Гарвардский метод переговоров. Стратегия win-win

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Само слово стратегия имеет древне-греческие корни и означает «искусство полководца». В современном мире значение слова стратегия намного шире, но основной смысл можно передать коротко, это основной план или модель действий. Когда мы говорим о стратегии переговоров, имеется ввиду, что мы будем делать, чтобы добиться наилучшего результата на переговорах. Выбор стратегии напрямую влияет на качество результата, либо на его отсутствие. В одном случае наша стратегия переговоров может быть направленна на достижение наилучшего результат любой ценой, в другом случае, мы можем быть заинтересованны в сохранении отношений, независимо от результат переговоров.

Win-win — cамая распространённая классификация переговорных стратегий. Была представлена специалистами Гарвардского переговорного проекта Роджером Фишером, Уильямом Юри и Брюсом Паттоном в книге «Путь к согласию, или переговоры без поражения». Согласно win-win классификации, существуют четыре основных стратегии: победа-поражение (win-lose), поражение-победа (lose-win), поражение-поражение (lose-lose) и победа-победа (win-win). Определение стратегии происходит исходя из двух параметров: важность отношений и важность результата. Много общего с win-win классификацией имеет сетка Томаса — Килмена, основанная на концепции поведения в конфликтах, определяющая 5 основных стилей поведения в конфликте: Сотрудничество, Соперничество, Компромисс, Приспособление и Уклонение. В рамках сайта сайт мы будем придерживаться комбинированного подхода, объединяя win-win классификацию Гарварда и стили поведения в конфликте Томаса — Килмена:

Стратегия переговоров Соперничество

Победа-поражение (win-lose) . Данная стратегия направленна исключительно на победу над оппонентом, который воспринимается как противник. Используется, когда наиболее важен результат, а возможность испортить отношения с другой стороной не имеет значения. Переговорщик, настроенный на Соперничество, зачастую готов использовать любые доступные способы получить желаемое соглашение, в том числе и . Самые распространённые ситуации, когда применяется стратегия Соперничество, это одноразовые сделки купли-продажи, например продажа автомобиля: важна цена, а не отношения с покупателем, которые не будут продолжены.

Стратегия переговоров Приспособление

Поражение-победа (lose-win). Применение стратегии Приспособление в переговорах ведет к тактическому «поражению» вашей стороны и победе оппонента (lose-win). Эта стратегия используется, когда наиболее важны отношения, а результатом переговоров, на данном этапе, можно поступиться. Например, вы хотите заключить контракт с крупной компанией, чтобы стать одним из её подрядчиков. Вы знаете, что попав в обойму, даже заключив не большой и не выгодный контракт, вы сможете постепенно нарастить объем заказов и хорошо заработаете на этом сотрудничестве в будущем.

Стратегия переговоров Уклонение

Поражение-поражение (lose-lose). Самый простой пример применения стратегии — это уклонение от участия в переговорах, когда у вас слабая позиция. Однако возможны ситуации, когда один из переговорщиков сознательно провоцирует взаимный проигрыш в переговорном процессе. В таком случае, инициатор провала переговоров играет в свою игру и ему важно сорвать процесс переговоров, для достижения собственных интересов. Он участвует в переговорах, но уклоняется от заключения соглашения. В сериале «Карточный домик» (2 сезон 5 серия) Фрэнк Андервуд (Кевин Спейси) сознательно срывает переговоры с представителями Китая, чтобы подставить друга президента, миллиардера Реймонда Таска, которой был крайне заинтересован в соглашении, но не мог открыто участвовать в переговорах. Срыв переговоров ставил под удар отношения президента и Реймонда, чего и добивался Фрэнк Андервуд, считая возможные репутационные потери после срыва переговоров, приемлемой платой за ухудшение отношений между президентом и миллиардером.
Стратегия Уклонение так же проявляется в ситуациях, которые не планируются заранее, когда за столом переговоров оказываются два переговорщика , настроенные исключительно на свою победу и поражение оппонента (стратегия Соперничество), не готовые идти на уступки, независимо от результата переговоров. «Если не выиграю Я, тогда и тебе не видать победы», — думают участники переговоров, по сути уклоняясь от возможности заключить соглашение. Эмоции оппонентов превращают переговоры в соревнования в упорстве и упрямстве, в котором нет победителей.

