Столичная жизнь в 16 веке. Повседневная жизнь

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В 16 веке сложилась модель социально-экономических отношений которая просуществовала вплоть до революции 1917 года, несомненно она претерпевала изменения, но основы были заложены именно тогда. Начало «Новой России» было положено при правлении Ивана третьего. А некоторые экономические основы заложенные тогда, отражают положение России на мировом рынке даже сегодня.

Стоит отметить что за сто лес с 1500 по 1600, Россия претерпела огромные изменения. Так территория увеличилась в два раза, вместе с этим произошел и рост населения, более 11 млн. Из некогда разрозненных областей, не имеющих общей столицы, Русь эволюционировала в Российскую империю, огромное государство с которым была обязана считаться Европа.

Население можно условно поделить на 4 класса. Сперва стоит поговорить о людях перемещающихся с место на место, перебивающихся редкими подработками, одним словом ведущих кочевой образ жизни. Естественно определить их численность невозможно, но мотивы такой жизни довольно незамысловаты, эти люди бежали от уплаты налогов и прочих гражданских обязательств.

Вторая группа-это духовенство численность приблизительно была равна 150 тыс человек, включая членов семей. Духовенство было весьма малочисленным относительно общей численности, и составляло всего 1%.

Служивые люди составляли около 5% от общей массы, причем в эту категорию попадают как благородные сословия, так и призванные на службу люди. Призванными людьми были стрельцы, пушкари, пограничники, казаки, таможенник, городовые и прочие.

Оставшиеся 93-94 % были крестьянами, либо мелкими купцами.

При этом лишь 5% населения проживает в городах, остальная часть в городах. Хотя стоит отметить что с 1500 по 1550 год, количество городов выросло с 96 до 160. По количеству населения лидирует столица Москва 100 тыс. за ней Новгород и Псков приблизительно по 30-40 тыс. Несмотря на такое количество земледельцев, свою землю имеют единицы. Большая же часть занята обработкой земли государственной либо земли благородных людей. Крестьяне обрабатывающие государственную землю, условно считались арендаторами и жили куда лучше людей работающих на барина, поскольку чаще всего на земле барина были люди крепостные.

Крепостным назывался крестьянин имевший задолженность перед хозяином земли, но не принадлежал владельцу. Крепостной с точки зрения государства, это гражданин ограниченный в своих правах. В последствии это перерастет в запрет ухода от хозяина, но это будет куда позднее. По мимо крепостных в 15 веке имеется группа людей называемая холопами. Холоп это человек проданный за долги (либо самим собой, либо родителями), но есть и те кто идут в холопы добровольно, предварительно оговорив срок пребывания в этом неловком положении. Стоит отметить что холопы не платят налог, что вызывает у государства негативное отношение к этому явлению. Холопство в любом случае заканчивается после смерти хозяина.

Жизнь крепостных и холопов зависела от того куда их пошлет хозяин. Если они оставались при дворе, то жизнь их была гораздо легче чем у тех кто работал на земле. Стоит отметить что оставшиеся при дворе, могли заниматься управлением хозяйства, а при хорошем раскладе даже получить в дар свой кусочек земли.

Крестьяне же должны были иметь 15 десятин земли что бы прокормить себя и свою семью. Однако уже к концу первой половины века, население вырастает, это приводит к тому что земельные наделы уменьшаются в размерах. Из за уменьшения размеров земельного надела крестьянам все тяжелее прокормить семьи это приводит к голоду. Но крестьяне, в попытки уйти от налогов начинают засевать все меньше земли, так как налог собирается с земли, и начинают активно практиковать животноводство которое пока не облагается налогом, что приводит к росту цен на зерно. Но с другой стороны был еще один выход, отправиться на южные земли, где вместе с плодородной землей и налоговыми льготами, периодически нападают соседи. Помимо этого наблюдается проблема с лесом в тех регионах, что опять же приводит к тому, что крестьянин залазит в долги.

Дворяне же из за увеличения численности, к середине 15го века тоже испытывают неудобства. Чем больше дворян тем меньше размер поместий. А помимо этого необходимо наделить щемлей и новых служивых. Это в итоге приводит к увеличению налога и частичному изъятию земли у уже имеющихся дворян.

Как становиться ясно вместе с величием, Россия получила и ряд проблем, которые и являлись предпосылками для смутного времени.

