» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть. «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть Что делать родителям

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Тело меняет свои размеры и пропорции, ребенок уже совсем не похож на пухлого младенца. Интенсивно развиваются крупная и мелкая моторика, двигательная активность достигает максимума.

Быстрое развитие мозга ведет к расширению интеллектуальных возможностей ребенка. Происходит переход от наглядно-действенного мышления к образному, обогащается речь, развивается память и воображение.

За довольно непродолжительное время абсолютно меняется личность ребенка. Эти изменения затрагивают его характер, основные виды его деятельности и отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Именно в три года формируются основы образа его «Я» и определяется отношение к окружающему миру.

В связи с такой глобальной «перестройкой» внутреннего мира, ребенок довольно часто становится капризным и трудным.

Физиология

По сравнению с более младшим возрастом, особых изменений в рационе и режиме дня нет (если только вы не запишете малыша в садик). Продолжительный ночной сон, один дневной сон, четырехразовое питание. В третий день рождения можно познакомить ребенка со сладким.

Навыки и умения

Ребенок этого возраста характеризуется крайне высокой потребностью в движении. Трехлетние дети постоянно совершенствуют свои двигательные навыки. На первый план выходит развитие крупной моторики - способности совершать движения, требующие участия всего тела (бег, прыжки, приседания, повороты).

Ребенок трех лет:

Передвигается достаточно плавно и ловко, хорошо сохраняет равновесие.

Легко изменяет направление движения и останавливается на ходу.

Умеет ходить на носочках, стоять на одной ноге.

Уверенно прыгает, в том числе через небольшие препятствия.

Ловит и пинает мяч.

Поднимается и спускается по лестнице, держась за перила и даже без опоры.

Катается на трехколесном велосипеде.

В этот период совершенствуются и мелко-моторные навыки , хотя ребенок все еще испытывает трудности при совершении особо точных движений .

Тем не менее, трехлетний ребенок способен:

Надевать и снимать с себя простую одежду, расстегивать пуговицы и управляться с большими молниями, снимать обувь на липучках.

Правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть и пить.

Держать карандаш указательным и большим пальцем, делать из пластилина шарики и валики, надрезать бумагу ножницами.

Может нарисовать круг, горизонтальные и вертикальные линии, появляются первые человечки.

Таким образом, ребенок становится все более самостоятельным при выполнении повседневных действий.

Как развивается речь

К трем годам речевая активность ребенка многократно возрастает. Словарный запас малыша составляет приблизительно 1000-1500 слов, он использует практически все части речи, говорит предложениями из 3-6 слов и в целом усваивает грамматическую структуру языка.

Вообще, круг общения ребенка к концу третьего года жизни ощутимо расширяется: он много разговаривает как с близкими взрослыми, так и с незнакомыми людьми, со сверстниками.

Речь ребенка часто сопровождает его самостоятельную деятельность, малыш комментирует свои действия с предметами («бросил мячик») и обращается к игрушкам («кушай, кукла»).

Трехлетка с удовольствием слушает аудиозаписи, сказки и стихи в исполнении взрослого, с легкостью запоминает их и воспроизводит практически дословно. Кроме того, он активно «играет» с языком, экспериментирует с рифмами, придумывает несуществующие слова.

Если ребёнку уже три года, но он не говорит фразами или вовсе молчит, то необходима консультация специалистов - логопеда, невропатолога, психолога.

Как играет

В этом возрасте резко меняется и тип игровой деятельности ребенка. Раньше игра была похожа на разрозненный набор действий с игрушками. Например, взрослый показывал, как куклу кормить и укладывать спать, ребенок просто повторял за ним. Такие игры сводились к простому манипулированию предметами (малыш грузит кубики в машинку и тут же высыпает).

Теперь же ребенок эмоционально вовлечен в игру, увеличиваются ее продолжительность и вариативность. В игре появляется сюжет, все действия становятся логически связанными и последовательными. Ребенок везет кирпичи на стройку, там возводит дом и заселяет его, разбивает рядом огород и кормит овощами жильцов-новоселов.

Но самое главное – в игре ребенка появляются замещения. Большинство трехлеток без труда «превращают» од­ни предметы в другие и дают им соответствующие на­звания. Ведерко становится шляпой, фломастер – градусником, мячики – яблоками. Появление в игре таких символов свидетельствует о том, что ребенок теперь способен выйти за пределы конкретной ситуации, используя собственное воображение.

Теперь игра – это важнейшая часть жизни ребенка, деятельность, в которой происходит его эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Психологические особенности

В возрасте трех лет у ребенка резко возрастает стремление к отделению от взрослого. Малыш все чаще произносит: «Я сам», «Я хочу», «Я не буду», и демонстрирует свою независимость от близких. Этот период называют «кризисом трех лет».

Ребенок действует наперекор любым предложениям взрослого, упрямится и закатывает истерики «на пустом месте». Он стремится все делать наоборот, противится воле старших; отвергает то, что он ежедневно делал раньше. В то же время, о н пытается самостоятельно делать то, к чему объективно еще не готов.

Далеко не у всех детей кризис проявляется в таких острых негативных формах. Кто-то реагирует не так бурно или совсем недолго по времени. Однако отношения с близкими взрослыми и с самим собой претерпевают существенные изменения в любом случае. Происходит становление собственного «Я» ребенка.

По мере выхода из кризиса ребенок перестает так отчаянно противопоставлять себя взрослому. У него появляется другой способ самоутверждения: теперь он стремится к достижению результата в деятельности, а достигнув желаемого – старается продемонстрировать свои успехи взрослому и получить его одобрение.