Стратегия переговоров Сотрудничество

Победа-победа (win-win). При использовании стратегий, которые описаны выше, переговорщики делят пирог — тот максимум, который обсуждается при проведении переговоров. Стратегия Сотрудничество направленна на взаимный выигрыш в переговорном процессе за счет расширения пирога, основываясь на понимании . Чтобы описать пример win-win решения, приведу отрывок из книги «Путь к согласию, или переговоры без поражения»:

Представим себе ситуацию, когда два человека ссорятся в библиотеке. Один из них хочет открыть окно, другой предпочитает закрытое окно. Они спорят, насколько его открыть: оставить щелочку, открыть наполовину или на три четверти. Ни одно из решений не устраивает обоих. Входит библиотекарь и спрашивает одного из них, почему он хочет открыть окно. Тот отвечает: «Для свежего воздуха». Она спрашивает второго, почему он хочет, чтобы окно было закрыто. «Чтобы избежать сквозняка», — отвечает он. После минутного раздумья она широко открывает окно в соседней комнате, и свежий воздух поступает без сквозняка.

Стороны ссорились в библиотеке, так как каждый был настроен на Соперничество. Один не хотел открывать окно, второй настаивал, чтобы окно было открыто полностью. Оппоненты вели переговоры, чтобы разделить пирог — то, насколько будет открыто окно. Основываясь на понимании интересов сторон, библиотекарь использовала стратегию Сотрудничество, найдя win-win решение — открыть окно в соседней комнате.

Приведу пример из бизнеса. В кризис, когда доллар растёт больше, чем на 50%, владелец торгового центра вынужден поднять ставки по аренде, так как выплачивает кредит, взятый на строительство центра в долларах. У владельца магазина свои сложности: в кризис снизился поток покупателей и сумма среднего чека. В такой ситуации выплата аренды даже на прежнем уровне становится невозможна. Что могут предпринять стороны? Владелец торгового центра может поднять ставку в одностороннем порядку и потерять арендатора. Или начать поиски нового арендатора, что займет много времени и не факт, что принесет результаты, ведь на дворе кризис. Узнав, что ставка не будет снижена и что ему ищут замену, владелец магазина начнет поиски нового помещения в торговом центре, где владельцы окажутся более гибкими. В результате обе стороны проиграют: владелец ТЦ окажется без арендатора, владелец магазина потеряет часть постоянных покупателей, которым было удобно расположение магазина. При всех описанных вариантах развития ситуации, сумма аренды помещения за год, вероятнее всего составит около 25% (3 месяца из 12) от той суммы, которую владелец помещения получил бы, если бы экономическая ситуация не менялась. Как увеличить пирог, точнее сумму которая может быть оплачена за аренду помещения за год, в подобной ситуации?

Обратимся к интересам сторон. Владелец ТЦ хочет получить максимально возможную сумму, а так же сохранить арендатора, ведь пустой торговый центр не способствует увеличению покупательского потока. Владелец магазина не может себе позволить платить за аренду сумму, превышающую определенный процент от оборота, а так же не заинтересован в потере постоянных покупателей из-за переезда магазина. В данном случае win-win решение, это согласовать стоимость аренды помещения, привязанную к проценту от оборота магазина, таким образом, чтобы арендатор получил необходимую ему плату за аренду, но со смещением во времени. Сегодня оборот магазина позволяет покрыть не более 60% от арендной платы, через 6 месяцев оборот подрастет и позволит покрыть 80%, через год 120%, через 1,5 года 150%. Как только владелец магазина за счет увеличенных платежей, привязанных к обороту магазина, перекроет стоимость аренды за первые месяцы соглашения, стороны пересмотрят условия сделки. Таким образом владелец ТЦ в перспективе сможет получить всю необходимую сумму (согласовав с банком размер ежемесячных платежей на период кризиса), а владелец магазина сохранит приемлемый уровень затрат на аренду и сохранит место в торговом центре.

Рейтинг вин – система, принятая винными критиками для оценки качества напитка. Само определение термина подразумевает, что такие оценки всегда в той или иной степени субъективны, поскольку в большинстве случаев решение принимает один человек, а не коллегия дегустаторов. Существует множество рейтингов, рассматривающих самые разные параметры, но ни в одном из них не используется лабораторное оборудование, основа оценки – только слепая дегустация.

Всемирно известные рейтинги вин. С конца 1990-х годов самой популярной является шкала Роберта Паркера, на которой основываются такие журналы, как «Wine Enthusiast», «Wine Spectator», «Wine Advocate». Другие признанные рейтинги – система Дженсис Робинсон, шкала Майкла Броадбента и Дениса Руденко (для вин российского производства).

С развитием интернета стали появляться любительские рейтинги, основанные на суждениях непосредственных потребителей вина – например, сайт CellarTracker или приложение Vivino.


Чтобы узнать оценку среднюю оценку других пользователей мобильного приложения Vivino, достаточно сфотографировать этикетку бутылки

Любая оценка – как профессиональная, так и любительская – включает в себя не только очки, набранные вином, но и описание ароматического букета, разбор нюансов вкуса и общее впечатление, которое напиток произвел на дегустатора.

