера

В 1929 году выходит из печати автобиография Поля Пуаре. В ней, написанной на закате творческого успеха, нет ни тени горечи. Книга буквально пропитана счастьем. Она поражает своим пониманием глубинной сути того обширного явления, которое мы называем «модой», которое исходит не от опыта или разума, а от самого сердца творца, влюбленного в жизнь.
Поль Пуаре скончался в Париже в 1944 году в нищете и забвении.

«Я не ждал, пока мой успех вырастет сам по себе. Приходилось безумно много работать…» Но работа его больше походила на акт творения, чем на работу в обычном смысле этого слова.



На моду всегда оказывают влияние и социальные, и политические причины. А в начале ХХ-го века, точнее на период 1908-1914г.г. большое влияние оказало на моду ещё и сценическое искусство. В то время оперетты, театральные представления, ревю, кабаре и прочие виды развлечений подсказывали новые типы одежды.


Танцовщица Айседора Дункан, американка по происхождению, в 1900 году приехала и покорила Европу своим танцем, тем самым оказала большое влияние на вкусы современниц, и наверное, сделала гораздо больше, чем любой кутюрье. В античных туниках она выходила на сцену босиком, её гармоничный облик и необычайная пластика в ритме танца пленяли зрителей и прививали любовь к античной простоте. В живой пластике она была воплощением античной скульптуры.



Богатые формы силуэта костюма и платьев стиля модерн, оснащённые разнообразным декором, стали постепенно заменяться простыми, лёгкими и стройными силуэтами – платьями с завышенной талией и прямой юбкой. Пуаре находит просто вульгарным вздымающийся впереди бюст и выступающий зад.


Но не только танцовщицы как Айседора Дункан, Мата Харри, Луайе Фуллер своими танцами с вуалями помогли Полю Пуаре раскрепостить женщин, представив на обозрение всех свои гибкие тела, революцию в моде вызвали гастроли Русского балета, происходившие в те годы в Париже.



1908-1909 годы


А ещё раньше С. Дягилев там же в 1906 году организовал выставку русского искусства. Всё это резко изменило моду. Европейцы увидели блеск восточного колорита с его потрясающими цветами – оранжевым, голубым, красным, жёлтым… Россия и сама представлялась многими людьми того времени как часть Востока. Русский балет, пламенные краски Бакста, русские художественные идеи покорили парижан, а мода этой эпохи покорилась Полю Пуаре. Эта эпоха может быть смело названа эпохой Поля Пуаре.



Освобождая женщину от корсета, Поль Пуаре упразднил все акценты, которые создавались корсетом на линии талии, бёдрах и груди. Так получился стройный вертикальный силуэт. Корсет он заменил гибким бюстгальтером и поясом для чулок. Всё это позволило женщине выглядеть более юной и подвижной. Пуаре собрал вокруг себя талантливейших художников, иллюстраторов, дизайнеров, таких как Поль Ириб, Жорж Лепап, Эрте (русский эмигрант), Жорж Барбье, Мариано Фортени, Рауль Дюфи, Андре Дерен и многих других.



Относился к изобретению нарядов как к произведению искусства и начинал работу всегда с подбора тканей, которые создавал сам. Он подбирал рисунок и оттенки, окрашивал ткани, подробно изучал японские методы нанесения рисунка. Фортени создал плиссированное платье «Дельфос», которое подчёркивало естественную красоту женского тела, и наряды с шаблонным рисунком. Именно эти работы стали визитной карточкой его фирмы.


Мариано Фортуни изучал мотивы и принты критских, японских тканей, исламский стиль, черпал вдохновение в работах венецианских живописцев. Его наряды были новыми и необычными, по тому времени излишне смелыми, но они отличались особым изяществом и произвели настоящую революцию в моде. Художница Галленга, очарованная нарядами Фортени, также увлеклась дизайном одежды и начала моделировать платья в духе Средневековья, используя шаблонный набивной рисунок.


Если проследить основные этапы изменения женского силуэта в этот короткий период, то увидим:


1908 год – сузившаяся юбка без акцента на линии бёдер, небольшое завышение талии, лиф выполняется с широкими рукавами-кимоно, от прежней моды стиля модерн остаётся ещё лиф с напуском над поясом и воротник-стойка.