2 е тысячелетие до н. э. XVIII век до н. э. XVII век до н. э. XVI век до н. э. XV век до н. э. XIV век до н. э. 1609 1608 1607 1606 1605 … Википедия

хронологическая таблица всемирной и российской истории, XVI век - 1502 1524. Правление в Иране шаха Исмаила Сефевида. 1503. Заключение перемирия между великим князем московским Иваном III и великим князем литовским Александром Казимировичем (за Русским государством закреплялись города Чернигов, Новгород… … Энциклопедический словарь

Игнатий (святой, XVI век) - Игнатий св. (умер в 1591 г.), ученик Кирилла Белозерского, основатель Спасской пустыни (Ломоносовский монастырь) близ Вологды, из которой потом удалился и устроил Вадомский монастырь, на берегу р. Сарры … Биографический словарь

XVI

XVI в. - 2 тысячелетие XIV век XV век XVI век XVII век XVIII век 1490 е 1491 1492 1493 1494 1495 1496 1497 … Википедия

XVI столетие - 2 тысячелетие XIV век XV век XVI век XVII век XVIII век 1490 е 1491 1492 1493 1494 1495 1496 1497 … Википедия

Век паруса - Век паруса эпоха, когда основным движителем корабля был парус. Поскольку переход от весла к парусу, а также от паруса к пару был посте … Википедия

Век разума - Титульная страница английской версии. Часть первая. «Век Разума» (The Age of Reason) последний из знаменитых трактатов Томаса Пейна, в котором содержится весьма смелая … Википедия

XVI Галльский легион - Легион XV «Галлика» Legio XV Gallica Годы существования 40 до н. э. 70 год Страна Древний Рим Тип Пехота при поддержке кавалерии Численность В среднем 5000 пехоты и 300 кавалеристов Дислокация Могунтиак, Ар … Википедия

век живи, век надейся - Ср. Лишь тот, кто под землей сокрыт, Надежды в сердце не таит!.. И в тех лишь нет надежды вновь, В ком навсегда застыла кровь. Некрасов. Новый год. Ср. Der Lebende soll hofien. Göthe. Faust. 2, 4. Mephist. Ср. Die Welt wird alt und wird wieder… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книги

  • Библиотека литературы Древней Руси Том 11 XVI век , Лихачев Д., Дмитриева Л., Алексеева А., Понырко Н. (ред.). Санкт-Петербургский филиал ФГУП «Издательство «Наука» выпускает книжную серию «Библиотека литературы Древней Руси» в 20-ти томах... В истории освоения древнерусского письменного наследия это… Купить за 2590 руб
  • Итальянская живопись. XVI век , Пономарева Татьяна. Италия XVI века, выработав стиль Высокого Возрождения, оказала и продолжает оказывать глубокое воздействие на искусство всей Европы и мира в целом. Именно в это время в технике живописи…

Знали ли вы, что Псковские летописцы, оказывается, были альтернативщиками? И это за много веков до того, как появился ютуб! Не верится? Давайте посмотрим. Итак, 7 альтернативных взглядов на русскую историю от псковских летописцев.

Ссылка на Псковскую летопись

Ссылка на карту

Но перед этим небольшая справка. Псковские летописи, изданные в 1837 при иждивении Общества истории и древностей Российских, при Московском университете, известным русским историком, коллекционером, журналистом и публицистом Михаилом Петровичем Погодиным. Бо́льшая часть напечатанных в тогдашней орфографии древних летописей была предоставлена русским историком, археографом и управляющим Московским главным архивом Николаем Николаевичем Бантыш-Каменским.

Издатель Михаил Погодин в своей книге отметил: “Этот список написан мною слово в слово, без малейших отмен и пропусков”. В другом месте введения он пишет: “Когда жил первый псковский летописец, неизвестно”. Из предисловия становится ясно, что, по мнению церковников 19-го века, он жил в 14-ом веке, то есть события русской древности были написаны - самое раннее - в 14-ом, а самое позднее - в 15-ом веке, и велись вплоть до середины 17-го.

Псковские летописи начинаются так: “От 7-го Собора до последняго Собора, до преложения книг священных от Грек на словенский язык СВЯТЫМ КИРИЛЛОМ ФИЛОСОФОМ - лет 77… А от ПРЕЛОЖЕНИЯ КНИГ до крещения Русской земли лет 70 и лето.” Во-первых, тут речь идёт только о преложении, то есть ПЕРЕВОДЕ священных книг греков на славянский язык. О создании алфавита нет ни слова. Во-вторых, даты не совпадают с официальными.

В разных местах так называемого “первого списка” Псковских летописей даты одних и тех же событий отличаются. Эта околесица происходит потому, что датировки притянуты за уши - задним числом. О том, как это делалось, мы рассказываем в ролике “Античности не было”. И вообще: куда делся Мефодий, коллега Кирилла? И почему мы говорим “кириллица”, а не “мефодица”? Да потому что никакого Мефодия, как живого человека, не было. Вероятнее всего, Мефодий - это второе имя вышеназванного философа, данное, например, при крещении, или что-то вроде прозвища, ведь имя Мефодий означает “методичный”, “упорядоченный”, то есть это синоним прилежности.

