Откуда взялись легенды о оборотнях. Оборотни, древняя легенда истории

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Легенды об оборотнях известны во всех странах, где волки представляли реальную опасность для жителей. На Британских островах уже в эпоху средневековья волков было очень мало, и последнего дикого волка там убили еще в XVIII в. Открытие реальной, но очень редкой и странной болезни ликантропии способствовало распространению слухов об оборотнях. Любой больной ликантропией объявлялся оборотнем. При этой болезни люди иногда ведут себя так, как если бы они и в самом деле были волками. Особенно много случаев заболевания ликантропией отмечено во Франции. Эти яростные и неустрашимые норвежские воины - берсеркиры - во многом содействовали появлению легенд об оборотнях. Они одевались в звериные шкуры, носили длинные волосы и бороду и вообще отличались устрашающей внешностью. Жители оторванных друг от друга деревушек, подвергшись нападению берсеркиров, и впрямь принимали их за полулюдей-полузверей. Согласно некоторым легендам, берсеркиры во время сражения могли превращаться в страшных медведей и волков. Согласно одной ирландской саге, некий священник, заблудившись в лесу, наткнулся на волка, сидевшего под елью. Волк этот говорил человеческим голосом; он попросил священника совершить отпевание его умирающей жены. Волк объяснил, что на их семействе лежало заклятие, по которому один мужчина и одна женщина из их рода должны были прожить семь лет волками. Если им удавалось выжить в течение этих семи лет, они могли вновь стать людьми. Священник не поверил словам волка до тех пор, пока лежавшая неподалеку волчица не сбросила с себя волчью шкуру, показав, что она на самом деле человек.

Во Франции существует немало легенд о волках-оборотнях. В одной истории времен средневековья рассказывается об охотнике, на которого в лесу напал огромный волк. Ему удалось отрубить одну из лап зверя, но тот сумел вырваться и убежать, и охотник положил свою добычу в сумку. Возвратившись домой, он был очень удивлен, увидев, что лапа превратилась в женскую руку. Но на одном из пальцев он узнал кольцо, которое некогда подарил своей жене. Взбежав по лестнице, он увидел, что его жена лежит в постели, истекая кровью от множества ран; на одной руке у нее была отрублена кисть. В одной норвежской саге рассказывается о том, как чародей напустил чары на две волчьи шкуры. Всякий, кто надевал их, превращался на десять дней в волка. Шкуры были обнаружены воинами Зигмундом и Синиотом, которые нашли приют в лесной хижине. Ничего не подозревая о чарах, Зигмунд и Синиот украли шкуры у хозяев хижины. Кто надевал эту шкуру, уже не мог ее сбросить. Зигмунд и Синиот, превратившись в волков, стали выть, нападать на людей и даже начали грызться друг с другом. По истечении десяти дней чары шкур утратили свою силу, и воины сбросили и сожгли их.

Явление ликантропов можно встретить не только в древних манускриптах или в медицинских карточках центров психологической помощи (понятие "ликантропов" в психологии — психическое расстройство при котором человек чувствует себя зверем или птицей).

Ещё во Вьетнаме США использовало солдат-ликантропов в борьбе против вьетгонговцев. Пройдя специальную подготовку, солдаты (иногда сами, иногда после особой команды, внушённой при гипнозе) входили в особое состояние берсека. Они могли как застрелить своего врага, так и перегрызть ему горло. Они могли неделями сидеть в болотах без еды. Могли бежать 2-3 дня...

Ввести в подобное состояние довольно сложно, но реально. Сначала ломается психика человека — он подвергается стрессу, попав в определённые условия. Неотъемлемые факторы "ломки" — страх, ненависть, отчаянье, одиночество и сексуальное возбуждение. Самые сильные чувства. Они влияют на человека сильнее всего. А потом нужно дать человеку "толчок" в определённом направлении — к зверю.

Отступлю. Почему человеку так легко перейти ту грань между зверем и человеком? Тут работает инстинкт самосохранения. Наш мозг сохраняет жизнь человеку любым возможным способом. И вот, когда человек загнан в угол, тогда ему главное дать возможность "спастись" обличьем зверя, прекращая его страдания(кнут и пряник). И он примет его с радостью.

В общем-то это не сложно. Я сам проводил на себе опыты с год назад. Еле избавился потом от личины зверя. Можно было бы так и оставить (помогало иногда — физические нагрузки переносятся легче, возможность не спать 3-4 суток, обходиться без еды продолжительное время), но бывало я просто "срывался". Один раз я чуть не убил человека только за то, что мне не понравилось как он на меня посмотрел. Всё прошло, но по несколько раз в неделю, мне во сне сниться зелёный дракон-ящер — моё второе я.

Вывод:1) Лучше оставаться человеком, как бы не было заманчиво стать зверем.2) Изучайте себя - в нас скрыто много интересного.

Самые первые легенды об оборотнях

Оборотень - один из главных героев древнейших суеверий всех народов мира. Оборотни, как и вампиры, ведьмы, русалки, призраки и маги, существуют в сказках и легендах уже тысячи лет.

Оборотень упоминается в легендах еще времен основания Рима. Его боялись и в Древней Греции. Древнегреческая легенда о появлении оборотней гласит, что верховное божество Зевс превратил впервые человека в волка, разгневавшись на аркадского тирана царя Ликаона. Этот безбожник, дабы посмеяться над Зевсом, накормил его блюдом из человечины, приготовив жаркое из тела собственноручно им убитого семилетнего сына. И тогда произнес Зевс громовым голосом: «Отныне ты навеки превратишься в волка.

Волка среди волков. Это будет твоей карой. Смерть была бы слишком незначительным наказанием для тебя!»

Как пишет Диодор Сицилийский, одним из первых, кто принял обличье животного, был бог Осирис. Он превратился в волка, чтобы избавить Египет от злых сил, которые собирались поработить страну вскоре после сотворения мира.

Рассказывают, что в то время, как Изида вместе со своим сыном Гором готовилась сразиться с Тифоном, Осирис вернулся из преисподней и в обличье волка помогал жене и сыну, а после поражения Тифона победители велели людям поклоняться зверю, принесшему им победу.

Члены рода Антея в Аркадии превращались в волков в определенное время года. Желающих стать волками отводили на глухие болота, там они снимали свои одежды и перебирались через топь на особый остров. Вновь прибывшие на этот остров принимались в сообщество таких же волков-людей и затем как равные жили среди них.