Ребенок не просто ставит кубик на кубик – ему важно построить максимально высокую башню и услышать похвалу от родителя: «Какая высокая башня! У тебя отлично получилось!». Теперь ребенок смотрит на себя глазами взрослого, он становится крайне чувствительным к тому, как окружающие оценивают его достижения. Так начинают формироваться чувство собственного достоинства и самоуважение.

Советы родителям трехлетки

« » – испытание для всей семьи. Очень важно пройти его «правильно», ведь от того, как складываются детско-родительские отношения в этот период, зависит будущее ребенка.

Единого рецепта, как реагировать на истерики трехлетки, не существует. Главное – дать ему понять, что конфликты можно решать по-разному.

Какие-то вещи родитель запрещает категорически, и ребенку придется с этим смириться. Нельзя убегать от мамы вблизи проезжей части, это опасно для жизни, и способом проявления самостоятельности быть не может. Малыш может яростно протестовать против ограничения своей свободы – кричать и вырываться, однако в вопросах здоровья и безопасности реакция взрослого должно быть однозначной.

Если речь идет о менее серьезных разногласиях, то можно использовать разные тактики поведения.

Иногда следует отвлечь ребенка – разговорами или игрой, устроить соревнование. Например, предложить заупрямившемуся трехлетке сыграть в «кто наденет куртку быстрее». В игровой форме можно собирать игрушки на скорость или чистить зубы вместе с куклой.

Иной раз можно и уступить ребенку, ведь он тоже имеет право на свое мнение и личные предпочтения. Не хочет есть манную кашу? Предложите на выбор гречневую или рисовую. Отказывается лечь спать сейчас же? Почитайте книгу еще пятнадцать минут. Речь не идёт о потакании малейшим капризам, однако иногда стоит пойти навстречу, проявляя уважение к желаниям и потребностям ребенка.

В некоторых ситуациях малышу нужно дать возможность выплеснуть наружу свои эмоции, сбросить напряжение и принять ситуацию такой, какая она есть. Если вы решили не покупать сыну десятую машинку, и он закатил в магазине скандал, то ничего не остается, как переждать бурю. Требования «закрыть рот» и «успокоиться сейчас же» окажут прямо противоположный эффект. Нужно просто побыть рядом, обнять, вытереть слезы. Можно даже ничего не говорить, гораздо важнее – тактильный контакт и внимание.

В таких ситуациях взрослый сам должен сохранять спокойствие и стараться не смотреть на окружающих, ведь чаще всего родители кричат на ребенка, потому что им «стыдно перед людьми».

Когда ребенок выплакался и успокоился, нужно рассказать, как надо себя вести, объяснить, почему вы поступили так, а не иначе. Воспитательные беседы будут эффективными, только если они происходят в атмосфере спокойствия и доверия.

Важно! Именно в возрасте трех лет ребенок осознает, что его желания не всегда совпадают с желанием окружающих. Если не гасить каждую конфликтную ситуацию криками и, тем более, шлепками, то ребенок осваивает разные стратегии поведения и учится считаться с волей других людей.

Кризис трех лет рано или поздно закончится, а вот то, чему ребенок научится в результате, останется с ним на долгие годы.

Детский кризис 3-х лет очень похож на кризис подросткового возраста. Поэтому родители должны понимать, что послушный 3-х летний ребенок – это такая же редкость, как послушный, ласковый подросток.

Как понять, что у ребенка начался кризис 3-х лет?

Проявление кризиса 3-х летнего возраста очень индивидуально. У одних детей ярко выражен негативизм к окружающим, у других упрямство и своеволие, которое может перерасти в бунт. У других ребятишек кризис 3-х летнего возраста проходит более мягко, лишь иногда проявляясь в возросшей настойчивости для исполнения своих желаний. И все же психологи выявили несколько признаков, по которым можно понять, что у ребенка начался кризис 3-х лет:

Противоречивость . Ребенок начинает делать «всё наоборот», как будто «всем на зло». Причем зачастую малыш делает хуже самому себе.

Упрямство . Такое, когда ребенок «гнет свою линию» очень упорно, и не реагирует ни на какие уговоры. А вы понимаете, что ему уже давно не нужно то, за что он так яростно борется. Но остановиться малыш не в силах, ему просто жизненно необходимо, чтобы вы пошли на уступки.

Протест . Ребенок становиться строптивым. Он протестует против любых норм и правил. Как будто постоянно воюет с окружающим миром.

Неадекватная самостоятельность . «Я сам». Сейчас ребенку очень важно сделать все самостоятельно и чтобы взрослые отнеслись к этому серьезно. Иначе он будет конфликтовать. Ребенок не осознает своих возможностей, ему действительно, кажется, что он все сможет сделать сам.

Обесценивание . Многие любимые ранее вещи вдруг теряют свою ценность для ребенка. Они становятся плохими и не интересными. Такое же отношение может быть к родным и близким людям. Мама – плохая, машинка – бяка.

Ревность . Ребенок перестает считаться с чувствами других людей. Все внимание он безоговорочно переключает на себя.

Кризис 3-х лет — это «возраст строптивости». Впервые конфликтность по отношению к окружающему миру проявляется в своем полном объеме.

Как помочь ребенку в кризисный период?

В первую очередь необходимо понимать, что кризис 1, 3, 6 и 14 лет- это естественные (полезные) этапы развития личности. Многим родителям сложно понять, что «послушный ребенок» вовсе не означает «хороший ребенок». В этот непростой период у малыша начинают формироваться зачатки воли, самостоятельность, самолюбия (без которого не может быть саморазвития), гордость за свои достижения и другие важные черты характера.

Он начинает иначе относиться к самому себе. Если раньше, гладя на свое фото, ребенок говорил «Это Петя», то сейчас он говорит «Это Я». Начинается период «Я САМ!».

