Конспект фронтального занятия на тему: “Звук и буква Щ”. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: Звук, буква Щ

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

И для вас практический материал на букву «Щ», это и художественное слово , и игры , и варианты картинок которые можно использовать при знакомстве с буквой.

Буква «Щ»

Веселые стихи

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Е. Тарлапан

Щука клад нашла на дне,

Вот бы щуку в руки мне.

На лужайке, как звонок,

Заливается щенок.

Щ – играющий щенок,

Кверху лапками он лег.

Г. Виеру

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

В. Степанов

Щетку щеголь уважает,

Щеткой щеголь пыль счищает.

* * *

Щука проглотила щетку,

Щетка ей щекочет глотку.

– Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?

Щука добрая была,

Дружбу с рыбами вела.

Из морской капусты щей

Щука наварила,

Окуньков, бычков, лещей

Щами угостила.

* * *

Могут щетки чистить шубы,

Могут щетки чистить зубы.

Щетки – это не трещотки,

Нам всегда помогут щетки.

Щука в озере жила.

Червяка с крючка сняла.

Наварила щука щей,

Угощала двух ершей.

Рассказали всем ерши:

– Щи у щуки хороши!».

Г. Сапгир

Щука в речке жила,

Щеткой воду мела.

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

С. Чернов

Хватать, глотать умеют щуки –

Другой не нужно им науки.

Б. Заходер

Щегол на березе щебечет,

Щурится, греясь на солнышке,

Щелкает в роще певец-соловей,

Щиплет теленок траву у реки…

Щедрые, добрые нынче деньки!

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

Скороговорки

Чистоговорки

Ща-ща-ща – мы несем домой леща.

Ащ-ащ-ащ – мы надели плащ.

Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.

Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.

Игры

Игра «Кто внимательный?»

1. Найдите одинаковый звук в словах: клещи, щетка, ящик, ящерица, щука.

2. С какого звука начинаются слова: щи, щавель, щегол, щека, щенок ?

3. Стукните карандашом по парте, если услышите звук [щ ’] в словах: шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, честный, цапля, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы, пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.

4. Сколько звуков [щ ’] в поговорке: щи да каша – пища наша ?

Игра «Слоговой аукцион»

Продолжите слова слогами чу-щу.

То (-чу ), пи (-щу ), кри (-чу ), уго (-щу ), встре (-чу ), наве (-щу ), та (-щу ), изве (-щу ), кру (-чу ), защи (-щу ), зачи (-щу ).

Продолжите слова слогами ча-ща.

Ро (-ща ), све (-ча ), пи (-ща ), встре (-ча ), ку (-ча ), зада (-ча ), ча (-ща ), да (-ча ).

Игра «Доскажи словечко»

Игра «Буква потерялась»

Найдите потерявшуюся букву:

– ука, ово – и, товари – и, ле –, – епка.

Игра «Превращение слов»

Измените одну букву в словах: роща (роза ), щенки (пенки ), ищи (иди ), щука (мука ).

Игра «Найдите слово в слове»

Щепка (щека ), щель (ель ).

Игра «Слоговое лото»

1. Прочитайте слоги и придумайте с ними слова: ща (щавель, щадить), ще (щегол, щенок), щу (щука, щупальца), щи (щи, щипать).

2. Составьте слова из слогов:

О т в е т: щука, роща, щека, щенок, щегол, клещи.

Игра «Найди слова»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а

щ – – – щ –

щ – – – – щ –

щ – – – – – щ –

щ – – – – – – щ –

щ – – – – – – – щ –

щ – – – – – – – – щ –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

щи, щит, щука, щегол, гуща, чаща, лещи, тащу,

щавель, щекотка. роща, мощи.

Игра «Дополните слово»

Давай сегодня сварим щи!

Слова такие отыщи,

Чтоб в каждом

Было щей немножко!

О т в е т: ищи, пищит, щипцы, ящик, клещи и др.

Игра «Наборщик»

Составьте слова из букв слова товарищи.

О т в е т: товар, щи, ищи, вар, рот, ор, вот.

Игра «Из одного слова – несколько»

Составьте телеграмму из слов, начинающихся с букв слова щука.

О т в е т: «Щенок утащил ключи – Андрей».