Деменет Паррасий стал волком после того, как отведал детских потрохов. Боян, сын Симеона, вождя болгар, мог обращаться в волка по своему желанию, как и Мер, о котором поэт Вергилий сказал: «Я часто видел Мера крадущимся по лесу в волчьем облике».

Похоже Овидий говорит о Ликаоне: «Пораженный, он волком выл в одиночестве и уже не мог заговорить, как бы этого ни хотел».

В древней норвежской саге рассказывается о том, как колдун напустил чары на две волчьи шкуры. Всякий, кто надевал их, превращался на десять дней в волка. Шкуры были обнаружены воинами Зигмундом и его сыном Синиотом, которые, спасаясь от врагов, нашли приют в неизвестном доме, стоящем посреди леса. Ничего не подозревая о чарах, Зигмунд и Синиот прикоснулись к шкурам и превратились в диких зверей. Став волками, Зигмунд и Синиот начали выть, нападать на людей и грызться друг с другом. Человеческий разум и доброта пытались одолеть волчью натуру, но безуспешно. По истечении десяти дней, когда Зигмунд уже успел загрызть насмерть собственного сына, чары шкуры утратили свою силу, воин сбросил и сжег ее.

Старинный рассказ об оборотнях приводится в «Сатириконе» Петрония. Один человек рассказал такую историю.

Человек по имени Ницерос, слуга, любил женщину, которую звали Мелисса, недавно овдовевшую жену трактирщика. Однажды вечером Ницерос решил проведать вдову и попросил своего друга-солдата пойти вместе с ним. Тот согласился, и они отправились в путь по освещенной луной дороге. Час спустя друзья решили отдохнуть у кладбища. Вдруг спутник Ницероса, не говоря ни слова, сорвал с себя всю одежду и бросил ее на обочине. Затем, к огромному удивлению Ницероса, он помочился вокруг своей одежды, словно бы пометив территорию. После этого упал на колени и моментально превратился в волка, который, рыча, убежал в лес. Ницерос пришел в ужас, увидев это, а также то, что одежда его приятеля-солдата внезапно превратилась в камень. Оставшийся путь до дома Мелиссы Ницерос пробежал, сжимая в руке меч. Добежав до Мелиссы, он был бледен и напуган. Она же сказала ему:

«Если бы ты пришел чуть раньше, то смог бы нам помочь. Во двор забрался волк и охотился за скотом. Тут была настоящая резня». Вдова рассказала, что волку удалось выбраться, но один из рабов копьем попал ему прямо в шею.

Всю ночь Ницерос не сомкнул глаз, а наутро отправился домой. На обратном пути, дойдя до того места, где его приятель стал волком, он не нашел там его одежды - только пятно крови. Когда Ницерос добрался до дома своего товарища, то застал его лежащим в постели. Доктор промывал глубокую рану у него на шее. «Я понял, что он был оборотнем, - сказал Ницерос, - и уже не мог заставить себя сидеть с ним за одним столом, даже под страхом смерти».

В индийских легендах рассказывается об оборотнях, которые могли становиться тиграми, обезьянами, змеями. Японские мифы повествуют, в основном, об оборотнях-лисицах.

В японской хронике 929 года описан случай, когда следы неведомого существа обнаружены были в императорском дворце. Есть подобные упоминания и в европейских летописях. Такие следы, тоже в форме копыт, которые нельзя было отнести ни к одному из известных животных, находили на вулканической лаве, в том числе на склоне Этны. Само собой, эти отпечатки могли остаться только на раскаленной, не застывшей лаве. Несколько раз таких животных даже видели. В одном из случаев свидетели описывали его как нечто, похожее на пуму или горного льва, длиной около полутора метров, не считая хвоста, с кошачьей мордой. В других случаях упоминаются существа, напоминающие больших черных собак.

Геродот рассказывает, что для жителей одной из областей Скифии превращение в волков являлось обычным делом и что это также широко распространено у северных народов. Когда римляне пытались помешать переходу Ганнибала через Альпы, в их рядах появился волк, который прошел через все войско, загрызая всех на своем пути, и удалился невредимым. В 1042 году жители Константинополя были крайне встревожены одновременным появлением наулицах сразу 15 волков. А в 1148 году в черте Женевы объявился волк невероятных размеров, который загрыз 30 человек.

Из книги Загадки мест силы и орден девяти неизвестных автора Кассе Этьен

Из книги Золотая книга гаданий автора Судьина Наталья

Самые лучшие гадания Нередко мы попадаем в такие жизненные ситуации, из которых не видим выхода. На нас наваливаются бесконечные проблемы, мы страдаем от неизвестности и мечтаем, чтобы хоть кто-то ответил на бесчисленные вопросы: «Что делать?», «Что меня ждет?», «Как мне

Из книги Большая книга нумерологии автора Ольшевская Наталья

Самые важные числа судьбы Это один из самых важных разделов нашей книги, в котором будет рассказана о тайных числах, способных помочь каждому человеку увидеть и понять свои самые ответственные периоды жизни. Среди них, числа испытаний, личности, душевного устремления и

Из книги Имена и фамилии. Происхождение и значение автора Кублицкая Инна Валерьевна

Из книги Книга оборотней автора Бэринг-Гулд Сэбайн

Глава восьмая ФОЛЬКЛОР ОБ ОБОРОТНЯХ Неразвитость сюжетов об оборотнях в английском фольклоре. - Обычаи Девоншира. - О происхождении слова were-wolf. - Каннибализм в Шотландии. - Разбойник из Ангуса. - Злодей из Перта. - Французские суеверия. - Норвежские обычаи. -

Из книги Что делать, если вы потеряли самого близкого человека автора Гарифзянов Ренат Ильдарович

Глава шестнадцатая ПРОПОВЕДЬ ОБ ОБОРОТНЯХ Лекции доктора Иоганна Гейлера. - ПроповедьПривожу любопытный образец позднесредневековой проповеди, включенной в старинное немецкое издание речей доктора Иоганна Гейлера фон Кайзерсберга{125}, известного проповедника из