Почему все время «Я САМ!»?

Во-первых, ребенок должен приобретать опыт . И ваша задача дать ему для этого как можно больше возможностей. Например: любит ваш малыш лазить в мусорное ведро, ну очень любить. Дайте ему эту возможность. Конечно же, ведро нужно подменить и положить туда «безопасный мусор». Это может быть кожура от апельсинов или пластиковая бутылка из под воды. Ребенок получит необходимые знания, и мусорное ведро станет для него не интересным.

Во-вторых, появляется желание достигнуть результата . Ребенок начинает осознавать себя, как отдельную личность. И пытается проверить и доказать, что он тоже может достигать результатов. Он самостоятельный и умелый.

В-третьих, необходимость в одобрении результата . Демонстрация своих достижений взрослым просто необходима. Не одобренный результат теряет свою ценность для ребенка. Важно понимать, что в период кризиса 3-х лет, у детей очень обостряется чувство собственного достоинства. Ребенок становиться очень обидчивым и чувствительным к критике.

Родители, желающие вырастить из своего малыша здорового, полноценного человека, должны понимать, что представляет собой детский кризис 3- х лет . Отношения между ребенком и родителями сейчас входят в новое русло. Проявите уважение и терпение к своему малышу, ведь ему еще сложнее, чем вам. Он совсем не понимает, что с ним происходит. Интересно то, что именно в этот период родители становятся для ребенка примером для подражания и образцом совершенства. Будьте мудры, и кризис 3-х летнего возраста взрастит замечательные черты характера в вашем капризном малыше.

Дети часто ставят своих родителей в такие ситуации, когда принять решение о том, что делать очень сложно. И одна из наиболее распространенных проблем – это истерики.

Малыш кричит, стучит ногами по полу, зачастую кидается игрушками и другими предметами, которые попадаются под руку, желая добиться своего. Что делать родителям, если детская истерика стала частью их жизни?

Наказать малыша, выйти из комнаты и подождать пока он сам успокоиться, игнорируя его, или же попытаться успокоить и свести конфликт на нет? Как эффективно бороться с истериками у детей 3-х лет, советуют психологи.

Кризис 3-х летнего возраста или почему малыш начал закатывать истерики?

Любая вспышка негатива имеет под собой основание, и истерики у ребенка 4 года жизни – не исключение. И здесь не имеет значения, воспитываете ли вы сына или дочь, причины всегда одни и те же. Поэтому в данной ситуации относится к детям стоит с равной долей терпения, не разделяя их по половому признаку.

Важно! Аргументы «ты же девочка, ты не должна себя так вести» или «настоящие мужчины так себя не ведут» - не аргументы ни в какой ситуации, особенно, если речь идет об истерике.

Главная причина возникновения истерик у ребенка – это «фрустрация». Термин обозначает невозможность удовлетворить все желания человека, которые возникли в этот момент. Взрослым людям также часто приходится сталкиваться с этим состоянием, как и детям, вот только переносят они его спокойней, осознавая, в большинстве случаев, неуместность своих истерик.

Естественный этап взросления ребенка – осознание, что весь мир, а в том числе и собственные родители, не намерены ему подчиняться, а значит придется искать компромиссы. Для ребенка 3-х лет такая модель мира выглядит неприемлемой, что и приводит к возникновению истерик.

Основная задача чуткого и любящего родителя – помочь ребенку пережить это время и принять тот факт, что мир не намерен ему подчиняться. Однако, за этим кроется очень сложная задача – если правильно распознать причину возникшей истерики, то станет возможно её устранить.

Что делать, если таким образом ребенок просто пытается добиться желаемого, или ему не хватает вашего внимания? А может быть, есть что-то, что его беспокоит, и он боится вам в этом, признаться.

Почему ребенок плохо себя ведет – основные причины непослушания

Существует такое понятие, как «кризис трехлетнего возраста». И для этого явления характерен ряд проблем, связанных с попытками ребенка самоутвердится и осознать себя как личность.

Поэтому, когда дело доходит до истерик, психологи выделяют три основные причины этого явления:

    Борьба за внимание родителей. Еще с младенчества мы приучаем ребенка, что его плачь – это сигнал для взрослых, который означает, что все, даже самые важные дела должны быть отложены, и внимание необходимо немедленно переключить на малыша. Поэтому естественно, что уже изрядно повзрослевший ребенок 3-х лет еще долго будет пытаться привлечь ваше внимание истериками и капризами;

    Вторая возможная причина возникновения истерики – попытка отстоять собственное мнение, которое скорее всего будет отличаться от вашего. Это наиболее характерно для детей 3-х лет, когда они впервые заявляют родителям «я сам» и пытаются справится своими силами, зачастую потерпев поражение. На этом этапе, худшее что может быть предпринято родителями – критика и упреки, которые следуют сразу же после неудачи. Так или иначе, они непременно приведут к возникновению истерики.

    Отдельным пунктом можно выделить и тот факт, что к истерикам нередко приводит осознание бессилия . Например, малыш попытался сделать что-то самостоятельно, но в силу возраста, у него это не получилось. Для родителя это может показаться естественным, а вот реакция ребенок в этот момент может быть бурной, и сопровождаться истерикой.

Важно! Ни в коем случае нельзя говорить ребенку: «Ну вот, я же говорил, что у тебя не получится» или «Я так и знал, что ты не справишься». Подобные комментарии и пренебрежительное отношение с вашей стороны только подтвердят ребенку мысль о его неспособности справится с проблемой, и со временем он перестанет даже пытаться преодолевать препятствия.