История появления оценок

В том или ином виде рейтинги хорошего вина существовали всегда, однако современную форму, с баллами и пунктами, приняли не так давно. В середине XX века сложилась уникальная ситуация: рынок оказался буквально переполнен вином со всех концов света, потребители терялись в этом разнообразии и не знали, что выбрать. Так сформировалась ниша для винных критиков, которые могли бы на уровне экспертов оценивать напитки и говорить публике, какие лучше покупать.

Обзоры публиковали в журналах, но у читателей не было времени изучать длинные и подробные описания, потребители хотели быстро понять основные характеристики вина и решить, покупать его или нет. В результате появилась и успешно прижилась система баллов, упрощающая выбор вина.

Удобные рейтинги с бальной оценкой сыграли значительную роль в развитии винного рынка Азии, России и Южной Америки в начале XXI века, так как маркетологи могли заранее предугадать, какое вино будет пользоваться успехом, не проводя масштабных и дорогостоящих исследований.

Однако надо понимать, что оценка сама по себе дает мало информации, не менее важен комментарий дегустатора-критика – аргументация, почему вино заслуживает именно выставленных балов.

Рейтинг Паркера

Появился в 1970-х годах. Вино оценивают по шкале от 50 до 100 баллов, что приблизительно соответствует системе школьных оценок в Америке. Любой напиток изначально получает базовые 50 баллов, дальнейшие пункты начисляются за:

  • цвет;
  • аромат;
  • вкус и послевкусие;
  • общий уровень и потенциал развития.

91 пункт по шкале Паркера от журнала «Wine Advocate», производитель может собой гордиться

Шкала Дженсис Робинсон

Использует 20-балльную систему, придуманную в 1959 году Мэйнардом Эмейроном. Баллы суммируются по 10 параметрам:

  • внешний вид;
  • цвет;
  • аромат;
  • отсутствие уксусных нот;
  • кислотность;
  • соотношение кислотности с сахаром;
  • текстура;
  • вкус;
  • содержание танинов;
  • стиль.

Хорошие вина начинаются от 17 баллов, приемлемые, «на каждый день» — от 13.

Похожую систему использует и Денис Руденко для составления рейтинга российских вин. Этот критик в основном работает с брендами с постсоветского пространства. Он и другие российские дегустаторы часто ограничиваются оценкой только четырех параметров: цвета, аромата, вкуса и стиля.

Критика оценки вин по рейтингу

Критики такого подхода упирают на то, что общемировые рейтинги вин способствуют глобализации и нивелируют значимость терруара (уникальных климатических условий региона), не учитывая особенности сорта вина. Оценочные шкалы оказывают огромное влияние на экономику, и производители стараются адаптировать свою продукцию под вкусы потребителей, теряя уникальные свойства напитков, которые высоко ценятся знатоками.

Рейтинги и маркетинг

Если принимать за точку отсчета самую популярную 100-балльную систему, то бренды с рейтингом меньше 80 считаются чуть ли не позором производителя. Эти вина никогда не получают наград на конкурсах, их не закупают рестораны и не публикуют в своих каталогах журналы.

Чтобы попасть в винную карту хорошего ресторана, бренд должен набрать как минимум 85 баллов, а лучше – 86-89. 90-балльные вина – прерогатива алкогольных бутиков, и только несколько десятков марок в год получают высший балл – 100.

В России эта практика менее распространена, в магазинах редко можно встретить шелфтокеры (специальные ярлыки) с категоризацией ассортимента по рейтингу.

Где публикуются рейтинги

Если интересующего бренда нет в базе, возможны два варианта:

  1. Вино набрало меньше 80 баллов;
  2. Марка еще не проходила дегустацию.

Выиграл — Выиграл (win-win). Стратегия бизнеса на языке ребенка.

В последнее время особенно часто наблюдаю то, что многие люди вообще не знают о существовании правила «Выиграл — Выиграл», или как его еще называют «win — win». И выдвигая свои предложения о сотрудничестве, терпят полное фиаско. Самое интересное, что эти люди не понимают истинной причины своего провала.

Так что же это за стратегия бизнеса «Выиграл — Выиграл»? И как ее принцип объяснить ребенку простым и понятным для него языком?

Три варианта сделки. Выиграл — Выиграл (win — win). Проиграл — Проиграл (lose — lose). Выиграл — Проиграл (win — lose).

