Уникальная и неповторимая природа россии. Природные богатства нашей родины

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Ни одна страна в мире не сравнится с Советским Союзом по размерам природных богатств - по площадям земель, пригодных для сельского хозяйства, обилию полезных ископаемых, по источникам энергии.

Величайшее сокровище нашей природы - это обширная плодородная земля, на которой выращивают пшеницу и рис, лен и хлопчатник, сахарную свеклу и сахарный тростник, кукурузу и виноград, чай и субтропические культуры. Огромные пастбища во всех зонах Советской страны - в тундре, в полосе лесов, в степях, в полупустынях, на горных альпийских лугах - и развитое полевое кормодобывание дают возможность разводить разнообразный скот и получать мясо, сало, шерсть, кожу, молоко, масло и другие продукты. Земледелие и животноводство - поставщики сырья для пищевой и легкой промышленности. Недаром говорится, что земледелие и животноводство кормят и одевают нас…

Все живое и мертвое на нашей планете, как известно, состоит из элементов, представленных в таблице Менделеева, и из их сочетаний. У любой страны всегда есть нужда в каком-то элементе - в железе, цинке, меди, олове или уране, в марганце, титане, молибдене или ниобии.

Многие страны вынуждены ввозить из-за рубежа недостающие им полезные ископаемые. Наша Родина является исключением: в ее недрах есть все, чтобы заполнить все клетки менделеевской таблицы. Причем все необходимое народному хозяйству есть у нас в промышленных количествах.

В этом, пожалуй, нет ничего удивительного: ведь наша Родина - шестая часть мира. Следовательно, она должна обладать и шестой частью всех природных богатств.

Но тут-хо как раз и начинается самое удивительное! Оказывается, не одна шестая часть лесов земного шара растет на советской земле, а одна четвертая. Канада занимает по площади лесов второе место в мире после Советского Союза, но лесов у нее втрое меньше, чем у нас. Общий запас древесины в наших лесах определяется астрономической цифрой - 50 млрд, м 3 .

Самые ценные деревья представляют собой богатство, лишь в том случае, если они приносят людям пользу, а не бесцельно гниют на корню. Самые плодородные земли становятся ценными, лишь когда они заняты наиболее полезными растениями. И любое ископаемое, будь то железная руда, нефть, уголь или торф, становится действительно полезным, только когда оно служит людям.

Ни в одной стране мира нет таких больших посевных площадей зерновых и технических культур, как в Советском Союзе. И с этих площадей мы собираем не одну шестую, а около трети мирового урожая пшеницы и свеклы; не одну шестую, а две трети всей конопли, четыре пятых всего льна и девять десятых всего подсолнечника, выращиваемых на земле.

Продуктивно используются в нашей стране и залежи полезных ископаемых. Их нам тоже щедро отпустила природа. Двумя третями мировых залежей торфа обладает наша страна. А железных руд в недрах СССР больше, чем во всех странах мира, вместе взятых. Наша страна владеет одной пятой мировых запасов угля, и геологические разведки с каждым годом находят все новые залежи. Больше половины марганца, имеющегося в земной коре, хранится в наших недрах.

Медь, свинец, цинк, олово, никель, хром, вольфрам, молибден, титан, тантал, ниобий, бериллий, уран, серебро, золото - все цветные и редкие металлы есть в нашей стране. Любое богатство обычно пересчитывают на золото. Но и по запасам этого драгоценного металла нет страны, равной Советскому Союзу.

Однако наши богатства не исчерпываются металлами, нефтью, торфом, углем или лесом…

Такого месторождения камня плодородия - апатитов, как в хибинской тундре, нет нигде на земном шаре. Из апатитов получают фосфорные удобрения, а из их «отходов», нефелина, - алюминий. Сырье для фосфатных удобрений есть у нас и в других местах страны, особенно много его в Казахстане.

СССР обладает и гигантскими запасами калийных солей. Они составляют девять десятых

мировых запасов. Грандиозны залежи и поваренной соли, мирабилита, асбеста, слюды, серы, графита, мрамора, плавикового пшата, асфальта, цементного сырья… На весь мир славятся якутские месторождения алмазов.