Это основные причины возникновения «внезапных» истерик у ребенка, которые должен знать и уметь распознать каждый родитель, чтобы правильно реагировать на подобные приступы и в результате вырастить здорового уравновешенного человека, уверенного в собственных силах.

Запреты во благо

Еще одна причина извечных конфликтов между детьми и их родителями – запреты. Нужно признать, мы запрещаем своим детям многое, хотя делаем это и для их блага. Проблема состоит в том, что у детей, как и подростков, отсутствует перспективное мышление. То есть, фактически для них не существует будущего. Оно кажется им далеким и нереальным.


Поэтому аргументы: «Не ешь сладкое, зубы рано выпадут» или «Не играй на компьютере, зрение испортишь» - для них всего лишь пустые слова. Ребенок хочет получить удовольствие здесь и сейчас, и последствия его мало интересуют.

Конечно, подобная неосознанность ни в коем случае не должна быть причиной попустительства со стороны родителей, однако нужно быть готовым, что это также может стать причиной плохого поведения и появления истерик. Ведь с каждым днем запросы малыша растут, и, соответственно, возрастает и количество ограничений для него, что может отражаться на его поведении.

Важно! Ни в коем случае не позволяйте ребенку манипулировать вами, и добиваться своего при помощи истерик. Один раз сдавшись, вы дадите ребенку повод пытаться проделывать это снова и снова, и истерики будут продолжаться еще не один месяц, а то и год.

Нужно понимать, что все запреты, которые вы озвучиваете ребенку должны быть стабильны. То есть, поставив один раз рамки, вы не должны их нарушать ни по своей воле, ни по воле ребенка.

Предположим, вы приняли решение, что теперь малыш будет отправляться в постель никак не позже девяти часов вечера и стойко продержались в течении нескольких дней. Однако тут нагрянули ваши друзья, и засидевшись допоздна, вы предоставили малышу возможность, скажем, смотреть мультики.

Будьте готовы, что после этого, в течении следующих нескольких дней, по вечерам малыш будет закатывать вам «безосновательные» истерики. Ведь если вы сами нарушили свой запрет, то продемонстрировали ему, что установленные правила могут быть изменены по вашему желанию.

Психолог рекомендует! Для здорового и крепкого сна малыша, не рекомендуется позволять ребенку смотреть мультики или играть в компьютерные игры, хотя бы за 2 часа до сна. Эти занятия действуют на нервную систему возбуждающее, что может негативно сказаться на качестве отдыха малыша.

Как бороться с детскими истериками и найти подход к собственному ребенку?

В отличии от заблуждений, бытовавших ранее, сегодня практически каждый родитель знает, что даже в трехлетнем возрасте все дети отличаются друг от друга и требуют индивидуального подхода. Особенно это отмечают родители, если в семье есть несколько детей. То, что раньше работало со старшим, может оказаться абсолютно не эффективным с младшим ребенком.

Решающим фактором, который определяет ваши действия в случае возникновения истерики у ребенка, является его темперамент. Те методы, которые способны предотвратить или остановить капризы одного малыша, скорее всего только усугубят проблему у второго. Поэтому, перед тем приступать к решительным действиям, необходимо понимать, к какой группе относится ваш малыш.


Психологи советуют родителям хорошенько разобраться с понятием «темперамент» и не путать его с «характером». Ведь характер поддается изменениям, и может корректироваться воспитанием, в то время, как темперамент заложен в ребенке от рождения, и сохраняется на протяжении всей его жизни.

У детей, как и у взрослых, выделяют 4 основных вида темперамента:

    меланхолик;

    флегматик;

    сангвиник;

Конечно, стопроцентного представителя каждого типа встретить практически невозможно, и чаще всего соотношение представляется в показателях 70 на 30.Однако, именно по большей части вы и можете ориентироваться, выбирая метод действия.

Сангвиники – наименее склонные к истерикам детки. Как правило, они жизнерадостны, и имеют устойчивую нервную систему, которая достаточно легко справляется со стрессами, если переключить её на другую деятельность. Такого ребенка легко можно отвлечь, если предложить ему новое, интересное ему занятие, или развлечение. Они очень любят проводить время со взрослыми – родителями, бабушками и дедушками, занимаясь совместными делами.

Единственная сложность, возникающая в процессе такого малыша – сангвиники очень хитрые. Заставить малыша сделать что-то против его воли практически невозможно, и здесь нельзя использовать слишком жесткие методы, чтобы не нанести ребенку травму. Добивайтесь своего терпеливо, настойчиво, но ласково. Их поведение напрямую зависит от вашего с ними обращения.

Совет психолога! Если в воспитании ребенка принимают участие бабушка, то обязательно оговорите с ней единую модель действий во время того, как ребенок закатывает истерику. Иначе, он очень быстро поймет, на кого они действую, а на кого нет.

Таких детей нельзя чрезмерно хвалить, если они этого действительно не заслуживают, так как они склонны к завышенной самооценке, которая в дальнейшем может привести к развитию «звездной болезни». Будьте умерены, как в своих похвалах, так и в критике. Трезво оценивайте достижения ребенка, аккуратно подталкивая его не останавливаться на достигнутом.


Меланхолик – один из наиболее требовательных типов, когда речь заходит о воспитании ребенка 3-х лет. Они легко расстраиваются и теряют веру в собственные силы. Они очень подвержены стрессам, быстро устают, и повышать голос, а тем более, физически наказывать такого ребенка категорически запрещено. Иначе, в дальнейшем, вам придется потратить много времени, чтобы устранить последствия такого воспитания.

Такие дети испытывают серьезные нагрузки, пойдя в детский сад, и в это время им требуется особая поддержка со стороны родителей, бабушек и дедушек. Причиной истерик у таких детей чаще всего является неспособность самостоятельно справится с обстоятельствами, и вам необходимо проявить максимальное терпение на время, пока малыш адаптироваться к новой среде.

