Иоанн шанхайский житие полное. Святитель иоанн (максимович), архиепископ шанхайский и сан-францисский, чудотворец (†1966)

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Пост – это особое и очень важное время в жизни каждого верующего человека. Это не только ограничение себя в еде, а также время творить добрые дела и становиться ближе к Богу. Никто не рождается с огромным багажом знаний. И нет ничего зазорного в том, что приняв решение, держать пост, задаются разными вопросами, в том числе и о том, можно ли в пост пить алкоголь. Также не менее актуальным вопросом остается, можно ли пить вино во время поста. Да и ответ на вопрос, какие напитки можно употреблять в пост, лишним не будет.

Сразу стоит отметить, что употреблять спиртное в пост можно строго регламентировано. Так, пить вино и другой алкоголь ради удовольствия, расслабления или для разогрева категорически запрещено.

Можно ли употреблять алкоголь в Великий пост

Великий пост хоть и является одним из самых продолжительных и строгих постов, но его правила, в общем, и в употреблении алкоголя в частности, не сильно отличаются от правил в другие посты, в том числе и в рождественский.

Церковный устав разрешает употребление вина (желательно кагора) в период Великого поста:

  • по субботам и воскресеньям;
  • в праздник Благовещения;
  • в дни храмовых праздников.

Можно ли крепкий алкоголь в пост

На вопрос, можно ли пить крепкий алкоголь (виски, коньяк, водку) в пост, ответ однозначный – нет! Категорически запрещены к употреблению:

  • коньяк в пост;
  • водка в пост;
  • виски в пост;
  • другой крепкий алкоголь в пост.

Можно ли пить вино в пост

По сути, вино – единственный напиток, который можно употреблять в пост. Как сказано выше, можно вино в Великий пост пить в умеренных дозах по определенным дням. Не мене важно учитывать, и какое вино можно пить в Великий пост и в дни других постов. Спиртным напитком выбора является красное вино – кагор, но теоретически, можно употреблять любое натуральное вино.

Во время поста желательно разбавлять вино водой.

Еще в период христианизации в уставах многих монастырей было разрешено добавлять в воду вино. Но скорей всего такая традиция связана не с послаблениями и вольностями в питье, а с низким качеством питьевой воды, для обеззараживания которой в нее добавлялось вино.

Можно ли пить пиво в пост

Еще одним важным аспектом потребления алкоголя в пост является, можно ли пиво во время поста. Сторонники оправдать свои слабости сразу приводят довод о том, что в былые времена пиво варилось в монастырях. Но это вовсе не означает, что пиво можно употреблять во время поста. Лучше воздержаться.

Подводя итоги темы, можно ли употреблять алкоголь в пост, хочется еще раз акцентировать внимание на самой сути поста. Это период духовного очищения, воздержания от плотских и мирских утех. Весьма удивляют вопросы в стиле, можно ли шампанское в пост? Сразу хочется спросить в ответ, а зачем тогда вообще пост и в чем он заключается? Традиционное потребление алкоголя в дни постов крайне нежелательно, даже если и в некоторые из них полного запрета нет.

Можно ли пить алкоголь во время уразы

Ураза-байрам – один из мусульманских постов. Он славится своими ограничениями, впрочем, как и остальные мусульманские посты. Об употреблении алкоголя в дни уразы не может быть и речи, так как Ислам вообще запрещает его пить. Так в дни уразы нельзя пить крепкий алкоголь, вино, шампанское и т.д.

Отдельно хочется рассмотреть вопрос, можно ли пить квас во время уразы. Прямого запрета на употребление безалкогольных напитков в эти дни нету, но все же Ислам призывает верующих во время постов усмирять свои страсти – аппетит, жажду, половое влечение, а особенно удовольствие от них. Поэтому пить во время уразы желательно простую воду.

Можно ли пить алкоголь во время Рамадана

Рамадан, пожалуй, является одним из самых известных мусульманских постов. В этот священный месяц в дневное время необходимо воздерживаться от приема пищи, питья и интимных отношений, посвящая себя молитвам и духовности. А как же спиртное в Рамадан? Можно ли его пить в вечернее время или стоит вовсе воздержаться? На эти вопросы существует четкий ответ – любой алкоголь не приветствуется Исламом вообще, вне зависимости, в какой день его собираются употреблять.