Загадки

Цель занятия: изучаем букву Щ, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Щ, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Щ по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Щука Щегол Щенок Щётка

Когда мы произносим звук [щ], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: ЩЩЩ. И язык, и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [щ].

  1. Какой звук есть и в слове ЩЁТКА, и в слове ПЛАЩ, и в слове ЯЩИК?
  2. В начале, в конце или в середине слова звук [щ] в слове ЩЕТКА? - ПЛАЩ? - ЯЩИК? - ВЕЩЬ? - КЛЕЩИ?
  3. Гласный или согласный звук [щ]?
  4. Звонкий или глухой этот звук? Почему?
  5. Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь?
  6. А какие ты знаешь звонкие согласные звуки?

Рассмотри букву Щ. Нашили букву Щ в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
- Боимся мы щекотки
Сапожной строгой… (щетки).

У меня пропал носок,
Утащил его… (щенок).

Медведица рыщет,
Медвежат под елкой… (ищет).

Сказка про букву Щ

Верное средство

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

Я знаю верное средство,- щебечет щегол.
- Надо положить щенка на щебень кверху лапами и щекотать, пока не пройдет… 
- Глупости! - прервал его мышонок Мыша.
- Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Все это смешать и съесть. Как рукой снимет!
- Да, это средство верное, но помогает только мышам,- серьезно сказал поросенок Персик.
- А щенкам надо вот что. Поймать щуку, открыть щенку рот, и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет.
- Ага, и голову вместе с зубом оторвет! - хохотнула крыса Дылда.
- Не-е-т, вот я знаю средство - это да! Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке ка-а-а-а-к…
- Зубы надо чистить! - не выдержал ежонок.
- Зубной щеткой. Вот это самое верное средство.

Загадки для детей на букву Щ

Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит -
И одежда станет чище.
(Щетка платяная)

Целый день плясунья наша
Рада по полу плясать.
Где попляшет,
Где помашет,
Ни соринки не сыскать.
(Щетка половая)

Хвостик из кости,
А на спине щетинка.
(Щетка зубная)

Хвостиком виляет.
Зубаста, а не лает.
(Щука)

Кто меня назвать не сможет?
Я на ежика похожа.
Я от пыли и от пятен
Охраняю ваше платье.
(Щетка платяная)

Веселые стихи про букву Щ для детей

Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука.
Удивлялась: что за штука.
(А. Пудваль)

А другой присвистнул даже:
- Сам фальшивит, а туда же!
Меж березовых стволов
Перещёлк гуляет…
Кто кого из двух щеглов
Перещеголяет?
(М. Пляцковский)

Щёголь щетку уважает.
Щеткой щёголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать.
Не в чем будет щеголять!
(В. Берестов)

Щенок такой тщедушный был!
Его я щами все кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Еще бы!
Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пес -
Настоящий!
(Е. Благинина)

Ухвачу-ка!
Проглочу-ка!
Щелкает зубами щука.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)

Щука добрая была,
Дружбу с рыбами вела.
Из морской капусты щей
Щука наварила.
Окуньков, бычков, лещей
Щами угостила.
(Ф. Бобылев)

Щука проглотила щетку.
Щетка ей щекочет глотку.
- Удивительное дело!
Что же я за рыбку съела?
(Г. Виеру)

Щеголь щегол на березе щебечет,
Щурится, греясь на солнышке, кречет,
Щелкает в роще певец-соловей,
Щиплет теленок траву у реки…
Щедрые, добрые нынче деньки!
(В. Лунин)

Щеки красные у Саши:
Щей он много ел и каши!..
(Б. Тимофеев)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Звуком [щ] и буквой Щ,щ

Задачи урока:
1. Познакомить детей с новой буквой Щ,щ.
2. Выявить звук, который обозначает буква Щ.
3. Определить место буквы Щ в ряду согласных букв.
4. Развивать познавательный интерес.
5. Формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Повернитесь к друг другу, подарите свои улыбки.

Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению.

Впереди вас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны, активны, аккуратны.

Ребята, сегодня мы отправимся на поезде в далекое путешествие. Закройте глазки и в путь. (слайд 2)

Поезд прибыл, откройте глазки. Чтобы попасть в свой вагон, надо показать свои знания! Готовы!

Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.

Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

Чем они различаются? (Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)

Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю)

Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков? (Обозначают твёрдость согласных звуков буквы: а, о, у, ы, э)

Что вы знаете про буквы я, е, ё, ю? (У этих букв бывает два звука, а бывает и один звук)

Когда у букв я, е, ё, ю два звука и какие? (У буквы я [й/а], е [й/э], ё [й/о], ю [й/у]. У букв я, е, е, ю два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака)

Когда у букв я, е, ё, ю один звук и какой? (У буквы я [а], е [э], ё [о], ю [у], когда они стоят после согласных)

Молодцы, ребята! Теперь можем отправляться в сказочное путешествие!

III. Сообщение темы урока.

Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в Королевство звуков и букв. (слайд 3)

А вот с какой буквой мы будем знакомиться, вы узнаете, отгадав загадку:

Он играет, громко лает,

Скуки он совсем не знает.

На пути сбивает с ног,

Шустрый, маленький … (щенок)

IV . Постановка цели урока:

Жил-был в Королевстве маленький щенок. Он все время грустил, потому что его имя заколдовала Королева звуков. Как ни старался щенок узнать и разгадать эту тайну, ничего не получалось. Ведь он был еще совсем маленький и задания Королевы ему не под силу. Вот он перед нами.

Ребята щенок просит нас о помощи. Вы согласны?

3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука Щ.

Первое задание Королевы.

Перед вами картинки. Нужно определить, какой первый звук чаще встречается. (Звук [Щ].)

Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.

Этот звук является первым в имени щенка.

Щенок хочет познакомить нас с буквой, обозначающей этот звук.

На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну, что же?
Е.Тарлапан

Давайте возьмем ручку и напишем букву Щ в тетради.

4. Развитие фонематических процессов. Игра «Кто внимательный».

Я произношу слова, если вы слышите звук [щ’] , хлопайте в ладоши.

шептать щекотать щелкунчик

честный цапля шоколад зима

щипать щепка ящик щука

5. Чтение слогов – слияний.

ща щу щё ще щи

6. Развитие дикции.

Следующее задание королевы: повторите чистоговорки.

Ща-ща-ща - мы несем леща..
Щу-щу-щу - я грибы ищу.
Ещи-ещи-ещи - складываю вещи.
Ащ-ащ-ащ - купили новый плащ.
Орщ-орщ-орщ – мама варит борщ.
Щи-щи-щи – собирали овощи.

Ребята, вы справились, и щенок говорит нам следующий звук в имени: это звук [Э].

7. Физминутка.

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем.

Закройте глаза, представьте, что вы вышли на улицу и видите высоко в небе солнце. Поднимите руки, мысленно поздоровайтесь с солнцем. Вы чувствуете тепло его лучей, оно пронизывает все ваше тело. Вам так хорошо! Тепло! Радостно! Вы наполняетесь силой знаний, светом солнца! Обменяйтесь энергией с солнцем… Потянитесь… Улыбнитесь… Откройте глаза. Мы в комнате. Но солнечное тепло, свет и знания остались с каждым из вас. Улыбнитесь!

8. Смысловое чтение

Ой, посмотрите, что здесь (назвать хором изображения: щётка, ящик, клещи, щенок)

Закройте глаза!(убираю щенка)

Кто исчез?(щенок)

Сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Катин щенок»

Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щётку и стал с ней играть.

А сейчас ответьте на вопросы:

    Кого подарили Кате?

    Куда посадила Катя щенка?

    Где уснул щенок?

    Что сделал щенок, когда проснулся?

    А какие слова на «щ» вы можете назвать ещё?

    1. Работа в паре: Игра « Наборщик» - придумать слова из букв слова «ТОВАРИЩИ»(на черновиках напечатайте, кто больше)

      Работа в группе: Игра « Собери слово».

На листах на шариках написаны буквы.

Собери буквы так, чтобы получилось слово. Составить звуковую схему.

Укща, яикщ, апщл (щука, ящик, плащ)

    Дополнительно: Развитие связной речи.

А вот и новое задание Королевы: “Доскажи словечко”. Королева очень любит ясную погоду, наши солнышки сегодня должны засиять. Перед вами желтые круги и прищепки. Назвав правильное слово, вы цепляете прищепку на круг.

    Письмо опускают в почтовый … (ящик).

    На огороде выросли сочные … (овощи).

    У собаки сынок - … (щенок).

    Емелины желания исполняла … (щука).

    Зубы чистят зубной … (щеткой).