Оказывается, Орда утверждала на Руси правителей не до пресловутой Куликовской битвы, а намного… намнооого дольше. Например, Василий 2-ой по прозвищу Тёмный долго спорил с Дмитрием Шемякой за право занять престол. Разборка была мучительной и долгой. Но историки не уточняют, что оба князя били челом великому хану, чтобы тот разобрался и остановил выбор на ком-то одном. А ведь это, на секундочку - 15-ый век, Куликовская битва давно позади. Во Псковской летописи мы читаем запись от 1431-го года: “Того же лета Князь Великий Василей Васильевич поиде в Орду ко Царю княжения ради Великого на Руской земли (то есть великий хан был царём, императором Руси), и поиде на Успенье Святыя Богородица (сейчас это 28 августа) с дары многими. А за ним поиде Князь Великий Юрий Дмитриевич в Орду ко Царю княжения ради великого, а поиде на Воздвиженье Честнаго Креста (то есть через месяц) з дары многими”.

Оба князя, и оба Великих, и оба со взятками для царя, то есть императора. Кто больше даст. Наступил июнь-июль 1432-го. И что же мы видим? Оба князя возвращаются из Орды, не получив добро на княжение. В нашем ролике о книге австрийского посла Сигизмунда Герберштейна мы рассказывали, что согласно этому источнику фактически ни Куликовская битва, ни стояние на Угре не лишили татар прямого политического влияния на жизнь Русского государства, и ещё в первой половине 16-ого века политический центр Руси находился в Орде.

А продолжительность московского пути в 12 месяцев подсказывает нам, что великие князья ехали до своего Царя несколько тысяч километров. Вот вам для сравнения схематичная карта под названием “Путь Московии в Катай”, составленная англичанами в 1598 году (издана в 1677-ом). На ней подробно описан маршрут, который отмечен словами: “Москвичи обычно трудятся 9 месяцев в пути из Катая”. Неужели, именно по этой дороге ехали великие московские князья в регион Катай, а точнее, в город Ханбалык, ко двору великого хана?

Во Псковских летописях можно найти важное сообщение о том, что в 1625 году, при первых Романовых, имело место крупнейшее наводнение от Западной и Восточной Европы до Греции.

По данным историка А. И. Копанева, а также экономиста и демографа Б. Ц. Урланиса, население России в середине XVI в. составляло примерно 9–10 млн человек, к концу столетия – 11–12 млн. Около 90% из них были крестьяне.

Среди типов поселений, в которых жили крестьяне, можно выделить следующие:

а) село – 20–30 дворов, центр церковного прихода. Как правило, село было центром вотчины;

б) слобода – поселение крестьян, призванных на льготных условиях из других земель;

в) деревня – 3–5 дворов. Название происходит от слова “дерть” – целина. Деревни обычно возникали в результате перехода крестьян на новые земли;

г) починок – 1–3 двора. Термин возник от слова “почну” – начать. Это маленькое поселение на свежевозделанной земле;

д) пустоши, селища, печища – запустевшие, брошенные поселения. Они различались по степени опустошенности. Земля пустошей еще вносилась в земельные переписи как пригодная для сельскохозяйственного использования, а печище считалось совсем погибшим – от него оставались только сгоревшие остовы печей.

В центре России плотность расположения населенных пунктов была такова, что, по образному выражению современников, из одной деревни в другую можно докричаться. Расстояние между ними составляло 1–2 км. Таким образом, центр страны представлял собой пространство, покрытое лесами, обрабатываемыми полями и несколькими тысячами маленьких поселений-деревень в три – пять дворов каждая с населением от пяти до нескольких десятков человек. Чем дальше от городских центров, тем больше преобладали леса и угодья, а количество поселений и обрабатываемых земель уменьшалось.

В течение первой половины XVI в., как показано А. Л. Шапиро, растет число сел, деревень и починков. Во второй половине столетия количественный рост замедляется, зато начинают увеличиваться размеры существующих сельских поселений, возрастает их дворность, т.е. количество дворов в каждом поселении. Укрупнение поселений способствовало складыванию больших пахотных массивов, изживанию дробности землепользования.

В XVI в. сельское население социально неоднородно. Наиболее благополучным было лично свободное черносошное (государственное) крестьянство, несшее государево тягло, но при этом избавленное от дополнительных владельческих повинностей.

Владельческие крестьяне (светских и церковных землевладельцев) имели значительное социальное расслоение. На вершине социальной пирамиды были крестьяне-старожильцы – прочно стоявшие на ногах сельчане, много лет живущие и работающие у одного и того же землевладельца.

Пришлые крестьяне – новоприходцы – на новом месте из-за своего безземелья арендовали землю. При этом они получали от землевладельца временные налоговые льготы при условии выполнения для господина некоторых работ. Обычно новоприходцев отправляли поднимать целину, возрождать заброшенные деревни. Через несколько лет, когда заканчивался льготный период, новоприходцы вливались в основную массу крестьянства и становились старожильцами. Либо, если не выполняли оговоренных условий, должны были платить хозяину неустойку – так называемый заряд.

Крестьян, не имевших земли и арендовавших ее у землевладельца за половину урожая, называли половниками. Однако в силу чрезмерных масштабов эксплуатации половничество не имело в XVI в. значительного распространения. Преимущественно в монастырских хозяйствах выделяется особая группа наемных работников – так называемых детенышей, формируемая из свободных “гулящих” людей, “казаков”. Они происходили из безземельной и не владевшей имуществом маргинальной бедноты.