Там, где две стороны вступают во взаимодействие, всегда возникает поле для переговоров с целью заключения какой-либо сделки. Этот простой принцип применим везде абсолютно. В природе, в бизнесе, в быту и вообще в любой сфере жизни. Другой вопрос, какими бывают результаты этих взаимодействий. Есть три варианта: обе стороны остаются в выигрыше, обе стороны в проигрыше, есть победитель и проигравший.

Чтобы было понятнее, о чем сказано выше, приведу примеры. Специально возьму ситуации, близкие ребенку.

Пример взаимодействия в сфере бизнеса.

Первая сторона — это покупатель. Мальчику на день рождения подарили деньги. И он пришел в магазин, чтобы исполнить свою давнюю мечту. Он хочет купить вертолет.

Вторая сторона — это магазин игрушек. Владелец бизнеса открыл торговую точку (магазин) с целью получения прибыли. Чем больше магазин будет зарабатывать с каждой проданной игрушки, тем больше денег будет приносить данная торговая точка.

  • Если мальчик купит вертолет, то обе стороны окажутся в выигрыше. Ребенок осуществит давнюю мечту, а магазин принесет владельцу прибыль в виде денег.
  • Если мальчик придет в магазин, а там нет нужного вертолета, он может расстроиться и не купить ничего. В результате владелец магазина остается без прибыли, а ребенок — без любимой игрушки. Обе стороны оказались в проигрыше.
  • Если мальчик купил вертолет, и он через два часа сломался, то возникает ситуация, в которой есть победитель и проигравший. Владелец магазина получил прибыль, а мальчик и деньги потратил, и без игрушки остался.
  • Может быть и другая ситуация. Когда победителем может стать покупатель, а магазин останется в проигрыше. Например, в магазине кто-то ошибочно поставил на ценнике неправильную стоимость, которая гораздо ниже закупочной цены. Мальчик купил вертолет дешевле и получил двойную выгоду: у него теперь есть долгожданный вертолет и еще немного денег появилось на другую игрушку. А магазин остался не только без прибыли, но и потерял часть денег.

Из приведенного примера ясно, что идеальная ситуация была там, где обе стороны оказались в выигрыше. Но самый главный урок, который должен понять ребенок, в другом. Абсолютно любую ситуацию можно изменить и превратить в идеальную, когда обе стороны окажутся в выигрыше.

Если мальчик пришел за вертолетом, а его нет, можно найти массу вариантов решения проблемы. Заказать игрушку продавцу и прийти за ней через некоторое время. Выбрать вместо вертолета другую игрушку, например самолет. Это всего лишь два решения, которые пришли быстро в голову. Если подумать основательно, найдутся и другие более сильные варианты.

Если ситуация с победителем и проигравшим уже произошла. Игрушка оказалась плохого качества? Значит, чтобы не потерять клиента навсегда, магазин может вернуть деньги ребенку или предложить другую игрушку. Продали игрушку по низкой цене? Можно сказать об этом родителям и попросить доплатить, но лучше просто исправить цену на ценнике и погасить образовавшийся минус из следующих продаж этой партии.

Чтобы предотвратить подобные ситуации с проигравшим и победителем, можно заранее придумать методы контроля цен на ценниках внутри магазина, можно отслеживать пожелания маленьких клиентов и пополнять складские запасы новым товаром, можно создать алгоритм для продавцов (Что предложить, если какой-то игрушки нет?). Вариантов масса. Главное всегда стремиться к решению ситуации, в которой в выигрыше будут обе стороны. Иначе успешному бизнесу не бывать!

Домашнее задание.

Принцип действия сделки Выиграл — Выиграл можно найти в любой области всегда и везде на стыке взаимодействия, как минимум, двух разных сторон. Учитесь сами и учите своего ребенка анализировать любые такие взаимодействия в любой области. Всегда задавайтесь вопросом, как превратить ситуацию Проиграл-Проиграл (lose-lose) и Выиграл-Проиграл (win-lose) в идеальную Выиграл-Выиграл (win-win). Анализируйте причины, которые привели к возникновению проигравших, и как можно устранить последствия и исключить их возникновение в будущем. Это отличная практика! Если ребенок усвоит этот простой с принцип с самого раннего детства, ни одна проблема в жизни не свернет его с тропинки настоящего Победителя!

Периодически я буду пополнять в которых очень часто встречаются яркие примеры таких ситуаций. В следующей статье как раз подробно разберем заключение идеальной сделки Выиграл — Выиграл (win-win), на примере мультфильма Следите за обновлениями!

И не забудьте написать в комментариях о своих личных наработках в воспитании успешного ребенка! Давайте делиться друг с другом такими важными материалами, которых сегодня очень мало в открытом доступе в Интернете!

Отличного настроения и удачи в воспитании успешного ребенка!

Всегда Ваша,

Римма Казри.