1909 год – стройный силуэт полуприлегающих костюмов с лацканами и небольшим воротником мужского стиля, огромные шляпы. После Русских сезонов вошёл в моду ориентализм. Европейцы открывали для себя загадочные страны Востока. Фантастические костюмы и яркие инсценировки «Шехерезада», «Фея Роз», «Петрушка» и многие другие спектакли Русских сезонов стали знаменательным событием в истории моды.


1910 – 1911 – завышенная талия, суженная книзу юбка, рукава-кимоно. Появилось новое изобретение – корсет для ног. Это такие своеобразные путы чуть ниже колен, которые естественно не видны были для общего обозрения, но основная их задача была сделать походку женщины семенящей, дабы походить на японскую гейшу. В 1911 году Поль Пуаре организовал костюмированный бал «1002-ая ночь», на котором представил свою новую коллекцию, навеянную восточными образами Японии, Индии, Китая. Этот бал имел невероятный успех, а Поль Пуаре стал диктатором моды.


1912 – 1914 – популярность суженных юбок была столь велика, что женщины даже отправлялись в них на дальние переезды. В это время возникает и популярность танго, но спутывающие движения юбки никого не смущают, их просто драпируют и делают разрезы. В то время американская пара – актриса Ирен Кастл и её муж Вернон завоевали известность своим зажигательным исполнением этого танца. Они гастролировали по Америке и Европе, исполняя танго на сцене, и вскоре любовь к новому танцу охватила весь мир, – необыкновенно чувственный танец и прекрасная музыка и ритм будоражили все струнки души.





Красавица , актриса немого кино, и эстрадный певец Александр Вертинский, приглашённые в военный госпиталь на концерт для раненых, танцевали танго настолько элегантно и заразительно, что увлечённые зрители все, кто мог, кому это было доступно, танцевали до рассвета.


И потом ещё долго, долго, – проходили годы и десятилетия, а танго волновало и заставляло трепетать сердца многих людей…


Но вернёмся в эпоху, когда модницы всего мира были подчинены власти Пуаре. Создавая новые формы и силуэты, Поль Пуаре использует восточные мотивы, крой, он вводит туники, драпировки, тюрбан с эгретом, гаремную юбку.


Помимо этого Пуаре разглядел оригинальные формы и других национальных костюмов – казачью шапку, венгерские рукава, русский жакет и многие другие элементы одежды, благодаря которым были созданы блуза-туника, юбка-абажур, вечернее манто с рукавом-кимоно, покрытое золотом и серебром, юбка-сумка. Всё это было с экзотическими контрастами, смелыми красками в сочетании с мягкими и пластичными тканями.



Восточные образы повлияли и на дизайн аксессуаров, – зонтик и веер в эту эпоху стали непременными аксессуарами дамы. Более лёгкая и почти воздушная форма зонтика придавала образу изысканность и элегантность. Эти аксессуары, особенно веер, использовались Пуаре и Жанной Пакен для рекламы своих домов.


Жанна Пакен ещё в 1906 году представила свою коллекцию одежды в , то есть несколько раньше того, как Пуаре прославился своими античными нарядами. Пакен опередила диктатора моды и накидкой с рукавами-кимоно, но скромная женщина всё время предпочитала оставаться в тени, в то время, когда мужчины-дизайнеры завоёвывали славу и становились звёздами.





















Период 1908 – 1914 годы можно охарактеризовать поиском нового, и в моде того времени чётко отразились политическая ситуация, развитие социальных движений и борьба женщин за равноправие. «Тюрбан наискось спускается до самых бровей, колеблющийся эгрет, юбка, задрапированная и стиснувшая ноги. Брови, подведённые карандашом, рука на бедре, живот вперёд, – вот эта женщина, которая одевается у султана моды и идёт танцующими шагами навстречу мировой катастрофе».


1914 год, 1 августа – прогремели залпы начавшейся Первой мировой войны, всё изменилось, а вместе с этим изменилась и мода.