В качестве воспитательных мер, для таких детей категорически не подходит «чтение нотаций», а также крики и угрозы. Лучший способ – быть примером, а в случае возникновения конфликтной ситуации, сначала успокоить ребенка, а после постараться создать для него максимально спокойную атмосферу в доме, проводя с ним время, не упрекая, и пристыжая его за эмоциональный приступ и неприличное поведение.

Не лишним будет поговорить и с воспитателем детского сада, если ребенок уже его посещает. Объясните ситуацию, и расскажите, как ей быть, если ребенок решил провести проверку на прочность и закатил истерику.

После того, как ребенок вернулся из детского сада, постарайтесь предоставить ему возможность расслабиться. Дети 3-х лет часто требуют длительного периода адаптации к новому коллективу и режиму дня.

Важно! Успокоить ребенка – совсем не означает пообещать ему сделать всё, что он захочет. Вы можете спокойным тоном рассказать ему как сильно вы его любите, и о том, что беспокоитесь о его здоровье и безопасности, аргументировав свой отказ реальными фактами.

Флегматики – очень спокойные и уравновешенные дети. Зачастую они медлительны и нерешительны. В этом случае наиболее эффективным способ воздействия будет словесное пояснение. Такие малыши очень восприимчивы к беседам, и если заниматься их воспитанием, то буквально через один-два месяца, истерики просто сойдут на нет, уступив место уравновешенности и поиску компромиссов.

Главное в воспитании флегматика – не подавлять его желания, и не доминировать над ним. Иначе, в итоге вырастет человек, который не знает, чего он хочет, и не способен принять самостоятельное решение.



Холерики – самые активны и подвижные дети среди всех четырех видов. Их истерики возникают, как правило постоянно, на фоне возникновения чрезмерных эмоций, а также в качестве реакции на гиперопеку со стороны родителей и родственников: дедушек, бабушек и прочих.

Такие дети наиболее склонны к проявлению агрессии, что в трехлетнем возрасте выглядит как истерика. Здесь оставлять без внимания такое поведение нельзя, иначе со временем, это может перерасти в постоянные вспышки антисоциального поведения.

Интересно! Подавить истерику ребенка-холерика 3-х лет практически невозможно, если реагировать его же методами. Крики и истерики с вашей стороны, только усугубят ситуацию, подпитывая уже существующий конфликт.

Намного лучше пойти от обратного, взяв на вооружение тон, противоположный тону ребенка. Спокойно, но уверенно вы должны пояснить малышу, что его требования не будут удовлетворены, даже если его истерика продолжится. Идти даже на маленькие уступки нельзя категорически.

Вы должны придерживаться своих справедливых требованиях, и не позволять ребенку манипулировать вами, используя свои приступы агрессии и капризы.

В заключение можно сказать, что воспитание уравновешенного ребенка, уверенного в своих силах – основная задача каждого родителя. Поэтому, столкнувшись с истериками и капризами у вашего малыша, вы должны действовать терпеливо и последовательно, не давая места собственным чувствам и эмоциям.

Всегда будьте справедливы, реагируйте последовательно, и не позволяйте ребенку манипулировать вами при помощи истерик, сколько бы лет ему не было.


7 признаков истерики у ребенка (видео)

Доктор Комаровский про детские истерики (видео)

Советы психолога, как справиться с истерикой у ребенка (видео)

Я сам! - настойчиво потребовал Юрик в два с половиной года. Не то чтобы с ним раньше не считались, не спрашивали его мнения, но теперь он именно так формулировал свое желание, твердо отстаивая право на самостоятельность. Сам буду одеваться, сам буду умываться, сам знаю, что кушать, где гулять!

Воспитание 3-летнего ребенка - «Приехали»…

В моей голове никак не укладывалось: моя кроха, еще недавно мирно посапывающая в люльке, требующая постоянного родительского внимания и заботы, выросла! Три года как не бывало. Уже не надо ему поддерживать голову, не нужно подстраховывать при каждом шаге, придумывать, чем бы его занять.Удивительное дело, он вполне может многое делать сам, без моей помощи. Сын явно стремился к самостоятельному принятию решений.

Готова ли я к подобным переменам? Какие сложности подстерегают меня при воспитании 3-летнего ребенка? Обратимся к теории вопроса.

Перерезаем пуповину

Девять месяцев мама вынашивает ребенка. Они с ним словно одно целое. С перерезанием пуповины новорожденный начинает самостоятельно дышать, есть, пить, спать, но по-прежнему нуждается в неусыпной поддержке матери, всецело зависит от своих родителей.

Малыш быстро и порой незаметно для собственных воспитателей взрослеет. Сначала в семье радостно отмечают каждый месяц со дня его рождения, потом по полгода, затем каждый новый год - по-взрослому. Но к знаменитому кризису трех лет многие мамы оказываются неподготовленными .

Здравствуй, кризис трех лет!

Примерно в три года малыш ярко заявляет о том, что желания его родителей и его желания - разные вещи. Карапуз начинает упрямиться, своевольничать, делать все наперекор воли своих воспитателей.

Некоторые взрослые, воспитывая 3-летнего ребенка, активно сопротивляются, подавляют желание к самостоятельности малыша. Ругают его, что он делает все не так. Тем самым губят на корню инициативу ребенка.

Оправдывают они свои действия вполне логично:

«Зачем спрашивать ребенка, что он хочет? Мать и так знает, что для него лучше, у меня огромный опыт за плечами, а у него что? Голое желание показать свое "я"?»