Все эти ископаемые надо добыть из глубоких недр, поднять на-гора, извлечь из руд металлы, переработать их… Для этого нужны машины и механизмы. Нужны они и для того, чтобы освоить сотни миллионов гектаров плодородных земель, засеять их, собрать урожай. Множество машин и механизмов необходимо и для переработки наших лесных богатств, для освоения гигантских торфяных болот, для прокладки железных и шоссейных дорог, для строительства заводов и фабрик, новых жилых и общественных зданий, новых городов… Без машин невозможно перевозить грузы и людей по нашей огромной стране. Множество машин и механизмов требует промышленность.

И чтобы все эти механизмы и машины работали, нужна энергия, очень много энергии. По запасам ее, заключенным в угле, нефти, торфе, горючих сланцах, газе, и по гидроресурсам наша Родина занимает ведущее место среди всех стран мира.

А ведь есть еще один вид энергии - ветер, или, как его называют, «голубой уголь». Энергия воздушных потоков над нашей страной фантастически велика, она превосходит всю энергию наших текучих вод и топливных месторождений. Ученые подсчитали, что «на территории СССР с помощью густой сети ветродвигателей технически можно производить ежегодно около 20 триллионов квт-ч дешевой электроэнергии». Столько энергии могли бы дать две тысячи таких гигантских гидростанций, как волжские ГЭС - им. В. И. Ленина и им. XXII съезда КПСС.

Одно из важнейших сокровищ природы - вода. Это главный рычаг жизни, основа благосостояния страны. Недаром знаменитый геолог А. П. Карпинский, с первых лет революции возглавлявший Академию наук, Говорил: «Нет в мире более драгоценного ископаемого, чем вода». И этим сокровищем наша Родина тоже обладает с избытком. По советской земле текут 150 тыс. рек, среди которых такие могучие, как Енисей, Лена, Обь, Амур, Волга… Свыше 250 тыс. озер насчитывается в нашей стране. Среди них самое глубокое озеро мира - Байкал и величайшее озеро земного шара - Каспийское, которое так огромно, что его с незапамятных времен называют морем.


Термин «природа» включает в себя все вокруг: деревья, озера, горы, моря, животные, цветы и т. Д. Таким образом, природа - это нечто особенное, не контролируемое людьми. Как чудесная и богатая природа!

Люди с течением времени тесно связаны с природой. В период язычества люди пугались таких природных источников, как шторм, гром, землетрясение и ливень. Вот почему они принесли некоторые жертвы материнской природе, потому что древние люди считали, что могут получить благосклонность природы и сделать их жизнь проще и лучше.

В нашем столетии отношение к нему изменилось. Люди научились читать небо, избегать опасных результатов «гнева природы» и объяснять все явления с научной точки зрения. Теперь люди знают, как обращаться с природой для личного использования - они создали гидроэлектростанции, солнечные батареи, проводники освещения, успешные системы сельского хозяйства и другие интересные вещи.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Мы постоянно используем природные ресурсы, и это помогает нам выжить, но они не бесконечны, и мы не должны забывать заботиться об этом.

Иногда мы забываем о красоте и богатстве природы вокруг нас, потому что мы просто привыкли думать о себе и об интересах. Вы можете заметить много чудес, если обратить на них внимание: щебет птиц, звуки дождя и ветра, великие горы, зеленые холмы и яркий солнечный свет.

Я предполагаю, что природу можно сравнить с изображением искусства или даже с мастером, который создает все эти прекрасные и фантастические вещи вокруг нас. Природа несет ответственность за наше настроение и может сделать нас счастливыми, вдохновленными или печальными и подавленными. Вероятно, неописуемые водопады, захватывающие луга луга с цветами, таинственные горы привлекают внимание людей, потому что человек - это лишь небольшая часть природы и не может существовать отдельно от него.