P.S.

Правило Выиграл — Выиграл (win-win) я сегодня использую каждый день при построении собственного бизнеса с компанией Флоранж (Florange). Чем больше зарабатывают мои партнеры, тем больший получаю я.

Если есть желание зарабатывать вместе со мной, Вам сюда. Или пишите на мою электронную почту. Ее адрес можно взять в контактах.

Прочитайте еще! И не забудьте ПРИМЕНИТЬ!;)

Финансовая грамотность. Сказка для успешного ребенка. Курица, несущая золотые яйца.

Какое образование получить?

Существует несколько десятков, если не сотен, рейтингов вина. Свои рейтинги предлагают именитые винные критики, журналы и сайты, конкурсы и специализированные мероприятия. Вино занимает то или иное место в рейтинге на основании оценок, даваемых ему винным критиком, жюри или коллегией дегустаторов. Каждый рейтинг имеет свой алгоритм выставления оценок - систему. Единая «общепризнанная» система рейтинга вин на сегодняшний день отсутствует, но есть несколько наиболее значимых в винном мире рейтингов. О них и о системах, на которых они базируются, мы сегодня и рассказываем.

100-балльная система Роберта Паркера

Самая известная система оценки вин в мире. Практически сразу после создания Паркером этой системы в 1978 году она стала настолько популярной, что оценку по рейтингу Паркера стали указывать в магазинах рядом с ценой или клеить наклейку с указанием набранных прямо на бутылку. Естественно, высоко оцененные вина стали продаваться лучше. Место в этом рейтинге до сих пор заметно влияет на стоимость напитка, иногда повышая ее в несколько раз!

Винный критик и основатель журнала Wine Advocate Роберт Паркер разработал свою систему рейтинга на основе школьной 100 балльной системы оценок. Вина оцениваются, как правило, после слепой дегустации - то есть когда дегустаторы не знают о вине ничего - ни названия, ни производителя, никакой другой информации.

Хоть рейтинг и называется 100 балльным, диапазон шкалы вполовину меньший: изначально любому оцениваемому вину даются 50 баллов, а остальные баллы плюсуются к ним. Почти все попадающие в рейтинг вина имеют оценку более 80 баллов - это порог, ниже которого вино вряд ли окажется хорошим. Вероятно, что вина сомнительного качества, которые могли бы быть оценены очень низко, Роберт Паркер и его помощники просто не дегустируют.

Баллы присуждаются так:

  • до 5 за вид вина: красоту цвета, отсутствие видимых дефектов;
  • до 15 за ароматический букет;
  • до 20 за вкус и послевкусие, оцениваемые вместе;
  • до 10 за потенциал развития и за общий уровень качества.На самом деле общий уровень качества имеет больший вес при оценке, чем просто арифметический подсчет баллов. Благодаря опыту специалист может оценить вино в целом, не выставляя оценки каждой характеристике, причем разницу между винами, оцененными с минимальным отличием в баллах, уловит только Паркер. «Мой рейтинг очень субъективен», - говорит сам критик.

100-балльная система журнала Wine Spectator

Вторая по популярности система оценки вин. Wine Spectator - самый знаменитый журнал о вине, с 1988 года составляющий свой рейтинг 100 лучших вин. Эксперты журнала методом слепой дегустации оценивают до 20 тысяч вин в год, присылаемых им производителями и поставщиками. Примечательно, что на дегустацию могут попасть только вина, присутствующие на рынке США, а в рейтинг - только те их них, что набрали 90 и более баллов. Баллы вину присуждаются экспертами коллегиально.

  • 74 и ниже: плохое вино, лучше его не пить;
  • 75–79: пригодное к питью, но посредственное вино;
  • 80–84: хорошее вино, но без особых изысков;
  • 85–89: примечательный напиток, стоит попробовать;
  • 90–94: превосходное вино;
  • 95–100: великое, исключительное вино.

5-балльная система Vivino

Вина, попадающие в этот рейтинг, оцениваются не экспертами, а пользователями самого известного винного мобильного приложения, о котором мы упоминали в группе в Facebook. Тем не менее, этот рейтинг нельзя обойти вниманием, ведь на него ориентируются миллионы любителей вина по всему миру.

Система оценки у Vivino элементарная - пользователи просто ставят вину звезды-баллы, от 1 до 5. Баллы суммируются, и рядом с фото бутылки вина отображается его средний балл и количество отзывов, на основании которых этот балл выставлен. 300 вин, получивших максимальное количество высоких оценок пользователей, попадают в ежегодный рейтинг.