В 20 веке многие православные традиции были забыты. А потому в наши дни большинству людей не совсем понятна суть некоторых церковных обрядов. У тех, кто решает соблюдать пост, возникает немало вопросов о тех или иных продуктах, которые запрещено (скорее, не рекомендовано) употреблять в это время.

В частности, многие интересуются, есть ли запрет на вино в пост. Таких периодов воздержания определенной продолжительности и строгости в году четыре.

Существует несколько версий происхождения традиции питья вина в пост. Все версии сходятся в одном, что пришла она к нам с Востока. Начало данной традиции было положено сирийскими и византийскими монахами. Но справедливости ради стоит сказать, что за долгие годы понятие о вине сильно изменилось.

И если в сегодняшнем представлении вино – это алкогольный напиток, имеющий определенное количество градусов, то в древневосточных странах под вином, прежде всего, понимали виноградный сок.

В те времена монахам византийских и сирийских монастырей он был жизненно необходим, поскольку восполнял недостаток воды . К тому же в отсутствии нужных лекарств было единственным доступным средством, которое могло поддержать больного человека.

Ведь тогда уже было хорошо известно о целебных свойствах виноградного сока. Содержащиеся в нем кислоты, при смешении с желудочным соком способствуют улучшению пищеварения. Кроме того, дубильные вещества, а их в винограде немало, помогают снять воспаления в ЖКТ.

Именно в лечебных целях восточные христиане употребляли неперебродившие винные напитки, в частности, во время поста для избавления от «немощи».

Справедливости ради стоит сказать, что иногда виноградный сок тогдашним верующим приходилось пить и забродившим. В нем содержалось примерно 8% алкоголя. Чтобы сделать забродивший виноградный сок менее крепким, его разбавляли в такой пропорции: три порции воды на одну порцию сока .

В результате крепость винного напитка уменьшалась до 1%. В России, как в прежние времена, так и в наши дни не принято разбавлять вино. Поэтому церковнослужители многим рекомендуют воздерживаться от употребления вина из-за его «увеселительных» свойств, которые в дни поста могут быть лишними.

Кстати! На Востоке виноградный напиток, разбавленный водой наполовину, считался чересчур крепким. Его пили лишь опустившиеся люди, страдающие алкоголизмом.

Правила пития вина в пост

Правила, касающиеся ограничений употребления спиртных напитков одинаковы для всех православных верующих:

  • в первый день любого из постов рекомендовано воздержаться от употребления какой-либо жидкости;
  • во второй и третий дни разрешается пить только воду;
  • в остальные постовые дни людям не склонным к алкоголизму дозволено употреблять вино в умеренных дозах по субботам и воскресениям за исключением первых и последних выходных в этом периоде, в дни памяти особо почитаемых святых, а также по великим церковным праздникам, выпадающим на этот период.

По правилам не разрешено принимать алкоголь людям не способным соблюдать меру.

Какое вино можно пить?

Крепкие алкогольные напитки во время всех постов находятся под запретом. Верующие, держащие пост по всем правилам должны употреблять только красные сорта вин. Наиболее предпочтительным для этого случая является Кагор.

Этот сорт вина издавна используется священнослужителями в церковных обрядах. Однако, и Кагор перед употреблением рекомендуется разбавлять водой в пропорции 1:3. Употребление такого довольно слабенького напитка не позволяет потерять рассудок.

В Типиконе – церковном Уставе прописано, что в пост можно употреблять в разрешенные дни монахам по одной красовули разбавленного водой вина, а мирянам по две красовули. Объем русской красовули составлял 480 мл.

Вино во время Великого поста

Даже по названию «Великий пост» можно понять, что данный церковный обряд предполагает самый продолжительный период (более двух месяцев) воздержания от излишеств в еде и напитках.

В дни Великого поста нельзя употреблять продукты животного происхождения и напиваться.

Несмотря на строгость в его исполнении, запрет на спиртное не распространяется на некрепкие винные напитки, в частности, кагор.

Употребление небольшого количества вина не возбраняется по выходным, в момент причащения, а также в дни празднования Вербного воскресения, Благовещения и в Чистый четверг.