Наш разговор пойдет о нашем здоровье. Самое дорогое, что есть в нашей жизни, в нашем Мире. С рождения мы думаем, как предупредить, как обезопасить, как сохранить то, что имеем – наше здоровье. В походе эта необходимость увеличивается в разы. Безответственность, отсутствие культуры, халатность и самое главное отсутствие знаний как теоретических, так и практических приводят человека к проблемам со здоровьем.
Ваша задача – вооружиться знаниями и обезопасить наше присутствие в таком огромном Мире как природа.

В самом начале похода у вас не возникают вопросы по поводу действий в сложившихся ситуациях. Они возникают и очень часто создают трудности, которые необходимо преодолевать. Ушибы, натертости, мозоли всех стадий, порезы, воспаление полости рта - вот краткий перечень, который можно ликвидировать без применения медикаментозных препаратов.
С древнейших времен местные жители Горной Шории, Кузнецкого Алатау, Хакасии применяли продукты окружающей природы, так и хвойных деревьев для лечения своего организма. Деревья, произрастающие в горной системе, являются целебным источником, природной аптекой, как для человека, так и для животного мира. Используя знания в применении природной аптеки, в многодневном походе, мы сможем защитить себя от многих проблем.
Мы с вами приходим на промежуточный или конечный привал, который выявляет все наши изъяны в туристической подготовке. Вот тут нам и необходимо вспомнить нашу пихту, а именно ее смолу. Вдоль ствола, по коре, струится разных цветов (от светлой, прозрачной, до темно коричневой) смолка или как ее еще называют – живица. Эти смолянистые выделения пихты и есть самое настоящее природное богатство для здоровья человека.

Живицу - смолу хвойных деревьев - можно найти в лесу на стволах сосен, елей, кедров, пихт, лиственниц, лечебных целях лучше всего использовать прозрачную живицу, можно собирать и застывшую смолу, но в этом случае перед использованием ее надо некоторое время подержать на водяной бане, чтобы она стала мягкой.
Наш разговор пойдет о живице, которую мы находим на стволах пихты, т.к. в регионе, где мы ведем туристический образ жизни, в основном произрастает, из хвойных пород деревьев, пихта и в редких случаях кедр.

Целебная сила пихты

Пихта – дерево хвойной породы, обладающее огромным целебным потенциалом, произрастает в экологически чистых районах. Впитывая в себя соки земли – это дерево стремится все вокруг себя очистить, выделяя специфические эфирные масла. Человек, находясь в пихтовом лесу, вдыхает, насыщенный хвойным запахом, воздух. Его легкие наполняются эликсиром хвойного леса, вычищая организм от приобретенной грязи цивилизации.
Пихта - одно из наиболее полезных хвойных деревьев. В медицине довольно часто применяется пихтовое масло - прозрачная жидкость, бесцветная или светло-желтая, очень летучая, с характерным смолистым запахом.
В фармацевтической промышленности пихтовое масло используется для получения синтетической камфары. Ее препараты применяются при воспалительных процессах, ревматизме, при острой и хронической сердечной недостаточности, при коллапсе, для возбуждения дыхания и кровообращения при крупозной пневмонии и других инфекционных заболеваниях.
В народной медицине чистое пихтовое масло часто используется для лечения ревматизма, радикулита, миозитов, невралгии и простудных заболеваний. Для ускорения заживления ран и остановки кровотечений применяют и смолу, собранную с коры деревьев. Смешанную с желчью медведя или кабана смолу применяют при заболеваниях желудка.
Для растирания суставов при артритах используют масло пихтовой живицы (аптечный препарат). С этой же целью делают компрессы из отвара хвои пихты: 10г сырья кипятят в течение 30 минут в 1/2 стакана воды, процеживают и доводят до первоначального объема.