Влияние Поля Пуаре на мировую индустрию моды часто сравнивают с влиянием Пикассо на развитие живописи. Пуаре освободил женщин от корсетов, вернул интерес к античным силуэтам свободного кроя и стал первым французским кутюрье, который запустил линию авторских парфюмов. Несмотря на все карьерные взлеты, на закате жизни Пуаре был беден и умер в забвении, а созданные им роскошные наряды продавались на вес, как обыкновенные тряпки.


Поль Пуаре в своей мастерской.

Поль Пуаре родился в обыкновенной семье, его отец торговал тканями. Подростком Поль устроился работать в ателье по пошиву зонтов, там у него появилось хобби – мастерить наряды для кукол сестры из остававшихся отрезов шелка. Тогда же начинающий дизайнер осмелился показать свои первые наброски именитому дизайнеру Луис Шеруи, которая тогда руководила одним из известных домов мод в Париже. Луис осталась в восторге от увиденного, выкупила дюжину эскизов, и Поль Пуаре не успел оглянуться, как уже стал сотрудничать с ведущими кутюрье Франции.


Модели, вдохновленные восточной эстетикой.


Поль Пуаре сделал революцию во французской моде.

В Доме высокой моды Чарльза Уорта (House of Worth), который по праву считался одним из крупнейших в Европе, Пуаре занимался разработкой практичных и удобных моделей платьев. Такие наряды основатель бренда Уорт называл «картошкой фри», «гарниром», который выгодно оттенял созданные им изысканные и утонченные модели бальных платьев. Так продолжалось недолго, поскольку скоро стало понятно, что Пуаре обладает недюжинным талантом, может конкурировать с признанными мэтрами, ищет свой стиль и претендует на то, чтобы быть абсолютно самостоятельным.


Модели Поля Пуаре.


Туфли от дизайнера Поля Пуаре.

Оставив работу в Доме моды Уорта, Пуаре занялся индивидуальным творчеством. Через некоторое время он презентовал русской княжне Барятинской пальто, которое было скроено, как кимоно. По одной из версий, княжна пришла в ужас и сказала, что это пальто напомнило ей мешок, в который бросают отрубленные головы холопов. Впечатлительная натура якобы пояснила, что в случае, когда назойливые простолюдины бегут слишком долго за княжескими санями, избавляются от них жестоким образом – их убивают, обезглавливая.

Модели Поля Пуаре.

Скорее всего, Барятинская отпустила язвительную шутку, чтобы задеть чувства Пуаре, однако он не стал расстраиваться, а продолжил творческие поиски. Первое, что пришло ему в голову, - это освободить женщин из оков корсетов, в которых они томились еще с эпохи Возрождения. За основу нового силуэта Пуаре взял греческие, японские и ближневосточные модели, перенеся акцент со строгих линий на искусство драпировки.


Выставка работ Поля Пуаре.

Модели, созданные Пуаре, стали настоящей революцией в мире моды. S-силуэт, выгодно подчеркивающий все достоинства женской фигуры, стал уверенно завоевывать симпатии. Одновременно с Пуаре над созданием таких нарядов трудились и другие модельеры, однако именно его имя до сих пор ассоциируется с таким типом платьев. Среди других изобретений Пуаре - пальто-коконы, платья-абажуры, юбки-султанки, брюки-гаремы, накидки с бахромой и шляпы-тюрбаны. Вдохновение дизайнер черпал в культуре Востока. Все эти модели в дальнейшем успешно развивал Ив Сен-Лоран в 1960-70-е годы.


Серия парфюмов от Поля Пуаре.

Поль Пуаре был первым кутюрье, который ввел концепт «бренда как стиля жизни». Он запустил собственную линию косметических средств и парфюмов, а также предлагал услуги дизайнеров, которые декорировали любое помещение в «стиле Дома мод Пуаре». Появление на рынке новой продукции от Поля Пуаре непременно сопровождалось пышными презентациями, о которых парижская богема говорила потом месяцами. Например, для того, чтобы познакомить французов с ароматов духов «Персидская ночь», Пуаре организовал мероприятие под названием «Тысяча и одна ночь». Гостей он собрал в саду, украшенном фонарями и шатрами, туда же специально завезли экзотических птиц. Сам Пуаре встречал всех в костюме султана и вручал каждому гостю по флакончику духов.