Своеобразной формой ухода от чрезмерной эксплуатации был переход крестьянина в бобыльство или в холопство. Бобылями называли бедных крестьян, которые выходили из тягла (из-за неспособности его выплачивать) и начинали “жить за господином” на его земле, выполняя работы на землевладельца. Бобыли могли быть пашенными (выполняли барщину) и непашенными (работали в хозяйстве помещика). Они были лично свободными, их зависимость наступала по договору (“ряду”) и имела экономическое происхождение.

Совершенно разорившийся крестьянин, запутавшийся в долгах, мог продать или заложить себя в холопство – полную личную, рабскую зависимость от господина. Самопродажа в холопы увеличивалась в голодные и неурожайные годы: человек терял свободу, но сохранял жизнь, потому что хозяин был обязан его содержать. Кроме того, налогов и долгов холоп мог больше не платить. В голодные годы неурожая, самопродажа в холопы приобретала угрожающие масштабы.

Основной сферой деятельности крестьянства было сельское хозяйство, прежде всего – земледелие. Русские крестьяне сеяли в XVI в. около 30 разных видов растений (рожь, пшеницу, ячмень, овес, гречиху, просо и т.д.). Наиболее распространенной являлась комбинация из ржи (озимые) и овса (яровые). В XVI в. среди посевов увеличивается доля технических культур, прежде всего льна, конопли, хмеля.

Развивается огородничество, некоторые районы начинают специализироваться именно на поставках огородных овощей (например, в округе Ростова Великого массово выращивался лук). Наибольшее распространение имели репа, капуста, морковь, свекла, огурцы, лук, чеснок. Постепенно распространялись фруктовые сады, в которых сажали яблони, сливы, вишни, в южных районах – дыни и арбузы.

Урожайность колебалась в зависимости от района, плодородия почвы, сельскохозяйственной культуры от сам-три до сам-четыре. Эти показатели сходны со среднеевропейскими цифрами для XVI в. Примерно такой же была урожайность зерновых в Германии, Польше, других странах. Там, где начиналось развитие капиталистического производства (Нидерланды, Англия), урожайность была выше – сам-десять и более.

Из систем земледелия продолжали существовать подсека (особенно в колонизируемых лесных районах), перелог (поле засевается несколько лет подряд, затем отдыхает, потом снова распахивается и т.д.) и пашня наездом (крестьяне находят новую территорию, распахивают, потом приезжают для сбора урожая и затем забрасывают эту землю). Наиболее распространенным было трехполье, которое усовершенствовали так называемым ротационным циклом (участок делился на шесть полей, в которых и происходила последовательная смена культур).

Размеры обрабатываемой земли на крестьянский двор сильно варьировались в зависимости от местности, социально-экономической ситуации. Они могли колебаться от 2 до 20 десятин. Очевидна тенденция их уменьшения к 1570–1580-м гг. По-видимому, это было связано с демографическими последствиями опричнины и Ливонской войны. Уменьшилось количество работников, а соответственно сократились и площади земель, которые они были способны обрабатывать.

Уменьшение дохода от крестьянского хозяйства вызывало рост поборов, особенно во владельческих хозяйствах, которые усилением эксплуатации пытались компенсировать убытки в условиях кризиса 1570–1580-х гг. В результате крестьянин еще больше сокращал свою запашку, чтобы платить меньше налогов (в начале XVII в. встречаются кадастры, в которых за крестьянскими дворами записано до 0,5 десятины земли).

Какой выход искали крестьяне в случае малоземелья? В XVI в. имела место практика аренды земли “под оброк”, т.е. с обязанностью платежа специального оброка. Причем таким образом арендовались как сельскохозяйственные земли, так и угодья под выпасы, промыслы, рыболовство и т.д. Тем самым крестьянское хозяйство могло состоять как из “тяглых” земель, т.е. обложенных повинностями и переписанных государевыми писцами, так и из дополнительных “оброчных”, арендованных.

Особое распространение практика аренды за “пятый или шестой сноп” получила в последней трети столетия. Для государства она была невыгодна, поскольку получалось, что “переобложенные” повинностями наделы сокращались до минимума (соответственно падал и размер взимаемых налогов). А реальная экономическая жизнь расцветала на арендованных землях, но доход шел в карман арендатора и арендодателя. Другое дело, что в конце XVI в. у властей зачастую не было выхода: запустело большое количество вотчинных и поместных земель, и лучше было их сдавать хотя бы “под оброк”, чем допускать, чтобы они стояли пустыми. При этом в конце XVI в. были существенно подняты расценки за аренду (ранее она составляла от 12 до 30 коп. за обжу пахотной земли, а в 1597 г. была установлена цена от 40 до 60 коп.).