Церковью порицается распитие спиртного для увеселения. Однако бокал сухого красного вина в лечебных целях больным анемией и тем у кого проблемы с давлением, употребить можно. Поскольку подобное винопитие носит лекарственный характер, подобно приему таблеток.


Каждому верующему необходимо определить для себя те предписания на время поста, которые он способен выполнить с учетом своих привычек, физического здоровья и истинности веры.

В Православном календаре выделяют четыре поста: Петровский, Успенский. Рождественский и Велики пост. Великий считается самым строгим в плане воздержания от удовольствий и излишеств.

Но важно понимать, что любое воздержание – это вспомогательный фактор, способствующий на время более концентрированному переключению сознания от человеческого к божественному. Постясь, человек, прежде всего, заботится о душе, а не о восстановлении фигуры.
Все знают, какие продукты не рекомендуются к употреблению в этот период. Но часто возникает вопрос о допустимости выпить бокальчик вина.

Великий пост – один из самых длительных. Он приходится на весеннее время, когда организм и так ослаблен недостатком солнечного света и тепла и требует большего количества витаминов. Некоторые светские праздники накладываются на церковные традиции. Верующему человеку приходится совмещать свои духовные устремления с каждодневными жизненными ситуациями, предполагающими принятие спиртных напитков. Дни рождения, Новый год, 8 марта, традиционные дружеские, семейные и деловые встречи с коллегам и партнерами предполагают употребление спиртных напитков. Можно или нельзя? Прежде всего это вопрос сознательности, ответственности, силы воли и веры.

Как поступить в таких случаях, верующий решает сам. Если человек решил не употреблять спиртного, то всегда можно найти уважительную причину отказаться: прием лекарств, предстоящая поездка за рулем.

Мнения на этот вопрос противоречивы. Расхождения существуют как у представителей церкви, так и у самих верующих. Нет определения и конкретной нормы. Главное, понимать, что принимаемое в Великий пост вино предназначено не для телесных радостей. Тогда и норму почувствовать можно.

Церковью не наложен запрет на употребление вина. Но есть ограничения.По традиции можно употреблять только красное сухое вино. К белому отношение отрицательное.
Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, напитки из темных сортов винограда ассоциируются с кровью Господней. Традиционный напиток Кагор в малых дозах дают даже детям при крещении.

Второй важный фактор – это полезность в умеренных дозах алкогольных сухих напитков. Они способствуют поддержанию жизненных сил, благодаря витаминам и железу, содержащимся в составе. Благоприятно сказываются на состоянии нервной системы. Великий пост самый длительный и многим трудно переносить ограничения. Это вызывает иногда угнетенное душевное состояние. А глоток хорошего вина действует успокаивающе и расслабляющее. Многие лечат начинающуюся простуду порцией Глинтвейна.

Традиция употреблять в малых дозах вино в дни воздержания пришла из Сирии и Византии. Священнослужители дали в древние времена разрешение и записали его в Уставе. Пить можно было только разбавленный водой напиток. Разбавляли его в пропорции один к трем. Разрешение объяснялось необходимостью. Отсутствие лекарств и витаминов замещалось разбавленным вином.

В наши дни, во время Великого и других постов, человеку заболевшему или ослабленному, например, после сдачи анализов крови или серьезного курса лечения можно выпить бокальчик хорошего сухого и съесть шоколадку.

Во многих монастырях в соответствии с правилами можно употреблять вино только по выходным дням. В субботу и в воскресенье допустимо принять не более ста пятидесяти миллилитров.

Великий и другие посты должен быть светлым. Это значит, что в душе человека свет должен рассеять тьму. Устремление сердца и мыслей в первую очередь должны быть направлены к Богу. А потом ваши светлые чувства должны переходить на окружающий мир, тогда изредка выпитый бокал вина не введет вас в грех.

Наоборот, измотанный воздержанием, агрессивный или впавший в уныние человек не принесет пользу душе, если не выпьет и капли спиртного за весь период. Испортить жизнь своим плохим настроением родным, близким и просто окружающим более грешно выпить немного алкоголя.
Если вы имеете тягу к употреблению спиртного, то лучше наложить для себя строгое ограничение, дабы не напиться “в хлам”. Хороший повод отказаться от пагубной привычки в процессе душевной концентрации на мыслях о Боге.