Лесорубы и охотники давно подметили способность живицы заживлять раны. Если нет под рукой аптечки, то вместо бинта или пластыря они накладывали на рану чистую живицу. Кстати, в пластырь, который мы покупаем в аптеке, тоже входит сосновая живица. Люди, наблюдая за природой, давно заметили: как у человека кровь, так у дерева - живица. Вероятно, отсюда берет свое начало олицетворение живицы с некой жизненной силой. Поэтому ее действие, по народным представлениям, направлено не столько на оздоровление тела, сколько на поддержание жизненных сил человека. Т.к. с живицей, т.е. кровью дерева, человеку передается часть его души.
На Руси издавна было принято жевать смолу сосны для укрепления зубов, десен, для дезинфекции полости рта. Смола содержит много витаминов и минеральных веществ. Живица восстанавливает состав зубной эмали, защищает зубы от бактерий, вызывающих пародонтоз и кариес. Жевание живицы усиливает выделение слюны, которая помогает очистить полость рта, укрепляет десны и корни зубов. Живица помогает снять зубную боль.
Живицу принимают малыми дозами внутрь при катаре, язве желудка. Живица полезна при колитах, гастрите, гепатитах, холециститах и энтероколитах. Живица улучшает микрофлору кишечника, помогает справиться с дисбактериозом.
Живицы по составу и основному действию очень похожи, для всех живиц характерно выраженное антисептическое, обезболивающее, сосудонормализующее, заживляющее действие. Но, тем не менее, есть и некоторые различия:

Живица кедра сибирского - это прекрасное средство для стимуляции и восстановления обменных процессов и кровообращения в головном мозге, улучшает интегральную деятельность мозга, особенно, при атеросклерозе, травмах и других заболеваниях с явным нарушением мозгового кровообращения (нарушение памяти, внимания, речи, головокружения). Может быть использовано при депрессивных состояниях, в геронтологической практике, старческих деменций, в том числе болезни Альцгеймера. Нормализует сердечную деятельность, в том числе при инфаркте миокарда. Целесообразно применение при гипоксии мозга, вызванной острыми вирусными и микроплазменными инфекциями, например, вирусом клещевого энцефалита. Имеются данные о профилактическом действии при опухолевых заболеваниях: усиливает чувствительность опухолей к лучевой и химиотерапии.

Живица пихты сибирской - это природное средство для борьбы с различными инфекциями. Прекрасно может заменить часть современных антибиотиков. Незаменимо при инфекционных и неинфекционных поражениях слизистых оболочек полости рта, пищевода, желудка, кишечника, носоглотки и влагалища (гастриты, язвы желудка и кишечника, ангина, грипп, гайморит). Очищает кожу от угревой сыпи, фурункулов и карбункулов. Может быть рекомендовано при обработке слизистой влагалища при молочнице. Обладает выраженной противоопухолевой активностью.

Рецепты
На коре пихты есть небольшие бугорки, это ёмкости с пихтовой смолой. Их аккуратно прокалывают толстой иглой, и ей же собирают из каждой по несколько капель смолы в темную, плотно закрывающуюся баночку. Пихтовая смола затвердевает на воздухе, поэтому в неё имеет смысл сразу добавить растительное масло и плотно закрыть. Такая штука не идёт ни в какое сравнение с аптечной. Её используют для обезболивания и обеззараживания ранок, при насморке, она очень хорошо помогает от болей в дёснах, флюсов. Ещё одно замечательное свойство живицы – она очень легко проникает через кожу и способствует проникновению туда других веществ. Поэтому она незаменима при различных травяных компрессах.
Герпес: Обычно перед появлением герпесных язвочек на губах возникают легкое покраснение и зуд. Возьмите ватный тампон, пропи¬танный смесью живи¬цы с любым расти¬тельным маслом в пропорции 1:1, и при¬ложите к этому месту на 20-25 минут.
Полиартрит: После похода надо ходить в баньку, чтоб все косточки пропарить, а в воду добавлять хвойный отвар с живицей (2-3 столовые ложки измельченных сухих почек и ветвей и 2 чайные ложки живицы заварить литром крутого кипятка, кипятить на медленном огне 15-20 минут). Дезинфицируются дыхательные пути, уходит бронхит, насморк, простудные заболевания.
Хронические фурункулы: пропитайте живицей бинт, положите на фурункул, покройте сверху бумагой для компрессов и зафиксируйте бинтом на 25-30 минут. На ранних стадиях фурункулеза для излечения бывает достаточно одной процедуры.
Остеохондроз, радикулит: смешать 50г живицы, 50г водки и 50г оливкового масла. Все настоять неделю и натирать больное место (предложенный вариант рецепта желательно иметь уже готовый в походе).
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, изжога: 3-4 капли на кусочек хлеба перед едой.
Для профилактики простудных заболеваний: достаточно ежедневно раз в день после еды сосать треть чайной ложки живицы. Этот же метод поможет прекратить ангину за 1 -2 дня.
При сильной простуде: живицу растворяют в горячей воде и перемешивают её с сахарным песком. Делают из этой смеси шарики величиной с горошину и рассасывают после еды.
