    В Древние времена люди жили в … (пещере).

Нужное слово – картинка появится на экране

Итог занятия.

Мы приехали обратно. Какой звук и буква были первыми в имени щенка. (Звук и буква Щ). Вам понравилось наше путешествие? Почему? (Ответы детей).

На столе у вас карточки с изображением весёлого и грустного смайлик. Кому было интересно на уроке, если вы запомнили букву и звук, кому всё понравилось на уроке, кто не испытывал затруднений поднимите карточку с веселым смайликом. А кто испытывал трудности, чувствовал себя неуверенно, поднимите грустный смайлик

……. Дети оценивают свою работу.

Цель:

  • Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой;
  • Развитие навыка звукового анализа и синтеза слова;
  • Продолжать учить детей составлять предложение по схеме и двум предметным картинкам;
  • Формирование навыка правильного употребления предлогов в предложениях;
  • Развитие внимания, памяти, воображения;
  • Воспитание аккуратности.

I Организационный момент.

Ребята, на прошлом занятии мы изучили скороговорку. Давайте вспомним ее.

Я по камушкам пошел,

Шубу шелкову нашел.

- Произнесем скороговорку с движениями. Под нее мы будем маршировать.

Произнесем ее медленно.

Кто произнесет ее еще один раз самостоятельно?

Какой звук встречается чаще других?

Какой он? Почему?

Твердый или мягкий?

Есть ли у него мягкий братик?

Правильно, звук “ш” всегда твердый!

Твердый согласный на схеме каким цветом обозначаем?

II Основная часть:

Послушайте загадку:

Вьется веревка

На конце головка. (змея)

Представьте, змея ползет и мягко шипит: “щщщщщщ”

Изобразим движения змеи. Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипите “щщщщщщ”.

Возьмем зеркало и посмотрим, правильно ли у вас работают губы язык, когда вы произносите этот звук.

Сделать губы рупором. Кончик языка поднят к бугоркам и образует с ними щель. По середине языка идет теплая, плавная длинная струя воздуха.

Произнесем звук “щ”. Какой он гласный или согласный?

Твердый или мягкий?

А есть ли у него твердый братик?

Запомните, звук “щ” всегда мягкий!

  1. Знакомство со звуком.
  2. Знакомство с буквой:

Звук “щ” на письме обозначается буквой Ща.

Посмотрите на нее. На что она похожа?

На расческу Щ похожа,

Три зубца всего? И что же?

Щ играющий щенок.

Кверху лапками он лег!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Хватать, глотать умеют щуки -

Другой не нужно им науки!

На столе буквы из бархатной бумаги. Проведем пальчиком по букве, произнесем “щщщщщщ”.

Ш Й Щ

Какой звук лишний? Почему?

У вас баночки с манной крупой. Напишем букву Й. Напишем букву Ш. Что надо сделать, чтобы получилась буква Щ?

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг к другу потянулись.

Как пружинки мы присели

А потом тихонько сели.

Возьмем зеркало и произнесем за мной.

Ща - що - щу - щи

Ащ - ощ - ущ - ищ

Произнесем чистоговорки:

Ща - ща - ща - Шура ходит без плаща.

Ащ - ащ - ащ - мы наденем плащ.

Щи - щи - щи - щавеля мне поищи.

Щу - щу - щу - я щенка ищу.

Щи - щи - щи - где же он пищит?

Придумаем сами чистоговорки. Я буду произносить слог, а вы дополняете подходящим словом в рифму:

На доске картинки со звуком “щ” Произнесем за мной.

Найти слова, чтобы звук “щ” был в начале слова, в середине слова, в конце слова. (3 человека) Проверим!

Составим схему к слову “щука”

Сколько слогов? Почему?

Какой слог ударный? Какой он по счету?

Назовите безударный слог? Какой он по счету?

Произнесите первый слог.

Выделяем первый звук первого слога? Характеристика.

Какой второй звук первого слога? Характеристика.

Произнесите второй слог.

Выделяем первый звук второго слога. Характеристика.

Выделяем последний звук. Характеристика.

(Дети работают индивидуально. Показ на доске. Дети выделяют звуки и дают им характеристику по цепочке)

Произнесем еще раз слова.

К какому слову подходит эта схема? (щит, лещ)

А сейчас мы в цирке. Это ваши дрессированные животные.