«Я тороплюсь, а он назло сидит и долго завязывает шнурки на ботинках. Кто это выдержит? Сама ему завязала, так он такой рев поднял!»

«Я все для него, все ему, а он стал артачиться будто баран, все делает наоборот».

Другие стремятся все сделать за ребенка самим. Маменька сама с ложечки покормит, оденет – разденет, на горшочек посадит или в памперс четырехлетнего карапуза упакует, на детской площадке с ним поиграет, рьяно оберегая от негативного влияния сверстников.

«Мало ли чему научат. Родная мать плохого не пожелает, не посоветует!» Больше нее никто дите ее любить не будет. Живет заботливая мама по принципу: плохи те родители, которые не прокормили свое чадо до пенсии. Старается, что есть мочи, заботится о ребенке, но то, что своими руками ломает ему жизнь, и не догадывается. Всегда найдет других виноватых.

Воспитание 3-летнего ребенка - «Семь бед…»

Психологи обобщили негативные проявления в поведении детей трехлетнего возраста (при этом они уточняют, что возрастные рамки кризиса, как и время его прохождения строго индивидуальны): своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм.

Специалисты по детским душам дают общие для всех советы:

Не говорите, что нельзя делать, говорите, что можно

Уберите из взаимоотношений с детьми агрессию

Больше уделяйте времени ребенку

Принимайте его таким, какой он есть

Не меняйте своих решений, идите до конца

Поощряйте хорошее поведение, плохое - игнорируйте

Дайте возможность ребенку набить шишки, получить собственный жизненный опыт и т.д.

Таблетки от всех болезней не существует, чтобы излечить недомогание, нужно знать конкретную причину. Так и с негативными проявлениями кризиса трехлетнего возраста у ребенка. Чтобы правильно воспитывать 3-летнего ребенка, надо знать индивидуальные особенности малыша, отличать рыбку от птички, чтобы корректировать методы воспитания.

Воспитание 3-летнего ребенка - Что происходит?

Три года - это первый рубеж на пути к независимости ребенка от родителей. Он выделяет себя из общей массы людей. В его лексиконе появляется местоимение «Я». Он осознает свои желания. Жаждет общения со сверстниками. Ему становится тесно в узком семейном кругу, он пытается выйти наружу. И тут работает принцип: «свои не уронят, чужие не затопчут».

«Кризис трех лет» - первый этап отделения ребенка от родителей, прежде всего, от матери. Малыш постепенно осознает свое «Я», свои потребности. Само по себе такое осознание и есть отделение. «Я хочу чего-то другого, а не того, что сейчас делают со мной» - отсюда протестные настроения малыша.

Важно правильно и адекватно относиться к детским запросам. Гибко, предоставляя ребенку возможность решать и делать так, как он хочет, там, где это можно. И адекватно ограничивая там, где это делать нельзя. Требования родителей должны возникать не на пустом месте, а быть обоснованными и понятными ребенку. При этом малыш должен чувствовать готовность взрослых ему помочь, подставить плечо в трудную минуту.

Если вы понимаете векторальные особенности своего ребенка, сделать это становится легко, а конкретные проявления вашего малыша начинают легко поддаваться вашей родительской коррекции.

Статья написана с использованием материалов тренинга по Юрия Бурлана

Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка.

В 3 года происходит новый виток в развитии ребенка, сопровождающийся кризисом

Особенности возраста

  • Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
  • Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
  • Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
  • Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
  • Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.


Играйте вместе с ребенком и придумывайте интересные сюжеты

Многие малыши в этом возрасте при первой же возможности хотят поиграть в чужие игрушки, при этом не обращая внимания на свои. Нормально ли это и как реагировать на эту ситуацию, смотрите в видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары).

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:

  • Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
  • Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
  • Длительно слушать сказки.
  • Задавать много вопросов.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
  • Рассказывать знакомую сказку по картинке.
  • Разучивать стихи и песни.
  • Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
  • Показывать части тела и знать их назначение.
  • Называть себя «я».
  • Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
  • Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
  • Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
  • Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
  • Считать до трех.
  • Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
  • Собирать игрушки из 4-6 деталей.
  • Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
  • Рисовать по своему замыслу.
  • Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
  • Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
  • Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  • Использовать носовой платок.
  • Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.


Выбирайте наиболее "слабые" места в развитии ребенка и работайте над ними

Что такое «кризис трехлетки»?

Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.

Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.

Основными признаками «кризиса 3 лет» являются:

  1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
  2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
  3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
  4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
  5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
  6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
  7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.

Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.


Проявление криза в 3 года нужно принять как данность. При правильном поведении родителей кризис со временем бесследно пройдет

Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.

Как реагировать на истерики ребенка и стоит ли выполнять его требования, смотрите в передаче Е. Комаровского.

Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:

  • Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
  • Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
  • Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
  • Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
  • Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
  • Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
  • Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.

Если у вас растут дети с маленькой разницей в возрасте, посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары). Узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2,5 года, ребенок к своему трехлетию прибавляет примерно 1000-1200 г и вырастает на 4-5 см. Показатели физического развития девочек обычно бывают несколько ниже, чем мальчиков. Для ориентации, нормален ли темп физического развития вашего трехлетнего ребенка, мы собрали в таблице средние значения основных параметров, а также граничные показатели нормы для каждого пола:

Большинство родителей не довольны весом своего ребенка. Стоит ли беспокоиться из-за отклонения от нормы, смотрите в телепередаче Е. Комаровского.