Презентация духов *Персидская ночь*.


Флакон духов *Персидская ночь*.

Отличился Пуаре и тем, что первым стал использовать фотографию для демонстрации своих моделей, ранее кутюрье ограничивались только эскизам. В апреле 1911 года в издании Art et Decoration была опубликована первая фэшн-фотосессия, сделанная Эдвардом Штейхеном. Модели были одеты в наряды Пуаре.


Фэшн-фотосессиия моделей Поля Пуаре.

Первая мировая война стала губительной для карьеры Пуаре. Вначале он вынужден был поступить на должность портного во французскую армию и вместо изысканных нарядов разрабатывать военную форму. Когда же Пуаре вернулся с войны, он узнал, что его бизнес обанкротился. Французская мода стала ориентироваться на простоту, удобство, функциональность, о роскошных моделях не шло и речи – люди были бедны, а в умы женщин все глубже проникали идеи эмансипации. В лучах славы купалась Коко Шанель, создавшая концепт маленького черного платья. Поль Пуаре пытался держаться на плаву, но битву за благосклонность публики он уже проиграл. Встретив однажды соперницу, Пуаре попытался иронизировать, уж не траур ли она носит, появляясь всегда в черных платьях. На что получил ответ: «Да, ношу, и этот траур по вам!».


Эскизы Поля Пуаре.

Пуаре стали обвинять в излишнем эстетстве, многие деловые партнеры отвернулись от него, с женой, которую дизайнер всегда называл своей музой и с которой прожил 23 года, участились скандалы, пара приняла решение развестись. Оставшись ни с чем, Пуаре вынужден был закрыть свой Дом мод.


Дома мод Поля Пуаре.

В последние годы жизни Пуаре подрабатывал, как уличный художник, предлагая свои рисунки посетителям французских кафе, его наряды продавались за копейки на вес. Помочь Пуаре хотели члены Ассоциации высокой моды Парижа, но против этого выступил давний соперник Поля – Чарльз Уорт.

Произведено Полем Пуаре.

Поль Пуаре не умер от голода только благодаря тому, что время от времени его подкармливала бывшая сотрудница его модного дома Франс Мартано. Еще одна близкая подруга Пуаре – Эльза Скиапарелли – также поддерживала его при жизни, а после смерти оплатила похороны великого, но забытого всеми кутюрье, и позаботилась о том, чтобы созданные им наряды попали в музеи и частные коллекции.

Портрет Поля Пуаре.

Он создавал платья не как портной, а как художник, и называл это высокой модой. Это стал новатором направления, в котором были стиль, формы и идеи от Поля Пуаре. Возможно, история моды начала XX века была бы другой, но ее направление предопределило рождение в 1879 году будущего кутюрье в семье торговца одеждой.

Биография Поля Пуаре

Биографические подробности детских лет Поля история не сохранила. Имеются только скупые сведения о том, что у него было 3 сестры. Одна из них занималась созданием женских платьев, став впоследствии модельером, вторая была знаменитой шляпницей. Чем занималась третья сестра, неизвестно. Мальчик рано увлекся модой. Он часами рисовал эскизы нарядов для кукол сестер. Скорее всего, дружбы в семье Поля не было, это можно понять из его автобиографии. Он больше вспоминал об эскизах, которые направлял в Дом моды «Раудниц», тканях, из которых шила платья одна из сестер, шляпках, увиденных им в театре.

О домашних Поль не любил вспоминать, понимая, что даже сестры были для него скорее конкурентками, не желающими с ним сотрудничать. Отец тоже не был поклонником его таланта. Эскизы и модели одежды Поля Пуаре его раздражали. То есть поддержки в семье будущий кутюрье не имел. Единственный человек, которому был благодарен Поль, - его мать, которая дала сыну деньги, и он смог открыть свое дело. Деньги от матери он получил в долг. И это был правильный материнский шаг. Отдав долг, Поль Пуаре смело заявлял, что это его бизнес, созданный на собственные средства.