Почву обрабатывали сохами (одно-, двух- и трехзубыми). Пахали в основном на лошадях. В XVI в. самой распространенной становится соха с полицей, т.е. с отвальной доской, которая увлекает с собой взрыхленную землю и отваливает се в сторону. Такая соха тщательнее обрабатывала почву, уничтожала сорняки и позволяла запахивать удобрения. Плуг с железным лемехом был распространен меньше. В XVI в. получает развитие унавоживание почвы, причем “возить гной (навоз) на поля” становится одной из крестьянских повинностей.

Развивалось скотоводство. На одно крестьянское хозяйство в среднем приходилось по одной или две лошади и коровы. Кроме того, держали мелкий скот (овец, коз), домашнюю птицу. Из пород мелкого скота преобладало овцеводство, которое помимо мяса и молока обеспечивало шкурами и теплой одеждой.

Породистость скота была низкой, преобладали примитивные породы, дававшие мало молока и отличавшиеся скромным весом (по археологическим данным, средняя корова в XVI в. весила до 300 кг; сегодня средний вес породистой коровы – 500 кг, быка – 900 кг).

Не существовало деления на мясные и молочные породы. Скот держали во дворах под открытым небом или в специальных плетневых загонах, для теплоты обложенных навозом. Молодых животных, а также весь скот в холодное время года, могли держать в избах, если позволяло место. В течение XVI в. постепенно происходит переход от открытого загонного содержания скота к его переводу в специальное крытое помещение (хлев).

В хозяйстве крестьян огромную роль играли промыслы, составлявшие в совокупном доходе двора до 20%. Из них в первую очередь стоит отметить рыболовство (в том числе в специально вырытых и зарыбленных прудах), бортничество, изготовление деревянной и глиняной посуды, смолокурение, железоделание и т.д.

Крестьянское хозяйство рассматривалось как главный источник дохода для государства. Крестьянские повинности делились на государево тягло и оброк, барщину, назначаемые землевладельцами.

К тяглу относились (перечислены главнейшие повинности):

1) дань – прямые денежные платежи; сохранялась как наследие монголо-татарского ига, когда дань для татар собирала Москва. Орды давно уже не было, но сбор дани Москвой остался. В 1530–1540-6 гг. в Новгородской земле этот платеж составлял 4–5 коп. с обжи;

2) корм – сборы для кормленщиков-наместников и волостелей (до середины XVI в., затем заменены кормленым окупом в пользу государства);

3) посошная повинность – из крестьян формировалась так называемая посоха, сопровождавшая русское войско в любом походе. Это своеобразные “чернорабочие войны”, которые использовались для любой черной работы: тащили на себе орудия, строили временные укрепления, лагеря, после сражения закапывали трупы и т.д.;

4) ямская повинность – крестьяне должны были предоставлять подводы и лошадей для нужд государственного сообщения, перевозок. Со второй половины XVI в. вместо этой повинности начинают взиматься “ямские деньги”;

5) тамга – сбор пошлин с клеймения коней. Клеймо (тамга, тавро) указывало на владельца;

6) постройная повинность – участие крестьян в качестве разнорабочих в строительстве крепостей, мостов, дорог и т.д.;

7) пищальные деньги – специальный сбор для обеспечения армии огнестрельным оружием. Кроме того, со второй половины XVI в. получает распространение специальный сбор для производства пороха – “жемчужные деньги”; во второй половине XVI в. также вводится сбор полоняничных денег на выкуп пленных, в основном из Крымского ханства;

8) устройство рыбных прудов для государя.

Владельческий оброк делился на издолье (взимался зерном: отдавалось от пятой части до половины урожая на тяглых землях либо каждый четвертый или шестой сноп на оброчных землях) и посп (продуктами, например, посопный хлеб).

В XVI в. крестьяне также выполняли принудительные работы на землевладельца – барщину. Господские земли обрабатывали большей частью не крестьяне, а пашенные холопы, причем заметна тенденция перевода барщинных земель на оброк. Барщинных земель было сравнительно немного (есть данные, что они в начале XVI в. соотносились с оброчными как один к пяти).

Всего по различным повинностям крестьяне в XVI в. отдавали около 30% годового дохода. Вначале крестьяне платили “по силе”, т.е. кто сколько сможет. После составления в конце XV – XVI в. писцовых описаний земель (кадастров) они начали платить “по книгам”. Единицей налогообложения выступали земельные площади. На черносошных землях они назывались сохами, во владельческих селах – вытями. Их размер различался по регионам.

В целом налогообложение крестьянства в XVI в. было сравнительно невелико (в последующие столетия крестьяне станут отдавать гораздо больше, например, при Петре I число повинностей возрастет примерно до 40).

Особенностью повседневной жизни в России XVI в. стало усиление сословного расслоения. Наблюдаются дальнейшее увеличение дистанции между социальными группами, развитие сословно-корпоративной бытовой культуры.