Чтобы помочь пользователям лучше ориентироваться в винах, сотрудники «Вивино» создали таблицу примерного соотношения оценок их приложения с оценками вин Роберта Паркера и журнала Wine Spectator. Вот она:

20-балльная система Дженсис Робинсон

Эта система мало известна среди простых любителей вина за пределами Великобритании, но профессионалы высоко ценят рейтинг Робинсон и следят за тем, какие оценки выставляет винам известнейший британский критик. К слову, Дженсис Робинсон рекомендует вина для коллекции Британской королевы и ведет свою еженедельную колонку в авторитетном издании Financial Times.

Минимально возможная оценка вина по системе Робинсон - 10 баллов, исключительные вина оцениваются в 20 баллов, великие вина имеют оценку 19 баллов. Все оценки между этими показателями выставляются на основании личного мнения эксперта о вине.

Немного о других известных системах рейтинга вин

Журнал Wine and Spirits Magazine и «Справочник по винам Австралии» используют схожую с системой Паркера, 100-балльную систему винного рейтинга.

Международная организация Винограда и Вина использует 20-балльную систему, где вкусовые характеристики могут быть оценены максимально на 12 баллов, а вид вина и ароматический букет - максимально по 4 балла. Оценка вина равна сумме баллов. Лучшие из получивших высокий балл вин отбираются в рейтинг экспертами.

В итальянском винном гиде Gambero Rosso используют 3-балльную систему «три бокала»: «1 бокал» присуждается хорошим винам, «2 бокала» - очень хорошим и «три бокала» - восхитительным. Средние и плохие вина в этот рейтинг вообще не попадают.

Знаменитый французский винный справочник La Revue du Vin du France и журнал Decanter оценивают вина по 20-балльной системе, схожей с системой Робинсон. «Декантер» также использует и систему «5 звезд», где максимальная оценка дается потрясающим винам, 4 звезды - особенно рекомендуемым, 3 - рекомендуемым, 2 - хорошо, и одна - приемлемым.

В заключение стоит отметить, что рейтинги всегда в большей или меньшей степени субъективны, ведь эксперты, их составляющие, тоже люди, со своими вкусами и предпочтениями. Они могут, например, предпочитать или . Рейтинг может помочь сориентироваться в огромном разнообразии вина, но вино с самыми высокими оценками может не понравиться вам или наоборот, не слишком высоко оцененное вино станет любимым. Пробовать и экспериментировать, выбирая свое вино, очень интересно.

При аналитическо-описательном анализе вина мы довольно детально разбирали все органолептические характеристики вина по трем этапам дегустации. Анализируя вино по 100 бальной шкале, мы на каждом этапе присуждаем ему оценку. Этот процесс непростой и требует от дегустатора профессионализма и опыта.

Существует много систем оценки вина, которыми пользуются разные профессиональные винные организации в Италии и в мире.

Высшая оценка вина может быть выражена посредством определенных символов - 5 виноградных кистей, 5 тастевинов, 3 бокала . Способность дать вину балл – это ответственная задача, только таким образом можно выразить его реальную ценность. При этом важно, чтобы было соответствие между описательной частью вина и самой оценкой.

Приведу пример описания вина.
Яркое, лучистое вино приятного насыщенного золотисто-желтого цвета. Вино медленно стекает по стенкам бокала, высвобождая калейдоскоп интенсивных и приятных ароматов спелых экзотических фруктов, ананаса и банана; желтых цветов; тонких специй, напоминающих ваниль; ноты сливочного масла и кокосового ореха. Мозаика ароматов является идеальным отражением территории, сорта винограда, выдержки в дереве, что придает вину запоминающуюся индивидуальность и уникальные ольфактивные характеристики. Во вкусе вино нас не разочаровывает, а, наоборот, подтверждает свою элегантность и высший класс, даря нам идеальный баланс, мягкость, хорошую минеральность. Гармоничное вино, с долгим рафинированным послевкусием с нотами фруктов и специй.

Перед нами детальное описание вина, которое предполагает довольно высокий уровень его качества. Такому вину было бы странно поставить балл 75/100. Если же вы увидите такую ситуацию, тот тут явно налицо недостаточная профессиональность дегустатора – его описательные навыки не соответствуют его умению оценивать вино в баллах.

Порядок проведения оценки

Бальная система Итальянской Ассоциации Сомелье (AIS) следует тем выводам, которые мы сделали в аналитическо-описательной части – визуальном, ольфактивном и вкусо-ольфактивном анализе и выводе о гармоничности вина.

Для оценки по 100-бальной мы используем основные параметры, взятые из каждого этапа. Изучив табличку, Вы заметите, что оценка вина разделена на 5 фаз (вертикальные колонки), каждой из которых соответствует своя оценка, выраженная словесно и в виде цифры. Оценка ниже 60/100 означает неудовлетворительно (insufficiente) , т.е. в одной или более фазах дегустации присутствуют негативные характеристики вина.