Начало пути в сфере моды

Семнадцатилетнему Полю Пуаре посчастливилось, его принимают на работу в Дом моды DOUCET, увидев в его эскизах образцы платьев, которые могут претендовать на спрос среди модниц. Это был действительно счастливый шанс - иметь своим учителем художника по призванию, «великого джентльмена» Жака Дусе. Работая под началом Дусе, Пуаре проникается духом высокой моды, моды, которая предполагает творчество. А этого у Пуаре не отнять с раннего детства.

Признание работ Поля Пуаре

У Дусе шили себе наряды королевские особы и королевы сцены, известные всем Габриэль Режан и Сара Бернар. Дусе доверил молодому и талантливому Полю шить для них сценические костюмы. Именно с этого началось признание Поля Пуаре как мастера-модельера. Дусе был хорошим учителем. Он ценил трудолюбие ученика, превратив его из подмастерья в своего ассистента. Он ввел талантливого Поля в мир звезд театра, которые стали его заказчицами. Со временем начали появляться у модниц «модели Пуаре».

Служба в армии ненадолго прервала работу молодого модельера. По возвращении из армии в 1901 году Пуаре устраивается в самый престижный Дом моды Ворта.

Свое дело

Проработав под началом сыновей Ворта до 1903 года, Пуаре решается на серьезный и обдуманный шаг. На занятые у матери деньги Поль создает свое дело, открыв ателье недалеко от Гранд Опера в Париже. Первой моделью, созданной им в этот время, было пальто прямого покроя. К 1905 году у французского модельера работают самые известные в то время художники, иллюстраторы и дизайнеры, реформируя историю моды вместе с ним. Рождается новый стиль и образ, меняется силуэт, появляются новые цвета и ткани. 1906 год принес женщинам освобождение от оков корсета, он заменил его гибким бюстгальтером и поясом для чулок. Он подарил дамам моду на шелковые чулки телесного цвета, создающие иллюзию обнаженных ног. Предложил облегченные зонтики, обязательную принадлежность женского туалета.

Пуаре, вдохновленный модерном XVIII века, создает платье, у которого юбка ниспадает к полу из-под груди. Этот фасон удлиняет ноги, делая фигуру женщины стройной. Моделью, обладающей изящной и пропорциональной фигурой, была его жена Дениза. Они вместе создавали новые образцы женского платья, а супруга, как первый образец рекламы, появляясь в модных местах, демонстрировала их светскому обществу. Поль Пуаре ценил эту женщину и уважал за то, что она была его единомышленницей и, стремясь к самосовершенствованию, посещала вместе с ним музеи и антикварные лавки, чтобы расширить свой кругозор, обострить восприятие культуры других народов. Она стала директором их модного Дома. Первый буклет - каталог «Платья Поля Пуаре» - издан Полем Ирибом в 1908 году с целью ознакомить публику с новыми моделями. В 1912 году выходит альбом «Вещи Поля Пуаре», этим самым подчеркивается статус влиятельного кутюрье.

Новые направления в моде

Он понимает, насколько изжили себя блеклые и безжизненные тона в одежде, которые в XVIII веке считались изысканными. Женщинам нужно было вернуть яркость, насыщенность всех оттенков красного, синего, зеленого. Пришлось расшевелить лионских текстильщиков. И результатом его трудов стали живые по колориту крепдешины оранжевых и лимонных тонов. Одна из его клиенток, Айседора Дункан, написала в своих мемуарах о французском модельере, что это был не обычный кутюрье, а гений, умеющий одевать женщин и создающий из них настоящие произведения искусства.

Новинки от супругов появлялись практически все время. К образцам их можно было отнести модель юбки-брюки. Начиная с 1911 года Пуаре организует костюмированные вечеринки. На одну из них, в стиле сказки «Тысячи и одна ночь», гости должны были прийти в одной из его новинок - платье-абажуре. Поль обожал работать над сценическими костюмами. Их создание в том виде, в котором они вошли в эпоху, он считал своей заслугой. Это Поль создал необычные для того времени туники, юбки-шаровары и брючные женские костюмы. И это в начале XX века!