Кто вы? (дрессировщики)

Катя, а ты кто? (дрессировщица)

Семен, а ты кто? (дрессировщик)

На столе животные, с которыми вы будете выступать. Представьте, что это арена. На арену выходит слон. Сколько слогов в слове “слон”? Почему? (Дети показывают нужную цифру)

В названии каких животных тоже 1 слог?

На арену выходит лошадь. Сколько слогов в слове “лошадь” Почему?

На арену выходит собака. Сколько слогов в слове “собака” Почему?

Поиграем в игру “Ходим как…”

Цирковая лошадь;

Великаны;

Послушаем рассказ.

Запомните слова со звуком “щ”.

Катин щенок.

Жила - была девочка Катя. Ей подарили щенка. Катя принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из - под стола щетку и стал с ней играть.

Кого подарили Кате?

Куда посадила Катя щенка?

Где уснул щенок?

Что сделал щенок, когда проснулся?

Какие слова со звуком “щ” вы услышали?

Перескажем рассказ по цепочке.

Поиграем в игру “Едет поезд”

Едет поезд! (С чем?)

С топотушками;

С хлопушками;

С поворотами;

С приседушками;

С моргалками;

С приседушками;

С наклонялками;

С хохотушками;

С тишиной.

Какие маленькие слова или предлоги вы знаете? Вспомним предлоги по схемам.

Составить предложение по двум картинкам с маленьким словом.

У детей пары картинок: чашка ложка

жук цветок

птица кормушка

шашки доска

ребенок погремушка

лягушка озеро

лошадь конюшня

плащ вешалка

шкаф книга

щетка ящик

  1. Тактильное восприятие:
  2. Игра “Какой звук лишний?”
  3. Физминутка:
  4. Воспроизведение слоговых рядов:
  5. Воспроизведение чистоговорок:
  6. Работа над звуковым составом слова:
  7. Работа над слоговым составом слов.
  8. Физминутка:
  9. Работа над рассказом:
  10. Физминутка:
  11. Работа над предлогами:
  12. Игра “Путанки”:

Поиграем в игру, которая называется “Путанки”. Я говорю предложение и делаю ошибку, а вы исправляете ее.

На столе сапожки, под столом лепешки.

А как надо сказать?

Овечки в речке, караси у печки.

А как правильно?

Под столом портрет, над столом табурет.

Щенок выглядывает под шкафа.

Мяч выкатывает из стола.

Мальчик достает тапочки из стула.

Девочка выметает мусор из дивана.

III Итог:

С каким звуком сегодня познакомились? Какой он?

Поиграем в игру. Поднимите и покажите сигнальную карту, если услышите звук “щ”:

Пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.

Тема: «Звук [Щ] и буква Щ»

Группа: подготовительная к школе

Образовательная область: «Речевое развитие»

Логопед: Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он?

Дети: кислый

Логопед: Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовет вас домой. Скажите ей: «Ты нас мама не ищи, Щиплем щавель мы на щи»

Сообщение темы занятия

Выделение звука Щ из чистоговорки.

Логопед: Какой звук чаще других повторяется в чистоговорке? (Логопед еще раз проговаривает чистоговорку и выделяет голосом звук Щ)

Дети: Звук Щ

Фонетическая зарядка

Логопед: Давайте представим, что наша одежда испачкалась. Давайте возьмем в руки щетку и почистим ее. Ш-щ-щ.

Артикуляционная и акустическая характеристика звука щ.

Логопед: поверните к себе зеркала. Произнесите звук щ-щ-щ и понаблюдайте, что делают зубы, губы, язык когда мы произносим этот звук?

Дети: Губы округлены, зубы оставляют маленькую щелочку, язык поднят за верхние зубы.

Логопед: Встречает ли воздушная струя препятствие, когда мы произносим этот звук?

Дети: Да. Мешает язык.

Логопед: значит звук Щ – согласный. Давайте проверим, глухой или звонкий звук Щ. Положите руку на горло и произнесите этот звук. Звенит горлышко? Включился голосок?

Дети: нет

Логопед: значит звук Щ – глухой и этот звук всегда мягкий. Будем обозначать его зеленым кружком.(Логопед демонстрирует речевой профиль звука щ)

Дайте характеристику звуку Щ

Дети: звук Щ – согласный, глухой и всегда мягкий.