Из книги Привидения среди нас автора Ильин Вадим

Самые распространенные ошибки Вначале поговорим о кино - самом массовом из искусств.Первое, что бросается в глаза, - если снимается фильм о загробном мире, то почти всегда получается «ужастик». После просмотра таких «шедевров» складывается впечатление, что основное и

Из книги Оборотни. Легенды и реальность. Проклятая кровь автора Берг Александр

Из книги Рамана Махарши: через три смерти автора Ананда Атма

Глава 1. Старинные легенды и поверья об оборотнях Самые первые легенды об оборотнях Оборотень - один из главных героев древнейших суеверий всех народов мира. Оборотни, как и вампиры, ведьмы, русалки, призраки и маги, существуют в сказках и легендах уже тысячи

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Глава 3. Современная наука об оборотнях Многие столетия ученые спорят, были ли оборотни на самом деле. Большинство специалистов допускает, что возможны психические отклонения, в результате которых люди считают себя дикими зверями и ведут себя как звери, однако

Из книги Астральные путешествия автора Лобков Денис

Книги и фильмы об оборотнях Одними из первых литературных произведений об оборотнях являются романы «Вервольф Хуго» Сазерленда Мензиса (1838) и «Вервольф Вагнер» Джорджа Рейнольдса (1946). Несмотря на то, что эти произведения, безусловно, были весьма необычными для своего

Из книги Ты можешь всё! автора Правдина Наталия Борисовна

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Из книги автора

Самые известные упоминания в литературе Уильям Блейк (1757–1827) в «Песне невинности» упоминает выход «через дверь в венде головы». Он пишет, что это реально существующая точка на теле, из которой можно выделить астральное вещество, чтобы создать себе «средство

Из книги автора

Самые значимые минуты жизни В жизни случаются незабываемые моменты, когда душа поет… Когда есть ощущение, что ты сделал нечто неимоверно важное в своей жизни. Прошел сквозь гипотетическое игольное ушко, и теперь все будет идти по-другому.Тогда мы действительно имеем

Из книги автора

Самые распространенные фамилии На самом деле европейская часть России довольно четко поделена между четырьмя господствующими фамилиями, настолько четко, что исследователи в шутку называют эти регионы Поповия, Смирновия, Кузнецовия, Ивановия.Фамилия Иванов (а в этом нет

Легенды об оборотнях, людях, превращающихся в диких животных, распространены во многих странах. В Европе считается, что оборотни превращаются в волков. Поэтому там легенды об оборотнях были особенно популярны в странах, где волки представляли реальную опасность для жителей. Особенное распространение они получили в Норвегии, где способность оборачиваться волком закрепилась за бесстрашными воинами-бесеркерами, идущими в бой без доспехов.

ОПАЯННЫЙ СКАЛЬД

Исландский скальд Уракия Сноррисон принадлежал к известному роду, предками которого были, по поверью, волки-оборотни. Сам Уракия отличался диким, свирепым нравом и чудовищной страстью к кровопролитию. Люди и его считали оборотнем, поскольку Уракия словно призрак неожиданно появлялся там, где его не ожидали застать, и наносил серьёзный вред врагам.

В июле 1242 года предатель выдал его местонахождение, и армия ярла Гицура напала на попавшее в окружение маленькое войско Уракии. Сноррисон, подобно древним бесеркерам, с двумя секирами ворвался в самую гущу врагов и перебил бесчисленное количество воинов прежде, чем на него набросили сеть и, повалив на землю, забросали тупыми копьями. Полуживого пленника доставили в Норвегию и предали мучительной казни. Ему переломали руки и ноги, потом долго секли хлыстами так, что кожа начала сходить с тела, после чего перебили хребет и повесили. Уракия во время этих страшных пыток не издал ни стона.

Особенно популярны в Европе легенды-страшилки о каком-нибудь членовредительстве оборотней. Например, во Франции известна история о жене охотника, оказавшейся оборотнем. Этот охотник встретил в лесу огромного волка, которому в схватке отрубил лапу. Возвратившись домой, он обнаружил, что волчья лапа в его сумке превратилась в женскую руку. А на одном из пальцев этой руки красовалось кольцо , которое он подарил своей жене. Взбежав по лестнице, охотник застал супругу в спальне, истекающую кровью из обрубка руки.

В той же Франции рассказывают и о некоем бретонском рыцаре, жившем в XII веке, который периодически на три дня превращался в волка. Жена раскрыла его секрет и подговорила любовника спрятать одежду мужа, когда он в очередной раз обернётся зверем. Король во время охоты поймал рыцаря в обличье волка, но тот ещё умудрился откусить нос неверной жене.

ЖЕРТВЫ ЛИКАНТРОПИИ

Во Франции любили не только рассказывать об оборотнях, но и ловить их. Говорят, что в этой стране за 110 лет (с 1520 по 1630 гг.) было казнено аж 30 тысяч человек, признанных вервольфами. Несколько судебных процессов по обвинению в ликантропии (оборотничестве) получили широкую известность.

В 1573 году вся Северная Франция была напугана рассказами об оборотнях, которые в обличье волка нападают на детей и жестоко убивают их. Этим разговорам давали пищу растерзанные детские трупы, которые обнаруживали в разных местах.

9 ноября несколько крестьян спасли маленькую девочку, которая была покусана волком. При приближении крестьян волк скрылся в темноте, но им показалось, что они узнали в нём отшельника Жиля Гарнье, который жил в хижине возле Арманжа. Вскоре Гарнье был схвачен по подозрению в ликантропии и подвергнут допросу с применением пытки. Он признался в нескольких убийствах детей, а также в том, что продал душу дьяволу за возможность перевоплощаться в волка. На основании этих признаний Гарнье был заживо, без милости предварительного удушения, сожжён в Доле 18 января 1574 года.

Но Гарнье отнюдь не стал последним французским оборотнем. В 1598 году солдат и несколько крестьян обнаружили в кустах полуобнажённого Жака Руле. Его руки были в крови, а под ногтями застряли клочки человеческого мяса. Вскоре рядом нашли изуродованный труп 15-летнего юноши по имени Корье. Руле признался, что убил его, превратившись в волка благодаря некой волшебной мази, полученной от родителей. Суд присяжных приговорил Руле к смерти.