Сценарии жизни русского человека в XVI в. имели много общего. Семьи, как правило, были многодетными и у дворян, и у простолюдинов; медицина отсутствовала, а отсюда высокая детская смертность (даже у царя Ивана Грозного умерло во младенчестве пятеро детей из семи). После рождения всех детей крестили – это первое христианское Таинство, к которому они приобщались. Детство проходило сравнительно одинаково, с разницей лишь в уровне материального достатка. В XVI в. появляются письменные рекомендации, как воспитывать детей (до этого подобные "инструкции" черпались только из Священного Писания, проповедей и поучений духовных отцов).

Между 1546 и 1558 г. священником Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестром был создан "Домострой", своеобразный домашний устав, строго определявший все правила жизни в семье, основы ведения домашнего хозяйства и т.п. Вопросам воспитания детей в нем посвящено несколько глав. Воспитание детей основывалось прежде всего на христианской морали и русских семейных традициях. В его основе лежало понятие ответственности: родителей – за моральный облик детей, за то, кем они вырастут, детей – за судьбу родителей в старости. Родители должны были обучать детей основам домашнего хозяйства и своей профессии (ремесла, воинского дела, государственного управления и т.д.). Целью воспитания было выращивание богобоязненного, благочестивого, соблюдающего моральную и телесную чистоту верноподданного христианина. "Домострой" говорит о телесных наказаниях как распространенном методе воспитания, но в какой мере это была теория, а в каких масштабах порка детей применялась на практике, мы не знаем.

Государственных школ в России XVI в. не было. Обучение в основном велось на дому, в семье. Согласно гл. 26 постановления Стоглавого собора (1551) в городах открывались церковные школы. Учебной литературой для них были книги Священного Писания, главным образом Псалтырь, и некоторые богослужебные книги. Но образование детей не имело широкого распространения и не носило обязательного характера.

Детство по сравнению со средневековьем изменилось мало. До семи лет дети жили с матерью. Затем крестьянские и посадские дети постепенно включались в посильные для них домашние работы. Дворянские дети с 15 лет начинали свой служебный путь. Их вносили в десятни (списки для дворянских воинских смотров), но пока они не получали свое собственное поместье, их считали "новичками" – новиками.

Совершеннолетие наступало с момента создания собственной семьи, с вступлением в брак. Официально разрешался брак для женщин с 12, для мужчин – с 15 лет (гл. 18 "Стоглава"). На практике, видимо, встречались как более ранние незаконные браки (в восемь-девять лет – для привлечения работника в семью, заключения формального родства со знатными фамилиями), так и более поздние. "Кормчая книга", свод переведенных с греческого правил церковно-канонического права, устанавливала предельный возраст заключения брака для женщин – 60 лет.

Мы не знаем статистики количества браков, заключаемых человеком Московской Руси. Видимо, большинство все же женилось один раз. Повторные браки совершали вдовы и вдовцы, за исключением уходивших в монастырь после смерти супруга. Развод разрешался только по уважительным причинам (прелюбодеяние жены, совершение одним из супругов государственного преступления, физическая неспособность к интимной жизни в течение трех лет брака, безвестное отсутствие одного из супругов в течение пяти лет и т.д.), в этой сфере ситуация не изменилась по сравнению со Средневековьем. К причинам развода относили аморальное поведение жены (распитие спиртных напитков в корчме, мытье в мужской бане, ночевка вне дома, участие в развратных "игрищах", несмотря на запреты мужа). К аналогичным похождениям мужей церковь относилась более снисходительно. Бесплодие супругов поводом для развода не считалось: Бог решает, давать детей или нет. Искать нового супруга для деторождения означало идти против Бога. Недаром Василий III, разводясь с бесплодной Соломонией Сабуровой, заготовил обвинения в колдовстве и ворожбе, а тема "неплодства" звучала на заднем плане.

Второй и тем более третий брак церковью не приветствовались. Разрешения на них сопровождались наложением церковного наказания (епитимьи): двоеженец лишался причастия на два года, а троеженец – на пять лет (гл. 21 "Стоглава"). Четвертый брак запрещался. Церковное венчание по правилам было возможно только в нервом браке, во втором и третьем просто читались молитвы. Но на практике запреты часто нарушались (Иван Грозный, который по определению должен был выступать моральным образцом для своих подданных, женился то ли шесть, то ли семь раз).

Церковь (через духовных отцов и институт исповеди) боролась прежде всего с телесной нечистотой, аморальным поведением. За нравственностью интимного поведения церковь следила более тщательно, чем за социальными прегрешениями. Так, на исповеди предписывалось в первую очередь очень подробно расспрашивать о проступках в сфере личной жизни (священникам даже выдавались специальные вопросники, насчитывающие несколько десятков весьма детализированных пунктов), и лишь затем нужно было вопрошать об убийстве, воровстве и других преступлениях против общества.