Разброс оценок между 60-80/100 означает следующее: при 60 баллах качество вина является удовлетворительным (sufficiente) , при 70 баллах - средним (discreta) и при 80 баллах - хорошим (buona) . При оценке между 80-100/100 – качество вина является отличным (ottimo) при 90 баллах и превосходным (eccellente) при более 90 баллах и превосходит все наши самые лучшие ожидания при 100 баллах. Конечно, здесь мы можем бесконечно долго спорить и искать истину, но как же без этого!

Для того, чтобы избежать грубых ошибок при присуждении баллов вину, которые в действительности не будут соответствовать его качеству необходимо уделить внимание некоторым моментам. Ни в коем случае не стоит полностью трансформировать аналитико-описательную часть в цифровую, в некоторых случаях можем получить абсолютно несогласованные результаты. Кроме того, возможно дать оценку вину, используя только метод 100-бальной оценки без заполнения аналитико-описательной части, сделав наблюдения по всем характеристикам вина - визуальным, ольфактивным и вкусо-ольфактивным.

Корректирующие коэффициенты

Каждой характеристике вина в таблице соответствует свой корректирующий коэффициент (предпоследняя колонка в таблице). Коэффициент может быть 1, 2 или 3 в зависимости от качественной значимости различных органолептических характеристик.

В части визуального анализа, для оценки прозрачности и консистенции тихих вин/вин фриззанте или прозрачности и перляжа игристых вин используется корректирующий коэффициент 1 (единица), так как считается, что данные элементы не играют сильно дискриминирующую роль при оценке качества вина.

Цвет вина , наоборот, принимает на себя более значительную роль при оценке, и его корректирующий коэффициент равен 2.

Корректирующий коэффициент, равный 3 используется для оценки таких параметров как качество аромата, вкусо-ольфактивное качество вина и гармония – данные параметры вина играют наиважнейшую роль при оценке.

Баллы

Вино на 100 баллов – существует ли оно, идеальное по всем параметрам, по каждой ароматной и вкусовой ноте, по каждому ощущению и эмоции, которое оно нам дарит? Наверное, ответить на это вопрос сложно. Но давайте разбираться с баллами.

Максимальный бал для вина составляет 100/100 со следующим разделением:

15/100 отдаем на визуальные характеристики

30/100 отдаем на ольфактивные характеристики

40/100 отдаем на вкусо-ольфактивные характеристики

15/100 отдаем гармонии вина.

Такое разделение обуславливается тем, что ольфактивные и вкусо-ольфактивные характеристики вина играют более значимую роль, чем визуальные . Цвет вина довольно часто бывает привлекательным и ярким, но только ароматы вина и вкусо-ольфактивные ощущения вина представляют его реальную ценность.

С практической точки зрения заполнить таблицу довольно просто. Дегустируем вино и отмечаем соответствующую ячейку крестиком. Заполнив ячейку, мы умножаем балл (1,2,3,4 или 5) на соответствующий корректирующий коэффициент и получаем число, которое записываем в последнюю колонку. Затем суммируем. Считается достаточным для вина набрать 60/100, НО для того, чтобы вино считать приятным для потребления ему необходимо набрать как минимум 70/100 (правило основных винных конкурсов).

Прежде чем поставить крестик в какой-либо ячейке, внимательно отнеситесь к типичности вина, чтобы не сбрасывать со счетов некоторые вина. Если в дегустации присутствует молодое вино, сложность его аромата никогда не сравнится с ароматом более выдержанных вин. Если бы мы не учитывали типичности вин, то большинство молодых вин получали бы очень низкие оценки. Поэтому, еще раз повторим, что при оценки вина всегда помним об абсолютном качестве вина и о его типичности.

Пройдемся быстренько по основным характеристикам, которые мы оцениваем применительно к приведенной выше схеме (см. таблицу):

1. Визуальный анализ

Оцениваем внешний аспект вина и цвет , для того, чтобы исключить болезни вина или другие аномалии, что встречается довольно редко, но в первую очередь для того, чтобы определиться с состоянием развития (эволюцией) вина и соответствием вина своему тип (типичности).

Современные технологии практически исключают случаи присутствия мутности в вине. Консистенция вина тесно связана с его типичностью, так что и вина, с малым содержанием алкоголя и со слабой структурой могут быть довольно приятными. Для упрощения процесса оценки, прозрачность и консистенцию объединяем в один термин – внешний аспект вина (aspetto) (в случае с игристыми винами, объединяем прозрачность и перляж).