В том же году, 14 декабря, парламент Парижа приговорил портного из Шалона к смерти за ликантропию. Он обвинялся в том, что убивал детей, заманивая их к себе в лавку или подстерегая в лесу, а затем поедал их мясо. В его лавке якобы была найдена целая бочка костей. На суде были вскрыты такие ужасающие подробности злодеяний портного, что судьи распорядились сжечь все судебные документы.

В 1603 году в деревне на юго-западе Франции несколько девушек пасли овец. И там их напугал непонятно откуда взявшийся и странно выглядевший 14-летний мальчик. Он заявил, что он «серый волк, зубами щёлк» и что сейчас он будет девчонок кушать. Но тут одна из них вступила с ним в разговор. И мальчик поведал ей следующее: «Мужчина дал мне накидку из волчьей шкуры. Он обёртывает меня ею, и каждую пятницу, воскресенье и понедельник и примерно на час в сумерки во все другие дни я становлюсь волком. Я загрызал собак и выпивал их кровь. Но маленькие девочки имеют более приятный вкус, их плоть нежна и сладка, а кровь обильна и тепла».

Девчонки донесли о странном мальчике куда следует. А тут ещё стало известно об убийстве нескольких детей в Гаскони. Мальчика Жана Гренье передали верховному судье в Кутра. В суде Гренье подтвердил, что благодаря волчьей шкуре и волшебной мази превращался в волка и убивал девочек. Однако отец Гренье убеждал суд, что его сынок – всем известный дурачок и враль, хваставшийся, что переспал со всеми женщинами в их деревне. Сначала суд приговорил Гренье к сожжению, но потом, сжалившись над ним и решив, что тот по малолетству стал лёгкой добычей дьявола и ещё не совсем потерян для общества, переменил своё решение. 6 сентября 1603 года Жан Гренье был приговорён к пожизненному заключению в местном монастыре.

ОБОРОТНИ РАЗНЫХ СТРАН

В годы Северной войны в Швеции развелось особенно много волков. Местные шведские колдуны сразу сказали: это возвращаются шведские солдаты, убитые в России и в Польше. Им не верили, пока кто-то не подстрелил волка, который буквально не давал проходу симпатичной вдовушке. Едва та выйдет из дома, как, откуда ни возьмись, появляется странный волк и идёт за ней, не предпринимая попыток напасть. Когда этого волка освежевали, то под шкурой у него обнаружили вышитую рубашку (рубашки поло с коротким рукавом в Москве). Увидев её, вдовушка грохнулась в обморок. Оказалось, эту рубашку она самолично вышивала для мужа, отправлявшегося с королём Карлом XII на войну в Московию.

В России оборотни тоже водились. В 1625 году был пойман некий разбойник по имени Яков, который обвинялся в том, что он оборачивался волком и в таком виде нападал на купеческие обозы и грабил их. Ввиду особой важности дела, арестованного Якова отправили из Верхотурья в Москву. Не приходится сомневаться, что за свои злодеяния Яков в столице ответил головой, но вот в его превращения верится с трудом. Всё же грабить сподручнее в человеческом обличье, нежели в волчьем.

А истории об оборотнях рассказывают в лесных районах до сих пор. Например, говорят, что в XX веке в Пудожском районе Карелии проживал некий гражданин – Фёдор Иванович Дутов, который имел репутацию колдуна и был оборотнем. Жил он да поживал, пока как-то ночью в лесу в волчьем обличье в капкан не попал. Когда люди утром увидели его бредущего по воду с перевязанной окровавленной рукой, то он для всей деревни стал врагом. Люди уже настраивались ему в избу «красного петуха пустить», да только в одну из ночей Фёдор Иванович бесследно пропал. Зато теперь в полночь при полной луне из леса раздаётся ужасный волчий вой, наводящий страх на всю деревню.

В Азии и Африке оборотни превращаются не в волков, а в других животных. В Китае считается, что оборотни превращаются в лис. В Нигерии – в гиен.

В первой половине XX века Заир натерпелся от леопардовых людей. Только в 1920 году в суде города Бома были приговорены к смертной казни 11 оборотней, которые, превращаясь в леопардов, убили и съели 13 человек.

На Берегу Слоновой Кости власти долгое время не могли совладать с культом людей-леопардов. Местные колдуны превращали людей в оборотней в ходе сложной процедуры. Обращаемым предписывалось не только ходить в леопардовых шкурах с когтями, но и для получения сверхъестественных способностей убить кого-нибудь из близких родственников, чаще всего детей.

В 1960 году Гарольд Янг, владелец зоопарка в городе Чиангмай в Таиланде, охотился в горах Лаху, где остановился на ночлег в маленькой деревеньке. Ночью его разбудил крик из соседней хижины. Прибежав туда, Янг в лунном свете увидел тао, вцепившегося зубами в шею женщины. Гарольд выстрелил в зверя, но тот скрылся в джунглях, оставив за собой кровавый след. Утром Янг с местными жителями пошли по этому следу и вскоре наткнулись на мужчину, который истёк кровью от стреляной раны в груди.

В старину из-за близости к природе люди связывали с божествами и волшебством катастрофы, природные явления, растения и животных. В процессе развития цивилизации взрослело и человечество. Со временем ученые и естествоиспытатели выяснили причины землетрясений, объяснили механизм формирования дождевых туч и достигли иных высот. Общество перестало наделять божественными и магическими свойствами представителей растительного и животного мира. Магическое мировоззрение из-за развития техники и науки должно было полностью стереться из памяти людской, а табу и обряды должны были исчезнуть из общественных норм.

Сегодня действительно мало ритуальных ограничений, веры в силу волшебных чар и обрядов. Казалось бы, магическое воззрение на вещи, растения и животных полностью исчезло из общества, но это не так. Многие предметы, присутствующие в быте людей в прежние века, отсутствуют в существовании современного обывателя. Растения, считающиеся в древности магическими, сегодня включены в каталог лекарственных трав. Ореол мистики и волшебства, окружавший в древности любое животное, в современном мире окутывает небольшое количество зверей.

Волк, почитавшийся ранее посланником богов у славянских и германских племен, принадлежит к тем немногим животным, чье право на связь с потусторонним миром признается и в двадцать первом веке.

Общеизвестная информация - легенды о волках касаются их мистических способностей, они приписывают этим зверям невероятную силу, удивительную ловкость, верность принципам некой общности и семье. В глазах представителя современного общества волк символизирует ярость и несокрушимость в бою, а также связан с потусторонними силами.