В XVI в. к категории "блудных" грехов и разврату относили сексуальную жизнь в запрещенные церковью дни (пост, праздники, суббота и воскресенье и некоторые другие дни недели, чаще всего среда и пятница), сношения с чужими женами или растление девиц, сношения с иноверными, разного рода нетрадиционные половые отношения, "блудные помыслы", переодевание в несвойственную своему полу одежду, бритье бороды (за такое уподобление себя женщине человек мог быть предан анафеме), сон без ночной одежды, участие в "игрищах" с "песнями бесовскими, гуслями, сопелями и играми нечистыми", "блевание от объедения или перепития", блудным грехом был даже "смех до слез". Кроме того, "Стоглав" запрещал совместное мытье в банях мужчин и женщин, азартные игры, языческие игрища (русалии), лжепророчество и пр. Ограничивалось и осуждалось скоморошество, пьянство, распутное и аморальное поведение.

После женитьбы или замужества наступал период жизненной и социальной активности. Для женщин он заключался прежде всего в ведении домашнего хозяйства и продолжении рода, деторождении. Профессиональной деятельностью женщины в XVI в. занимались мало: они были заняты в крестьянском хозяйстве, в некоторых отраслях сферы обслуживания, ремесла и промыслов. Мы знаем о роли женщин-боярынь в придворной жизни, о женских монастырях, становившихся хозяйственными единицами. Есть даже одно свидетельство о русской женщине-воительнице по имени Катя, убитой в ливонском походе 1558 г. Но в целом социальная роль женщины в XVI в. имела довольно специальные рамки.

"Домострой" об обязанностях жены

"Поднявшись с постели, умывшись и помолясь, слугам работу на весь день указать, каждому – свое: кому еду на день готовить, а кому хлебы печь ситные или решетные, да и сама бы хозяйка знала, как сеять муку, как квашню затворить-замесить, и хлебы скатать да испечь, и кислые, и пышные, и выпечные, а также калачи и пироги... А еду мясную и рыбную, и всякие пироги и блины, различные каши и кисели, любые блюда печь и варить, все бы сама хозяйка умела, чтобы и слуг научить смогла тому, что знает.

Когда же хлебы пекут, тогда и одежду стирают: так в общей работе и дровам не убыточно; но нужно при том приглядывать, как стирают нарядные рубашки и лучшую одежду, и сколько мыла идет и золы... И всякую бы еду, и мясную, и рыбную, и всякое блюдо, скоромное или постное, сама бы хозяйка знала да умела и сготовить, и слуг научить: такая хозяйка – домовитая да умелая... Если все это хорошая хозяйка знает по строгости и наставлениям мужа, а также по своим способностям, то все будет споро и всего будет вдоволь.

А которая женка или девка рукодельна, так той указать дело: рубашку сшить или вышить убрус да выткать, или шить на пяльцах золотом и шелками – какую из них чему научили, да и это все и доглядеть, и заметить...

Да ведала бы всем хозяйка сама, которой из них какое дать дело, сколько дать чего и сколько чего взять, и сколько чего кто сделает за день, много ли мало, и сколько из чего получится, все бы знала сама, и было бы все у нее на счету. Да и сама хозяйка ни в коем случае и никогда, разве что занедужит или но просьбе мужа, без дела бы не сидела, так что и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться. Муж ли придет, простая ли гостья – всегда б и сама за делом сидела: за то ей честь и слава, а мужу хвала. И никогда бы слуги не будили хозяйку, но сама хозяйка будила бы слуг и, спать ложась после всех трудов, всегда бы молилась, тому же уча и слуг".

Средняя продолжительность жизни, по разным оценкам, составляла от 21 до 30 лет, но этот интервал учитывал показатели младенческой смертности и долголетие стариков. Более точные демографические сведения вывести сложно. По крестьянам и посадским людям вообще нет никаких данных. По разрядным книгам видно, что срок упоминаний в разрядах дворянина, активно задействованного на государевой службе, в среднем редко превышал 15 лет. Учитывая, что службу начинали в 15 лет, получаем период социальной активности как раз с 15 до 30 лет. Высшая аристократия имела более долгий срок активности – до 40 лет и более. Некоторые бояре, уцелевшие среди государевых опал, достигали весьма преклонного возраста, по-прежнему числясь на государственных постах. Среди рядовых детей боярских "текучка кадров" была выше.

Каковы были материальные условия жизни людей Московской Руси? Если судить по "Домострою", питание, по крайней мере в зажиточных городских слоях и среди обеспеченного мелкого и среднего дворянства, на которые и ориентирован этот кодеке, было довольно разнообразным. Только перечни блюд насчитывают десятки наименований, дневное меню надо было обновлять практически каждые два-три дня. Подобное разнообразие, конечно, в большей степени относится к знатным и зажиточным слоям. Основу питания бедняков составлял хлеб. Иностранцы отмечали крайнюю неприхотливость русского воина: в походе он питался сухарями, холодной водой и болтушкой из муки (как правило, овсяной).