Так что главное, это не внешние ограничения, а внутренний настрой. Правила лишь помогают организовать порядок в жизни на период Великого поста, что как можно меньше внешних факторов отвлекало вас о мыслей и молитв обращенных к Богу.

Делайте выбор сами. Взвесьте всю степень необходимости принятия алкоголя. Можно заменить его другими источниками витаминов и питательных веществ, которых большое изобилие в наши дни. И не казните себя строго, если пришлось по необходимости или того душа потребовала пригубить маленький бокальчик. Пусть чистыми и светлыми остаются мысли, поступи и слова.



Можно ли пить вино в Рождественский пост, говорит православный календарь. В нем указаны дни, когда можно расслабиться душой и телом, а к самому Рождеству внутренне собираются, чтобы достойно выйти из поста.

Рождественский пост требуется верующим, чтобы достойно встретить великий праздник Рождества. Верующие в молитвах благодарят Бога, восхваляют его, что Он не отверг человеческого бытия, вместе со всеми людьми принял на Себя его тяжесть.

Пьется ли вино в Рождественский пост

Согласно календарю поста, в рационе христиан вино допускается по воскресеньям и большим праздникам, выпадающим в течение поста. Это 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы; 19 декабря – День Николая Чудотворца; 13 числа – день Андрея Первозванного; 25 числа – День Спиридона Тримифунтского, дни престолов.




В Псалтыри указано изречение царя Давида: «…И вино веселит сердце человека, и хлеб его укрепит». Основываясь на царском великом разрешении, вино разрешается пить в праздники, и в постные дни, но священнослужители предупреждают, что все должно быть пристойно.


Важно!
Особо оговаривается празднование ночи с 31.12 на 1.01. Приход нового года никому отменить не по силам, но встречать его требуется скромнее, согласно календарю постов. В 2019 году 1 января – суббота. Если на воскресенье человек планирует идти к причастию, требуется полностью воздержаться от принятия пищи и питья с предыдущей полуночи.




То же требование относится и к вину. Поэтому сам христианин определяет, можно ли пить вино в рождественский пост 2018-2019 года, по тому, пойдет ли он к причастию. Вообще отмечать Новый год надо спокойно, без веселья, так как продолжается большой знаменательный пост. И по своим планам решать, пить вино в Рождественский пост на Новый год, или отказаться от него.

Большое число христиан строго держит посты по календарю, с полными ограничениями в еде, напитках, развлечениях. Но правила Церкви не настолько строги. По монастырскому Уставу алкоголь в рождественский пост выпивать допускается, но по выходным дням – субботам, воскресениям.

Здесь Церковь оговаривает условие: выпивать следует красное вино из винограда, отдавать предпочтение кагору, и только в малом объеме, достаточно одного фужера.




Что думает современная Церковь

Монастырский устав разрешает пить вино в дни поста, однако современные священнослужители доказывают, что данное наставление уже давно стало неактуальным. Вино всегда употребляли жители Византии и Сирии, разбавляли им воду 1:3.

Во времена создания Устава вином компенсировали нехватку воды, улучшали ее качество. В те годы это была жизненно важная потребность. Монахи древних монастырей использовали вино как средство лечения множества болезней.




Современная Церковь считает, что у людей нет недостатка в воде, лекарственных средствах. Из-за этого на дни поста следует отказать себе в вине, не пить его даже по разрешенным дням календаря.

Духовники настаивают на этом, потому что значение поста заключается не только в каких-то ограничениях, его смысл заложен в духовности, скрытой глубоко в каждом верующем человеке.




Сегодня считается, что верующий ежедневно должен думать о своем духовном развитии, искоренять из своих помыслов тягу к вину, спиртным напиткам, которые вызывают такие пороки, как тщеславность, горделивость. И выпитые 1-2 бокала винного напитка мешают духовному совершенствованию.

Итак, христиане в пост могут пить вино, в то же время священники советуют воздерживаться от этого искушения, ссылаясь на давность написания монашеского Устава. Сегодня это правило трактуется мирянами неправильно, что замедляет их духовное развитие.

2 июля 1994 г. Русская Православная Церковь за границей причислила к лику святых дивного угодника Божия XX века святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца.