Иные легенды о волках связанные с их мистическими способностями и возникшие на заре времен, известны узкому кругу людей, которые связаны либо с природой, либо с магией, либо с изучением мифов и старинных преданий.

По легендам славянских племен до их знакомства с христианством черные волки и волки с молочно-белой шкурой считались слугами Чернобога и Белобога. Встреча с черным волком предвещала скорую смерть или начало войны. Если же такое все же случалось, то должна была совершиться жертва божеству тьмы вола или иного скота. Появление волка-альбиноса по мифу символизировало скорую свадьбу или удачную охоту. Из-за этих верований зверей, являющихся меланист и альбиносами, нельзя было убивать и преследовать. После пришествия на славянские земли христианства языческие верования трансформировались в двоеверие. В этой системе магического воззрения на мир черный волк стал считаться воплощением черта, злого колдуна или спящей ведьмы. В белых же волков, согласно народным легендам, превращались двоедушники, ведьмаки и лешие. Эти представления о волках-альбиносах и волках-меланистах сохранились до современности, ведь охотники и сейчас считают, что встреча с черным волком приносит неприятности и символизирует неудачную охоту. А белых волков во многих деревнях считают воплощением лесного хозяина и не охотятся на них.

В Древней Германии и на территории Древней Руси существовала легенда о том, что нашедший утром волчий след может взять землю, на которой остался отпечаток лапы, и натереть ей тело. Считалось, что это действие придаст ему сил и принесет удачу на охоте. Некоторые охотники до сих пор обтирают землей из следа волка свое оружие. В Германии же охотники, верящие в народные приметы и легенды, окуривают винтовки дымом от горящей волчьей шерсти или зуба.

Волчьи клыки и когти, согласно легендам и уверениям чародеев, защищают от порчи, приносят удачу в делах и помогают сохранить здоровье.
Согласно приметам, встреча с волком сулит молодой барышне скорое замужество. Если же этот зверь выйдет навстречу юноше, то это стоит расценивать как знак о скором переезде или походе в армию.

Ручной же волк, живущий в селе, в древности считался хорошим защитником от ведьм, упырей и вампиров. В легендах о волках сохранились упоминания о том, что волки враждуют с демонами и приносящими зло сверхъестественными созданиями и убивают их. Волк же, живущий вместе с людьми, не только охотился на сверхъестественных существ, но и защищал людей от влияния потусторонних сил. Люди считали, что в доме, в котором живет волк, корова всегда будет давать огромное количество молока, люди не будут болеть из-за порч, а птиц не перетаскает бес или хорек. Сегодня ручные волки считаются талисманом богатых и влиятельных людей, которые могут позволить себе содержать этого зверя.

Амулет в виде живого волка мало кто может себе позволить, но такого же эффекта можно добиться с помощью создания татуировки с образом этого дикого и восхитительного животного. Такое украшение тела усиливает интуицию, отражает зависть, придает выносливости и удачливости в активных действиях.

В любом случае следует знать о том, что волк является не только символом байкеров, но некогда очень почитаемым животным из легенд. Из-за исчезновения этого почитания к волкам их почти уничтожили в начале двадцатого века, а уменьшение количества серых хищников чуть не привело к уничтожению лесной экосистемы. Сейчас численность волков восстанавливается, а внимание к мифологическому образу волков и к самим животным поможет избежать повторения бесконтрольного отстрела этих великолепных хищников.

Кратко о статье: Человек человеку волк Мифы и легенды разных - порой даже полностью изолированных друг от друга - народов имеют множество удивительно схожих черт, проявляющихся на всех уровнях познания: от теории сотворения мира и ожидания апокалипсиса до искренней убежденности в существовании невиданных волшебных тварей. Одним из наиболее характерных примеров стереотипности человеческого мировоззрения является всеобщая вера в оборотней - то есть людей, способных принимать облик зверя (реже - неодушевленного предмета), например - тигра (Индия), леопарда, гиены (Африка) или ягуара (Южная Америка)...

Человек человеку волк

Люди-волки: правда и вымысел

“Иные тела дьявол подменяет, и, пока они отсутствуют или спрятаны где-нибудь в тайном месте, сам овладевает телом спящего волка, образовываясь из воздуха, и, окутав его, производит те действия, которые, как полагают люди, совершаются отсутствующей зловредной ведьмой, которая выглядит спящей”.

Франческо-Мария Гваццо. “Compendium Maleficarum” (1626 г.)

Мифы и легенды разных - порой даже полностью изолированных друг от друга - народов имеют множество удивительно схожих черт, проявляющихся на всех уровнях познания: от теории сотворения мира и ожидания апокалипсиса до искренней убежденности в существовании невиданных волшебных тварей.

Одним из наиболее характерных примеров стереотипности человеческого мировоззрения является всеобщая вера в оборотней - то есть людей, способных принимать облик зверя (реже - неодушевленного предмета), например - тигра (Индия), леопарда, гиены (Африка) или ягуара (Южная Америка). Однако в наше время слово “оборотень” чаще всего ассоциируется с одним-единственным монстром из европейской сказочной традиции, растиражированным по бескрайнему пространству мировой культуры при помощи трех “К” - кинопленки Кодак, воздушной Кукурузы и едкой Кока-колы, лишившейся своего важнейшего ингредиента - кокаина - в 1903 году. Данная статья посвящена именно этому чудовищу - человеку-волку.

Занимательная волкология

Народная молва обычно отождествляет оборотней с животными, обладающими некими позитивными качествами (благородство, сила, хитрость) или внушающими суеверный страх. Здесь можно вспомнить многообразие японских оборотней: енотовидные собаки (тануки), лисы (кицунэ), кошки (нэко), собаки (ину), обезьяны (сару), журавли (цуру), крысы (нэдзуми), пауки (кумо), карпы (кой) и прочие животные, почитаемые за свои выдающиеся способности. Редкие исключения из этого правила составляют случаи принудительного наложения на человека какого-либо дискриминирующего заклинания, обращающего его в уродливое существо (хорошим примером из русских сказок является царевна-лягушка) или предмет (библейский соляной столб, в который превратилась жена Лота во время бегства из горящего Содома).