На крыльях славы

Очередной новинкой и взрывом в мире моды стала "хромая" юбка от Поля Пуаре. То, что на показе предложил Пуаре, покорило женщин и превзошло всякие ожидания по поводу новинки. Это было платье, которое из-под груди и до колен ниспадало мягкими складками, а у колен резко сужалось. В таком наряде женщина была больше похожа на гейшу с ее семенящими японскими шажками. Полю нравился женский восточный стиль, и его радости не было предела, так как модницы приняли «хромую» юбку в свой гардероб, хотя были и осуждения, и даже карикатуры на эту деталь женского гардероба.

За несколько следующих лет Пуаро с группой манекенщиц объездил с показами мод всю Европу. С поездок он привозил новые идеи. Но, кроме высокой моды, он решил заняться еще чем-нибудь. Так, он стал первым из модельеров, выпустившим духи, и назвал их в честь старшей дочери «Розин». Им была создана школа прикладного искусства, названая в честь второй дочери «Мартин», здесь создавались ткани и предметы прикладного искусства, девочки учились рисовать цветы. Лучшие рисунки использовались как принт для тканей.

Угасание популярности

Ничто не вечно на земле. Начиная с 1920 года начали появляться конкуренты, которые нашли свой стиль, их образцы одежды нравились эмансипированным женщинам. Поль не принимает свое поражение, не понимая, что война дала женщинам больше самостоятельности, чем мода. На сцену моды выходят Жанна Лавен, Мадлен Вионне и большой враг Габриэль Шанель. Она ненавидела признанного короля моды Поля Пуаре за его ошеломляющие успехи, а он не переносил ее черные платья. Простота стиля Шанель сменила эпоху театральности в моде. Его одежда уступала конкурентам в простоте изготовления. Полагая, что женщины от него ждут чего-то нового, чем бы он мог их удивить, он устраивает великолепные праздники. И чем больше он чувствует крушение надежд, тем пышнее устраиваются приемы. Через полгода Поль обнаруживает, что он почти банкрот. Он все еще пытается вернуть себе былую славу, но все больше утопает в долгах перед своими инвесторами.

Закат великого кутюрье

В наступившем 1927 году Пуаре становится банкротом, затем следует развод с женой и отъезд в Канны, где продолжается работа над более скромными коллекциями одежды. Последняя весенне-летняя коллекция платьев была создана в 1933 году, после чего и в Каннах Пуаре закрывает свой Модный дом. Полностью разоренный, он пытается, заниматься живописью и развозом на велосипеде марочного вина в элитные рестораны. Он даже взялся за написание книг и написал три трактата о моде. Это немного улучшило его положение. Были подработки чтением лекций в Сорбоне, кроме того, некоторые театры заказывали ему сценические костюмы. В 1944 году Пуаре возвращается в Париж и 28 апреля умирает.

Возрождение интереса к творчеству Пуаре

В конце жизни Пуаре лишился и славы, и богатства. Причин этого явления достаточно. Будучи на волне славы, Поль Пуаре полагал, что так будет всегда, что его талант не может не давать доходы. Но он не учел меняющиеся обстоятельства жизни, на которые очень сильно повлияла Первая мировая война.

Далее был экономический кризис 1929 года. Потеряв все, Поль с юмором и смирением относился к этому. Он поддерживал дружеские отношения со своими взрослыми детьми. Его друг Жан Кокто готовил ретроспективу выставки работ Пуаре, но не успел это сделать при жизни великого кутюрье.

К концу 1950 годов вновь появился интерес к творчеству Поля Пуаре. А возник он после посещения первой ретроспективной выставки работ Пуаре, организованной Денизой Пуаре. Эпоха хиппи в 1960 в Америке вернула из забвения винтажные модели Пуаре. Выставки его работ вызывали интерес, и цены на винтажные модели начали расти, коллекционеры начали раскупать как флаконы с духами «Розин», так и предметы прикладного искусства от «Мартин». В мае 2005 года на огромной аукционной продаже изделий Пуаре ушло за 2 дня 500 лотов за огромные деньги.

И кто может знать, что нам преподнесут современные модельеры. Ведь новое - это хорошо забытое старое.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»