Архиепископ Иоанн родился 4/17 июня 1896 г. на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела.

С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие.

Владыка так говорит о своей юности в своём Слове при наречении во епископа: "С первых дней, что начал сознавать себя, желал служить правде и истине. Родители мои возгревали во мне стремление непоколебимо стоять за истину, и душа моя пленилась примерами тех, кто отдавал за нее свою жизнь..."

Отец его был предводителем дворянства, а дядя ректором Киевского университета. Подобная светская карьера, видно, готовилась и Михаилу. В 1914 году он окончил Полтавский Кадетский корпус и поступил в Харьковский Императорский университет на юридический факультет, который закончил в 1918 году. Но сердце его стояло далеко от мира сего. "Изучая светские науки, - говорит он в том жен Слове, - я все больше углублялся в изучение науки из наук, в изучение духовной жизни".

Во время гражданской войны вместе с родителями, братьями и сестрой, Михаил был эвакуирован в Югославию, где поступил в Белградский университет на богословский факультет.

В 1924 году в русской церкви в Белграде он был посвящен в чтецы, а через два года в Мильковском монастыре был пострижен в монахи, приняв имя Иоанна в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского. На Введение во Храм Пресвятыя Богородицы юный инок стал иеромонахом. В эти годы он был законоучителем в Сербской Государственной гимназии, а с 1929 года стал преподавателем и воспитателем в сербской семинарии Охридской епархии в городе Битоле. И тут впервые открылась его дивная жизнь.

Студенты первыми обнаружили его великий подвиг аскетизма: они заметили, что он не ложится спать и что, когда все засыпали, он по ночам начинал ходить по общежитию, осеняя крестным знамением спящих; кому поправит одеяло, кого потеплее укроет. Молодой иеромонах непрестанно молился, ежедневно служил Божественную литургию, строго постился, ел только один раз в день поздно вечером, никогда не гневался и с особой отеческой любовью вдохновлял студентов высокими христианскими идеалами. Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах.

Наконец, убедились, что он не спал на кровати, и если засыпал, то только когда от изнеможения его сковывал сон во время земного поклона в углу под иконами. Нашлись такие, что даже клали ему под простыни кнопки, чтобы убедиться, ляжет ли он на кровать. Много лет спустя он сам признался, что со дня его иноческого пострига он не спал, лежа на постели. Это очень тяжёлый подвиг, который несли древние святые. Великий основатель киновийных монастырей преп. Пахомий Великий, когда получал правила монашеского жития от Ангела, услышал, что "спать братия не должны лежа, но пусть устроят себе седалища с отлогими задниками и спят на них сидя" (правило 4). Кротость и смирение отца Иоанна напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников.

Епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, очень ценил и любил молодого иеромонаха Иоанна и уже тогда говорил о нём: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну».

В 1934 году было решено возвести его в епископы. Но сам он был далек от этого: когда его вызвали в Белград, ему и в голову ничего подобного не приходило, как это видно из рассказа одной его знакомой по Югославии. Как-то встретившись с ним в трамвае, спросила, по какой причине он в Белграде, на что он ответил, что приехал в город, так как по ошибке получил сообщение вместо какого-то другого иеромонаха Иоанна, которого должны были посвятить во епископы. Когда же на другой день она опять его увидала, то он сообщил ей, что, увы, ошибка оказалась хуже, чем он ожидал, ибо именно его решили посвятить во епископа.

Сразу после возведения в сан епископа святитель Иоанн поехал в Шанхай. Митрополит Антоний (Храповицкий) писал на Дальний Восток архиепископу Димитрию о молодом епископе: "…вместо себя самого я, как мою душу, как мое сердце посылаю к Вам владыку епископа Иоанна. Этот маленький, слабый человек… является каким-то чудом аскетической стойкости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления!"

В Шанхае его ждала большая паства, большой недостроенный собор и неразрешённый юрисдикционный конфликт. Владыка Иоанн сразу же восстановил церковное единство, учредил связь с сербами, греками и украинцами и занялся построением огромного собора в честь иконы Богоматери "Споручницы грешных", который был закончен вместе с трехэтажным приходским домом с колокольней. Он обратил особое внимание на духовное образование и взял за правило присутствовать при устных экзаменах по катехизису во всех православных школах Шанхая. Он был вдохновителем и возглавителем постройки храмов, госпиталя, приюта для сирот, домов для престарелых, коммерческого училища, женской гимназии, общественной столовой и др., словом, всех общественных начинаний Русского Шанхая.