Среди множества других зверей одним из самых древних соседей человека является волк - canis lupus (волк обыкновенный), обитающий в Европе, Азии и Северной Америке. Считается, что от этого хищника произошли наши лучшие друзья - собаки. Он внушал людям восхищение своими великолепными охотничьими качествами. Его боялись за свирепость и решительность, с которой он нападал на противника. Именно поэтому образ волка послужил морфологической основой для создания многочисленных европейских легенд про оборотня - ликантропа.

В Мексике жить - по-волчьи выть

Несколько десятков лет назад наука полностью отвергала возможность существования ликантропов. Однако взгляды современной медицины существенно изменились - она признает факт существования оборотней, понимая под таковыми не только людей, страдающих экзотическими расстройствами психики, но и задокументированные феномены чисто физического свойства.

В Гуадаладжаре (Мексика) расположен центр биомедицинских исследований, занимающийся проблемами ликантропии. Доктор Льюис Фигуера уже много лет изучает мексиканскую семью Ацивов, состоящую из 32 человек. Все они страдают от редкой генетической болезни, передающейся по наследству и вызывающей сильное изменение человеческого облика. Поверхность их тела, включая лицо, ладони и стопы, покрыта густой шерстью (даже у женщин). У некоторых членов семьи шерсть более густая, чем у других. Заметным отклонениям от нормы подверглись также их осанка, голос и мимика.

По предположениям доктора Фигуеры, данная болезнь вызвана генетической мутацией, передающейся по наследству (Ацивы уже много лет заключают только внутриродовые браки) через X-хромосомы родителей. В ходе исследований было установлено, что данная мутация возникла у членов этой семьи еще в средние века, но до последнего времени никак себя не проявляла.

Сейчас Ацивы живут в горном городке Закатекас (известном нам по 6-й книге Карлоса Кастанеды “Дар орла”, где рассказывается о способности шаманов, называемых в народе “нагуалес”, превращаться в животных для достижения внутреннего Нагваля) на севере Мексики. Местные жители относятся к ним презрительно, если даже не враждебно, отказываясь поддерживать с “проклятым семейством” какие-либо связи.

Врачи из центра биомедицинских исследований не могут вылечить эту болезнь, названную ими “синдром ликантропии”. Но рано или поздно они смогут изолировать ген ликантропии и подарить будущим потомкам Ацивов полноценную жизнь.

Возможно, что изучение “настоящей” (научно доказанной) ликантропии поможет пролить свет на истинную природу мифов о людях-волках - ведь все рассказы про оборотней, дошедшие до наших дней, вполне могут быть основаны на реальных случаях проявления некоей редкой болезни - психической или генетической.

Ликантрапия

Термин “ликантропия” имеет греческое происхождение: ”lycoi” - “волк” и “anthropos” - “человек”. Сегодня он официально используется в психиатрии для обозначения формы умопомешательства, при котором человек воображает себя волком. Следует отметить, что этот недуг наиболее громко заявил о себе в XIX столетии, когда счет больных пошел на сотни. В средние века подобным людям очень не везло - ведь считалось, что способностью к превращениям в животных обладают только ведьмы и колдуны, использующие для этого черную магию. Когда аутодафе вышло из моды, ликантропическая тематика переместилась из сферы религиозных заблуждений в бескрайнее литературное пространство, где образ “оборотня” быстро оброс множеством дополнительных признаков, сформировавших окончательный облик мифического “человека-волка”. В конечном итоге средневековая криптозоология не только обобщила огромный массив несистематизированного фольклора, но и создала основу для дальнейшего развития формальной зоологии.

Многоликая ликантропия

Мифы разных народов наделяют ликантропов довольно схожим набором экстраординарных свойств. Некоторые считают, что оборотни могут “перекидываться” волком по своему желанию, ничем не отличаясь в этом смысле от других вымышленных существ, способных к трансформации (так, Брэм Стокер впервые описал графа Дракулу, превращавшегося в летучую мышь, волка или туман). Другие полагают, что ликантропы меняют свою форму под воздействием внешних факторов (волчий вой, наступление полнолуния, принятие каких-либо снадобий и т.п.), которые являются обязательным условием для превращения в зверя либо существенно облегчают его.

В подавляющем большинстве известных нам историй про волков-оборотней фигурируют лишь монстры мужского пола (из последних примеров - фильм “Другой мир”/ “Underworld”). Здесь нет ничего удивительного, ведь женщина является совершенно неподходящим кандидатом для переноса основных качеств волка на человека. Исключения редки (можно вспомнить такие фильмы, как “Псы-воины” или “Американский оборотень в Париже”).

Хорошо известна способность оборотней к регенерации. Люди-волки не подвержены старению или болезням. Их раны заживают прямо на глазах. Таким образом, ликантропы обладают физическим бессмертием, которое, однако, не является абсолютным. Их можно убить, нанеся серьезные повреждения сердцу или мозгу. Здесь подойдет любой способ причинения смерти, связанный с прекращением функционирования данных органов (отсечение головы, тяжелое ранение в грудь, а также утопление, удушение и другие действия, вызывающие кислородное голодание мозга). Во многих поверьях ликантропы боятся серебра (серебряного оружия), реже - обсидиана, причиняющего им незаживающие раны. Это - еще одна общая слабость, приписываемая как оборотням, так и вампирам.

Примечательна также и скорость трансформации человека в волка. Мифы разных народов проявляют в этом вопросе редкостную солидарность - процесс превращения занимает очень короткое время, исчисляемое в пределах от нескольких секунд до одной минуты, и может протекать довольно болезненно.

Оборотень из славянского эпоса - волколак (volcja dlaka - волчья шерсть, растущая на теле человека и свидетельствующая о том, что он - ликантроп) менял свою форму путем перепрыгивания через нож, воткнутый в землю (по другим поверьям, перекидывались также через коромысло, пень, обручи, двенадцать ножей, веревку, ветку дерева, огонь на печном шестке, через сердцевину упавшего дерева или просто перекувырнувшись "против солнца"). Предполагается, что термин “вурдалак” (кровожадный мертвец) произошел путем искажения слова “волколак”.

Довольно интересен способ превращения австралийского оборотня ирринджи (irrinja). Будучи в человеческом облике, он приходит к людям незадолго до песчаной бури. Когда начинает дуть сильный ветер, ирринджа ложится на землю, и его быстро засыпает песок. По окончании бури раздается песня птицы- мясника - песчаный холм, похоронивший ирринджу, начинает рассыпаться, и оттуда появляется огромный волк, нападающий на ближайшее поселение.