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Познакомить с природными богатствами нашей Родины, дать представление о богатствах природы области.
  • Развивать умение использовать в работе полученные знания; развивать коммуникативные способности, творческую активность, наблюдательность, познавательную активность; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать умение выражать свои мысли.
  • Воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к природным богатствам родины, доброжелательность и взаимовыручку при работе в парах, уважение к труду.

Ход урока

1. Актуализация знаний и определение темы урока.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Повторяйте за мной!
Я желаю тебе добра!
Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы совершим путешествие по просторам нашей необъятной Земли и заглянем в самые её недра. Нам сегодня пригодится умение наблюдать и знания, которые мы получили на прошлом уроке.

Хозяйка богатств (слайд 1. Богатства )

В своё царство приглашает нас.

Что это за хозяйка? (слайд 1. ..природы )

Чему будет посвящен наш урок?

При работе главное наше правило – ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ И ВЗАИМОВЫРУЧКА.

А как люди разных профессий помогают друг другу. (Ведут сообща общее хозяйство)

Слайд 2. Что вы видите?(показ - подсолнечник / куры, поле, пчелы )

Что объединяет их? (Сельское хозяйство )

Слайд 3. Это что? (показ - фабрики и заводы ) Назовите хозяйство. (Промышленные предприятия )

Слайд 4. Какой вид транспорта вы видите? (показ - водный, наземный, воздушный ). Назовите вид хозяйства (показ Транспорт ).

Слайд 5. Назовите профессии, которые видите? (показ – парикмахер, официант, учител ь ). В какой вид хозяйства вы их объедините? (Сфера обслуживания )

Люди многих профессий помогают нам получить из зёрнышка ХЛЕБ. Назовите некоторые из них. (Слайд 6). Тракторист / комбайнер / рабочие мукомольного завода / пекари / продавец.

2. Подготовка к восприятию новой темы.

Только ли люди помогли зёрнышку вырасти? Не упустили ли мы что-то важное, что помогло появиться колоску? Могло бы оно вырасти без помощи природы?

Слайд 7. Сделайте вывод, какие богатства природы помогли вырасти зернышку? показ: почва, вода, воздух, солнце.

Вывод (слайд + учебник стр. 30) показ вывода “Почва, вода, воздух, солнце помогли вырасти из зёрнышка большому растению”

Нас окружает много разных предметов и вещей. Давайте подумаем, вспомним, посовещаемся в парах, как некоторые предметы пришли к нам.

Слайд 8. Чем были и откуда пришли к нам... (показ - лист бумаги, карандаши, стул )? (Деревом, лес. Лесные богатства )

Что помогло вырасти дереву?

Слайд 9. Железные предметы – какое природное подземное богатство (полезное ископаемое) помогло создать металлические предметы? (Руда) Кто из руды сделал гвоздь?

Слайд 10. Бензин для машин был раньше... (нефтью), которую люди добыли из-под земли, из нефтяного месторождения.

Слайд 11. Прозрачное оконное стекло было речным (песком).

Чем были увиденные предметы, и которые нас окружают? Чьи эти богатства? Кто их взял у природы? Сделаем вывод.

Слайд 12. Вывод (с. 30) Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у неё человеком. Природа - наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства.

3. Физминутка для глаз (слайд 13).

А наше главное богатство, познающее окружающий мир, которое надо беречь... глаза. Сделаем зарядку для глаз. Слушаем музыку и следим за движением объектов, при мигании моргаем глазками.

4. Совместное открытие нового. Постановка проблемных ситуаций.