Но самое поразительное в нем было то, что, принимая такое живое и деятельное участие в столь многих светских делах, он был абсолютно чужд миру. Он одновременно жил как бы другим миром, точно общаясь с потусторонним, о чем свидетельствуют многочисленные рассказы очевидцев. С первого же дня Владыка ежедневно служил Божественную литургию, если же не мог, то принимал Святые Дары. Он никогда не разговаривал в алтаре. После литургии оставался в алтаре по три или четыре часа, и как-то заметил: "Как трудно оторваться от молитвы и перейти к земному". Ел однажды в день, в течение Великого и Рождественского постов питался только просфорой. Никогда не ходил "в гости", но у нуждающихся в помощи неожиданно появлялся. Никогда не ездил на рикше, но ежедневно посещал больных со Святыми Дарами. Если состояние больного становилось критическим, владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Он обладал и прозорливостью, и даром такой молитвы, которую Господь слышит и просимое скоро исполняет. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.

Доктор А.Ф. Баранов рассказал: "Однажды в городе Шанхае к одному умирающему ребенку, признанному врачами безнадежным, пригласили владыку Иоанна, который, придя в квартиру, прямо направился в комнату, в которой находился больной, хотя Владыке никто еще не успел показать, где находится умирающий. Не осматривая ребенка, Владыка прямо "упал" перед образом, что весьма характерно для него, и долго молился, затем, успокоив родственников, что ребенок выздоровеет, быстро ушел. Ребенку действительно к утру стало лучше и он вскоре выздоровел, так что врача больше уже не приглашали. Очевидец полковник Н.Н. Николаев подтверждал со всеми подробностями".

Н.С. Макова свидетельствует:

"Хочу сообщить об одном чуде, о котором неоднократно мне говорила когда-то моя очень хорошая знакомая Людмила Дмитриевна Садковская. Это чудо, произошедшее с ней, было записано в архивах Окружного госпиталя в Шанхае, Китай.

Было это в Шанхае. Она увлекалась спортом - скачками на лошадях. Однажды она скакала верхом на лошади по рейскорсу, лошадь чего-то испугалась, сбросила ее, и она сильно ударилась головой о камень, потеряв сознание. Ее без сознания привезли в госпиталь, собрался консилиум из нескольких врачей, признали положение безнадежным: едва ли выживет до утра, почти нет биения пульса, голова разбита и мелкие кусочки черепа давят на мозг. При таком положении она должна умереть под ножом. Если бы даже ее сердце позволило делать операцию, то при всем благополучном исходе она должна остаться глухой, немой и слепой.

Ее родная сестра, выслушав все это, в отчаянии и заливаясь слезами, бросилась к архиепископу Иоанну и стала умолять его спасти сестру. Владыка согласился; пришел в госпиталь и попросил всех выйти из комнаты и молился около двух часов. Потом он вызвал главного врача и попросил освидетельствовать больную. Каково же было удивление врача, когда он услышал, что ее пульс был как у нормального здорового человека. Он согласился немедленно сделать операцию, только в присутствии архиепископа Иоанна. Операция прошла благополучно, и каково же было удивление врачей, когда после операции она пришла в себя и попросила пить. Она все видела и слышала. Живет она и до сих пор - говорит, видит и слышит. Я знаю ее тридцать лет".

Л.А. Лью рассказывала: "Владыка приезжал в Гонконг два раза. Удивительно, что я, не зная Владыку, написала ему письмо, прося молитв и похлопотать об одной вдове с детьми, да и кроме того писала об одном интересующем личном духовном вопросе, но не получила ответа. Прошел год времени. Владыка приехал, и я попала в толпу, встречающую его. Владыка, обращаясь ко мне, сказал: "Это Вы писали мне письмо!" Я очень была поражена, так как Владыка меня никогда не знал и не видел прежде. Это было вечером в церкви. После молебна он, стоя перед аналоем, говорил проповедь. Я стояла рядом с моей мамой, и мы обе видели свет, окружавший Владыку до самого аналоя; сияние вокруг него шириной сантиметров в тридцать. Это продолжалось довольно долгое время. Когда кончилась проповедь, я, пораженная таким необыкновенным явлением, сказала подошедшей ко мне Н.В. Соколовой о том, что мы видели. Она ответила: "Да, многие верующие люди видели это необычайное явление". Муж мой, стоявший неподалеку, тоже видел этот свет, окружавший Владыку".