И он же - в Париже (1997).

Сила есть - ума не надо

Ранее считалось, что ликантроп с физической точки зрения абсолютно равноценен обычному волку. По современным представлениям оборотень отличается от волка в первую очередь своей сверхъестественной силой, превосходящей человеческую минимум в несколько раз. Он необычайно вынослив, хитер, обладает великолепным зрением, нюхом и способностью видеть в полной темноте.

Некогда люди полагали, что оборотень, принявший животную форму, ничем не отличается от обычного крупного волка. Однако с течением времени появились и другие мнения на этот счет - например, о том, что превращение в волка бывает неполным. На промежуточной стадии ликантроп выглядит как сильно деформированный человек (огромного роста и крепкого телосложения), обладающий некоторыми волчьими чертами - густая шерсть, вытянутая морда, острые зубы, когти, обратный сгиб коленных суставов, приземистая походка. Предполагается, что в таком состоянии он передвигается на двух ногах и может выполнять довольно сложные действия при помощи рук, пальцы которых сохраняют свою прежнюю гибкость. Известны многочисленные свидетельства древних историков и первооткрывателей (Геродот, Плиний, Христофор Колумб, Марко Поло), писавших о неких “песьеголовцах” - таинственных людях с головами собак или волков, обитающих на краю света.

Считается, что большинство оборотней, принявших облик волка, теряют человеческий разум и превращаются в обычных диких зверей. Однако допускается возможность сохранения за териоморфным (therion - зверь, чудовище; morphe - форма) ликантропом некоторых мыслительных способностей, позволяющих ему избегать ловушек, осознанно пользоваться простейшими приспособлениями (открывать двери, нажимать на кнопки и т.п.), узнавать своих жертв в лицо и совершать другие несложные действия, направленные на удовлетворение хищнических инстинктов. Следует заметить, что потеря разума после трансформации приписывается лишь “плохим” оборотням - то есть только тем, которые служат силам зла (убивают людей, похищают скот), испытывая непреодолимую жажду крови. В то же время, образ “хорошего” ликантропа, бескорыстно помогающего людям, имеет полное право на существование (русская сказка про Ивана-царевича и Серого волка, португальские сказки про грустного волка Бруксу).

Пробуждение зверя

Есть три возможности стать ликантропом - при помощи магии (или проклятья), от укуса другого оборотня или в силу рождения (наследственная передача ликантропии).

Магическое превращение в волка чаще всего происходит по воле самого колдуна (ведьмы, шамана), налагающего на себя (реже - на других) заклинание трансформации. Такое обращение является временным (например, скандинавский бог Локи и колдуны-лимиккины из племени американских индейцев навахо умели превращаться в любое животное, накидывая на себя его шкуру) и не передается по наследству.

Схожим по сути, но противоположным по направленности умысла является приобретение облика волка в результате проклятья: кары богов или чар злых волшебников. Оно является постоянным или, как минимум, труднопреодолимым и, в отличие от магического превращения, существенно ухудшает условия жизни ликантропа. Самым известным примером такого способа обращения является греческий миф о проклятье Ликаония (досл. - “страна волков”, упоминаемая в книге Деяний апостолов: 14,6). Согласно ему, Ликаон - сын Пелзага, царя аккадского - предложил Зевсу кушанья из человеческого мяса, за что был превращен в волка. По преданию, Ликаон стал родоначальником жителей Ликаонии - древней области в Малой Азии. Финские легенды гласят, что ребенок, проклятый при рождении ведьмой, превращается в волка - vironsusi (общий угро-финский и восточно-славянский мотив).

Ликантропия, переданная человеку через укус оборотня или в результате рождения от оборотня, является наследственной и неизлечимой. Однако здесь следует отметить, что паранормальные свойства, полученные ребенком от родителей (чаще всего это касается случая, когда оборотнем является лишь один из них), проявляются далеко не сразу. Ликантропия может спать внутри такого человека долгие годы и проявиться в самый неожиданный момент (во время солнечного затмения, парада планет, смертельной опасности или при иных необычных обстоятельствах).

Другие способы обращения менее известны и, скорее всего, являются компиляцией из фольклора различных народов. Например: рождение в канун Рождества (Европа), употребление в пищу волчьего мяса (вариант - съедение мозга волка), ношение одежды из шкуры волка (норвежское поверье про берсерка - досл. “человек в шкуре”), утоление жажды водой из волчьего следа (или водоема, из которого пила волчья стая), рождение седьмым по счету ребенком в семье (Мексика), погружение в сон на ступеньках своего дома ночью в пятницу (Италия).

Каковы внешние признаки ликантропии и как можно распознать дикого монстра в простом на вид человеке? Следует помнить, что обращение никогда не проходит бесследно - оборотень становится необычайно агрессивным и даже жестоким. Для него характерны внезапные вспышки ярости, болезненное восприятие резких звуков, бессонница, прожорливость, необъяснимое беспокойство, подозрительность и другие варианты неестественного поведения.

Не следует забывать о том, что ликантроп способен в той или иной степени контролировать проявление этих симптомов, поэтому их следует рассматривать только как косвенные признаки человека-волка. Они также не применимы к “хорошим оборотням”, поведение которых практически лишено признаков агрессии и может лишь отражать некоторые нейтральные “человеческие” свойства волка, описываемые в сказочной литературе: гордость, нелюдимость, свободолюбие и т.п. (с определенными оговорками в части разновидности оборотней можно вспомнить тему нашего номера - знаменитый цикл С. Лукьяненко “Ночной дозор”, “Дневной дозор” и “Сумеречный дозор”).