Природа - наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства

(показ) 1. Какие природные богатства мы с вами уже назвали?

(показ) 2. Какие вы еще знаете?

Природа создаёт все условия, чтобы человек мог жить. Благодаря своему уму люди научились использовать силы и богатства природы. Давайте отгадаем загадки и выясним, что нужно для жизни человеку.

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы не было беды, жить нельзя нам без...(ВОДЫ )

Так как же человек использует воду? (готовит еду, стирает, умывается, поливает растения, по рекам передвигается водный транспорт).

Как человек использует течение реки? (показ электростанции )

-(показ ) Силу воды люди научились превращать в электричество и пускать его по проводам на заводы и в дома.

О какой силе природы сказано: “... ты гоняешь, стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе...”? (о ВЕТРЕ)

Как человек использует силу ветра? (показ - парусный спорт, корабли )

Вывод: Силу ветра используют мореплаватели.

Люди стали задумываться о бережном отношении к природе и придумали использовать силу ветра не во вред природе, получения... (электричества )

Вывод: Силу ветра используют для получения электричества от ветряных мельниц – ветряная энергия, ветряные электростанции . Потому что ГЭС и ТЭЦ загрязняют окружающий мир, вредят рекам.

Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все...(солнце ) - показ

Что солнце даёт человеку? (свет и тепло).

Показ - Как человек стал использовать солнечный свет ?

Человек стал искать другие источники энергии для получения электричества – ветер и солнечный свет, и построил не только ветряные мельницы, но и солнечные батареи , которые меньше всего загрязняют природу.

Все ли богатства мы перечислили?

Слайд. 18. Отгадайте.

Бегают в лесу и в поле,
Плавают в реке и море,
Могут прыгать и летать,
И друзьями могут стать.
Ну а в городе большом
Ну а в городе большом
Зоопарк – их главный дом.

Показ слайдов (белка, лиса, воробей, ворона, собака ).

Назовите группу. Животные.

Слайд. 19. А теперь расскажу о другой группе:

Дышат, растут,
А ходить не могут,
Зимой замирают,
Весной оживают,
Зелёными бывают

Показ слайдов (одуванчик, бессмертник, дуб, ель, береза ).

Назовите группу. Растения.

Можно ли животных и растения назвать богатствами природы? Какими?

5. Физминутка (двигательная).

6. Первичное закрепление. Обучение способам практического применения.

Слайд 20 + стр. 31 . - Назовите природные богатства на рисунке

Живые, неживые, силы природы. Сравниваем учебник (с. 31 ) - показ.

Слайд 21 - Природные богатства очень разнообразны. Чтобы лучше их запомнить, разделим их на группы. Сколько групп вы предлагаете сделать и почему?

Три: живые, неживые, силы природы.

Какие природные богатства мы отнесём к живым? к неживым? к силам природы?

Слайд 22. Живые природные богатства: растения, животные.

Слайд 23. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, подземные богатства.

Слайд 24. Силы природы: ветер, солнечный свет, течение рек.

Почему так поделили?

7. Обучение способам практического применения полученных знаний.

а) Работа в парах. Работа в учебнике.

А теперь выполним задания в учебнике. Работать будем в парах. Помните о взаимовыручке и доброжелательности.

Слайд 25. + стр. 32

Прочтите задание. Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить эти полезные вещи? Соедините линией.

Слайд 26. + стр. 33

Недра земли также отдают людям свои богатства. Попробуй разобраться, какие вещи сделаны из нефти, а какие из железа? Распутайте клубок ниток.

Слайд 27. + стр. 33

Рассмотрите рисунок. (Показ вопроса ) - Какие природные богатства помогли Вам стать сильными и здоровыми за время летних каникул? (вода, воздух, солнце, растения, ветер)

Какой самый главный вывод мы с вами можем сделать? Человек не может жить без природы и её богатств. Помни об этом и бережно относись к ним.

Может ли человек жить отдельно от природы, без ее богатств

б) Работа в парах. Работа в рабочей тетради.

Откройте рабочую тетрадь на странице 48. задание 1 .