Выделение звука Щ на слух среди других звуков.

Логопед: Приготовьте ладоши и хлопните, если услышите звук Щ

щ ж с у а с р л о щ ш щ ш а щ п с щ щ у а и щ

Воспроизведение слоговых рядов.

Логопед бросает мяч каждому ребенку и просит повторить цепочку из слогов

Ща-що-ща ощ-ущ-ащ

Щу-щи-щу ущ- ющ- ищ

Ща-щи-ща ащ-ящ- ощ

Ощ-ущ-ащ ущ- ищ — ущ

Развитие фонематического слуха. Игра «Лото»

Логопед через проектор на экран демонстрирует карточку лото и просит детей назвать предметы.

Пока звучит музыка нужно найти картинки со звуком щ и закрыть их кружком зеленого цвета.

После того, как дети выполнили задание на экране остаются предметы в названии который есть звук щ.

Произношение слов со звуком Щ. Определение места звука Щ в слове.

Логопед: почему ты закрыл кружком эту картинку?

Дети: это щука. В этом слову есть звук щ.

Логопед: где находится звук щ в слове щука?

Дети: В начале слова.

Каждый ребенок демонстрирует отобранную картинку и определяет место звука Щ в слове.

Проверка на экране.

Образование существительных с помощью суффикса «ищ».

Логопед: Ребята вы слышите, кто-то стучит. Это мой друг. Угадайте, кто это. У него не глаза, а огромные …(глазища)

Не усы, а огромные …

Не нос, а….

Не лапы, а …

Не когти, а …

Не хвост, а …

На лапах не маленькие сапоги, а огромные…

Кто же это?

Дети: кот. Котище

Логопед: наш кот очень любопытный и хочет позаниматься вместе с нами. Разрешим ему?

Дети: : да

Логопед: Кот, выбери самое короткое слово из четырех: щи, щит, щука, щегол.

Кот: щегол

Логопед: Вы согласны с ним, ребята?

Дети: нет

Логопед: сколько звуков в слове щи (2)

Какой звук появился в слове щит (т)

Сколько всего звуков в слове щит (3)

В слове щука (4)

Значит какое слово самое короткое?

Дети: : щи

Логопед: Давайте мы свами построим пирамиду из слов. В верху будет стоять предмет, в названии которого 2 звука, (самое короткое слово) ступенькой ниже – предмет в названии которого 3 звука, затем предмет с 4 звуками, а на нижней ступеньке с 5 звуками. Кот на первое место ставит щуку, а дети исправляют ошибки.

Проверка на доске через компьютер.

Звуковой анализ слова щука.

Логопед: Дети откройте свои пеналы и выложите слово щука. Давайте вспомним характеристику звука Щ. (Логопед спрашивает двоих ребят).

Синтез слова роща.

Логопед: А сейчас кот предлагает вам выполнить свое задание. Вам нужно будет взять первые звуки из слов и составить новое слово. Слушайте внимательно (логопед произносит слова и картинки появляются на экране) ручка, овощи, щука, автобус.

Какой первый звук в слове ручка?

Дети: (р).

Буква Р появляется под картинкой. По мере того как дети выделили звуки под картинками появляются буквы.

Логопед: Какое получилось слово?

Дети: роща.

Логопед: Выложите слово роща кружками.

Коту понравилось как вы обозначали слово роща кружками. Он хочет обозначить кружками слово щука. Правильно ли он выполнил задание? (Логопед демонстрирует на экране схему их 5 кружков)

Дети: нет. Дети исправляют ошибки.

Физминутка.

Логопед: Наш котик узнал много нового, поиграл с нами, устал. Давайте попрощаемся с ним. Знакомство с буквой Щ.

Щ – это щетка с загнутой ручкой.
Все перечистим щеткой-колючкой. (В. Ковшиков)

Логопед: Посмотрите на доску. Так выглядит буква Щ. На какую букву она еще похожа? (на букву Ш). Выложите букву Щ из палочек. Чем буквы отличаются отзвуков?

Дети: Звуки мы слышим и произносит, а буквы видим, читаем, пишем.

Логопед : Найти букву Щ в кассе букв. Чтение слогов, слов с буквой Щ. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложения: У Димы щука. (по возможностям детей).

Итог занятия . Королева С. учитель-логопед, МДОУ Детский сад № 7 г. Твери.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»