Виды развития ребенка

Физическое

Такой вид развития направлен на повышение выносливости ребенка, развитие ловкости и координации движений. Занятия, затрагивающие физическое развитие, должны быть у трехлетнего ребенка ежедневными и могут включать такие действия:

  • Зарядка под музыку, стихи или видео-урок.
  • Перешагивания через препятствия (разложите на полу бруски).
  • Ходьба по наклонной доске.
  • Перепрыгивание через нарисованную на полу линию.
  • Ходьба по разложенной на полу веревке.
  • Прыжки на двух ногах с места вперед.
  • Спрыгивание с небольших возвышенностей.
  • Игры с мячом – бросать друг другу, бросать вверх, а затем ловить, ударять ногой, попадать в коробку, бегать наперегонки с катящимся мячом, прокатить между ножками стула.
  • Подвижные игры с несложными правилами.
  • Преодоление полосы препятствий.
  • Танцы.
  • Фитнес с мамой.
  • Плавание.
  • Упражнения на спортивной стенке (канат, кольца, лесенка, перекладина).
  • Езда на велосипеде.

Шведская стенка поможет ребенку проводить время дома более активно

Познавательное

Данный вид развития помогает изучить крохе окружающий мир и разные свойства предметов. Занятия с познавательной целью будут развивать у карапуза внимание, логику, память . В игровой форме кроха изучает первые математические понятия, узнает больше о мире, в котором живет. Занятия в трехлетнем возрасте могут быть такими:

  • Ищем цвета по названию и по образцу.
  • Последовательно собираем матрешки и формочки разного размера.
  • Подбираем плоские геометрические фигуры по образцу.
  • Подбираем объемные геометрические фигуры к отверстиям и изучаем их названия.
  • Собираем пирамидку из 8-10 колечек разного цвета и размера, руководствуясь рисунком или образцом.
  • Изучаем отличия между понятиями маленький-средний-большой.
  • Складываем картинку из 2 частей.
  • Играем с мозаикой и лото.
  • Запоминаем место, в котором находилась игрушка, которую убрал взрослый.
  • Ищем целую картинку по ее детали.
  • Изучаем понятие правый-левый.
  • Обобщаем предметы по какому-либо свойству, например, плавающие, летающие.
  • Изучаем с ребенком явления природы, растительный и животный мир, трудовые действия.
  • Находим лишний предмет в группе.
  • Выбираем из группы предметов противоположные.
  • Изучаем цифры.
  • Ищем тень картинки.
  • Подбираем заплатки.
  • Добавляем недостающие предметы.


Занятия должны быть интересными для ребенка

Родители могут начинать в игровой форме знакомить ребенка с математическими понятиями. Проведите следующее занятие по методике «Цветоник», которое показывает М. Л. Лазарев (эксперт по музыкальному развитию) в следующем видео.

В трехлетнем возрасте крохе будет интересно познакомиться и с днями недели. Занятия проводите в игровой форме и с хорошим настроением.

Сенсорное

Такое развитие задействует органы чувств ребенка – осязание, вкус, обоняние, зрение, слух. Во время занятий сенсорикой кроха улучшает тактильную чувствительность, учится распознавать предметы по запаху и вкусу. Такие занятия в трехлетнем возрасте могут включать:

  • Определение фактуры предметов.
  • Определение геометрических фигур на ощупь.
  • Угадывание животных по звукам, которые они произносят.
  • Игры с сенсорными мешочками и коробками.
  • Угадывание предметов по запаху.
  • Угадывание продуктов питания по вкусу.


Занятия по развитию должны быть разносторонними

Музыкальное

Данный вид развития трехлетнего малыша не просто воздействует на слух ребенка, но и прививаем ему чувство ритма и музыкальный вкус.

Развивать малыша можно с помощью таких занятий:

  • Пение.
  • Игра на музыкальном инструменте.
  • Прослушивание музыки с разным ритмом.
  • Угадывание звуков бытовых предметов.
  • Угадывание песен.
  • Танцы.
  • Музыка фоном.

Эксперт по музыкальному развитию Лазарев М. Л. показывает, как можно провести театральное представление «Праздник музыки» по методике «Цветоник». Ребенок познакомится с музыкальными инструментами и музыкальными интервалами.

Речевое

Для ребенка 3 лет очень важно постоянно расширять словарный запас, поэтому следует больше общаться с карапузом. Также на речевое развитие влияют занятия по артикуляции. С малышом этого возраста речевым развитием можно заниматься так:

  • Разучивать песенки и стихи.
  • Обсуждать сюжетные картинки.
  • Рассказывать по картинкам сказку.
  • Обсуждать прочитанное.
  • Слушать сказку, которую читает взрослый, а также в аудио-записи.
  • Загадывать малышу загадку, в которой отгадкой является последнее слово четверостишия.
  • Разговаривать с малышом о том, как прошел день.
  • Обсуждать разные ситуации на тему «а что, если?».
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Изучать гласные.


Пойте, учите стихи и разговаривайте больше с ребенком для его речевого развития

Мелкая моторика

Развивать моторику крайне важно для стимуляции речевого развития карапуза, поскольку зоны мозга, ответственные за речь и движение рук, находятся очень близко. Если во время занятий кроха будет больше задействовать пальчики, вы будете одновременно стимулировать речевую зону. Подходящими занятиями на мелкую моторику для 3-летнего малыша являются такие:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Игры с песком и крупами.
  • Застегивание кнопок, петелек, разных застежек, пуговиц.
  • Нанизывание на шнур разноцветных бусин, в том числе с чередованием цвета и формы бусинок.
  • Игры с матрешками, шнуровками, мозаикой, вкладышами, прищепками.
  • Выкладывание узоров из макарон, ракушек или камешков.
  • Игры с водой.