Поработайте в парах. К каким природным богатствам относятся эти слова? Соедини стрелками. Проверка слайд 28.

Почему слово кормить я определила два раза? Как вы понимаете кормить?

(Кормить животных, животные кормят)

Слайд 29 + задание 3, стр. 49. Соедините предметы с природными богатствами, из которых они получены. Какие природные богатства?

Слайд 30 + стр. 48, задание 2. Ни одно из живых существ не научилось так использовать богатства природы, как человек. Подчеркните, синим цветом, те природные богатства, которые смог подчинить для собственной пользы, и использует только человек? (подземные богатства, солнечный свет, ветер, течение рек)

Как вы думаете, как используют животные солнечный свет, течение рек, ветер?

Кто использует остальные перечисленные богатства?

Вывод: Только человек, являясь разумным существом, применив знания и опыт, смог подчинить силы природы для своей пользы.

Прочтите вопрос. Всегда ли разумно использует человек природные богатства?

(Ответы детей).

Вывод: “Человек – разумное существо, он отвечает за все живое и неживое на Земле”.

8. Обобщение. Экологическая минутка.

Итак, все природные богатства мы с Вами открыли.

Что такое природные богатства?

Что случится, если природные богатства исчезнут?

Что надо делать, чтобы этого не произошло?

Назовите имя нашей красавицы реки? (Дон ) показ. Но всегда ли вода в реках так чиста и прозрачна?

Как люди загрязняют реки? показ загрязнения рек

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.

?! – Что надо делать, чтобы не загрязнять воду в реке, и не только...?

Слайд 32. Красивы цветочные поляны, прекрасны палисадники и цветники у наших домов, живописны берега рек. Но приходит человек, и красота исчезает... показ загрязнения мусором . Что происходит? Как должен поступить человек?

Слайд 33. Чудотворен, целебен воздух, напоенный травами, запахами цветов, деревьев. Назовите, какие травы можно увидеть на Донских лугах, в степях, на полянках и даже возле дома. – Календула, шалфей, лопух, тысячелистник.

В чем ценность этих растений? (лекарственные ).

Как ведут себя взрослые и дети, когда приходят на красивую цветочную поляну? показ поляны

Что сразу начинают делать девочки?

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если вы и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Вывод: не рвите цветы!

По берегам Дона растут лесные насаждения. Сколько драгоценного и чистого кислорода они нам дают. Как прекрасны они в своей осенней красоте. Но приходит человек и... (показ вырубок и пожара ).

Слайд 35. Что это?

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем (Воздух, показ)

Показ - Дым из труб завода, из выхлопной трубы машины , от сжигаемого мусора и листьев, от сигарет, от пожара.

Можем ли мы прожить без воздуха? Каким воздухом мы дышим?

Назовите животных обитающих у нас на Дону (Кабан, суслик, еж, бобр, собака).

Многие животные нашей области занесены в Красную книгу, находятся на грани исчезновения, как и растения. Чтобы их сохранить люди создают заповедники.

Почему животных надо беречь? показ

Ребята! Помните! Природа беззащитна перед человеком. Береги её. Вы – часть природы!

9. Итог. Релаксация “Улыбка”. Самооценка.

Какие правила поведения в природе вы можете сами уже сейчас соблюдать?

1. Бережно относиться к растениям.

2. Старайтесь ходить в лесу по тропинкам.

3. В лесу соблюдайте тишину.

4. Не ломайте, не рубите деревья и кустарники.

5. Берегите ягоды и грибы.

6. Не разжигайте костер.

7. Не оставляйте мусор.

8. Не рвите цветы, не ловите насекомых.

9. Не трогайте лесных зверей.

10. Не разоряйте птичьи гнезда и муравейники.

Релаксация “Улыбка” - Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя. Окружающий тебя мир есть радость для тебя. Откройте глаза и посмотрите вокруг. Ты всегда радость для другого... Береги себя и другого береги... Уважай, люби всё, что есть на Земле – это чудо!