Следует также упомянуть про ярко выраженный коллективизм ликантропов, весьма наглядно описанный в рассказе В. Пелевина “Проблема верволка в средней полосе”. Он полностью копирует социальную жизнь волков, отличаясь от нее лишь некоторыми мистическими особенностями взаимоотношений внутри “стаи”. Являясь сильными индивидуалистами, оборотни, тем не менее, остро нуждаются в общении с себе подобными. Таким образом, каждый ликантроп рано или поздно пытается влиться в стаю или создать ее сам. Последнее происходит следующим образом: люди, укушенные оборотнем, превращаются в так называемых “бета-волков”, имеющих магическую кровную связь с тем, кто дал им обращение, - альфа-волком. Тот становится вожаком стаи и не может напрямую повредить своим сородичам (все раны, нанесенные бета-волку альфа-волком, сразу же появляются у последнего - таким образом, убив бета-волка, альфа-волк убьет и самого себя). В то же время бета-волк может избавиться от ликантропии, убив альфа-волка. Люди, превратившиеся в оборотней после укуса бета-волка, приобретают все ту же кровь альфа-волка и вливаются в стаю на правах обычных бета-волков. Они ничем не связаны с бета-волком, давшим им становление, и могут (как и другие бета-волки) убивать сородичей без всякого ущерба для собственного здоровья.

Игрушечные волки

На сегодняшний день люди-волки широко используются в качестве персонажей популярных книг, фильмов и игр (компьютерных, настольных и ролевых).

Самая известная в мире ролевая игра, “Подземелья и драконы” (Dungeons & Dragons), в своих ранних редакциях описывала ликантропа (wolfwere) как второстепенного монстра, принимающего форму человека или волка по своему собственному желанию, но, в отличие от обычного оборотня, не способного передать заразу ликантропии через укус. По замыслу разработчиков игры, оборотень должен был сидеть в засаде и поджидать случайных путников. Завидев их, он либо превращался в волка (правила допускали и частичную трансформацию) и нападал на свои жертвы, либо - если силы были неравны - использовал свою специальную способность “Песню летаргии”, вводя противников в некое подобие транса. Кроме того, оборотень мог напроситься к человеку, эльфу или иному гуманоидному сказочному существу в попутчики, приняв форму лица противоположного пола - красивого и внушающего доверие. Естественно, ничем хорошим такое путешествие закончиться не могло.

Самая последняя, “трех-с-половинная” редакция D&D, использует гораздо более совершенный и проработанный образ ликантропа (lycanthrope), в целом соответствующий вышеописанным мифологическим стандартам (к сожалению, под термином “ликантроп” там понимается человек, способный принимать облик не только волка, но и любого другого хищника - от крысы до тигра). Каждый игровой персонаж теперь может стать оборотнем, заразившись ликантропией от укуса этого чудовища. Можно также играть за прирожденного оборотня, однако в этом случае избавиться от данного проклятья, увы, невозможно (правила говорят, что если съесть веточку белладонны в течение часа после укуса ликантропа либо как можно скорее обратиться за помощью к священнику или магу, то шансы на выздоровление будут довольно высоки).

Еще одной культовой ролевой игрой, целиком посвященной жизни ликантропов, является "Werewolf the Apocalypse" (“Оборотень: Апокалипсис”) - продукт из линейки игр компании White Wolf Games, посвященных обратной стороне нашей повседневной жизни - удивительному и пугающему Миру Тьмы (World of Darkness). Его обитатели живут среди нас, тщательно скрывая факт своего существования - вампиры, призраки, феи, мумии, демоны и, конечно же, оборотни, называющие себя “гару” (заимствование французского термина “оборотень” - loup-garou). Рожденные матерью-Землей Гаей (Gaia), эти бесстрашные воины ведут тысячелетнюю войну с одной из трех великих сил Вселенной - с Червем (Wyrm), представляющим силы разрушения и хаоса. Они защищают от Червя своего покровителя - Природу (Wyld). Третья великая сила - Творец (Weaver), воплощение науки и прогресса, является нейтральной в этом древнем конфликте, однако Червь уже давно научился использовать его технические достижения в своих собственных целях.

Оборотни делятся на 13 племен (tribes), представители которых отличаются друг от друга по своим мистическим способностям. Все гару могут общаться с духами и выходить в Умбру (Umbra) - астрал, открывающий истинную суть каждой вещи.

Природа уже почти проиграла эту битву. Ядерные испытания, мировые войны, озоновые дыры, обмеление морей, вымирание животных - явные признаки того, что Апокалипсис неизбежен. Гару - последние защитники Гаи - прекрасно понимают, что обречены на поражение. Единственное, что они могут сделать - это умереть в безнадежном бою, сохранив свою гордость и честь.

К сожалению, White Wolf Games объявила о прекращении дальнейших работ над основными линейками продуктов по Миру Тьмы. Однако хочется верить, что эти книги (игровые пособия и художественная литература по Миру Тьмы) все же будут переведены на русский язык и появятся в продаже, заняв почетное место в развивающейся индустрии отечественных ролевых игр.

Верую, ибо абсурдно

Образ ликантропа - ровесник каменного топора и шаманского бубна, объединяющий в себе страх человека перед природой, наивный анимализм первобытных племен и патриархальный уклад развивающегося человеческого общества. Оборотень появился в народном фольклоре задолго до многих других сказочных существ - вампиров, гарпий, пегасов, демонов, василисков, гномов, джиннов, минотавров, ангелов, бегемотов, единорогов, эльфов, драконов - словом, тех невероятных обитателей наших фантазий и грез, которых мы знаем с детства. Но даже несмотря на то, что недавнее открытие генетического “синдрома ликантропии” окончательно разрушило мистическое очарование древних легенд, нам до сих пор хочется верить в существование таинственных и могучих людей-волков, преследующих свою добычу при свете луны. Ведь мечта - дыхание нашего разума, а человек не может жить без воздуха.

Некоторые случаи ликантрапии в XIX веке

1824 - Антуан Легер помещен в психиатрическую лечебницу за то, что убил 12-летнюю девочку, выпил ее кровь и съел ее сердце.

1828 - в Париже в возрасте 40 лет умер Виктор из Авейрона - первый из признанных наукой “диких” людей, найденных в лесу и ведущих животный образ жизни без каких-либо проявлений человеческого разума.

1849 - сержант Франсуа Бертран разрывал могилы, поедал плоть трупов и вступал с покойниками в половую связь. Аналогичная практика была якобы характерна для лимиккинов (см. выше - “ходящих в коже”) навахо - некрофилов, совокупляющихся с мертвыми женщинами и поедающих их после окончания полового акта.

1886 - “Оборотень Лондона” Генри Блот разрыл две могилы и обгрыз мягкие ткани трупов, после чего впал в гипнотический транс и был пойман полицией.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»