Творческое

К занятиям, которые будут стимулировать творчество ребенка, относят разные виды рисования и аппликаций, игры с конструкторами, лепку и подобные. С малышом трехлетнего возраста можно заниматься так:

  • Дорисовывать детали к рисункам, например, листья к ветке или стебли к цветам.
  • Рисовать линии, прямоугольники, овалы и кружочки.
  • Закрашивать рисунок.
  • Рисовать по своему замыслу и рассказывать, что рисует.
  • Раскатывать пластилин или тесто в ладонях и лепить несложные фигуры (колбаски, шарики, бублики).
  • Делать несложные аппликации, используя бумагу, природные материалы, кусочки тканей.
  • Строить из кубиков мосты, заборы, дома, используя речевую инструкцию, свою фантазию, образец или рисунок.
  • Вырезать детскими ножницами.
  • Украшать торты или бутерброды вместе с мамой.
  • Инсценировать сказку.
  • Играть с кукольным театром.


Готовьте и украшайте блюда вместе с ребенком

Для творческого развития малыша проведите занятие по методике «Маленький Леонардо», которое показывает Теплякова О. Н. – эксперт по интеллектуальному развитию.

Социальное

Трехлетний ребенок тянется к сверстникам и много общается с другими детьми. Многие малыши этого возраста уже посещают детский сад, поэтому их социальное развитие идет своим темпом во время общения с детками в группе. Если же трехлетка пока не ходит в сад, родителям важно дополнительно уделять внимание социальному развитию чада. Кроме того, к этому виду развития относят и приобретение навыков, которые детям понадобятся в быту.

Занятия, направленные на социальное развитие крохи, будут такими:

  • Игры с другими детками с использованием предметов-заместителей.
  • Изучение слов вежливости.
  • Складывание одежды перед сном.
  • Обучение завязыванию шнурков и застегиванию пуговиц.
  • Изучение правил поведения за столом.
  • Посильная помощь по дому.

Многие родители сталкиваются с трудностями расставания с ребенком, сопровождающиеся слезами и истериками крохи. Нормально ли это и стоит ли дальше водить малыша в детский сад, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Примерная программа упражнений на неделю

Составив недельный план занятий для развития трехлетнего ребенка, вы сможете равномерно распределить занятия по дням недели, при этом ничего не упускать, но и не перегрузить карапуза. Для каждого ребенка такой план занятий будет своим. Его составление должно быть основано на интересах малыша и мамы, а также наличии определенных навыков у карапуза. В план вписывается посещение спортивных и развивающих занятий, массаж и другие обязательные действия.

При составлении плана впервые лучше ориентироваться на минимальный перечень занятий. Через одну-две недели вы сможете проанализировать, как ребенок справляется, нужно ли добавить какие-либо занятия, что больше нравится малышу, а что удается сложнее.


Занятия должны проводиться только при наличии хорошего настроения и быть в удовольствие как родителям, так и ребенку

Мы предлагаем такой примерный недельный распорядок развивающих занятий для 3-летнего ребенка:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Плавание

Зарядка по видео-уроку

Игры с мячом

Зарядка под музыку

Игра с фитболом

Подвижные игры

Познавательное развитие

Изучение цифр

Изучаем птиц

Ищем целое по детали

Изучение явлений природы

Изучение цветов

Сенсорное развитие

Игры с сенсорным мешочком

Изучаем вкусы

Изучаем запахи

Угадывание предметов на ощупь

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игра с прищепками

Игра с песком

Игра с бусинами

Игра с водой

Игра с крупой

Музыкальное развитие

Изучение музыкальных инструментов

Музыка фоном

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Рассказываем сказку по картинке

Разучиваем стих

Аудио-сказка

Обсуждаем сюжет картинки

Творческое развитие

Рисование

Кукольный театр

Рисование

Игры с конструктором

Раскрашивание

Аппликация

Социальное развитие

Изучаем этикет

Игры со сверстниками

Изучаем слова вежливости

Уход и режим

В развитии 3-летних детей следует уделять внимание поддержанию здоровья малышей, поэтому важность режима дня и ухода за карапузом не поддается сомнению:

  1. Малыш должен достаточно отдыхать. Примерная длительность сна в 3-летнем возрасте составляет 12-13 часов в сутки. Многие детки могут отказываться от сна в дневное время, но педиатры отмечают, что дошкольники нуждаются в отдыхе днем, поэтому родителям стоит стараться укладывать ребенка днем поспать на 1-2 часа.
  2. Утро трехлетки должно начинаться с гигиенических процедур. Ребенок должен самостоятельно умываться, чистить зубки и причесываться. Родителям следует постоянно напоминать малышу о мытье рук перед едой и после возвращения с прогулки, а также после туалета.
  3. Многие родители продолжают закалять детей, проводят процедуры в период после дневного сна. К таким процедурам относят солнечные ванны, прогулки на свежем воздухе, обтирания смоченным полотенцем, обливание ног или всего тела, контрастный душ, купание в водоемах.
  4. С трехлетним ребенком советуют гулять 1-2 раза в день, одевая карапуза по погоде.
  5. В питании ребенка этого возраста предусмотрено 4 приема пищи, между которыми проходит 3-4 часа. Питательность дневного рациона трехлетних детей составляет 1500-1800 ккал.

И еще раз о самом важном: что происходит с ребенком в 3 года и почему важно правильно себя вести в этот непростой период, смотрите в видео детского психолога Юлии Миловановой на Открытом телеканале.

  • В трехлетнем возрасте важно обеспечить наличие у ребенка игрушек, которые будут поддерживать двигательную активность малыша (мяч, велосипед, кегли и подобные). Также для игр трехлетнего карапуза нужны конструкторы и пирамидки, лото и кубики, книги и плакаты, наборы для творчества и игрушки для ролевых игр (куклы, животные, посуда, продукты и другие).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»