Самооценка

Мы сегодня узнали много нового, много интересного. Посмотрите на сорванный цветок, на его слезы. Оценив урок и свою работу на уроке, мы постараемся “оживить” его. На столах у вас лежат.... Давайте заселим ими полянку. Если считаете, что, поработали отлично, и вам все понравилось – возьмите. Приклеиваем... на полянку. Потрудились вы не зря, вам спасибо от меня! Посмотрите на наш цветок.

Слайд 40. Спасибо всем за работу, за то, что вы есть.

Экологическую минутку в этот же день после окружающего мира можно перенести на занятии кружка “Жизнетворчество”

Природа своего рода абсолют для человека, без нее жизнь человека попросту невозможна, эта истина не для всех является очевидной, судя по тому, как люди заботятся о природе. Человек получает все необходимое для жизнедеятельности из окружающей среды, природа обеспечивает условия для процветания всех форм жизни на земле. Роль природы в жизни человека основополагающая. Стоит упомянуть безапелляционные факты и посмотреть на конкретных примерах, что дает человеку природа. В природе все взаимосвязано, исчезнет один элемент, даст сбой вся цепочка.

Что дает человеку природа

Воздух, земля, вода, огонь – четыре стихии, вечные проявления природы. Не стоит объяснять, что без воздуха жизнь человека попросту невозможна. Почему же люди выруливая леса не беспокоятся о новых насаждениях, чтобы деревья дальше работали во благо очищения воздуха. Земля дает человеку столько благ, что сложно пересчитать: это полезные ископаемые, возможность выращивать с помощью сельского хозяйства разнообразные культуры, жить на земле. Еду мы получаем из лона природы, будь то растительная пища (овощи, фрукты, злаки) или пища животного происхождения (мясо, молочные продукты). Материальные блага имеют источником сырья блага природы. Одежда шьется из тканей основой, которых выступают природные материалы. Мебель в домах производиться из дерева, бумага изготовляется из дерева. Косметические средства, бытовая химия имеют в основе растительные компоненты. Вода воплощается в океанах, морях, реках, озерах, подземных водах, ледниках. Питьевая вода удовлетворяет потребности людей по всему миру, люди состоят из воды, от чего прожить без воды человек не может и дня. Без воды невозможно представить жизнь в бытовых реалиях: при помощи воды люди моются, стирают, моют все что угодно, вода незаменима на производстве. Природа дает человеку тепло в виде огня, дерево, уголь, нефть и газ тоже источники энергии.

Природа заряжает человека энергией, вдохновляет на новые свершения, наполняет силой. Чего стоят закаты и рассветы, моменты наполнены огромным смыслом, конца дня и начало нового, когда все становится возможным, несмотря на день прошедший. Солнце источник радости, счастья, вспомните в солнечную погоду, как-то особенно прекрасно все вокруг. Солнце дает жить и развиваться всему живому на земле. Есть люди, которые отказались от привычной пищи и питаются солнечной энергией.

Природа способна восстанавливать человеческие силы после изматывающей работы умственной или физической, неспроста многие люди едут отдыхать в горы, в лес, к океану, к морю, реке или озеру. Гармония природы вносит баланс и в бешеный ритм человеческого существования.

Пребывание на природе в одном из выше перечисленных ареалов благоприятно влияет на здоровье человека, проходят головные боли, улучшается общее состояние, самочувствие человека. Неспроста многие люди стремятся проводить время на природе. В эти формы досуга входят: кемпинг, пикник, просто поездка за город на пару часов. В местах удаленных от городской суеты, можно обновиться, разобраться в мыслях, чувствах, эмоциях, заглянуть внутрь себя. Множество уникальных трав, цветов деревьев окружают человека, даря благоухание и пользу, находите время насладиться, полюбоваться ими.

Люди неразрывно связаны с природой, она на протяжении всего существования человека заботиться о нем, почему же человек только берет и ничего не дает взамен. Люди загрязняют экологию ежедневно, бездумно обращаются с дарами природы. Возможно, стоит остановиться, подумать, раз природа столько дает человеку, разве не стоит ответить ей взаимностью и заботиться о ней так же трепетно, как она заботиться о нас.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»