Основу костюма жителей Московской Руси XVI в., как и в Средневековье, составляли рубахи и порты. Получает распространение рубаха-косоворотка со смещенным разрезом ворота с центральной линии влево. Поверх рубахи надевался зипун – распашная одежда выше колен, полуоблегающая, с застежками встык. Верхней одеждой были кафтаны, охабни, ферязи, терлики. Дворяне могли иметь платье иноземного покроя (польские и венгерские кафтаны). Женщины носили поверх рубахи сарафаны (например, шушун – длинный закрытый сарафан с ложными накладными рукавами), телогреи (душегреи), летники. Простой повседневной одеждой для девушек мог быть передник – два несшитых длинных полотнища, собранные на шнурок на груди. Комплект выходной одежды (рубаха – зипун – кафтан или другая верхняя одежда) мог весить до 15–20 кг, что делало движения замедленными, придавало походке величавость.

Одежда подпоясывалась кожаными поясами или матерчатыми кушаками, нередко также декоративно украшенными. На поясе подвешивались небольшие кожаные сумки. Главным головным убором у мужчин была матерчатая круглая шапка, у богатых – с меховым опушьем (околышем). Фасон шапки во многом зависел от ткани: из войлока, бумажных тканей, овечьей шерсти (поярка) делали высокие колпаки, нередко с загнутыми концами. В основании колпака были отвороты, на которых размещался декор, как правило, в виде вышивки или пуговиц. Крестьяне носили валяные круглые шляпы с небольшими загнутыми вверх полями. Знатные люди носили дома тафью, или скуфью, – небольшую круглую шапочку, похожую на маленькую тюбетейку. Церковь боролась с этим обычаем (особенно в тех случаях, когда тафьи не снимали в церкви). "Стоглав" содержит даже специальную главу "О тафьях безбожного Махмета" (гл. 39), где эти головные уборы названы "безбожного Магомета преданием".

К зимним головным уборам относились треухи, или малахаи (ушанки традиционной формы), парадные высокие горлатные шапки (из меха с горла пушных зверей), черевьи (шапки из меха, снятого с живота). Для торжественных выходов было характерно одновременное использование нескольких шапок: скуфьи, поверх нее – колпака, затем – горлатной шапки.

Незамужние девушки летом могли ходить с непокрытой головой, перевязывая волосы полосками материи, вплетая в них кусочки кожи, цветной материи и т.д. Замужние женщины покрывали волосы платками (убрусами, ширинками), повойниками (плотно охватывающими волосы повязками типа чепчика). Парадными головными уборами были кики и кокошники. Кика состояла из трех элементов: декоративного налобного украшения (собственно кика), чехла для нее (сорока) и убранства затылочной части (позатыльника). Кокошник представлял собой дугообразное украшение в налобной части, нередко отделанное вышивкой, жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Нижний край обшивали нитями из жемчуга (короткими – поднизью, или длинными, до плеч, нитями бус – рясной).

Обувь была представлена кожаными ботинками, сапогами и сапожками, онучами, лаптями. Кроме того, носили перчатки (знать – из дорогих тканей и кожи) и рукавицы (из шерсти и овчины), женщины – рукавки (меховые муфты). Были распространены как знак богатства и положения в обществе перстни, кольца, ожерелья и другие ювелирные украшения (в том числе и у мужчин). Среди знатных женщин было принято обильно пользоваться косметикой (белилами, румянами), в буквальном смысле слова "рисовать лицо". Поскольку краски содержали немало вредных веществ, солей металлов, то они накапливались в женском организме и приводили к серьезным заболеваниям. Но красота и обычай требовали жертв.

Мужчины стригли волосы "в скобку" или "в кружок" (обрезание по прямой линии волос вокруг головы, на лбу короче). Усы и борода, как и в Средневековье, считались признаками мужского достоинства, взросления человека. Женщины носили косы. Интересна была манера стричь ногти у женщин-аристократок: двумя дугами от основания, так, чтобы получалось острие, похожее на коготь.

Основными типами крестьянских построек оставались изба и клеть. По данным писцовых книг, более 40% крестьянских дворов в конце XVI в. вообще состояло только из этих двух построек. Но это было, видимо, следствием социально-экономического кризиса конца столетия. В более зажиточные времена крестьянский двор, по-видимому, был более сложным по своей структуре, на нем располагались одна или две избы, клеть, хлев, конюшня, сарай для хранения сена, овин, баня, другие хозяйственные постройки.

В северных и центральных областях в избах начинают появляться большие избы с подклетами (жилым оказывался второй этаж, а первый (подклет ) использовался для хозяйственных нужд). В условиях русской зимы сосредоточение всего необходимого под одной крышей, содержание здесь же скота было рациональным решением. Такая схема организации крестьянского дома получит развитие на Русском Севере в XIX в., но ее примеры можно найти и ранее.

Жилища аристократов в первой половине XVI в. в своих основных чертах продолжают традицию средневековых палат, хором и теремов. В крупных городах постепенно увеличивается число каменных построек.

В первой половине XVI в. дистанция между народным домашним бытом и бытом аристократии была еще не столь велика. Она выражалась скорее в количественных показателях, размерах богатства и разнообразии, но не имела принципиальных различий.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»