Монахиня Августа видела, как на литургии во время освящения Святых Даров Святой Дух в виде огня сошёл на Чашу:

«Служил владыка Иоанн. Алтарь был открытым. Владыка произнес молитву "Приимите, ядите, сие есть тело Мое" и... "сия есть кровь Моя... во оставление грехов", и после этого опустился на колени и сделал глубокий поклон. Я увидела в это время Чашу со Святыми Дарами не покрытой, и в это время, после слов Владыки, сверху спустился огонек и опустился в Чашу. Форма огонька была похожа на цветок тюльпана, но большего размера. Никогда в жизни своей не думала, что я увижу действительное огнем освящение Даров. Загорелась снова у меня вера. Показал Господь мне веру Владыки, стыдно стало мне за свое малодушие".

Когда в Китае к власти пришли коммунисты, русские снова вынуждены были бежать, большинство - через Филиппины. В 1949 г. на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же все русские уехали, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения лагеря.

Русские люди, в рассеянии сущие, имели в лице владыки крепкого ходатая пред Господом. Окормляя свою паству, святитель Иоанн делал и невозможное. Он сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку. По его молитвам совершилось чудо! В американские законы были внесены поправки и большая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебрались в США, остальные в Австралию.

В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен возглавлять Западно-Европейскую епархию Русской Зарубежной Церкви. Он постоянно разъезжал по всей Европе; служил Божественную литургию по-французски, голландски, как раньше служил по-гречески и китайски, а позднее по-английски; слыл прозорливым и бессребреником-целителем. В Европе, а затем с 1962 года в Сан-Франциско, его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды. Слава владыки распространялась как среди православных, так и среди инославного населения. В одной из парижских католических церквей священник сказал, обращаясь к молодежи: "Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. К чему вам теоретические доказательства, когда сейчас по улицам Парижа ходит живой святой - Saint Jean Nus Pieds (святой Иоанн Босой)".

Владыку знали и высоко чтили во всем мире. В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «русского архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного - будь он католик, протестант, православный или кто другой - потому что, когда он молился, Бог был милостив.

В парижском госпитале лежала больная раба Божия Александра и епископу сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие. Лежа в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой. Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым».

Дети, несмотря на обычную строгость владыки, были ему абсолютно преданы. Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить. Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным.

Блаженный владыка, святой Русского Зарубежья, и вместе с тем русский святой поминал на богослужениях Московского Патриарха наряду с Первоиерархом Синода Русской Зарубежной Церкви.

Обращаясь к истории и прозревая будущее, свт. Иоанн говорил, что в смутное время Россия так упала, что все враги ее были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Люди «измалодушествовали», ослабели и спасения ждали только от иностранцев, перед которыми заискивали. Гибель была неизбежна. В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, чудесное восстание его, когда духовно и нравственно восстали люди. Такова история России, таков ее путь. Последующие тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Россия восстанет так же, как она восстала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам». Россия восстанет, когда полюбит Веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников.

Владыка Иоанн предвидел свою кончину. 19 июня (2 июля) 1966 г. в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения г. Сиэтлла с чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной, в возрасте 71 года, перед этой Одигитрией Русского Зарубежья отошел ко Господу великий праведник. Скорбь переполнила сердца многих людей во всем мире. После кончины владыки епископ Иаков Гаагский с сокрушенным сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься, получишь».

Четырехдневное бдение венчала погребальная служба. Проводившие службу епископы не могли сдерживать рыданий, слезы струились по щекам, блестели в свете бесчисленных свечей подле гроба. Удивительно, что при этом, храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали, что казалось, они присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретенного святого.

Вскоре и в усыпальнице владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах.

Время показало, что святитель Иоанн Чудотворец - скорый помощник всех сущих в бедах, болезнях и скорбных обстояниях.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»