Цвет вина играет более важную роль, но не потому что один цвет предпочтительнее другого, рубиново-красный цвет также привлекателен как и гранатово-красный. Что более важно, так это яркость цвета (vivacità) , которая связана с состоянием развития, что в свою очередь отражается на ароматике вина и вкусо-ольфактивных ощущениях.

Например, золотисто-желтому цвету вина можно дать три разные оценки - удовлетворительно, хорошо, либо отлично , все будет зависеть, от того яркий или тусклый оттенок, прозрачный и искристый, либо наоборот. При удовлетворительной оценке, наше вино, видимо, уже приблизилось к старости, либо есть оксидация; букет вина и вкус уже неинтересны. При отличной оценке, такой цвет возможно даст нам гарантию качества вина, которое пребывает в отличной форме, с хорошей интенсивностью аромата и вкусо-ольфактивных ощущений. Видите разницу?

2. Ольфактивный анализ

Интенсивность, сложность и качество аромата – такие же параметры, как и в аналитико-описательной части, но опять же, и здесь у них разная качественная значимость.

Среди всех параметров, интенсивность аромата , менее значимая, так как современные энологические практики позволяют создать вина, практически всегда имеющие хорошую ароматику, поэтому корректирующий коэффициент для интенсивности равен 1.

Сложность аромата тесно связана с регионом/зоной культивирования винограда, сортом винограда и эволюцией вина, таким образом, является более важным элементом с точки зрения оценки ароматики - корректирующий коэффициент равен 2.

И, наконец, качество аромата , объединяющее интенсивность сложность, элегантность, типичность и чистоту аромата, является наиболее значимой характеристикой - корректирующий коэффициент принимаем равный 3.

3. Вкусо-ольфактивный анализ

Структура (тело) вина, баланс и вкусо-ольфактивная интенсивность – параметры, тесно связанные с типом вина и его эволюцией, но менее значимые при оценке, чем такой параметр как вкусо-ольфактивное качество – для оценки этих параметров используем корректирующий коэффициент равный 1.

Длительность вкуса , особенно когда мы говорим о долгих секундах приятного послевкусия, является показателем богатой ароматики, сложности вкуса, элегантности - корректирующий коэффициент принимаем равный 2.

Вкусо-ольфактивное качество , объединяющее структуру, баланс, интенсивность вкуса, полноту вкуса, но, в первую очередь, длительность вкуса, элегантность, типичность и чистоту вкуса является наиболее значимой характеристикой - корректирующий коэффициент равен 3.

4. Гармония

И, наконец, гармония вина – характеристика, суммирующая все предыдущие качественные оценки вина - корректирующий коэффициент принимаем равный 3.

Только в том случае, если у вина, все органолептические характеристики которого стоят на высокой ступени, его гармония может быть оценена как превосходная (eccellente) . В таком случае, будьте уверены - перед нами великое и незабываемое вино!

В других случаях, в зависимости от органолептических характеристик, гармонии вина можно дать оценку хорошая (buona) , либо средняя (discreta) , либо удовлетворительная (sufficiente) .

Если перед нами вино с дефектом на каком-либо этапе анализа, то гармония такого вина будет оцениваться как неудовлетворительная (insufficiente) .

Внимательно оценивайте вино и присуждайте ему баллы. Вы всегда должны быть в состоянии четко обосновать, почему именно такой балл вы поставили, в какой части органолептического анализа вы забраковали вино и по какой именно характеристике, а для этого опытный сомелье должен свободно владеть терминологией и понимать, что за ней стоит.

Таблица оценки вина по 100-бальной шкале (AIS – Associazione Italiana Sommelier)

оценка
превосход хор уд неуд неприем Корректирующий коэффициент Балл
5 4 3 2 1
Визуальный анализ (Visivo)
Внешний вид (Aspetto) x1
Цвет (Colore) x2
Ольфактивный анализ (Olfattivo)
Интенсивность аромата (Intensità) x1
Сложность аромата (Complessità) x2
Качество аромата (Qualità) x3
Вкусо-ольфактивный анализ (Gusto-olfattivo)
Структура (Struttura) x1
Баланс (Equilibrio) x1
Интенсивность вкуса (Intensità) x1
Длительность вкуса (Persistenza) x2
Качество вкуса (Qualità) x3
Гармония вина (Armonia) x3

Форма для органолептического анализа вина (AIS – Associazione Italiana Sommelier)

Визуальный Анализ
Прозрачность
Цвет
Консистенция/Перляж
Мои наблюдения
Ольфактивный Анализ
Интенсивность
Сложность
Качество аромата
Описание
Мои наблюдения
Вкусо-ольфактивный анализ
Сахара

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»